Научная статья на тему 'АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ДИСПРАКСИЯ'

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ДИСПРАКСИЯ Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
257
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИСПРАКСИЯ / СОМАТОГНОЗИС / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / МОТОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Раимкулова М.

В статье рассматривается артикуляционная диспраксия, как одно из видов нарушения речи, её локализация в структурах головного мозга и этапы координационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RTICULATORY DYSPRAXIA

The article considers articulatory dyspraxia as one of the types of speech disorders, its localization in the structures of the brain and the stages of coordination work.

Текст научной работы на тему «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ДИСПРАКСИЯ»

UDK 37.02

Раимкулова М. студент магистратуры факультет дефектологии направления «Логопедия» Ташкентский государственный педагогический университет им.Низами

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ДИСПРАКСИЯ

Аннотация: В статье рассматривается артикуляционная диспраксия, как одно из видов нарушения речи, её локализация в структурах головного мозга и этапы координационной работы.

Ключевые слова: Диспраксия, соматогнозис, нарушение речи, моторное планирование.

Raimkulova M. master student

RTICULATORY DYSPRAXIA

Abstract: The article considers articulatory dyspraxia as one of the types of speech disorders, its localization in the structures of the brain and the stages of coordination work.

Keywords: Dyspraxia, somatognosis, speech disorder, motor planning.

Введение

Диспраксия - это нарушение сферы произвольных движений у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которое проявляется в трудностях выполнения различных действий (особенно сложных) и проблемах координации. Изучением диспраксии занимаются неврологи, нейропсихологи, сенсорные терапевты и логопеды. Слово «диспраксия» состоит из двух частей: «дис» -нарушение, отклонение от нормы; «праксис» - способность совершать последовательные и целенаправленные движения по заданному плану. Синоним «праксиса» - моторное планирование.

Существует несколько видов праксиса: предметный, символический, несимволический, общий, кистевой и пальцевый, оральный и артикуляционный. Артикуляционный праксис отвечает за экспрессивную речь и тесно связан со слуховым гнозисом.

А.Р.Лурия выделял два вида праксиса: кинестетический (чувствительный, афферентный, центростремительный) и кинетический (двигательный, эфферентный, центробежный).

Кинестетический вид праксиса - это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады.

Кинетический праксис - способность произносить серии звуков речи. Требует от ребёнка умения совершать переключение с одной артикуляционной позы на другую. Переключение с одной артикуляционной позы на другую сопровождается вставными фрагментами «коартикуляциями». Они влияют на произношение соседних звуков и делают нашу речь слитной и плавной. Важно понимать, что любой праксис обусловлен предметом. И для артикуляционного праксиса - это акустический образ звука. Ребёнок выбирает артикуляционную позу в зависимости от того, что услышал, а не от того что увидел и повторил. Поэтому фонематическое восприятие первично для правильного артикуляционного уклада в норме развития. В подтверждение этого вспомним, что различать звуки речи ребёнок начинает раньше, чем их произносить. Локализуется диспраксия в центральной нервной системе. Организация движений в целом по мнению Н.А.Бернштейна больше похожа на кольцо, нежели дугу, как это описывал И.П. Павлов.

Праксис - это именно произвольные и целенаправленные движения, поэтому их организацию мы начинаем рассматривать с коры головного мозга, пропуская подкорковые структуры, обслуживающие техническую сторону движения. Кора больших полушарий функционально делиться на первичные, вторичные, и третичные поля. Первичные занимают меньшую площадь и имеют очень специфические нейроны (зрительные, слуховые и так далее). Они отвечают за способность видеть, слышать. Вторичные поля больше по площади, их нейроны менее специфичны, поэтому и коррекции они поддаются лучше. В этих зонах челок не просто фиксирует сигнал и определяет его модальность, но и дифференцирует его, основываясь на опыте и общении. При нарушении этих областей человек не теряет способности слышать и видеть, но не может дифференцировать услышанное или увиденное. Третичные поля - это «огромный огород», в котором разные сенсорные системы интегрируются и дополняют друг друга. Здесь большие возможности коррекции и компенсации, если не упущено время. В этих полях происходят все когнетивные процессы обработки сенсорной информации. В большей степени нас интересуют две области. Первая - это премоторная кора, которая отвечает за произвольные и двигательные акты и их планирование. Находится она кпереди от прецентральной извилины. В этой же зоне локализуется центр Брока (двигательный центр речи). Вторая область - отвечает за соматогнозис и тактильную чувствительность. Это вторичная соматогнозисная зона, которая находится в теменной доле. Давайте подумаем и определим, при поражении какой зоны мы говорим об эфферентной диспраксии, а при какой об афферентной диспраксии? Конечно же при афферентной артикуляционной диспраксии нарушение локализуется в соматосенсорной

зоне. Основной является снижение тактильной чувствительности и нарушение соматогнозиса, что не позволяет быстро и легко принять артикуляционную позу. Следовательно, эфферентная артикуляционная диспраксия наблюдается при поражении премоторной зоны, которая отвечает за программирование произвольных двигательных актов.

Соматогнозис - это восприятие своего тела. В сонорной интеграции нарушение этого процесса называется соматопраксия. При этом основная сенсорная система, которая страдает - тактильная (теменая зона, постцентральная извилина). Тактильная система распознает качество и локализацию внешнего стимула, воздействующую на кожу. За восприятие этих сенсорных ощущений отвечает несколько видов рецепторов: -механорецепторы (основные), когда на рецептор воздействует механическая сила (прикосновение, растяжение, вибрация), запускается процесс передачи нервного сигнала. - терморецепторы отвечают за интерпретации температурных воздействий. Важно понимать, что тактильная восприимчивость зависит от плотности рецепторов, и больше она в тех зонах, которые воздействованы в более тонко организованных действиях. Эти зоны: кончики пальцев и область вокруг глаз. Еще две системы, которые могут нарушаться при соматодиспраксии - проприоцептивная и вестибулярная, которые очень связаны между собой. Итак, тактильная чувствительность необходима для организации движений. Это доказывает большое количество рецепторов вокруг рта. Следовательно, ухудшение тактильной чувствительности способствует снижению качества звукопроизносительной стороны речи, а иногда не позволяет речи звучать.

Использованные источники:

1. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практическое пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 157 с. - (Высшее образование)

2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г. Газенко ; изд. подгот. И. М. Фейгенберг ; редкол.: А. А. Баев (пред.) и др.; АН СССР. - М.: Наука, 1990. - 494, [1] с.: 1 л. портр., ил. - (Классики науки). - Библиогр.: с. 480-487. - Имен. указ.: с.488-491.

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа)

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с

5. Павлов И. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. - М.: Издательство Э «Великие ученые», 2017. - 480

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.