УДК 371:65.015.3
Артефакты как индикаторы инновационного развития общеобразовательной школы
И. Н. Чернова
В статье рассматривается роль артефактов (предметных продуктов и других проявлений культуры) как материала для экспертной оценки организационной и инновационной культуры общеобразовательной школы. В ходе анализа результатов анкетирования и наблюдений автор делает вывод о том, что в настоящее время в образовательных учреждениях созданию артефактов уделяется недостаточное внимание. Автор доказывает, что недооценка роли артефактов тормозит развитие инновационной культуры в школе.
Ключевые слова: артефакт, инновационная культура, общеобразовательная школа.
Современный этап развития общества, являющийся переходным от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, характеризуется ускоренным научно-техническим прогрессом, нарастающей информатизацией и медиатизацией общества. Скорость происходящих перемен приводит к тому, что сегодня реально конкурентоспособным и защищенным в социальном отношении может быть лишь образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» констатируется, что «модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире» и школа является важным элементом в этом процессе; новая школа — это институт, соответствующий целям опережающего развития и новые учителя — «открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность
школы будущего» [5]. Необходимость соответствия школы новой роли требует ряда изменений в структуре и содержании образовательного процесса. Понимание целесообразности проведения реформ всеми участниками этого процесса обеспечивает эффективность предпринимаемых шагов: от того, насколько активно настроены на реализацию необходимых изменений педагоги, органы управления образованием, учащиеся и их родители, зависит успех модернизации образования.
Современные процессы обновления требуют особого взгляда на порождаемую ими культуру. Сегодня инновационная культура понимается в различных аспектах:
1) как область духовной жизни человека, отражающая его ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, знаниях и навыках, в образцах и нормах поведения и обеспечивающую восприимчивость им новых идей, его готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни [6, с. 82];
2) как «знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности» [2];
3) как исторически сложившаяся, устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности. Представляя собой исторически адаптированную в конкретном социуме структуру моделей и алгоритмов инновационных действий, инновационная культура играет роль социокультурного механизма регуляции инновационного поведения социальных субъектов [4].
Для педагогической науки важны все приведенные определения, но если принять современное понимание результата образования, который формулируется в документах реформы образования в России как массовое образование нового качества, то основные методологические принципы современной науки об образовании связаны с поиском особого подхода к каждому учителю, учащемуся, родителю, группе, коллективу с опорой на личные или групповые интересы и потенциал. Одной из фундаментальных закономерностей профессионально-педагогической деятельности и культуры, в том числе инновационной, яв-
ляется зависимость от социокультурных факторов, запросов личности, общества, государства.
Задача, поставленная государством и обществом перед системой образования, существующие проблемы и сдерживающие ее решение факторы обусловили интерес к артефактам как индикаторам инновационного развития общеобразовательной школы.
Артефакт культуры — это искусственно созданный объект, имею -щий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор [1].
В научной литературе подчеркивается особая функция артефакта как явления, организующего культуру группы. Так, термин артефакт в значении ‘искусственно созданные сущности, являющиеся продуктами и результатами целенаправленной деятельности ее носителей’ представлен, например, в исследовании Г. Н. Бойченко, Л. И. Гуревич, однако используется ими применительно к организационной культуре высшего учебного заведения, рассматриваемой как система артефактов, накопленных вузом в ходе его эволюции [3, с. 24]. По мнению этих авторов, информационно-технологические артефакты, которым свойственна амбивалентность (они выступают одновременно материальными и идеальными, или концептуальными, сущностями), способны эксплицировать информацию об организационной культуре [Там же].
Значение представляемого исследования обусловлено применением достижений теории менеджмента и трехуровневой модели организационной культуры Э. Шейна [7] к анализу текущего состояния инновационной культуры общеобразовательной школы.
Первый, поверхностный уровень организационной культуры виден стороннему наблюдателю через артефакты. Под артефактами
Э. Шейн понимает «видимые организационные структуры и процессы» [7, с. 36], т. е. конкретные продукты культуры (устные, письменные тексты, а также предметы). Например, артефактом фирмы может быть устав, значок, территория, газета, фирменная одежда персонала и т. д. По мнению автора, чем больше артефактов, фиксирующих историю компании, тем мощнее организационная культура фирмы.
Применение на практике предложенного ниже подхода и анализ полученных результатов позволяет общеобразовательному учрежде-
нию разработать программу мероприятий, способствующих модернизации школьного образования.
На первом этапе проводимого нами исследования выявлялись артефакты, т. е. предметные продукты и проявления инновационной культуры общеобразовательной школы, учителей и администрации, представляющие поверхностный уровень модели организационной культуры Э. Шейна [7].
Исследование артефактов проводилось методом анкетирования учителей общеобразовательных школ, наблюдения и экспертной оценки. В качестве базы исследования было выбрано 18 школ разных районов города Санкт-Петербурга. Нами был осуществлен поиск элементов инновационной культуры в содержании следующих предметных проявлений культуры общеобразовательного учреждения:
• информационных стендов, досок объявлений и т. п.,
• сайтов школ,
• разного рода «Досок почета», стендов с портретами «героев» школы: учителей, учащихся и т. д.,
• циклограмм и планов работы,
• годового круга празднично-торжественных мероприятий и ритуалов.
