Научная статья на тему 'АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ДИСПРАКСИЯ'

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ДИСПРАКСИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7867
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСПРАКСИЯ / СОМАТОГНОЗИС / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / МОТОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усольцева Е.В., Ефимова Е.В.

В статье рассматривается артикуляционная диспраксия, как одно из видов нарушения речи, её локализация в структурах головного мозга и этапы координационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ДИСПРАКСИЯ»

Список использованной литературы:

1. Дорофеев М.В. Дистанционное обучение химии школьников с ограниченными возможностями. Химия. Методика преподавания в школе, 2004, № 8, с. 41-48.

2. Емцова О.М., Васильева П.Д. Дистанционное обучение химии детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в преподавании химии. Сб. науч. и науч.-метод.трудов. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2012. - С. 84-87.

3. Мясникова М. С. Инновации в образовании: дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья / М. С. Мясникова. - Текст : непосредственный //Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. г. Уфа, ноябрь 2013. - С. 149-151.

© Быкова О.С., 2020

УДК37

Усольцева Е.В.

к.пед.н, доцент АНО ВО «РосНОУ» г. Москва, РФ Ефимова Е.В.

Студент 3 курса АНО ВО «РосНОУ»

г. Москва, РФ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ДИСПРАКСИЯ Аннотация

В статье рассматривается артикуляционная диспраксия, как одно из видов нарушения речи, её локализация в структурах головного мозга и этапы координационной работы.

Ключевые слова Диспраксия, соматогнозис, нарушение речи, моторное планирование.

Диспраксия - это нарушение сферы произвольных движений у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которое проявляется в трудностях выполнения различных действий (особенно сложных) и проблемах координации.

Изучением диспраксии занимаются неврологи, нейропсихологи, сенсорные терапевты и логопеды. Сенсорные терапевты выделяют два вида диспраксии: сенсорносвязанную и диспраксию, связанную с кортикальной дисфункцией. Некоторые ученые включают в диспраксию нарушение постурального контроля, некоторые выделяют отдельно.

Слово «диспраксия» состоит из двух частей: «дис» - нарушение, отклонение от нормы; «праксис» -способность совершать последовательные и целенаправленные движения по заданному плану. Синоним «праксиса» - моторное планирование.

Существует несколько видов праксиса: предметный, символический, несимволический, общий, кистевой и пальцевый, оральный и артикуляционный.

Артикуляционный праксис отвечает за экспрессивную речь и тесно связан со слуховым гнозисом. А.Р.Лурия выделял два вида праксиса: кинестетический (чувствительный, афферентный, центростремительный) и кинетический (двигательный, эфферентный, центробежный). Кинестетический вид праксиса - это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады. Кинетический праксис - способность произносить серии звуков речи. Требует от ребёнка умения совершать переключение с одной артикуляционной позы на другую. Переключение с одной

~ 104 ~

артикуляционной позы на другую сопровождается вставными фрагментами «коартикуляциями». Они влияют на произношение соседних звуков и делают нашу речь слитной и плавной. Важно понимать, что любой праксис обусловлен предметом. И для артикуляционного праксиса - это акустический образ звука. Ребёнок выбирает артикуляционную позу в зависимости от того, что услышал, а не от того что увидел и повторил. Поэтому фонематическое восприятие первично для правильного артикуляционного уклада в норме развития. В подтверждение этого вспомним, что различать звуки речи ребёнок начинает раньше, чем их произносить.

Локализуется диспраксия в центральной нервной системе. Организация движений в целом по мнению Н.А.Бернштейна больше похожа на кольцо, нежели дугу, как это описывал И.П. Павлов.

В этих теориях много споров, но для нас главное понимание того, что человек постоянно взаимодействует со средой, непрерывно получая сенсорные ощущения, которые интегрируются и являются основой для ответной (адаптивной) моторной реакции. В то время как эта моторная реакция помогает получить новые сенсорные ощущения и скорректировать новый моторный ответ.

Итак, что же первично возникло у младенца гнозис (дифференциация сенсорных ощущений) или праксис? Это вопрос на который не будет точного ответа. Одни ученые говорят о том, что невозможно определить первичность этих процессов. Потому что, ребёнок, беря игрушку в руку, получает сенсорные ощущения о её фактуре, температуре, размере, но, чтобы взять её, необходимо оценить расстояние, размер и так далее.

Суть в следующем, чтобы получить какие-либо сенсорные ощущения, необходимо совершить целенаправленное действие, но чтобы совершить действие, надо иметь представление об окружающей среде (сенсорный эталон).

