Научная статья на тему 'Публично-правовые и частноправовые особенности государственных служебных отношений: теория и практика'

Публично-правовые и частноправовые особенности государственных служебных отношений: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1904
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / CIVIL SERVICE / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / CIVIL SERVANT / ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LEGAL RELATIONS / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / PUBLIC LAW / ЧАСТНОЕ ПРАВО / PRIVATE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамедов О. Д.

В данной статье научный анализ по теоретическим и практическим вопросам публично-правовых и частноправовых особенностей государственных служебных отношений охватывает следующие направления. Осуществляемое в современной Азербайджанской Республике строительство правового государства, являясь многогранным и сложным процессом, характеризуется комплексной системой. Одной из составных частей этой системы и является институт государственной службы. Государственная служба является одним из основных средств обеспечения реализации государственной власти и государственного управления. Современная государственная служба характеризуется социальными, политическими и правовыми аспектами. Наличие различных элементов правовых аспектов в системе государственной службы привлекает особое внимание. С этой точки зрения государственная служба как правовая категория содержит систему комплексных отношений. В то же время следует отметить, что право государственной службы в Азербайджанской Республике как самостоятельная отрасль права находится на стадии формирования. Усовершенствование правовой базы, регулирующей деятельность государственных служащих, и вопрос принятия новых правовых актов являются одной из актуальных проблем, требующих разрешения. Вопрос отнесения норм, регулирующих деятельность государственных служащих в сфере публично-правовых или частноправовых отношений, представляет большой научный интерес. В целом этот вопрос имеет большое значение в определении правового статуса государственных служащих. Нормы различных отраслей права, соединившись, создали систему правовых отношений государственной службы. Правовые отношения, возникающие внутри этой системы, характеризуются сложными внутренними компонентами. Одной из актуальных проблем в системе правовых отношений государственной службы, требующих научного анализа, является именно определение публично-правовых и частноправовых особенностей этих отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public and civil public service relationship: theory and practice

The article deals with a scientific analysis of theoretical and practical aspects of public and private law especially public service relationship. Carried out in the modern Azerbaijan Republic building of the law-governed state, being a multifaceted and complex process, is characterized by a complex system. One of the components of this system is the institution of public service. Public office is one of the main means of ensuring the implementation of state power and public administration. Modern public service is characterized by social, political and legal aspects. The presence of various elements of the legal aspects in the public service attracts attention. From this perspective, the public service as a legal category contains a system of complex relationships. At the same time it should be noted that the right of public service in the Republic of Azerbaijan as an independent branch of law and it is at the stage of its formation. Improvement of the legal framework governing the activities of public officials, and the adoption of new regulations are one of the most urgent problems requiring solution. The question of classification rules governing civil servants in the field of public law and private law relations is of great scientific interest. In general, this question is of great importance in determining the legal status of civil servants. Standards of various branches of law created a system of legal relations of public service. The legal relations arising within this system can be characterized by complex internal components. One of the pressing problems in the legal relationship of civil service requiring scientific analysis is the definition of features of the relations between public and private law.

Текст научной работы на тему «Публично-правовые и частноправовые особенности государственных служебных отношений: теория и практика»

О. Д.-оглы Мамедов*

Публично-правовые и частноправовые особенности государственных служебных отношений: теория и практика

Аннотация. В данной статье научный анализ по теоретическим и практическим вопросам публично-правовых и частноправовых особенностей государственных служебных отношений охватывает следующие направления. Осуществляемое в современной Азербайджанской Республике строительство правового государства, являясь многогранным и сложным процессом, характеризуется комплексной системой. Одной из составных частей этой системы и является институт государственной службы. Государственная служба является одним из основных средств обеспечения реализации государственной власти и государственного управления. Современная государственная служба характеризуется социальными, политическими и правовыми аспектами. Наличие различных элементов правовых аспектов в системе государственной службы привлекает особое внимание. С этой точки зрения государственная служба как правовая категория содержит систему комплексных отношений. В то же время следует отметить, что право государственной службы в Азербайджанской Республике как самостоятельная отрасль права находится на стадии формирования.

Усовершенствование правовой базы, регулирующей деятельность государственных служащих, и вопрос принятия новых правовых актов являются одной из актуальных проблем, требующих разрешения. Вопрос отнесения норм, регулирующих деятельность государственных служащих, к сфере публично-правовых или частноправовых отношений представляет большой научный интерес. В целом этот вопрос имеет большое значение в определении правового статуса государственных служащих. Нормы различных отраслей права, соединившись, создали систему правовых отношений государственной службы. Правовые отношения, возникающие внутри этой системы, характеризуются сложными внутренними компонентами. Одной из актуальных проблем в системе правовых отношений государственной службы, требующих научного анализа, является именно определение публично-правовых и частноправовых особенностей этих отношений.

Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, правовые отношения, публичное право, частное право.

00!: 10.17803/1994-1471.2015.59.10.104-113

Основателем современной Азербайджанской Республики, общенациональным лидером азербайджанского народа Гейдаром Алиевым были заложены основы процесса строительства правового государства, развития государства прогрессивными методами, учреждения гражданского общества, были определены основные направления интеграции в международное сообщество, обеспечен принцип верховенства права, сфор-

мированы модели и стратегическая линия развития азербайджанского государства посредством осуществления реформ.

Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, как гарант конституционных прав граждан перед органами государственной власти и их полномочными должностными лицами, в первую очередь выступил с инициативой кодификации законодательства в сфере государственной службы. В Планах

© Мамедов О. Д. оглы, 2015

* Мамедов Орудж Джамиль оглы — доктор философии по праву, доцент, заведующий кафедрой правового обеспечения государственного управления Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики [[email protected]]

Az 1001. Азербайджанская Республика, г. Баку, ул. Лермонтова, 74

мероприятий, рассчитанных на два этапа в 2008—2010 и 2011—2015 годах, в рамках утвержденного распоряжением Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 15 сентября 2008 года «Государственной программы сокращения бедности и устойчивого развития в Азербайджанской Республике в 2008—2015 годах»1 предусмотрена кодификация законодательства в сфере государственной службы.

Законодательная база, определяющая правовой статус государственных служащих, обладает сложным составом. Поэтому нормы, относящиеся к различным отраслям права, объединившись, создали систему правовых отношений государственной службы. А правовые отношения, возникающие внутри этой системы, характеризуются сложными внутренними компонентами. Один из актуальных, требующих разрешения вопросов внутри системы правовых отношений государственной службы связан именно с публично-правовыми и частноправовыми особенностями этих отношений.

Современный институт государственной службы больше всего характеризуется социальными, политическими и юридическими аспектами. Правовые аспекты в системе государственной службы занимают важное место, привлекая внимание в значительной степени различными элементами. С этой точки зрения государственная служба как правовая категория заключает в себе систему комплексных отношений. В то же время следует отметить, что в Азербайджанской Республике одной из отраслей права, находящихся на стадии формирования в качестве самостоятельной отрасли права, является право государственной службы. В современный период существует ряд необходимых элементов, характеризующих государственную службу как правовую категорию и определяющих ее как самостоятельную отрасль права. Одним из этих элементов и являются публично-правовые и частноправовые особенности отношений го-

1 Распоряжение Президента Азербайджанской Республики № 3043 от 15 сентября 2008 г. «Об утверждении "Государственной программы сокращения бедности и устойчивого развития в Азербайджанской Республике в 2008—2015 гг."» / Собрание законодательства Азербайджанской Республики. 2008. № 09. Ст. 824.

сударственной службы. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что определение публично-правовых и частноправовых аспектов государственных служебных отношений и их специфических особенностей как одна из актуальных проблем, требующих разрешения, привлекает особое внимание.

Основная цель проведения научного анализа публично-правовых и частноправовых особенностей государственных служебных отношений заключается в обобщении и обосновании по данному вопросу научных взглядов, определении значения его теоретических и практических проблем, выдвижении научных суждений о необходимости усовершенствования существующего законодательства, принятия новых нормативных правовых актов в данной сфере.

В азербайджанской правовой науке государственная служба в первую очередь привлекает внимание такими элементами, как вид профессиональной деятельности, система органов государственной власти, средство связи между обществом и государством, совокупность общественных отношений, политический и правовой институт и т.д. Разнообразие научных подходов к государственной службе характеризуется многоаспектностью и сложными составными частями ее элементов. Государственная служба как правовая категория, являясь объектом исследования таких значимых отраслей права, как конституционное, административное, трудовое, право социального обеспечения, а также теории и истории права, гражданского права, образования, финансового и др. материальных и про -цессуальных отраслей права, стала причиной научных дебатов. Специалисты отраслевых правовых наук представили свои различные подходы и выдвинули ряд ценных научных доводов по вопросам государственной службы. С этой точки зрения в современный период вопрос, связанный с публично-правовыми и частноправовыми особенностями государственных служебных правоотношений, характеризуется наличием научных споров. Мы считаем, что в современный период государственную службу, являющуюся одним из средств обеспечения государственного управления, нельзя воспринимать в полном смысле этого слова как центральный институт административного права. Потому что

государственная служба, имея в своем составе независимые отраслевые юридические элементы и взаимодействуя с другими отраслями права, составляет с ними единое целое. Этот параметр включает взаимодействие права государственной службы с конституционным, трудовым правом, правом социального обеспечения, в том числе и с административным правом.

