Научная статья на тему 'Арт-стратегии в нарративной практике современности'

Арт-стратегии в нарративной практике современности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-стратегии / нарративная практика / стратегический синтез интеллекта и чувства / фигуры смысла / событие / состояние / симфония познания / art strategies / narrative practice / strategic synthesis of intelligence and feelings / figures of meaning / event / state / symphony of knowledge

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Илья Евгеньевич Волков, Вера Олеговна Волкова

В статье раскрываются тенденции существования современного человека, отражаемые философией. Проблема подлинности происходящего с человеком выдвигает версии бытия, свя-занные с нарративными практиками. В современной науке назревает кризис объяснительных моделей знания. Необходимо формирование синтетических учений о познавательных содержа-ниях человеческой жизни. Возникает новая ситуация исследования, требующая включения в науку содержаний, которые для традиционного сциентизма кажутся чуждыми. Системы зна-ния, а так же их социотехнические мутации изменяют представления о познавательной дея-тельности. Арт-стратегии обретают значение в словесной практике. Переживания и их логиче-ская обработка объективируются в каждом артефакте культуры, оказывающем значительное влияние на науку. Движение бытия осуществляется при помощи стратегического понимания мира, характерного для непредвиденных обстоятельств жизни. Оно углубляет познание допол-нительными условиями понимания и осознавания. В каждом предмете исследования можно обнаружить дополнительную к содержанию комбинацию целого опыта человечества, выра-жаемую унаследованными в контексте социума и культуры понятиями, переживаниями, ин-туициями. Она определяется как «фигура смысла» или фундамент арт-стратегии. Исследование глубинных познавательных инициатив позволяет выдвинуть концепцию арт-стратегий, связы-вающих в целостное понимание взаимодействие искусства и науки, проявленное в состояниях человека, опирающихся на способности синтезировать интеллектуальное существование и пе-реживание роли актера в фатальном порядке мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART STRATEGIES IN MODERN NARRATIVE PRACTICE

The article reveals the tendencies of the existence of modern man, reflected by philosophy. The problem of the authenticity of what is happening with a person puts forward versions of being as-sociated with narrative practices. In modern science, a crisis of explanatory patterns of knowledge is brewing. It is necessary to form synthetic teachings about the cognitive contents of human life. A new situation of research is emerging, requiring the inclusion in science of contents that seem alien to tra-ditional scientism. Knowledge systems, as well as their sociotechnical mutations, change the percep-tion of cognitive activity. Art strategies take on meaning in verbal practice. Experiences and their log-ical processing are objectified in each artifact of culture, which has a significant impact on science. The movement of being is carried out with the help of a strategic understanding of the world, charac-teristic of unforeseen circumstances of life. It deepens the knowledge with additional conditions of understanding and awareness. In each subject of the research, one can find an additional to the content combination of the whole experience of mankind, expressed by concepts, experiences, intuitions in-herited in the context of society and culture. It is defined as the “figure of meaning” or the foundation of an art strategy. The study of deep cognitive initiatives allows us to put forward the concept of art strategies linking the holistic understanding of the interaction between art and science, manifested in human states, based on the ability to synthesize intellectual existence and experience the role of an ac-tor in the fatal order of the world.

Текст научной работы на тему «Арт-стратегии в нарративной практике современности»

В частности, Циолковский развивает свой взгляд (латентно-гедонистическая тенденция), что низшие существа нужно профилактически (и «без церемонии») истребить: «Сердце наше, совесть могут быть покойны. Эти существа почти не страдают» [там же, с. 188]. С другой стороны, чуть ранее констатируется: «<...> полное количество ощущений или интеграл всякой жизни, как бы она сложна или проста не была, всегда равен нулю. Действительно А-А=0» [там же, с. 186]. С. Г. Семёнова справедливо усматривает в этом непоследовательность: «<...> если низшие животные такие уж нечувствительные автоматы, не знающие страданий, то зачем их уничтожать в целях борьбы со страданием» [Семёнова, 2004, с. 471]. Но это не просто частная, случайная или локальная непоследовательность, это одно из проявлений неоднородности этического учения Циолковского, фундаментального противоречия, сочетания в одном тексте двух логически несовместимых оснований.

