Научная статья на тему 'Арт-практики массовой культуры: функционализм, минимализм, сетевые коммуникации'

Арт-практики массовой культуры: функционализм, минимализм, сетевые коммуникации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
523
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ / FUNCTION / ФИКЦИЯ / FICTION / ИГРА / GAME / ДИЗАЙН / DESIGN / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ТЕЛЕСНОСТЬ / PHYSICALITY / КОМФОРТ / COMFORT / ЯЗЫК / LANGUAGE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ермоленко Галина Алексеевна., Кожевников Сергей Борисович.

В статье дана оценка основным тенденциям развития массовой культуры: от феномена функционализма к современным арт-практикам, сформировавшим тезаурус эстетики минимализма. Рассматриваются также сетевые формы эстетической презентации арт-объектов. Проводится анализ семантики потребления и «визуального эффекта», возникающего в ситуации символического «присвоения вещи». Визуализация сводится к акту конструирования формы предмета, обеспечивающему его привлекательность для потенциального потребителя. В связи с этим рассматриваются стратегии производства рекламного продукта, при которых происходит инверсия потребительского качества товара в ситуацию ожидания чуда, что актуализирует мифогенную составляющую проектной деятельности в рекламном бизнесе. В статье также обсуждаются вопросы формирования функционализма в качестве стратегической линии осуществления проектной деятельности человека в современном мире. Особое внимание уделяется визуальным аспектам культурной коммуникации, так как именно они определяют собой практику кодирования эстетической информации, которая наиболее репрезентативно выражает оттенки самочувствия человека в культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART PRACTICE OF MASS CULTURE: FUNCTIONALISM, MINIMALISM, NETWORK COMMUNICATIONS

In article the estimation of the basic tendencies of development of mass culture: the phenomenon of functionalism to contemporary art practices that shaped the thesaurus aesthetics of minimalism. Also examines network forms of aesthetic presentation of art objects. The analysis of the semantics of consumption and «visual effect» that occurs in a situation symbolic appropriation of things. «Visualization» is reduced to the act of constructing the form of the object, providing its attractiveness to potential consumers. In this regard, considered strategy of production of advertising a product where there is an inversion of consumer qualities of goods in a situation of waiting for a miracle, which in turn updates mythogenic component of the project activities in the advertising business. The article also discusses the issues of formation of functionalism as a strategic line of the project activity the person in the modern world. Special attention is paid to the visual aspects of cultural communication, because they set a coding practice aesthetic information that is in turn the most representative expresses shades of being in the culture.

Текст научной работы на тему «Арт-практики массовой культуры: функционализм, минимализм, сетевые коммуникации»

^ Теория и история культуры 1

3. Nazarbaev N. A. Evraziiskii Soiuz: ot idei k istorii budushchego [Eurasian Union: from the idea to the history of the future]. Izvestiia [News], 2011, October 25.

4. Perova M. Evraziistvo Nazarbaeva [Nazarbayev's eurasianism]. Kazakhstan i evraziiskaia integratsiia [Kazakhstan and Eurasian integration]. Available at: http://www.mesoeurasia.org/archives/3631

5. Putin V. V. Novyi integratsionnyi proekt dlia Evrazii — budushchee, kotoroe rozhdaetsia segodnia [New integration project for Eurasia — a future that is being born today]. Izvestiia [News], 2011, October 3.

6. Sovmestnoe zaiavlenie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii i Prezidenta Respubliki Kazakhstan [Joint statement of the President of the Russian Federation and the President of the Republic of Kazakhstan]. Available at: http://www.kremlin.ru/ref_notes/1323

А РТ-ПРАКТИКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ФУНКЦИОНАЛИЗМ, МИНИМАЛИЗМ, СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

УДК 130.2

Г. А. Ермоленко, С. Б. Кожевников

Кубанский государственный университет (г. Краснодар)

В статье дана оценка основным тенденциям развития массовой культуры: от феномена функционализма к современным арт-практикам, сформировавшим тезаурус эстетики минимализма. Рассматриваются также сетевые формы эстетической презентации арт-объектов. Проводится анализ семантики потребления и «визуального эффекта», возникающего в ситуации символического «присвоения вещи». Визуализация сводится к акту конструирования формы предмета, обеспечивающему его привлекательность для потенциального потребителя. В связи с этим рассматриваются стратегии производства рекламного продукта, при которых происходит инверсия потребительского качества товара в ситуацию ожидания чуда, что актуализирует мифогенную составляющую проектной деятельности в рекламном бизнесе. В статье также обсуждаются вопросы формирования функционализма в качестве стратегической линии осуществления проектной деятельности человека в современном мире. Особое внимание уделяется визуальным аспектам культурной коммуникации, так как именно они определяют собой практику кодирования эстетической информации, которая наиболее репрезентативно выражает оттенки самочувствия человека в культуре.

