УДК 327(470.1+985)+502.171(1-922)(045)
Арктический прорыв Путина
Мы собираемся наши усилия здесь (в Арктике) наращивать и будем работать по многим направлениям.
В. В. Путин, 30 июля 2012 года
© Лукин Юрий Фёдорович, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Контактный телефон: +7 (8182) 68 34 47. E-mail: [email protected].
Экология, экономика, безопасность Российской Арктики - стратегически важные шаги в 2012 году. Начало генеральной уборки Арктики. Арктический шельф России, Приразломное. «НК «Роснефть»: курс на стратегическое партнерство с ExxonMobil, Eni и Statoil. Быть сильным - гарантия национальной безопасности. Ключевые слова: Арктика, экология, политика, Путин, шельф, модернизация ОПК.
Putin's breakthrough in Arctic
We're going to our efforts here (in the Arctic) build and work on many fronts. V. V. Putin, July 30, 2012
© Lukin Yuri Fedorovich, Doctor of History, professor, honored worker of Higher education in Russian Federation. Contact phone: +7 (8182) 68 34 47. E-mail: [email protected].
Abstract
Ecology, Economy, Security of Russian Arctic - are the strategic and important steps in 2012. It is the beginning of the general cleaning of the Arctic. The Arctic shelf of Russia, Prirazlomnoye. ' NK ' Rosneft': policy towards the strategic partnership with ExxonMobil, Eni и Statoil. To be strong -the guarantee of the national security.
Keywords: Arctic, ecology, policy, Putin, shelf, modernization.
Экология, экономика, безопасность Российской Арктики: стратегически важные шаги российского государства в 2012 году
От Владимира Путина в его нынешний шестилетний срок президентства многие ждут настоящих прорывов во всех сферах жизнедеятельности. Арктическая зона РФ в этом отношении не является исключением. С полным основанием можно обозначить знаковые собы-
тия 2012 года, как «арктический прорыв Путина» в экологии, экономике, безопасности1. Сложная геополитическая ситуация вокруг Арктики объективно уже давно требовала осуществить конкретные шаги, своего рода реальный прорыв в арктической деятельности России. В. Путин, еще являясь председателем Правительства РФ, побывал 29 апреля 2010 года на архипелаге Земля Франца-Иосифа и уже тогда кратко сформулировал стратегические задачи российского государства: «Геополитически самые глубинные интересы России связаны с Арктикой, потому что здесь обеспечивается безопасность, обороноспособность России. Не будем забывать, что в арктических широтах находятся наши главные базы флота, здесь маршруты патрулирования атомных ракетоносцев и дальней авиации, здесь и экономические интересы» [1]. Регион нужно осваивать, и чем активнее, тем лучше. Отвечая на вопрос: «Что нам нужно сейчас сделать?» Путин предложил организовать генеральную уборку в Арктике и пригласил всех принять участие в полярном субботнике2.
к
»
25'
М
j
■
Сегодня
архипелаг лмпя ФРАНЦА ИОСИФА
К проблемам Арктики В. Путин неоднократно возвращался в ходе других выступлений в 2011-2012 годах. Он считает, что именно экологическая составляющая должна стать ключевым лейтмотивом деятельности человека на Крайнем Севере, потому что при всей суро-
1 Прорыв - важнейший этап наступления, но это только начало длительного и сложного пути.
2 Премьер побывал на архипелаге Земля Франца Иосифа. Владимир Путин предложил провести генеральную уборку в Арктике, очистить ее от мусора. URL: http://www.ntv.ru/novosti/191877/#ixzz22VGLrRJU. Фото 29.04.2010. URL: http:// img.ntv.ru/home/news/20100429/pu1.jpg (дата обращения: 03.08.2012).
