Научная статья на тему 'Арктическое пространство как ключевая ценность коренных народов Севера'

Арктическое пространство как ключевая ценность коренных народов Севера Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
113
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК / ОБРАЗ ЖИЗНИ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ARCTIC SPACE / THE TRADITIONAL MODEL OF LIFE / VALUE / SOCIO-CULTURAL IMAGE / LIFESTYLE / INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH / MODERNIZATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Писарева Лариса Юрьевна

В статье предпринята попытка анализа роли арктического пространства для сохранения традиционной модели жизнедеятельности коренных этносов, проживающих в прибрежной зоне Арктических территорий. В исследовании, проведенном за счет гранта РФФИ 2019-2020 гг. «Трансформации социокультурного облика коренных жителей арктического побережья Якутии в условиях модернизации: опыт междисциплинарного исследования № 18-49-140005, были получены данные о влиянии отдельных этапов исторического освоения Арктических территорий на параметры жизнедеятельности северных этносов. Основу методологии составило социокультурное моделирование как новый подход к конструкции и деконструкции исторических практик и способов жизнедеятельности, закрепленных в культуре в виде норм и ценностей. Выявлен ключевой параметр устойчивости традиционной модели сохранение Арктического пространства для поддержания постоянного диалога с Природой. «Природа» и «дом» для коренных этносов равнозначные ценности. Основной вывод исследования связан с решением вопроса о социальной справедливости отдельных последствий модернизации. Индустриальная и социальная инфраструктура, расположенная в зонах исконного проживания коренных народов Севера, создавалась и продолжает создаваться в ущерб возможности развития традиционной модели жизнедеятельности. Предлагается решительный пересмотр государственной политики в сфере природопользования в пользу социальной справедливости и ответственности добывающих компаний за отобранное у первых народов право на жизнь в собственном «доме».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCTIC SPACE AS THE KEY VALUE OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

The article attempts to analyze the role of the Arctic space in preserving the traditional life model of indigenous ethnic groups living in the coastal zone of the Arctic territories. In the study conducted with the grant from the Russian Foundation for Basic Research “Transformation of the sociocultural image of the indigenous population of the Arctic Coastal territories of Yakutia in the process of modernization: the experience of an interdisciplinary study” # 18-49-140005, 2019-2020, there was obtained the data concerning the influence of particular stages of the historical development of the Arctic territories on the life activities of Northern ethnic groups. The basis of the methodology was sociocultural modeling as a new approach to the construction and deconstruction of historical practices and life styles fixed in culture in the form of norms and values. The key aspect of sustainability of the traditional model is identified as the preservation of the Arctic space to maintain a constant dialogue with Nature. “Nature” and “home” for indigenous ethnic groups are equivalent values. The main conclusion of the study is related to solving the issue of social justice of particular consequences of modernization. The industrial and social infrastructure located in the zones of primordial residence of the indigenous peoples of the North had been created and continues to be created at the expense of the possibility of developing a traditional model of life. It is proposed a decisive revision of the state policy of the environmental management in a favor of social justice and the responsibility of mining companies for the right of indigenous peoples to live in their own “Home” that was once taken from them.

Текст научной работы на тему «Арктическое пространство как ключевая ценность коренных народов Севера»

Арктическое пространство как ключевая ценность коренных народов Севера

Писарева Лариса Юрьевна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры Экономики и управления развитием территорий Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова E-mail: pisareva@inbox.ru

В статье предпринята попытка анализа роли арктического пространства для сохранения традиционной модели жизнедеятельности коренных этносов, проживающих в прибрежной зоне Арктических территорий. В исследовании, проведенном за счет гранта РФФИ 2019-2020 гг. «Трансформации социокультурного облика коренных жителей арктического побережья Якутии в условиях модернизации: опыт междисциплинарного исследования № 18-49-140005, были получены данные о влиянии отдельных этапов исторического освоения Арктических территорий на параметры жизнедеятельности северных этносов. Основу методологии составило социокультурное моделирование как новый подход к конструкции и деконструкции исторических практик и способов жизнедеятельности, закрепленных в культуре в виде норм и ценностей. Выявлен ключевой параметр устойчивости традиционной модели - сохранение Арктического пространства для поддержания постоянного диалога с Природой. «Природа» и «дом» для коренных этносов - равнозначные ценности. Основной вывод исследования связан с решением вопроса о социальной справедливости отдельных последствий модернизации. Индустриальная и социальная инфраструктура, расположенная в зонах исконного проживания коренных народов Севера, создавалась и продолжает создаваться в ущерб возможности развития традиционной модели жизнедеятельности. Предлагается решительный пересмотр государственной политики в сфере природопользования в пользу социальной справедливости и ответственности добывающих компаний за отобранное у первых народов право на жизнь в собственном «доме».

