Н. С. РЫСЮКЕВИЧ,
Минский институт управления, г. Минск
формирование спортивных ЛИДЕРОВ: социологические матрицы
В современных быстро меняющихся условиях для достижения больших побед в спорте огромное значение имеют лидеры. Их можно условно разделить на четыре типа: лидеры для себя, командные, корпоративные, суперлидеры. Личностные качества спортивных лидеров различных уровней можно целенаправленно формировать. Для этого разработаны теория, специальные программа и социальный механизм, направленные на формирование конкретных личностных качеств спортивных лидеров, в течение нескольких лет проводится социаль-но-формирующий эксперимент.
Ключевые слова: спорт, спортивные победы, формирование, лидеры для себя, командные, корпоративные. суперлидеры, теория, социальный механизм, личностные качества.
Белорусское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого большинство социально-экономических и политических инноваций направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и формирование сильной, процветающей и независимой Беларуси. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека, его здоровьем и образом жизни, в том числе вопросы спорта.
Действительно, в современных условиях спорт представляет собой сложное многофункциональное и многообразное явление социальной реальности. Он давно перестал играть роль просто развлечения и превратился в силу, активно влияющую на жизнедеятельность общества, на формирование человека как личности, на менталитет не только отдельных людей, но и социальную направленность развития целых государств. Регулярные занятия физической культурой и спортом не только положительно воздействуют на укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, физической подготовленности и спортивного мастерства, но и выполняют такие важные функции, как образовательная и познавательная, духовно-нравственная, социально-биологическая адаптация, снижение социальной напряженности, профилактика заболеваемости и правонарушений, борьба с наркоманией. Экономический и социальный эффект от реализации этих функций значительно превосходит прямые затраты.
Спорт обладает особым социальным статусом в пересечении общественных интересов и реалий. Он является критерием моральных и физических возможностей спортсменов как лучших представителей нации и государства.
Причем социальное значение спорта определяется не только тем, что он позволяет выяснить, кто сильнее, быстрее, выносливее. Победитель воплощает в спортивном результате не только личные физические возможности, но знания и опыт тренеров, интеллект, волю и уровень развития общества.
Создание научной теории спорта необходимо и для решения практических задач, которые стоят в настоящее время перед белорусским спортом на международной арене, особенно в игровых видах. Речь идет прежде всего о тех видах спорта, которые признаны во всем мире и собирают десятки тысяч поклонников на стадионах и миллионы болельщиков у экранов телевизоров. Таковыми, по общему признанию, являются футбол, хоккей, волейбол и баскетбол. Выступление национальной сборной Республики Беларусь по хоккею, занявшей 14-е место на последнем чемпионате мира и с огромным трудом оставшейся в элитной группе мирового хоккея, повергла в шок страну. Оказалось, что у самой главной команды страны нет ни лидеров, ни патриотизма, ни мотивации. Спортивные коллективы белорусского государства, вкладывающего огромные деньги в спорт, возводящего современные катки и стадионы (например, одну из лучших в мире «Минск-арену»), уступают командам даже небольших по территории и населению стран, составленным из полупрофессионалов. Объяснение противоречий между усилиями, предпринимаемыми государством, и конечными спортивными результатами, является одним из направлений деятельности различных научных отраслей знания, в частности - социологической науки.
Огромный исследовательский интерес в современных условиях вызывает лидерство. В настоящее время, когда физические нагрузки спортсменов оказываются запредельными, а в напряженной борьбе за спортивные результаты счет идет на сотые доли секунды или граммы, особое значение приобретают лидерские качества спортсменов.
