Научная статья на тему 'АРТ-РЫНОК КАК КУЛЬТУРНАЯ ИНДУСТРИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

АРТ-РЫНОК КАК КУЛЬТУРНАЯ ИНДУСТРИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-рынок / антиквариат / культурная индустрия / аукцион / культурологическая экспертиза / art market / antiques / cultural industry / auction / cultural expertise

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бердникова Ольга Юрьевна, Яныкина Алла Николаевна

В статье предпринимается попытка проанализировать состояние европейского рынка антиквариата в исторической ретроспективе и обозначить перспективы функционирования арт-рынка в современном социокультурном пространстве России. Выявляя предпосылки возникновения, основные формы и методы, специфические особенности антикварной, аукционной торговли на основании системного подхода к анализу данного феномена, авторы статьи приходят к заключению, что в настоящее время арт-рынок можно представить как успешно функционирующую культурную индустрию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART MARKET AS CULTURAL INDUSTRY: HISTORICAL AND CULTURAL ANALYSIS

The article makes an attempt to analyze the condition of the European antique market in a historical retro-spective and to outline the prospects of the art market in the modern socio-cultural space Russia. Revealing the background, the basic forms and methods, specific features of antique and auction trade, based on a systematic approach to the analysis of this phenomenon, the authors come to the conclusion that at the present time the art market can be presented as a successfully functioning cultural industry.

Текст научной работы на тему «АРТ-РЫНОК КАК КУЛЬТУРНАЯ ИНДУСТРИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

ВЕСТНИК КАЗГУКИ №2 2023 Раздел I. Теория и история культуры

УДК 008.009

Е.А. Выборнов, А.Н. Яныкина

АРТ-РЫНОК КАК КУЛЬТУРНАЯ ИНДУСТРИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье предпринимается попытка проанализировать состояние европейского рынка антиквариата в исторической ретроспективе и обозначить перспективы функционирования арт-рынка в современном социокультурном пространстве России. Выявляя предпосылки возникновения, основные формы и методы, специфические особенности антикварной, аукционной торговли на основании системного подхода к анализу данного феномена, авторы статьи приходят к заключению, что в настоящее время арт-рынок можно представить как успешно функционирующую культурную индустрию.

Ключевые слова: арт-рынок, антиквариат, культурная индустрия, аукцион, культурологическая экспертиза

Egor A. Vybornov, Alla N. Yanykina ART MARKET AS CULTURAL INDUSTRY: HISTORICAL AND CULTURAL ANALYSIS

The article makes an attempt to analyze the condition of the European antique market in a historical retrospective and to outline the prospects of the art market in the modern socio-cultural space Russia. Revealing the background, the basic forms and methods, specific features of antique and auction trade, based on a systematic approach to the analysis of this phenomenon, the authors come to the conclusion that at the present time the art market can be presented as a successfully functioning cultural industry.

Key words: art market, antiques, cultural industry, auction, cultural expertise

Введение

Арт-рынок - это многогранное, сложное, социокультурное явление, которое имеет значительное влияние на художественную составляющую жизни любого общества. Товарное обращение произведений искусства давно стало объективной реальностью, влияющей как на творческие процессы, так и на развитие искусства и сформировалось как культурная индустрия.

Принято считать, что культурная индустрия - это целый промышленный аппарат по производству единообразных, стандартизированных новинок в сферах искусства, живописи, литературы, кино и др. Она не несет за собой ценностных ориентиров для человека, не направлена на духовное обогащение и просвещение, являясь, по сути, развлекательным бизнесом. [2] Совершенно иное значение приобретает такой сектор культурной индустрии как рынок антиквариата. Представляя собой один из малоисследованных социокультурных феноменов в культурной индустрии, рынок антиквариата своим появлением и развитием способствует возникновению в обществе повышенного интереса к истории, традициям народной культуры той или иной страны.

Помимо культурной составляющей предметы антиквариата в странах с развитой экономикой давно рассматриваются не просто

как ценные вещи с историей, но и как ликвидные финансовые инструменты. Для коллекционеров представилась реальная возможность обеспечить себя в финансовом плане за счет инвестирования сбережений в антиквариат. Такие вложения являются достаточно надежными и выгодными, ввиду того, что цены на антиквариат постоянно растут и в среднем поднимаются не менее чем на 20% в год, что превышает рост стоимости ценных бумаг - акций. Не снижающийся спрос и ликвидность на предметы антиквариата защищают средства коллекционеров от финансовых рисков во времена экономической нестабильности.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации «все предметы, произведенные более 100 лет назад, подпадают под определение - антиквариат и запрещены к вывозу из страны» [1]. Однако в разных странах временные критерии по отношению к предметам антиквариата могут значительно отличаться: например, в США антикварный предмет должен был быть изготовлен до 1830 года, в Канаде - до 1847 года, в Великобритании ему должно быть не менее 100 лет [6].