Интересно, что если «научная этика» Циолковского близка к некоторым интерпретациям «философии общего дела», то на «нирваническую этику» Циолковского, по-видимому, оказало влияние другое учение, а именно популярная на рубеже XIX и XX веков философия Э. фон Гартмана. В ней также постулировалась возможность количественного измерения приятных и неприятных ощущений и их последующего сложения.

Если для А. Шопенгауэра и Гартмана существование в мире страдания служило основанием для отрицания ценности жизни и отрицания практической деятельности по преобразованию мира, то Циолковский предлагает своеобразную алгодицею (философское оправдание боли). Боль оказывается негативным коррелятом удовольствия, необходимым для сведения итогового «баланса» к нулю.

Если сумма наслаждений и страданий для любого существа на протяжении жизни неизменно равна нулю, то погоня за наслаждениями и борьба со страданиями, по сути, лишаются смысла. Высвободившаяся же энергия может быть направлена на освоение космических пространств и научно-техническое преобразование мира и даже человеческой природы: человек «будет преобразовывать не только Землю, но и существа, не исключая самого себя» [Циолковский, 2004, с. 187]. Есть в «нирванической» гипотезе и большое утешение, своеобразная «космическая справедливость»: «В таком случае, в некотором отношении судьба всех людей и других живых существ одинакова: они получают такое же количество приятных ощущений, как и неприятных. В результате все получают нуль» [там же, с. 163-164].

По-видимому, именно из-за этих полезных следствий из «нирванической» гипотезы Циолковский не хотел от неё отказываться, несмотря на все противоречия с его же «научной этикой».

Сегодня, в период безграничного господства гедонистических ценностей, алгодицея Циолковского сохраняет определённый теоретический и практический интерес. Обладает она и несомненной психотерапевтической ценностью. В конце концов, утешение — это тоже задача философии, как считал Боэций и предшествовавшие мыслители.

Литература

1. Бойко, 2016 - Бойко М. Е. Боль: Введение в алгософию. ТгаСаш algosophicus: Монография. М.: Летний сад, 2016. 152 с.

2. Гартман, 2010 - Гартман Э. фон. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного. В 2-х т. 2-е изд. М.: КРАСАНД, 2010.

3. Елфимова, 2008 - Ефимова Н. М. Константин Циолковский: от жизни страдания - к непрерывному счастью // Философское образование. 2008. № 18. С.21-32.

4. Лосский, 1991 - Лосский Н. О. Условия абсолютного добра: основы этики. М.: Политиздат, 1991. 368 с.

5. Семёнова, 2004 - Семёнова С. Г. Философ будущего века: Николай Фёдоров. М.: Пашков дом, 2004. 584 с.

6. Фёдоров, 1995-2004 - Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений в 4-х т. М.: Прогресс, Традиция, 1995-2004.

7. Фесикова, 2013 - Фесикова О. В. Негедонистический характер учения Н.Ф. Фёдорова // Философия морали. Тоска по русскому аристократизму: Материалы этико-философского семинара им. Андрея Платонова 12-13 мая 2011 г. 2-е изд. М.: Флинта, 2013. С. 401-408.

8. Циолковский, 2004 - Циолковский К. Э. Космическая философия: Сборник. М.: ИДЛи, 2004. 496 с.

УДК 140.8

АРТ-СТРАТЕГИИ В НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОСТИ

Илья Евгеньевич Волков

Кандидат философских наук, доцент Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Вера Олеговна Волкова Доктор философских наук, профессор Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

В статье раскрываются тенденции существования современного человека, отражаемые

философией. Проблема подлинности происходящего с человеком выдвигает версии бытия, связанные с нарративными практиками. В современной науке назревает кризис объяснительных моделей знания. Необходимо формирование синтетических учений о познавательных содержаниях человеческой жизни. Возникает новая ситуация исследования, требующая включения в науку содержаний, которые для традиционного сциентизма кажутся чуждыми. Системы знания, а так же их социотехнические мутации изменяют представления о познавательной деятельности. Арт-стратегии обретают значение в словесной практике. Переживания и их логическая обработка объективируются в каждом артефакте культуры, оказывающем значительное влияние на науку. Движение бытия осуществляется при помощи стратегического понимания мира, характерного для непредвиденных обстоятельств жизни. Оно углубляет познание дополнительными условиями понимания и осознавания. В каждом предмете исследования можно обнаружить дополнительную к содержанию комбинацию целого опыта человечества, выражаемую унаследованными в контексте социума и культуры понятиями, переживаниями, ин-туициями. Она определяется как «фигура смысла» или фундамент арт-стратегии. Исследование глубинных познавательных инициатив позволяет выдвинуть концепцию арт-стратегий, связывающих в целостное понимание взаимодействие искусства и науки, проявленное в состояниях человека, опирающихся на способности синтезировать интеллектуальное существование и переживание роли актера в фатальном порядке мира.

