Научная статья на тему 'Асимметричность профессиональной активности преподавателей вузов и возможностей профессионального развития: постановка проблемы и возможные пути решения'

Асимметричность профессиональной активности преподавателей вузов и возможностей профессионального развития: постановка проблемы и возможные пути решения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / АСИММЕТРИЧНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TEACHERS OF HIGHER SCHOOL / ASYMMETRY OF PROFESSIONAL ACTIVITY / TEACHING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бердникова Дария Владимировна

В настоящее время проблема профессиональной активности преподавателей вузов является актуальной, что во многом связано с ростом требований, предъявляемых к педагогам высшей школы. Профессиональная активность лежит в основе способности человека быть субъектом своего труда и является предиктором профессионального и личностного развития. Не менее значимой является и проблема асимметричности профессиональной активности преподавателей вузов и возможностей профессионального развития, предоставляемых профессиональной средой, так как откликаемость человека на возможности профессионального развития является необходимым условием расширения границ профессионального опыта, повышения профессиональной компетентности и в целом профессиональной самоактуализации. При этом на сегодняшний день наблюдается явное несоответствие: профессиональная среда в ведущих университетах предоставляет сотрудникам широкие возможности для профессионального развития, например, зарубежные стажировки и пр., но большинство преподавателей либо частично используют данные возможности, либо не используют совсем. На основании анализа теоретических источников в статье дано определение понятию «профессиональная активность» и представлена авторская уровневая модель профессиональной активности с акцентом на особенностях профессиональной активности у преподавателей вузов. В статье поставлена проблема асимметричности профессиональной активности личности и возможностей профессионального развития, предоставляемых профессиональной средой, выявлен спектр предикторов асимметричности профессиональной активности и возможностей профессионального развития. Акцент сделан на описании тех проблемных зон в структуре профессиональной активности, которые могут являться причиной асимметричности профессиональной активности личности и возможностей профессионального развития, предложены методы профилактики их возникновения и коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASYMMETRY OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF HIGHER SCHOOL TEACHERS AND THE OPPORTUNITIES FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT: THE PROBLEM AND THE POSSIBLE SOLUTIONS

Nowadays the problem of professional activity of higher school teachers is relevant, which is connected with the growing number of requirements to teachers of the higher school. Professional activity is the cornerstone of the ability of a person to be the subject of work and is a predictor of professional and personal development. The problem of asymmetry of professional activity of teachers of higher school and the opportunities for professional development is very urgent, because the readiness of the person for professional development is a necessary condition of expansion of professional experience, growth of professional competence and professional self-actualization. At the same time the obvious discrepancy is observed today: professional environment at universities gives the employees good opportunities for professional development, but most of the teachers reject these possibilities, or use them partially.On the basis of the analysis of theoretical literature, the article gives a definition of the concept "professional activity" and describes the model of professional activity with the emphasis on features of professional activity of higher school teachers. The article emphasizes the problem of asymmetry of professional activity of the person and the opportunities for professional development given by the professional environment; it outlines a range of predictors of asymmetry of professional activity and opportunities for professional development. The emphasis is placed on the description of those problem zones in the structure of professional activity which can be the reason of asymmetry between professional activity of the person and the opportunities for professional growth.

Текст научной работы на тему «Асимметричность профессиональной активности преподавателей вузов и возможностей профессионального развития: постановка проблемы и возможные пути решения»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 378.124

ББК Ч448.042 ГСНТИ 15.81.21 Код ВАК 19.00.07; 13.00.02

Бердникова Дария Владимировна,

аспирант, кафедра общей и социальной психологии, Департамент психологии, Уральский гуманитарный институт, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620142, г. Екатеринбург, ул. Большакова, д. 71; e-mail: dariyab@bk.ru

АСИММЕТРИЧНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная активность; профессиональное развитие; преподаватели; асимметричность профессиональной активности; педагогическая деятельность.