В результате проведения научных исследований представителями науки конституционного права государственная служба была представлена как одна из форм осуществления публичной власти2. З. А. Аскеров считает, что законодательство о государственной службе возникает на основе конституционных принципов. В демократическом государстве конституция является не только основным законом государства, но и выразителем государственной воли и суверенитета всего народа. Конституция Азербайджанской Республики создает баланс в системе государственных институтов, обеспечивает стабильность конституционного строя3. А. Г. Рзаев справедливо отмечает, что конституция регулирует государственный конституционный строй, форму организации и структуру, а также принципы взаимоотношений с гражданами4. Ф. Т. Нагиев высоко оценивает значение государственной службы для граждан. Он считает, что все виды государственной службы должны быть доступными для них5. По мнению С. А. Исмаилова, государственная служба, являясь государственным механизмом, осуществляет функции государства как совокупность деятельности и отношений во всех государственных органах и организа-циях6. В науке административного права го-

2 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. М. : Эксмо, 2009. С. 353.

3 Аскеров З. А. Конституционное право : учебник (на азербайдж. яз.). Б. : Бакинский ун-т, 2011. С 51, 59.

4 Рзаев А. Г. Правовые основы государственной службы (на азербайдж. яз.). Б. : Эльм, 2011. С 202.

5 Нагиев Ф. Т. Конституционное право. Конспекты лекций : учеб. пособие (на азербайдж. яз.). Б. : Ганун, 2014. С 92.

6 Исмаилов С. А. Прошлое, настоящее и перспекти-

вы государственной службы и системы управления

в Азербайджане (на азербайдж. яз.). Б. : Огуз эли,

2013. С 7.

сударственная служба рассматривается как одно из средств обеспечения управления7. А в науке трудового права государственная служба, являясь составной частью трудовых право -отношений, рассматривается как особый вид служебной деятельности8. Предмет исследования трудового права составляют проблемы правового регулирования общественной деятельности. Учитывая это, следует отметить, что государственная служба, будучи особой сферой деятельности, определяя правовое положение граждан, получивших статус государственного служащего, характеризуя их как категорию работников с особым статусом, привлекает внимание как неотъемлемая составная часть правового регулирования общественного труда. А. М. Касымов справедливо отмечает, что на рынке труда граждане осуществляют свои конституционные трудовые права в следующих формах: заключение трудового договора; принятие в члены акционерного общества; поступление на государственную службу; индивидуальная предпринимательская деятельность. Фактическая реализация трудовых прав граждан обуславливается такими дополнительными юридическими фактами, как мнение гражданина, работодателя, а также избрание или назначение на должность9. Одной из неотъемлемых составных частей государственных служебных отношений являются правоотношения по социальному обеспечению. М. Н. Алиев, широко анализируя публично-правовые и частноправовые особенности права социального обеспечения, приходит к выводу, что право со -циального обеспечения не может рассматриваться как отрасль только публичного или частного права. В данной сфере присутствуют элементы обоих видов. А на современном этапе уже сформировалось такое мнение, что воз-

7 Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М. : РАГС, 2008. С 113 ; Государственная гражданская служба : учебник / под ред. проф. В. Г. Игнатова. М. : Март, 2005. С. 18—26.

8 Гусев А. В. Государственная гражданская служба: сочетание публично-правовых и частноправовых начал // Российский юридический журнал. 2012. № 6 (87). С. 28—39.

9 Касымов А. М. Трудовое право : учебник (на азербайдж. яз.). Б. : Адильоглу, 2007. С 221.

можно согласование элементов публичного и частного права, а также институтов смежного с ними права10.

Одной из составных частей индивидуально-правовых особенностей государственных служебных правовых отношений являются отношения по дополнительному образованию. Правовые отношения по дополнительному образованию государственных служащих, имея особый характер, входят в систему трудовых правоотношений. То есть эти отношения напрямую возникают в связи с трудовой деятельностью государственных служащих. Нормы, регулирующие правоотношения по дополнительному образованию государственных служащих, разбросанные по различным отраслям права, были закреплены в законодательстве. Взаимное сочетание данных норм обуславливает право на дополнительное образование государственных служащих11.

