ПСИХОЛОГИЯ > ф
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 9 (75). 2023. № 2. С. 92-106.
УДК 159.9.072: 614
АРТ-ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
У МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аксютина З. А.1, Ченская А. В.2, Шабышева Ю. Е.3
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», Омск, Россия
E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
В статье проводится тщательный анализ различных арт-терапевтических техник (коллажирование, песочная терапия, глино-терапия, метафорические ассоциативные карты, танцевально-двигательная практика, метод формокоррекционной ритмопластики), которые применялись при проведении опытной работы. Дан обзор современных работ, посвященных анализу указанных техник. Для решения опытной задачи исследования, была разработана программа коррекции эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), средствами арт-терапии «Родительский ресурс». В эксперименте принимали участие 24 человека. Полученные результаты позволяют говорить, что повышению результативности в коррекции эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, способствует групповая и индивидуальная работа с применением арт-терапевтических техник.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, арт-терапия, матери, дети с ограниченными возможностями здоровья, арт-терапевтические техники, коррекционная программа.
ВВЕДЕНИЕ
Среди матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наблюдается проявление синдрома эмоционального выгорания. Данное состояние необходимо корректировать, т.к. именно от воздействия матери зависит успешность коррекционных, реабилитационных и развивающих мероприятий в отношении ребенка с ОВЗ. Данная ситуация задает необходимость поиска средств коррекции эмоционального выгорания. Арт-терапия зарекомендовала себя как надежный способ коррекции. Однако, в отношении к матерям, воспитывающим детей с ОВЗ, арт-терапия не применялась.
Цель статьи - анализ возможностей использования сочетания различных методов арт-терапии в коррекции эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Арт-терапия имеет ряд преимуществ: способствует положительному настрою, облегчает коммуникацию, дает возможность экспериментирования на уровне символизма, повышает адаптационные возможности, способствует развитию чувства внутреннего контроля и самовыражению, корректирует нарушения
92
развития и др.
Рассмотрим последовательно техники, которые будут применены в ходе реализации экспериментальной части исследования.
Е. В. Таранова разработала классификацию арт-технологий на основе выделения их видов, среди которых выделены изобразительные технологии (коллаж, спонтанное рисование) [1] или иначе их называют изотерапией.
Д. Е. Позднякова и Т. В. Чижикова перечислили некоторые техники: «монотипия» - отпечатывание рисунка на бумаге; «марания» где руками, губкой, разбрызгиванием, накапыванием и т.п. нужно заполнить лист бумаги или иначе говоря - «замарать»; «каракули» - предполагает свободное нанесение линий в хаотичном направлении не отрывая руки, запутывая её; «рисование пальцами» -предполагает нанесение изображений, отпечатков с использованием пальцев или кисти; «ниткография» - техника заключается в том, что нитка, окрашенная краской, зажимается между сложенным пополам листом бумаги, прижимается, после чего нитка вытягивается, оставляя рисунок [2]. Составитель методических материалов «Арт-терапия и здоровый образ жизни» Л.А. Утина эти техники называет техниками изо-терапии [3, с. 23-25].
В процессе коллективной творческой работы по изо-терапии создаются благоприятные условия для развития коммуникативных навыков: умения договариваться, уступать, проявлять инициативу, отстаивать собственное видение. По окончании совместной деятельности происходит процесс любования общим результатом, продуктами коллективной творческой деятельности с ее комментированием.
Наиболее увлекательной техникой в работе со взрослыми является коллажирование. Впервые коллаж использовали в искусстве Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 гг. К. В. Новикова и В. Л. Бабушкина считают, что «это инструмент, который помогает понять себя, войти в контакт со своим «Я», понять истинные цели и желания, и их отражение в материальном мире, научиться строить свою реальность, раскрыться и обнаружить свои внутренние затруднения» [4, с. 104]. Технически коллажирование заключается в создании изобразительного произведения путем наклеивания на основу, отличающихся от нее по цвету, фактуре и свойствам материалов.
Коллажирование позволяет формировать чувство удовлетворенности, способствует творческому самовыражению, отражению отношения к изображенной теме, дает выход агрессивным проявлениям. Коллаж отображает потребности личности, актуальные состояния, упорядочивает мысли, позволят релаксировать и настраиваться на лучшее.
Большое распространение находит песочная терапия, базирующаяся на идеях К. Юнга о соединении воображения и внутреннего мира человека. Считают, что первой в психотерапевтических ее использовала М. Лоуенфельд в 1939 г., а основателем терапии считают Д. Калфф. Она считала: «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования отношений и чувства контроля над своей внутренней мотивацией. Установление связей с
93
бессознательными мотивами, особенно с архетипом самостоятельности и их выражение в символической форме, значительно облегчает здоровое функционирование психики» [5, с. 160-161].