Другие эксперты говорят о том, что первичен гнозис. Ребёнок рефлекторно совершает движение (это ещё не праксис), задевает какой-то предмет и получает представление о нём с помощью сенсорных систем.

Что же мы знаем о локализации праксиса в центральной нервной системе? Праксис - это именно произвольные и целенаправленные движения, поэтому их организацию мы начинаем рассматривать с коры головного мозга, пропуская подкорковые структуры, обслуживающие техническую сторону движения. Кора больших полушарий функционально делиться на первичные, вторичные, и третичные поля.

Первичные занимают меньшую площадь и имеют очень специфические нейроны (зрительные, слуховые и так далее). Они отвечают за способность видеть, слышать.

Вторичные поля больше по площади, их нейроны менее специфичны, поэтому и коррекции они поддаются лучше. В этих зонах челок не просто фиксирует сигнал и определяет его модальность, но и дифференцирует его, основываясь на опыте и общении. При нарушении этих областей человек не теряет способности слышать и видеть, но не может дифференцировать услышанное или увиденное.

Третичные поля - это «огромный огород», в котором разные сенсорные системы интегрируются и дополняют друг друга. Здесь большие возможности коррекции и компенсации, если не упущено время. В этих полях происходят все когнетивные процессы обработки сенсорной информации.

В большей степени нас интересуют две области. Первая - это премоторная кора, которая отвечает за произвольные и двигательные акты и их планирование. Находится она кпереди от прецентральной извилины. В этой же зоне локализуется центр Брока (двигательный центр речи). Вторая область - отвечает за соматогнозис и тактильную чувствительность. Это вторичная соматогнозисная зона, которая находится в теменной доле.

Давайте подумаем и определим, при поражении какой зоны мы говорим об эфферентной диспраксии, а при какой об афферентной диспраксии? Конечно же при афферентной артикуляционной диспраксии нарушение локализуется в соматосенсорной зоне. Основной является снижение тактильной чувствительности и нарушение соматогнозиса, что не позволяет быстро и легко принять артикуляционную позу. Следовательно, эфферентная артикуляционная диспраксия наблюдается при поражении премоторной зоны, которая отвечает за программирование произвольных двигательных актов.

~ 105 ~

Рассмотрим этапы координационной работы при артикуляционной диспраксии - развитие соматогнозиса. Этот этап проходят дети с более тяжелой афферентной формой. Соматогнозис - это восприятие своего тела. В сонорной интеграции нарушение этого процесса называется соматопраксия. При этом основная сенсорная система, которая страдает - тактильная (теменая зона, постцентральная извилина). Тактильная система распознает качество и локализацию внешнего стимула, воздействующую на кожу. За восприятие этих сенсорных ощущений отвечает несколько видов рецепторов: -механорецепторы (основные), когда на рецептор воздействует механическая сила (прикосновение, растяжение, вибрация), запускается процесс передачи нервного сигнала.

- терморецепторы отвечают за интерпретации температурных воздействий.

Важно понимать, что тактильная восприимчивость зависит от плотности рецепторов, и больше она в тех зонах, которые воздействованы в более тонко организованных действиях. Эти зоны: кончики пальцев и область вокруг глаз.

Еще две системы, которые могут нарушаться при соматодиспраксии - проприоцептивная и вестибулярная, которые очень связаны между собой.

Итак, тактильная чувствительность необходима для организации движений. Это доказывает большое количество рецепторов вокруг рта. Следовательно, ухудшение тактильной чувствительности способствует снижению качества звукопроизносительной стороны речи, а иногда не позволяет речи звучать.

Список использованной литературы:

1. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников : практическое пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 157 с. - (Высшее образование)

2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г. Газенко ; изд. подгот. И. М. Фейгенберг ; редкол. : А. А. Баев (пред.) и др.; АН СССР. - М. : Наука, 1990. - 494, [1] с. : 1 л. портр., ил. - (Классики науки). - Библиогр.: с. 480-487. - Имен. указ.: с.488-491.

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа)

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с

5. Павлов И. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. - М.: Издательство Э «Великие ученые», 2017. - 480

© Усольцева Е.В., Ефимова Е.В., 2020

УДК 372

Жибоедова С. А.

воспитатель МБДОУ Д/С №71 «Почемучка» Белгородская область, г. Старый Оскол, РФ

ВНЕДРЕНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОУ

Аннотация

В статье поднимается актуальная проблема бережливого производства в дошкольном учреждении. Рассматривается использование технологий бережливого производства с целью формирования устойчивой модели бережливого поведения дошкольников на основе популяризации культуры

~ 106 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.