Е. Б. Лупарев справедливо отмечает, что современное публичное право вышло на тот уровень своего развития, который предполагает не только необходимость систематизации общей теории публичного права, но и общетеоретическое исследование отдельных явлений, в частности общей теории публичных правоотношений12. По мнению Л. А.Чиканова, служебное отношение рассматривается как сложное правовое явление, состоящее из различных по своей природе, но неразрывно связанных элементов, имеющих как публично-правовой, так и частноправовой характер13.

Этот тип суждений, выдвинутых в научной литературе, полностью характерен и для права государственной службы. То есть государственную службу невозможно рас-

10 Алиев М. Н. Право социального обеспечения : учебник (на азербайдж. яз.). Б. : Адильоглу, 2007. С. 75.

11 Мамедов О. Дж. Правовое регулирование дополнительного образования государственных служащих (на азербайдж. яз.) : монография. Б. : Эльм и Тах-сил, 2013. С. 47.

12 Лупарев Е. Б. Комплексные административные правоотношения в системе публичных правоотношений (вопросы общей и общеотраслевой теории). Краснодар, 2009. С. 3.

13 Чиканова Л. А. Применение трудового законода-

тельства к служебным отношениям на государствен-

ной гражданской службе (теория и практика) : дис. ...

докт. юрид. наук. М., 2005. С. 18.

сматривать только как институт публичного или частного права. Право государственной службы представляет собой самостоятельную отрасль права, сочетающую в себе публично-правовые и частноправовые особенности. В отличие от других отраслей права, право государственной службы больше всего является объектом исследования науки административного права. Но, несмотря на это, среди ученых-исследователей в этой сфере не сформировалось единого мнения относительно конкретного понятия государственной службы. Некоторые ученые в понятие государственной службы включают организацию деятельности как государственных служащих, так и органов государственной власти. По мнению соавторов учебника «Теория государственного управления», а также А. З. Аб-дуллаева и Р. Шабанова, в общественной науке существуют различные подходы к понятию «государственная служба». Среди них предпо -чтение отдается следующим двум подходам:

— государственная служба как особый вид трудовой деятельности;

— государственная служба как правовой институт государства14.

Ю. Н. Старилов рассматривает государственную службу (в широком теоретическом понимании) и как осуществление государственными органами кадровой функции управления, и как практическую деятельность всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета и занимающих должности в аппарате государственных органов15. В. М. Манохин определяет государственную службу как одну из функций государства по организации и правовому регулированию деятельности личного состава государственных органов, а также как саму деятельность этого личного состава16. По нашему мнению, государственную службу можно рассмотреть как созданный для осуществления целей и функций государства организационно-право-

14 Теория государственного управления : учебник / под ред. С. Т. Гандилова (на азербайдж. яз.). Б. : Эльм и Тахсил, 2010. С. 259.

15 Старилов Ю. Н. Служебное право : учебник. М. : БЕК, 1996. С. 127—133.

16 Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование. М. : Юристъ, 1997. С. 9.

вой институт. Общие и специальные нормы о государственной службе, закрепленные в Конституции Азербайджанской Республики, содержат публично-правовые и частноправовые особенности государственных служебных отношений. Одним из средств конституционного обеспечения осуществления государственной власти является право граждан на государственную службу. В статье 55 «Право на участие в управлении государством» Конституции Азербайджанской Республики закреплено, что «граждане Азербайджанской Республики обладают правом участвовать в управлении государством. Это право они могут осуществлять непосредственно или через своих представителей. Граждане Азербайджанской Республики имеют право служить в государственных органах. Должностные лица государственных органов назначаются из числа граждан Азербайджанской Республики. Иностранцы и лица без гражданства могут приниматься на государственную службу в установленном законом порядке»17. В данной статье были закреплены следующие права граждан Азербайджанской Республики: 1) право на непосредственное участие граждан в управлении государством; 2) право на участие граждан в управлении государством через своих представителей; 3) право граждан служить в государственных органах, иными словами, право государственной службы граждан. В статье 2.1 Закона Азербайджанской Республики «О государственной службе»18 было дано определение понятию государственной службы. В соответствии с данной статьей под государственной службой понимается выполнение государственными служащими своих должностных полномочий в области осуществления в соответствии с Конституцией и другими законодательными актами Азербайджанской Республики целей и функций государства. В этом определении публично-правовые и частноправовые особенности государственной службы привлекают

17 Конституция Азербайджанской Республики (на азербайдж. яз.). Б. : Юридическая литература, 2009. С. 25.