Песочная терапия обозначается многими терминами: Терапия песочными фигурами, Терапия с помощью игры с песком, Терапия игрой с песком и др. Оригинальное название «Sand play» [6, с. 108-109].
Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира» [7, с. 12]. Использование метода позволяет стабилизировать психостатус, способствует развитию мелкой моторики, социальной ориентации [6, с. 116], самовыражения [8, с. 9].
Е. Л. Емельянова с соавторами замечают: «Песочная терапия дает возможность восстановить свою психическую целостность, прикоснуться к глубинному, подлинному «я», ... с помощью образов дает возможность человеку увидеть то, что реально происходит во внутреннем или внешнем мире» [9, с. 34].
Обращая внимание на глино-терапию, вслед за И. А. Бургановым и А. И. Копытиным, отметим ее возможности в решении задач лечебно-профилактического характера [10, с. 7].
Описывая свойства глины при арт-терапии С. К. Кожохина указывает на способность ее в актуализации телесности через тактильные ощущения [11, с. 89]. А О. А. Кулешова и О. В. Щербакова пишут, что глина способствует отреагированию эмоций, активизации воображения, созданию и трансформированию образа [12, с. 81], искренности, эмоциональной включенности [13, с. 27]. Воздействие с глиной развивает эмпатию, коммуникативные умения, способствует выражению эмоций [14, с. 59]. И. А. Бурганов и А. И. Копытин видят в глине множество свойств. Выделяя при этом возможность трансформации форм, сохранение вылепленных образов, «внедрение в толщу материала». Они метко подметили: «Глина вызывает множество ассоциаций ... В силу этого глину можно признать телесно-ориентированным материалом, весьма подходящим для работы с проекциями, затрагивающими телесный опыт разных этапов онтогенеза человека и иных биологических форм» [10, с. 8-9].
Метафорические ассоциативные карты (МАК) - средство, применяемое психологами для преодоления витальных затруднений клиентов в профилактике, коррекции, диагностике и др. практиках влияния на эмоциональное состояние, представляющее из себя прямоугольные листы картона с изображениями или словами (фразами). В ходе работы с МАК они выступают в качестве своеобразной метафоры, вызывающей у клиента ассоциации и проекции. Технологиям применения МАК и опыту их использования в психологической практике посвящены различные исследования, количественная составляющая которых пока является явно недостаточной.
Н. В. Дмитриева и Н. В. Буравцова считают, что «Метафорические ассоциативные (проективные карты) - особый вид арт-терапии, основывающийся на принципах и постулатах проективных методик. Данные карты на протяжении ряда лет используются зарубежными специалистами и активно завоевывают свои
94
позиции в психотерапевтической практике» [15, с. 71].
МАК широко применяется в исследовании жизни человека [16], в воспитании [17], при психологическом сопровождении [18], в профилактике [19] и коррекции [20], разрешении конфликтов [21], оказании психологической помощи [22] и других направлениях деятельности психологов. Такая широта представленности направлений применения технологии МАК обусловлена их результативностью. И вполне резонно замечание В. Е. Жуковской - «спектр возможностей в работе с МАК необычайно широк и разнообразен - пожалуй, нет ни одного вопроса, ответ на который нельзя получить через метафору карт» [23, с. 90]. С. Е. Борисова указывает, что применение МАК имеет достоинства, связанные с возможностью доверительного взаимодействия, решением личностных проблем и активизацией психики [24, с. 70].
Перейдем к краткому описанию танцевально-двигательной практики. Зачинателями данного направления арт-терапии считают М. Чейса, который работая с психически больными в 40-ые гг. ХХ в. через импровизацию и самовыражение в танце выстраивал взаимодействие между пациентами [25, с. 117]. А в 1979 г. был научно обоснован метод танцевальной терапии Yudith Виппеу. Под танцевальной терапией стали понимать - «психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности» [26, с. 100]. Сегодня, по мнению Д. Ю. Толошинова, данное направление активно применяется в психологической коррекции [27, с. 40]. Где, как указывают Е. С. Пяткина и Л. В. Шипова, «тело является инструментом, а движение - процессом, помогающим клиенту пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты» [28, с. 172].
Исследователи отмечают, что танец оптимизирует эмоциональное состояние, стимулирует креативность, помогает в преодолении стресса [29, с. 190], снижает напряжение, избавляет от страхов, усталости, повышает самооценку, что подходит людям разных возрастных групп и с разным состоянием здоровья [30, с. 2]. Спонтанный танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец исполняется, чувства выражаются с помощью серии высокоструктурированных форм движений» [31, с. 75].
