Арктическая зона Российской Федерации: правовой режим развития, обеспечения безопасности, охраны природы, защиты национальных интересов
БЫКОВСКИЙ ВАДИМ КИРИЛЛОВИЧ,
доцент кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина, ведущий научный сотрудник Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции Института проблем безопасности СНГ, кандидат юридических наук
Аннотация: В статье исследуется правовой режим Арктической зоны Российской Федерации, анализируются нормы российского законодательства и нормы международного права в данной области. Отмечены тенденции развития международного сотрудничества в рамках международных арктических форумов. Освящены проблемы обеспечения безопасности в Арктике и международно-правовые основы защиты суверенитета России на территорию, природные ресурсы, континентальный шельф Арктического побережья. Подчеркнута важность Северного морского пути, имеющего ключевое значение для обеспечения жизнедеятельности населения северных регионов России, и его роль для освоения природных ресурсов Арктики, в том числе на континентальном шельфе. Исследуется секторальный принцип деления арктической территории и произошедшие в последнее время изменения национального законодательства Российской Федерации.
Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, правовой режим обеспечения безопасности и защиты суверенитета Арктической зоны России, правовая охрана природных ресурсов Арктики, государственная политика Российской Федерации в Арктике
The Arctic zone of the Russian Federation: the legal mode of development, safety, environmental protection, protection of national interests
BYKOVSKY VADIM KIRILLOVICH,
Leading scientific researcher of the Center for economic and legal problems of Eurasian integration, Security Problems Institute of the CIS, Associate Professor MGLU them O.E. Kutafina, candidate of legal sciences
Abstract: The article examines the legal regime of the Arctic zone of the Russian Federation, analyzes the norms of Russian legislation and the norms of international law in this field. The trends in the development of international cooperation in the framework of international Arctic forums were noted. The problems of security in the Arctic and the international legal framework for the protection of Russia's sovereignty over the territory, natural resources, and the continental shelf of the Arctic coast are consecrated. The importance of the Northern Sea Route, which is of key importance for the livelihoods of the population of the northern regions of Russia and its role for the development of the natural resources of the Arctic, including on the continental shelf, was emphasized. The sectoral principle of dividing the Arctic territory and the recent changes in the national legislation of the Russian Federation are investigated.
Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, legal regime for ensuring security and protection of the sovereignty of the Arctic zone of Russia, legal protection of the natural resources of the Arctic, state policy of the Russian Federation in the Arctic.
Значение международных арктических форумов для укрепления взаимодействия и сотрудничества государств Арктического региона
Большое значение для осуществления международного сотрудничества, в том числе в области охраны природных ресурсов Арктики, имеют ежегодно проводимые Международные арктические форумы, последний из которых проходил 9-10 апреля 2019 года.
Международные арктические форумы, которые проводятся с 2010 года, стали значимыми международными событиями, организуемыми прибрежными арктическими государствами при поддержке авторитетных международных организаций по вопросам повышения уровня жизни населения арктических территорий, развития транспортной системы, охраны окружающей среды.
В Архангельске 29-30 марта 2017 года прошел IV Международный форум «Арктика - территория диалога», где развитие региона было названо одним из приоритетных направлений развития России1.
На Санкт-Петербургском Международном арктическом форуме, проходившем 9-10 апреля 2019 года (далее - Форум) участвовало около 3600 российских и зарубежных политических, научных, деловых представителей, заинтересованных в рассмотрении ключевых проблем освоения российской Арктики и ее защиты от загрязнения. Главными темами форума были: «Арктика. Океан возможностей», «Прибрежные территории», «Открытый океан», «Устойчивое развитие», «Перспективы и форматы международного сотрудничества в Арктике». В его работе участвовал Президент РФ В.В. Путин, который назвал Форум ключевой площадкой для обсуждения актуальных вопросов социально-экономического развития арктических территорий, выработки
разноуровневых многосторонних механизмов совместного раскрытия и эффективного освоения мощного ресурсного потенциала Арктического региона2.
Далее в своем выступлении на этом Форуме Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что интенсивную динамику для освоения российских территорий Арктики придаст проект «Северный морской путь - Стратегия развития русской Арктики», который подробно разрабатывается и является транснациональным евразийским проектом. Также В.В. Путин отметил, что в течении нескольких ближайших лет по федеральному проекту «Чистая среда в Арктике» планируются провести крупномасштабные меры по ликвидации шести массивных объектов, причиняющих экологический вред, которые расположены на территориях Мурманской и Архангельской областей, в Карелии, Якутии, Ямало-Ненецком автономном округе. Россия также намерена расширить работы по очистке акватории Кольского залива, где планируется очистить более 200 квадратных километров морской поверхности3.
