Научная статья на тему 'Современные подходы к дебюрократизации государственного аппарата: опыт Грузии'

Современные подходы к дебюрократизации государственного аппарата: опыт Грузии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
714
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О. С. Носкова

В течение последних десятилетий многие страны мира осуществляют реформы систем государственного управле-ния, нацеленные на обеспечение комфортности и высокого качества жизни населения, совершенствование работы ис-полнительных и распорядительных органов, повышение каче-ства оказания государственных услуг населению и бизнесу. Важной составляющей таких реформ является переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде. В представленной работе изучены успешные методы взаи-модействия населения и бизнеса с органами власти по оказа-нию государственных услуг, в том числе и в электронном виде. Проанализирован процесс перехода Грузии к централи-зации предоставления государственных услуг на базе цен-тров обслуживания населения и Портала гражданина. Даны предложения по совершенствованию механизмов оказания административных процедур в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to de-bureaucratization of the state apparatus: Georgia experience

In recent decades, many countries carry out reforms of pub-lic administration, aimed at ensuring the comfort and quality of life of the population, improving the work of the executive and administrative bodies, improving the quality of public services to citizens and businesses. An important component of such reforms is the transition to the provision of public services in electronic form. In the present study we examined successful methods of interaction of population and businesses with the authorities to provide public services, including those in elec-tronic form. We have analyzed the process of transition of Georgia to the centralization of public services on the basis of public service centers and Citizen Portal. We have suggested ways of improving the mechanisms of administrative procedures in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к дебюрократизации государственного аппарата: опыт Грузии»

ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ _АКАДЕМИИ № 3 2015_

ИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

УДК 351/354; 330.341.2; 338.22.021.4

О. С. НОСКОВА

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА: ОПЫТ ГРУЗИИ

(Поступила в редакцию 06.07.2015)

В течение последних десятилетий многие страны мира In recent decades, many countries carry out reforms of pub-

осуществляют реформы систем государственного управле- lic administration, aimed at ensuring the comfort and quality of

ния, нацеленные на обеспечение комфортности и высокого life of the population, improving the work of the executive and

качества жизни населения, совершенствование работы ис- administrative bodies, improving the quality of public services

полнительных и распорядительных органов, повышение каче- to citizens and businesses. An important component of such

ства оказания государственных услуг населению и бизнесу. reforms is the transition to the provision of public services in

Важной составляющей таких реформ является переход к electronic form. In the present study we examined successful

предоставлению государственных услуг в электронном виде. methods of interaction of population and businesses with the

В представленной работе изучены успешные методы взаи- authorities to provide public services, including those in elec-

модействия населения и бизнеса с органами власти по оказа- tronic form. We have analyzed the process of transition of

нию государственных услуг, в том числе и в электронном Georgia to the centralization of public services on the basis of

виде. Проанализирован процесс перехода Грузии к централи- public service centers and Citizen Portal. We have suggested

зации предоставления государственных услуг на базе цен- ways of improving the mechanisms of administrative procedures

тров обслуживания населения и Портала гражданина. Даны in the Republic of Belarus. предложения по совершенствованию механизмов оказания административных процедур в Республике Беларусь.

Введение

Сегодня в системе государственного управления многих государств происходят активные и глубокие изменения, направленные на достижение большей эффективности и конкурентоспособности государственного управления. Как правило, стратегии государств связаны с совершенствованием работы местных органов управления, повышением качества оказания государственных услуг населению.

В Беларуси также предпринимаются меры по дебюрократизации государственного аппарата и упрощению административных процедур. Эта работа рассматривается в качестве одного из ключевых направлений государственной политики и обязательного элемента долговременной стратегии развития государства.

Учитывая, что вопросы дебюрократизации государственного аппарата, сокращения административных барьеров, упрощения их прохождения, выработки мер по противодействию коррупции в системе органов государственного управления на протяжении нескольких десятилетий являются предметом кропотливого изучения и апробации на практике в различных странах, прежде всего в странах Западной Европы, бывших социалистических республиках, для Беларуси важно тщательно изучить передовые мировые практики и апробации идей, которые получили положительные результаты в других странах. Это может упростить выработку соответствующих предложений, касающихся совершенствования государственного управления, и позволит избежать рисков, с которыми сталкивались при их внедрении.