Метод формокоррекционной ритмопластики, по мнению Н. В. Козакова, Т. А. Жмурова, А. В. Фоменко, «представляет собой синтез телесно-ориентированных и арт-терапевтических техник, способствующих нейтрализации последствий стресса, укреплению состояния здоровья, гармоничного физического развития, развивает творческие способности» [17, с. 117]. Авторами метода являются Р. и Т. Чураевы. Метод направлен на формирование целостного самоощущения и представления о мире через гармоничные формы внешнего и внутреннего порядка.
Категория «формокоррекционная» имеет в своей основе понимание формы. В качестве которой выступают медитативная гимнастика и лепка. Ритмопластика нацеливает на поиск внутреннего природосообразного ритма жизни.
Для решения опытной задачи исследования, была разработана программа коррекции эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, средствами арт-терапии «Родительский ресурс».
95
Данная программа имеет коррекционную направленность. Программа реализовывалась на базе Бюджетного учреждения города Омска «Омский молодежный многофункциональный центр», расположенного по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 85.
Программа предполагает оказание профессиональной психологической помощи матерям, воспитывающих детей с ОВЗ, посредством психологической коррекции с использованием разнообразных техник арт-терапии (глино-терапия, изо-терапия, танцевально-двигательная терапия и др.).
Актуальность программы обусловлена весьма высоким риском формирования эмоционального выгорания у матерей, в ситуации воспитания детей с ОВЗ. Очевидно, что процессы реабилитации, адаптации ребенка трудоемки и длительны по времени. Эти факторы в сочетании с индивидуально-психологическими особенностями матерей, сложностями бытового характера, отсутствие поддержки в ближнем круге и другими жизненными проблемами способствуют развитию эмоционального выгорания у матерей. На результативность развития ребенка особое влияние оказывают детско-родительские отношения, которые в ситуации эмоционального выгорания матерей могут разрушаться. В ситуации эмоциональной истощенности мать не способна оказать необходимую поддержку, проявить заботу в отношении своего ребенка. Выгорание может приводить к безразличию в исполнении родительских обязанностей, пренебрежению нуждами детей, а в крайних случаях - к распаду семьи.
Коррекция эмоционального выгорания будет осуществляться с применением средств арт-терапии, т.к. они помогают справиться с тревожностью, стрессом, эмоциональной истощенностью, а также найти внутренние ресурсы для преодоления жизненных трудностей, возникающих при заботе и воспитании ребенка с ОВЗ.
Целевая группа включает матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, которые посещают «Омский молодежный многофункциональный центр» в целях реабилитационно-развивающего характера. На некоторые занятия, кроме матерей, приглашаются и дети для решения частных задач.
Срок реализации: 1 учебный год. Это совпадает с занятостью матерей в реабилитационно-развивающей работе с детьми.
При проектировании программы выдвинуты два основных принципа: принцип добровольности и принцип активности.
Программа коррекции эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, средствами арт-терапии «Родительский ресурс» - это комплекс, состоящий из разных видов арт-терапии: изо-терапии, включает техники работы с сухой гуашью, работу с гуашью, коллажирование, песочной терапии, глино-терапии, авторских метафорических ассоциативных карт «Сосуды», танцевально-двигательной практики, медитативной гимнастики. Особое место занимает психодрама.
Цель программы: коррекция эмоционального выгорания матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, посредством арт-терапии.
96
Задачи программы:
1. Ознакомить участников программы с понятием «эмоциональное выгорание» и способах снятия эмоционального напряжения и регулирования своего психоэмоционального состояния.
2. Познакомить участников с арт-терапией (в контексте работы с эмоциональным выгоранием).
3. Содействовать снижению степени выраженности фаз эмоционального выгорания по всем симптомам у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, посредством арт-терапии.
4. Способствовать развитию творческих способностей в поиске и реализации личностных ресурсов.
Курс коррекции эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, посредством арт-терапии был рассчитан на 8 месяцев, включал 28 занятий (продолжительность одного занятия - 90 минут). Каждое занятие программы состояло из трех этапов: введение (ритуал приветствия, рефлексия прошлого занятия, введение в основное содержание (10-15 минут); основной этап (60-70 минут); рефлексия (10 минут). Приведем лишь тематический план программы.