Важнейшим событием форума стало признание международными политическими и научными кругами принадлежащих Российской Федерации частей арктических территорий, являющихся продолжением российского континентального шельфа. На форуме было подчеркнуто, что 3 апреля 2019 года подкомиссия ООН по Арктическим территориям подтвердила геологическую связанность с материковой частью России участков Арктических территорий, представляющих собой продолжение континентальных шельфовых геологических массивов, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
1 В Архангельске открылся IV Международный арктический форум // Архангельские известия. http://www.izvestia29.ru/ роН^/2017/03/29/26583^т1 (дата обращения 01.06.2017).
2 https://forumarctica.ru (дата обращения 11.04.2019.)
3 Выступление Президента России В.В. Путина на Международном арктическом форуме 9-10 апреля 2019 г. в Санкт-Пе-
тербурге. http://www.kremlin.ru/events/president/news/60250
га» ARCTIC TMRIIORY OF DIAIOQUF ,r„?,ic: ."""erritory of Dialoque' ■5» International Arctic Fori™ aUe 9-10 April 2019, Russia, St. Petersburg
г
V. —\|
¿STI
Документы и материалы геологических исследований шельфа,научные обоснования и экспертизы, представленные в течение последних четырех лет «Роснедрами» и Минприроды России для сессий подкомиссии ООН, стали фундаментом для решения подкомиссии ООН, которая заявила о геологической принадлежности территорий, которые включаются Россией в расширенные границы своего континентального шельфа Арктического побережья, к структурным продолжениям шельфа и континента Российской Федерации1.
Хотя заключительные выводы по этим территориям формально будут одобрены позднее, на 49-й сессии подкомиссии ООН, уже сейчас увеличение размеров российского континентального шельфа в Арктике является предметом соглашений и договоренностей. Фактически площади российской шельфовой зоны увеличиваются на 1,2 млн кв. км, что позволит Российской Федерации активизировать промышленное освоение русской Арктики и продолжить многолетнюю работу российской научной общественности по Арктике, особенно специалистов гидрометеорологической службы2.
Арктический форум 2019 года продемонстрировал стремление государств и их регионов сотрудничать по проектам освоения Арктики, но и показал обеспокоенность представителей участвующих стран признаками глобального потепления, которые в Арктике проявляются наиболее наглядно, поскольку там температурное потепление проходит в 2-4 раза активнее, чем на остальной части планеты.
Проблемы обеспечения безопасности в Арктике и стратегическое значение охраны и использования природных ресурсов Арктики для России
Арктика является стратегически важным регионом для Российской Федерации. Она включает северную область Земли, глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки. В пределах арктической зоны расположены пять приарктических государств - Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия и Дания, которые обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом
в Северном Ледовитом океане. Площадь Арктики составляет около 27 млн кв. км.
Арктика является важным стратегическим элементом внутренней и внешней политики всех приарктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция, США). Кроме того, усиливается экономический интерес к этой зоне со стороны неарктических государств (Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Испания, Великобритания, Китай, Италия, Япония, Корея, Сингапур, Индия).
1 В ООН признали часть территории Арктики продолжением континентального шельфа РФ. https://ru.arctic.ru/ пе\^/20190404/833543^т1 Дата просмотра сайта 9.04.2019.
2 Первые итоги Международного арктического форума 9-10 апреля в Санкт-Петербурге. https://topwar.ru/156668-pervye-itogi-mezhdunarodnogo-arkticheskogo-foruma.html
Российская территория Арктики начинается с Земли Франца-Иосифа на северо-западе и простирается до островов Врангеля и Геральд на востоке - около трети всей площади шельфа Арктики. Арктические территории находятся под властью федерального законодательства и активно используются в экономических целях России. Кроме того, по территории арктической зоны проходят Северный морской путь и Северный воздушный мост, связывающий Азию и Северную Америку.
Значение Арктического региона обуславливается огромными запасами полезных ископаемых. Арктический регион богат разнообразными полезными ископаемыми, прежде всего газом и нефтью. В Арктике расположено около 22% мировых неразведанных ресурсов углеводородов, а это: 13% нефти, 30% природного газа, 20% газоконденсата. При этом 84% ресурсов находится на шельфе Северного Ледовитого океана и 16% - на сухопутной территории арктических государств.