Ключевые слова: Арктическое пространство, традиционная модель жизнедеятельности, ценность, социокультурный облик, образ жизни, коренные малочисленные народы Севера, модернизация, устойчивое развитие.

в и Е

сэ см о см

<3

Введение

Как никогда остро в настоящее время заявляет о себе проблема противостояния различных социальных групп. Оно проявляется на макроуровне в борьбе мировых держав за обладание территориями и принадлежащими им ресурсами, на ми-кроуовне в противостоянии малых групп крупным или влиятельным структурам, в так называемой «борьбе меньшинств». Возникает вопрос, каким образом отдельные малочисленные этносы Евроазиатского и Американского континентов удалось на протяжении такого длительного исторического периода сохранить свою идентичность и особое взаимодействие с природой, несмотря на модернизирующие преобразования государств, частью этнического многообразия которых они стали. Речь идет, прежде всего, о северных народах, населяющих страны Арктической зоны: алеуты, долганы, коряки, манси, нанайцы, ненцы, саамы, селькупы, ханты,чукчи, эвенки, эскимосы.

В поисках ответа на данный вопрос была предпринята попытка анализа изменений социокультурного облика коренных этносов, произошедших с момента появления первых письменных сведений об их культуре. В качестве основного методологического подхода использовано социокультурное моделирование. Данный метод требует построения идеальной типологии социокультурных норм и ценностей для ее дальнейшей интерпретации через анализ изменений, которые претерпевает социум в определенные этапы его развития. Инструментами сбора данных служат методы социологического исследования, включая опросы, анализ документальных источников (монографии, периодические публикации, публикации в СМИ), анализ социально-экономической статистики. В рамках применения методики исследования идеальный тип модели жизнедеятельности накладывается на фактические данные, характеризующие состояние развития социума в определенный временной интервал. Формируется так называемый «профиль изменений», который позволяет вычленить тенденции произошедших изменений и их масштабы (рис. 1).

Цель исследования - выявление ключевых параметров устойчивости традиционной модели жизнедеятельности. В качестве опорных точек для сбора социологических и статистических данных послужили четыре населенных пункта, расположенных в районах прибрежной Арктической зоны Республики Саха (Якутия) - Анабарском, Булун-ском, Усть-Янском и Нижнеколымском. В опросе приняло участие 445 респондентов, 54% которых

являются представителями коренных малочисленных этносов Севера, преимущественно - эвенки и эвены.

Брачное поведение и языковые коммуникации

Традиционная норма Фактическое состояние

Муж и жена являются Муж и жена являются представителями разных этнических

представителями одной групп

этнической группы коренных малочисленных Масштаб замещения (70%)

народов Севера

Традиционная норма

Фактическое состояние

Средство общения - язык соседних этнических групп Средство общения

- на- Масштаб замещения (95%)

циональ-

ный язык

Рис. 1. Оценка тенденций и масштабов изменений социокультурной модели жизнедеятельности (пример)

Основные результаты. Полученные результаты соответствуют современным тенденциям развития социокультурных исследований Арктического социума, направленных на выявление ценностных компонентов жизнедеятельности через призму образа Севера (Д. Шартье) и геокультурного пространства Арктики (Н.А. Смирнов, Д.Н. Замятин), пронизывающего систему миропонимания малочисленных этносов Арктики и определения своего места в окружающей среде.

Предложенный в исследовании методологический подход опирается на такие концепты как «культура», «пространство», «парадигма», «ситуация», добавляя концепт «модель» применительно к анализу современной социокультурной ситуации. Постмодернистский анализ (Ж-Ф. Лиотар) внес новое понимание фундаментальных основ исследования культуры, таких как язык, сознание, социальный опыт, опыт жизнедеятельности за счет смещения привычных границ в их интерпретации. Постмодерн выстраивает множественность реальностей (Бергер П., Лукман Т). Один культурный пласт наслаивается на другой, взаимопроникает друг в друга, создавая незавершенность и бесконечность.