Ключевые слова: функция, фикция, игра, дизайн, экология, телесность, комфорт, язык.

ЕРМОЛЕНКО ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА — доктор философских наук, профессор кафедры философии Кубанского государственного университета (г. Краснодар)

ERMOLENKO GALINA ALEKSEEVNA — Full Doctor of Philosophy, Professor of Department of philosophy, Kuban State University (KubSU), Krasnodar

КОЖЕВНИКОВ СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ — доктор философских наук, профессор кафедры философии Кубанского государственного университета (г. Краснодар)

KOZHEVNIKOV SERGEY BORISOVICH — Full Doctor of Philosophy, Professor of Department of philosophy, Kuban State University (KubSU), Krasnodar

e-mail: konzepter@yandex.ru © Ермоленко Г. А., Кожевников С. Б., 2014

S. B. Kozhevnikov, G. A. Ermolenko

Kuban State University (KubSU), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Stavropol'skaya str., 149, Krasnodar, Russian Federation, 350040

ART PRACTICE OF MASS CULTURE: FUNCTIONALISM, MINIMALISM, NETWORK COMMUNICATIONS

In article the estimation of the basic tendencies of development of mass culture: the phenomenon of functionalism to contemporary art practices that shaped the thesaurus aesthetics of minimalism. Also examines network forms of aesthetic presentation of art objects. The analysis of the semantics of consumption and «visual effect» that occurs in a situation symbolic appropriation of things. «Visualization» is reduced to the act of constructing the form of the object, providing its attractiveness to potential consumers. In this regard, considered strategy of production of advertising a product where there is an inversion of consumer qualities of goods in a situation of waiting for a miracle, which in turn updates mythogenic component of the project activities in the advertising business. The article also discusses the issues of formation of functionalism as a strategic line of the project activity the person in the modern world. Special attention is paid to the visual aspects of cultural communication, because they set a coding practice aesthetic information that is in turn the most representative expresses shades of being in the culture.

Keywords: function, fiction, game, design, ecology, physicality, comfort, language.

Повсеместное проникновение в общественную жизнь средств массовой коммуникации потребовало формирования тезауруса языка информационной культуры и новых концепций субъекта и природы креативности. Современные эстетические стратегии формируются в контексте дискуссий о социальной природе средств репрезентации человеческого опыта в ментальных практиках, соответствующих сетевой организации массовых коммуникаций, а также в свете ряда проблем, вызванных дегуманизацией, де-персонификацией коммуникативного пространства, транслируемого анонимными агентами социальных сетей.

Симптоматика современных социальных процессов отражает основные тенденции, свойственные современным западным обществам с их обострённым интересом к эксклюзивным, индивидуальным формам саморепрезентации человека дигитальны-ми эстетическими средствами. Вместе с тем тенденция виртуализации деятельности ведёт к отчуждению человека в мистифицированных формах социального опыта, таких как телевидение, Интернет, моделирование имиджа, культ «звёзд», политические шоу, ставших необходимым условием менталь-

ной жизни человека в виде своеобразной «мифологии современности».

Сегодня происходит осмысление нового социального опыта, возникшего в результате переструктурирования системы ценностей, основанных на экономической мотивации субъекта, в пользу гибких поведенческих стратегий, актуализирующих креативный потенциал человека, его способность к быстрой смене видов деятельности и сфер приложения своих социальных навыков. Стремление создать условия для конструирования новой эстетической реальности и преодоления косности художественной традиции с её неизменными принципами отображения действительности средствами искусства первоначально характеризовало модернистское искусство. На ранних этапах его развития это стремление было характерно, в частности, для кубизма, сложившегося под влиянием идеологии орфизма, в особенности в плане интереса к абстрактным формам, разрушающим привычные образы предметного мира. Каждый этап в развитии эстетики модернизма выполнял свою важную часть работы по эстетической реконструкции реальности. Футуризм, например, разрабатывал теорию единовременно-

