Адилов Н.А.
«асан-услуги» как итог современного этапа реформ и долгосрочное перспективное направление в борьбе с коррупцией и повышения прозрачности
цель: Исследование деятельности Государственного агентства по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям при президенте Азербайджанской Республики и центров «АСАН-услуги», а также анализ передового опыта этих структур.
методология: Использовались историко-правовой, формально-правовой и сравнительно-правовой методы.
результаты: На основе законодательства и мировой практики проанализирована деятельность Государственного агентства по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям при президенте Азербайджанской Республики и центров «АСАН-услуги», исследовано их теоретическое и практическое значение. Формирование этой службы как «азербайджанского бренда» имело следствием устранение зависимости гражданин-чиновник, а также сокращение дополнительных расходов и потерь времени. В то же время деятельность этой службы играет важную роль в плане оказания помощи гражданам, пользующимся необходимыми услугами, со стороны государственных органов в реализации соответствующих прав и основных свобод, а также повышения трудоспособности молодежи.
Новизна/ оригинальность/значение: Статья имеет большое научное и теоретическое значение в плане изучения деятельности Агентства по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям при президенте Азербайджанской Республики и центров «АСАН-услуги» в сфере борьбы с коррупцией и повышения прозрачности.
Ключевые слова: уменьшение зависимости гражданин-чиновник, коррупция, внутренняя безопасность, расширение и углубление международного сотрудничества, принцип «одного окна», прозрачность, оперативность, электронные услуги, освобождение от дополнительных расходов и потерь времени.
Adilov N.A.
«asan services» as a result of the present stage of reforms and the long-term perspective direction in fight against corruption and increases in transparency
purpose: A research of activity of the State agency on rendering services to citizens and social innovations at the president of the Azerbaijan Republic and the centers of «ASAN services», and also the analysis of the best practices of these structures.
Methodology: Historical and legal, formal and legal and comparative and legal methods were used.
Results: On the basis of the legislation and world practice activity of the State agency on rendering services to citizens and social innovations at the president of the Azerbaijan Republic and the centers of «ASAN services» is analyzed, their theoretical and practical value is investigated. Formation of this service as «Azerbaijani brand» had the investigation dependence elimination the citizen official, and also reduction of additional expenses and losses of time. At the same time activity of this service plays an important role in respect of assistance to the citizens using necessary services from public authorities in realization of the corresponding rights and fundamental freedoms, and also increases in working ability of youth.
Novelty/originality/value: Article has great scientific and theoretical value in respect of studying of activity of the Agency on rendering services to citizens and social innovations at the president of the Azerbaijan Republic and the centers of «ASAN services» in the sphere of fight against corruption and increase in transparency.
Keywords: dependence reduction citizen official, corruption, internal security, expansion and deepening of international cooperation, principle of «one window», transparency, efficiency, electronic services, release from additional expenses and losses of time.
Появление Агентства по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям при президенте Азербайджанской Республики как один из важных шагов в направлении предотвращения коррупции и повышения прозрачности в нашей стране, а также один из регионально и глобально успешных проектов в плане освобождения граждан, желающих воспользоваться услугами госу-
дарственных структур, от дополнительных расходов и потерь времени, имеет большое значение в предотвращении коррупции в последние годы.
Агентство, созданное на основе Указа Президента Азербайджанской Республики от 13 июля 2012 года, является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие меры: единое управление центрами «АСАН-ус-
луги» на территории страны; координация сотрудников государственных органов, осуществляющих деятельность в центрах услуг; проведение контроля и оценки; взаимная интеграция информационных баз государственных органов; ускорение процесса организации электронных услуг и усовершенствование системы управления в указанной области.
Агентство строит свою деятельность на основе принципов единого управления и координации (обеспечение единого управления центрами «АСАН-услуги» и координации деятельности сотрудников государственных органов, осуществляющих деятельность в этих центрах), контроля (контроль осуществления оказываемых в центрах «АСАН-услуги» услуг на основе принципов оперативности, прозрачности, вежливости, ответственности и удобства), оценки (проведение оценки на предмет соответствия каждой осуществляемой в центрах «АСАН-услуги» услуги закону, качеству и прозрачности), обеспечения правил этичного поведения государственных служащих (контроль за соблюдением сотрудниками государственных органов, осуществляющих деятельность в центрах «АСАН-услуги», правил этичного поведения, обеспечение организации курсов этики для сотрудников государственных органов, осуществляющих деятельность в центрах, различных тренингов, развивающих способность управления потоком граждан), ведения регистрационно-учетных работ (осуществление мероприятий по созданию и усовершенствованию соответствующего программного обеспечения, информационных систем, баз данных и реестра электронных услуг для оказания услуг в электронной форме, с проведением анализа каждой услуги, оказываемой государственными органами).
