Научная статья на тему 'Асимметрия как феномен федеративного устройства России'

Асимметрия как феномен федеративного устройства России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4984
546
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ / АСИММЕТРИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / НЕРАВЕНСТВО / СОХРАНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Андрей Михайлович

В статье выявлены особенности российской федеративной государственности, связанной с асимметрий субъектов Российской Федерации, дано определение понятию «асимметрия» и разработаны предложения о необходимости сохранения асимметрии субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASYMMETRY AS A PHENOMENON OF THE FEDERATIVE STRUCTURE OF RUSSIA

Particularities of the Russian federative statehood connected with the asymmetries of the Russian Federation subjects are revealed in the article. The definition of the «asymmetry» concept is given, some suggestions on the necessity of the subjects asymmetry preservation being worked out.

Текст научной работы на тему «Асимметрия как феномен федеративного устройства России»

УДК 342.24(470+571)(045)

ИвАнов Андрей Михайлович, аспирант, ассистент кафедры государственно-правовых дисциплин Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 24 научных публикаций

асимметрия как феномен федеративного устройства россии

В статье выявлены особенности российской федеративной государственности, связанной с асимметрий субъектов Российской Федерации, дано определение понятию «асимметрия» и разработаны предложения о необходимости сохранения асимметрии субъектов.

Субъекты, асимметрия, Российская Федерация, неравенство, сохранение

Современное российское государство переживает очередной виток своего развития и преобразования во всех сферах общественных отношений, в т.ч. и в сфере федеративного устройства. В связи с этим во главу угла был поставлен ряд принципов, наглядно отражающих происходящие в нашей стране перемены. Среди них можно выделить принцип равенства, согласно которому все члены общества (будь-то граждане государства или субъекты Федерации) должны быть поставлены в одинаковые условия независимо от каких-либо обстоятельств.

Конституция Российской Федерации (далее

- Конституция РФ)1 в части 1 статьи 5 закрепляет положение, согласно которому Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов

- равноправных субъектов Российской Федерации. Однако сочетание внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов обусловили уникальность Российской Федерации, выражающуюся как в юридической, так и

© Иванов А.М., 2011

в фактической асимметрии субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу2. На неравенство субъектов Федерации указывают такие факторы, как существование регионов с льготными, особыми режимами природопользования, хозяйствования и налогообложения, территориальная дезинтеграция Российской Федерации, наличие «сложносоставных» субъектов Федерации, экономическая неравномерность развития регионов, что позволяет говорит о том, что Россия является федерацией с асимметричной природой составляющих ее членов.

В последнее время вопросы симметрии и асимметрии в федеративном устройстве привлекают особое внимание в юридической науке. В оборот был введен термин «асимметричный федерализм», который означает федеративные отношения, основанные на неравенстве единиц составляющих федерацию в политических, ад-

министративных, финансовых и иных сферах и допускающие вариативность во взаимоотношениях субъектов Федерации с федеральным центром3.

Появление интереса к проблемам федеративной асимметрии во многом обусловило осознание значимости этих вопросов в государственном строительстве, а также той роли, которые они играют в развитии государства.

Российская Федерация относится к числу федераций с асимметричной природой своего устройства. В связи с этим все чаще возникают идеи о реформе современного территориального устройства России, направленного, прежде всего, на выравнивание ее субъектного состава и приведение всех субъектов Федерации к единому статусу обладающих идентичным конституционно-правовым статусом. Основным аргументом указанной реформы выступает необходимость недопущения нарушения прав и свобод граждан, возникающих в связи с их фактическим проживанием на территории различных субъектов Федерации.

Среди ученых-конституционалистов не утихают споры по поводу природы асимметрии федеративного устройства России и ее влиянии (как положительном, так и отрицательном) на развитие отечественной государственности.

Согласно одной из точек зрения, касаемо данного вопроса, асимметрия федеративного устройства России есть сугубо отрицательное явление и в силу этого должна быть преодолена тем или иным путем. Представители данного подхода придерживаются мнения, согласно которому Россия подлежит полному переустройству с построением абсолютно симметричной федерации путем, например, «губерниза-ции» или «республиканизации» всех субъектов федерации. В обоснование данной точки зрения положен тезис о том, что симметричные федерации являются более стабильными и не порождают внутригосударственных конфликтов4.

Однако стоит ли стремиться к преодолению асимметрии федеративного устройства и построению симметричной федерации в России?

Как правило, симметричные федерации более стабильны, однако в них отсутствует борь-

ба за выравнивание статуса субъектов, в связи с чем регионы практически не развиваются. Представляется, что асимметричная природа Российской Федерации есть явление объективно обусловленное, которое необходимо воспринимать как должное. Субъекты Российской Федерации принципиально отличаются между собой по объему полномочий, национальному составу, численности населения, географическим, историческим, культурным и иным особенностями. Асимметричная природа нашего государства позволяет учитывать указанные особенности, а также способствует реализации права наций на самоопределение без разрушения единства Федерации. Помимо изложенного, асимметричность федеративного устройства России соответствует историческим традициям Российского государства, изначально включающего в свой состав территории с особым статусом (Царство Польское, Великое княжество Финляндское, Бухарское ханство).