вости образа Арктика обладает самой хрупкой экосистемой на нашей планете. Цена невнимательного, беспечного отношения к ней очень высока, а последствия чрезвычайно серьез-
Выступая в Архангельском морском порту 30 июля 2012 года во время встречи с участниками экспедиции по ликвидации экологического ущерба на загрязненных территориях островов архипелага Земля Франца-Иосифа, В. Путин снова подчеркнул: «Сегодня мы отправляем научно-экологическую экспедицию на острова Земли Франца-Иосифа. Это знаковое событие для всей России, потому что это, во-первых, подтверждает нашу растущую активность в Арктике. Мы собираемся наши усилия здесь наращивать и будем работать по многим направлениям: будем осваивать новые месторождения, возводить объекты инфраструктуры, прежде всего порты, дороги, мосты и так далее. Мы, разумеется, будем здесь укреплять и нашу военную составляющую. Но при осуществлении всех этих видов деятельности, безусловно, будем стремиться к балансу между развитием и сохранением природы... Сегодняшним мероприятием - вашей экспедицией - мы, по сути, начинаем большой новый проект: генеральную уборку Арктики» [2].
Подобные поездки, встречи с людьми, выступления позволяют раскрыть не только арктическую политику В. Путина, но и его личное отношение к проблемам освоения Арктики в XXI столетии. Краткий перечень основных конкретных дел, начатых ранее и продолженных в 2012 году - году Российской Арктики, составляет довольно внушительный список стратегически важных для российского государства шагов.
ны», - подобные заявления российского лидера не являются данью моде3.
Экология:
Безопасность:
начало уборки Арктики, 10
ВМФ, модернизация ОПК, 20 погранзастав в Арктике
аварийно-
спасательных центров МЧС
Экономика:
Приразломное, Роснефть, СМП, инфраструктура,
программа - шельф
2030
Рис. 1. © Лукин Ю. Ф. Арктический прорыв Путина. Архангельск, 2012
3 Российский премьер Владимир Путин обсудил будущее Арктики с учеными, бизнесменами, князем Монако и президентом Исландии. URL: http://www.ntv.ru/novosti/240006/; http://premier.gov.ru /events/news/D cdj\v dscnegktyb yf ajhevt16536/ (дата обращения: 03.08.2012).
Во-первых, стратегической парадигмой в реализации планов экономического роста в Арктике становится поиск разумного баланса с экологией, учет самых строгих экологических стандартов. Бережное, цивилизованное отношение к природе - это обязательное условие всех программ развития. Бурная хозяйственная деятельность в Арктике принесёт пользу только в том случае, если между интересами экономики и задачей сбережения природы будет обеспечен разумный, грамотный баланс, рассчитанный не на десять, пятнадцать, двадцать лет, а по-настоящему на долгосрочную перспективу. По мнению Путина, именно экологическая составляющая должна стать ключевым лейтмотивом деятельности человека на Крайнем Севере, потому что при всей суровости образа Арктика обладает самой хрупкой экосистемой на нашей планете. Цена невнимательного, беспечного отношения к ней очень высока, а последствия чрезвычайно серьезны.
В 2012 году реально не только на словах, а на деле, началась генеральная уборка Крайнего Севера и Российской Арктики. В числе первых проектов - очистка Земли Франца-Иосифа от скопившихся бочек с нефтепродуктами. На эти цели из федерального бюджета до 2015 года выделяется 2,3 млрд рублей. Аналогичные работы ожидают и остров Врангеля, и российские поселки на Шпицбергене. Кроме того, будет проведена комплексная оценка экологического состояния еще в семи крупных регионах арктической зоны. Реализация таких инициатив не только улучшит экологию Арктики, но и позволит разработать уникальные технологии восстановления загрязненных территорий
Из Архангельска летом 2012 года отправилась экспедиции по ликвидации экологического ущерба на архипелаге Земля Франца-Иосифа, в проводах которой 30 июля принял участие Путин. Цель экспедиции, проходящей в рамках программы по очистке Арктики, - очистка островов архипелага от мусора. Предполагается, что на островах будут развернуты цеха по очистке и прессованию бочек из-под топлива, по переработке металлолома и
утилизации других отходов. Планируется, что будет ликвидировано около 8 тыс. тонн отхо-
дов, в том числе 70 тыс. бочек и около 3 тыс. тонн горюче-смазочных материалов4. Всего же только на Земле Франца-Иосифа скопилось более 500 тыс. бочек с различными горючесмазочными материалами, многие из которых уже протекают, прохудились, это 15 тыс. тонн металлолома. Такую работу придется вести на всем протяжении Арктики от Мурманска до
4 Путин В. В. Рабочая поездка в Архангельскую область. URL: ЬіНр://президент.рф/новости/16082 (дата обращения: 31.07.2012).