Ведущим направлением деятельности Агентства, а также важным механизмом формирования отношений гражданин-чиновник является сеть «АСАН-услуги» (Азербайджанская Сеть Обслуживания и Оценивания). Сеть создана Указом Президента Азербайджанской Республики от 13 июля 2012 года № 685 и находится в подчинении Государственного агентства по услугам гражданам и социальным инновациям при президенте Азербайджанской Республики. В Указе нашли отражение основные положения механизма осуществления деятельности в центрах «АСАН-услу-ги» и оказания услуг гражданам.
С другой стороны, Государственное агентство и центры «АСАН-услуги» обладают рядом следующих характерных особенностей:
1) в сравнении с другими сходными структурами в мире в центрах имеются возможности обеспечения государственных органов местом оказания своих услуг;
2) Государственное агентство несет ответственность за формирование стандартов, принципов и режима работы, а также за качественное выполнение работы государственными органами;
3) отсутствие столкновения интересов между центрами «АСАН-услуги» и деятельностью соответствующих государственных структур;
4) выступление Агентства в качестве нейтральной организации, не оказывающей какой-либо государственной услуги;
5) ответственность Агентства за создание стандарта, оптимизацию, контроль и оценку деятельности органов, оказывающих услуги.
Услуги в центрах оказываются по видам деятельности следующих государственных структур:
1) Министерство юстиции (регистрация рождения; регистрация смерти; регистрация брака; регистрация расторжения брака; регистрация усыновления (удочерения); регистрация установления отцовства; регистрация изменения имени, отчества и фамилии; выдача свидетельств о государственной регистрации (перерегистрации) актов гражданского состояния; нотариальная деятельность; прием документов для выдачи Министерством Юстиции Азербайджанской Республики апостиля документов, предусмотренных для использования за рубежом);
2) Министерство внутренних дел (выдача и замена удостоверений личности; выдача и замена общегражданских паспортов; замена водительских прав; выдача справок о судимости);
3) Министерство по налогам (регистрация коммерческих организаций и налогоплательщиков);
4) Государственный комитет по вопросам имущества (выдача выписок (за исключением первичной регистрации) государственной регистрации прав собственности на жилые дома (квартиры); выдача справок из государственного реестра недвижимого имущества, государственной регистрации и ограничений (обременений) имущественных прав на него; выдача справок по информации земельного кадастра; выдача выписок, технических паспортов о первичной и повторной государственной регистрации прав собственности на квартиры; выдача выписок, технических паспортов о повторной государственной регистрации прав собственности на индивидуальные жилые дома);
5) Государственный таможенный комитет (прием таможенных деклараций, документов для таможенного оформления);
6) Государственная миграционная служба (выдача иностранцам и лицам без гражданства разрешений о временном и постоянном жительстве на территории Азербайджанской Республики, в том числе разрешений на работу для осуществления оплачиваемой трудовой деятельности; ответы на запросы в связи с установлением принадлежности к гражданству Азербайджанской Республики);
7) Министерство труда и социальной защиты (определение трудовых пенсий);
8) Национальное архивное управление (выдача юридическим и физическим лицам архивных справок);
9) Государственная служба по мобилизации и призыву на военную службу (взятие на военный учет и снятие с военного учета призывников и военнообязанных граждан в случаях прописки или выписки с места жительства);
10) Министерство экономики (выдача специального согласия (лицензии) на перевозку пассажиров в такси; выдача транспортному средству, принадлежащему осуществляющим перевозку пассажиров в такси налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, «Отличительного знака»; выдача специального согласия (лицензии) для осуществления предпринимательской деятельности (за исключением случаев, вытекающих из государственной безопасности)).