Под антикварными понимаются «предметы, обладающие такими формальными характеристиками: старости, обретаемой благодаря времени (физическому или историческо-

му), прошедшему с момента производства, художественной ценности и редкости», следовательно, «антиквариат» - это временное понятие [4, с.62]. Антикварными следует считать предметы, представляющие мастерство автора, создавшего их, определенный стиль, которому они соответствуют, эпоху, в которую они были созданы. Это могут быть редкие вещи, являющиеся произведениями искусств, либо связанные с той или иной исторической личностью, антикварные предметы интерьера, быта, мебель, часы или посуда. Ещё один признак антиквариата, независящий от целей его применения, - редкость и неповторимость. Также для антикварного предмета важна материальная и художественная ценность. В настоящее время современные коллекционеры чаще рассматривают предметы антиквариата как объект инвестирования, и мало кто акцентирует внимание на эстетической стороне антикварного дела [4, с.62].

Изучение исторического развития и процесса становления европейских антикварных рынков помогло бы существенно расширить представление об истории развития западноевропейской культуры и систематизировать информацию о данном культурно-историческом феномене применительно к российскому рынку антиквариата. Культурологическая экспертиза рынка антиквариата поможет обозначить не только стратегии инвестирования в произведения искусства в России, благодаря чему они становятся «реальным» капиталом и эффективным инвестиционным инструментом, но и приблизиться к осмыслению сущности этого сложного, многогранного социокультурного феномена.

Материалы и методы исследования

В процессе культурологического анализа в работе применялись историко-культурный подход и компаративный метод, позволяющие комплексно проанализировать историю становления и специфику развития, функционирования антикварных рынков в Европе с последующей экспликацией на российский арт-рынок. Учитывая особенности российского арт-рынка, при проведении культурологической экспертизы авторы основывались на междисциплинарном и системном подходах.

Литературный обзор

В настоящее время в научной литературе проанализированы лишь отдельные аспекты арт-рынка в России как культурной индустрии. Например, такие авторы, как И. Ю. Жилина, Л. А. Белорус, Т. В. Муковина, Н. А. Сушко

рассматривали развитие рынка антиквариата в России как важную составляющую креативной экономики, подробно описали историю возникновения и развития рынка антиквариата в России и мире. Л.А. Жилина в своей работе «Арт-рынок как сектор креативной экономики» представила искусствоведческий анализ антиквариата. Рассматривая особенности функционирования современного арт-рынка, ценообразования на произведения искусства, сравнительную характеристику инвестирования в картины различных художников, Жилина Л.А. проводила сравнение инвестирования в произведения искусства с инвестированием в золото. [5] Л.А. Белорус, Т.В. Муковина, Н.А. Сушко исследовали историю возникновения и развития антиквариата в разных странах и культурах, критерии отнесения предметов к антиквариату, методы определения их подлинности, возраста, принадлежности к определенной эпохе или автору, художественную, историческую, культурную и материальную ценность антикварных предметов, влияние цифровых технологий на антикварный рынок и сохранение культурного наследия [3].

Учитывая, что рынок антиквариата представляет особую сферу культурных, экономических и социальных взаимоотношений в мире искусства, влияющих, а часто и определяющих динамику историко-художественного процесса, актуализируется необходимость культурологической экспертизы данного культурного феномена.

Результаты

Проведенный контент-анализ основных публикаций по истории антикварной и книжной торговли помог выявить характерные особенности становления и развития арт-рынка в Европе и России в исторической ретроспективе, что позволило обозначить расстановку сил на современном арт-рынке. Мировой арт-рынок в последние годы вступил в фазу стагнации. За последние десять лет рост продаж на арт-рынке составил всего 9%, то есть объем продаж произведений искусства в реальном исчислении снизился (учитывая инфляцию). Ведущие игроки на арт-рынке -США, Великобритания и Китай - по состоянию на 2019 год вместе контролируют 82% от общей стоимости глобального рынка искусств. [11]

При этом сохраняется тенденция бурного развития онлайн-сегмента рынка предметов искусства и антиквариата, особенно на фоне пандемии коронавируса, когда многие и ху-

дожники, и арт-дилеры, и аукционные дома были вынуждены перейти в онлайн-формат. Ожидается, что в дальнейшем значение он-лайн-сегмента арт-рынка будет возрастать.