Таблица 1
Тематический план программы «Родительский ресурс»
№ занятия Тема занятия Кол- во часов Срок проведения
1 «Какая я тыква» (техника изо-терапии) 1,5 сентябрь
2 Коллаж «Я мама особенного малыша» 1,5 сентябрь
3 «Я-женщина» (техника изо-терапии) 1,5 сентябрь
4 «Эмоциональная глина» (глинотерапия) 1,5 сентябрь
5 «Мой дом» (техника плассотерапии) 1,5 октябрь
6 «Моя семь» (техника изо-терапии «фамильный герб») 1,5 октябрь
7 «Песочные миры» (техника песочной терапии) 1,5 октябрь
8 Коллаж «История героя» 1,5 октябрь
9 «Волшебное искусство» (техника изо-терапии) 1,5 ноябрь
10 «Мир чувств» (техника сказкотерапии) 1,5 ноябрь
97
11 «Мои стратегии» (игровая терапия +изо-терапия) 1,5 ноябрь
12 «Внутренний критик» (техника пластилинотерапии) 1,5 ноябрь
13 «Мандала эмоций» 1,5 ноябрь
14 «Древо чувств» (техника глинотерапии) 1,5 декабрь
15 «Новогодний подарок» (техника коллаж) 1,5 декабрь
16 «Сосуд» (техника глинотерапии) 1,5 декабрь
17 Метафорическая игра «Сосуды» (работа с МАК) 1,5 январь
18 «Карта жизни» (техника изо-терапии) 1,5 январь
19 «Подарок себе» (техника изо-терапии) 1,5 январь
20 «Нейро-колесо баланса» (техника нейрографики) 1,5 февраль
21 «Актуальные сферы моей жизни» (техника мандала) 1,5 февраль
22 «Я - актуальность» (техника изо-терапии) 1,5 февраль
23 «Моё социальное здоровье» (техника нейрогафики+МАК, онлайн) 1,5 март
24 «Глиняное поле» (техника глинотерапии, индивидуальные занятия) 1,5 март
25 «Стресс и эмоциональное напряжение» (техника изо-терапии) 1,5 март
26 «Волшебные цветы (техника изо-терапии) 1,5 март
27 «Жизненный путь» (техника изо-терапии) 1,5 апрель
28 Игра «Метафора терминации» (завершение) 1,5 апрель
Выявим, какие произошли сдвиги в симптомах эмоционального выгорания у матерей, принявших участие в реализации коррекционной программы «Родительский ресурс».
Для выявления эмоционального выгорания у матерей использовалась методика: модифицированный опросник «Родительское выгорание» (автор И. Н. Ефимова) и
98
методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (автор В. В. Бойко).
В результате диагностических процедур было выявлено 24 чел., которые принимали участие в опытной работе. Для чистоты эксперимента они были разделены на две (экспериментальную и контрольную) группы, равные по количеству по 12 чел.
Определим стадии формирования эмоционального выгорания по симптому «Напряжение» у матерей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента и сопоставим с результатами констатирующего этапа исследования (рис. 1).
100 80 60
40
20
0
констатирующий этап контрольный этап
Рис. 1. Стадии эмоционального выгорания по симптому «Напряжение» у матерей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (%).
На основании полученных результатов, отраженных на рисунке 1, можно утверждать, что у 8,3% испытуемых сформировавшееся эмоциональное выгорание по симптому «Напряжение», а у 33,4% испытуемых симптом в фазе формирования и у 58,3% испытуемых данный симптом в фазе несформированного.
На сформировавшейся фазе снижение произошло с 58,3% до 8,3%, что составило 50% испытуемых. На формирующейся фазе снижение произошло с 41,7% до 33,4%, что составило 8,3% испытуемых. Число женщин, находящихся на несформированной фазе составило 58,3% испытуемых. Полученные данные наглядно демонстрируют снижение эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ по симптому «Напряжение».
Определим стадии формирования эмоционального выгорания по симптому «Резистенция» у матерей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента и сопоставим с результатами констатирующего этапа исследования (рис. 2). На основании полученных результатов, отраженных на рисунке 2, можно утверждать, что у 8,3% испытуемых сформировавшееся эмоциональное выгорание по симптому «Резистенция», а у 41,7% испытуемых симптом в фазе формирования и у 50% испытуемых данный симптом в фазе несформированного.
99
сформировавшаяся фаза фаза на этапе формирования фаза не сформировалась
58,3
33,4
0
На сформировавшейся фазе снижение произошло с 66,7% до 8,3%, что составило 58,4% испытуемых. На формирующейся фазе произошло увеличение с 33,3% до 41,7% за счет снижения на предыдущей фазе, что составило прирост в 8,3% испытуемых. Число женщин, находящихся на несформированной фазе составило 50% испытуемых, тем самым произошел 50% прирост в данной группе испытуемых. Полученные данные наглядно демонстрируют снижение эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ по симптому «Резистенция».
Рис. 2. Стадии эмоционального выгорания по симптому «Резистенция» у матерей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (%).
Определим стадии формирования эмоционального выгорания по симптому «Истощение» у матерей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента и сопоставим с результатами констатирующего этапа исследования (рис. 3).
Рис. 3. Стадии эмоционального выгорания по симптому «Истощение» у матерей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (%). На основании полученных результатов, отраженных на рисунке 3, можно
100
утверждать, что сформировавшееся эмоциональное выгорание по симптому «Истощение» у испытуемых не выявлено, а у 41,7% испытуемых симптом в фазе формирования и у 58,3% испытуемых данный симптом в фазе несформированного.