Кроме того, в арктической зоне своя уникальная природа, включающая более 20 тыс. видов растений, животных, грибов и микроорганизмов. В Арктике сосредоточено более 25% видов отряда лососеобразных рыб, 12% видов лишайников и 6% видов мхов. Здесь обитают дикие северные олени, зайцы-беляки, полярные совы, крачки, волки, песцы и белые медведи, снежные бараны, овцебыки и лемминги. К морским обитателям Арктики относятся моржи, тюлени и несколько видов китообразных: косатки, белухи, нарвалы и усатые киты1.
В.В. Путин на Федеральном арктическом форуме «Дни Арктики в Москве», который прошел в Москве 21-25 ноября 2018 года, отметил важность бережного отношения к экологии при освоении Арктики, отправив телеграмму. По его мне-
—Ж--!Ж
*
нию, «для России Арктика играет стратегическую роль. Сегодня мы укрепляем свое присутствие в регионе, реализуем научно-исследовательские инициативы, масштабные программы по его хозяйственному, экономическому освоению, претворяем в жизнь амбициозные инфраструктурные проекты. При этом хорошо понимаем, насколько важно обеспечить сохранность окружающей среды, сберечь природное многообразие полярных и приполярных территорий»2.
Между тем, правовое регулирование охраны окружающей среды Арктики носит фрагментарный характер, когда каждый вопрос заставляет обращаться к отдельным нормам различных нормативных правовых актов. «Необходимые правовые механизмы находятся на разных уровнях совершенства, а некоторые аспекты охраны природной среды Арктики вообще выпали из системы правового регулирования»3.
Для развития Арктического региона и обеспечения его политико-экономической безопасности необходимо совершенствовать государственное управление в данной области. В этих целях был принят Указ Президента РФ от 26.02.2019 г. № 78 «О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации»4.
Данным нормативным актом Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего
1 Сайт V Международного арктического форума 9-10 апреля 2019 года «Арктика - территория диалога». https:// forumarctica.ru/about-forum/about-the-arctic/ (дата обращения 22.04.2019).
2 https://ria.ru/20181121/1533238683.html (дата обращения 22.03.2019).
3 Боголюбов С.А., Краснова И.О. Право и спасение природы российской Арктики // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 6. С. 180.
4 СЗ РФ. 2019. № 9. Ст. 824.
Востока преобразовано в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. В настоящее время на него возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации.
Необходимо разобраться с понятием «Арктическая зона Российской Федерации». В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу1 под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные Решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22.04.1989 г., а также земли и острова, указанные в Постановле-
нии Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15.04.1926 г. «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом.
Более детально их перечень установил Указ Президента РФ от 02.05.2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»2. В частности, к сухопутным территориям арктической зоны Российской Федерации он отнес территории Нижнеколымского района, территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Мезенский муниципальный район», «Новая Земля», «Город Новодвинск», «Онежский муниципальный район» и др.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития сектора Арктики России до 2020 года и развитие проекта Северного морского пути
Государственная политика Российской Федерации направлена на развитие Арктического региона. В том числе в данных целях принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года3.
В Концепции получила признание идея поддержки развития Северного морского пути, который имеет ключевое значение для обеспечения жизнедеятельности населения северных регионов страны и роль которого в настоящее время которого резко возрастет в связи с освоени-
ем природных ресурсов Арктики, в том числе на континентальном шельфе.
Необходимо создать специальную технику, способную работать в экстремальной среде Арктики. Это является приоритетным направлением технологического развития, отраженным в перечне критических технологий и поддержанными действующими федеральными целевыми программами.
Активизация освоения российского сектора Арктики была предусмотрена по следующим направлениям:
1 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утв. Президентом РФ 18.09.2008 г. № Пр-1969).
2 СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. I). Ст. 2136.
3 Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
• активизация работ по освоению нефтегазовых месторождений, переданных недропользователям, а также на нераспределенном фонде недр арктического континентального шельфа;
• существенное повышение изученности арктического континентального шельфа, а также обеспечение к 2020 году прироста балансовых геологических запасов морских месторождений нефти до 3 млрд. тонн и газа - до 5 трлн куб. м;
• увеличение добычи морских биологических ресурсов в Арктике к 2017 году до 20% общего изъятия водных биологических ресурсов в Российской Федерации, при этом предусматривается более полное использование добываемых водных биологических ресурсов;
• своевременное предупреждение об опасных гидрометеорологических и геофизических явлениях и высоких уровнях загрязнения окружающей среды;
• развитие информационно-коммуникационных технологий для обеспечения надежной связи на основе использования новейших достижений в области создания космических средств связи и наблюдения; и другие.