Чукотки. Это, по мнению В. Путина, важное, нужное и своевременное дело. Российское Правительство не просто финансирует этот крупномасштабный, дорогостоящий, но все же очень перспективный проект по очистке арктических островов. В зависимости от темпов развития работ, будут наращиваться мощности и выделяться дополнительные средства на эти цели5.
Важнейшее значение для России имеет национальный парк «Русская Арктика» в северной части Новой земли, где природа сохранилась в естественном состоянии, птицы не боятся человека6. Создание российских национальных парков в Арктике вообще должно стать приоритетом национальной политики, что позволит упрочить суверенитет России на арктических островах, создаст предпосылки для развития в перспективе арктического туризма, транспортной и социальной инфраструктуры.
Во-вторых, создается система предупреждения, мониторинга и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктической зоне России на основе формирования десяти комплексных аварийно-спасательных, специализированных территориальных центров, которые появятся вдоль всего арктического побережья России. На министерской встрече Арктического совета в мае
2011 года был подписан первый в истории юридически обязывающий панарктический документ - Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике. В развитие этого соглашения и реализации своей ФЦП Россия и создает эффективную систему защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в АЗРФ. В рамках ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» в Дудинке такой центр открывается в 2012 году, в Мурманске - в 2013 году. В рамках этой ФЦП на Крайнем Севере до 2015 года всего появятся десять современно оборудованных комплексных аварийно-спасательных центров.
В-третьих, реальным фактом роста экономической активности России в Арктике стала установка платформы «Приразломной» в акватории Печорского моря и начало добычи нефти на арктическом шельфе в 2011-2012 годах. По различным оценкам экспертов углеводородные месторождения в России, расположенные на суше, в основном исчерпали свои
5 Путин В. В. Обращение к участникам экологической экспедиции на архипелаг Земля Франца-Иосифа. URL: ЬіНр://президент.рф/новости/16082 (дата обращения: 26.08.2012).
6 Национальный парк «Русская Арктика». URL: http://www.rus-arc.ru/ (дата обращения: 26.08.2012).
ресурсы, их выработка составляет до 60 %. В настоящее время Россия по объемам добычи нефти конкурирует с нефтедобывающими странами Ближнего Востока. Однако возникает проблема как сохранить конкурентные преимущества России в ближайшие десятилетия, пока существует динамичный спрос на нефть и газ. Основной надеждой России в приросте добычи углеводородов, чтобы избежать резкого снижения добычи нефти, становится континентальный шельф, прежде всего в Арктике. Только здесь можно ожидать наиболее существенного прироста запасов, открытия и введения в эксплуатацию крупных и гигантских месторождений. В Арктике известно 61 крупное нефтегазовое месторождение с объемом запасов свыше 500 млн баррелей в нефтяном эквиваленте (2009), 43 из этих месторождений находились в России, 6 - на Аляске, 11 - в Канаде и 1 - в Норвегии7. В стратегиях и политике при-арктических государств ключевым мотивирующим фактором в освоении Арктики является интерес именно к добыче здесь углеводородных ресурсов. Еще 22 сентября 2011 года Владимир Путин заявил в Архангельске в ходе работы второго международного Арктического форума «Арктика - территория диалога», что по сути Россия реально приступает к разработке арктического шельфа, открывает новую главу истории освоения Арктики и экономическая активность здесь будет возрастать [3].