Можно привести достаточно много примеров, когда отсутствие настоящего лидера в спортивной команде детерминирует ее поражение в игре с более слабым соперником, а его наличие, способность повести за собой спортивный коллектив в сложную минуту, приводило к победам в практически проигранных ситуациях. Настоящим лидером молодежной сборной страны по футболу является полузащитник Станислав Драгун. Как результат, футбольная команда заняла третье место в Европе и завоевала право участвовать в Олимпийских играх в Лондоне. Уже классическим стал пример, когда защитник минского «Динамо» Юрий Курненин в тяжелейшем матче проявил качества настоящего бойца, постоянно шел вперед, вел за собой товарищей, забил три мяча и помог вырвать труднейшую победу. Это был первый случай в советском футболе, когда защитник за небольшой промежуток времени совершил хет-трик. Или совсем недавний пример. На последнем чемпионате мира по хоккею настоящим лидером сборной команды России был 25-летний нападающий Евгений Малкин. В самые трудные моменты тренер национальной команды выпускал его на площадку. Евгений находился в самых горячих
точках, самоотверженно сражался за победу и на радость миллионам болельщиков содействовал своей игрой триумфу национальной команды. Как показывает жизнь, в таких случаях спортивные результаты приносят не только деловые и профессиональные качества игроков команды, а во многих случаях -сила воли, инициатива, самоотверженность ее лидеров.
А вот во время чемпионата Европы по баскетболу в составе белорусской женской сборной не оказалось настоящих лидеров, способных в сложнейшей спортивной борьбе повести команду вперед к победе. Как результат, одна из сильнейших национальных сборных мира бездарно провалила важнейшее соревнование сезона и не попала на Олимпийские игры в Лондон. Или другой пример. Старший тренер сборной молодежной команды Республики Беларусь по футболу Игорь Ковалевич после домашнего поражения (0:3) заявил, что основная причина поражения - это отсутствие в команде лидера. Но самое огромное разочарование получили болельщики от выступления сборной национальной команды России по футболу на чемпионате Европы. В команде не нашлось настоящего спортсмена, который через «не могу» вел бы свою команду к победе. Капитан команды Андрей Аршавин после поражения от сборной Греции заявил своим болельщикам: «То, что мы не оправдали ваши ожидания, это не наши проблемы. Это ваши проблемы». Да и что мог сказать человек, который торговался за каждый фунт стерлингов при переходе из «Зенита» в лондонский «Арсенал». Не лучше выглядели многие другие игроки российской сборной. Недаром одна из самых популярных газет России назвала их «уродами». Действительно, настоящими патриотами назвать их очень сложно.
Подводя итоги выступления сборной команды страны на Олимпийских играх в Лондоне, Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко подверг жесткой критике работу по подготовке спортсменов к Играм, отметил, что это настоящая катастрофа, освободил от занимаемых должностей министра спорта и туризма Олега Качана и помощника Президента по вопросам физической культуры, спорта и развития туризма Игоря Заичкова и потребовал «Виновных - в наручники» [8].
Предварительный анализ деятельности по подготовке белорусских спортсменов показал на наличие в этой работе большого количества проблем и недостатков. Была сведена до минимума целенаправленная научно-исследовательская деятельность. Продолжается отток квалифицированных специалистов, тренеров и спортсменов за рубеж, что, с одной стороны, подтверждает высокий уровень их профессиональной подготовки, востребованность на мировом уровне, с другой - констатирует отсутствие необходимых условий для полноценной работы в Республике Беларусь. Практически не были задействованы ресурсы социологии спорта как барометра состояния дел в отрасли. Не уделялось должного внимания формированию спортивных лидеров как катализаторов будущих спортивных побед [2; 4; 6].
Поэтому очень важно формировать лидерские механизмы и модели, которые будут детерминировать стремление спортсменов к большим победам
в спортивных соревнованиях. Президент Республики Беларусь постоянно ставит такие задачи перед общественностью, перед спортивной наукой, однако некоторые высокопоставленные государственные чиновники, отдельные руководители спортивных федераций берут под сомнение возможность решения данной проблемы. Они считают, что не реально, даже не надо формировать патриотические чувства, даже у молодых спортсменов. Может быть, поэтому национальная спортивная поросль давно не добивалась серьезных успехов.