Крайне важной является задача обеспечения национальной безопасности в Арктическом регионе в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики и задача снижения ущерба окружающей среде от расширения экономической деятельности, а также восстановление окружающей среды, нарушенной в результате прошлой деятельности в Арктике на территории Российской Федерации.
В ближайшей перспективе планируется адаптировать объекты инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям, а также снизить показатели стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности населения, проживающего в Арктическом регионе.
В 1920-е годы сложилась традиционная практика международного права, которая предусматривает распределение арктических территорий на секторы по принципу тяготения их к побережь-
ям приполярных государств. Такой подход предусматривает, что сектор находится под юрисдикцией данного арктического государства. Помимо этого, на острова и земли, находящиеся в этом секторе, распространяется суверенитет этого государства.
Исторически сложилось, что арктическим сектором каждого из арктических государств является пространство, основанием которого служит побережье этого государства, а боковой линией - меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ данного государства. Целью секторального разделения Арктики стало вполне обоснованное стремление арктических государств исключить из действия международного права районы, географические и климатические особенности которых делают их особо значимыми для данных стран.
Первым из арктических государств, закрепившим в национальном законодательстве свои права на арктический сектор, была Канада, принявшая еще в 1907 году Закон «О северо-западных территориях». Российская Федерация поддержала Канаду, приняв в 1916 году аналогичный Закон «О северо-западных территориях». Канада распространила свою юрисдикцию на сектор Арктики, который находится между меридианами, начинающимися в точках выхода ее сухопутной границы к Северному Ледовитому океану и сходящимися на самом Северном полюсе.
Другие арктические государства никак свои владения в Арктике законодательно не оформляли, при этом и возражений России и Канаде ни-
кто не высказывал. Необходимо обратить внимание на то, что в 1920-х годах СССР, Норвегия, Дания, США и Канада условились считать свои арктические сектора постоянными границами. Тем самым фактически принцип секторального деления Арктики стал общепризнанной реальностью. Но так называема, «теория секторов» какого-либо подкрепления в положениях международных договоров к настоящему времени не получила. Более того, сам термин «арктический (либо «полярный») сектор» в международных правовых актах не используется, что представляет насущную проблему, требующую решения.
Согласно законодательным актам Канады и СССР закреплены правомочия соответствующих стран не на все пространство таких секторов, а лишь на расположенные там сухопутные - материковые и островные - образования.
В юридической литературе долгое время высказывалось мнение, согласно которому властные правомочия этих стран распространяются или должны распространяться на всю площадь прилежащих к побережью каждого из них арктических секторов с вершинами в точке Северного полюса. Тем не менее, ни одно из арктических государств на всю совокупность сухопутных и морских пространств региона в официальном порядке не претендовало.
Итак, можно сделать вывод, что секторное разделение Арктики не вызвало каких-либо возражений иных, неарктических государств и было принято «де-факто». Этого фактического признания было вполне достаточно до тех пор, пока с развитием науки и техники проблема разработки природных ресурсов Арктики из области фантастики не перешла в практическую сферу. Постепенно государства начали понимать ценность Арктического региона, особенно с учетом глобального потепления и стремительного таяния ледников1.
Правовой режим использования и охраны природных ресурсов Арктики определяется большим количеством международных актов. К ним относятся, в частности, Лондонская конвенция 1972 года по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, Соглашение о сохранении белых медведей от 1973 года, Конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года, Конвенция 1976 года о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в результате разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна2.
Кроме данных международных актов, большое значение в установлении правового режима Арктики имеют «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденная Указом Президентом РФ 08.02.2013 г. № Пр-2323, а также «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом РФ 18.09.2008 г. № Пр-19694.
В целом, как отмечают Н.Г. Жаворонкова и В.Б. Агафонов, все законодательные и нормативные акты в их совокупности, в том числе доку-
1 Международно-правовой статус Арктики. https://infopedia.su/9x3c23.html (дата обращения 27.3.2019 г.).
2 СПС «Консультант плюс».
3 СПС «Консультант плюс».
4 СПС «Консультант плюс».