В результате исследования выявлено, что в Европе и США 80-85% годового оборота предметов антиквариата приходится на аукционные дома, а 15-20% - на аукционные магазины и «блошиные рынки». В странах Азии, а именно в Китае, при среднем годовом обороте 4,4 млрд. долл. на аукционные дома приходится 76,5% от всего оборота китайского искусства, оставшиеся 23,5%, в свою очередь, приходятся на антикварные лавки, салоны и интернет-магазины. [12]

Культурологический анализ показал, что важнейшими задачами для экспертов на арт-рынке антиквариата как культурной индустрии являются: определение количественных и качественных изменений в составе ассортимента рынка антикварных предметов; эффективность применяемых форм и методов продажи, социальный состав потребителей; развитие сложно структурированной системы профессиональных объединений продавцов предметов антиквариата разных уровней; наличие специализированных объединений экспертов.

Обсуждение

Арт-рынок, где можно было не только созерцать, но и приобретать огромное количество красивых, необычных, диковинных вещей имеет давнюю историческую традицию. Торговля предметами искусства процветала уже в древнем Египте, на рынках которого осуществлялась продажа посуды из драгоценных металлов, ювелирных украшений, различной диковинной утвари, привезённой из далеких стран. В Древней Греции существовали свои ярмарки искусства, которые были известны с ¡Увека до н. э. В портах Оливии и Прея особым спросом и популярностью пользовались бронзовые изделия и вазы. Начиная с эпохи эллинизма (323-30 гг. до н.э.), произведения искусства стали рассматриваться уже и с эстетической точки зрения. Центром эллинистического рынка искусства считался Сикион, который удерживал свои лидирующие позиции на рынке антиквариата вплоть до 57 года до н.э.

На Апеннинский полуостров огромный приток произведений искусства начался с момента расширения границ Римской империи. На подчиненных территориях римляне иногда покупали, но, в основном, грабили владельцев понравившихся вещей. В Рим по-

бедители привозили из покоренных земель мебель, декорированную бронзой, статуи, вазы, изделия из серебра, золота, созданные греческими и восточными мастерами. Торговцы умело зарабатывали целые состояния на заманчивой привлекательности своего товара, не гнушаясь подделками и различного рода фальсификациями. Аукционы, на которых продавались произведения искусства, вели специальные люди, называемые аукционерами. Вплоть до настоящего времени известным центром торговли картинами, книгами и древностями является один из районов Рима, расположенный рядом с Villa Publica.

Английский термин «аукцион» «auction» происходит от латинского слова «auctus» (увеличивать), что указывает на правила проведения традиционного аукциона с увеличением цены. После падения Римской империи и практически до XV века аукционы не проводятся, и вновь возвращаются они одновременно с европейским художественным рынком.

Термин «антиквариат» тоже имеет латинское происхождение, в Древнем Риме он имел значение как старинный, редкий, прошлых времён. Со временем людей, знающих старину, переписчиков и реставраторов древних рукописей стали называть антиквариусами

[7].

В Средние века собирательством произведений искусства и различных древностей главным образом занималась церковь, свой вклад внесли и европейские монархии, выступавшие в роли хранителей предметов старины и искусства. Начиная с XIV века, в Италии вновь возрастает увлечение античными древними текстами. Антикварами в эту эпоху называли интеллектуалов - гуманистов, переписчиков книг, а также торговцев старинными книгами.

Общество в эпоху Ренессанса было ориентировано на античные традиции - прошлое становится важнейшим источником легитимности, как в политической, так и в культурной жизни. Антикварами называли собирателей и торговцев старинными вещами, ученых-археологов, разыскивающих и изучающих предметы старины. В Европе, до Ренессанса, доминирующим было религиозное искусство, а светское искусство существовало в виде малочисленных артефактов. Арт-рынок или рынок искусства в его современном понимании зародился в эпоху Возрождения. Художники сами выступали в качестве дилеров и были

ответственны за продвижение своих работ. Труды таких антикваров, как Конрад Геснер и Флавио Бьондо, составивших всеобъемлющий свод знаний гуманистического направления о мире и истории, дали толчок развития нумизматике, археологии, а также трактовали вопросы первостепенного культурного значения. Антиквары, обладатели древних текстов и почерпнутых из них знаний, могли доказать право на престол в эпоху становления первых национальных государств.