18 Закон Азербайджанской Республики «О государственной службе» от 21 июля 2000 г., Закон № 9261Г // Собрание законодательства Азербайджанской Республики. 2001. № 01. Ст. 1.

очевидное внимание. С этой точки зрения данное определение в основном можно выразить как две обуславливающие друг друга составные части: 1) осуществление целей и функций государства в соответствии с Конституцией и другими законодательными актами Азербайджанской Республики; 2) исполнение должностных полномочий государственными служащими в данной сфере. В первом случае государственная служба привлекает внимание как публично-правовая, а во втором случае — как частноправовая категория.

В научной литературе государственная служба рассматривается как организационная структура, основное средство обеспечения и функция по осуществлению государственной власти. Включение данных элементов в определение государственной службы затрагивает профессиональную деятельность государственных служащих, осуществляющих цели и функции государства. Некоторые авторы придерживаются именно этого подхода. В выдвинутых ими идеях в качестве отличительных особенностей профессиональной деятельности государственных служащих выделяются их публичность, направленность на осуществление целей и функций государства, их интеллектуальный и управленческий характер19.

Исследователи административно-правовой науки рассматривают государственную службу в узком и широком смыслах. По их мне -нию, в широком смысле под государственной службой следует понимать осуществление целей и функций государства служащими государственных организаций (сюда относятся не только государственные органы, но и государственные унитарные предприятия, государственные учреждения), а в узком смысле государственная служба представляет собой только профессиональную деятельность служащих государственных органов20. А. В. Гусев,

19 Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование. М. : Юристъ, 1997. С. 3—5 ; Бахрах Д. Н. Административное право России : учебник. М. : Эксмо, 2010. С. 98 ; Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика. Саратов : Научная книга, 2008. С. 25.

20 Бахрах Д. Н. Государственная служба России : учеб. пособие. М., 2007. С. 15 ; Овсянко Д. М. Государ-

ственная служба Российской Федерации : учеб. пособие. М. : Юристь, 2008. С. 12.

анализируя научные подходы к определению понятия государственной службы, справедливо отмечает, что в этих суждениях государственные служащие воспринимаются не столько как активные социальные субъекты этой деятельности, сколько как носители полномочий по осуществлению функций государственных органов, как элементы, «винтики» государственной машины21.

Несмотря на различное содержание подходов к понятию государственной службы, все они привлекают внимание своими схожими чертами. Схожесть этих подходов заключается в том, что особенностям, характеризующим государственную службу как особый вид деятельности, уделяется меньшее внимание, чем ее структурно-функциональной организации. В основе этих взглядов лежит понимание государственной службы как публично-правового института и ее общее назначение. По нашему мнению, широкий подход к определению государственной службы включает в себя следующие составные части:

1) деятельность государственных служащих;

2) организация деятельности государственных служащих; 3) функциональность органов государственной власти. Следует особо отметить, что эти составные части в их взаимодействии обуславливают друг друга. Таким образом, они содержат публично-правовые и частноправовые особенности государственной службы. По нашему мнению, основываясь как на теоретических взглядах, так и на законодательстве, профессиональную деятельность государственных служащих можно выразить следующим образом. В результате профессиональной деятельности государственных служащих: 1) обеспечивается государственная власть; 2) осуществляются цели и функции государства; 3) исполняются полномочия органов государственной власти; 4) обеспечивается взаимосвязь между государством и обществом. В конечном итоге деятельность органов государственной власти и государственных служащих содержит в себе осуществление функций государственного управления.

21 Гусев А. В. Государственная гражданская служба Российской Федерации: проблемы правового регулирования : дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 21—22.

На основе вышесказанного можно прийти к такому выводу, что в органах государственной власти управление, обладая публичным характером, возникая, изменяясь и прекращаясь на профессиональной, постоянной, платной основе в трудовых коллективах органов государственной власти, характеризуясь живым трудом, общественной трудовой деятельностью, осуществляется посредством организованной профессиональной государственной служебной деятельности.

Понятие государственной службы как особого вида профессиональной деятельности на основе общих принципов было закреплено в Конституции Азербайджанской Республики и законодательстве о государственной службе. В статье 35 Конституции Азербайджанской Республики закреплено, что «труд является основой личного и общественного благосостояния. Каждый обладает правом свободно выбирать себе на основе своей способности к труду вид деятельности, профессию, занятие и место работы. Никто не может быть принужден к труду. Трудовые договоры заключаются свободно. Никто не может быть принужден заключить трудовой договор. Каждый обладает правом трудиться в безопасных и здоровых условиях, получать вознаграждение за свой труд без какой-либо дискриминации не меньше минимального размера заработной платы, установленного государством»22. На основе закрепленных в Конституции Азербайджанской Республики норм можно выделить следующие основные признаки, характеризующие государственную службу как профессиональную деятельность: 1) государственная служба относится к общественному труду; 2) государственная служба является неотъемлемой составной частью трудовых правоотношений; 3) государственная служба является одним из особых видов профессиональной деятельности; 4) государственные служащие, будучи основным субъектом права государственной службы, являются категорией работников с особым статусом. По нашему мнению, эти признаки входят в содержание элементов, определяющих публично-правовые и частноправовые особенности государственных служебных правоотношений. Существует ряд специфиче-