АННОТАЦИЯ. В настоящее время проблема профессиональной активности преподавателей вузов является актуальной, что во многом связано с ростом требований, предъявляемых к педагогам высшей школы. Профессиональная активность лежит в основе способности человека быть субъектом своего труда и является предиктором профессионального и личностного развития. Не менее значимой является и проблема асимметричности профессиональной активности преподавателей вузов и возможностей профессионального развития, предоставляемых профессиональной средой, так как откликаемость человека на возможности профессионального развития является необходимым условием расширения границ профессионального опыта, повышения профессиональной компетентности и в целом профессиональной самоактуализации. При этом на сегодняшний день наблюдается явное несоответствие: профессиональная среда в ведущих университетах предоставляет сотрудникам широкие возможности для профессионального развития, например, зарубежные стажировки и пр., но большинство преподавателей либо частично используют данные возможности, либо не используют совсем. На основании анализа теоретических источников в статье дано определение понятию «профессиональная активность» и представлена авторская уровневая модель профессиональной активности с акцентом на особенностях профессиональной активности у преподавателей вузов. В статье поставлена проблема асимметричности профессиональной активности личности и возможностей профессионального развития, предоставляемых профессиональной средой, выявлен спектр предикторов асимметричности профессиональной активности и возможностей профессионального развития. Акцент сделан на описании тех проблемных зон в структуре профессиональной активности, которые могут являться причиной асимметричности профессиональной активности личности и возможностей профессионального развития, предложены методы профилактики их возникновения и коррекции.

Berdnikova Daria Vladimirovna,

Post-graduate Student, Department of General and Social Psychology, Department of Psychology, Ural Institute for the Humanities, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

ASYMMETRY OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF HIGHER SCHOOL TEACHERS AND THE OPPORTUNITIES FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT: THE PROBLEM AND THE POSSIBLE SOLUTIONS

KEYWORDS: professional activity; professional development; teachers of higher school; asymmetry of professional activity; teaching.

ABSTRACT. Nowadays the problem of professional activity of higher school teachers is relevant, which is connected with the growing number of requirements to teachers of the higher school. Professional activity is the cornerstone of the ability of a person to be the subject of work and is a predictor of professional and personal development. The problem of asymmetry of professional activity of teachers of higher school and the opportunities for professional development is very urgent, because the readiness of the person for professional development is a necessary condition of expansion of professional experience, growth of professional competence and professional self-actualization. At the same time the obvious discrepancy is observed today: professional environment at universities gives the employees good opportunities for professional development, but most of the teachers reject these possibilities, or use them partially. On the basis of the analysis of theoretical literature, the article gives a definition of the concept "professional activity" and describes the model of professional activity with the emphasis on features of professional activity of higher school teachers. The article emphasizes the problem of asymmetry of professional activity of the person and the opportunities for professional development given by the professional environment; it outlines a range of predictors of asymmetry of professional activity and opportunities for professional development. The emphasis is placed on the description of those problem zones in the structure of professional activity which can be the reason of asymmetry between professional activity of the person and the opportunities for professional growth.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2017. № 12

103

В настоящее время в связи с модернизацией системы образования возрастают требования к профессиональной компетентности преподавателя вуза, а также его способности самостоятельно планировать свое профессиональное будущее, нести ответственность за свое профессиональное развитие. Поэтому актуальной проблемой на сегодняшний день является изучение профессиональной активности преподавателей вузов как предиктора профессионального и личностного развития. Не менее значимой является и проблема асимметричности профессиональной активности преподавателей вузов и возможностей профессионального развития, так как откликаемость человека на возможности профессионального развития является необходимым условием расширения границ профессионального опыта, повышения конкурентоспособности специалиста. В настоящее время профессиональная среда в ведущих университетах предоставляет сотрудникам широкие возможности: участие в зарубежных конференциях, оплачиваемые стажировки за рубежом и пр. Тем не менее практика показывает, что большинство педагогов лишь частично использует предоставляемые возможности или же не использует совсем. Поэтому изучение профессиональной активности у преподавателей вузов, а также выявление предикторов асимметричности профессиональной активности человека и возможностей профессионального развития представляется нам актуальным и значимым.

Анализ работ, посвященных проблематике профессиональной активности и профессионального развития [1; 2; 3; 4; 5; 9; 10; 11; 13], позволяет нам дать рабочее определение понятиям «профессиональная активность личности» и «откликаемость преподавателя вуза на возможности профессионального развития».

Под профессиональной активностью понимается, с одной стороны, интегральное свойство личности, включающее в себя различные уровни и компоненты, с другой стороны, динамическое свойство, самодвижение активности. Профессиональная активность представляет собой стремление к постоянному профессиональному развитию и является проявлением субъектной активности.

Под откликаемостью преподавателей вузов на возможности профессионального развития мы понимаем активное использование профессионалами данных возможностей с целью повышения профессиональной компетентности, установления новых про-

фессиональных контактов и пр. При этом откликаемость может носить двоякий характер: 1) являться следствием давления со стороны организации, отражением стремления человека получить определенные социальные бонусы, т. е. носить по преимуществу адаптивный характер, 2) может представлять собой осознанный выбор профессионалом тех возможностей профессионального развития, которые соотносятся с его профессиональными целями и задачами, и тем самым может способствовать принятию ответственности за свое профессиональное будущее.