В-четвертых, качественным расширением возможностей для мирного решения возникающих экономических проблем в процессе перехода от противостояния к арктической солидарности по принципу «Арктика для России и всего мира» становится заключение стратегически важных соглашений российских компаний с ведущими нефтяными корпорациями, обладающих современными технологиями и опытом реализации крупных проектов в акваториях морей. В апреле-мае 2012 года государственная компания ОАО «НК «Роснефть» при активном участи В. Путина, заключила стратегические соглашения с американской, итальянской и норвежской нефтяными корпорациями ExxonMobil, Eni и Statoil для освоения ресурсов российского шельфа.
Другой проект ОАО «Газпром» - освоение Штокмановского месторождения - продвигается крайне медленно и находится в кризисе в силу ряда причин, проанализированных и обобщенных мною на основе изучения многочисленных источников, в том числе:
7 В Арктике сосредоточено около 22 % ненайденных мировых ресурсов нефти и газа. URL: http://www.neftegazexpert.ru/ neftegazline/neftegaztext71482.html (дата обращения: 26.08.2012).
I. Из-за нестабильной экономической ситуации на мировых газовых рынках, изменения конъюнктуры в связи с продолжающимся европейским финансовым кризисом, трендом падения спроса на газ и снижения цены.
II. Для торможения Штокмановского проекта использовалось широко разрекламированное увеличение дорогостоящей и экологически опасной добычи сланцевого газа в США и подобные сомнительные проекты в других странах.
III. Открытие новых перспективных месторождений природного газа на шельфе теплых Средиземного (Кипр-Израиль), Каспийского и других морей, где разведка, бурение, добыча требует меньше затрат, чем в суровых условиях Арктики, а проекты их разработки и логистики базируются на новейших технологиях.
IV. Сложности в технической реализации проекта, выборе технологии сжижения газа в арктических условиях, что привело к разногласиям между партнерами.
V. Выбор экономически эффективной модели освоения Штокмана, инвестирования, значительное удорожание проекта в процессе его разработки.
VI. Недооценка современных технологий производства сжиженного газа с использованием плавающих заводов СПГ, технологическое отставание России в целом.
VII. Недостаточный опыт Газпрома в реализации освоения углеводородных месторождений в акватории Северного Ледовитого океана.
VIII. Существующий юридический и налоговый режим в России, по мнению зарубежных партнеров, недостаточно способствовал заключению взаимовыгодных договоров и развитию стратегического партнерства.
Штокмановский проект - это, в первую очередь, бизнес-проект нацеленный на получение прибыли. Вполне естественно, что зарубежные партнеры Газпрома так скрупулезно считают затраты, просчитывают все риски, добиваются послаблений в налоговом режиме. Кому выгодно решение о приостановке Штокмановского проекта? Ответ лежит на поверхности - конкурентам. Спрос на газ в мире не только не уменьшается, а возрастает, появляются новые рыночные ниши для дополнительных поставок газа в связи с закрытием атомных станций в Японни, Европе. Конкуренты Газпрома активно продвигают сегодня свои новые проекты по добыче и переработке сжиженного газа, реально обгоняя Россию. Российский Газпром в очередной раз откладывая решение по Штокману, безусловно теряет свои конкурентные преимущества, динамичность и те открывающиеся ниши, которые могут быть еще доступными. Здесь идет речь не только о Штокмане, но и о других проектах, реализуемых совместно с зарубежными партнерами, об усилении конкуренции на мировом рынке углеводородов, о постепенном, медленном вытеснении России с этого рынка. Арктические ставки России в такой ситуации многократно возрастают.
