Научная статья на тему 'Асимметрия в социально-экономическом развитии регионов Узбекистана'

Асимметрия в социально-экономическом развитии регионов Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
асимметрия / дифференциация / диспропорции / развитие регионов / анализ и оценка / уровень социально-экономического развития регионов / конкурентный потенциал / asymmetry / differentiation / disproportion / regional development / analysis and estimation / level of socio-economic development of regions / competitive potential
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Асимметрия в социально-экономическом развитии регионов Узбекистана»

Мамадалиева Э.Р.

с.н.с. Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономики и

промышленности Республики Узбекистан

АСИММЕТРИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ

УЗБЕКИСТАНА

Ключевые слова: асимметрия, дифференциация, диспропорции, развитие регионов, анализ и оценка, уровень социально-экономического развития регионов, конкурентный потенциал.

Keywords: asymmetry, differentiation, disproportion, regional development, analysis and estimation, level of socioeconomic development of regions, competitive potential.

Проблемы сбалансированного регионального развития, рационального размещения производительных сил с учетом эффективного использования природно -экономического потенциала территорий играют важную роль в модернизации и обеспечении устойчивого экономического роста национальной экономики Узбекистана. Осуществление региональной экономической политики невозможно без проведения глубокой оценки современных тенденций и текущего состояния, выявления асимметрии в региональном развитии, конкурентных преимуществ и перспектив развития территорий.

Асимметрия регионального развития описывает такие явления в социально -экономическом развитии регионов, как неравномерное распределение производительных сил, природных и экономических ресурсов, что приводит к диспропорциям в уровне социально -экономического развития регионов.

В региональной науке используется ряд терминов, так или иначе описывающих данное обстоятельство. Чаще всего используются такие понятия как дифференциация, диспропорции, асинхронность. Однако наиболее полно отражающим все аспекты неравномерного регионального развития является термин асимметрия, описывающий отклонения в социально-экономическом развитии регионов от типичного состояния в определенный промежуток времени, устранение которых приведет к выравниванию условий для обеспечения роста национальной экономики и, как р е-зультат, к благоприятной жизнедеятельности населения. Регулирование асимметричности развития регионов обусловлено необходимостью развития экономической и социальной сфер регионов, в том числе социальной инфраструктуры.

Зайцева Ю.В. и Латышева М.А. в работе «Исследование дифференциации российских регионов по уровню социально-экономического развития с помощью простейших индикаторов» проводят анализ дифференциации на основе коэффициентов вариации и Уильямсона, коэффициентов энтропии Тейла, коэффициента концентрации Герфиндаля, показателей асимметрии и куртозиса. При этом число показателей было невелико (14 показателей) ввиду отсутствия статистических данных. В целом, авторами проведен анализ дифференциации по всем показателям и критериям, который показал, что использование различных коэффициентов и критериев приводит к практически одному и тому же результату, т.е. надежность выбранных ими коэффициентов достаточно высока.

Леонтьев Е.Д. для оценки межрегиональной асимметрии предлагает использовать группы индикаторов, характеризующие производственный, инвестиционный, социальный, трудовой потенциалы, оцененные по наличию различий в социально-экономическом развитии (индекс Рябцевой). В своем труде «Методика оценки межрегиональной дифференциации экономического пространства» Леонтьев Е.Д. использует лишь показатель «индекс промышленного производства», по которому была проведена оценка дифференциации в регионах. Социально -экономической дифференциацией автор признает «такое состояние региональных систем, когда принятие решения по перераспределению доходов между регионами с целью ликвидации «диспропорций» между ними улучшает в долгосрочном плане положение всей страны (или региона) и не ухудшает положение ни одного из регионов1».