Проблема асимметричности профессиональной активности преподавателя вуза и возможностей профессионального развития заключается в следующем: а) ограниченность возможностей профессиональной среды или ее специфика блокируют инициативу личности; б) профессиональная среда в университете предоставляет широкие возможности для профессионального развития, но человек данные возможности использует частично или не использует совсем, что ведет к профессиональной стагнации. В рамках статьи мы остановимся на второй ситуации, проблеме, которая характеризуется малой разработанностью в рамках современной психологии.

Исходя из этого важным представляется выявление предикторов, ведущих к несоответствию профессиональной активности преподавателя и возможностей профессионального развития. Проанализировав имеющиеся в литературе данные, мы можем выделить следующие группы факторов: 1) организационный фактор (каким спектром возможностей для профессионального развития обладает организация и пр.), 2) социально-демографические факторы: возраст, пол, семейное положение и пр. (предполагается, что люди в молодом возрасте являются более гибкими и более открытыми всему новому, наличие детей может препятствовать поездкам и пр.), 3) личностные факторы - ригидность, низкая мотивация достижения и пр., 4) деструкции в самой структуре профессиональной активности, 5) кризисы профессионального развития и профессиональные деструкции. Каждый из данных факторов оказывает несомненное влияние на восприимчивость человека к возможностям профессиональной среды, тем не менее практика показывает, что люди, работающие в одной организации и имеющие сопоставимые возможности, не существенно различающиеся по социально-демографическим параметрам, явно разли-

© Бердникова Д. В., 2017

чаются по уровню откликаемости на возможности профессионального развития. Следовательно, мы можем предположить, что основными предикторами, ведущими к нарушению симметрии между профессиональной активностью и возможностями профессионального развития, являются деструкции в структуре профессиональной активности, личностные особенности, кризисы профессионального развития и профде-струкции [6; 7; 14; 15].

Мы считаем наиболее целесообразным сконцентрировать свое внимание на структуре профессиональной активности, де-струкциях в ее компонентах, которые ведут к снижению восприимчивости педагога к возможностям профессиональной среды, и на технологиях их преодоления.

С нашей точки зрения, профессиональную активность личности можно представить в виде иерархической системы, включающей в себя несколько взаимосвязанных уровней. Первые два уровня представляют собой физиологический и психический базис профессиональной активности педагога.

Физиологический уровень активности личности представлен свойствами нервной системы: сила, лабильность, устойчивость, которые предопределяют общий уровень активности преподавателя вуза, его стрес-соустойчивость и т. д.

Психический уровень включает в себя четыре подуровня:

1) когнитивная сфера (когнитивные стили, имплицитные теории, процессы когнитивной регуляции деятельности и планирования активности и пр); развитость когнитивной сферы дает возможность для становления субъектной профессиональной активности и развития навыков саморегуляции своей профессиональной деятельности;

2) эмоционально-волевая сфера (эмоциональная и волевая регуляция активности), которая определяет способность педагога к саморегуляции эмоциональной сферы и поведения;

3) мотивационная сфера (мотивы, цели, установки личности, мотивация достижения и пр.), на базе которой формируется профессиональная мотивация и направленность профессиональной активности преподавателя;

4) темперамент и характер, которые оказывают существенное влияние на стиль преподавательской деятельности и пр.

Третий уровень активности - направленность профессиональной активности личности, который формируется на базе психического уровня активности, главным системообразующим элементом является мотивационная сфера личности. Профессиональная активность может быть направлена на повышение профессиональной компетентности, сохранение места работы и пр.

Следующий уровень профессиональной активности - уровень субъекта профессиональной активности, который включает в себя два подуровня.

1. Ценностно-саморегуляционный подуровень, который формируется на базе направленности профессиональной активности: направленность создает систему определенных ценностей и определяет способы их реализации в профессиональной деятельности (способность к программированию, саморегуляции своей деятельности и пр., по В. М. Моросановой [8]). Развитость данного уровня позволяет педагогу осознавать свои профессиональные ценности и выстраивать систему действий, направленную на претворение данных ценностей в жизнь: моделировать свою педагогическую и научную деятельность, оценивать ее с позиции результативности и пр.

2. Уровень неадаптивной профессиональной активности личности (по В. А. Петровскому [12]), который формируется на базе предыдущего и предполагает, что преподаватель, обладая сформированной системой профессиональных ценностей и развитой способностью к саморегуляции, стремится к максимально полной реализации своего потенциала, к выходу за пределы своих профессиональных возможностей, проявляет высокую креативность в своей профессиональной деятельности.

