Научная статья на тему 'АРТ-ДИРЕКШН КАК ИНСТРУМЕНТ КРЕАТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ВИЗУАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ БРЕНДА'

АРТ-ДИРЕКШН КАК ИНСТРУМЕНТ КРЕАТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ВИЗУАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ БРЕНДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
арт-директор / арт-менеджер / управление креативными индустриями / дизайн-менеджмент / брендбук / айдентика / графический дизайн / дизайн-стратегия / креативное планирование / визуальная коммуникация / art director / art manager / creative industries management / design management / brand-book / identity / graphic design / design strategy / creative planning / visual communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальсагова Х.Б., Павлова О.А.

В настоящей статье рассматривается роль и особенности арт-менеджмента в контексте управления креативными индустриями и формирования визуальной идентичности современного бренда. Особое внимание уделяется определению сферы полномочий арт-директора, характеристике его творческой, управленческой и маркетинговой активности внутри брендинговой политики компании, а также сотрудничеству с креативными коллективами и прочими заинтересованными сторонами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-DIRECTION AS TOOL FOR CREATIVE DESIGN AND VISUAL REPRESENTATION OF A BRAND

Article considers the role and features of art management in the context of creative industries management and formation of visual identity of a modern brand. Special attention is paid to the definition of the scope of authority of the art director, characterization of his creative, managerial and marketing activity within the branding policy of the company, as well as cooperation with creative teams and other stakeholders.

Текст научной работы на тему «АРТ-ДИРЕКШН КАК ИНСТРУМЕНТ КРЕАТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ВИЗУАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ БРЕНДА»

УДК 008 Мальсагова Х.Б., Павлова О.А.

Мальсагова Х.Б.

студент 2 курса факультета гуманитарного образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

Научный руководитель: Павлова О.А.

доктор филологических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

АРТ-ДИРЕКШН КАК ИНСТРУМЕНТ КРЕАТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ВИЗУАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ БРЕНДА

Аннотация: в настоящей статье рассматривается роль и особенности арт-менеджмента в контексте управления креативными индустриями и формирования визуальной идентичности современного бренда. Особое внимание уделяется определению сферы полномочий арт-директора, характеристике его творческой, управленческой и маркетинговой активности внутри брендинговой политики компании, а также сотрудничеству с креативными коллективами и прочими заинтересованными сторонами.

Ключевые слова: арт-директор, арт-менеджер, управление креативными индустриями, дизайн-менеджмент, брендбук, айдентика, графический дизайн, дизайн-стратегия, креативное планирование, визуальная коммуникация.

В современном мире реклама и качественная визуальная репрезентация играют первостепенную роль в продвижении товаров и услуг на арт-рынке. Однако, зачастую рядовые представители малого бизнеса из креативного сектора

1633

страдают от безликости и отсутствия индивидуальности, что негативно влияет на их эффективность, узнаваемость и доходы.

Арт-директор является ключевой фигурой в создании креативных решений внутри общей брендинговой стратегии компании, и его основная задача - сделать бренд узнаваемым и запоминающимся для потребителей [2]. Реализуя систему маркетинговой эстетики, арт-директор обеспечивает последовательность и согласованность репрезентации компании или учреждения на различных медиаканалах и в корпоративной коммуникации с непосредственными заказчиками. Деятельность арт-директора на современном этапе не только служит направляющей силой, обеспечивающей соответствие всех визуальных элементов айдентике бренда, но и значительно выходит за рамки простой эстетики. Важнейшей задачей современного арт-директора является умение тесно сотрудничать с творческими командами, в число которых обычно входят графические, и моушен дизайнеры, фотографы, копирайтеры и т.д. Таким образом, арт-директор переводит абстрактные концепции в осязаемые визуальные образы и четкое видение, которые наиболее оптимально находят отклик у целевой аудитории. В этом смысле важно четко разграничить роли креативного директора, арт-директора и сеньор-дизайнера, каждая из которых несет определенные функции и ответственность в процессе создания визуального образа бренда.

Арт-директор не просто создает визуально привлекательные объекты, а осуществляет масштабный визуальный сторителлинг в рамках единой концепции, направленный на создание захватывающих историй, вызывающих эмоции целевой аудитории [3]. Это мощный инструмент, позволяющий брендам выразить свою индивидуальность и оставить яркое впечатление в сознании аудитории.

Пока креативный директор, скорее всего не обладающий профессиональными художественными компетенциями, предлагает концептуальную основу проекта, арт-директор реализует визуальные детали через разноплановое управление креативной командой всего творческого

1634

персонала. Как только концепция вынесена на обсуждение, арт-директора приступают к руководству своими командами и созданию визуальной эстетики проекта. Они должны видеть творческую составляющую проекта на всех этапах производства, редактирования и окончательного утверждения.

Сеньор-дизайнер, в свою очередь, является ведущим дизайнером в команде. Он подчиняется арт-директору и несет ответственность за координацию работы других дизайнеров, обеспечивая соответствие их работы общей стратегии и целям проекта.

Основатель и дизайн-директор известной дизайн студии иргоск Евгений Кузьмин предлагает наиболее емкое, точное и простое определение арт-дирекшену, называя его дизайн-менеджментом [1], что подчеркивает управленческий аспект этого направления деятельности, а не только творческий. В современном арт-менеджменте выделяются две основные сферы деятельности, между которыми специалист должен умело балансировать: управление арт-проектами и профессиональное управление творческой командой.