Под традиционной моделью жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера в рамках данного подхода понимается система норм и ценностей, унаследованных от предыдущих поколений и используемых для взаимодействия внутри сообщества и с окружающей природной средой в целях поддержания его существования и развития. Истоки традиционной модели лежат в истории развития культуры этноса, которая выработала и сохранила в качестве устойчивой нормы:

- способы обеспечения семьи и домохозяйства жильем, продуктами питания, одеждой, предметами обихода, орудиями труда;

- способы воспитания молодого поколения;

- способы обеспечения активной жизнедеятельности и здоровья членов сообщества;

- способы управления, организации, защиты и взаимодействия внутри сообщества. Основополагающей ценностью является Природа как высшее проявление благодати, восприятие себя как неотъемлемой части Природного пространства и окружающей среды. Основа коммуникаций - диалог с Природой.

Для оценки уровня изменений социокультурного облика малочисленных этносов, был разработан идеальный тип традиционной модели жизнедеятельности, включающей следующие нормы:

1. Муж и жена являются представителями одной этнической группы коренных малочисленных народов Севера;

2. Основной хозяйственной деятельностью является охота, рыболовство, оленеводство, коневодство, собирательство, пушной промысел;

3. Использование для проживания легко перевозимого строения;

4. Изготовление необходимой для членов семьи верхней одежды, домашней утвари, средств передвижения и проживания;

5. Обмен натуральных продуктов на отдельные предметы домашнего обихода, орудий труда, охоты и защиты;

6. Включенное воспитание и образование детей для их дальнейшего вовлечения в традиционную жизнедеятельность;

7. Использование лекарственных возможностей трав и шаманизма для лечения и предвидения;

8. Объединение домохозяйств в родовую общину, которая обеспечивает управление их взаимодействием.

В рамках исследования выделены три этапа трансформации традиционной модели жизнедеятельности коренных народов, проживающих в прибрежной зоне Арктической территории России: Доиндустриальный этап: 1640-е (начало сбора ясака) - 1876 (первая перепись);

1876 (первая перепись) - 1922 (вторая перепись и установление Советской власти). Индустриальный этап:

1922 (коллективизация) - 1958 (индустриализация);

1958 (расцвет социализма) - 1990 (распад СССР).

Постмодерн:

1990 (приватизация) - начало XXI века (вторая волна индустриализации). Трансформации образа жизни коренных малочисленных народов Севера каждого из этапов имеют ряд существенных особенностей. Доиндустриальный этап характеризуется:

- Первыми сведениями о коренных малочисленных народов Севера, включая количественный состав, систему расселения коренных этносов, описание языков и их отличительные особенности. Сведения получены от сборщиков ясака, путешественников и исследователей. Арктическую зону Якутии населяли племена тунгусов (эвенки, эвены), юкагиров, чукчей.

сз о

о Л о

о сз о в

- Участием коренных малочисленных народов в нападениях на отряды сборщиков ясака. Попытки защиты интересов сообщества.

- Устойчивым положением малочисленных народов. По сведениям Комплексной экспедиции Академии наук России 1925-1930 гг. численность населения Якутии, включая коренные малочисленные этносы (тунгусы, юкагиры), несмотря на высокую смертность (эпидемии оспы) и миграционную подвижность, медленно, но стабильно увеличивалась в пределах от 0,3 до 1% в год (табл. 1).

Таблица 1. Динамика численности Эвенков и Эвенов (доиндустриальный этап), человек

Период/Этнос XVII век 1925

Тунгусы (Эвенки) 12000 14687

Ламуты (Эвены) 2093

Источник: Майнов, 1927

- Первыми признаками маргинализации. Появление межнациональных браков с якутами, русскими, активное использование якутского и русского языка в общении.

- Активным объякучиванием. Частичное замещение кочевого (бродячего) оленеводства оседлым скотоводством при сохранении типичных компонентов традиционной модели жизнедеятельности коренных народов Севера -с опорой на промысел и присваивающий тип