Работа Неучевой М.Ю. посвящена разработке мероприятий, способствующих уменьшению асимметрии в социально-экономическом развитии регионов. Большое внимание автором уделено определению понятия «выравнивание условий социально-экономического развития территорий». Основная идея работы сводится к тому, что ввиду того, что одним из инструментов выравнивания развития территорий является налоговый трансферт, необходимо обеспечить совершенствование системы распределения трансфертов для учета ресурсного потенциала регионов и проведения активной политики выравнивания. Автор определяет понятие выравнивание условий социально -экономического развития территорий, как «одно из основных направлений региональной политики государства, нацеленное на уменьшение диспропорций в социально -экономическом развитии регионов, а также муниципальных образований, в качест-

1 Леонтьев Е.Д. Методика оценки межрегиональной дифференциации экономического пространства // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. - Т. 21, № 3 (72). - С. 95.

ве инструментария которого могут быть одновременно использованы финансовая помощь, налоговые трансферты, а также меры регулированию нормативно-правовой базы территориальных образований1».

Учеными в Узбекистане также проводится научно -исследовательская работа по анализу и оценке уровня дифференциации и асимметрии в развитии регионов, разработке рекомендаций по уменьшению диспропорций в их развитии. Так, по мнению Назарова Ш.Х. «регионы, имеющие сравнительные преимущества в дальнейшем их наращивают, а регионы, отстающие по тем или иным характеристикам, в дальнейшем их усугубляют2». Кроме этого, влияние асимметрии на развитие регионов может быть как отрицательным, так и положительным. Как известно, усиление диспропорции в развитии регионов ведет к несбалансированному развитию территорий, однако, по мнению Назар о-ва Ш.Х., в допустимых пределах наличие асимметрии может нести позитивный эффект, приводя к возникновению положительных процессов, обеспечивающих устойчивое развитие регионов.

А.М. Садыков считает, что оценка состояния социально -экономического развития регионов и диспропорций в их развитии должна учитывать процессы реформирования налоговой системы, изменения в структуре собственности, степень ухода государства от прямой поддержки отдельных отраслей и предприятий. В то же время необходимо изучение взаимосвязи структурных сдвигов с уровнем экономического развития регионов. Асимметрию в развитии регионов А.М. Садыков связывает не только с социально -экономическими составляющими, но и с экологическим состоянием региона, а также с культурно -психологическими факторами, политико -юридическими нормами общества.

Таким образом, изучение исследований, направленных на изучение асимметрии в социально -экономическом развитии регионов показало, что существует большое число различных подходов и методов оценки уровня развития экономики регионов и имеющихся диспропорций, однако не выработан единый унифицированный подход ранжирования регионов, выработки мер преодоления дифференциации в развитии и стабильного роста экономики страны.

В данной статье автором произведена оценка уровня социально -экономического развития регионов Узбекистана за определенный период, определены конкурентные преимущества регионов, диспропорции в социально -экономическом развитии и выделены направления развития регионов в целях преодоления асимметрии в развитии.

Асимметрия экономического роста зачастую проявляется в дифференциации ВРП на душу населения (рис. 1), которая проявляется в сильных отклонениях развитых и слаборазвитых регионов. Индексные расчеты и группировка регионов по этому показателю показали, что высоким уровнем ВРП на душу населения (индексы выше 1,000) обладают г. Ташкент, Навоийская и Ташкентская области, что объясняется, прежде всего, высокой концентрацией ресурсов и производственного потенциала в нескольких промышленных центрах при их незначительном масштабе в остальных регионах. В то же время относительно названных регионов признаки асимметричности отмечаются в Наман-ганской, Сурхандарьинской и Ферганской областях.

2,000

1,800

1,600

1,400

1,200

1,000

0,800

0,600

0,400

0,200

0,000

Источник: расчеты автора по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

Рисунок 1.

Группировка регионов по производству ВРП на душу населения, индекс

При анализе социально -экономического развития регионов на предмет выявления асимметрии обычно применяется сравнительный метод, являющийся довольно практичным при выявлении сходств и различий анализируемых объектов с целью дальнейшего ранжирования или группировки.

1 Неучева М.Ю. Асимметрия социально-экономического развития регионов и механизмы ее выравнивания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Уфа, 2004. - С. 8

2

Назаров Ш.Х. Асимметрия регионального развития // Экономическое обозрение. 2019. - № 7 (235). - С. 24.

