Научная статья на тему 'АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФИНЛЯНДИИ'

АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФИНЛЯНДИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
572
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНЛЯНДИЯ / АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ / АРКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФИНЛЯНДИИ 2021 Г / АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФИНЛЯНДИИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Барановская В. П., Скаридов А.С.

В данном исследовании автор анализирует экономические и внешнеполитические цели Финляндии в Арктике, лежащие в их основе интересы и соотношение между видением и реальностью. В статье рассматривается роль арктического статуса для Финляндии, который подразумевает ее право на участие в принятии решений и в экономической эксплуатации региона.This study analyses Finland's economic and foreign policy objectives in the Arctic, its underlying interests and the relationship between vision and reality. The article examines the role of Arctic status for Finland, which implies its right to participate in decision-making and in the economic exploitation of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФИНЛЯНДИИ»

РАЗДЕЛ II. МОРСКОЕ ПРАВО

Для цитирования: Барановская В.П. Арктическая политика Финляндии / Науч.рук. д.ю.н.., профессор А.С. Скаридов; ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова // Океанский менеджмент. 2022. № 1(15). С. 21-24

Барановская В. П.

ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова, Кафедра Международного и морского права,

Бакалавриат

Научный руководитель: д.ю.н, профессор Скаридов А.С.

ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова. Кафедра Международного и морского права,

АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФИНЛЯНДИИ

Аннотация. В данном исследовании автор анализирует экономические и внешнеполитические цели Финляндии в Арктике, лежащие в их основе интересы и соотношение между видением и реальностью. В статье рассматривается роль арктического статуса для Финляндии, который подразумевает ее право на участие в принятии решений и в экономической эксплуатации региона.

Ключевые слова. Финляндия, Арктический совет, Арктическая стратегия Финляндии 2021 г., арктическая политика Финляндии, стратегические меры.

FINLAND'S ARCTIC POLICY

Annotation. This study analyses Finland's economic and foreign policy objectives in the Arctic, its underlying interests and the relationship between vision and reality. The article examines the role of Arctic status for Finland, which implies its right to participate in decision-making and in the economic exploitation of the region.

Keywords. Finland, Arctic Council, Finnish Arctic Strategy 2021, Finnish Arctic Policy, strategic measures.

Финляндия - государство в Северной Европе, на востоке Скандинавского полуострова. Южный берег омывается водами Финского и Ботнического заливов Балтийского моря.

В регионе параллельно действуют до шести уровней регулирования (общее международное право, региональные конвенции, право ЕС, национальные законы, местные и муниципальные правила, а также целый ряд необязательных норм и других механизмов «мягкого права») [6, с. 1]. В статье рассмотрена позиция Финляндии как арктического государства, основанная на нормах международного права и национального законодательства.

В 1989 году Финляндия предприняла инициативу по организации сотрудничества восьми арктических государств по охране арктической окружающей среды. Эта инициатива вылилась в проведение конференции на уровне министров в Рованиеми в 1991 г. В настоящее время Финляндия является членом Арктического совета.

Финская промышленность располагает знаниями и современными технологиями в таких сферах, как строительство в арктических условиях, экологические технологии в Арктике, развитие арктических инфраструктуры и перевозок, а также ледового судоходства [9].

Арктический совет - это важнейший межправительственный орган, «международный форум высокого уровня» в арктическом регионе, который призван содействовать развитию международного сотрудничества, координации национальных политик и взаимодействию арктических государств, сообществ аборигенных и других народов, населяющих Арктику, по общим для них проблемам, в частности, по вопросам устойчивого развития и природоохранной деятельности в Арктике [8, с. 83].

Укрепление Арктического совета - это непрерывный процесс, целью которого является расширение арктического сотрудничества в меняющихся условиях. Сотрудничество между уходящим и приходящим председателями поддерживает непрерывность работы Арктического совета. Углубление сотрудничества между председателем и рабочими группами повышает эффективность Арктического совета в целом. Финляндия приветствует это развитие и принимает активные действия для его продолжения.

