Научная статья на тему 'Арт-проект «Образ мысли. 2012» (Одесса, 5 октября — 5 ноября 2012 года)'

Арт-проект «Образ мысли. 2012» (Одесса, 5 октября — 5 ноября 2012 года) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арт-проект «Образ мысли. 2012» (Одесса, 5 октября — 5 ноября 2012 года)»

ЛАБИРИНТ. ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ №1, 2013

СОБЫТИЯ, ХРОНИКА

АРТ-ПРОЕКТ «ОБРАЗ МЫСЛИ. 2012»

(ОДЕССА, 5 ОКТЯБРЯ - 5 НОЯБРЯ 2012 ГОДА)

С 5 октября по 5 ноября 2012 года в Одессе проходил арт-проект «Образ мысли. 2012», созданный при участии разнообразных институций города (Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова, Всеукраинский центр болгарской культуры, Одесский музей западного и восточного искусства, Одесская областная организация Национального союза художников Украины). Основой развернувшегося в проекте диалога стала, прежде всего, объемная выставка (из 90 работ) талантливого фотохудожника Феликсы Ковальчик, кандидата физ.-мат. наук, доцента ОНУ имени И. И. Мечникова.

Экспозиция под названием «Взаимодействую» лаконично акцентировала кредо художницы — перформативность, действенность со стороны авторского взгляда и стремление к сосуществованию, со-бытию с миром, окружающим и угадываемым, приоткрывающимся и таящимся. И вопреки статичности материала и инструмента — единичной фотографии, в которой Ковальчик представляет плоды своего творчества, в них ощущается динамизм, движение художника и мира навстречу друг другу, их Встреча.

Работы, собранные в циклы «Куяльник», «Г ородские призраки», «Памяти О. Соколова», «Модифицированные и многофункциональные» и др., представляли разные векторы этого многомерного вхождения фотографа в мир предметов, как в движущейся кинопленке начинающих оживать, выходить из статики снимка и наполняться собственным бытием.

Острота и оригинальность видения мастера отмечалась профессионалами — философами и культурологами (И. Голубович, Л. Можегова, В. Багацкий, Т. Уварова), арткритиками и журналистами (С.Айдинян (Москва), Т. Арсеньева, Г. Маркелова), художниками и фотографами (С. Гевелюк, Л. Беляева, Н. Андрущенко, С. Кириченко, К. Зарицкий, Л. Демьянишина), представителями музеев (Одесский музей личных коллекций имени А. В. Блещунова, Симферопольский художественный музей). Выставку смотрели и активно обсуждали - «взаимодействуя» с автором — студенты философского, математического, физического, биологического факультетов Одесского национального университета, а также художественных вузов и средних учебных заведений города.

На трех публичных обсуждениях выставки — открытии и двух круглых столах — взаимодействие фотохудожника, ее работ со зрителями носило живой непосредственный

характер, с дискуссиями, искренним восхищением и глубоким продумыванием увиденного, но также и с несогласием, разгоревшимися спорами, актуализирующими «вечные вопросы» искусства. Что может художник изображать? Почему он это делает? Для чего это нужно зрителю? В ходе дискуссий была намечена даже социально-прагматическая траектория возможного экспонирования выставки, по крайней мере, желательности представления некоторых ее частей в городской Думе, на открытых широкой публике общественных площадках.

Выразительность, неожиданность, острое чувство времени и временности происходящего, изысканный эстетизм, смелость и искренность, ирония, экзистенциальное напряжение и трагичность — качества, характерные стилю мастера, и работам этой выставки в частности.

Как куратор проекта я была воодушевлена заметным вниманием и заинтересованностью, которые проявилась в восприятии выставки, особенно молодежью. Благодаря встречам-обсуждениям, проект дал студентам возможность постепенного погружения в пространство, созданное художником: сначала молча и притихнув от встречи с Искусством, затем обговаривая на круглых столах и в форме личных эссе мысли, которые родились как непосредственная реакция на работы Ф.Ковальчик или в связи с ними, как обобщения о природе и назначении художественной фотографии.

Темы города, природы, экологии, искусства, вплетенного в эту проблематику и рождающегося из нее, были одной из содержательных составляющих проекта.

«Куяльник» — одна из серий, вызвавших бурные обсуждения. Ковальчик показала Куяльницкий лиман как место непередаваемой словами красоты и в то же время уничтожаемой варварским отношением современного общества, прежде всего, государственных структур, безразличных и безучастных к этой экологической трагедии.

Ф. Ковальчик (Одесса). Зеленый портал

Ф. Ковальчик (Одесса). Око Куяльника

Полуразрушенные дома, разъедаемые солью моря траверсы: Ковальчик — поэт исчезающей красоты Одессы. В ее работах нет назидательности или какой-либо идеологичности... Она наблюдает и, «взаимодействуя» с миром, изображает его, чаще всего невидимые поверхностному взгляду, черты. И тогда он оживает («.его наполнил шум и звон..»), на предметах проступают лики — неповторимо индивидуальные, страдающие, искаженные гримасами боли и горя, задумчивые, усмехающиеся. А на фоне этих обретенных ликов окружающего мира особенно разительной становится манекенная обезличенность современного города и его обитателей. Вещи становятся более живыми и подлинными. В вещи просыпается душа, разбуженная взглядом художника, а в человеке массовой культуры она застывает и стирается в отполированный блеск манекенных болванок.

Запоминающимися контрапунктными включениями в проект стали демонстрации работ двух других одесских художников — живописи Ларисы Беляевой и медийно представленных фотосерий Сергея Кириченко (оба члены Национального союза художников Украины). Контрасты (в техниках и способах создания работ, в тематике и стилистике), но и сближения (эстетизм, выразительная лаконичность) между авторами создали необычное полифоническое звучание проекта, позволившее ярче ощутить своеобразие реплик каждого из участников этого творческого диалога.

Абстрактные полотна тонкого графика и живописца Л. Беляевой, выполненные почти в гризайлевой технике, оттеняли цветовое богатство фотографий Ф. Ковальчик, давая почувствовать красоту разных форм, их соединений и сопоставлений. Перед зрителем разворачивалась, говоря цветаевским стихом:

«.игра и мука,

Натянутая тетива

Тугого лука».

С. Кириченко (Одесса) Из серии Мондриан

Л. Беляева (Ильичёвск). Две птицы. Холст, акрил 60х80

Фотографии С. Кириченко, представленные в контексте обсуждений второго круглого стола, создавали мерную, отчасти медитативную, эстетику серии, вступая в резонанс с экспрессивностью «фотокриков и шепотов» Ф. Ковальчик. В выбранных для проекта циклах С. Кириченко — море, побережье, в единственном случае стена дома, однако снятая таким образом, что гораздо больше напоминала геометрическую изысканность пропорций на картинах П. Мондриана, нежели привычные реалии городских зданий. Серии С. Кириченко — «Листья», «Медузы», «Море» — просветленны и легки, как поступь дзен-ского монаха. Некоторым из зрителей именно они оказались особенно созвучны, создавая состояние едва различимого покачивания на волнах эстетского созерцания.

Искусство, как известно, пространство свободного воображения, способное не только улавливать появляющееся на свет, но и прогнозировать несуществующее. Среди прочего, ценность проекта, несомненно, заключалась в возможности увидеть город, море, мир вокруг неординарным, обостренным взглядом Художника и ощутить их пульсации его неравнодушным сердцем.

В. В. Савченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.