Научная статья на тему 'Вопросы симметрии и асимметрии в федеративном государстве'

Вопросы симметрии и асимметрии в федеративном государстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5334
797
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / СИММЕТРИЧНОСТЬ / АСИММЕТРИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / FEDERATION / STATE / SYMMETRY / ASYMMETRY / SUBJECT / TERRITORIAL PRINCIPLE / NATIONAL TERRITORIAL PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Литвинов Вадим Александрович

Сделана попытка осмысления проблемы асимметричного статуса субъектов в различных федерациях, причины такого статуса и последствия, которые может вызвать асимметричность федерации. Также представлены разные точки зрения исследователей на данную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF SYMMETRY AND ASYMMETRY IN FEDERATIVE STATE

The article attempts to comprehend the problems of an asymmetric status of subjects in different federations, the causes of such a status and the consequences of asymmetry of federation. It also examines different points of view on the stated problem.

Текст научной работы на тему «Вопросы симметрии и асимметрии в федеративном государстве»

УДК 342

ВОПРОСЫ СИММЕТРИИ И АСИММЕТРИИ В ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ

THE ISSUES OF SYMMETRY AND ASYMMETRY IN FEDERATIVE STATE

В. А. ЛИТВИНОВ (V. A. LITVINOV)

Сделана попытка осмысления проблемы асимметричного статуса субъектов в различных федерациях, причины такого статуса и последствия, которые может вызвать асимметричность федерации. Также представлены разные точки зрения исследователей на данную проблему.

Ключевые слова: федерация, государство, симметричность, асимметричность, субъект,

территориальный принцип, национально-территориальный принцип.

The article attempts to comprehend the problems of an asymmetric status of subjects in different federations, the causes of such a status and the consequences of asymmetry of federation. It also examines different points of view on the stated problem.

Key words: federation, state, symmetry, asymmetry, subject, territorial principle, national territorial principle.

Федерация - это сложное государство, состоящее из нескольких государственных образований с особым политико-юридическим статусом, собственной компетенцией и относительно обособленной системой органов государственной власти, что позволяет им решать вопросы не только внутренней жизни, но и участвовать в формировании федеративных структур и осуществлении полномочий общегосударственного значения [1].

Федеративное государство образуется на основе принципов кооперации, интеграции и субсидиарности.

В практике конституционно-правового строительства государственности сложилось множество моделей федерализма. В зависимости от статуса субъектов федерации, их фактического и правового положения можно выделить три типа федеративных государств: симметричные, асимметричные, симметричные с элементами асимметрии. Первым, кто обратил внимание на роль и значение асимметрии в функционировании федеративных государств, был Ч. Д. Тарлтон, опубликовавший в 1965 г. статью «Симметрия и асимметрия как элементы федерализма: теоретическое предположение» [2]. Его заслуга со-

© Литвинов В. А., 2012

стоит в том, что он поставил проблему регионального разнообразия и многочисленных каналов, с помощью которых каждый субъект федерации взаимодействует с центральной властью и другими субъектами федерации [3].

Симметричная федерация является идеальным вариантом, так как в основу устройства положено объединение субъектов, однородных по природе и равных по статусу.

В настоящее время абсолютно симметричных федеративных государств фактически не существует. В мировой практике наблюдаются тенденции развития асимметрии в классически симметричных федерациях. Даже в тех странах, где есть только одна категория составных частей (например, земли в Австрии, эмираты в ОАЭ), присутствуют некоторые элементы асимметрии [4]. Специалисты считают, что Эфиопия, провозгласившая себя по Конституции 1994 г. абсолютно симметричной федерацией, может лишь какое-то время просуществовать в таком виде [5].

Симметричная федерация с элементами асимметрии характеризуется тем, что все субъекты федерации признаются однородными по природе и статусу (США, Германия,

Австрия, Швейцария, Бразилия и др.), но конституция допускает из общего правила исключения, которые не касаются различий государственно-правовой природы субъектов федерации, а затрагивают лишь отдельные элементы статуса. Это именно исключение, а не правило, порождающее иную систему отношений, меняющую тип федерации как таковой [6]. Например, в ФРГ Бавария и Саксония имеют некоторые самостоятельные международные права и свои конституции, где они именуются не землями, а государствами [7].