Ключевые слова: арт-стратегии, нарративная практика, стратегический синтез интеллекта и чувства, фигуры смысла, событие, состояние, симфония познания.

ART STRATEGIES IN MODERN NARRATIVE PRACTICE

Ilya Evgenievich Volkov

PhD in Philosophy, Associate Professor Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev Vera Olegovna Volkova DSc in Philosophy, Professor Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev

The article reveals the tendencies of the existence of modern man, reflected by philosophy. The problem of the authenticity of what is happening with a person puts forward versions of being associated with narrative practices. In modern science, a crisis of explanatory patterns of knowledge is brewing. It is necessary to form synthetic teachings about the cognitive contents of human life. A new situation of research is emerging, requiring the inclusion in science of contents that seem alien to traditional scientism. Knowledge systems, as well as their sociotechnical mutations, change the perception of cognitive activity. Art strategies take on meaning in verbal practice. Experiences and their logical processing are objectified in each artifact of culture, which has a significant impact on science. The movement of being is carried out with the help of a strategic understanding of the world, characteristic of unforeseen circumstances of life. It deepens the knowledge with additional conditions of understanding and awareness. In each subject of the research, one can find an additional to the content combination of the whole experience of mankind, expressed by concepts, experiences, intuitions inherited in the context of society and culture. It is defined as the "figure of meaning" or the foundation of an art strategy. The study of deep cognitive initiatives allows us to put forward the concept of art strategies linking the holistic understanding of the interaction between art and science, manifested in human states, based on the ability to synthesize intellectual existence and experience the role of an actor in the fatal order of the world.

Keywords: art strategies, narrative practice, strategic synthesis of intelligence and feelings, figures of meaning, event, state, symphony of knowledge.

В современной ситуации трансформируются критерии подлинности. Торжество нарративного бытия проявляется в том, что рассказ всегда может быть рассказан по-иному [Можейко, 2002, с. 653]. Это означает, что в условиях нестабильности мира, смене эпох и воззрений на мир активные интересанты способны создавать свое понимание реальности, вкладывая его в сознание других людей и реализовывать свои планы в специфичной нарративной практике.

Возможности для изменений жизни ограничены, как заложено было в античных структурах сознания. Человек - «живая вещь» - является единственной формой объединения ноологии и фатализма. Он не может полностью овладеть реальностью. Нечто, создающее спокойное единство, ускользает. Появляется необходимость далекого видения. Человек становится обладателем стратегических способностей к синтезу идеального интеллектуального существования и переживания несчастной роли актера, противостоящего автору пьесы, которую разыгрывает весь космос [Лосев, 1994., С. 507].

Человек как актер скрывает под маской свою ипостась (лат. substantia). Он изображает героя пьесы, а не себя. Поэтому все время нуждается в нарративах. Нарративное бытие - выражение бытия символиче-

ского, а их соотношение лежит глубже соотношения внешнего и внутреннего. Оно сокрыто в человеке как неделимая субстанция, неизменная с древних веков, скрываемая в ролевых структурах властителя, раба, актора, субъекта, объекта и т.д. Использование этой неделимой субстанции в науке связано с интуицией как «орудием изобретательства» [Пуанкаре, 1990, с. 215], но еще более с внутренне сильно организованными формами концентрации смысла, достижением катарсиса от их исполнения во внутренней жизни.

