Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОУ'

ВНЕДРЕНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / БЕРЕЖЛИВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕРЕЖЛИВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРАЦИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В СИСТЕМУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОТЕРИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жибоедова С. А.

В статье поднимается актуальная проблема бережливого производства в дошкольном учреждении. Рассматривается использование технологий бережливого производства с целью формирования устойчивой модели бережливого поведения дошкольников на основе популяризации культуры «бережливости» и инициирования процессов самоорганизации среди воспитателей. Благодаря проведенному анализу были определены виды потерь, которые необходимо устранить для повышения эффективности деятельности, а также предложены методы по внедрению современных способов бережливого производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОУ»

Рассмотрим этапы координационной работы при артикуляционной диспраксии - развитие соматогнозиса. Этот этап проходят дети с более тяжелой афферентной формой. Соматогнозис - это восприятие своего тела. В сонорной интеграции нарушение этого процесса называется соматопраксия. При этом основная сенсорная система, которая страдает - тактильная (теменая зона, постцентральная извилина). Тактильная система распознает качество и локализацию внешнего стимула, воздействующую на кожу. За восприятие этих сенсорных ощущений отвечает несколько видов рецепторов: -механорецепторы (основные), когда на рецептор воздействует механическая сила (прикосновение, растяжение, вибрация), запускается процесс передачи нервного сигнала.

- терморецепторы отвечают за интерпретации температурных воздействий.

Важно понимать, что тактильная восприимчивость зависит от плотности рецепторов, и больше она в тех зонах, которые воздействованы в более тонко организованных действиях. Эти зоны: кончики пальцев и область вокруг глаз.

Еще две системы, которые могут нарушаться при соматодиспраксии - проприоцептивная и вестибулярная, которые очень связаны между собой.

Итак, тактильная чувствительность необходима для организации движений. Это доказывает большое количество рецепторов вокруг рта. Следовательно, ухудшение тактильной чувствительности способствует снижению качества звукопроизносительной стороны речи, а иногда не позволяет речи звучать.

Список использованной литературы:

1. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников : практическое пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 157 с. - (Высшее образование)

2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г. Газенко ; изд. подгот. И. М. Фейгенберг ; редкол. : А. А. Баев (пред.) и др.; АН СССР. - М. : Наука, 1990. - 494, [1] с. : 1 л. портр., ил. - (Классики науки). - Библиогр.: с. 480-487. - Имен. указ.: с.488-491.

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа)

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с

5. Павлов И. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. - М.: Издательство Э «Великие ученые», 2017. - 480

© Усольцева Е.В., Ефимова Е.В., 2020

УДК 372

Жибоедова С. А.

воспитатель МБДОУ Д/С №71 «Почемучка» Белгородская область, г. Старый Оскол, РФ

ВНЕДРЕНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОУ

Аннотация

В статье поднимается актуальная проблема бережливого производства в дошкольном учреждении. Рассматривается использование технологий бережливого производства с целью формирования устойчивой модели бережливого поведения дошкольников на основе популяризации культуры

~ 106 ~

«бережливости» и инициирования процессов самоорганизации среди воспитателей. Благодаря проведенному анализу были определены виды потерь, которые необходимо устранить для повышения эффективности деятельности, а также предложены методы по внедрению современных способов бережливого производства.

Ключевые слова:

бережливое производство, образовательный процесс, бережливое образование, бережливые технологии, интеграция бережливого производства в систему дошкольного образования, потери.

На сегодняшний день традиционное обучение в дошкольном образовательном учреждении не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Для изменения сложившейся ситуации все чаще переходят на принципы бережливых технологий, благодаря которым происходит внедрение новых федеральных образовательных стандартов учитывающих особенности личности ребенка и компетентность педагогов.

Применение бережливых технологий в системе дошкольной образовательной организации требует решение ряда задач:

- организация комфортных рабочих мест для воспитателей.

- повышение квалификации воспитательского состава (курсы по изучению основ бережливого производства).

- совместное проведение научных исследований с детьми по актуальным направлениям бережливого производства.

-разработка комплексных критериев оценки повышения качества образования при внедрении технологий бережливого производства [1, с. 17].

Необходимо отметить, что дошкольные учреждения часто обращаются к помощи инструментов, направленных на определение внутренних резервов, устранение и предупреждение определенных видов потерь, которые не имеют добавленной ценности в некоторых действиях процесса управления.

При исследовании общих положений в ДОУ были определены некоторые виды потерь, которые необходимо устранять для повышения эффективности деятельности дошкольных учреждений (таблица 1) [2, с. 15].

Таблица 1

Характеристика потерь в деятельности ДОУ

№ п/п Виды потерь Содержание

1. Ожидания Связан с несоблюдением установленного расписания в образовательной деятельности детей. Для устранения данной потери необходимо постоянно повышать квалификацию всех воспитателей , а также проводить дискуссии с родителями по следованию строго определенного графика.