хозяйствования. По данным Комплексной якутской экспедиции 1925-1930 гг. численность населения, отнесенного к традиционно кочевой модели жизнедеятельности, разнилась существенно. Тунгусское население, использующее якутский язык в коммуникациях, принималось за якутское кочевое и наоборот якутское кочевое за тунгусское. Если И.И. Майнов в статье «Население Якутии» относит к тунгусам (эвенкам и эвенам) порядка 16000 человек, то в «Очерке хозяйственного строя Якутии» Н.В. Воленс тунгусами (кочевыми и бродячими) называет не более 5000. Основную категорию населения Якутии в его расчетах составляют якуты кочевые - 198462 человек (табл. 2) [И.И. Майнов, 1927; Н.В. Воленс, 1927], для которых было свойственно иметь как поголовье лошадей, крупного рогатого скота, так и оленей. Анализ структуры занятости, представленный в таблице 2 (таблица составлена по данным Н.В. Воленс), показывает, что идеальный тип традиционной модели жизнедеятельности наблюдается лишь у так называемых «бродячих тунгусов», главным средством к существованию которых остается оленеводство, а промысел основан на охоте и рыболовстве. Во всех категориях хозяйств число оленей в 1920-30 годы не превышало 12 000 голов, при этом более 4000 содержалась у бродячих тунгусов, численность которых составляла всего около 430 человек.

Таблица 2. Структура занятости населения Якутии в первой четверти ХХ века

Число В них душ на- У них скота голов Оленей, голов Охота, хо- Рыболов-

обследованных хозяйств селения Конного КРС зяйств про-мышляющ. ство, хозяйств про-мышляющ.

Распределение по округам

Якутский 31595 135606 63832 300621 2780 1386 2937

Вилюйский 17246 75222 50979 155836 3362 6652 4512

Олекминский 3009 14134 11775 22909 703 887 306

Колымский 489 1940 1771 2050 1395 - -

Верхоянский 169 653 430 689 4549 - -

Распределение по этническому признаку

Русские крестьяне и казаки 1950 10743 6754 12792 - 79 181

Якуты кочевые 46233 198462 108216 437345 4632 7473 7003

Якуты оседлые 1890 8651 8515 17226 244 748 192

Тунгусы кочевые 1059 4631 3189 6875 3129 - -

Тунгусы бродячие 120 430 6 10 4298 - -

Посторонние 1256 4638 2078 7857 468 236 152

Всего по 5-и округам 52508 227555 128758 482105 12771 8925 7755

- Процессами христианизации. Совмещение христианских традиций с шаманизмом. В целом, в доиндустриальный период традиционная модель сохраняла основные черты в пределах своего идеального типа. Арктическое про-

странство используется максимально свободно в пределах установленных традиционных норм жизнедеятельности. Диалог с Природой поддерживается в полноценном формате.

Индустриальный этап характеризуется:

- Модернизационным натиском. Военная обстановка первой половины 20 века потребовала мобилизации всех ресурсов страны, прежде всего, человеческих для обеспечения победы в глобальном противостоянии сил. Насильственное вовлечение КМНС в общегосударственные проекты - перевод оленеводства в государственный формат на основе создания колхозов и совхозов. Огосударствление пастбищ. Высокие нормы для заготовки пушнины, рыбы. Призыв для работы в качестве каюров для работы в геологоразведочных партиях и участия в военных действиях.

- Социальными гарантиями. Всеобщее среднее образование. Бесплатный и гарантированный доступ к высшему образованию. Зарплата и натуральный обмен на отработанные трудодни. Предоставление жилья и объектов социальной инфраструктуры: школы, больницы, интернаты, детские сады, связь, транспортное обслуживание.

- Искоренением христианской и языческой веры. Активное внедрение коммунистической идеологии и партийных принципов дисциплины и верности.

Произошло переформатирование компонентов культуры. Модель распалась на отдельные элементы, часть из которых была заменена их современным вариантом:

- национальный язык заместился якутским и русским практически на 70% [Белянская, 2014]

- традиционные методы самолечения и предвидения потеряли свою актуальность. Для большей части коренного населения обычной практикой стало преимущественное использование возможностей современной медицины. Произошло полное искоренение шаманизма как вредоносного явления. Однако сохранилась прослойка, предпочитающая сочетать современные методы лечения с традиционными, включая шаманизм.

- свободный промысел для обеспечения содержания семьи на 100% заместился работой в колхозах и совхозах, на предприятиях с оплатой трудодней и получением заработной платы. Кочевой образ жизни искоренялся медленно, но целенаправленно. К 1990 году в Якутии планировалось полностью обеспечить труд охотников, рыбаков, оленеводов средствами механизации и необходимыми жилищными условиями для ухода от кочевья. Исследования социально-экономических проблем переустройства условий труда и быта оленеводов и охотников Крайнего Севера Ф.С. Донского легли в основу принятого 7 февраля 1980 г. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры районов проживания народностей Севера» [Сулейманов, 2016]. За период с 1930-х по 1980-е годы численность оленей в Якутии увеличилась практически в 30 раз - с 12771 до 380028 голов, однако к периоду распада Советской системы государственного управления сельскохозяйственной отраслью поголовье

оленей начало серьезно сокращаться. Стадия поступательного роста завершилась к началу 1990-х существенным падением (табл. 3).