Исходя из теоретических обобщений и существующих прикладных инструментариев, комплексная сравнительная оценка асимметрии социально -экономического развития представляется как логически последовательное проведение ряда аналитических работ и синтез их результатов. Согласно этой последовательности, предлагается применение данного подхода путем комплексного исследования конкурентного потенциала в двух аспектах (факторный и результативный) \

Под факторным подходом подразумевается совокупность ресурсов, средств и источников, различных свойств, которыми обладает регион, используемых для достижения целей своего развития и, в первую очередь, улучшения у с-ловий жизни населения. Факторный подход к оценке конкурентного потенциала позволяет количественно охарактеризовать обеспеченность региона ресурсами, необходимыми для его развития. В качестве основных детерминантов для оценки конкурентного потенциала рассматриваются финансовый, природно -сырьевой, инфраструктурный, социальный, образовательно-кадровый, технологический потенциалы и бизнес -среда.

Применение результативного подхода к оценке конкурентного потенциала позволяет выявить его с качественной стороны, обусловленной наличием и взаимодействием элементов потенциала в процессе проявления конкурентных преимуществ территории. Основными детерминантами выступают социальные (факторы человеческого развития), экономические (душевые показатели ВРП, промышленного производства, инвестиционных ресурсов, экспорта), и технологические (производительность капитала, капиталоемкость ВРП, инновационное развитие региона).

На основе использования соответствующих методик рассчитываются коэффициенты отдельных факторов для регионов путем их преобразования по методу относительных разностей:

' ^шж г~~*шт г

где: Ху- 1-й показатель j-го региона; хтт ! - минимальное значение 1-го показателя; хтах ! - максимальное значение 1-го показателя.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что раздельное исследование как факторной, так и результативной стороны оценки детерминантов даст более целостную картину о сущности конкурентного потенциала региона.

Эмпирическая оценка параметров социально -экономического развития регионов проводилась на основе статистических данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике за период 2012-2018 гг. по отдельным тематическим блокам.

Согласно расчетам, оценка конкурентного потенциала по факторному признаку позволила выделить г. Ташкент, Ташкентскую, Ферганскую и Кашкадарьинскую области в группу наиболее развитых регионов, характеризующихся высокими показателями доходов бюджета, диверсифицированности экономики и технического состояния основных фондов, что обусловило благоприятное состояние финансового и технологического потенциала регионов.

Необходимо также отметить, что Ташкентская и Кашкадарьинская области отличаются наличием богатого при-родно-сырьевого потенциала, минерально -сырьевых ресурсов, развитой бизнес -средой, Ферганская - высоким образовательно-кадровым потенциалом, г. Ташкент, являясь крупной агломерацией с концентрацией ресурсов, имеет высокий финансовый, социальный, образовательно -кадровый, инфраструктурный потенциал и развитую бизнес-среду.

В группе регионов со средним уровнем оказались Сырдарьинская, Джизакская, Навоийская, Самаркандская области. Среди факторов, оказывающих положительное влияние, отмечаются природно -сырьевой потенциал - во всех областях данной группы, благоприятная бизнес -среда в Джизакской, Самаркандской и Сырдарьинской областях, технологический потенциал - в Навоийской области, социальный потенциал - в Навоийской, Самаркандской и Сырдарьинской областях. Однако слабым в этих регионах остается финансовый и технологический потенциал.

Группа регионов с низким уровнем конкурентного потенциала (факторного) - Республика Каракалпакстан, Андижанская, Бухарская, Наманганская, Сурхандарьинская и Хорезмская области, где наблюдаются низкие показатели собственных доходов бюджета, коэффициентов ликвидности и платежеспособности, которые негативно сказались на финансовом потенциале. Вместе с тем ограниченность минерально -сырьевых ресурсов отразилась на природно -сырьевом потенциале Андижанской и Хорезмской областей, а отставание показателей индустриализации экономики региона сказалось на технологическом потенциале Сурхандарьинской области, что также определило низкие позиции Наманганской области.