го движения, захватывающего все аспекты предмета и представляющего в актуальной художественной форме всю совокупность фаз становления его эстетических свойств. Эстетика дадаизма демонстрировала совокупность эстетических средств демонтажа традиционных представлений о значении художественного смысла в произведении искусства. Теория «дада» сыграла важную роль в становлении эстетической концепции «реди-мейд», позволяющей переинтерпретировать в эстетических целях утилитарные функции предметов повседневного обихода. Эта теоретическая программа внесла вклад в модернистскую эстетизацию реальности путём распространения эстетического начала на все аспекты жизни человека и в дальнейшем обозначила проблематичность статуса эстетического объекта, способствуя развитию соответствующего раздела философии искусства.

Своеобразным «эсперанто» искусства XX века стал сюрреализм. В нём были разработаны универсальные художественные коды, художественный язык, сделавшие «новое» искусство понятным для непосвящённых. Однако в этой «понятности» искусство столкнулось с опасностью омассовления, утраты его собственного художественного начала. Отчасти это относится и к творчеству С.Дали, ставшего своеобразной иконой массовой культуры XX века. В дальнейшем новаторство, превратившееся в самоцель искусства, ставшее принудительным, вовлекло искусство в систему социально-экономических отношений и способствовало его дальнейшей коммерциализации.

В рамках анализа феноменов массовой культуры эстетическая теория сосредоточилась на выявлении материально-вещественного субстрата символического производства и потребления, определяющей чертой которых выступает конструктивная активность человека по формированию и репрезентации своего непосредственного предметного окружения. «Вся совокупность значений, фигурирующих в жизнен-

ном мире, обладает свойством непосредственной достоверности и идентифицируется через их пластические качества. Иначе говоря, здесь всё является выразительным, вещным, материальным, в каком-то смысле даже брутальным» [5, с. 136]. Основу идеологии и практики проектной деятельности человека в культуре современности составляет функционализм, а совокупность средств по выражению промышленно-технической доминанты современной эстетической культуры разрабатывается в рамках теории дизайна.

Дизайн, понятый как принцип оформления жизненного пространства человека, становится разновидностью проектной деятельности в эпоху серийного производства товаров и услуг. «В этом ясном для потребителя мире есть место только полезным объектам. Поэтому смыслом в потребительской культуре наделяются "покорённые" и "побеждённые" феномены природы» [4, с. 33]. Наиболее показательным симптомом масштабной «дизайнизации» культуры является функционализм, ставший знаковым явлением в развитии креативных стратегий XX века и сформировавший в эстетике своеобразное «функционалистское видение», в свете которого складывается семантика потребления и «визуального эффекта», возникающего в ситуации символического «присвоения вещи». Суть подобной визуализации сводится к акту конструирования формы предмета, обеспечивающей его привлекательность для потенциального потребителя.

Технологии производства рекламного продукта предполагают эстетическую стратегию, при которой происходит инверсия потребительского качества товара в ситуацию ожидания чуда, что актуализирует ми-фогенную составляющую проектной деятельности в рекламном бизнесе.

При создании образов рекламы особое внимание уделяется визуальным аспектам культурной коммуникации, так как именно они определяют собой практику коди-

рования эстетической информации, которая наиболее репрезентативно выражает оттенки самочувствия человека в культуре. Специфическая роль в процессах идентификации культурного окружения принадлежит графическому дизайну: именно он конституирует предметы в их наиболее «чистых» антропоморфных проекциях, демонстративно дистанцируясь от коммерческих контекстов их дальнейшего использования. Графический дизайн скорее «дефинирует», эстетически «определяет» предмет, нежели прямо отсылает к той или иной утилитарной ситуации. В этом смысле он производит универсальные языки социальной коммуникации, в рамках которых осуществляется оценивающая деятельность субъекта: «Эстетическое исчисление всегда погружено в социальную логику» [2, с. 37].

Художественная идеология функционализма развивалась от концепций Баухауза (с его идеей подчинения красоты пользе) к новой пластической альтернативе, находящей выражение в художественных практиках минимализма. Если для функционализма характерны серийное производство вещей, образцом которого выступает идея конвейера Г. Форда, культ гигиены и демонстративная «честность» формы, то минимализм переносит акцент на лаконичность и прямоту способов выражения «допредика-тивного опыта» тела, представленного разного рода художественными практиками, призванными сформировать семиозис минималистского искусства, — боди-артом, перфомансом, хеппенингом.