На сформировавшейся фазе снижение произошло с 33,3% до 0%, что составило снижение по фазе на 33,3% испытуемых. На формирующейся фазе произошло снижение с 50% до 41,7% что составило снижение в 8,3% испытуемых. Число женщин, находящихся на несформированной фазе составило 58,3% испытуемых, тем самым произошел прирост на 58,3% испытуемых, находящихся в данной фазе. Полученные данные наглядно демонстрируют снижение эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ по симптому «Истощение».
В контрольной группе существенных сдвигов в симптомах эмоционального выгорания не произошло.
Для выявления сдвигов в полученных данных по двум совокупностям данных констатирующего и контрольного этапов исследования использовался О-критерий знаков. Наиболее типичными являются отрицательные сдвиги по всем шкалам, что указывает на снижение уровня эмоционального выгорания и достоверность полученных данных.
Проведенный эксперимент позволяет утверждать, что разработанная программа дает возможность корректировать эмоциональное выгорание посредством арт-терапии у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ.
ВЫВОДЫ
Специфика эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, связана с нарушением детско-родительских отношений; негативным воздействием индивидуальных факторов; выбранным стилем семейного воспитания; завышенными требованиями к себе, предъявляемыми к ответственности, самоконтролю и резистенции; обостренная забота о ребенке с ОВЗ; отсутствие включенности родственников в реабилитационный процесс в отношении детей.
Повышению результативности в коррекции эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, способствует групповая и индивидуальная работа с применением арт-терапевтических техник. Результативность применения арт-терапии в работе по коррекции эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, была подтверждена результатами, полученными путем исследования на констатирующем и контрольных этапах эксперимента. Участники программы познакомились с понятием «эмоциональное выгорание», умеют контролировать проявления симптомов эмоционального выгорания в рамках арт-терапии. В ходе реализации программы произошло снижение уровня эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Повышению результативности в коррекции эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, способствует групповая работа с применением арт-терапевтических методов, при включении их в межличностное взаимодействие.
Для достижения успешной коррекции эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, необходимо придерживаться следующих условий:
101
1) Отслеживать уровень эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих
детей с ОВЗ. 2) В ходе коррекционной работы учитывать особенности протекания
эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ.
3) Реализовывать коррекционные программы путем оптимального
ненасильственного включения матерей в межличностное взаимодействие.
Список литературы
1. Таранова Е. В. Арт-педагогические методы и технологии в социальной работе с детьми-инвалидами / Е. В. Таранова / Материалы X региональной научно-технической конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. - С. 58-60.
2. Позднякова Д. Е. Арт-терапия как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности / Д. Е. Позднякова, Т. В. Чижикова // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. - 2019. - № 1 (январь). -URL: http: //akademnova.ru/page/875550 (дата обращения: 02.05.2019).
3. Арт-терапия и здоровый образ жизни. Методические материалы для библиотек / Дворец книги. Ул. обл. науч. б-ка имени В. И. Ленина; сост. Л. А. Утина. - Ульяновск, 2017. - 67 с.
4. Новикова К. В. Возможности арт-техники коллажа в оказании психологической помощи / К. В. Новикова, В. Л. Бабушкина / Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе. сборник научных трудов. под ред. Е. Н. Ткач. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2017. - С. 103-109.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: „Златоуст", 1998. - 352 с.
6. Попов Т. Терапия песочными фигурами - эффективный и многообещающий метод арт-терапии / Т. Попов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2013. - № 3. - С. 108-117.
7. Фомина А. В. Песочная терапия в коррекции недостатков общения в диаде "родитель-ребенок" / А. В. Фомина // Коллекция гуманитарных исследований. - 2019. - № 3 (18). - С. 11 -16.
8. Валеева А. Р. Песочная терапия с использованием информационной коммуникативной технологии «интерактивной песочницы» / А. Р. Валеева // Ямальский вестник. - 2020. - № 1 (19). - С. 8-10.
9. Емельянова Е. Л. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста (с использованием песочной терапии) / Е. Л. Емельянова, Е. Ю. Давтян, Ю. В. Спирина, Ю. А. Васюкова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2015. - Т. 24. - № 2. - С. 30-38.
10. Бурганов И. А. Глина как изобразительный материал в арт-терапии: вместо предисловия / И. А. Бурганов, А. И. Копытин / Использование глины в арт-терапии: многообразие опыта / Под общ. ред. А. И. Копытина, И. А. Бурганова. - М.: АНО ДПО "Академия искусств Игоря Бурганова", 2018. - С. 7-10.