22 Конституция Азербайджанской Республики (на азербайдж. яз.).

ских особенностей, отличающих государственную службу от других видов общественной трудовой деятельности. В юридической литературе раскрываются своеобразные элементы государственной службы, которая рассматривается как один из видов управленческого труда, имеющий тесные связи с государством23. Следует отметить, что в отличие от других видов трудовой деятельности государственная служба имеет в значительной степени отличные элементы. По мнению А. В. Гусева, недостаточно лишь различать деятельность гражданских служащих от обычных работников, в первую очередь от деятельности служащих государственных организаций. Необходимо также отличать государственную гражданскую службу от таких схожих видов служебной деятельности, как муниципальная служба и профессиональная деятельность лиц, замещающих муниципальные должности. В соответствии с действующим законодательством, несмотря на осуществление их деятельности, в том числе в системе органов государственной (муниципальной) власти на профессиональной (постоянной, платной) основе, они не являются государственной службой24. Невозможно, однако, не согласиться с этими справедливыми доводами. Являясь сторонниками данного подхода, мы также приходим к такому выводу, что наличие в содержании права государственной службы норм, регулирующих отношения по осуществлению государственной власти, характеризует его как самостоятельную отрасль права.

Полученные по итогам проведенных научных исследований результаты можно выразить следующим образом. Являясь составной частью права государственной службы, нормы таких отраслей права, как конституционное, административное, гражданское, трудовое, право социального обеспечения, образование и других соответствующих норм права, содержащих в себе публично-правовые

23 Чиканова Л. А. Указ. соч. С. 6 ; Ершова Е. А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России. М. : Статут, 2008, С. 10.

24 Гусев А. В. Государственная гражданская служба Российской Федерации: проблемы правового регулирования : дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 25.

и частноправовые особенности государственных служебных отношений, необходимо объединять и применять в системе комплексных норм. Избрав своеобразную модель развития и реализуя данную модель посредством целенаправленных реформ, в современной Азербайджанской Республике принятие и применение Кодекса государственной службы характеризуются достаточно необходимыми элементами. Принятие Кодекса государственной службы Азербайджанской Республики позволит выделить право государственной службы в качестве самостоятельной отрасли права. В соответствии с принципами-нормами, закрепленными в Конституции Азербайджанской Республики, механизмы, способы, методы и средства осуществления конституционных прав государственных служащих будут комплексно обеспечены путем принятия данного Кодекса.

В Азербайджанской Республике одной из основных отраслей права, находящихся на стадии формирования в качестве самостоятельной отрасли права, является право государственной службы. В современный период существует целый ряд обязательных элементов, характеризующих государственную службу как правовую категорию и обуславливающих ее как самостоятельную отрасль права. Одними из этих элементов являются публично-правовые и частноправовые особенности государственных служебных отношений. Невозможно рассматривать государственную службу исключительно как публично-правовой или только частноправовой институт. Право государственной службы является самостоятельной целостной отраслью права, обладающей как публично-правовыми, так и частноправовыми особенностями. Одним из средств конституционного обеспечения осуществления государственной власти является право граждан на государственную службу. В статье 55 Конституции Азербайджанской Республики были закреплены следующие права граждан Азербайджанской Республики: 1) право на непосредственное участие граждан в управлении государством; 2) право на участие граждан в управлении государством через своих представителей; 3) право граждан служить в государственных органах, иными словами, право государственной службы граждан.

Опираясь на теоретические взгляды и за- 3) конодательство, публично-правовые и частноправовые особенности государственных 4) служебных отношений как результат профессиональной деятельности государственных 5) служащих можно классифицировать следующим образом. В результате профессиональной 6) деятельности государственных служащих:

1) обеспечивается государственная власть; 7)

2) осуществляются цели и функции государства;

исполняются полномочия органов государственной власти; обеспечивается взаимосвязь между государством и обществом; реализуется право граждан на государственную службу;

государственная служба характеризуется как особый вид трудовой деятельности; государственные служащие рассматриваются как категория работников с особым статусом.