В современной науке назревает кризис объяснительных моделей знания. Переход знания в технологии познавания, восприятия, имитации, симуляции, универсализации требует изменения представлений о научных нормах. И. Т. Касавин отмечает, что необходимо рассмотрение научного дискурса как «синтетического учения о познавательном содержании всей человеческой жизни», где переживания и восприятия объективируются в каждом артефакте культуры, хотя и представлены по-разному. Наука невозможна без человеческой чувственности и в каждом атоме, формуле, биологическом наблюдении скрыты переживания творческой личности, сопровождавшие научное исследование [Касавин, 2017, с. 17]. Эмоции и описания, идеалы и логические выводы представляют собой «инструменты», которые играют свои партии, а «возникающие из их созвучий обертоны образуют всякий раз новую аранжировку целостной симфонии нашего познания» [Касавин, 2017, с. 18]. В каждом познаваемом предмете присутствует артистизм [Lock, 2018, р. 355-377], служащий дополнительной к всякому содержанию связкой (комбинацией) элементов целого -опыта «абсолютного человечества» (А. Ф. Лосев). Явление этого опыта в сознании заставляет переживать смешение логики, интуиции, чувства и ощущения как катарсис. Так, «старые интуитивные понятия наших отцов даже тогда, когда мы оставили эти понятия, придают еще форму логическими построениям, которыми мы заменили их» [Пуанкаре, 1990, с. 215].

Транскрипция духовной симфонии человека в познании предполагает собирание разрозненных фрагментов человеческого бытия [Волкова, 2014]. В нашем случае они описываются при помощи мало изученной категории «состояние». Состояние человеческого существа воплощает в себе наличие первоначальных установок мысли. Они инициируют стихийное самопорождение смысла, распадение некоторого первоначально прочувствованного и найденного интуицией целого на отдельные моменты.

Слово сохраняет целостность мыслящего и мыслимого, объединяя идеальное и чувственное бытие. Однако, слово обладает еще и способностью оставлять след во внутренней жизни после своего исчезновения так же, как и в замене языковых конструкций на образные. Так мы получаем стратегический процесс создания состояния как события исполнительского понимания двойственного различения нарративной практики. Идеальная субстанция слова инкорпорируется в отдельное символическое (означающее) бытие, а чувство способно либо усмириться в рациональном затворчестве мысли, либо воспроизводить структуры воображения и фантазии. Либо, что примечательно, вообще исчезать в бессознательном.

Словесное бытие может быть рассмотрено как бытие выразительное, исходящее из наличия в предмете «цельного смыслового лика вещи», ее созерцательно и «умственно осязательной» фигуры смысла, не подлежащей объяснению [Лосев, 1993, с. 69]. Оно становится фундаментом арт-стратегии, предопределяющим логическое конструирование. Стратегическая инициатива может существовать в теоретическом знании, фиксируя его связки с практикой. В этом контексте мы получаем театр как состояние соотношения с тем, что невозможно понять иначе. Искусство развертывается как «машина» введения нас в то состояние, которое «существует только тогда, когда исполняется» [Мамардашвили, 2014, с. 160]. В этом заключается стратегия двойственного кода понимания. Казалось бы, понять реально услышанное можно, но для этого надо выделить ту самую фигуру смысла, которая заложена в предложенном тексте или речи. Препятствием для понимания служит нарочито вложенное в нарратив артистическое (символическое) наполнение чувственной основой, которое возбуждает фантазию или просто уводит восприятие от фигуры смысла.

Фигура смысла должна перейти в логическое конструирование рациональной критики, оценки, корректировки поступков, анализа действий оппонентов, проблематизации своих действий и т.д. Этот переход должен определить момент синтетического (симфонического) состояния исполнения человеком роли организатора рефлексии над своей жизнью. Но он не дается, не допускается яркими цветами, тонированием, игрой света, чувства, дорогими симулякрами и прочей геймификацией.

Арт-стратегии обладают расширительными теоретическими и методологическими возможностями. Она позволяет облегчить возможность перехода от знания к технологическому эффекту, инициировать пути его поиска для соотнесенности с динамикой изменений XXI века. Напомним, что использование концепций из разных областей знания позволяет импортировать в область поиска версию, модифицированную в соответствии с правилами совершенно иной топологии. В этом смысле движение Science art собирает сложные междисциплинарные взаимодействия науки и искусства, создает собственную топологию их соотношений [Takaragawa, Halloran, 2017, p. 127-139.]. Например, арт-стратегии генерирующейся фатальности субъекта и объекта Ж. Бодрийяра обладают исполнительским пониманием в различных иных топологиях - антропологии, психологии, политики, экономике, культуры [Бодрийяр, 2017, с. 161-172 ]