Феномен лидерства в спортивных командах трудноизмерим и не всегда понятен, деятельность спортивных лидеров многопланова, многогранна, существует огромное множество ее индивидуальных проявлений. Как результат, анализ условий и реальных возможностей, создание социальных механизмов формирования лидеров спортивных команд являются очень важными. Воспитание личностных качеств спортивных лидеров помогает юношам и девушкам в дальнейшем более успешно влиться во взрослую жизнь, создает предпосылки для лидерства как в спорте, так и в общественной жизни. Однако данные проблемы в современной социологии до сих пор обстоятельно не изучалась. Научных работ по этой проблематике в Беларуси явно недостаточно, что создает, с одной стороны, большое количество трудностей для тренеров, с другой - обширное поле деятельности для научных исследований. Но самое страшное, что отдельные структуры просто уничтожают социологию спорта как науку, отказывают ей в существовании [2-5; 9; 10].
В то же время в данной отрасли социологического знания имелось огромное поле применения своих возможностей. Уровень спортивных результатов в настоящее время настолько высок, что постоянно возникает вопрос о пределах человеческих способностей и возможностей. Есть люди, которые утверждают, что тот или иной спортивный рекорд уже не может быть побит. Он является пределом человеческих возможностей. Так, например, то, что сделал американец Боб Бимон 18 октября 1968 г. на Олимпийском стадионе в Мехико во время соревнований по легкой атлетике, специалисты назвали «прыжком в 21-й век». Его нельзя повторить, тем более превзойти. Люди никогда не будут прыгать дальше 8 метров 90 сантиметров. То же самое многие сегодня говорят о мировых рекордах 21-летнего бегуна из Ямайки Усайна Болта в беге на 100 метров -9,58 с, 200 метров - 19,19 с. Учитывая то, что атлеты сегодня используют девяносто девять процентов своих психологических возможностей, выйти за пределы существующих спортивных достижений, преодолеть барьеры казалось бы невозможного, помогают наиболее выдающиеся спортсмены - спортивные лидеры.
Спорт - это специфический вид сознательной социальной деятельности людей, определенный способ жизни, заключающийся в организованном сопоставлении их сил, возможностей и физических способностей в борьбе за победу, высокий спортивный результат, детерминирующий значительные физические и умственные усилия, развитие важных физических и морально-волевых качеств [3, с. 2]. Особенностями современного спорта являются ярко
выраженная состязательность, стремление к победе и высоким спортивным достижениям, требующим повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которые постоянно совершенствуются в процессе спортивной тренировки и участия в спортивных соревнованиях. В спортивной деятельности происходит закрепление, совершенствование и формирование новых личностных качеств и характеристик, умений и компетенций, развитие силы и интеллекта, фантазии и воображения, нравственности и мышления Спортивные отношения являются содержательным наполнением всех социальных институтов и процессов [3; 6]. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет даже заявил, что «у истоков государственности стоит спорт» [7, с. 145]. Голландский философ и социолог Йохан Хёйзинга искал происхождение культуры в спорте и понимал культуру как спортивную игру [11].
Спортивное лидерство можно рассматривать как механизм целенаправленного влияния и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами, направленный на достижение высоких результатов. Особенно отчетливо проявляется постоянная зависимость между действиями спортивных лидеров и эффективностью командной деятельности. В жизнедеятельности любого спортивного коллектива достаточно много таких моментов, когда необходимо показывать личный пример, идти вперед, убеждать членов спортивной команды [3; 6].
Социологические опросы, проведенные мною, интервью со многими тренерами, работающими со спортивными командами, показывают, что без эффективных спортивных лидеров в современных условиях практически не реально добиться значительных спортивных побед. Значение и роль спортивных лидеров в сложных соревновательных ситуациях очень важны, в экстремальных - просто незаменимы. Они помогают в решении самых различных задач. На спортивных соревнованиях тренер находится за пределами спортивной площадки или футбольного поля. Это приводит к существенному усилению роли лидеров, которые всегда находятся в эпицентре борьбы, являются ее непосредственными участниками, что увеличивает их реальные возможности в целенаправленном влиянии на действия спортивных команд. Если члены спортивной команды чувствуют рядом плечо, локоть лидера, его поддержку, то способны изменить ситуацию в самом сложном спортивном поединке.