Анализ источников

Исследования показывают, что современная мировая практика совершенствования государственного управления ориентирована в первую очередь на обеспечение комфортности и высокого качества жизни населения, весьма широка и включает множество тем и направлений реализации [1]. Опыт таких стран, как Канада, Германия, Литва, Грузия, Россия и ряд других государств позволил выявить основные подходы к реформированию государственного управления, в частности: предоставление

государственных услуг на основании утвержденных административных регламентов (стандартов), в том числе в электронном формате (предоставление электронных услуг); широкое применение передовых информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления (в т. ч. функционирование порталов публичного обсуждения и внесения поправок в законы и законопроекты); внедрение и совершенствование принципа «одного окна» в работе органов исполнительной власти (в т. ч. для упрощения процедур подготовки, согласования и выдачи различных документов заявителям вышеуказанными организациями); повышение подконтрольности (открытости и прозрачности) деятельности органов государственного управления; повышение уровня удовлетворенности населения результатами деятельности органов государственной власти, качеством предоставления востребованных государственных услуг, качеством своей жизни; повышение эффективности и результативности деятельности органов государственной власти за счет развития системы общественного контроля за расходованием бюджетных средств; совершенствование государственного управления с использованием принципа «обратной связи» с населением в течение длительного периода времени.

Данная статья освещает опыт Грузии в повышении качества государственного управления, в частности, повышении качества государственных услуг, оказываемых государственными органами путем перевода их предоставления в электронном виде. Подготовлена с использованием материалов, полученных в ходе официального визита в Грузию в составе группы слушателей SYMPA (Школа молодых менеджеров публичного администрирования).

Методы исследования

При исследовании применялись следующие методы и приемы: экономико-статистические, монографический, системного анализа и сравнений, абстрактно-логический и др.

Основная часть

Согласно рейтингу Всемирного банка в 2014 г., Грузия заняла 15-е место в мире по легкости ведения бизнеса, обогнав при этом Канаду, Швейцарию, Австрию, Беларусь и Россию (табл.) [10].

Рейтинг Всемирного банка Doing Business-2014 по некоторым странам

Страна н S ю t* s н <и _ ^ о и ° CÛ hQ т о о Начало бизнеса ¡решение на строительство ключение к системе пектроснабжения истрация собственности олучение кредита ита интересов инвесторов Оплата налогов во г р о т я ЕС И * S * р на унд зспечение исполнения контрактов шение о несостоятельности

U и ч (2 Ч m о G е л G | го ж е б О е л

Сингапур 1 6 2 11 24 17 3 5 1 1 19

Швеция 11 32 18 7 18 61 32 35 4 21 17

Грузия 15 5 3 37 1 7 43 38 33 23 122

Канада 16 2 118 150 55 7 7 9 23 65 6

Швейцария 20 69 45 5 16 52 78 18 22 22 41

Австрия 21 101 78 24 35 52 32 72 19 5 16

Беларусь 57 40 51 148 3 104 94 60 145 7 68

Россия 62 34 156 143 12 61 100 49 155 14 65

Примечание - Источник: [10].

Согласно рейтингу Всемирного банка Doing Business-2014, по разделу «Регистрация собственности» Грузия на протяжении нескольких лет стабильно лидирует. Поскольку процесс регистрации недвижимости, согласно мнению зарубежных экспертов, выступает движущей силой развития электронного правительства и инфраструктуры пространственных данных. В разрезе других составляющих рейтинга Doing Business-2014 Грузия занимает 3-е место по разделу «Разрешение на строительство», 5-е - в разделе «Начало бизнеса», 7-е - в разделе «Получение кредита».