В целом, результаты произведенной сравнительной оценки конкурентного потенциала (факторного) за 20122018 годы свидетельствуют о существенных изменениях по ряду показателей. Позитивные изменения прослеживаю т-ся в Бухарской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской областях. Так, в Бухарской области изменения произошли за счет активизации деятельности малого бизнеса и частного предпринимательства, увеличения числа иностранных предприятий, что способствовало улучшению бизнес-среды региона. Такая же ситуация прослеживается в Сурхандарьинской и Сырдарьинской областях. В Самаркандской области рост финансового потенциала произошел за счет увеличения доходов местного бюджета, в результате чего увеличился коэффициент ликвидности бюджета. Кроме этого, позитивные сдвиги в Сурхандарьинской области характеризуются ростом финансового потенциала (коэффициенты платежеспособности и автономности бюджета), а в Сырдарьинской области - природно-сырьевого потенциала.

Относительное снижение конкурентного потенциала произошло в Наманганской и Ферганской и областях. Так, в вышеназванных регионах в результате снижения коэффициентов ликвидности и платежеспособности местного бюджета произошло снижение финансового потенциала. В Наманганской области снижение коэффициента индуст-

1 Методики сравнительной оценки конкурентоспособности регионов Узбекистана. Информационно-аналитическая записка / ИПМИ. 2014.

риализации региона привело к снижению технологического потенциала, снижение занятости населения в сфере услуг -социального потенциала, снижение вовлеченности субъектов малого бизнеса в производстве промышленной продукции, экспорте и инвестиционной деятельности - бизнес-среды. Однако, несмотря на это, регион все еще занимает высокие места по социальному потенциалу и бизнес -среде. В Ферганской области из-за сокращения коэффициента индустриализации регионов произошло снижение технологического потенциала. Ввиду сокращения числа преподавателей в средне специальных профессиональных образовательных учреждениях произошло снижение образовательно -кадрового потенциала.

Кроме того, на протяжении всего исследуемого периода усиливалась роль г. Ташкента как крупного мегаполиса страны. Концентрация крупного производственного потенциала, аккумулирование финансовых и инвестиционных ресурсов, увеличение объемов предоставляемых современных видов услуг создают предпосылки для опережающего развития г. Ташкента. На фоне г. Ташкента по таким регионам, как Республика Каракалпакстан, Андижанская, Наво-ийская, Наманганская, Сурхандарьинская, области наблюдались относительно низкие показатели (рис. 2).

0,800

Источник: составлено автором по результатам расчетов

Рисунок 2.

Межрегиональная дифференциация регионов по уровню экономического развития

за период 2012-2018 гг.

Оценка конкурентного потенциала по результативному признаку показала, что лидирующее положение занимают г. Ташкент, Навоийская, Ташкентская и Андижанская области. Основными факторами этого явились высокая экономическая активность за счет высоких душевых показателей ВРП, промышленности, инвестиций, а также производительности труда. Кроме того, высокие показатели денежных доходов и доли учащихся в общей численности населения г. Ташкента, Навоийской областей отразились на уровне человеческого развития, а производительность капитала и капиталоемкость роста производства г. Ташкента, Андижанской и Ташкентской областей - на технологическом уровне этих территорий, являющихся не менее значимыми факторами.

В группу со средним уровнем вошли Сырдарьинская, Самаркандская, Хорезмская и Кашкадарьинская области. При относительно хорошем состоянии экономической активности в Самаркандской, Сырдарьинской и Хорезмской областях, а также сравнительно высоком уровне человеческого развития в Кашкадарьинской, Самаркандской и Хорезмской областях, сдерживающим фактором для этих регионов остаются низкий технологический уровень (Кашкадарьинская область) и низкая производительность труда.

В группу регионов с наименьшим потенциалом относятся Республика Каракалпакстан, Ферганская, Сурхандарьинская, Джизакская, Бухарская и Наманганская области, отличающиеся меньшей концентрацией производства, низкими показателями производительности капитала.