Лидерами спортивных команд, как правило, являются наиболее авторитетные и сильные игроки, самые опытные спортсмены. Слабые игроки (физически, морально, интеллектуально) спортивными лидерами не станут никогда. Социологические исследования, проведенные мною, анализ научной литературы и действий лидеров спортивных команд показал, что для них характерны определенные личностные характеристики и ценностные ориентации - профессионализм и более высокие авторитет, интеллект и патриотизм, организаторские способности и волевые качества, инициативность и уверенность в себе. Эти спортсмены становятся лидерами в ходе спортивных состязаний в результате взаимодействия членов спортивной команды при организации их
командных действий для решения конкретных задач - проведения интенсивной тренировки или победы в спортивном соревновании или конкретной игре. У спортивных лидеров, как правило, присутствуют огромная ответственность, склонность к риску, даже авантюрность в безнадежной ситуации, но, как правило, отсутствует ярко выпаженный страх. При социологическом анализе распределения действий в спортивной команде выяснилось, на лидера команды ложится более 50 % всех реализуемых процессов [3, с. 16].
Спортивные лидеры обладают эффективным мотивационным механизмом, направленным на достижение поставленных спортивных целей. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимает на себя определенные обязанности и функции и определенным образом мотивирует коллег по команде предпринимать те или иные действия. Члены спортивной команды принимают лидерство, признают достоинства и полномочия лидера, необходимость, правильность и результативность его действий. Члены команды строят с лидером такие взаимоотношения, которые предполагают, что он постоянно будет впереди, будет показывать пример, а они будут поддерживать его.
Предлагаю авторское определение: спортивный лидер - это социальный субъект, который благодаря своим ярко выраженным личностным качествам и ценностным ориентациям, авторитету и стремлению быть полезным с точки зрения командного интереса, отношению к членам спортивной команды и тренировочной деятельности, оказывает постоянное и эффективное влияние на деятельность спортивного коллектива, пользуется активной поддержкой его членов, признается ими в качестве ведущего и при помощи различных мотивационных факторов способен повести за собой команду в наиболее сложных спортивных и жизненных ситуациях.
Определить эффективность спортивного лидера, его потенциальные и реальные возможности - значит, выяснить, как воспринимают лидера в сложных спортивных ситуациях члены команды, как он способен влиять на ситуацию. Стоит особо подчеркнуть, что воздействие лидера на команду также не является постоянной величиной. В экстремальных ситуациях лидерское влияние может лавинообразно возрастать, а в «вялотекущем» спортивном матче, когда оно в принципе не так важно, может существенно уменьшаться. По мере изменения (ухудшения) спортивной ситуации или реализации поставленных спортивных задач, согласно теории «распределенного лидерства», оно может переходить от одного спортсмена к другому члену команды.
В последние годы резко возрос интерес к теоретическим аспектам спортивного лидерства. Эти вопросы постоянно обсуждаются как спортсменами, так и тренерами. Как правило, речь идет о формировании лидерских качеств, выявлении лидера среди членов команды, распределении лидерских функций. Спортсменов и их тренеров особо волнует, благодаря каким личностным качествам люди становятся лидерами, каким образом лидерство помогает или мешает достижению командных целей. Существует даже мнение, что лидеров в спортивной команде не может быть много.
Выявление факторов, влияющих на спортивное лидерство, формирование личностных качеств спортивных лидеров приводит к созданию сложной социологической модели, в которой учитываются личностные качества спортсменов, особенности спортивной команды, ее структура, задачи, стоящие перед ней, личностные качества ценностные ориентации и мотивация спортивного лидера, характер взаимодействий между ним и членами команды.