11. Кожохина С. К. Применение глины в арт-терапевтической технологии "Окно моей души" в коррекционно-развивающей работе с детьми и подростками / С. К. Кожохина / Использование глины в арт-терапии: многообразие опыта / Под общ. ред. А. И. Копытина, И. А. Бурганова. - М.: АНО ДПО "Академия искусств Игоря Бурганова", 2018. - С. 61-78.
12. Кулешова О. А. Использование глины в работе с детьми. Из опыта работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения / О. А. Кулешова, О. В. Щербакова/ Использование глины в арт-терапии: многообразие опыта / Под общ. ред. А. И. Копытина, И. А. Бурганова. - М.: АНО ДПО "Академия искусств Игоря Бурганова", 2018. - С. 79-88.
13. Бурганов И. А. Психологические и технологические аспекты скульптурного портрета в арт-терапии / Использование глины в арт-терапии: многообразие опыта / И. А. Бурганов / Под общ. ред. А. И. Копытина, И. А. Бурганова. - М.: АНО ДПО "Академия искусств Игоря Бурганова", 2018. - С. 1128.
14. Пастухова С. Ю. "Царства-государства" как интерактивная арт-терапевтическая методика, использующая лепку из глины как средство социализации младших школьников / С. Ю. Пастухова / Использование глины в арт-терапии: многообразие опыта / Под общ. ред. А. И. Копытина, И. А. Бурганова. - М.: АНО ДПО "Академия искусств Игоря Бурганова", 2018. - С. 47-60.
102
15. Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В. Метафорические ассоциативные карты в пространстве психокоррекции эмоциональной недостаточности / Н. В. Дмитриева, Н. В. Буравцова // СМАЛЬТА.
- 2014. - № 4. - С. 71-78.
16. Григоричева И. В. Метафорические карты как способ исследования жизненного мира человека / Н. В. Григоричева, Ю. А. Мельникова // Мир образования - образование в мире. - 2018. - № 2 (70).
- С. 115-120.
17. Чурсинова О. В. Метафорические ассоциативные карты как эффективный инструмент педагога-психолога в работе с девиантными подростками / О. В. Чурсинова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 8-1. - С. 140-145.
18. Кайбышев В. Т. Профессионально детерминированный образ жизни и здоровье врачей в условиях современной России / В. Т. Кайбышева // Медицина труда и промышленная экология. - 2006. - № 12. - С. 21-26.
19. Соколова О. С. Метафорические ассоциативные карты - эффективный инструмент в работе по профилактике дезадаптивных форм поведения подростков с ограниченными возможностями здоровья / О. С. Соколова // Пермский педагогический журнал. - 2019. - № 10. - С. 119-123.
20. Шебанова В. И. Применение метафорических ассоциативных карт в коррекции нарушений пищевого поведения / В. И. Шебанова, С. Г. Шебанова // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2014. - № 4. - С. 350-358.
21. Дмитриева Н. В. Выбор способа разрешения ценностного конфликта с помощью ассоциативных карт / Н. В. Дмитриева, Н. В. Буравцова, Л. В. Левина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 3-3 (63). - С. 119-123.
22. Ашитко Е. Л. Использование метафорических ассоциативных карт в системе психологической помощи матерям, имеющих детей с аутизмом и детей с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности / Е. Л. Ашитко // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - № 11. - С. 81-84.
23. Жуковская В. Е. Метафорические ассоциативные карты как проективный метод исследования личности / В. Е. Жуковская // Личность в пространстве и времени. - 2015. - № 5. - С. 87-91.
24. Борисова С. Е. Психологическая техника «самопознание» и ее применение в тренинговой и консультативной работе / С. Е. Борисова // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2014. - № 4 (59). - С. 69-72.
25. Готлиб М. И. Развитие коммуникации у больных с тяжелыми формами психической патологии методом обучения танцевальному движению (на основе аргентинского танго) / М. И. Готлиб, А. Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - № 2 (86). - С. 116-130.
26. Оганесян Н. Ю. Теоретико-методологические аспекты танцевальной терапии больных шизофренией / Н. Ю. Оганесян // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 2-1. - С. 206-215.
27. Толошинова Д. Ю. Применение техник индийского классического танца в танцевальной терапии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Д. Ю. Толошинова // Вестник психотерапии. - 2009. - № 29 (34). - С. 40-46.
28. Пяткина Е. С. Применение танцевальной терапии в комплексной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Е. С. Пяткина, Л. В. Шипова / Специальное образование и социокультурная интеграция - 2018. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. под ред. О. Е. Нестеровой, Р. М. Шамионова, Е. С. Пяткиной, Ю. В. Селивановой, М. Д. Коноваловой. - М.: Издательство «Перо», 2018. - С. 171-179.
29. Романов В. В. Программа коррекции психоэмоциональной сферы женщин средствами танцевальной терапии / В. В. Романов, Е. Ф. Черникова // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2019. - № 4. - С. 189-194.