Каждое федеративное государство может столкнуться с объективными случаями асимметрии - необходимостью образования наряду с субъектами федерации, которые равноправны, федерального округа в рамках столицы государства, федеральных территорий, территорий с особым статусом на переходный период и т. д. К некоторым федерациям примыкают так называемые ассоциированные (свободно присоединяющиеся) государства. Так, Лихтенштейн связан со Швейцарией на правах ассоциированного государства. К США примыкают присоединенные федеральные территории Виргинские острова и острова Восточное Самоа, свободно присоединившиеся государства Пуэрто-Рико и острова Гуам, ассоциированные государства - Республика Маршалловых островов, Соединенные Штаты Микронезии и Республика Палау. Более того, Р. В. Енгинбарян и

Э. В. Тадевосян усматривают в США некоторые черты конфедерации, поскольку присоединившиеся государства сохранили за собой многие прежние полномочия, а три последних остались членами ООН. Также ни у одной из этих территорий нет представительства в Конгрессе [8].

Следующая модель федерализма - асимметричная федерация. В конституции асимметричной федерации изначально закреплены несколько разновидностей субъектов федерации по их природе и статусу. Асимметричность федерации постоянно провоцирует конфликты, так как различные статусы субъектов являются источником недовольства тех, чьи права ущемлены.

Варианты асимметрии можно было бы разделить на два основных вида: ограниченная асимметрия и абсолютная асимметрия [9].

Ограниченная асимметрия выражается в различиях в правосубъектности однородных по природе и соответственно одинаковых по названию субъектов федерации. Такой тип федерации характерен для Индии, где существует градация между штатами по их правам и обязанностям. Так, лишь один индийский штат Джамму и Кашмир имеет свой конституционный закон, своё гражданство. Особым правовым статусом обладает штат Сикким. В частности, индийский парламент может принимать законы, относящиеся к Сиккиму, только с согласия парламента последнего [10]. Некоторые штаты Индии, напротив, ограниченны в правах (Мегхалая, Нагаленд).

Абсолютная асимметрия - это наличие разных по природе территориальных образований с разными правами и обязанностями. Так, Танзания характеризуется полной асимметрией по Конституции 1977 г. В этой федерации лишь Занзибар имеет свою конституцию.

К такому типу федераций относится и Россия. В составе её субъектов имеются республики, края, области, автономная область, автономные округа, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Москва юридически такой же субъект, хотя и имеет особенности в правовом положении, но уже в качестве столицы, а не субъекта федерации. В соответствии со ст. 5 ч. 1 Конституции РФ 1993 г. все субъекты равноправны, однако в действительности данный принцип не реализуется на практике. Республики названы «государствами», имеют свои конституции и собственное гражданство, остальные субъекты этих прав лишены [11]. Кроме того, автономные округа, с одной стороны, провозглашены равноправными субъектами федерации, а с другой стороны, установлено их вхождение в состав края или области, за исключением Чукотского АО (ч. 4 ст. 66 Конституции РФ). Таким образом, имеет место парадоксальная ситуация, так называемая сложноустроенность, когда один равноправный субъект федерации находится в составе другого [12].

В большинстве асимметричных федераций ущемлёнными в правах субъектами ведётся борьба за выравнивание статуса всех составных частей государства.

Учёными высказываются разные позиции по поводу того, насколько оправданно закрепление асимметричных моделей федераций в законодательстве.

По мнению Л. М. Карапетяна, недопустимо признание асимметрии конституционно-правового статуса субъектов федерации для любого федеративного государства [13].

В. Е. Чиркин, А. А. Ахмадеев и Т. А. Никитина напротив, считают, что наличие асимметричной федерации может быть объективно задано и её существование в мировой практике свидетельствует о разнообразии моделей федерализма [14].

Асимметричность федерации может быть объективной и оправданной на конкретном историческом этапе, а может быть искусственной, создающей почву для постоянной конфликтности и борьбы субъектов федерации за уравнивание в их правах. Естественно, что в отношении второго варианта асимметричности необходим поиск путей для преодоления отрицательных последствий и перехода от асимметричной федераций к симметричной.