Проведение исследования артефактов инновационной культуры общеобразовательных учреждений позволило сделать ряд заключений.
Документы, формирующие инновационную культуру и стимулирующие инновационное поведение, частично представлены на общешкольных информационных стендах в 16 % школ, практически ни в одном классе или кабинете администрации такой информации обнаружить не удалось. В 25 % школ на стендах имеется информация о творческих конкурсах для учащихся, информация о творческих конкурсах для учителей имеется только в 4 % школ. Ни в одной из школ не было представлено материалов, пропагандирующих или регламентирующих инновационное поведение участников образовательного процесса.
Анализ наполнения школьных сайтов показал, что 12 % из них частично или полностью отражают идеи модернизации образования и инновационную деятельность, а 88 % — дают низкий или близкий к нулю уровень информации по инновационной культуре школы. Можно отметить, что на 95 % школьных сайтов представлена программа развития школы до 2015 года.
Содержание большинства школьных «Досок почета» отражает, как правило, достижения выпускников школы и заслуги учителей, имеющих награды разного уровня. В редких школах имеются стенды, посвященные достижениям учащихся на конкурсах, олимпиадах или фестивалях предметно-творческой направленности. Информация о школьных учителях-новаторах и родителях, активно содействующих развитию школы, практически не представлена.
Анализ циклограмм и школьных планов работы показал, что инновационная деятельность регулярно обсуждается на административных совещаниях в 67 % школ, на педагогических советах — в 46 % школ, на заседаниях методического совета школы или методических объединений — в 38% школ. Ни в одной школе годовой круг празднично-торжественных мероприятий не включает элементы, формирующие инновационную культуру или пропагандирующие инноватику.
Наиболее распространенным среди учителей является консервативно-деловой или повседневный стиль одежды, который активно поддерживается администрацией, демократичный стиль практически не встречается.
Таким образом, по результатам исследования информации, отраженной в артефактах, можно заключить, что идеи модернизации в общеобразовательных учреждениях представлены на низком уровне, ряд артефактов свидетельствует о предпочтении консервативной тенденции в школьном образовании.
Для формирования и развития инновационной культуры общеобразовательного учреждения в целях модернизации школьного образования (на уровне артефактов) можно порекомендовать следующие шаги:
• осуществить оформление общешкольных и классных информационных стендов (уголков) и отдельной страницы на сайте школы по инновационной деятельности, где были бы представлены планы, нормы, правила и способы реализации нововведений в общеобразовательном учреждении, эти сведения были бы полезны учителям, интересны родителям и учащимся;
• организовать пропаганду инновационного поведения средствами школьных СМИ (выпуск тематических радиопередач и газет), создать «Аллеи славы» учителей-новаторов и родителей, активно содействующих развитию школы, обновить девиз и гимн школы;
• включить в циклограмму работы общеобразовательного учреждения празднично-торжественные мероприятия, конкурсы и ритуалы, связанные с инновационной деятельностью, инновациями и новаторами.
Литература
1. Артефакт [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Артефакт.
2. Афанасьева Е. Д. Инновационная культура педагогов [Электронный ресурс] / Е. Д. Афанасьева, Л. Г Борисова // Новосибирская открытая образовательная сеть. 2009. Режим доступа: http://uchitel.edu54.ru/ node/l804.
3. Бойченко Г. Н. Информационно-технологические артефакты организационной культуры вуза в трансформации ментальных ценностей педагогического сообщества / Г. Н. Бойченко, Л. И. Гуревич // Высшее образование сегодня. 2009. № 6. С. 24—27.
4. Кобяк О. В. Инновационная культура [Электронный ресурс] / О. В. Кобяк // Социологический словарь. Режим доступа: http://www. slovaшs.ш/?di=219473.
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271) [Электронный ресурс] // Сайт Министерства и образования науки Российской Федерации. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/ аМ/6591/.
6. Холодкова Л. А. Инновационная культура субъектов высшего профессионального образования / Л. А. Холодкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 6. № 14. С. 78-84.
7. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: учебное пособие / Э. Шейн // Санкт-Петербург: Питер, 2008. 336 с.
© Чернова И. Н., 2012
Artifacts as Secondary School Development Indicators
I. Tchernova
The article considers the role of artifacts (material objects and other manifestations of culture) serving as material for secondary school organizational and innovational culture peer review. With reference to questionnaire and observation results, the author concludes that artifact creation is currently underestimated in secondary schools, proving that it impedes the development of innovative culture in schools.
Key words: artifacts, innovation culture, secondary school.
Чернова И. Н., директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 494 (Санкт-Петербург), [email protected]
Chernova, I., head of Secondary General School № 494 (Saint Petersburg), [email protected]