Игнорирование данных обстоятельств может привести к росту сепаратистских настроений и, как следствие, распаду государства.

Указанные обстоятельства говорят о необходимости детального изучения асимметрии федеративного устройства России и определения направлений развития ее территориальной природы либо преодоления неравенства составляющих ее членов и построения симметричной Федерации.

Помимо изложенного необходимо отметить, что асимметрия присуща всем государствам с федеративной формой территориального устройства. В настоящее время абсолютно симметричных государств не существует. Единственное исключение представляет собой Эфиопия. В мире наблюдается тенденция развития асимметрии в симметричных федеративных государствах. Так, когда-то считающиеся классической симметричной федерацией Соединенные Штаты Америки сегодня уже таковой не являются, ибо с 1952 года они развиваются как асимметричное государство за счет особого статуса Пуэрто Рико и Северных Маршал.

С учетом этого преодолеть асимметричный характер федеративного устройства нашего государства вряд ли удастся.

Вместе с тем, автор не видит каких-либо негативных моментов в том, что Россия является федерацией с асимметричной природой составляющих ее членов, т.к. асимметрия несет в себе определенные положительные черты, связанные с тем, что она позволяет учитывать определенные особенности различных субъектов Федерации и приспосабливать их конституционно-правовой статус к данным особенностям5.

Так, например, М. Мендрас отмечает, что если асимметрия означает многообразие, то она будет существовать всегда, а ее отрицание может привести к негативным последствиям6.

Аналогичных взглядов придерживается Л.Ф. Болтенкова, которая полагает, что вряд ли имеет смысл «подгонять» все субъекты Российской Федерации под одно название, т.к. сегодняшние реалии России слишком богаты и многообразны, что бы из можно было втиснуть в одну узкую схему7.

В связи с этим можно высказать определенные сомнения, связанные с тем, что происходящие в нашей стране объединения субъектов Федерации способны выровнять субъектный состав и преодолеть существующие различия между регионами. Подобные идей не только не будут способствовать преодолению асимметрии федеративного устройства России, а, напротив, могут даже способствовать ее усилению. Причиной этого является проблема

определения особого статуса тех территории (в настоящее время это исключительно территории автономных округов) которые фактически утрачивают свой статус после объединения субъектов Федерации. Так после объединения субъектов Федерации на политической и территориальной картах России возникают не предусмотренные Конституцией РФ новые административно-территориальные образования, располагающиеся где-то между региональным и муниципальным уровнями управления, так называемые единицы с особым статусом. Таким образом, реальная асимметрия в стране не только не сокращается, но даже напротив становиться еще более объемной и запутанной.

С учетом изложенного видно, что асимметрия федеративного устройства России обусловлена историческими и многими другими факторами (географическим, социально-экономическим, политическим), позволяющими учитывать многообразие составляющих ее субъектов. Высказываемые в настоящее время предложения о негативном характере асимметрии федерального устройства России не должны приниматься за основу при реформировании федеративных отношений. Асимметрия федеративного устройства России не есть отрицательное явление, напротив она несет в себе определенные положительные черты и в силу этого должна быть сохранена в федеративном устройстве нашего государства.

Примечания

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законом Рос. Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собр. законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 1; О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации: закон Рос. Федерации о поправке к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ «» // Собр. законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 2. // Рос. газ. 2009. № 7. 21 янв.

2 См.: Окуньков Л.А. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2005. С. 58.

3 См.: Дробижева Л.М. Проблемы асимметричной федерации в глазах в глазах элиты и масс // Федерализм в России: сб. науч. тр. / под ред. Р. Хакимова. Казань, 2001. С. 305.

4 См.: Кулакин Ю.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Российской Федерации в процессе совершенствования субъектного состава РФ // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2008. № 2. С. 75.

5 Хакимов Р. С. Асимметричность Российской Федерации: взгляд из Татарстана // Асимметричность федерации / под ред. А. Захарова. М., 1997. С. 69.

6 МендрасМ. Асимметрия или многообразие // Асимметричность федерации / под ред. А. Захарова. М., 1997. С. 8.

7 Болтенкова Л.Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов // Российская государственность: состояние и перспективы развития. М., 1995. С. 48.

Ivanov Andrey

asymmetry as a phenomenon of the federative structure of Russia

Particularities of the Russian federative statehood connected with the asymmetries of the Russian Federation subjects are revealed in the article. The definition of the «asymmetry» concept is given, some suggestions on the necessity of the subjects’ asymmetry preservation being worked out.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент - Малый А.Ф., доктор юридических наук, профессор, директор Института права и предпринимательства Северного (Арктического) федерального университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.