Следует отметить, что достижение таких высоких результатов в значительной степени обусловлено переходом Грузии к предоставлению государственных услуг в электронном виде. Этот процесс в стране начался в 2004 г. путем создания Национального агентства государственных регистров (National Agency of Public Registry of Ministry of Justice, Georgia), среди функций которого учет объектов недвижимости и имущественных прав на них, регистрация юридических лиц, предоставление информации и документов в электронном виде [9].

Следующим шагом по переходу к предоставлению государственных услуг в электронном виде было создание в 2010 г. Агентства обмена данными (Data Exchange Agency under the Ministry of Justice of Georgia). В число основных функций этого государственного учреждения входит развитие электронного правительства, обеспечение электронного взаимодействия между государственными

органами, построение сетевой инфраструктуры для обмена информацией, разработка стандартов и спецификаций в области информационно-коммуникационных технологий и другие [6].

Наиболее интересным элементом реформы государственного управления Грузии явилось создание в 2011 г. института авторизованных лиц с функциями информационных посредников во взаимоотношениях физических и юридических лиц с государством - Дом Юстиции (House of Justice) [7]. Сегодня на территории Грузии насчитывается 11 Домов Юстиции с оригинальной архитектурой и еще 8 находятся в стадии проектирования. Фактически с их появлением населению не нужно вникать в устройство государства и полномочия государственных органов. Достаточно знать местонахождение информационных посредников, которыми являются Дома Юстиции, специально предназначенные для предоставления государственных услуг.

В целях повышения качества государственных услуг, максимального сокращения времени ожидания, а также упрощения управления потоком клиентов, Дом Юстиции разделен на три зоны: самообслуживания, быстрого обслуживания и продолжительного обслуживания. В зоне самообслуживания расположены автоматизированные системы, которые позволяют получить документ самостоятельно, к примеру, выписку из реестра об имуществе или бизнесе, сделать биометрическое фото. В зоне быстрого обслуживания расположены сервисы, на оказание которых требуется до двух минут. Например, получение готового удостоверения личности или документа, заверенного апостилем и др. Зона продолжительного обслуживания позволяет получить государственную услугу, на оказание которой необходимо более пяти минут. К таким государственным услугам можно отнести подачу заявления на получение удостоверения личности, сдача документов, необходимых для регистрации имущества или бизнеса и пр. Перечень государственных услуг Дома Юстиции включает более 300 наименований (рис.). При этом пропускная способность сервис-центров - от 10 до 11 тыс. человек ежедневно.

Рис. Комплекс государственных услуг, оказываемых Домом Юстиции населению Примечание - Источник: [5].

Опыт Грузии показывает, что достижение высокой эффективности и результативности комплекса мер по повышению качества предоставления государственных услуг населению и бизнесу во многом обусловлено созданием на территории страны сети Домов Юстиции, а также Портала гражданина. При этом характерными чертами системы предоставления государственных услуг в Грузии являются:

- максимально короткие сроки получения государственной услуги. Средняя продолжительность оказания государственной услуги в Доме Юстиции составляет 10-15 минут. К примеру, паспорт в срочном порядке выдают за 30 минут, бизнес можно зарегистрировать за 1 час;

- жесткая и четкая регламентация исполнения государственных услуг, что позволяет снизить коррупционные риски до минимума. Процедура оказания государственных регистрационных услуг (к примеру, регистрация недвижимости) разделена на фронт-офисы и бэк-офисы, обязанности между которыми четко распределены. Работники фронт-офиса принимают документы от граждан-заявителей и передают их в бэк-офисы. При этом работники бэк-офиса не общаются непосредственно с заявителями, а заявители не могут заранее знать, кто именно будет рассматривать их дела и принимать по ним решения. Фамилий и подписей регистраторов нет ни на одном из выдаваемых регистрационной службой документов;

- широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии государства с населением и бизнесом. Так, получение государственной услуги в электронном виде возможно путем обращения к электронному правительству через Портал гражданина или «Виртуальный Дом Юстиции», как называют его грузинские чиновники [3].

Большинство услуг рубрик Портала гражданина («Гражданин», «Предприниматель», «Государственная организация», «Государственный служащий», «Иностранный гражданин») требуют авторизации через ID-карту и позволяют получить самые различные государственные услуги в электронном виде: от регистрации автомобиля и получения номеров на него до регистрации для сдачи вступительных экзаменов в Национальном экзаменационном центре Минобразования и получения информации о своих результатах.

