Научная статья на тему 'Арт-терапия и ее применение в психологии'

Арт-терапия и ее применение в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1715
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЭСТЕТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чащина Ольга Владимировна

В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для воспитания развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются, наблюдательность, эстетическое воспитание, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создать красивое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арт-терапия и ее применение в психологии»

The Newman In Foreign Policy №34 (78), ноябрь-декабрь 2016 г.

УДК 159.99

АРТ-ТЕРАПИЯ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Чащина О.В., магистрант кафедры педагогики и психологии начального образования ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для воспитания развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются, наблюдательность, эстетическое воспитание, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создать красивое.

Однако, помимо воспитательных и учебных целей рисование играет немаловажную роль и в психологии: благодаря средствам арт-терапии, и в первую очередь, рисованию, человек (не только ребенок, но и взрослый) учится видеть свои проблемы со стороны, тем самым получая возможность их решения.

Разные ученые по-разному видят возможности арт-терапии в психологии и психиатрии. Так, например, Э. Крамер [4] считала возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их. А. Хилл связывает исцеляющие возможности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний» [цит. по 1]. М. Наумбург полагает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов [цит. по 4, С.321].

Как отмечает А.И. Копытин, [4] с которым мы полностью соглашаемся, терапия искусством по своей природе радикальна. Она связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:

- развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки);

- изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;

- научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства);

- самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;

- развивать ценные социальные навыки (в групповой работе);

- освоить новые роли и проявлять латентные качества личности, а так же наблюдать, как изменения собственного поведения влияет на окружающих;

- повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности;

- развивать навыки принятия решений;

- расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;

- заняться изобразительным искусством и реализовать свою способность к творчеству.

Наиболее интересным представляется нам применение арт-терапии в решении проблем детских комплексов, в частности, страхов, тревог, предложенное в программе Е. Бухариной [2]. Адаптированная под каждого ребенка, данная программа использовалась нами как средство нивелирования тревожности личности в младших классах Муниципального общеобразовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №2 VI вида имени заслуженного учителя РФ В. П. Синякова, Октябрьского района г. Красноярска и МОУ Общеобразовательный лицей №28 Железнодорожного района г. Красноярска.

В ходе работы с детьми мы просили ребенка нарисовать любой персонаж (например, несуществующее животное, ни в коем случае не персонаж мультфильма или сказки), а затем рассказать о его образе жизни. При этом выявление «друзей» персонажа в ходе рисования имело смысл позитивного якоря. Определение «врагов» или персонажей, вызывающих негативные чувства, являлось «входом» в эмоциональную проблему ребенка. Таким же «входом» оказывалось изображение

дискомфортной среды, в которой действует персонаж.

В работе использовался принцип «режиссера фильма», т.е. ребенок являлся единственным творцом создаваемой истории, мы же в свою очередь могли только предлагать варианты развития сюжета, которые разные дети принимали или не принимали. В ходе коррекционной работы создаваемый ребенком «фильм» можно «прокручивать» назад и создавать альтернативный сюжет, если первоначальная сюжетная линия оказалась слишком деструктивной или зашла в тупик.

При этом следует отметить, что очень эффективным при нивелировании тревожности у многих детей являлось использование в процессе совместного режиссерских приемов,

разработанных в рамках символдрамы Лейнера (принципа «примирения», «кормления и подкупа», «лидера», «символической

конфронтации», «истощения и уменьшения», «магических жидкостей») [5, С421].

Например, при работе с тревогой Кирилла Н. введение в ткань сюжета «волшебной палочки» при корректировке его страха ночных чудовищ помогло персонажу его рисунка справиться с проблемами и уже после первого

The Newman In Foreign Policy №34 (78), ноябрь-декабрь 2016 г.

сеанса (всего их было проведено 4) помогло значительно облегчить состояние ребенка.

Усвоение «волшебной палочки» позволяет осуществить своеобразный контрперенос с персонажа на самого ребенка. Это достигается предложением к ребенку показать, каким образом персонаж действует с волшебной палочкой. «Волшебную силу» можно передавать другим предметам, например, конфете. Это позволяет сохранить позитивный якорь, сформированный во время сессии, и за ее рамками. Следует также добавить, что количество сессий, необходимых для успешной коррекции, значительно отличалось у разных детей. Кроме того, некоторые дети даже во время одной сессии могли идентифицировать себя с разными персонажами своего рисунка. Поэтому при работе мы обязательно устанавливали раппорт, чтобы чутко отслеживать все возможные изменения фокуса эмоций.