Результаты сравнительной оценки конкурентоспособности регионов за 2012 -2018 годы (по результативному признаку) показывают позитивные изменения, произошедшие в Кашкадарьинской, Навоийской, Самаркандской, Сырдарьинской и Ташкентской областях. Это объясняется ростом инвестиционной активности, научно -исследовательской деятельности, индексов уровня жизни и уровня образования в Кашкадарьинской, Самаркандской и Ташкентской областях. Наряду с этим, в Навоийской и Сырдарьинской областях увеличилось производство промышленной продукции, активно развивалась сфера услуг, увеличилось число организаций, выполняющих научно -технические разработки, повысились индексы уровня жизни и уровня образования.

Снижение конкурентоспособности в Бухарской, Наманганской и Ферганской областях объясняется тем, что в Бу харской области существенное у худшение конкурентных позиций обусловлено сокращением коэффициентов а к-тивности субъектов предпринимательства и финансовой устойчивости предприятий; в Наманганской области произошло значительное снижение по показателю индустриализации экономики региона, а также объемов выполненных научно-исследовательских разработок; в Ферганской области снижение происходило в основном из -за индекса экономической активности.

По результатам оценки конкурентного потенциала по результативному признаку г. Ташкенту, также как и по факторному признаку, характерны высокие значения ввиду опережающего развития города в связи с функционированием большого числа крупных промышленных предприятий, представляющих практически все отрасли индустрии от отраслей легкой промышленности и промышленной переработки сельскохозяйственной продукции до машиностроения, авиационной, химической, наукоемких производств. В сравнении с г. Ташкентом относительно низкие показатели наблюдались в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Кашкадарьинской, Наманганской и Ферганской областях.

В результате проведенного исследования по оценке потенциала, преимуществ и резервов для повышения конкурентоспособности регионов целесообразно выделить следующие наиболее актуальные приоритеты развития:

1. повышение конкурентоспособности регионов в перспективе должно осуществляться на основе решения пр о-блем, сдерживающих высокотехнологичное и инновационное производство регионов, наиболее актуальными из которых являются обновление основных производственных фондов и более ускоренное внедрение высокотехнологичного оборудования, преодоление относительно высокой материало - и энергоемкости производимой продукции, влияющих на себестоимость продукции и выпуск продукции с высокой долей добавленной стоимости;

2. выявление точек производственного роста регионов, на основе которых можно развивать смежные и вспомогательные отрасли в виде пространственной организации производства по цепочке добавленной стоимости. Это позволило бы не только повысить конкурентоспособность регионов, но также получить синергетический эффект для расширения пространственного масштаба индустриализации;

3. реализация межотраслевых и межрегиональных проектов, ориентированных на выпуск высокотехнологичной и экспорто -ориентированной продукции, связанной по цепочке добавленной стоимости вплоть до готового товара с учетом конкурентных преимуществ территорий, что является основой повышения конкурентоспособности промышленности регионов;

4. расширение предпринимательской деятельности путем внедрения нововведений, при необходимости - предоставление льгот производителям инновационной продукции и создание условий для интеграции малой предпринимательской деятельности с крупными промышленными предприятиями региона;

5. резервом повышения конкурентоспособности регионов является возможность снижения энерго - и капиталоёмкости производства. Дальнейшее сохранение этого преимущества в большей мере будет зависеть от развития собственной базы ТЭК, внедрения альтернативных и возобновляемых источников энергии, а также ускоренного технологического прогресса.

Таким образом, применение методики сравнительной оценки социально -экономического положения регионов позволило определить диспропорции в развитии регионов, возникшие в результате неэффективного использования потенциала территорий, их отставания в развитии промышленности, снижения эффективности сельскохозяйственного производства. На следующих этапах остро стоит вопрос разработки стратегии действий для устранения неравенства в развитии регионов и доведения их до устойчивого развития и достижения стратегических интересов в плане повышения конкурентоспособности отдельных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.