На практическом уровне арктическая политика Финляндии на рубеже 2010-х годов строилась на основе сотрудничества между различными министерствами. В каждом министерстве назначен человек, ответственный за вопросы Арктики. Министерство иностранных дел играет ведущую роль в арктической политике Финляндии, но практически все министерства имеют интересы в Арктическом регионе, которые сотрудничество между министерствами стремится объединить [5, с. 24]. Сотрудничество между министерствами имело большое значение при составлении Арктической стратегии.

Первый документ финской арктической стратегии был опубликован в 2010 году. Основной вклад в разработку стратегических документов внесла Арктическая рабочая группа, назначенная канцелярией премьер-министра. Состав Рабочей группы менялся, но характерно, что он был межведомственным: например, документ 2010 года был подготовлен группой людей, в которую входили представители

десяти министерств [7, с. 625]. Межведомственный состав рабочей группы указывает на то, что содержание стратегии отражает более общие дискурсы, происходящие в финском государственном управлении, а не иллюстрирует точку зрения одного министерства.

В настоящее время действует Арктическая стратегия Финляндии 2021 года. Данная Стратегия арктической политики определяет ключевые цели Финляндии в Арктическом регионе и выделяет наиболее важные приоритеты для их достижения. Стратегия утверждена Правительством и определяет цели арктической политики на следующие два срока его полномочий - до 2030 года.

Цель Финляндии - мирный Арктический регион, характеризующийся конструктивным сотрудничеством. Необходимо избегать роста напряженности и конфликтного потенциала. Стратегия арктической политики определяет четыре приоритетных направления деятельности Финляндии в Арктике:

1. Изменение климата, смягчение последствий и адаптация

2. Население, содействие благополучию и правам саамов как коренного народа

3. Экспертиза, средства к существованию и передовые исследования

4. Инфраструктура и логистика [2].

Через Стратегию арктической политики и ее приоритеты Финляндия содействует достижению целей Повестки дня в области устойчивого развития (Повестка дня на 2030 год) в Арктическом регионе. Связь между приоритетами Стратегии и целями устойчивого развития (ЦУР) рассматривается в связи с каждым приоритетом.

Арктические интересы Финляндии и арктический опыт актуальны для всей страны, и, с другой стороны, арктический характер всей Финляндии поддерживает и укрепляет международный имидж Финляндии как арктической страны в международном контексте. На международном уровне используется несколько определений Арктического региона в зависимости от контекста. Провинция Лапландия имеет особое значение, когда мы говорим об арктическом регионе Финляндии в географическом контексте. Помимо Лапландии, регионы Северная Остроботния, Кайнуу и Северная Карелия участвуют в арктическом сотрудничестве, и особенно в региональном сотрудничестве в рамках Баренцева Евро-Арктического Совета.

В целом, Стратегия Финляндии предусматривает реализацию следующих стратегических мер:

• Укрепление ведущей роли Финляндии в смягчении последствий изменения климата и постепенном отказе от ископаемых видов топлива путем развития децентрализованного производства возобновляемой энергии, климатически ориентированной инфраструктуры и строительства, и др.;

• Оказание влияния для укрепления участия жителей Арктики и региональных субъектов в международном арктическом сотрудничестве и подготовке арктической политики Финляндии;

• Развитие устойчивого и круглогодичного туризма в Арктическом регионе;

• Поддержка работы Арктического экономического совета, направленной на укрепление сотрудничества между экономическими операторами в регионе;

• Эффективное влияние на развитие международного экологического регулирования судоходства в рамках Международной морской организации (ИМО), например, путем дальнейшего эффективного внедрения Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс);

• Планирование обновления финского ледокольного флота и активизация сотрудничество в области зимней навигации с соседними странами;

• Укрепление развития инфраструктуры судоходства и картографических данных в Арктическом регионе посредством гидрографических исследований;

• Финансирование исследований, связанных с арктическими условиями в целом, будет контролироваться и развиваться в сотрудничестве между различными административными ветвями, и др [2].