Арт-стратегии предполагают исследование, конструирование и проектирование положения человека в мире как оно мыслится и выражается в нарративных практиках и онтологии сознания/деятельности. Арт-стратегии полагаются в качестве условия навигации выразительных способностей онтологии, ее глубинного посредничества связей человека и мира, проявленных в каждом артефакте культуры и социума [Волков, 2017, с. 294-297]

Возникает новая ситуация, требующая нетрадиционного научного захода. Наука складывается в дея-

тельности по созданию и конструированию своего бытия вместо его же определения. Все научные содержания включаются в науку, какими бы чуждыми они ни казались [Латур, 2013]. Вновь включаемые системы знания из биологии, теории информации, когнитивных исследований, а так же их социотехнические мутации изменяют ландшафт и фактуру познавательной деятельности. Они по-своему генерируют человеческую фатальность и заставляют человека множить свои арт-стратегии.

Литература

1. Бодрийяр, 2017 - БодрийярЖ. Фатальные стратегии. М.: РИПОЛ классик, 2017. - 288 с.

2. Волкова, 2014 - Волкова В. О. Духовная симфония человека: неклассический смысл. - СПб., Алетейя, 2014. - 184 с.

3. Волков, 2017 - Волков И. Е. Социокультурная реальность - артефакт меняющегося мира // Известия высших учебных заведений. Серия "Гуманитарные науки". - 2017. - Т. 8. - Вып. 4. - С. 294-297.

4. Касавин, 2017 — Касавин И. Т. Нормы в познании и познание норм // Эпистемология и философия науки. - 2017. - Т. 54. - №4. - С. 8-19

5. Латур, 2013 - Латур Бр. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. - 414 с.

6. Лосев, 1994 — Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: В 2-х кн. Кн. 2. М.: Искусство, 1994. - 604 с.

7. Лосев, 1993 - Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука // Бытие - имя - космос. М.: Мысль, 1993. 958 с.

8. Мамардашвили, 2014 — Мамардашвили М. К. Мысль в культуре // Сознание и цивилизация: Выступления и доклады. СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014. - 384 с.

9. Можейко, 2002 - Можейко М. А. Нарратив // История философии: Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. - 1376 с.

10. Пуанкаре, 1990 — Пуанкаре А. Ценность науки// О науке. - М.: Наука, 1990. - 736 с.

11. Lock, 2018 - Lock A. Scienticity and Artistry Across All Subjects // Philosophia. - 2018. - №46 (2). p. 355377.

12. Takaragawa, S., Halloran, L., 2017 - Takaragawa, S., Halloran, L. Exploring the Links of Contemporary Art and Anthropology: Archiving Epistemologies // Critical Arts. - 2017. - №31 (2). - p. 127-139.

УДК 1:316

ВИРТУАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КРАУДСОРСИНГА24

Тимур Маратович Хусяинов

Старший преподаватель департамента социальных наук Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В данной работе рассматривается как под влиянием возникновения и бурного развития информационно-коммуникативных технологий, многовековое стремление к созданию идеального общества и государства, выражается в виртуальном пространстве, путем создания виртуальных государств. Число подобных государствоподобных новообразований постоянно растет, при этом часть из них обладают чертами крауд-сорсинговых проектов и нацелены на достижение определенного общего результата. При этом они обладают особыми чертами, связанными с позиционированием, как виртуальное, но суверенного государство, что отличает их от иных краудсорсинговых проектов. Виртуальные государства по сути представляют собой международные общественные сети, которые дают возможность привлекать профессионалов и, вообще, заинтересованных лиц со всего мира. При этом, у участников данной сети - граждан виртуального государства, развивается лояльность и определенная идентичность, что позволяет мотивировать и сохранять целостность, модерировать происходящее.

Ключевые слова: виртуальное государство, краудсорсинг, Интернет, виртуальная реальность, квазигосударства.

VIRTUAL STATE AS A FORM OF CROWDSOURCING

Timur Maratovich Khusyainov

Senior lecturer of Department of Social Sciences National Research University Higher School of Economics

24 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-011-00335 "Коэволюция естественного и искусственного как условие сохранения жизненного мира человека".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.