Нельзя не упомянуть Лоренцо Медичи (Великолепного), флорентийского правителя ре-нессансной Италии, с его коллекцией сокровищ, а наряду с ним - французские и бургундские дворянские семейства, также видевшие в покровительстве искусству свой политический долг. К меценатам и собирателям можно отнести Рене Анжуйского, герцога Орлеанского и других представителей знатных семей, понимавших, что покровительство выдающимся мастерам, как и собирательство «редкостей» значимо для их положения не меньше, чем военные заслуги [9]. Появилась мода на коллекционирование. Представители высших слоёв общества стали коллекционировать картины, оружие, ювелирные украшения, предметы роскоши и искусства прошлых столетий.

Уже в ХУ1-ом столетии в таких крупных центрах, как Рим и Флоренция, а позже - Амстердам и Антверпен, с развитием галерейно-го дела, на рынках данных городов появляются профессиональные продавцы антиквариата. Это были уже не только представители высшего общества. Искусство становится частью экономики, предметы искусства рассматриваются как товар, доступный более широкому кругу покупателей. К 1540 году в Антверпене формируется рынок торговли картинами «^сЫЫегерап^» работающий на постоянной основе круглый год, некое подобие «ярмарки современного искусства», что послужило толчком для развития подобных рынков и их арт-дилеров. Череда буржуазно-демократических революций породила новый капиталистический уклад, способствовавший развитию арт-рынка как культурной индустрии. В Голландии, ставшей первой в Европе буржуазной республикой, в XVII в. появляется вполне сложившийся арт-рынок, в процессе становления которого по-новому развиваются отношения художника и заказчика. Во все предыдущие эпохи, взаимосвязь художника-автора и потребителя-заказчика может быть представлена как система заказов, и длитель-

ный период только церковь оставалась главным заказчиком предметов искусства художникам Италии, Франции, Германии, Англии. В XVII в. государство и церковь утратили роль главного заказчика, появляются частные покупатели и формируется активно функционирующий рынок искусства и антиквариата. Благодаря революции возникает новый средний класс, у которого появляются время и возможности для собирательства предметов искусства, что ранее было доступно только очень богатым людям. Это привело к «бурному развитию» рынка искусства и роскоши. Торговля осуществляется уже через посредников (дилеров и аукционистов), которые стали доминировать на рынке начиная с XVIIвека. Эпоха глобальных экспансий привела к возрождению аукционной торговли в самых крупных европейских городах - Амстердаме, Брюсселе, Лондоне и Париже. В XVII веке в Голландии и Великобритании у правителей появилась традиция устраивать «Кабинеты редких вещей».

Во второй половине XVIII века аукционы стали распространяться по всем регионам и различным отраслям европейского рынка. Нужно отметить, что цены на товары в разных регионах существенно различались, из-за транспортных издержек и связанных с ними рисков аукционной торговли. Аукционисты владели самой свежей информацией и доносили её непосредственно до художников, о том, что более всего востребовано на рынке: что и где пользуется в данный момент спросом, какой сюжет хотел бы видеть заказчик. Такие Фонды как English (1600) и Dutch East India Companies (1602) уже в те времена имели солидный оборот от торговли между Азией и Европой.

Париж считался лидером европейской художественной жизни. Во Франции на протяжении всей истории развития арт-рынка государством была строго регламентирована антикварная и книжная торговля, что определило расположение предприятий, осуществляющих торговлю антикварными книгами. Аукционная продажа старинных книг получила во Франции своё особое развитие. [8] Уже с 1552 г. существовала государственная монополия на проведение публичных торгов. Король Генрих II определил обязанности продавцов и официальных оценщиков на публичных торгах, сначала они назывались «мэтр-призер-вендор», позднее их стали называть «юиссье», «комиссар-призеры». С того же времени было запрещено проведение

аукционов иностранным компаниям на территории Франции и это правило соблюдалось вплоть до 2000г.

В Европе ХУ111в. Париж и Рим считаются двумя основными центрами антикварной торговли. Именно столице Франции мы обязаны появлением такого понятия как салон. С 1699 г. все французские салоны имели каталоги и были строго документированы. Французы ввели правило: «выставка без каталога -это не выставка». И сегодня можно, взяв старинный каталог, посмотреть какие именно картины экспонировались в парижском салоне.