В ходе мониторингового социологического исследования «Лидеры политики, бизнеса, спорта на современном этапе развития белорусского общества», проводимого долгие годы под руководством профессора Игоря Кот-лярова, мною были выявлены некоторые личностные качества и умения, характеристики и ценностные ориентации спортивных лидеров. Разработана социологическая матрица спортивных лидеров, предложена авторская лидерская модель членов спортивных команд, принципиально новый социальный статус спортивных лидеров, детерминируемый их положением в спортивном мире. Он представляет собой комплекс уровней по ранговым измерениям в зависимости от социальности лидеров, где социальность понимается как совокупность приобретенных человеком качеств, обеспечивающих его способность функционировать в обществе и выполнять разнообразные социальные функции в составе различных групп - индивидуальный, групповой, социаль-но-общностный, элитарный [4; 10].
Первый уровень статуса спортивного лидера обусловлен прежде всего индивидуальными особенностями процессов формирования членов спортивных команд в командных видах спорта: личностными умениями, способностями, индивидуальными проявлениями восприятия и эмоций, ощущений и мышления. Этот уровень зависит как от врожденных факторов, так и от индивидуального опыта, от развития и совершенствования личностных качеств индивидов, интенсивности и качества спортивных тренировок. Второй уровень - командный - представляет групповой социальный опыт, в который входят приобретенные в ходе напряженных тренировок умения и знания, навыки и привычки. Они имеют социальный характер, формируются в процессе общения и обучения, совместной командной деятельности, и могут быть усилены с помощью целенаправленных действий. Третий уровень статуса спортивного лидера, внутренний стержень которого составляют, прежде всего, ценности и ценностные ориентации личности. В результате формирования общественно важных личностных качеств и ценностных ориентаций спортивный лидер выходит за пределы спортивной команды, на высоком уровне выполняет лидерские функции и вне спортивной площадки или футбольного поля. Четвертый (высший) уровень статуса спортивного лидера - элитарный. Он детерминирован высшими требованиями спортивного развития. На этом уровне расположены лучшие во всех отношениях представители спорта, его элита.
Спортивных лидеров по этим основаниям можно подразделить на четыре важнейших типа - лидер для себя; командный; корпоративный; «суперли-
дер», характерных для индивидуального, группового, социально-общностно-го, элитарного уровней. Лидер для себя - спортсмен, который хочет и способен повысить свои личные спортивные достижения и формирует для этого определенные личностные качества. Командный лидер - спортсмен, который благодаря своим личным достоинствам является настоящим лидером спортивной команды. Корпоративный лидер - человек, который является лидером не только в команде, но и в общественной жизни, обладает личностными качествами, которые дают ему возможность стать настоящим вожаком молодежи, быть первым не только на беговой дорожке или футбольном поле, но и в учебном или трудовом коллективе, любом социуме, активно заниматься общественными делами. «Суперлидер» — личность, которая является лидером в спортивной и общественной жизни, обладает выдающимися личностными качествами и высокими морально-нравственными ценностями, непререкаемым авторитетом, дающими ей возможность быть лучшей в данной сфере деятельности, постоянно передавать свои знания и опыт подрастающему поколению [4; 10].
В ходе исследования на основании выделения сферы влияния, масштабов социального воздействия спортивных лидеров, разделения спортивных объектов по социальной значимости выявлены следующие основные лидерские модели в сфере спорта:
Структура социологической модели лидеров в сфере спорта может включать следующие основные параметры: целеполагание как определение мотивов деятельности и условий удовлетворения важнейших спортивных интересов, мотивацию как детерминацию спортивной деятельности; личностные качества лидера (авторитет, профессионализм, коммуникативные способности, уверенность в себе, требовательность к себе и другим), его инструментальные характеристики (трудолюбие, образованность, исполнительность и дисциплинированность, высокие запросы и требования к жизни, амбициозность и воля к победе) и терминальные ценности (наличие хороших и верных друзей, общественное признание, уважение окружающих, самореализация, активная и деятельная жизнь), определяющие неповторимость и уникальность лидера.