Пандемия СОУГО-19 и возможные дальнейшие пандемии, риск которых повышается из-за таких явлений, как оттаивание вечной мерзлоты, подчеркивают необходимость уделять больше внимания угрозам здоровью и безопасности здравоохранения, а также особым проблемам, с которыми сталкиваются малонаселенные арктические районы. Они должны быть обеспечены соответствующими телекоммуникациями и транспортным сообщением, чтобы, например, медицинская помощь могла быть быстро доставлена тем, кто в ней нуждается. Арктический совет будет играть ключевую роль и в борьбе с угрозами здоровью. Дополнительная ценность, создаваемая Советом, частично основана на том, что он служит форумом для проведения переговоров и принятия решений совместно с коренными народами и связывает арктические регионы Северных стран, России и Северной Америки. Кроме того, возрастет значение высококачественной научной деятельности рабочих групп Арктического совета.

Финляндия ведет постоянные диалоги по вопросам внешней политики, политики безопасности и оборонного сотрудничества по ситуации с безопасностью в Арктике как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Финляндия продолжает привлекать внимание к возможности созыва Арктического саммита, который мог бы, с одной стороны, позволить поднять экологические вопросы на повестку дня Арктического совета на самом высоком уровне, а с другой - создать возможный форум для решения вопросов политики безопасности, которые не входят в мандат Арктического совета. Силы

обороны Финляндии участвуют в арктическом исследовательском сотрудничестве и проводят военные учения на севере, как на национальном уровне, так и совместно со своими международными партнерами. Сила Финляндии заключается в боеспособных силах обороны, созданных для действий в арктических условиях и обладающих арктической экспертизой высокого международного уровня [2].

В качестве примера таких исследований можно отметить учения Arctic Challenge, проводимые в нечетные годы. Они являются наиболее важными международными учениями ВВС Финляндии в рассматриваемом регионе. В 2021 году учения возглавляла Норвегия [11].

Стоит также обратить внимание на иную деятельность, проводимую Финляндией в Арктическом регионе. В качестве примера можно отметить проект IBA-ForestFires.

В арктических государствах ведется работа над национальными стратегиями, проектами и планами по сокращению выбросов, связанных с лесными пожарами. Проект IBA-ForestFires в Финляндии посвящен лесным пожарам в Фенноскандии в условиях меняющегося климата и лесного покрова. Проект обобщает текущие знания о возникновении, мониторинге, моделировании и ликвидации лесных пожаров в Фенноскандии и прилегающих регионах. Кроме того, проект исследует, как лесные пожары могут способствовать выбросам черного углерода над Арктикой в рамках Арктической стратегии Финляндии [3, с. 55].

Финляндия постоянно подчеркивает необходимость укрепления Арктического совета и арктической политики Европейского союза. Основные глобальные ориентиры Стратегии включают Парижское соглашение и Цели устойчивого развития, принятые ООН (Повестка дня на 2030 год), Конвенцию ООН о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенцию ООН по морскому праву (UNCLOS) 1982 г., а также Декларация ООН о правах коренных народов 2007 г., и др. В качестве сквозных тем всего арктического сотрудничества Финляндия подчеркивает необходимость соблюдения принципов устойчивого развития, гендерного равенства и недискриминации.

В рамках арктической политики Финляндии стоит также отметить Соглашение о сотрудничестве в области авиационного и морского поиска и спасания в Арктике 2011 года. В приложении к документу отмечены границы поисково-спасательных районов каждого из его членов. Так, границей между поисково-спасательными районами Финляндии и Российской Федерации, Финляндии и Норвегией, и Финляндией и Швецией является сухопутная граница между ними. К поисково-спасательному району Финляндии относятся следующие территории:

• от точки стыка сухопутных границ Финляндии, Норвегии и Швеции на юг вдоль сухопутной границы между Финляндией и Швецией до точки пересечения этой границы с Северным полярным кругом;

• на восток вдоль Северного полярного круга до точки его пересечения с сухопутной границей между Финляндией и Российской Федерацией;

• на север вдоль сухопутной границы между Финляндией и Российской Федерацией до точки стыка сухопутных границ Финляндии, Норвегии и Российской Федерации; и

• далее до точки стыка сухопутных границ Финляндии, Норвегии и Швеции [1].