Кроме того, в центрах «АСАН-услуги» гражданам оказывается ряд функционально-вспомогательных услуг (банковские услуги, страховые услуги, услуги по оказанию юридической помощи, услуги по переводу всех видов документов на государственный язык или с государственного языка на другой, медицинские услуги, услуги, оказываемые через официальный информационный интернет-ресурс, услуги, оказываемые через установленные в центрах специальные терминалы, фото-услуги, клиентские услуги «AZQRIQAZ», услуги Bakcell, услуги Azarcell, услуги банка).
Агентство, стратегическая цель которого заключается в сведении прямых контактов между госслужащими и гражданами к минимуму, обеспечении применения гибких решений при оказании услуг и их доступности, а также экспорта концепции «АСАН-услуги» на международную арену, строит свою деятельность в основном по двум направлениям:
1) единое управление центров «АСАН-услуги»;
2) взаимная интеграция информационных баз государственных органов и совершенствование процесса организации электронных услуг.
Указанная структура строит свою деятельность посредством аппарата Агентства, находящихся в его подчинении центров «АСАН-услу-ги» и «Центра инноваций». Так, электронизация оказываемых государственными органами услуг, проектирование работ по формированию информационных систем и ресурсов, разработка предложений, изучение и внедрение современных инноваций в процесс оказания государственных услуг, предоставление заключения на проекты по информационным системам, базам данных и электронным услугам, представленным государственными органами, об их технической целесообразности и эффективности, оценка реализуемых государственными органами электронных услуг осуществляются посредством аппарата Государственного агентства и «Центра инноваций».
Оказание услуг гражданам Государственным агентством осуществляется в двух формах - активной и проактивной [2, с. 5].
Организация деятельности в активной форме осуществляется через центры «АСАН-услуги» -структуры, обеспечивающие единое и координированное осуществление услуг государственными органами по принципу «единой двери», контроль над оказанием указанных услуг на основе принципов оперативности, прозрачности, вежливости, удобства и требований законодательства.
Если для получения активных услуг необходима явка гражданина непосредственно в центр «АСАН-услуги», то при проактивной форме происходит реализация «выездных услуг» непосредственно у гражданина на дому. Эти услуги оказываются с использованием транспортных средств, оснащенных современным технологическим оборудованием.
Агентство, для которого характерны ценности лояльности, правдивости, работы в команде, взаимопомощи, инновативности, открытости и принципы прозрачности, оперативности, ответственности, контроля над этическими правилами поведения, вместе с тем преследует пять стратегических целей, каждая из которых включает определенные стратегические ориентиры:
1) обеспечение доступности государственных услуг (дальнейшее расширение сети и усовершенствование ее через применение передовых новшеств; разработка и внедрение концепции «АСАН 2.0»; организация проактивных услуг (полевых услуг) на основе передового технологического оборудования);
2) развитие и расширение электронных услуг (формирование информационных систем и ресурсов; создание информационной системы
«Elektron mahkama», электронизация государственных услуг; применение инновативных решений в оказании государственных услуг и переход к мобильному правительству; создание единого Data-центра;
3) построение системы управления развитием ориентированных и конкурентоспособных человеческих ресурсов (создание системы оценки, направленной на индивидуальное развитие сотрудников; формирование автоматизированной системы управления, основанной на передовом опыте по управлению человеческими ресурсами; развитие специализированного механизма обучения в области государственных услуг и их качественного оказания);
4) формирование новой корпоративной системы управления, обеспечивающей эффективность и выгодность (формирование системы управления проектами, основанной на передовом опыте; формирование в центрах «АСАН-услуги», в том числе и в Государственном агентстве, передовой системы внутренней коммуникации; стандартизация системы оценки услуг, оказываемых в центрах «АСАН-услуги»; построение передовой системы статистики; создание системы управления рисками, основанной на передовом опыте; получение соответствующих сертификатов (ISO 9001:2008, OHSAS 18001:2007, iSO 10002:2004) Международной Организации по стандартизации;
5) повышение значимости бренда «АСАН-ус-луги» как внутри страны, так и на международном уровне (совершенствование связей с общественностью в соответствии с передовым опытом; защита имиджа центров «АСАН-услуги», демонстрация высокого уровня услуг; налаживание и институ-ционализация взаимовыгодных и долгосрочных отношений с международными партнерами; расширение и усиление в рамках сотрудничества с партнерами научно-практических и других возможностей Государственного агентства; пропаганда центров «АСАН-услуги» как образцовой государственной структуры и стимулирование внедрения их в других странах) [2, с. 5].