30. Капустина С. Б. Влияние танцевальной терапии на аффективно-эмоциональную сферу педагогов / С. Б. Капустина, Е. И. Финогенко // Молодежный вестник ИрГТУ. - 2015. - № 3. - 17 с.
31. Лакомкина Л. В. Спонтанный танец как метод психорегуляции / Л. В. Лакомкина // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2007. - Т. 10. - № 2. - С. 74-77.
ART THERAPY IN THE CORRECTION OF EMOTIONAL BURNOUT IN MOTHERS RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES
103
Aksyutina Z. A.1, Chenskaya A. V.2, Shabysheva Yu. E.3
Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation
E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Among mothers raising children with special health needs, there is a manifestation of the syndrome of emotional burnout. This state must be corrected, because. It is the impact of the mother that determines the success of correctional, rehabilitation and developmental activities in relation to a child with disabilities. This situation necessitates the search for means of correcting emotional burnout. Art therapy has established itself as a reliable method of correction. However, in relation to mothers raising children with disabilities, art therapy was not used. The purpose of the article is to analyze the possibilities of using a combination of various methods of art therapy in the correction of emotional burnout in mothers raising children with disabilities. Art therapy has a number of advantages: it promotes a positive attitude, facilitates communication, makes it possible to experiment at the level of symbolism, increases adaptive capabilities, promotes the development of a sense of internal control and self-expression, corrects developmental disorders, etc.
The article presents art therapy techniques that were used to correct the emotional burnout of mothers raising children with special health needs. ISO-therapy in the process of collective creative work creates favorable conditions for the development of communication skills: the ability to negotiate, give in, take the initiative, defend one's own vision. Collaging allows you to form a sense of satisfaction, promotes creative self-expression, reflects the attitude to the depicted topic, and gives vent to aggressive manifestations. The collage reflects the needs of the individual, current states, organizes thoughts, allows you to relax and tune in to the best. Sand therapy makes it possible to restore one's mental integrity, to touch the deep, true "I", to see what is really happening in the inner or outer world. Clay evokes many associations for working with projections that affect the bodily experience of different stages of human ontogeny and other biological forms. Metaphorical associative cards are a means to overcome the vital difficulties of clients in prevention, correction, diagnosis, and other practices of influencing the emotional state. Dance-movement practices are used to express the entire range of human emotions, thoughts and attitudes. The method of form-correctional rhythmoplasty is a synthesis of body-oriented and art-therapeutic techniques that help neutralize the effects of stress, improve health, harmonious physical development, and develop creative abilities. To solve the experimental problem of the study, a program was developed to correct emotional burnout in mothers raising children with disabilities, using art therapy "Parental Resource". The results of the study proved that the implementation of the program contributes to the correction of emotional burnout in mothers raising children with disabilities and individual work using art therapy techniques. When mothers raising children with disabilities are included in interpersonal interaction.
Keywords: emotional burnout; art therapy; mothers; children with disabilities; art therapy techniques; correction program.
References
104
1. Taranova E.V., Art pedagogical methods and technologies in social work with disabled children, Vuzovskaya nauka Severo-Kavkazskomu regionu». Stavropol', p. 58 (Stavropol: SevKavGTU, 2006).
2. Pozdnyakova D. E., Chizhikova T. V., Art therapy as a means of social adaptation of children with disabilities in health and life, Academy of Pedagogical Ideas "Innovation". Series: Student Scientific Bulletin, 1 (January) (2019). Access mode: http: //akademnova.ru/page/875550 (05.02.2019).
3. Art therapy and a healthy lifestyle. Methodological materials for libraries. Book Palace. st. region scientific library named after V. I. Lenin; comp. L. A. Utina, 67 p. (Ulyanovsk, 2017).
4. Novikova K. V., Babushkina V. L., Possibilities of collage art technique in providing psychological assistance, Smysl, funkcii i znachenie raznyh otraslejprakticheskojpsihologii v sovremennom obshchestve, p. 103 (Khabarovsk, Pacific State University, 2017).
5. Zinkevich-Evstigneeva T. D., The path to magic. Theory and practice of fairy tale therapy, 352 p. (Zlatoust, St. Petersburg, 1998).
6. Popov T., Therapy with sand figures - an effective and promising method of art therapy, Bulletin of Pedagogy and Psychology of South Siberia, 3, 108 (2013).
7. Fomina A. V., Sand therapy in correcting communication deficiencies in the parent-child dyad, Collection of humanitarian research, 3 (18), 11 (2019).
8. Valeeva A. R., Sand therapy using information communication technology "interactive sandbox", Yamal Bulletin, 1 (19), 8 (2020).
9. Emelyanova E. L., Davtyan E. Yu., Spirina Yu. V., Vasyukova Yu. A., Correction of anxiety in children of senior preschool age (using sand therapy), Uchenye zapiski St. Petersburg State Institute of Psychology and Social work, 24, 2, 30 (2015).