Электронное правительство идентифицирует заявителей по ID-картам, подключенным к USB-портам ЭВМ. ID-карта - это вид банковской карточки с текстом, специфичным для паспорта, и бесконтактным чипом с двумя личными ключами: один - для идентификации гражданина при обращении к электронному правительству, второй - для электронной цифровой подписи.

Выдача ID-карт по всей стране началась с 1 августа 2011 года именно в Домах Юстиции. Стоимость этого документа сроком действия на 5 лет составляет 20 долларов США при средней зарплате в Грузии 343 доллара США. Малоимущим гражданам ID-карты выдаются бесплатно [8]. ID-карты выпускаются в разных форматах: электронное удостоверение личности гражданина Грузии, постоянный / временный электронный вид на жительство; временный электронный вид на жительство для беженцев. Формат карты определяет набор государственных услуг, которыми может воспользоваться ее владелец. Таким образом, используя ID-карту, пользователь Портала гражданина получает доступ сразу ко всем государственным услугам в электронном виде без перехода на другие ресурсы. Это процедуры с личными данными (паспорт, различные свидетельства), имуществом, социальным обслуживанием, регистрация и управление бизнесом, контроль и оплата коммунальных платежей, штрафов и налогов. Планируется также перевести медицинские истории пациентов в электронный вид и эта информация также будет доступна на Портале гражданина с помощью ID-карты.

С конца 2014 года в Тбилисском Доме Юстиции появилась уникальная возможность получить государственную услугу посредством Just Drive. На прилегающей к Дому Юстиции территории гражданин может не выходя из автомобиля получить паспорт, свидетельство о рождении и другие документы у окошка Just Drive.

Опыт Грузии по созданию такого рода информационных посредников во взаимоотношениях физических и юридических лиц с государством воспринят Российской Федерацией. Согласно «Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)», утвержденным Председателем Правительства РФ от 14 мая 2015 г. [2] предусмотрена реализация комплекса мер, направленных на радикальное повышение качества предоставления государственных услуг населению и бизнесу за счет: обеспечения доступа к получению государственных услуг по принципу «одного окна» не менее 90 % граждан, для чего в том числе будет создано свыше 2500 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; перевода предоставления государственных услуг в электронный вид. При этом доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году достигнет не менее 70 %; внедрения системы оценки гражданами качества предоставляемых государственных услуг и создания на этой основе системы оценки работы государственных и муниципальных органов по предоставлению услуг; внедрения удостоверения личности гражданина Российской Федерации в виде пластиковой карты с электронным носителем информации в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина на территории Российской Федерации.

Следует отметить, что сегодня только в г. Москва создано и функционирует 92 многофункциональных центра. При этом большая часть услуг предоставляется по экстерриториальному принципу, т.е. каждый житель может получить эти услуги, обратившись в любой удобный для него многофункциональный центр, а не тот, который находится по месту регистрации граждан. Такие центры объединяют 21 ведомство и позволяют гражданам получить 151 государственную услугу (это более 200 видов различных документов) [4].

Заключение

Таким образом, опыт Грузии по переходу к системе оказания государственных услуг в электронном виде позволил сформировать комплекс предложений, направленных на совершенствование механизмов работы с гражданами по рассмотрению обращений и выполнению административных процедур, в том числе в электронном виде.

1. Создать институт информационных посредников по оказанию административных процедур (по примеру Домов Юстиции в Грузии). Это позволит сделать процесс оказания административных процедур не только более простым и доступным для граждан и бизнеса, но и сэкономить существенные средства государственного бюджета.

2. Закрепить стандарты качества административных процедур. При этом за основу могут быть взяты стандарты оказания государственных услуг с применением современных информационно-коммуникационных технологий, оказываемые в Грузии Домами Юстиции и Порталом гражданина. Данный подход позволит формализовать требования к административным процедурам, повысить прозрачность и контролируемость процесса их предоставления.