Название центров, обеспечивающих оказание услуг гражданам, выбрано не случайно. Центры «АСАН-услуги» - это прежде всего формирование нового подхода госслужащих к обеспечению гражданской удовлетворенности населения. Это инкорпорация идеи «клиентской удовлетворенности», широко распространенной в частном секторе, в государственное управление, что даст толчок для перехода в стране отношений госслужащий-гражданин на качественно новый уровень [3].
Оценка передового опыта деятельности центров «АСАН-услуги» международным сообществом и доведение их положительных сторон до мировой общественности проявляется в основном в следующих трех формах:
1) в отчетах различных универсальных и региональных организаций содержатся положения о том, что деятельность центров «АСАН-услуги» играет существенную роль в предотвращении коррупции и повышении прозрачности;
2) благодаря знакомству представителей различных государств и сотрудников международных организаций, посещающих нашу страну с деловыми или официальными визитами, с деятельностью центров «АСАН-услуги» на месте расширяется информированность и происходит обмен мнениями;
3) в мировых СМИ широко освещается деятельность центров как азербайджанского бренда и обеспечивается трансформация в будущем этого опыта как «экспортного объекта» в другие государства мира.
Роль Государственного агентства по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям при президенте Азербайджанской Республики, а также центров «АСАН-услуги» в повышении прозрачности отношений гражданин-чиновник высоко оценена различными международными организациями. Так, в опубликованном по Азербайджану отчёте, Организация экономического сотрудничества и развития отмечает, что правовые и институциональные реформы, проводимые в нашей стране в этой сфере, дали положительный эффект. Это было охарактеризовано как факт, подтверждающий решимость Азербайджана в борьбе с коррупцией. В качестве конкретных индикаторов успеха проводимой борьбы с коррупцией и обеспечения прозрачности были указаны электронизация оказываемых государственными органами услуг, создание и деятельность центров «АСАН-услуги», совершенствование законодательных актов в сфере ответственности за преступления, связанные с коррупцией, и деятельность институциональных механизмов в этой сфере. Создание центров «АСАН-услуги» в отчете оценено как положительный метод борьбы с коррупцией и средство демонстрации готовности страны к борьбе с этим видом преступлений [6, с. 25].
В заявлении, сделанном в августе 2014 года Рабочей группой по вопросам бизнеса и прав человека, созданной Офисом Верховного комиссара ООН по правам человека, после визита в Азербайджан роль центров «АСАН-услуги» особо выделяется. В нем указано, что формирование
указанной структуры стало главным фактором в обеспечении беспрепятственного доступа к ряду услуг, оказываемых государственными органами, а также в уменьшении случаев коррупции в сфере государственного управления [7].
При доведении до мировой общественности информации о роли Государственного агентства по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям при Президенте Азербайджанской Республики, а также находящихся в его подчинении центров «АСАН-услуги» в повышении прозрачности важное место занимают отзывы высокопоставленных официальных лиц, посещающих нашу страну с визитами, и сотрудников различных международных организаций. Так, заместитель начальника Федеральной налоговой службы Российской Федерации Наталья Завило-ва считает опыт центров «АСАН-услуги» передовым образцом в сфере оказания государственных услуг, а генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд назвал Государственное агентство по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям при президенте Азербайджанской Республики и центры «АСАН-услуги» уникальной моделью, подчеркнув при этом важность и возможность реализации подобной практики и в других странах, в частности, в европейских государствах. Генеральный секретарь, заявивший, что даже в большинстве государств - членов Евросоюза имеется недовольство по поводу оказания государственных услуг гражданам, охарактеризовал роль центров «АСАН-услуги» как лучший и успешный проект в этой области. Председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин, ознакомившись с центром «АСАН-услуги» и его региональными службами, назвал данный опыт прогрессивным случаем [9], а вице-президент Болгарии Маргарита Попов -серьезным достижением в сфере обеспечения эффективного государственного управления [12]. Исполнительный директор Фонда народонаселения ООН, заместитель Генерального секретаря ООН Бабатунде Осотимеин [10] подчеркнул важность изучения деятельности этого центра другими странами. Вице-президент Европарламента Ричард Чарнецки [11] особо выделил значение этой службы как социальной инновации.