Таблица 3. Динамика численности оленей в РС(Я) за период с 1981 по 1991 (данные Саха(Якутия)стат)

Год Поголовье оленей, голов

1925-30 1981 1991

Республика Саха (Якутия) 12771 380028 361556

Арктические и северные районы 5944 294428 265673

Удельный вес в республике, в% 46,5 77,5 73,5

Источник: Н.В. Воленс, 1927

- воспитание и образование детей в семье в рамках традиционного образа жизни полностью ушло в прошлое. Малочисленные народы Севера предпочли для своих детей социализацию в системе образования, стремясь дать детям не только общее среднее, но и высшее профессиональное образование.

- родовая община была полностью замещена системой советского партийного руководства и государственным управлением через руководителей колхозов и совхозов.

Самым существенным изменением стала начавшаяся экспроприация исконных земель и Арктического пространства, в целом. На территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера прибрежной зоны создается транспортная инфраструктура России для обслуживания Севморпути: морские порты Тикси, Певек. Начинается добыча угля (пгт. Тикси), олова (пгт. Депутатский). Пространство, обеспечивавшее основу жизнедеятельности, стремительно сокращается. В интересах государства - уйти от старого уклада и создать человека нового образа жизни. Чем больше компонентов замещалось новым содержанием, тем очевиднее стали проявляться признаки деградации (стресс, депрессия, алкоголизация) и снижения устойчивости коренных этносов, в том числе и за счет тенденций маргинализации. Численность эвенков в первые десятилетия индустриализации 1925-1979 уменьшилась практически на 3000 человек (табл. 4). Увеличение численности эвенов за 1979-1989 годы объяснялось больше причинами смены самоидентификации. В этот период восстановление национальности «эвен» осуществило 1345 человек [Филиппова, 2016]. Их численность также не имела значительного роста в индустриальный период.

Таблица 4. Динамика численности эвенков и эвенов, человек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этнос/Год 1925 1970 1979 1989

Тунгусы (Эвенки) 14687 9097 11584 14428

Ламуты (Эвены) 2093 6471 5763 8668

сз о

о Л о

о

сз

о в

Источник: Майнов, 1927, Неустроева, Семенова, 2018

Традиционная модель претерпевает коренную ломку норм, способствуя отказу от их поддержания. Представители коренных этносов поделились на три категории:

- полностью отказавшихся от традиционных норм;

- частично заместивших нормы на их современный вариант;

- сохранивших нормы и ценности традиционной культуры.

Сокращение взаимодействия с Природой поставило под угрозу ценностное ядро традиционной модели. Индустриальный этап закладывает основы будущего геополитического противостояния интересов государства и его миноритарных сообществ.

Этап Постмодерн характеризуется:

- Приватизацией государственной собственности. Сельское хозяйство получает сильнейший удар. Совхозы закрываются. Сельские жители из ударников труда превращаются в изгоев. Многие продукты питания становятся для страны предметом импорта. Оленеводство как отрасль сельского хозяйства приходит в упадок. Содержать поголовье оленей в частном секторе невозможно из-за неопределенного статуса пастбищ.

- Созданием территорий традиционного природопользования в качестве ответа на борьбу коренных этносов за право на традиционный образ жизни. Механизмы защиты прорабатываются с 1990-х годов. Разработаны и приняты федеральные и локальные нормативные акты, начиная с Указа Президента РФ «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» (1992) и заканчивая 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера» (2001). Отдельные субъекты РФ приняли местные законы в части создания территорий традиционного природопользования. Однако применение законов не гарантирует в полном объеме защиту прав на ведение традиционного образа жизни коренным народам. В них не установлен порядок государственного регулирования использования и охраны земель в части мер по предупреждению нарушений прав этнических меньшинств и установленной ответственности за их совершение.

- Отказом от коммунистической идеологии. Происходит восстановление ценностей христианской веры, а также либеральных и демократических принципов в управлении. Традиционная модель начинает восстанавливать исчезающие компоненты - язык, обряды, традиции, кочевой промысел:

- национальный язык коренных народов Севе-е ра и его изучение становится элементом рее гиональной политики государства и укрепляет

самоидентификацию малочисленных этносов. ° По данным проведенного в рамках исследова-^ ния опроса, 15,8% коренного малочисленного

населения Арктической зоны Республики Саха (Якутия) знают язык своей национальности, 27,4% - знают немного.