2. Недостаток материалов Потери, возникающие в следствии отсутствия нужного материала обучения, из-за некоторых факторов: забывчивость, утеря и т.д. Для этого следует выделять определенное пространство для хранения материалов в пределах учреждения.

3. Излишняя обработка Потери, связанные с большим количеством документов, необходимых для организации образовательного процесса. Воспитателю следует рационально использовать свое время и сократить бумажный документооборот.

4. Неиспользованный человеческий потенциал Слабая связь между руководством и воспитателями и непосредственно детьми. Отсутствие обратной связи между ДОУ, сотрудниками и детьми.

Вышеперечисленные потери, можно исключить благодаря выявлению индивидуальных особенностей каждого учреждения, формулированию задач и написанию плана по их выполнению.

Для наилучшего планирования предлагается использование доски канбан, чтобы воспитатель мог визуализировать свои работы на ближайший период. Данное нововведение повысит эффективность и

укажет на имеющийся прогресс.

Еще одним предлагаемым методом для уменьшения потерь, является метод «5S» (представленный на рисунке 1) [3, с. 37].

Этот метод направлен на организацию эффективного рабочего стола, однако в условиях ДОУ его можно рассмотреть и для организации игрового, а также учебного пространства.

Рисунок 1 - Структура функционирования метода «5S»

1 шаг - Сортировка. Сотрудникам необходимо понять, что действительно будет необходимо в процессе обучения детей, а от чего следует избавиться.

2 шаг - Соблюдение порядка. После проведения первого шага все вещи необходимо расставит по своим местам.

3 шаг - Содержание в чистоте. Выстроенный порядок вещей в комнатах и на столах необходимо строго соблюдать.

4 шаг - Стандартизация. Для индивидуальных шкафчиков детей, можно сделать пометку в виде рисунка.

5 шаг - Совершенствование. Необходимо выработать привычку у всех воспитанников по уходу за игровым и учебным пространством [4, с. 503].

Таким образом, внедрение технологий по бережливому производству значительно повысит эффективность обучающего процесса, скоординирует деятельность воспитателей и уменьшит трату их времени. Создание гибкой концепции, плана для ее воплощения и списка задач, позволит сформировать рост качества предоставляемых услуг в ДОУ, а также повысит квалификацию работников. Список использованной литературы:

1. Аглиева, В.Ф. Внедрение инструментов «бережливого производства» для улучшения качества образовательных услуг // Техника и технологии: пути инновационного развития: сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 15-18.

2. Баженов, Г.Е. Проблемы внедрения концепции бережливого производства на российских предприятиях // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. С. 14-20.

3. Вусович, О.В., Методы преподавания в подготовке специалистов образования по качеству в России и Германии // Научный диалог: экономика и менеджмент, сборник научных трудов по материалам X

~ 108 ~

международной научно-практической конференции. Белгород. 2017. С. 36-41.

4. Прибылова Н.Н., Прибылов С.А., Махова О.Ю., Барбашина Т.А. Формирование парадигмы развития бережливого дошкольного образования // Университетская наука: взгляд в будущее: сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции, посвященной 83-летию Курского государственного медицинского университета (выпуск 2). Курск. 2018. С. 500-504.

© Жибоедова С.А., 2020

УДК 336

Карталова Е. А.

Воспитатель МБДОУ д/с № 89, г. Белгород

Ефимова Е. Д.

Воспитатель МБДОУ д/с № 89, г. Белгород

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК

Аннотация

Внедрение федерального государственного стандарта дошкольного образования связано с тем, что современная система дошкольного образования, предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольных учреждений. Необходимо искать новые средства и методы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическое пособие лэпбук является одним из таких средств организации образовательной деятельности детей.

Мы считаем, что цель нашей работы не только дать детям дошкольное образование, но сделать их жизнь яркой, интересной, увлеченной.

Вывод: при организации образовательной ситуации формировать сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактическое пособие лэпбук.

Ключевые слова

Лэпбук, дидактическое пособие, сенсорное развитие, чувственное познание, совершенствование

ощущений и восприятия, умственное развитие.

Дословно «лэпбук» в переводе с английского языка значит «наколенная книга». Да, лэпбук похож на книгу по определенной теме. Это самодельная интерактивная папка. Данное пособие имеет яркое оформление и четкую структуру.

Лэпбук может быть любого объема и формата Его оформление следующее: в кармашках, «окошках», конвертах, разных блокнотах, мини-книжках, книжках- гармошках находятся развивающие и творческие задания по оной определенной теме.

Главное условие этого дидактического пособия - отвечать возрастным интересам детей дошкольного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому и работа детей с лэпбуком осуществляется в игровой форме.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде. Он информативен - в одной такой папке можно разместить большое количество заданий по конкретной теме. Обладает полифункциональностью - способствует развитию творческого мышления, воображения у детей, а также он может использоваться для групповой и индивидуальной работы. Лэпбук отличается вариативностью - одно задание может иметь несколько вариантов использования.

Хочется подчеркнуть, что лэпбук является средством и сенсорного развития детей. Сенсорное

~ 109 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.