Перед началом работы мы обязательно информировали родителей о сути коррекционной работы, а также предупреждали их о том, что их вмешательство допускается только в случае обращения к ним. Уже первая - диагностико-коррекционная сессия - дала обильный материал для индивидуальной консультации родителей. Присутствие или отсутствие родителей на последующих сессиях определялось обоюдным желанием ребенка и родителя.

При индивидуальной коррекционной работе средствами арт-терапии (в частности, рисования) в ходе сессии мы, вслед за рекомендациями Е. Бахуриной, задавали ребенку следующие вопросы:

1. Стадия контакта:

- Хочешь порисовать? Что ты будешь рисовать?

После того, как ребенок освоился:

- Ты придешь ко мне еще? А давай с тобой в следующий раз придумаем сказку (фильм)? И ты будешь самый главный сказочник! Как ты скажешь - так и будет в твоей сказке!

2. Стадия коррекционно-диагностическая (сессия проводится обычно через несколько дней после первой встречи).

- О ком сегодня будет наша сказка? Кого ты хочешь нарисовать?

- Как его зовут? Чем он питается? Где он живет? В лесу, в море, в пустыне? На другой планете? Есть ли у него друзья? Нарисуй их. Как их зовут? Что они делают? Может быть, им надоело играть, и они решили погулять? Куда они пошли?

- Есть ли кто-нибудь, кого боится персонаж? Или кто-нибудь, кто ему не нравится? Кто? Нарисуй его. Почему он не нравится персонажу? Что можно сделать, чтобы этого не было? Может быть, нам понадобится волшебная палочка? У кого она может быть? Покажи, как персонаж (или персонаж, символизирующий добрые силы) держит волшебную палочку. Персонаж хочет что-нибудь сказать? Ведь теперь

у него есть волшебная палочка! Он все может! Он сильнее всех! Он может, к примеру, превратить Злодея во что угодно! Или уменьшить его! А потом уже поговорить.

Альтернатива: - А может быть, персонажу не нравится то, что его окружает? Что именно? Как бы ему хотелось это изменить, чтоб понравилось? (в том случае, если отсутствует персонификация негативной эмоции).

3. Стадия завершения: Работа заканчивается, если удалось выйти на позитивные переживания в ходе развития сюжета. Например, Баба Яга превратилась в вазу с цветами, добрую девочку и т.п. Можно сказать: - Ну, теперь у них все хорошо. И что же они стали делать? (Играть, пить чай...)

В конце каждого этапа работы, который длился от 30 до 60 минут развитие сюжета завершалось на промежуточном этапе. Например: «И тогда они сели отдохнуть.») проводится экспресс-диагностика эмоционального состояния ребенка.

Следует особо подчеркнуть, что невозможно описать четкий алгоритм работы, поскольку каждая новая работа с каждым новым ребенком совершенно не похожа на другие.

В результате проведенного исследования мы выделили следующие психологические условия: - благоприятное коммуникативное пространство; так как для детей важным условием являлось отношение с друг с другом и со взрослыми в процессе арт-терапии.

- стиль детско-родительских отношений; так как анализ методики «Незаконченные предложения» показал, что у большинства детей источником высокой тревожности является семья.

Дальнейшие исследования показали, что применение арт-терапии при психологической работе с детьми, имеющими те или иные проблемы, представляет значительные положительные результаты: дети становятся более раскрепощенными, многие их страхи и тревоги исчезают, они проще идут на контакт с окружающими.

Таким образом, мы можем утверждать о положительном опыте применения арт-терапии в коррекционной психологии младших школьников и ее целесообразности.

Источники и литература

1. Арт-терапия // http://www.solwi.ru/art.htm

2. Бахурина, Е. Техника коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет / Е. Бахурина // http://flogiston.ru/articles/therapy/child_painting

3. Копытин, А.И. Системная арт-терапия / А.И. Копытин. - СПб.: Питер, 2016. - 376 с.

4. Крамер, Э. Арт-терапия с детьми / Э. Крамер. - М.: Генезис, 2014. - 206 с.

5. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Х. Ремшмидта. Пер. с немецкого. - М.: Мир, 2000. - 656 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.