Научная статья на тему 'Артикуляционная практика для преподавателя, или как воздействовать на аудиторию'

Артикуляционная практика для преподавателя, или как воздействовать на аудиторию Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКАЖЕНИЯ ЗВУКА / DISTORTION / АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА / ARTICULATION GYMNASTICS / ТРУДНОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ / THE DIFFICULTY OF PRONUNCIATION / РАБОТА НАД РЕЧЬЮ / WORK ON THE SPEECH / ИНТОНАЦИЯ / INTONATION / ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ / PERCEPTION OF INFORMATION / БЛАГОЗВУЧНОСТЬ / EUPHONY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ермолаева Жаннетта Евгеньевна

В статье представлены специальные техники и упражнения на артикуляцию, позволяющие преподавателю повысить эффективность воздействия на аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Articulation practice for the teacher or how to interact with the audience

The article presents special techniques and exercises on articulation, allowing the teacher to increase the efficiency of the impact on the audience.

Текст научной работы на тему «Артикуляционная практика для преподавателя, или как воздействовать на аудиторию»

Ашм-и-шшш

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ПРАКТИКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ИЛИ КАК ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА АУДИТОРИЮ

Жаннетта Евгеньевна Ермолаева, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии ГПС МЧС России, кандидат филологических наук

• искажения звука • артикуляционная гимнастика • трудности произношения

• работа над речью • интонация • восприятие информации • благозвучность

Речь - основной рабочий инструмент преподавателя, следовательно, неумение говорить чётко и внятно, неправильное интонирование, а также наличие дефектов в произношении звуков могут усложнить жизнь не только вам, но и вашим студентам, обучающимся, слушателям.

Одним из самых трудных звуков речи является звук «р-рь» - неумение его произносить или трудности в его воспроизведении (картавость) затрудняют понимание материала вашими студентами, обучающимися, слушателями.

Что делать? Если вам так комфортно и ваших слушателей это не смущает, то, пожалуй, можно не переживать по этому поводу и оставить всё как есть. А вот если вы чувствуете себя неуверенно, излишнее проявление внимания к вам раздражает, и вы стесняетесь своего дефекта, то следует вплотную заняться исправлением речи. В сложных случаях постановкой звуков должен заниматься исключительно логопед, но ряд действий вы можете выполнять ежедневно самостоятельно.

Для начала, следует определить причины искажения звука:

1. Звук не произносится и пропускается в речи.

2. Короткая уздечка языка делает невозможным полноценную постановку языка в верхнее положение.

3. Снижение фонетического слуха, снижение общей моторики.

4. Горловое произношение - не происходит вибрации на кончике языка.

Если не получается определить самостоятельно, то следует обратиться к логопеду.

Следующий шаг - ежедневная артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - это система специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, участвующих в речевом процессе.

Постановка звуков у взрослых может занять больше времени, чем у детей, потому что мышцы речевого аппарата со временем становятся менее эластичными.

Методика выполнения:

Подряд выполняется не более трёх-четырёх упражнений, направленных на отработку того или иного «западающего» звука.

На начальном этапе все упражнения выполняются перед зеркалом, потом зеркало убирается, полагаемся на собственные ощущения.

Повторяем каждое упражнение не менее трёх раз.

Пример артикуляционной гимнастики для людей с трудностью в произношении звука «Р-РЬ».

1. Потрите ладошки рук друг о друга до тех пор, пока не почувствуете тепло. Теперь помассируйте каждый пальчик на руке. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речью. Таким обра-

Ведущая Движение глаз Речевой Ввешвее проявление

система поток

Визуальная

Слуховая

Кннестегичеош

Поднимаются вверх, в левый или правый угон

Смотря! ПрАМО И по сторонам; взгляд вниз И влево говорит о том. нто человек ведет внутренний диалог Чаще всего направлены вниз и вправо

Быстрый, громкий, четкий

Средний, часто ритмичный, варьируется г» тону

и высоте

Часто медленный, магний и глубокий, с множеством пауз

Напряженное, осанка прямая Неглубокое дыхание верхней частью груди

Голова наклонена в сторону на манер 'разговора по телефону" Настое дыхание средней частью груди

Склонность к неправильной осанке Глубокое дыхание в области живота

Рис.1. Ведущие каналы восприятия информации

зом, «готовим» мозг и речевой аппарат к работе.

2. Улыбнуться и высунуть кончик языка и тихонько покусывать его в течение 10 секунд.

3. Открыть рот, высунуть язык, повернуть его вправо-влево, вверх-вниз.

4. Улыбнуться, поднять язык к небу и выдыхать воздух, не закрывая при этом рот.

5. Скороговорки и чистоговорки станут вашими верными помощниками: «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дора-портовывать, зарапортовался», «Топоры остры до поры, до поры остры топоры», «Тридцать три трубача трубят в тревогу» и т.д.

Последний шаг - включаем западающий звук в речевой поток.