Отдельные составляющие профессиональной активности могут носить деструктивный характер или же быть недостаточно развитыми, что ведет к профессиональной пассивности человека по отношению к возможностям, предоставляемым ему профессиональной средой. Мы предполагаем, что к профессиональной пассивности человека могут приводить следующие проблемные зоны в структуре его профессиональной активности и предлагаем меры по профилактике их возникновения и коррекции (табл. 1).

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2017. № 12 105

Таблица 1

Проблемные зоны в структуре профессиональной активности преподавателя вуза, методы профилактики их возникновения и коррекции

Проблемные зоны в структуре профактивности Обоснование Методы профилактики и коррекции

Физиологический уровень

низкий уровень силы, подвижности нервной системы, выносливости, стрес-соустойчивости Низкий уровень силы нервной системы, стрессоустойчивости и пр. ведет к повышенной утомляемости педагога, снижению его работоспособности и, как следствие, к снижению восприимчивости к возможностям профессиональной среды. Разработка индивидуальных стратегий профессионального развития личности с учетом физиологических свойств нервной системы. БОС-тренинг (БОС -билогическая обратная связь).

Психический уровень

1. Когнитивная сфера: имплицитные теории неизменного интеллекта и неизменной личности, пессимистический стиль объяснения событий, не-сформированность когнитивных стратегий планирования и регуляции своей деятельности Могут являться причиной формирования выученной беспомощности, личностной пассивности, несформированности стратегий планирования и регуляции профессиональной деятельности, приводить к тому, что человек не видит возможностей профессиональной среды или не умеет грамотно ими пользоваться Индивидуальная работа с психологом, тренинговая работа, предполагающая создание ситуаций успеха, демонстрирование возможностей дальнейшего развития. Развитие навыков планирования своей деятельности за счет использования обучающих технологий, игр.

2. Эмоциональная сфера: повышенный уровень тревожности, страх нового Страх блокирует инициативу человека и ограничивает использование человеком тех возможностей, которые предоставляет ему профессиональная среда. БОС-тренинг, индивидуальная работа с психологом.

3. Мотивационная сфера: низкий уровень мотивации достижения, высокий уровень мотивации избегания неудач Педагог не стремится реализовать свой потенциал, выйти за пределы того, что уже достиг, и, соответственно, не использует и профессиональные возможности, заключенные в профессиональной среде. Тренинги, направленные на актуализацию и повышение уровня мотивации достижения, технологии коучинга.

4. Темперамент и характер: интроверсия Интроверсия предполагает сосредоточенность на своем внутреннем мире, низкий уровень коммуникабельности, низкий уровень пластичности в поведении и пр. Исходя из личностных особенностей интроверта разработка индивидуальной концепции самореализации и взаимодействия с профессиональной средой.

Направленность профессиональной активности

Ориентация на стабильность места работы, ориентация на стабильность места жительства Педагог с преобладанием ориентации на стабильность места жительства не рассматривает возможность заграничных стажировок и пр. Ориентация на стабильность места работы также ограничивает спектр возможностей человека. Развитие конструктивных видов профессиональной направленности (профессиональная компетентность и пр.) в ходе профконсультирования, тре-нинговой работы.

Уровень субъекта деятельности

1. Ценностно-саморегуляционный: негативные профессиональные ценности (приоритет материальных ценностей и пр.) или же низкая осознанность специалистом своих ценностей, недостаточно развитая способность к саморегуляции своей профессиональной деятельности (слабо развитая способность к программированию своей деятельности и пр.) Является причиной того, что человек не может конструктивно использовать возможности профессиональной среды для своего профессионального развития, соотносить их со своими профессиональными целями, ценностями и образом потребного профессионального будущего. Работа по повышению осознанности человеком системы своих профессиональных ценностей в рамках профессионального консультирования. Развивающие технологии, в частности, ко-учинг, работа с техниками проектирования своего профессионального будущего и пр.

2. Уровень неадаптивной активности: на данном уровне человек характеризуется высоким уровнем креативности и инициативности в профессиональной деятельности, соответственно, он мотивирован активно использовать возможности профессионального развития, и здесь важно, чтобы профессиональная среда поддерживала и поощряла инициативу человека и отвечала его профессиональным потребностям.

Представленная в статье уровневая модель профессиональной активности позволяет системно описать данный психологический феномен. Выявленные проблемные зоны в структуре профессиональной активности, ведущие к асимметричности профессиональной активности и профессиональных возможностей, и предложенные методы по профилактике их возникновения и

коррекции позволят на практике разработать эффективную систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление данной асимметричности. В дальнейшем представленная модель будет доработана, скорректирована и расширена с учетом полученных в рамках эмпирического исследования данных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрющенко О. Е. Профессиональная активность студенческой молодежи в условиях современного российского общества : дис. ... канд. социол. наук. - Волгоград, 2010. - 204 с.