На основании теоретических и социологических исследований разработаны следующие модели спортивных лидеров.
Модель «лидера для себя». Это взаимосвязь личностных качеств и ценностей (упорство, активность, работоспособность, быстрота, выносливость), мотивационных ориентаций спортсмена, который хочет добиться существенных спортивных результатов и формирует для этого необходимые объективные факторы и субъективные условия. «Лидеру для себя» присущи определенные личностные характеристики, терминальные и инструментальные ценности, которые целенаправленно создаются в ходе тренировочной и соревновательной деятельности.
Модель командного лидера. Это взаимоотношение личностных качеств и ценностей, мотивационных оснований социального субъекта, который бла-
годаря своим ярко выраженным личностным качествам и ценностным ориентациям, авторитету и профессионализму, стремлению быть полезным с точки зрения группового интереса и умению работать в команде, оказывает постоянное и эффективное влияние на деятельность спортивного коллектива, пользуется активной поддержкой его членов, признается ими в качестве ведущего и при помощи различных мотивационных факторов способен повести команду за собой в наиболее сложных спортивных, даже экстремальных ситуациях. Данная модель детерминируется системой высоких личностно-профессиональных характеристик: авторитетом и интеллектом, профессионализмом и нравственностью, эмпатией и коллективизмом, доверием и признанием. Лидер команды, принимая на себя определенные функции, в конкретной ситуации и в конкретном спортивном коллективе выходит на ведущие роли. Остальные члены спортивной команды принимают лидерство как должное, т. е. строят с лидером такие взаимоотношения, которые предполагают, что он будет впереди, а они будут поддерживать его и следовать за ним в различных ситуациях.
Модель корпоративного лидера. Это взаимосвязь личностных качеств и ценностей, мотивационных ориентаций спортсмена, который является лидером не только в спортивной команде, но и в общественной жизни, обладает личностными качествами и умениями, ценностными ориентациями, которые дают ему возможность быть только быть первым в спорте, но и активно заниматься общественными делами. Корпоративный лидер обладает эффективными коммуникационными свойствами, демонстрирует более высокий, чем другие члены спортивной команды, уровень активности и влияния на достижение поставленных спортивных и общественных целей. Как показывают социологические исследования, корпоративным лидерам присущи интеллектуальные способности - такт и дипломатичность, ум и умение быть надежным; психологические черты - уверенность в себе и инициативность, созидатель-ность и творчество, энергичность и, настойчивость и упорство, воля к победе и потребность в достижениях; деловые умения - профессионализм и активность, авторитет и умение завоевывать популярность и престиж и т. д. Особое значение имеют для корпоративных лидеров и такие ценностные ориентации как амбициозность и образованность, наличие хороших и верных друзей и общественное признание. Многие данные качества и ценностные ориентации присущи лидерам для себя и командным лидерам, были сформированы на том уровне, но в данном случае они измеряются более высокими количественными и качественными параметрами [4; 10].
Впервые в социологической науке предлагаю матрицу спортивных лидеров. Социологическая матрица как коммуникат представляет собой систему подобранно расположенных и связанных определенной зависимостью особых знаков, сознательно разработанных и научно обоснованных характеристик, параметров, индикаторов, показателей, дающих конкретные знания о спортивных лидерах и покрывающих все социологическое поле. По горизонтали матрицы расположены основные параметры модели спортивного лидера, по вертикали - иерархические структурные элементы спортивного лидерства,
социальный статус спортивных лидеров. Данная матрица помогает более детально проанализировать наличие и качество личностных характеристик и ценностных ориентаций лидеров различных уровней, динамику их изменений, наметить целенаправленные действия по повышению эффективности спортивного мастерства. Благодаря матрице определяется степень воздействия на лидерство каждого из факторов социологической модели на каждом из его уровней.