10. Burganov I. A., Kopytin A. I., Clay as a visual material in art therapy: instead of a preface, Ispol'zovanie gliny v art-terapii: mnogoobrazie opyta, p. 7 (M., Autonomous non-profit organization of additional professional education "Academy of Arts of Igor Burganov", 2018).
11. Kozhokhina S. K., The use of clay in the art therapy technology "Window of my soul" in correctional and developmental work with children and adolescents, Ispol'zovanie gliny v art-terapii: mnogoobrazie opyta, p. 61 (M., "Academy of Arts of Igor Burganov", 2018).
12. Kuleshova O. A., Shcherbakova O. V., Use of clay in work with children. From the experience of a teacher-psychologist of a preschool educational institution, Ispol'zovanie gliny v art-terapii: mnogoobrazie opyta, p. 79 (M., "Academy of Arts of Igor Burganov", 2018).
13. Burganov I. A., Psychological and technological aspects of a sculptural portrait in art therapy, Ispol'zovanie gliny v art-terapii: mnogoobrazie opyta, p. 11 (M., "Academy of Arts of Igor Burganov", 2018).
14. Pastukhova S. Yu., "Kingdoms-states" as an interactive art therapy technique using clay modeling as a means of socialization of younger schoolchildren, Ispol'zovanie gliny v art-terapii: mnogoobrazie opyta, p. 47 (M., "Academy of Arts of Igor Burganov", 2018).
15. Dmitrieva N. V., Buravtsova N. V., Metaphorical associative maps in the space of psycho-correction of emotional deficiency, SMALTA, 4. 71 (2014).
16. Grigoricheva I. V., Melnikova Yu. A., Metaphorical maps as a way to study the human life world, The world of education - education in the world, 2 (70), 115 (2018).
17. Chursinova O. V., Metaphorical associative cards as an effective tool for a teacher-psychologist in working with deviant adolescents, International Journal of Humanities and Natural Sciences, 8-1, 140 (2019).
18. Kaibyshev V.T., Professionally determined lifestyle and health of doctors in modern Russia, Occupational medicine and industrial ecology, 12, 21 (2006).
19. Sokolova O. S., Metaphorical associative cards - an effective tool in the prevention of maladaptive forms of behavior of adolescents with disabilities, Perm Pedagogical Journal, 10, 119-123 (2019).
20. Shebanova V. I., Shebanova S. G., The use of metaphorical associative maps in the correction of eating disorders, Personality in extreme conditions and crisis situations of life, 4, 350 (2014).
21. Dmitrieva N. V., Buravtsova N. V., Levina L. V., The choice of a method for resolving a value conflict with the help of associative maps, Bulletin of the Kemerovo State University, 3-3(63), 119 (2015).
22. Ashitko E. L., The use of metaphorical associative maps in the system of psychological assistance to mothers with children with autism and children with a pronounced degree of intellectual disability,
105
Bulletin of the educational consortium of the Central Russian University. Series: Humanities, 11, 81 (2018).
23. Zhukovskaya V. E., Metaphorical associative maps as a projective method of personality research, Personality in space and time, 5, 87 (2015).
24. Borisova S. E., Psychological technique "self-knowledge" and its application in training and consulting work, Psychopedagogy in law enforcement agencies, 4(59), 69 (2014).
25. Gotlib M. I., Kholmogorova A. B., Development of communication in patients with severe forms of mental pathology by teaching dance movement (based on Argentine tango), Counseling Psychology and Psychotherapy, 2 (86), 116 (2015).
26. Oganesyan N. Yu., Theoretical and methodological aspects of dance therapy for patients with schizophrenia, Bulletin of St. Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy, 2-1, 206 (2009).
27. Toloshinova D. Yu., Application of Indian classical dance techniques in dance therapy for children with disorders of the musculoskeletal system, Bulletin of psychotherapy, 29 (34), 40 (2009).
28. Pyatkina E. S., Shipova L. V., The use of dance therapy in the complex rehabilitation of persons with disorders of the musculoskeletal system, Special'noe obrazovanie i sociokul'turnaya integraciya - 2018, p. 171 (M.: Pero Publishing House, 2018).
29. Romanov V. V., Chernikova E. F., The program for the correction of the psycho-emotional sphere of women by means of dance therapy, Bulletin of the Moscow Humanitarian and Economic Institute, 4, 189 (2019).
30. Kapustina S. B., Finogenko E. I., Influence of dance therapy on the affective-emotional sphere of teachers, Youth Bulletin of ISTU, 3, 17 (2015).
31. Lakomkina L. V., Spontaneous dance as a method of psychoregulation. Applied Information Aspects of Medicine, 10, 2, 74 (2007).
106