Ни в коем случае в обычной речи или при подготовке к занятиям нельзя избегать слов, с плохо произносимыми звуками. Наоборот, доведите произношение до автоматизма. Составьте текст, полностью состоящий из западающей буквы и заучите его. Например:

Во вторник в восемь вечера Вера вошла в вагон. Весна вдохновляла Веру, ведь Вера -винодел. Виноград вот-вот взойдёт. Вера вкладывала всё в виноделие. Ветер, ворвавшийся в вагон, взбудоражил Веруню. Вспомнился Владимир. Владимир - военный. Вера и Вова встретились в Волгограде - высушили вместе виноград. Владимир - высокомерный, важный воин. Верочка - вальяжная, вечно впечатленная, второкурсница. В восьмидесятые вторглась война в Верхнюю Вольту. Владимиру выпало воевать. Война выбирает вольных, выжигает выдающихся воителей. В вагоне веяло валерьян-

кой. Вера вглядывалась в даль. Виднелся Волгоград. Виделось вечное...

Работа над речью предполагает и работу над интонацией.

Интонация - совокупность ритмомелодических компонентов речи, служащая средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания.

Интонация может выдать вас, если:

1) вам скучно, малоинтересно или просто надоело то, о чём вы говорите;

2) вы опечалены/злы/расстроены/веселы/ сексуально возбуждены;

3) вы не уверенны или самоуверенны.

Именно основные составляющие интонации - темп, высота, тембр, ритм, ударение, пауза - при изменении физического или психоэмоционального состояния способны вас открыть перед собеседником.

Не забывайте, что молчание - это тоже передача информации.

Для начала определите ведущий канал получения информации у собеседника: аудио, визуальный ряд, кинестетика. Используйте этот материал, чтобы подстроиться/контрна-строиться (в зависимости от целей) к вашему собеседнику или собеседникам.

Как воздействовать на аудиторию при помощи голоса

А теперь можно поупражняться в построении фраз, которые помогут вам управлять собеседником или аудиторией.

ермолаева ж.е. артикуляционная практика для преподавателя, или как воздействовать на аудиторию

tafEM.......У.......nfflHTWUfl

Упражнение №1. Работаем с ударением

Если вы хотите, чтобы ваши обучающиеся или коллеги изменили своё поведение, то вставляйте в обыденные фразы команды, нарочито выделяя их синтагматическим ударением. Закон: одна фраза - одно ударение!

Вы вошли с утра в аудиторию или класс, а ваши слушатели раздражены и ведут себя очень шумно. В плане занятия у вас есть «Организационный момент» - воспользуйтесь им. Произнесите фразу: «Психологи установили, что уверенность, спокойствие и сосредоточенность выделяют людей умных и талантливых!» Ненавязчиво повторите эту фразу в середине занятия.

Курсивом отмечена фраза-команда, которую необходимо выделить с помощью ударения.

Упражнение №2. Изменяем высоту голоса

Если вы хотите вразумить ученика, обратить внимание на его ошибки, то понижайте голос в конце каждой фразы.

Совет для женщин-преподавателей: следите за высотой голоса. Переход на визг на бессознательном уровне даёт сигнал мужской половине коллектива, что вы сексуально возбуждены. Поэтому старайтесь понижать голос даже в вопросительных предложениях.

Упражнение №3.

Работаем с паузами и темпом речи

Если вы хотите выделить значимую для вас информацию в лекции или на уроке (хорошо использовать при работе с терминами и понятиями), то следует маркировать её, то есть выделять с помощью пауз или темпа речи.

Выводим на учебный слайд определение, а потом проговариваем его с паузами: Те'рмин (пауза) (от лат. terminus - предел, граница) (пауза) - слово или словосочетание (пауза), которое является названием некоторого (пауза) понятия (пауза) какой-

нибудь области науки, техники, искусства и так далее.

Если вы хотите произвести впечатление человека уверенного, то говорите медленно, быстрая речь выдаст в вас человека эмоционального.

Слишком быстрый темп речи не даёт слушателям даже шанса сосредоточиться на информации, которую вы пытаетесь им передать, а слишком медленный действует усыпляюще.

Есть хороший приём тренировки темпа речи: чтение текстов нараспев. Пропойте свою лекцию или свой урок! Это поможет вам разбить информацию ритмически и по смыслу.

Упражнение №4. Делаем речь благозвучной

Благозвучность, наряду с другими факторами, создаёт имидж преподавателя, учителя, лектора. Благозвучный голос - это голос, в котором отсутствует то, что раздражает человеческое ухо: хрипота, гнусавость, картавость. Уделите внимание работе над дикцией.

Благозвучность речи - это сочетание звуков в речевом потоке, которое не вызывает отторжения. Например, таких как какофония - сочетание шипящих и свистящих звуков. Трудновато, правда?

Для того, сделать речь благозвучной, старайтесь избегать употребления причастных и деепричастных оборотов (причастия образуются с помощью суффиксов, содержащих шипящие звуки, а деепричастия способствуют нагромождению гласных звуков), сложных синтаксических конструкций. Дробите речь.

И основной совет: как можно больше практикуйте. □

Литература

1. Леммерман Х. Учебник риторики: Тренировка речи с упражнениями / пер. с нем. - 2-е изд.: перераб. М.: Ин-терэсперт, 1998. - 255 с.

2. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.