Полезность внедрения опыта «АСАН-услу-ги» в других странах подчеркнул и Исполнительный директор Всемирного Банка Йорг Фриден. Вице-президент Всемирного Банка по Европе и Центральной Азии Лора Так признала центр «АСАН-услуги» самым передовым опытом Азербайджана, обеспечивающим через единое про-
странство доступ граждан и бизнеса к государственным услугам [1].
Член Палаты лордов Парламента Великобритании Лорд Килклуни отметил, что по сравнению с аналогичными службами в других странах центры «АСАН-услуги» оставляют большее впечатление. Руководитель Комитета экспертов ООН по государственному управлению Маргарет Санер, обращая внимание на гражданскую ориентированность центров «АСАН-услуги», высоко оценила приемлемость часов работы, наличие выездной услуги и другие особенности.
Руководитель Представительства Евросоюза посол Малена Мард отметила важность поиска новых возможностей сотрудничества в этой сфере. Посол, рассматривая центры «АСАН-услуги» в качестве успешной модели в области оказания государственных услуг, подчеркнула, что этот механизм имеет серьезное значение для азербайджанских граждан [18].
Руководитель Программы развития ООН госпожа Хелен Кларк также высоко оценила деятельность центров «АСАН-услуги». Ее мнение о них можно сгруппировать следующим образом:
- создание центров «АСАН-услуги» привело к значительному сокращению потерь времени граждан и лишних расходов;
- деятельность центров играет важную роль в повышении эффективности государственных услуг и устранении случаев, способствующих коррупции;
- данная модель, выработанная в Азербайджане, выступает в качестве интересного образца для других стран, стремящихся к совершенствованию собственных государственных услуг;
- необходимо развивать сотрудничество в сфере разработки долгосрочной стратегии между Программой развития ООН и центрами «АСАН-услуги» [25].
Делегация Агентства по науке, инновациям и технологиям Литвы и его председатель Арунас Карлонас охарактеризовали концепцию «АСАН-услуги» как образцовую модель в оказании государственных услуг, подчеркнув важность внедрения указанного опыта в других странах.
Кроме ускорения работы электронного правительства в оказании государственных услуг одним из приоритетов Агентства является обеспечение социального участия и эффективное использование механизмов социального контроля. Глава государства, отмечая в качестве важной задачи реализацию на самом высоком уровне молодежной политики и обращая внимание на необходимость придания особого значения обеспечению рабо-
той в государственных органах молодежи, высоко оценил сотрудничество молодежи с центрами «АСАН-услуги», подчеркнув благородность добровольческой деятельности в центрах, свидетельствующей о привязанности каждого молодого человека к своему государству [19].
Следует высоко оценить деятельность в центрах «АСАН-услуги» добровольцев и Общественного объединения молодежной организации «Добровольцы АСАН» (AKGT) [17]. Роль законодательной базы в организации этой деятельности играет Закон Азербайджанской Республики «О добровольческой деятельности» от 9 июня 2009 года № 828-IIIQ.
Учитывая необходимость налаживания тесной связи между сотнями добровольцев, функционирующих в центрах «АСАН-услуги», эта неправительственная организация, учрежденная группой молодых добровольцев, поставила перед собой следующие цели: налаживание широкого и всестороннего сотрудничества с местными и зарубежными организациями, функционирующими в Азербайджане; обеспечение ассоциации выражения «азербайджанский доброволец» с AKGT; формирование активной добровольческой базы, которая будет функционировать на постоянной основе; распространение добровольческого движения по всей стране и его стимулирование; представление Общественного объединения молодежной организации «Добровольцы АСАН» на международном уровне и завоевание им международного статуса; создание для добровольцев возможности приобрести опыт за рубежом; выявление талантливой молодежи и правильная оценка ее умений.
Общереспубликанский Форум Общественного объединения молодежной организации «Добровольцы АСАН», проведенный 16 декабря 2014 года, и участие в нем Президента Азербайджана - наглядный пример того, что деятельность этой организации приняла сплоченный и организованный характер. Целью проведения Форума была демонстрация государственной заботы о добровольческой деятельности в нашей стране за последние годы, обсуждение новшеств, внедренных для добровольцев, работающих в центрах «АСАН-услуги», выработка мнений и предложений по поводу деятельности Общественного объединения молодежной организации «Добровольцы АСАН» в будущем [4].