В социальной реальности практически все лидеры существенно отличаются друг от друга, но в то же время имеют многие «одинаковые» личностные качества. Многочисленные социологические теории утверждают, что лидером может стать индивид, имеющий определенный комплекс конкретных личностных качеств. Важно определить, какие черты помогают индивиду стать лидером. Однако большое разнообразие и противоречивость личностных характеристик и параметров, имеющихся у лидеров, поставили под сомнение данный теоретический и методологический принцип. Даже в случае нахождения определенных закономерностей трудно создать социальные механизмы, позволяющие эти закономерности измерить, описать, а затем сформулировать в виде четких рекомендаций. И все же, изучив качества конкретных лидеров прошлого или настоящего, можно предложить тренерам и педагогам, молодежи в целом и спортивной в частности направления и ориентиры воспитания и развития.
Что такое качества лидеров? По мнению ряда ученых, качества лидеров -это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, привычки, образ мышления и поведения, субъективные свойства, состояния эмоционального реагирования и поведения, позволяющие индивидам занимать ведущие места в трудовом коллективе или спортивной команде, любой общественной структуре, иметь непререкаемый авторитет, вести людей за собой. На основании социологического, политологического, педагогического, психологического анализа многочисленных теоретических источников и двух многолетних социологических мониторингов, проводимых с 2000 года под руководством профессора Игоря Котлярова, собственных социологических исследований можно выделить ряд важнейших личностных характеристик спортивных лидеров, необходимых для эффективных командных действий. Среди них такие профессиональные, интеллектуальные, физические, организационные, волевые, морально-нравственные и коммуникативные качества, черты характера, ожидания, установки и другие диспозиции членов спортивных коллективов. Благодаря им происходит восприятие и оценка, принятие решений и реагирование на эмоциональном и поведенческом уровнях в ситуациях предметных и межличностных взаимодействий и отношений на тренировках и спортивных соревнованиях. Это прежде всего профессионализм как комплекс личностных качеств и практических навыков, теоретических знаний и умений, позволяющих успешно решать стоящие перед спортивной командой задачи и на высоком уровне выполнять свои обязанности, патриотизм как любовь к Родине, преданность ей и народу, готовность приумножать ее богатства,
защищать честь и достоинство, оптимизм как вера в свою команду, ее возможности и способности добиться больших побед; высокие нравственные качества как соблюдение определенных моральных принципов и норм; креативность как оригинальность суждений и способность находить новое там, где другие этого не видят; дисциплинированность как способность подчинять свои действия установленным правилам и нормам группового поведения ради командных действий; самостоятельность как способность, проявляя творчество и изобретательность, доводить спортивные комбинации до логического конца; смелость как способность активно действовать для достижения цели в опасных и трудных ситуациях, сознавая возможность тяжелых для себя последствий, например, получения травмы; настойчивость как способность не останавливаться на полпути к достижению спортивной цели, несмотря на существенные трудности; эмпатия как понимание психического состояния членов спортивных команд, решительность как способность быстро принимать наиболее правильные в сложных условиях необходимые решения; упорство как способность настойчиво и целеустремленно идти к поставленной цели и т. д. [4; 10].
Как уже было отмечено, многие вышеперечисленные личностные качества можно формировать [1; 4; 10]. Но особенно важным для современных спортсменов является качество патриотизма. Социологические исследования, проведенные различными авторами во многих вновь созданных государствах на территории бывшего Советского Союза, показывают, что после распада Советского государства, утраты многих морально-нравственных ценностей, существенно изменилась и мотивация школьников, подростков, стремящихся заниматься спортом. У них на первые места все чаще выходят доллары, евро, поездки за границу, фирменные спортивные костюмы. Но если организовывать встречи юных спортсменов с знаменитыми людьми - чемпионами мира, Европы, Олимпийских игр, показывать великолепные и знаменательные места Родины (например, Брестскую крепость, Беловежскую пущу или Хатынь), знакомить с историей, рассказывать о подвигах их дедов и прадедов, посещать исторические и краеведческие музеи, и делать это регулярно, у молодых людей появится чувство гордости за свою Родину, сформируется любовь и уважение к ней. Это в определенной степени гарантия того, что такой спортсмен изо всех сил будет защищать честь своей страны, с гордостью воспринимать гимн Родины (старшее поколение прекрасно помнят слезы Ирины Родниной), не будет из-за мелочных причин отказываться от важных для Отчизны спортивных состязаний.