Одной из причин асимметрии может стать проведение различий в статусе в зависимости от того, какой фактор положен в основу образования субъекта федерации - территориальный или национально-территориальный (лингвистический, религиозный, культурно-этнический и т. п.).

Мировой опыт показывает, что построение федеративного государства на основании национально-территориального (лингвистического, религиозного, культурно-этнического) принципа создаёт потенциальную угрозу целостности федерации. Так как с течением времени национально-территориальный подход структурирования федерации приводит часть населения государства к убеждению о своей «особенности», политической обособленности её от остального населения государства и может породить сепаратистские тенденции, которые нередко инспирируются местными политическими элитами и даже мафиозными группами, стремящимися к установлению личной власти. Такая политика национальных (религиозных) элит является не только «заботой» о развитии этноса, но и обоснованием завышенных претензий национально-территориальных (религиозных)

образований на обладание как государственным суверенитетом, так и привилегированных финансово-бюджетных взаимоотношений с федеральным центром. Ведь согласно этнической трактовке суверенитета государственный статус могут иметь только те субъекты федерации, которые созданы по национальному принципу [15]. Однако мировой опыт показывает, что под лозунгами национального суверенитета и благими намерениями обеспечения условий для гармоничного национально-культурного (религиозного) развития народов скрывается стремление национальных элит к полной экономической независимости от федерального центра либо попытки эксплуатацией националистических и сепаратистских настроений скрыть собственную непригодность к эффективному управлению национально-территориальным образованием и переложить ответственность за непростое социально-экономическое положение на федеральный центр.

Развитие сепаратистских тенденций в СССР, России, Чехословакии, Югославии, последующий распад некоторых из этих федераций - наглядное свидетельство этого. Сепаратистские тенденции в Индии также связаны с национально-лингвистическим и религиозным факторами.

Характерная особенность национальнотерриториальных федераций заключается в том, что они включают в свой состав наряду с государственно-территориальными образованиями и такие субъекты федерации, в границах которых проживает этнически обособленное население. Такими федерациями являются Россия, Канада, Индия, Нигерия.

Национально-территориальный принцип устройства индийской федерации и её асимметричность сыграли негативную роль в судьбе государства. Штат Джамму-Кашмир стал яблоком раздора между Индией и Пакистаном, а сикхи уже много лет ведут вооруженную борьбу за создание в самом центре страны суверенного государства Халистан [16].

На территории Бельгии исторически сложились две нации. На севере страны компактно проживают фламандцы, а на юге -валлоны. Националистические партии Бельгии неоднократно ставили вопрос о реорганизации территориально-политической организации общества с учётом этнического состава

населения. В этой связи парламент Королевства Бельгии принял в 1988 г. решение о пересмотре Конституции, в результате которого страна была преобразована в федеративное государство, состоящее из Фландрии, Валло-нии и Брюсселя как самостоятельного региона. Если Фландрия и Валлония были выделены по национальному признаку, то многонациональный Брюссель стал субъектом федерации как важнейший экономический, культурный и политический центр страны.

Уступки парламента Бельгии националистическим силам не привели к стабилизации межнациональных отношений и укреплению государства. Вслед за конституционной реформой в стране появились экстремистские партии и движения, которые требуют провозглашения независимости Фландрии и Валло-нии и «справедливого» раздела Брюсселя.

Большинство аналитиков сходится в том, что национальные и национально-территориальные федерации развалятся уже в первой четверти XXI в. На их обломках возникнут мононациональные государства, которые при разрешении территориальных споров будут вести бесконечные войны друг с другом. Наступит библейский апокалипсис [17].

Территориальный принцип построения федерации напротив, способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции, единство гражданской общности. Он доказал свою полезность в США, где были отвергнуты марксистские идеи создать негритянскую автономию на юге США, в так называемом Чёрном поясе. Территориальный принцип не опирается на какой-то один постулат (национальную самобытность), а имеет многофакторный характер, позволяет учесть экономические, исторические, географические и иные данные. Таким образом, на практике - это комплексно-территориальный принцип. Он может быть полезен в тех странах, где нации находятся в процессе становления, а размежевание территории по племенным перегородкам ведет к отчуждению народов.