В-пятых, правительство России приняло 2 августа 2012 года постановление «О проекте программы разведки континентального шельфа Российской Федерации и разработки его
минеральных ресурсов на долгосрочную перспективу» (2012-2030 годы). Целью является сохранение конкурентного преимущества РФ на мировом рынке углеводородов и обеспечение энергетически безопасного развития национальной экономики и социальной сферы8. Основными задачами проекта программы являются детализация оценки и структуры сырьевой базы углеводородного сырья за счет повышения степени геологической изученности континентального шельфа и формирование промышленной и социальной инфраструктуры для пилотных проектов на континентальном шельфе в целях опережающего восполнения добычи нефти и газа.
В-шестых, 3 июля 2012 года Государственной думой ФС РФ принят в окончательной редакции ФЗ № 608695-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути», внесенный Правительством России в Госдуму 4 октября
2011 года, который закрепляет статус СМП как национальной транспортной магистрали и вводит в оборот понятие «акватория Северного морского пути», направленное на защиту национальных интересов России. Многократно увеличивается объем грузоперевозок по Севморпути. Началось долгожданное обновление атомного ледокольного флота. 3 августа
2012 года ООО «Балтийский завод - судостроение» объявлен исполнителем контракта на строительство головного атомного ледокола нового поколения мощностью 60 МВт, который войдет в строй до 30 декабря 2017 года.
В-седьмых, Россия приступила к формированию современной инфраструктуры Севморпути. Речь идет о комплексном транспортном проекте, призванном обеспечить динамичное развитие и освоение северных территорий РФ, решение важнейших экономических, социальных задач, создание новых производств и рабочих мест; интеграции Севморпути и его опорных гаваней с другими видами транспорта, модернизации речных, автомобильных, железнодорожных маршрутов и коммуникаций, северных аэродромов, аэропортов, обновлении полярной авиации и российского ледокольного флота; о развитии систем связи, навигации и гидрографии в Арктике, включая российскую систему глобального позиционирования (ГЛОНАСС) и многоцелевую спутниковую систему «Арктика»; о проекте открытия ледостойкой платформы-обсерватории «Северный полюс». Начинается модернизация действующих арктических портов и строительство новых портовых комплексов и терминалов. Так, 20 июля 2012 года началось строительство морского порта Сабетта на полуостро-
8 О проекте программы разведки континентального шельфа Российской Федерации и разработки его минеральных ресурсов на долгосрочную перспективу. URL: http://government.ru/docs/19888/ (дата обращения: 02.08.2012).
ве Ямал. Оживляются другие инфраструктурные проекты (Северный Широтный Ход - Заполярный Транссиб» и др.), создается береговая инфраструктура.
В-восьмых, определены Основы государственной политики в области военно-морской деятельности до 2020 года (29.05.2012). «Мы исходим из того, - заявил В. Путин, что нашей стране необходимо сохранить и укрепить свой статус одной из ведущих морских держав мира. При этом наш Военно-морской флот должен иметь все возможности эффективно решать целый комплекс задач. Первое. Прежде всего речь идет о развитии морской составляющей стратегических ядерных сил, об участии флота в обеспечении глобального паритета. Второе - это формирование многоцелевых морских группировок общего назначения, способных надежно парировать военные угрозы с морских направлений, обеспечивать надежность транспортных коммуникаций и охрану торговых судов, эффективно бороться с пиратством»9. Третья задача направлена на использование Военно-морского флота как инструмента защиты национальных экономических интересов. В том числе в таких регионах, как Арктика, где сосредоточены богатейшие биоресурсы, запасы углеводородов и других полезных ископаемых. Чтобы сформировать качественно новый облик морских сил общего назначения, предполагается выделить очень солидные деньги - 4,44 трлн рублей до 2020 года [4].