- традиционный промысел узаконен как форма самозанятости. Принят ФЗ-104 «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2000). Однако коренное малочисленное население занято в основном в бюджетной сфере: 38,2% в сфере образования и здравоохранения, 7,9% в сфере бытового обслуживания и сервиса, 5,9% в органах местного самоуправления, 5,8% в сельском хозяйстве, 4,1% в сфере культуры, спорта и СМИ, 0,8% в промышленности. Только 1,7% представителей КМНС по данным опроса самозаняты в традиционном промысле на принципах родовой общины. Традиционный промысел, тем не менее, играет важную роль в жизнеобеспечении большинства опрошенных, несмотря на первичную занятость в других сферах. В частности, наивысший балл в оценке значимости участники опроса отдают рыболовству (47,7%). На втором месте в рейтинге - охота (45,2%), на третьем - оленеводство (39,8%), на последнем - сбор дикоросов (26,1%). Исконно традиционная отрасль - оленеводство претерпела существенную деградацию на современном этапе развития модели. Сокращение поголовья оленей в республике (табл. 5) в этот период шло параллельно с сокращением угодий и пастбищ для выпаса животных в угоду политики приватизации государственной собственности, которая оставляла статус земель неопределенным на протяжении длительного периода. У коренного населения не было возможности выкупа земель, государство не спешило передавать земли в доступное использование. До настоящего времени процесс стагнации в оленеводстве не преодолен. 78,8% опрошенных не имеют собственных оленей и собственных пастбищ для выпаса. Только 3,7% имеют доступ к оленеводству, имея земельные наделы - пастбища.

Таблица 5. Динамика изменения численности оленей в РС(Я)

за 1991-2016 гг., голов

Год Поголовье оленей, голов

1991 2010 2014 2015 2016

Республика Саха (Якутия) 361556 200280 165270 156011 156814

Арктические и северные районы 265673 126852 113570 109589 111370

Удельный вес в республике, в% 73,5 63,3 68,7 70,2 71,0

Источник: Саха(Якутия)стат, 2017

- включенное образование возвращено. В частности, в Якутии принят региональный закон № 591-З № 73-М «О кочевых школах Респу-

блики Саха (Якутия)» (2008). При этом, по данным опроса, 31,5% представителей коренных малочисленных народов Севера имеют среднее специальное образование, 4,1% - неполное высшее, 25,7% - высшее профессиональное образование. Высокий образовательный уровень коренного населения исследуемых территорий свидетельствует об их постоянном стремлении вернуться в родные места после прохождения обучения. 61,8% опрошенного коренного малочисленного населения проживает в с. Кюсюр или в пгт. Депутатский с рождения. Это дает основание считать, что получив образование, они вернулись в родное поселение. традиционное самолечение, проведение обрядов и церемоний, изготовление предметов утвари, одежды, украшений получают формальную государственную поддержку и возвращаются в обиход, приобретая современную стилистику и дополнительный смысл, связанный с ростом национального самосознания и самоидентификации. По данным опроса, 80% сохраняют приверженность традиционной одежде. В основном это связано с головным убором - 69,3% продолжают носить меховые шапки, и обувью - 83,4% носят унты. 42,3% участников опроса пользуются в повседневной жизни украшениями с национальным орнаментом. 40,2% опрошенных имеют личный праздничный национальный костюм, 57,3% занимается национальным шитьем, 32% практикуют национальные обряды. 71,4% считают, что пищевые традиции коренных малочисленных народов сохраняются: 32,4% постоянно готовят национальные блюда, 48,1% делают это по праздникам. От 50 до 100% рациона большинства коренных малочисленных народов Севера, по данным проведенного опроса, составляет этническая пища: 56,4% ежедневно употребляют оленину, 37,3% - рыбу, 13,3% - дикоросы, 7,9% - дичь. отмечается рост национального самосознания и защиты собственных интересов. 42,3% считает, что новое промышленное освоение нарушит экологию района, 17,8% - что разрушится система традиционного хозяйствования, 20,7% -что ухудшится уровень и качество жизни коренного населения. С другой стороны, есть мнение и надежда у опрошенного населения, что качество социальных объектов в местах проживания может улучшиться - 26,6%, что появятся новые рабочие места для местного населения - 29%. 37,4% в целом приветствуют новую волну индустриализации. Доля отрицательно относящихся к промышленному вторжению находится практически на том же уровне и составляет - 39,3%. При этом нарастают про-тестные настроения. 1,2% - готовы самостоятельно организовать протестное движение, т.к. они возмущены действиями промышленников. 14,5% - готовы выступить и поддержать акцию движения против строительства крупных промышленных объектов.