Белорусский спорт сегодня переживает не лучшие времена. Распад советской системы подготовки высокопрофессиональных спортсменов и потеря эффективной во времена Советского Союза мотивации «за Родину» привели к существенному ослаблению спортивных позиций Беларуси на мировой арене. Все с грустью вспоминают те времена, когда сборная команда Беларуси по легкой атлетике была второй в мире после США. Можно ли добиться новых спортивных побед? Можно! Надо сделать так, чтобы дети с интересом выхо-
дили на футбольные поля и хоккейные площадки, поменять их стремления, подходы, мотивацию, сделать так, чтобы в большом спорте было бы побольше настоящих профессионалов, и поменьше - дилетантов и любителей.
Много проблем и в научном сопровождении спортивных тренировок, хотя белорусское государство выделяет па спорт деньги, причем немалые. Важно сделать, чтобы наука и спорт шли рядом. Это в определенной степени - гарантии будущих побед. Особую роль должна играть и социология спорта, позволяющая найти правильный вектор движения вперед.
Литература
1. Гоулман, Д. С чего начинается лидер / Д. Гоулман. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 232 с.
2. Котляров, И. В. Кто такой спортивный лидер, или мог ли Остап Бендер быть капитаном минского «Динамо»? / И. В. Котляров, Н. С. Рысюкевич // Сацыяльна-эканамічныя i пра-вавые даследванш. - 2008. - № 2.- С. 169-189.
3. Котляров, И. В. Социология спорта: теория, методология, методика / И. В. Котляров. -Минск: Белинформпрогноз, 1994. - 40 с.
4. Котляров, И. В. Спортивный хедхантинг: социологический анализ / И. В. Котляров, Н. С. Рысюкевич // Проблемы управления. - 2011. - № 2. - С. 103 -111.
5. Котляров, И. В. Формирование лидерских качеств как целенаправленный и управляемый процесс / И. В. Котляров, Н. С. Рысюкевич // Адукацыя i выхаванне. - 2007. - № 9. - С. 3-7.
6. Кривцун-Левшина, Л. Н. Социология физической культуры и спорта / Л. Н. Кривцун-Левшина, И. В. Котляров. - Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2009. - 269 с.
7. Ортега-и-Гассет, Х. О спортивно-праздничном чувстве жизни / Х. Ортега-и-Гассет // Философские науки. - 1991. - № 12. - С. 137-152.
8. Парамыгина, С. Олимпийское собрание. Обнаглеть до такой степени. Что осталось за кадром / С. Парамыгина // Прессболл. - 2012. - 30 окт.
9. Рысюкевич, Н. С. Социологический анализ проблем формирования молодежных лидеров в современных условиях / Н. С. Рысюкевич // Мир спорта. - 2002 - № 3-4. - С. 54-56.
10. Рысюкевич, Н. С. Целенаправленное формирование личностных качеств современных лидеров: социологический аспект / Н. С. Рысюкевич // Проблемы управления. - 2009. - № 1. -С. 213-218.
11. Хёйзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хёйзинга. - М.: Прогресс-Академия, 1992. - 464 с.
N. RYSYUKEVICH
forming of sports leaders: sociological matrix summary
In present fast changing conditions the big sense have the personal qualities of the leaders of different levels. They can be conditionally divided in two big parts: instrumental or business and expressive or emotional leaders. First and the second in reality can be formed with the help of special pedagogical and other methods. In order to confirm it, the pedagogical experiment is held on, the special program is made, which is oriented on the achievement of the supplied objects forming of the specific personal qualities.
Key words: sport, sports victory, leaders for themselves, team leaders, corporate leaders, super leaders, theory, social mechanism, personality.
Поступила 29.10.2012 г.