менты стратегического планирования по Арктике, не составляют целостного, непротиворечивого, внутренне логичного и перспективного плана освоения Арктики. В настоящее время существующие нормативные правовые акты отражают лишь отдельные подходы и концепции использования природных ресурсов путем максимизации их добычи и переработки, а также отдельные направления их правовой охраны. «В действующем законодательстве на уровне специального федерального закона необходимо детально прописать пределы и условия природопользования и охраны окружающей среды в Арктической зоне»1.
Важным вопросом для Российской Федерации является вопрос о расширении границ континентального шельфа, богатого запасами нефти и газа. Согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года2 приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон (до 200 миль шириной) и континентального шельфа (до 350 миль шириной), хотя данные районы Арктики и не входят в состав их государственных территорий.
Российская Федерация еще в 2001 году объявила о своих претензиях на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребет Ломоносова и поднятие Менделеева, однако ее заявка была отклонена в связи с недостатком геологической информации. Были направлены новые экспедиции на Северный полюс, также проведены геолого-геофизические исследования в Северном Ледовитом океане по изучению геоло-
гической природы поднятия Менделеева и хребта Ломоносова и батиметрическая съемка. Прогнозируются запасы углеводородов рассматриваемых областей - 4,9 млрд тонн условного топлива. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву для расширения шельфа необходимо доказать континентальную природу прилегающих к нему геологических структур на дне океана.
С 2015 года Россия ждет нового решения по поданной в ООН заявке о расширении границ континентального шельфа в Арктике. Это позволит увеличить площадь российского шельфа в регионе на 1,2 млн км.
Комиссия ООН уже определила свое отношение к российской заявке по расширению шельфа в Арктике и решение может быть озвучено летом 2019 года. По словам первого заместителя министра природных ресурсов и экологии России Дениса Храмова «Комиссия ООН, выполняя предусмотренные конвенцией процедуры должна определиться со своим отношением к российской заявке и в рамках следующей сессии Комиссия ООН должна приступить к подготовке рекомендаций с учетом того, что представители российской стороны дискутируют с членами Комиссии ООН по проблемам определения границ континентального шельфа России в Арктике3.
Позднее, к началу Международного арктического форума 2019 года, как указано выше, стало известно, что подкомиссия ООН заявила о геологической принадлежности части континентального шельфа Арктики к продолжению континентального шельфа России4.
1 Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Современные тренды правового обеспечения стратегического планирования природопользования в Арктике // «Lex russica». 2018. № 7.
2 Конвенция ООН по морскому праву 1982 года // Сайт ООН. http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/ unclos/unclos_r.pdf
3 https://ria.ru/20190322/1552012553.html (дата обращения 27.03.2019). Также см.: Когда России достанется большая часть Арктики? http://www.online812.ru/2012/02/03/009/print.html (дата обращения 27.03.2019).
4 В ООН признали часть территории Арктики продолжением континентального шельфа РФ. https://ru.arctic.ru/ news/20190404/833543.html (дата обращения 9.04.2019).
Нормативно-правовые акты и литература
1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года // Сайт ООН. http://www.un.org/depts/los/convention_ agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf
2. Лондонская конвенция 1972 года по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов // СПС «Консультант плюс».
3. Соглашение о сохранении белых медведей от 1973 года // СПС «Консультант плюс».
4. Конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. // СПС «Консультант плюс».
5. Конвенция 1976 года о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в результате разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна // СПС «Консультант плюс».
6. Пятый Международный арктический форум 9-10 апреля 2019 года «Арктика-территория диалога». https://forumarctica.ru/about-forum/about-the-агс^с/ (дата обращения 22.04.2019).
7. Выступление Президента России В.В. Путина на Международном арктическом форуме 9-10 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге. http://www.kremlin.ru/ events/president/news/60250
8. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безо-
пасности на период до 2020 года», утв. Указом Президентом РФ 08.02.2013 г. № Пр-232 // СПС «Консультант плюс».
9. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утв. Президентом РФ 18.09.2008 г. № Пр-1969 // СПС «Консультант плюс».
10. Указ Президента РФ от 02.05.2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны РФ» // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. I). Ст. 2136.
11. Указ Президента РФ от 26.02.2019 г. № 78 «О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 9. Ст. 824.
12. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
13. Боголюбов С.А., Краснова И.О. Право и спасение природы российской Арктики // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 6. С. 180.
14. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Современные тренды правового обеспечения стратегического планирования природопользования в Арктике // «Lex russica». 2018. № 7.