2. Антошкина Ю. M. Профессиональная активность работников экономических и технических специальностей : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 20l3. - 23 с.

3. Волочков А. А. Активность субъекта бытия: интегративный подход. - Пермь, 2007. - 376 с.

4. Дикая Л. Г. Субъектная активность профессионала как основа его самореализации / / Тенденции развития современной психологической науки : тез. юбилейн. науч. конф. (Москва, 3l янв. - i февр. 2007 г.). - М. : Ин-т психологии РАН, 2007. - Ч. 2. - С. 2l4-2l6.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Академический проект,

2003. - 336 с.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. - M., l996. - 308 с.

7. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М. : Флинта, l998. - 200 с.

8. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журнал. - l995. - Т. l6. - С. 26-36.

9. Мусина В. П. Диагностика профессиональной активности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 20l2. - № 2 (84). - С. lll-ll5.

10. Невельсон Е. Ю. Профессиональная активность социальных работников как механизм совладания со стрессом: теоретические подходы и инструментарий // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 200S. - № 3. - С. 60-62.

11. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - l996. -№ i. - С. 5-l9.

12. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. - М. : Горбунок, l992. - 224 с.

13. Сидорова М. А. Психологические характеристики субъектной активности руководителя : дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2006. - l35 с.

14. Сыманюк Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. - М. : МОДЭК ; Воронеж,

2004. - 320 с.

15. Сыманюк Э. Э. Профессиональные деструкции педагога: методология, теория и практика. - Екатеринбург, 2007. - 307 с.

REFERENCES

1. Andryushchenko O. E. Professional'naya aktivnost' studencheskoy molodezhi v usloviyakh sovremennogo rossiyskogo obshchestva : dis. ... kand. sotsiol. nauk. - Volgograd, 20l0. - 204 s.

2. Antoshkina Yu. M. Professional'naya aktivnost' rabotnikov ekonomicheskikh i tekhnicheskikh spetsi-al'nostey : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - SPb., 20l3. - 23 s.

3. Volochkov A. A. Aktivnost' sub"ekta bytiya: integrativnyy podkhod. - Perm', 2007. - 376 s.

4. Dikaya L. G. Sub"ektnaya aktivnost' professionala kak osnova ego samorealizatsii // Tendentsii razvitiya sovremennoy psikhologicheskoy nauki : tez. yubileyn. nauch. konf. (Moskva, 3l yanv. - l fevr. 2007 g.). - M. : In-t psikhologii RAN, 2007. - Ch. 2. - S. 2l4-2l6.

5. Zeer E. F. Psikhologiya professiy : ucheb. posobie dlya stud. vuzov. - M. : Akademicheskiy proekt, 2003. -336 s.

6. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma. - M., l996. - 30S s.

7. Mitina L. M. Psikhologiya professional'nogo razvitiya uchitelya. - M. : Flinta, l99S. - 200 s.

S. Morosanova V. I. Individual'nyy stil' samoregulyatsii v proizvol'noy aktivnosti cheloveka // Psikhol. zhur-nal. - l995. - T. l6. - S. 26-36.

9. Musina V. P. Diagnostika professional'noy aktivnosti // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. -20l2. - № 2 (84). - S. lll-ll5.

10. Nevel'son E. Yu. Professional'naya aktivnost' sotsial'nykh rabotnikov kak mekhanizm sovladaniya so stressom: teoreticheskie podkhody i instrumentariy // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. - 200S. -№ 3. - S. 60-62.

11. Osnitskiy A. K. Problemy issledovaniya sub"ektnoy aktivnosti // Voprosy psikhologii. - l996. - № l. -S. 5-l9.

12. Petrovskiy V. A. Psikhologiya neadaptivnoy aktivnosti. - M. : Gorbunok, l992. - 224 s.

13. Sidorova M. A. Psikhologicheskie kharakteristiki sub"ektnoy aktivnosti rukovoditelya : dis. ... kand. psikhol. nauk. - Khabarovsk, 2006. - l35 s.

14. Symanyuk E. E. Psikhologiya professional'no obuslovlennykh krizisov. - M. : MODEK ; Voronezh, 2004. - 320 s.

15. Symanyuk E. E. Professional'nye destruktsii pedagoga: metodologiya, teoriya i praktika. - Ekaterinburg, 2007. - 307 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.