Антикварная торговля постоянно развивалась, появлялись незначительные новшества и изменения на протяжении всей истории, но, по своей сути, она оставалась очень консервативной. Все, что сейчас существует в ней, повторяет практику, созданную в период XVIII-XIX вв.

С приходом национал-социалистов во главе с Гитлером к власти, Германия стала одним из лидеров по спросу на предметы искусства и старины. Геноцид иудейского населения, превратившегося в трагедию холокоста, предоставил нацистам возможность наполнить арт-рынок произведениями искусства и антиквариата из еврейских собраний. На деятельность рынка антиквариата повлияли и Великая депрессия в США, и Вторая мировая война. Последствия таких глобальных потрясений для мирового арт-рынка актуальны даже в наши дни.

К последней трети ХХ века на мировом арт-рынке появились новые игроки: юго-восточная Азия и арабский регион. Начало ХХ! века показало, что глобальный арт-рынок почти на треть стал китайским, но нельзя не убирать со счетов и русский феномен начала нулевых годов. Небывалый спрос на русских мастеров у наших соотечественников спровоцировал частичную ориентацию старых аукционных домов на Россию, а в Великобритании открылся новый аукционный дом МакДу-галс, специализирующийся на русском и советском изобразительном искусстве. Для того чтобы составить полную картину представления о «русском» аукционном арт-бизнесе, необходимо изучить опыт остального мира.

В культурологическом аспекте феномен арт-рынка может быть раскрыт как сфера культурного и социального опыта, как система идей, формирующих экономическую и художественную культуру личности и общества, как «рынок символических ценностей». Ис-

следовательская ориентация на раскрытие культурной значимости и ценности продуктов деятельности человека означает, что любое явление, предмет, событие или произведение может стать объектом культурологической экспертизы, а, значит, исследовательское пространство культурологической экспертизы охватывает весь мир культуры, все ее проявления. Таким образом, культурологическую экспертизу следует рассматривать как специфическую разновидность исследования, имеющего своей целью аксиологическое и атрибутивное установление фактических данных относительно различных предметов, произведений искусства, событий и явлений культуры.

Сегодня важной тенденцией рынка предметов искусства и антиквариата является его цифровизация. Виртуальная же реальность (VR) стала популярной среди частных коллекционеров, предоставляя шанс устраивать выставки и презентации коллекций без перемещения самих экспонатов [5]. В целом объем онлайн-сегмента рынка предметов искусства и антиквариата в 2019 году составил 5,9 млрд долл., что равнялось 9% от общего объема арт-рынка. Стоит также отметить, что этот сегмент неуклонно рос последние 7 лет, однако в 2019 г. продажи на нем сократились на 2% [5].

Особо актуальным онлайн-сегмент арт-рынка стал в период пандемии Covid-19. Доля онлайн-продаж среди общего объема продаж искусства за первые шесть месяцев 2020 года выросла более, чем в три раза: с 10% в первом полугодии 2019г. до 37 % во второй половине 2020 г. Примечательно, что в 2019 г. крупнейшие галереи имели самую низкую долю онлайн-сделок с искусством среди остальных галерей, а в 2020 г. показали самый быстрый рост интернет-продаж 7 % до 38 %) [5].

При рассмотрении структуры рынка антиквариата в России можно констатировать, что основной процент продаж (85-90 %) приходится на антикварные лавки и магазины, остальная купля-продажа антиквариата осуществляется через аукционные дома. Такая ситуация противоположна опыту Европы и Азии, что может свидетельствовать о недостаточном государственном регулировании и поддержке антикварного дела в России. Причиной неравномерности развития рынка антиквариата в России эксперты называют отсутствие структурированности ассортимента магазинов и предлагают перенять опыт Ки-

тая по части специализации магазинов на ной индустрии, существующие расхождения в конкретном виде антиквариата [3]. законодательстве разных стран по отноше-

Заключение нию к предметам антиквариата, оценены

Мировой рынок предметов искусства и ан- уровень спроса и факторы, определяющие его тиквариата развивается вопреки, а может, от- динамику, такие, например, как мода и геочасти, и благодаря мировым экономическим графическое положение.