- Управление арт-проектами подразумевает обеспечение качества дизайна и удовлетворении потребностей клиентов.

- Управление творческим разноплановым коллективом включает в себя такие аспекты деятельности руководителя, как найм талантов, их рост и развитие, создание поддерживающей атмосферы в команде и оптимизация рабочих процессов. Это важно для эффективного функционирования и максимального проявления потенциала креативных специалистов.

В пособии «Введение в социокультурный менеджмент» В.М. Чижиков и В.В. Чижиков выделяют четыре основные функции арт-менеджмента, среди которых художественная, организационная и маркетинговая [4]. Однако многоаспектный характер деятельности арт-менеджера не может быть сведен лишь к перечисленным функциям, поскольку он занимается деятельностью, связанной с разработкой коммерческого творческого проекта, планированием творческого роста и разработкой имиджа бренда, поиском технического оборудования, производством рекламной продукции, выявлением сегментов

1635

рынка востребованности будущего проекта, связями с общественностью, мерчендайзингом и т. п.

Таким образом, в должностные обязанности арт-директора входит разработка уникального стиля и имиджа проектов, проведение творческих мозговых штурмов и назначение сотрудников, собеседование с профессионалами, общение с клиентами и заключение контрактов, организация творческих мероприятий и информационная поддержка компании, сотрудничество со специалистами в области маркетинга и SEO, а также проведение брифингов, планирование бюджета креативного отдела и финансовые прогнозы для успешной реализации проектов.

Так как арт-дирекшн, как форма креативного менеджмента предполагает творческий подход к поиску идей и формированию видения проекта, в процессе управления проектами специалисты предлагают опираться на методы различные креативного мышления и проектирования, среди которых, применительно к арт-менеджменту выделяются латеральное мышление, техника CRAFT, техника ТРИЗ и дизайн мышление [5].

- Латеральное мышление - это метод креативного проектирования «от обратного», используемый в арт-менеджменте для решения проблем, который предполагает отход от привычных шаблонов мышления и рассмотрение проблемы с разных сторон. Этот метод может быть полезен при решении сложных творческих задач и создании новых идей.

- CRAFT - это метод креативного проектирования, который фокусируется на создании полностью нового опыта взаимодействия и мотивации клиентов. Он включает в себя анализ формы, драмы и полезности элементов дизайна, чтобы улучшить общую ценность продукта или услуги.

- ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач, основанная на методе проб и ошибок. Она помогает находить оптимальные решения путем анализа и устранения противоречий в существующих идеях. Этот метод полезен для улучшения брендинговых стратегий и разрешения ситуаций, когда одно решение конфликтует в другим.

1636

- Дизайн-мышление - это подход к решению проблем в управлении творческими проектами, который подразумевает понимание потребностей пользователей, создание прототипов решений и тестирование их с целью улучшения. Этот подход часто используется в дизайне продуктов и услуг, а также в других областях, где важно создать что-то полезное для людей.

Таким образом, арт-дирекшн представляет собой важный инструмент креативного проектирования и визуальной репрезентации бренда, способствующий созданию уникальной и эффективной коммуникации не только с целевой аудиторией, но и с творческой командой бренда. Благодаря грамотному использованию принципов и методов арт-менеджмента, бренды могут выделиться на рынке, регулярно повышая свою узнаваемость и лояльность потребителей, а также достигать успеха и устойчивого развития в современных условиях высокой бизнес-конкуренции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Полноценный арт-дирекшн от практикующих дизайнеров // Uprock URL : https://artdirection.uprock.ru / (дата обращения: 15.03.2024);

2. Суминова Т.Н. Арт-менеджмент: к определению понятия // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2013. №1 (10). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/art-menedzhment-k-opredeleniyu-ponyatiya / (дата обращения: 15.03.2024);

3. Тренды дизайна-2024: крутые идеи и приемы, которые пора оставить в прошлом // GeekBrains [сайт] URL : https://gb.ru/blog/trendy-dizajna/#4 / (дата обращения: 15.03.2024);

4. Чижиков, В. М. Введение в социокультурный менеджмент : учеб. пособие / В. М. Чижиков, Чижиков, В. В. - М. : МГУКИ, 2003. - 382 с;

5. Что такое техники креативного мышления и зачем они нужны? // Migel URL : https://www.migel.agency/magazine/creative-thinking / (дата обращения: 15.03.2024).

1637

Malsagova Kh.B., Pavlova O.A.

Malsagova Kh.B.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

Scientific advisor: Pavlova O.A.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

ART-DIRECTION AS TOOL FOR CREATIVE DESIGN AND VISUAL REPRESENTATION OF A BRAND

Abstract: article considers the role andfeatures of art management in the context of creative industries management and formation of visual identity of a modern brand. Special attention is paid to the definition of the scope of authority of the art director, characterization of his creative, managerial and marketing activity within the branding policy of the company, as well as cooperation with creative teams and other stakeholders.

Keywords: art director, art manager, creative industries management, design management, brandbook, identity, graphic design, design strategy, creative planning, visual communication.

1638

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.