Библиография:

1. Алиев М. Н. Право социального обеспечения : учебник (на азербайдж. яз.). — Баку : Адильоглу, 2007. — 464 с.

2. Аскеров З. А. Конституционное право : учебник (на азербайдж. яз.). — Баку : Бакинский ун-т, 2011. — 760 с.

3. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. — М. : РАГС, 2008. — 312 с.

4. Бахрах Д. Н. Государственная служба России : учебное пособие. — М. : Проспект, 2007. — 152 с.

5. Бахрах Д. Н. Административное право России : учебник. — М. : Эксмо, 2010. — 607 с.

6. Гусев А. В. Государственная гражданская служба: сочетание публично-правовых и частноправовых начал // Российский юридический журнал. — 2012. — № 6 (87). — С. 28—39.

7. Гусев А. В. Государственная гражданская служба Российской Федерации: проблемы правового регулирования : дис. ... д-ра юрид. наук. — Екатеринбург, 2009. — 448 с.

8. Государственная гражданская служба : учебник / под ред. проф. В. Г. Игнатова. — М. : Март, 2005. — 512 с.

9. Ершова Е. А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России. — М. : Статут, 2008. — 668 с.

10. Исмаилов С. А. Прошлое, настоящее и перспективы государственной службы и системы управления в Азербайджане (на азербайдж. яз.). — Баку : Огуз эли, 2013. — 216 с.

11. Касымов А. М. Трудовое право : учебник (на азербайдж. яз.). — Баку : Адильоглу, 2007. — 560 с.

12. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. — М. : Эксмо, 2009. — 496 с.

13. Конституция Азербайджанской Республики (на азербайдж. яз.). — Баку : Юридическая литература, 2009. — 96 с.

14. Лупарев Е. Б. Комплексные административные правоотношения в системе публичных правоотношений (вопросы общей и общеотраслевой теории) : монография. — Краснодар, 2009. — 109 с.

15. Мамедов О. Дж. Правовое регулирование дополнительного образования государственных служащих : монография (на азербайдж. яз.). — Баку : Эльм и Тахсил, 2013. — 188 с.

16. Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование. — М. : Юристъ, 1997. — 296 с.

17. Нагиев Ф. Т. Конституционное право. Конспекты лекций : учебное пособие (на азербайдж. яз.). — Баку : Ганун, 2014. — 240 с.

18. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации : учеб. пособие. — М. : Юристь, 2008. — 447 с.

19. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика. — Саратов : Научная книга. — 2008. — 412 с.

20. Рзаев А. Г. Правовые основы государственной службы (на азербайдж. яз.). — Баку : Эльм, 2011. — 480 с.

21. Старилов Ю. Н. Служебное право : учебник. — М. : БЕК, 1996. — 698 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Теория государственного управления : учебник / под ред. С. Т. Гандилова (на азербайдж. яз.). — Баку : Эльм и Тахсил, 2010. — 552 с.

23. Чиканова Л. А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе (теория и практика) : дис. . д-ра юрид. наук. — М., 2005. — 312 с.

References (transliteration):

1. Aliev M. N. Pravo social'nogo obespechenija : uchebnik (na azerbajdzh. jaz.). — Baku : Adil'oglu, 2007. — 464 c.

2. Askerov Z. A. Konstitucionnoe pravo : uchebnik (na azerbajdzh. jaz.). — Baku : Bakinskij un-t, 2011. — 760 s.

3. Atamanchuk G. V. Sushhnost' gosudarstvennoj sluzhby: istorija, teorija, zakon, praktika. — M. : RAGS, 2008. — 312 s.

4. Bahrah D. N. Gosudarstvennaja sluzhba Rossii : uchebnoe posobie. — M. : Prospekt, 2007. — 152 c.

5. Bahrah D. N. Administrativnoe pravo Rossii : uchebnik. — M. : Jeksmo, 2010. — 607 s.

6. Gusev A. V. Gosudarstvennaja grazhdanskaja sluzhba: sochetanie publichno-pravovyh i chastnopravovyh nachal // Rossijskij juridicheskij zhurnal. — 2012. — № 6 (87). — S. 28—39.

7. Gusev A. V. Gosudarstvennaja grazhdanskaja sluzhba Rossijskoj Federacii: problemy pravovogo regulirovanija : dis. ... d-ra jurid. nauk. — Ekaterinburg, 2009. — 448 s.