кризисам, и, на настоящий момент, сохране- В последнее время к собирательству пред-ние и распределение культурных ценностей, метов старины, книг и антиквариату в раз-безусловно, отражает экономический харак- личных его категориях уделяется всё больше тер. Исследуя европейский и российский ан- внимания. Исследование процесса «взаимо-тикварные рынки, их структуру, агентов, спо- проникновения» антикварных рынков раз-собы взаимодействия между собой, а также ных стран, соответственно изучение особен-трансформации и метаморфозы, связанные со ностей антикварной торговли, мировой прак-становлением рынков антиквариата в разных тики, отдельных государств, вопросов орга-европейских странах, были определены об- низации антикварного бизнеса становится щие тенденции в развитии данной культур- необходимым.

Литература:

1. Федеральный закон от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и Указ Президента РФ от 30.05.1994 N 1108.

2. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения.-М.; Спб.: Медиум: «Ювента». - 1997.- 312 с.

3. Белорус Л.А., Муковина Т.В., Сушко Н.А. Рынок антиквариата, его ормирование и развитие в России // Вестник Керченского государственного морского технологического университета.- 2022.- № 3.- С. 190203.

4. Голофаст В. Б. Люди и вещи // Социологический журнал.- 2000.- Том 1.- С. 58-65.

5. Жилина. И.Ю. Арт-рынок как сектор креативной экономики// Экономические и социальные проблемы России.- 2022.- № 4.- С. 30-60.

6. Попкова К.Е. Мировой рынок предметов искусства: специфика, структура, динамика // Международный студенческий научный вестник.- 2015.- № 4 (ч. 3).- С. 426-429.

7. Тараканова О.Л. Антикварная книга.- М.: Издательство МГАП «Мир книги», 1996.- 258 с.

8. Тараканова О.Л. Из истории антикварных аукционов в Европе и Америке // Материалы 42-й науч.-техн. конф. профессорско-препод. состава, аспирантов и науч. сотрудников МГУП. - 2002. - С. 239-242.

9. Маллаалью Х. Антиквариат.- М.: «Белый город». - 2007.- 640 с.

10. Beijing Poly international Auction Co., Ltd. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.polypm.com.cn/news/19 (дата обращения: 18.02.2023).

11. Яковлева Н.В. Арт-ярмарка TEFAF как отражение тенденций развития мирового арт-рынка // Вестник РУДН. Серия «Экономика».- 2014. № 2.- С. 81-90.

Referenses:

1. Federal'ny'j zakon ot 15 aprelya 1993 goda № 4804-1 «O vy'voze i vvoze kul'turny'x cennostej» i Ukaz Prezidenta RF ot 30.05.1994 N 1108.

2. Adorno T., Xorkxajmer M. Dialektika prosveshheniya.-M.; Spb.: Medium: «Yuventa». - 1997.- 312 s.

3. Belorus L.A., Mukovina T.V., Sushko N.A. Ry'nok antikvariata, ego formirovanie i razvitie v Rossii // Vestnik Kerchenskogo gosudarstvennogo morskogo texnologicheskogo universiteta.- 2022.- № 3.- S. 190-203.

4. Golofast V. B. Lyudi i veshhi // Sociologicheskij zhurnal.- 2000.- Tom 1.- S. 58-65.

5. Zhilina. I.Yu. Art-ry'nok kak sektor kreativnoj e'konomiki// E'konomicheskie i social'ny'e problemy' Ros-sii.- 2022.- № 4.- S. 30-60.

6. Popkova K.E. Mirovoj ry'nok predmetov iskusstva: specifika, struktura, dinamika // Mezhdunarodny'j stu-dencheskij nauchny'j vestnik.- 2015.- № 4 (ch. 3).- S. 426-429.

7. Tarakanova O.L. Antikvarnaya kniga.- M.: Izdatel'stvo MGAP «Mir knigi», 1996.- 258 s.

8. Tarakanova O.L. Iz istorii antikvarny'x aukcionov v Evrope i Amerike // Materialy' 42-j nauch.-texn. konf. professorsko-prepod. sostava, aspirantov i nauch. sotrudnikov MGUP. - 2002. - S. 239-242.

9. Mallaal'yu X. Antikvariat.- M.: «Bely'j gorod». - 2007.- 640 s.

10. Beijing Poly international Auction Co., Ltd. [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://en.polypm.com.cn/news/19 (data obrashheniya: 18.02.2023).

11. Yakovleva N.V. Art-yarmarka TEFAF kak otrazhenie tendencij razvitiya mirovogo art-ry'nka // Vestnik RUDN. Seriya «E'konomika».- 2014. № 2.- S. 81-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.