3. Определить уполномоченный государственный орган с функциональными обязанностями планирования, координации, оценки, надзора за качеством предоставления административных процедур, поддержки и расширения сети информационных посредников по оказанию административных процедур. Здесь примером может послужить Министерство юстиции Грузии, в полномочия которого входят выше перечисленные функциональные обязанности.

4. Выработать первоочередные меры по дальнейшему совершенствованию механизмов осуществления административных процедур в Республике Беларусь с учетом передового опыта Грузии, среди них: реинжиниринг административных процедур, в том числе в электронном виде. Его начало было положено с создания общегосударственной автоматизированной системы разделения данных государственных информационных ресурсов, обеспечивающей однократный ввод идентификационных сведений граждан и юридических лиц и адресов; расширение системы информирования граждан о порядке и перечне оказываемых административных процедур в электронном виде, в том числе с применением Единого портала электронных услуг (portal.gov.by). При этом за основу может быть взята практика Грузии по созданию и функционированию Портала гражданина; активизация работ по централизации сервисов системы электронного правительства Республики Беларусь в рамках одной службы - Единого портала электронных услуг. Такие работы могут осуществляться с использованием практики Грузии по предоставлению информационным посредникам (Домам Юстиции) права осуществлять административные процедуры от имени государства на основе современных информационно-коммуникационных технологий и Портала гражданина.

5. В целях повышения качества административных процедур, а также в условиях модернизации государственного управления в Республике Беларусь целесообразно использовать опыт Грузии по профессиональному развитию государственных служащих в условиях растущих требований к качеству государственного управления. В частности, предлагается: внедрить в практику деятельности кадровых служб государственных органов и иных организаций комплексную методику развития профессиональных, личностных и деловых качеств государственных служащих, включающую лучшие отечественные и зарубежные практики применения современных методов обучения и развития кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кайль, Я. Я. Отечественный и зарубежный опыт совершенствования государственного менеджмента в условиях инновационного развития экономики [Электронный ресурс] / Я.Я. Кайль, В.С. Епинина // Региональная экономика. - 2013. -№ 10. - Режим доступа: http://uecs.ru/ logistika/item/2415-2013-10-10-06-07-15?pop=1&tmpl=component&print=1. - Дата доступа: 28.05.2015.

2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция): утверждены Председателем Правительства РФ от 14 мая 2015 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». -Минск, 2015.

3.Портал гражданина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.my.gov.ge/. - Дата доступа: 29.05.2015.

4. Развитие сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» [Электронный ресурс] // Портал административной реформы. - Режим доступа: http://ar.gov.ru/ru/gos_uslugi_03_mfc_info/index.html. - Дата доступа: 11.06.2015.

5. Chichua Nino. Tbilisi Public Service Hall: familiarization visit [Electronic resource] / Nino Chichua // Central Asia Regional Economic Cooperation (CAREC) Program. - Mode of access: http://www.carecprogram.org/uploads/events/2013/ITF-Workshop-Georgia7009_103_309_Tbilisi-Public-Service-Hall-ru.pdf. - Date of access: 29.05.2015.

6.Data Exchange Agency under the Ministry of Justice of Georgia [Electronic resource]. - Mode of access: http://dea.gov.ge/. -Date of access: 29.05.2015.

7.House of Justice [Electronic resource]. - Mode of access: http://psh.gov.ge/. - Date of access: 29.05.2015.

8.ID-карта Грузии: на встречу к образцовому электронному управлению [Электронный ресурс] // E-gov.by - портал об электронном правительстве и госуслугах онлайн в Беларуси. - Режим доступа: http://e-gov.by/egov-obzor/id-card-georgia. -Дата доступа: 29.05.2015.

9. National Agency of Public Registry of Ministry of Justice of Georgia [Electronic resource]. - Mode of access: http://napr.gov.ge/. - Date of access: 29.05.2015.

10. Ranking of economies. Doing business [Electronic resource] // World Bank Group. - Mode of access: http://www.doingbusiness.org/rankings. - Date of access: 28.05.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.