С учетом требований законодательства Азербайджанской Республики, в частности, Закона «О добровольческой деятельности», в центрах «АСАН-услуги» добровольческая деятельность
организовывается преимущественно в следующих направлениях [8]: осуществление в центрах «АСАН-услуги» Государственного агентства по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям при Президенте Азербайджанской Республики добровольческой деятельности; встреча граждан, оказание им помощи в пользовании электронными досками; разъяснения гражданам, обратившимся в центры; оказание помощи в заполнении анкет на основании обращения; содействие более легкому получению услуг в центре «АСАН-услуги» инвалидами; оказание особого внимания детям граждан, пришедших в Центр; содействие информированию граждан и оказание другой помощи.
Каждый в зависимости от уровня образования может обратиться в центры, чтобы стать добровольцем. Следует отметить, что для обеспечения прозрачности и оперативности работа по приему в добровольцы осуществляется в электронной форме [15]. В целях формирования нормальной работы и обеспечения гражданской удовлетворенности для обратившихся кандидатов установлен ряд требований (дисциплинированность, вежливость, общительность, оперативность, умение работать в коллективе, организационные способности, инициативность, компьютерные навыки).
Следует отметить, что с момента функционирования центров «АСАН-услуги» были разработаны различные программы по развитию движения добровольцев. В целях создания условий для личностного развития добровольцев, повышения их знаний и опыта, обеспечения практическими знаниями для успешной профессиональной деятельности в будущем, просвещения добровольцев, их интеллектуального и духовного развития, выявления и поддержки одаренных добровольцев, развития профессиональных качеств и т. д. приступила к работе школа опыта «^sa^^oo!» [16].
Наряду с этим в 2015 году была предоставлена в пользование интернет-страница www.asankadr. az - портал вакансий, действующий в рамках Центра карьеры «АСАН-кадр» в целях обеспечения добровольцев «АСАН-услуги» работой, а работодателей - качественными и подготовленными кадрами, повышения и совершенствования потенциала добровольцев [13]. Центр карьеры с учетом требований существующего рынка труда формирует кадры по таким специальностям, как «услуги», «продажа», «банк», «страхование», «туризм», «информационные технологии». Кроме богатого многогранного опыта, обретенного в рамках волонтерской программы «АСАН-school», молодежь, участвуя в тренингах по отмеченным
специальностям, развивает свои теоретические знания, а в дальнейшем и практические. Каждый доброволец, прошедший соответствующий этап, размещает свой CV на портале www^sankadr. az. Также данный портал дает возможность работодателям регулярно размещать объявления о вакансиях. Как передовой опыт проект внесен в портал ООН «Передовые механизмы и решения в рамках Сотрудничества Юг-Юг». Он признан эффективным средством обеспечения молодежи работой, принимаются меры по стимулированию его применения другими странами [22]. В целом к настоящему времени на портале «Передовые Механизмы и Решения» [20] размещены 15 практик, сформированных Азербайджаном, четыре из которых относятся к центру «АСАН-услуги» («АСАН-кадр», «АСАН-услуга», «АСАН-оплата», «АСАН-письмо»).
Азербайджанское государство постоянно прилагает усилия в направлении стимулирования среди молодежи добровольческой деятельности в центрах «АСАН-услуги». В качестве наглядного примера можно указать на Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 5 сентября 2016 года «О некоторых мерах по развитию деятельности центров «АСАН-услуги», поощрения их работников и волонтеров». Так, модель «АСАН-услуги» в Распоряжении охарактеризована как успешный результат институциональных реформ, проводимых в сфере оказания государственных услуг и борьбы с коррупцией. В нем указано, что деятельность центров строится и развивается в рамках высоких стандартов на основе принципов оперативности, прозрачности, этического поведения, вежливости и ответственности.
В Распоряжении обращается внимание и на то, что воспитание молодежи, составляющей большинство среди работающих в центрах, достигается в духе традиций государственности и патриотизма, усиления в них чувства социальной ответственности, формирования нового поколения государственных служащих. Соответствующим Распоряжением в целях поощрения работников Агентства, действующих в центрах «АСАН-услу-ги», работников других государственных органов и волонтеров, а также развития деятельности центров из предусмотренного в государственном бюджете Азербайджанской Республики на 2016 год Резервного фонда Президента Азербайджанской Республики Государственному агентству было выделено 5 (пять) миллионов манатов.