Стремление к реализации минималистских эстетических стратегий вполне соответствует самоощущению современного человека. Актуализация интереса к минимализму является следствием пресыщения человека материальным изобилием техногенной цивилизации, её визуальными эффектами и бесплотностью вербальных коммуникаций. Напротив, минимализм открывает жизнь в её фактичности, изначаль-ности, физиологической достоверности,

актуализирует интерес к «довербальному» опыту осязания, обоняния и вкуса, вследствие чего достигается специфическое переживание комфорта как выражения единства телесности человека и «плоти мира» в данной точке пространства, в своеобразной экологической нише культуры. Минимализм оформляет опыт присутствия человека в осязаемо-чувственном измерении мира, где он предстаёт не рационально мыслящим существом, ограниченным кругом зрительных и слуховых представлений, а идентифицирует свою природу, прежде всего, с помощью запахов и прикосновений,всего сенсорного богатства человеческого тела.

В экологической эстетике подробно рассматриваются выразительные характеристики повседневности. Одним из центральных здесь является понятие среды, которое призвано зафиксировать существенные моменты взаимоотношений человека с окружающей действительностью. Среда осмысливается в экологической эстетике не только как чувственно воспринимаемая реальность природы, но и как системное образование, отражающее определённый тип санкционированного культурой поведения. Таким образом, среда не существует отдельно от человека, а конституируется его жизненным стилем. Каждый жизненный стиль предполагает трансформацию среды в соответствии с актуальной общественной потребностью, так что природа изначально оказывается вместилищем человеческого содержания. Экология как раз и позволяет оценить степень зависимости повседневной жизни человека от условий природной среды, в которой он существует. Современная эстетика выходит на постановку новых проблем, касающихся онтологических, лексико-философских и антропологических предпосылок эстетического знания, а также — непосредственно его общественной роли. Сейчас эстетика стремится выработать новый концептуальный аппарат, который позволил бы ей отказаться от своей прежней роли языкового посредника между искусством и человеком.

Эстетика становится всё более телесной, естественной эстетикой. Понятие чувственности при этом отражает полноту чувственного эффекта, эмоциональности и воображения. Человек может идентифицировать отдельные предметы, только воспринимая целостную среду, атмосферу, следовательно, эстетика не может игнорировать взаимосвязи качеств среды и самоощущения человека, в котором заметны следы её непосредственного влияния. Экологическая эстетика — это не только теория. Целью теоретизирования здесь является намерение практического использования продуктов рефлексии в процессе эстетизации повседневности, обыденной жизни. В сущности, это уже давно стало важнейшей задачей эстетики, но, хотя такая эстетизация продолжается на протяжении двух столетий, её констатация была существенно затруднена в силу того, что предметом эстетики считалась видимость. За последние столетия подлинный мир был последовательно вытеснен эстетической видимостью, в результате чего в современном мире эстетика доминирует над реальностью. «Человек при этом выступает как интерпретатор, манипулирующий отдельными фрагментами собственного социокультурного текста» [1, с. 25]. Как показывал Ж. Бодрийяр, доминирование эстетики теоретически оправдывалось наступлением в современном мире некоего «царства свободы», которое фактически подменяет собой бытие.

Подмена реальности видимостью является следствием стремления человека интерпретировать реальность как чистую игру. Однако реальность, пролегающая по ту сторону видимости, есть нечто не только символическое, но и физическое. В экологическом смысле именно это физическое и является решающим, как бы мы его ни интерпретировали, именно в нём и происходит самоопределение вещей. С этой точки зрения, тезис о доминанте видимости может оказаться ошибочным, хотя для эстетики в целом характерно убеждение в том, что

человек, хочет он того или нет, имеет возможность контактировать только со сферой видимости. В 1970-е годы Ф. Хауг выразил общее настроение, высказав суждение о преобладании выразительности вещи по отношению к её бытию. Доминирование видимости означало неизбежность эстетизации культуры вплоть до разрыва с реальностью. Именно этим традиционно объяснялся тот факт, что массовая культура воспринимает мир во многом театрально.