8. Gosudarstvennaja grazhdanskaja sluzhba : uchebnik / pod red. prof. V. G. Ignatova. — M. : Mart, 2005. — 512 s.

9. Ershova E. A. Trudovye pravootnoshenija gosudarstvennyh grazhdanskih i municipal'nyh sluzhashhih v Rossii. — M. : Statut, 2008. — 668 s.

10. Ismailov S. A. Proshloe, nastojashhee i perspektivy gosudarstvennoj sluzhby i sistemy upravlenija v Azerbajdzhane (na azerbajdzh. jaz.). — Baku : Oguz jeli, 2013. — 216 s.

11. Kasymov A. M. Trudovoe parvo : uchebnik (na azerbajdzh. jaz.). — Baku : Adil'oglu, 2007. — 560 s.

12. Kozlova E. I., Kutafin O. E. Konstitucionnoe pravo Rossii : uchebnik. — M. : Jeksmo, 2009. — 496 s.

13. Konstitucija Azerbajdzhanskoj Respubliki (na azerbajdzh. jaz.). — Baku : Juridicheskaja literatura, 2009. — 96 s.

14. Luparev E. B. Kompleksnye administrativnye pravootnoshenija v sisteme publichnyh pravootnoshenij (voprosy obshhej i obshheotraslevoj teorii) : monografija. — Krasnodar, 2009. — 109 s.

15. Mamedov O. Dzh. Pravovoe regulirovanie dopolnitel'nogo obrazovanija gosudarstvennyh sluzhashhih : monografija (na azerbajdzh. jaz.). — Baku : Jel'm i Tahsil, 2013. — 188 s.

16. Manohin V. M. Sluzhba i sluzhashhij v Rossijskoj Federacii. Pravovoe regulirovanie. — M. : Jurist#, 1997. — 296 c.

17. Nagiev F. T. Konstitucionnoe pravo. Konspekty lekcij : uchebnoe posobie (na azerbajdzh. jaz.). — Baku : Ganun, 2014. — 240 s.

18. Ovsjanko D. M. Gosudarstvennaja sluzhba Rossijskoj Federacii : uchebnoe posobie. — M. : Jurist#, 2008. — 447 s.

19. Presnjakov M. V., Channov S. E. Administrativno-pravovoe regulirovanie sluzhebnyh otnoshenij: teorija i praktika. — Saratov : Nauchnaja kniga, 2008. — 412 s.

20. Rzaev A. G. Pravovye osnovy gosudarstvennoj sluzhby (na azerbajdzh. jaz.). — Baku : Jel'm, 2011. — 480 s.

21. Starilov Ju. N. Sluzhebnoe pravo : uchebnik. — M. : BEK, 1996. — 698 s.

22. Teorija gosudarstvennogo upravlenija : uchebnik / pod red. S. T. Gandilova (na azerbajdzh. jaz.). — Baku : Jel'm i Tahsil, 2010. — 552 s.

23. Chikanova L. A. Primenenie trudovogo zakonodatel'stva k sluzhebnym otnoshenijam na gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe (teorija i praktika) : dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 2005. — 312 s.

Материал поступил в редакцию 15 февраля 2015 г.

Public and civil public service relationship: theory and practice

MAMEDOV, Oruj Jamil oglu — PhD in law, Associate Professor, Head of the Legal Support of Public Administration Department,

Academy of Public Administration under the President of Azerbaijan Republic

[[email protected]]

Az 1001. The Republic of Azerbaijan, Baku, Str. Lermontov 74.

Review. The article deals with a scientific analysis of theoretical and practical aspects of public and private law especially public service relationship. Carried out in the modern Azerbaijan Republic building of the law-governed state, being a multi-faceted and complex process, is characterized by a complex system. One of the components of this system is the institution of public service. Public office is one of the main means of ensuring the implementation of state power and public administration. Modern public service is characterized by social, political and legal aspects. The presence of various elements of the legal aspects in the public service attracts attention. From this perspective, the public service as a legal category contains a system

of complex relationships. At the same time it should be noted that the right of public service in the Republic of Azerbaijan as an independent branch of law and it is at the stage of its formation.

Improvement of the legal framework governing the activities of public officials, and the adoption of new regulations are one of the most urgent problems requiring solution. The question of classification rules governing civil servants in the field of public law and private law relations is of great scientific interest. In general, this question is of great importance in determining the legal status of civil servants. Standards of various branches of law created a system of legal relations of public service. The legal relations arising within this system can be characterized by complex internal components. One of the pressing problems in the legal relationship of civil service requiring scientific analysis is the definition of features of the relations between public and private law.

Keywords: civil service, a civil servant, legal relations, public law, private law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.