Традиционная модель, потерявшая в индустриальный период, часть своих компонентов и сократившая частоту проявления отдельных норм, на этапе постмодерна вступила в период реком-позиции и обратного восстановления. Представители коренных этносов, сохранивших в своей жизнедеятельности нормы и ценности традиционной культуры, являются ядром процесса этнической идентификации. Маргинальная группа старается осознать свое место в период роста этнического самосознания и вернуться в ряды представителей малочисленного этноса. В целом, численность эвенков в Республике Саха (Якутия) за 20 лет выросла на 45%, эвенов - на 73% (таб.6), 47% из них проживает в Арктической зоне республики (таб.6.)

Таблица 6. Численность эвенков и эвенов (по данным переписи 2010), человек

Этнос/Год 1989 2010

Тунгусы - Эвенки 14428 21008

Ламуты - Эвены 8668 15071

Источник: Саха(Якутия)стат, 2012

Потребность во взаимодействии с Природой подтверждается данными образовательной структуры коренного малочисленного населения Арктических сел и поселков. Большинство никогда не покидает и не собирается покидать родные места. Получив профессиональное образование, коренное население возвращается в зону традиционной жизнедеятельности, которая возможна в рамках Арктического пространства.

Выводы. Проведенный анализ позволил на примере локальных сообществ эвенков и эвенов Арктической зоны Якутии зафиксировать подвижность норм, лежащих в основе традиционной модели жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Предложенная периодизация этапов развития традиционной модели дает целостный взгляд на причины, вызывающие изменения отдельных ее компонентов. Наиболее существенные изменения произошли на этапе индустриального освоения Арктических территорий. Основные компоненты модели замещались насильственными методами. В результате индустриальный этап можно считать периодом основных потерь для традиционной модели жизнедеятельности. Большинство норм ее идеальной структуры были существенно замещены их современными вариантами. Некоторые нормы достигли предела своего назначения и применения. Это касается, прежде всего, владения национальным языком и традиционной культуры самолечения и восстановления. Причинами смещения этих норм послужили факторы социальные и политические. Другие нормы претерпели изменения под влиянием скорее не политических, а экономических факторов. В частности, традиционный тип хозяйственной деятельности не столько замещался, сколько переходил из сферы самообеспечения в сферу работы на государственном предприятии. При этом методы оленеводства, охоты, рыболовства существен-

сэ о

о Л

о

о

сз

о в

в u

см

CM

ных изменений не получили. О слабой оснащенности коренных малочисленных народов Севера средствами механизации писал в 1970-е годы Ф.С. Донской [Сулейменов, 2016].

Современный этап развития Арктической зоны связан со 2-ой волной промышленного освоения региона. В этот период коренные малочисленные народы Севера вступают, пережив трансформацию идеальной модели, восстанавливая ее ключевые параметры. Более того, приобретенный на индустриальном этапе высокий образовательный потенциал будет способствовать территориальному противостоянию коренных народов Арктики тенденциям продолжающегося натиска на их исконные пространства проживания, непрерывная связь с которыми не позволила традиционной модели потерять свою принципиальную основу. Построение эффективного диалога между промышленными компаниями и родовыми общинами должно обеспечить сохранение культуры малочисленных этносов Севера и обеспечить реализацию государственной региональной политики по поддержанию этнического многообразия мира в эпоху постмодерна.

Литература

1. Белянская М.К. Этнокультурные особенности эвенов Якутии // Вестник Московского университета, Серия 8. История, 2014, № 4, с. 136;

2. Воленс Н.В. Очерк хозяйственного строя Якутии // Якутия: сборник статей под редакцией П.В. Виттенбурга. Ленинград 1927, С. 15-26.