В этих условиях эстетическая рефлексия способна синтезировать опыт смыслополага-ния, самоидентификации человека в условиях господства иллюзорных, поверхностных форм бытия человека в обществе массового потребления. Она выполняет как методологические, так и феноменологические функции, являясь средством выражения исторического процесса обретения человеком искомой идентичности в плюралистической и расширяющейся «социальной Вселенной». Речь идёт, прежде всего, о социокультурной диагностике существования человека в виртуальной реальности, сформированной средствами цифровых технологий. «Новейшие информационные технологии определяют новое информационное состояние мира, его глобализацию, приводят к стиранию традиционных границ между различными народами, нациями, странами, к созданию единого информационного поля планеты, делая доступным весь массив информации в любой точке мира» [3, с. 135]. В частности, Интернет воспроизводит социальную матрицу про-теистического миропонимания, произрастая в любом локусе пространства и произвольно обращаясь с понятиями центра и периферии, разрушает любые структуры, создаёт новые и, в свою очередь, иронически дистанцируется от них.

Постмодернистская эстетическая рефлексия раскрывает социальные отношения человека в качестве закреплённых в фоно-и логоцентрических конструкциях языка с помощью дискурсов власти (М. Фуко). Общество предстаёт здесь в виде бинарных оп-

позиции, выражающих принципы организации текстовой реальности, и рассматривается агентами социальных отношений в качестве объективной социальной структуры, предпосланной отдельным действиям. Социальная структура воспроизводит, таким образом, репрессивные механизмы, сопровождающие процесс концептуализации речи, превращения её в наделённый смыслом текст, где транспонируется центр и периферия, конструируются внутренние связи между ними и артикулируется легитимность репрессии, в результате которой периферия лишается своего голоса. Текст, таким образом, обретает понятность, однозначность, но оборотной стороной такой логичности становится структурная ригидность текста, которая не позволяет полифонии и диало-гичности занять методологически значимое место в ментальных практиках современной культуры.

Такова в общих чертах аргументация Ж.Дерриды, обусловившая его интерес к разработке метода деконструкции, призванного разрушить общепринятые пред-

ставления о значении смысла и его функциях в тексте. В результате «немая» периферия обретает свой голос в тексте, демонтаж смыслового центра приводит к возникновению новых смысловых образований, а сама техника деконструкции позволяет осуществлять причудливые рекомбинации текста, напоминающие изощрённые разновидности эстетической игры, начиная с наукообразных герменевтических практик и заканчивая откровенным художественным экспериментом. В целом постмодернистское состояние общества характеризуется как полистилистическое, наделённое множеством амбивалентных признаков и в полной мере реализующим идею культурного плюрализма. Семиотическая сложность постмодернистской культуры реализуется в практиках тотальной коммуникации, когда человек оказывается вовлечённым в многообразные типы социальных отношений, имеющих симулятивную, гипертекстовую природу, отсылающую к виртуальной реальности социального текста с бесконечным количеством цитат и ссылок.

Примечания

1. Аполлонов И. А., Чистилина И. А. Проблема толерантности в контексте этнокультурной идентичности в условиях полиэтничного региона. Краснодар : Кубанский государственный технологический университет, 2013. 183 с.

2. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. Москва : Библион — Русская книга, 2004. 304 с.

3. Воеводина Л. Н. Мифология и культура. Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2001. 356 с.

4. Ермоленко Г. А. Язык культуры. Краснодар : Кубанский государственный университет, 2006. 342 с.

5. Кожевников С. Б. Эвристические горизонты концепции жизненного мира // Вопросы философии. 2008. № 11. С. 130—142.

References

1. Apollonov I. A., Chistilina I. A. Problema tolerantnosti v kontekste etnokulturnoi identichnosti v usloviiakh polietnichnogo regiona [The Problem of tolerance in the context of ethnic and cultural identity in the conditions of a multiethnic region]. Krasnodar, Kuban State Technological University Publ., 2013. 183 p.

2. Baudrillard J. K kritike politicheskoi ekonomii znaka [A critique of political economy sign]. Moscow, Biblion — Russian book Publ., 2004. 304 p.

3. Voevodina L. N. Mifologiia i kuVtura [Mythology and culture]. Moscow, The Institute of humanitarian research Publ., 2001. 356 p.

4. Ermolenko G. A. Iazyk kuPtury [The language of culture]. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2006. 342 p.

5. Kozhevnikov S. B. Evristicheskie gorizonty kontseptsii zhiznennogo mira [Heuristic horizons concept of life world]. Voprosy filosofii [Questions of philosophy], 2008, No. 11, pp. 130—142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.