В-девятых, началась модернизация ОПК, в который входят 1 353 организации и предприятия, где работает более 2 млн человек, в том числе Севмаш, «Звездочка», «Арктика» и
др.10 На госпрограмму вооружения и программу дернизации оборонно-промышленного комплекса Россия вкладывает беспрецедентные средства в предстоящее десятилетие - почти 23 трлн рублей. На заседании Совета Безопасности 31 августа 2012 года В. Путин особо подчеркнул, что нам предстоит совершенствовать весь механизм ОПК, нужно совершить такой же мощный, комплексный прорыв в модернизации оборонных отраслей, как это было еще в 30-е годы прошлого века. Нужно будет освоить наукоемкие, базовые и критические технологии для выпуска современной конкурентоспособной продукции. И на этой основе обеспечить опережающий научно-технический задел для серийного производства перспективных систем вооружения и военной техники, производства в необходимом количестве и с высоким качеством [5]. Потенциал ядерных сил морского базирования к 2020 году будет сущест-
9 V
Путин В.В. Вступительное слово на совещании «О выполнении государственной программы вооружения в части оснащения Военно-морского флота». URL: http://президент.рф/выступления/16086 (дата обращения: 08.10.2012).
10 Севмаш. URL: 29.ru.text/newsline/410328.html (дата обращения: 28.09.2012).
венно обновлен за счет ввода в состав флота восьми новых атомных подводных ракетных крейсеров проекта «Борей», построенных на Севмаше. В 2G12 году первая АПЛ «Юрий Долгорукий» завершает испытания; вторая АПЛ «Александр Невский» проходит заводские испытания; 3G июля 2012 года на Севмаше в присутствии В. Путина заложена новая АПЛ - «Князь Владимир».
В-десятых, создается двадцать модернизированных погранзастав для контроля за северной границей и Северным морским путем, предусмотренных ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2G12-2G2G годы)». Часть погранзастав современного типа с обновленными функциями будет располагаться рядом с девятью спасательными центрами МЧС и Минтранса, которые планируется открыть в рамках развития Северного морского пути, остальные - на труднодоступных островах в Северном Ледовитом океане.
Перечисленные выше и другие меры российского государства позволят создать критическую массу и улучшить геополитическую ситуацию в Арктике. 2G12 год становится годом качественных изменений в Арктике для России в лучшую сторону, чтобы не говорили скептики, существующая оппозиция и так называемые «друзья России». Проблем здесь накопилось достаточно много и их решение требует стратегически выверенных шагов российского государства на много лет вперед. Такие шаги активно осуществляются. И я, как и многие другие эксперты, прекрасно отдаю себе отчет в том, что это только начало пути. Без наличия должной политической воли в России, к сожалению, мало что делается. Если уж оппозиция и многие на Западе демонизируют роль Путина во всех бедах российского народа, то почему бы тогда не отметить его реальный позитивный вклад в освоение Арктики, ее экологию? Арктический прорыв Путина - это арктический прорыв России, стратегически важные шаги российского государства как начало большой реальной работы по защите национальных интересов страны в XXI веке и продолжение многовекового процесса освоения Арктики. Литература
1. Премьер побывал на архипелаге Земля Франца Иосифа. Владимир Путин предложил провести генеральную уборку в Арктике, очистить ее от мусора. URL: http://www.ntv.ru/novosti/191877/#ixzz22VGLrRJU (дата обращения: 03.08.2012).
2. Путин В. В. Обращение к участникам экологической экспедиции на архипелаг Земля Франца-Иосифа. URL: http://президент.рф/новости/16082 (дата обращения: 26.08.2012).
3. Выступление В. В. Путина на форуме 22 сентября 2011 года. URL: http://premier.gov.ru /events/news/D cdj\v dscnegktyb yf ajhevt16536/ (дата обращения: 04.08.2012).
4. Путин В. В. Вступительное слово на совещании «О выполнении государственной программы вооружения в части оснащения Военно-морского флота». URL: http:// президент.рф/выступления/16086 (дата обращения: 08.10.2012).
5. Путин В. В. Выступление на расширенном заседании Совета безопасности 31 августа 2012 года. URL: http:// президент.рф/ выступления /16328 (дата обращения: 05.08.2012).
Рецензент - Шубин Сергей Иванович, доктор исторических наук, профессор.