3. Замятин Д.Н. Геокульурное пространство Арктики: онотологические модели воображения // Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования. Монография. М. 2018, с. 28-38

4. Майнов И.И. Население Якутии // Якутия: сборник статей под редакцией П.В. Виттенбурга. Ленинград 1927, С. 68-82;

5. Неустроева А.Б., Семенова Л.А. Особенности расселения коренных малочисленных народов Севера на территориях традиционного природопользования Республики Саха (Якутия) // Урбанистика. - 2018. - № 4. - С. 22-35// https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=24896

6. Саха (Якутия) стат 2017. Социально-экономическое развитие районов Арктической зоны Республики Саха (Якутия) 2010, 20142016 // Саха(Якутия)стат. 2017;

7. Смирнов Н.А. Композиция геокультур Арктики: новые основания геокультурного анализа // Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования. Монография. М. 2018, с. 38-81.

8. Сулейманов А.А. Ф.С. Донской и исследование социально-экономических проблем коренных малочисленных народов Севера в 70-е годы ХХ века // Таврический научный обозреватель, № 12(17) - декабрь 2016;

9. Филиппова В.В. Расселение и динамика численности эвенского населения Якутской Колы-

мы в ХХ веке // Научный диалог, № 4 (52). -2016, с. 280

10. Широкоголов С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. - Шанхай.1923, С. 5-6

ARCTIC SPACE AS THE KEY VALUE OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

Pisareva L.Yu.

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

The article attempts to analyze the role of the Arctic space in preserving the traditional life model of indigenous ethnic groups living in the coastal zone of the Arctic territories. In the study conducted with the grant from the Russian Foundation for Basic Research "Transformation of the sociocultural image of the indigenous population of the Arctic Coastal territories of Yakutia in the process of modernization: the experience of an interdisciplinary study" # 18-49-140005, 2019-2020, there was obtained the data concerning the influence of particular stages of the historical development of the Arctic territories on the life activities of Northern ethnic groups. The basis of the methodology was sociocultural modeling as a new approach to the construction and deconstruction of historical practices and life styles fixed in culture in the form of norms and values. The key aspect of sustainability of the traditional model is identified as the preservation of the Arctic space to maintain a constant dialogue with Nature. "Nature" and "home" for indigenous ethnic groups are equivalent values. The main conclusion of the study is related to solving the issue of social justice of particular consequences of modernization. The industrial and social infrastructure located in the zones of primordial residence of the indigenous peoples of the North had been created and continues to be created at the expense of the possibility of developing a traditional model of life. It is proposed a decisive revision of the state policy of the environmental management in a favor of social justice and the responsibility of mining companies for the right of indigenous peoples to live in their own "Home" that was once taken from them.

Keywords: the Arctic space, the traditional model of life, value, so-ciocultural image, lifestyle, indigenous peoples of the North, modernization, sustainable development.

References

1. Belyanskaya M.K. Ethnocultural features of the Evens of Yakutia // Bulletin of Moscow University, Series 8. History, 2014, No. 4, p.136;

2. Volens N.V. Essay on the economic system of Yakutia // Yakutia: collection of articles edited by P.V. Wittenburg. Leningrad 1927, pp. 15-26.

3. Zamyatin D.N. Arctic geocultural space: onotological models of imagination // Arctic geocultures: analysis methodology and applied research. Monograph. M. 2018, p. 28-38

4. Mainov I.I. The population of Yakutia // Yakutia: collection of articles edited by P.V. Wittenburg. Leningrad 1927, p. 68-82;

5. Neustroeva A.B., Semenova L.A. Features of resettlement of the indigenous peoples of the North in the territories of traditional nature management of the Republic of Sakha (Yakutia) // Urban Studies. - 2018. - No. 4. - P. 22-35 // https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=24896

6. Sakha (Yakutia) stat 2017. Social and economic development of the regions of the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) 2010, 2014-2016 // Sakha (Yakutia) stat. 2017;

7. Smirnov N.A. The composition of the geocultures of the Arctic: new foundations of geocultural analysis // Geocultures of the Arctic: analysis methodology and applied research. Monograph. M. 2018, p. 38-81.

8. Suleymanov A.A. F.S. Donskoy and the study of socio-economic problems of the indigenous peoples of the North in the 70s of the twentieth century // Tavrichesky Scientific Reviewer, No. 12 (17) - December 2016;

9. Filippova V.V. The resettlement and population dynamics of the Even population of Yakutsk Kolyma in the twentieth century // Scientific dialogue, No. 4 (52). - 2016, p. 280

10. Shirokogolov S.M. Ethnos. A study of the basic principles of changing ethnic and ethnographic phenomena. - Shanghai. 1923, P. 5-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.