Работы в области модернизации и разветвления деятельности «АСАН-услуги», обеспечения
доступности продолжаются и сегодня. Наглядным примером этого может быть предоставление 28 декабря 2016 года в пользование Центра «АСАН-коммунал» № 1 и выездных групп «Поезд АСАН» [5], а 10 января 2017 года - портала «АСАН-виза» [14].
Таким образом, с учетом вышеуказанного можно сделать следующие выводы:
1. Целью азербайджанского изобретения и бренда - центров «АСАН-услуги» является обеспечение удобства граждан при оказании им услуг государственными органами, прозрачности, исключение коррупции, внедрение современных технологий, формирование нового стиля мышления в отношениях госслужащий-гражданин.
2. Центры «АСАН-услуги» как классическая структура «one-stop-shop» - единое пространство, где сконцентрированы представители различных государственных органов. Государственные услуги в указанных центрах предоставляются по принципу «одной двери». Иными словами, гражданин, войдя через одну дверь, получает возможность воспользоваться в одном центре (в одном административном здании), в одном пространстве одновременно услугами отдельных государственных структур, что способствует сокращению индивидуальных расходов граждан, устранению потерь времени, обеспечению прозрачности и удобства для людей.
3. Центры «АСАН-услуги» служат формированию в деятельности государственных служащих нового подхода к обеспечению гражданской удовлетворенности в отношении к населению, переходу в стране отношений госслужащий-гражданин на качественно новый уровень.
4. В центрах «АСАН-услуги» в обязательном порядке учитываются все требования населения; иными словами, банковские услуги, услуги, оказываемые некоторыми частными структурами, страховые услуги, услуги по оказанию юридической помощи, услуги по переводу всех видов документов на государственный язык или с государственного языка на другой, медицинские услуги, услуги, оказываемые через официальный информационный интернет-ресурс, услуги, оказываемые через установленные в центрах специальные терминалы, фотоуслуги, клиентские и другие услуги - показатели удобства и гражданской удовлетворенности.
5. Центры «АСАН-услуги» оказывают помощь гражданам, пользующимся необходимыми услугами со стороны государственных органов, в реализации ими соответствующих прав в этой области и основных свобод. Таким образом, цен-
евразийская -
1 (26) 2017
- адвокатура
тры «АСАН-услуги» превратились в одного из участников национального механизма защиты прав человека.
6. Формирование в центрах «АСАН-услуги» системы добровольцев играет важную роль в плане развития трудоспособности и опыта молодежи, уменьшения негативных явлений среди молодых людей, формирования чувства ответственности, привития молодежи чувства привязанности к государству и уважения к гражданину.
Пристатейный библиографический список
1. Azarbaycanin diplomatik xidmat orqanlarinin rahbarlari 3 sayli Baki «ASAN xidmat» markazinda olmuglar // Yeni Azarbaycan. 2015. 7 Mart.
2. Azarbaycan Respublikasinin Prezidenti yaninda Vatandaglara Xidmat va Sosial Innovasiyalar uzra Dovlat Agent-liyi. Strateji Plan 2014-2016. Baki, 2014 [Электронный ресурс]. URL: www.asan.gov.az/uploads/images/stp.pdf.
3. Azarbaycan Prezident Administrasiyasinin Huquq muhafiza orqanlari ila ig gobasinin mudiri Fuad Slasgarov «Azarbaycan Prezidenti yaninda Vatandaglara Xidmat va Sosial Innovasiyalar uzra Dovlat Agentliyi» yaradilmasi barada Farmanla bagli musahiba verib [Электронный ресурс]. URL: www.az.apa.az/print/266564/
4. Prezident Ilham Sliyev Sabirabadda ASAN Konullularinin I Umumrespublika Forumunun a^iliginda igtirak edib // Yeni Azarbaycani.2014. 17 dekabr. № 230 (4389).
5. Respublika. 2016. 29 dekabr. № 290. S. 1-2.
6. Organization for Economic Co-operation and Development. Anti-Corruption Network for Eastern Europe and Central Asia. Istanbul Anti-Corruption Action Plan. Third Round of Monitoring. Azerbaijan Monitoring Report. Paris, 2013.
7. Statement at the end of visit to Azerbaijan by the United Nations Working Group on Business and Human Rights, Baku, 27 August 2014 [Электронный ресурс]. URL: www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayNews. aspx?NewsID=14965&LangID=E.