Территориальный принцип структурирования федеративного государства позволяет формировать субъекты федерации, отвечающие требованиям экономической самодостаточности, способными обеспечивать потребности населения, содержать государ-

ственный аппарат и отвечать своими средствами по обязательствам, а также участвовать собственными средствами в проектах общегосударственного значения. Таким образом, с помощью внедрения территориального

принципа могут быть реализованы главные задачи любого государства: достижение социально-экономического роста и повышения жизненного уровня граждан.

В то же время этот принцип построения федерации не учитывает коллективные права компактно проживающих национальных групп. В связи с этим, реализуя территориальный принцип, нельзя игнорировать коллективные права различных этносов, равно как и законные права и интересы всего народа, населения государства как целого. При территориальном принципе должны учитываться как национальные интересы, так и социально-экономические факторы, исторические условия, вопросы коммуникаций, географические условия и др. Словом, территориальный принцип должен быть действительно комплексным, что обеспечит жизнеспособность федеративного государства.

В необходимых случаях территориальный принцип построения федерации должен быть дополнен национально-культурной автономией. Она успешно осуществляется в Финляндии, Швеции, Норвегии. В Австрии в парламенте резервируются места для объединений, представляющих рассеянные национальные группы страны. Такой же принцип принят в современной Венгрии. Возможности национально-культурной автономии широки, она может иметь множество форм.

Таким образом, территориальный принцип следует считать более предпочтительным для образования либо реструктурирования федерации, ибо при таком варианте федеративного устройства национально-территориальный (религиозный, лингвистический, культурно-этнический) фактор как источник возможных конфликтов между территориями отсутствует.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, во-первых, многообразие существующих моделей федерализма в зависимости от статуса субъектов федерации, их фактического и правового положения; во-вторых, предпочтительность для любого

федеративного государства симметричного

правового статуса субъектов.

1. Симонов В. А. Федерация и федерализм: се-мантико-терминологический аспект II Вестник ОмГУ. Серия «Право». - 2004. - № 1. - С. 35.

2. См.: Tarlton Ch. D. Symmetry and Asymmetry as Elements of Federalism : A Theoretical Speculation II Jornal of Politik. - 1965. - № 27. - Р. S61, S67.

3. Давыдов Д. В. Симметрия и асимметрия в устройстве федеративного государства II Ре-гионология. - 2010. - № 6. - С. 5.

4. Ахмадеев А. А., Никитина Т. А. Из зарубежного опыта федерализма II Экономика и управление. - 2002. - № 3. - С. 20.

5. Чиркин В. Е. Современный федерализм: сравнительный анализ II Советское государство и право. - 1994. - № 8-9. - С. 142.

6. Там же. - С. 144 ; Его же. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2000. -

С. 176-177.

7. Дробижева Л. М. Проблемы асимметричной федерации в глазах элиты и масс II Федерализм в России : сб. науч. тр. I под ред. Р. Хакимова. - Казань : ИИ АНТ, 2001. - С. 305.

8. Енгинбарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право. - М. : Юристъ, 2002. - С. 319.

9. Конюхова И. А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. - М., 2004. -

С. 52.

10. Давыдов Д. В. Указ. соч. - С. 9.

11. Чиркин В. Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Советское государство и право. - 1994. - № 8-9. - С. 150.

12. Автономов А. С., Иванов В. В. Новое в Конституционном праве России: Договоры как источники регулирования объединения субъектов Российской Федерации // Государство и право. - 2007. - № 4. - С. 25.

13. Карапетян Л. М. К вопросу о «моделях» федерализма (Критический обзор некоторых публикаций). - С. 59.

14. Чиркин В. Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. - М., 1995. - С. 28 ; Ахмадеев А. А., Никитина Т. А. Указ. соч. - С. 20.

15. Михайленок О. М. Национальный суверенитет и Российский федерализм // Власть. -2010. - № 3. - С. 5.

16. Казанник А. И. Национальные и национально-территориальные федерации на изломе веков // Вестник Омского университета. -2000. - № 3. - С. 106.

17. Там же. - С. 108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.