8. www.asan.gov.az/az/content/view/248/2281#.V_ IS3oayEn8.
9. www.asan.az/az/content/view/249/2710#.V_ Il7fmLSM8.
10. www.asan.az/az/content/view/249/2734#.V_ IoQvmLSM8.
11. www.asan.az/az/content/view/249/2914#.V_ IpYvmLSM8.
12. www.asan.az/az/content/view/249/2926#.V_InR_ mLSM8.
13. www.asankadr.az/index.php.
14. www.evisa.gov.az.
15. www.konullu.asanschool.a.z.
16. www.asanschool.az.
17. www.asanyouth.az.
18. www.diplomatmagazine.com/issues/2014/ september-october/888-azerbaijan-s-e-government-based-one-stop-shop.html.
19. www.president.az/articles/7019.
20. www.southsouthworld.org.
21. www.southsouthworld.org/solution/view?id=273.
22. www.southsouthworld.org/solution/view?id=274.
23. www.southsouthworld.org/solution/view?id=276.
24. www.southsouthworld.org/solution/view?id=279.
25. www.undp.org/content/undp/en/home/ presscenter/speeches/2014/10/02/helen-clark-speech-at-the-iv-baku-international-humanitarian-forum.
References (transliterated)
1. Azarbaycanm diplomatik xidmat orqanlarinin rahbarlari 3 sayli Baki «ASAN xidmat» markazinda olmuglar // Yeni Azarbaycan. 2015. 7 Mart.
2. Azarbaycan Respublikasinin Prezidenti yaninda Vatandaglara Xidmat va Sosial Innovasiyalar üzra Dövlat Agentliyi. Strateji Plan 2014-2016. Baki, 2014 [Jelektronnyj resurs]. URL: www.asan.gov.az/uploads/images/stp.pdf.
3. Azarbaycan Prezident Administrasiyasinin Hüquq mühafiza orqanlari ila ig göbasinin müdiri Fuad Slasgarov «Azarbaycan Prezidenti yaninda Vatandaglara Xidmat va Sosial Innovasiyalar üzra Dövlat Agentliyi» yaradilmasi barada Farmanla bagli müsahiba verib [Jelektronnyj resurs]. URL: www.az.apa.az/print/266564/
4. Prezident Ilham Sliyev Sabirabadda ASAN Könül-lülarinin I Ümumrespublika Forumunun açiliginda igtirak edib // Yeni Azarbaycani.2014. 17 dekabr. № 230 (4389).
5. Respublika. 2016. 29 dekabr. № 290. S. 1-2.
6. Organization for Economic Co-operation and Development. Anti-Corruption Network for Eastern Europe and Central Asia. Istanbul Anti-Corruption Action Plan. Third Round of Monitoring. Azerbaijan Monitoring Report. Paris, 2013.
7. Statement at the end of visit to Azerbaijan by the United Nations Working Group on Business and Human Rights, Baku, 27 August 2014 [Jelektronnyj resurs]. URL: www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayNews. aspx?NewsID=14965&LangID=E.
8. www.asan.gov.az/az/content/view/248/2281#.V_ IS3oayEn8.
9. www.asan.az/az/content/view/249/2710#.V_Il-7fmLSM8.
10. www.asan.az/az/content/view/249/2734#.V_Io-QvmLSM8.
11. www.asan.az/az/content/view/249/2914#.V_ IpYvmLSM8.
12. www.asan.az/az/content/view/249/2926#.V_InR_ mLSM8.
13. www.asankadr.az/index.php.
14. www.evisa.gov.az.
15. www.konullu.asanschool.a.z.
16. www.asanschool.az.
17. www.asanyouth.az.
18. www.diplomatmagazine.com/issues/2014/septem-ber-october/888-azerbaijan-s-e-government-based-one-stop-shop.html.
19. www.president.az/articles/7019.
20. www.southsouthworld.org.
21. www.southsouthworld.org/solution/view?id=273.
22. www.southsouthworld.org/solution/view?id=274.
23. www.southsouthworld.org/solution/view?id=276.
24. www.southsouthworld.org/solution/view?id=279.
25. www.undp.org/content/undp/en/home/presscen-ter/speeches/2014/10/02/helen-clark-speech-at-the-iv-ba-ku-international-humanitarian-forum.