Поисково-спасательные возможности остаются проблемой в связи с ростом экономической деятельности, судоходства и воздушного движения в Арктике. В связи с этим эффективная реализация "Соглашения о сотрудничестве в области авиационного и морского поиска и спасания в Арктике" приобретает важное значение. Создание Арктического форума береговой охраны является положительным шагом. Под эгидой Арктического форума береговой охраны Пограничная охрана Финляндии укрепляет сотрудничество с участниками поисково-спасательных операций для обеспечения безопасности на море. Целью является обмен передовым опытом, согласование стандартных операционных процедур и содействие оперативной совместимости [10].

Глобальная конкуренция вызывает большой интерес и озабоченность у бизнеса и промышленности. В Арктическом регионе это означает как большие возможности для роста, так и чрезвычайно острую международную конкуренцию. Арктический регион обладает значительным экономическим потенциалом, который может принести пользу Финляндии. Увеличение морских перевозок в Северном Ледовитом океане и эксплуатация природных ресурсов в регионе - это возможность для финского опыта [7, с. 626].

«Финский опыт» проецируется как опыт, связанный со специфическим пониманием Арктического региона как северного и экологически отличного, экстремального и хрупкого: экстремальные условия, преобладающие в Арктическом регионе - ледяной покров, арктический холод и сильные ветры -создают ряд дополнительных проблем для операций. Финляндия имеет большой опыт работы в холодных районах северных широт, что предлагает компаниям отличные возможности для использования новых деловых возможностей, открывающихся в Арктике.

Следует отметить, что, несмотря на членство Финляндии в Арктическом совете и ее активную международную деятельность, с географической точки зрения арктичность Финляндии имеет одну ключевую проблему: ни одно научное или международное определение не идентифицирует Финляндию как полностью арктическую страну [4, с. 75]. Однако, можно с уверенностью говорить о то, что в политическом контексте создан образ Финляндии как арктической страны (в том числе благодаря ее активному участию в международных конвенциях и различных мероприятиях на мировой арене).

Арктическая география Финляндии, национальный опыт, вытекающий из нее, участие Финляндии в арктическом сотрудничестве и ее арктическая и/или северная национальная история и культура создают переплетение, различные стороны которого тесно связаны и которые в совокупности выступают в качестве строительных блоков финского самопонимания и Арктической Финляндии в представлениях финской арктической политики.

Пристатейный библиографический список:

1. Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902395150

2. Finland's Strategy for Arctic Policy. Publications of the Finnish Government 2021:55 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://urn.fl/URN:ISBN:978-952-383-943-4

3. Expert group on Black carbon and methane. 3rd Summary of Progress and Recommendations Report / Arctic Council Secretariat, 2021. - 90 p.

4. Karajaoja N. Suomen arktisen politiikan taloudelliset ja ulkopoliittiset tavoitteet muuttuvassa toimintaymparistossa / Syksy, 2020. - 93 p.

5. Repo J. Suomen arktisuus geopoliittisena konstruktiona / Helsingfors universitet, 2015. - 95 p.

6. Ringbom H. Introduction // Regulatory Gaps in Baltic Sea Governance. - 2018. - №. 18. - P. 1 - 6.

7. Vaatanen V. Securing Anticipatory Geographies: Finland's Arctic Strategy and the Geopolitics of International Competitiveness // Geopolitics. - 2019. - №. 2. - P. 615 - 638.

8. Левит В.Т. Арктический совет как важнейший орган международного сотрудничества в сфере охраны природы и устойчивого развития в Арктике // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2014. - №. 18. - С. 82 -87.

9. Официальный сайт Арктического совета [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://arctic-council.org/ru/about/states/finland/

10. Официальный сайт Министерства иностранных дел Финляндии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://um.fi/documents/35732/0/Finland%27s%20Chairmanship%20Program%20for%20the%20Arctic%20Council%20%2 81°/o29.pdf/b13cda82-7b03-df0a-f86b-1d3e06b8041f?t=1533205711183

11. Официальный сайт Министерства обороны Финляндии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.defmin.fi/files/5066/Examples_on_international_training_and_exercise_events_in_2021.pdf

Для цитирования: Бразовская Я.Е. Мировой океан и коммерческое использование морских пространств / ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова // Океанский менеджмент. 2022. № 1(15). С. 24-32

Бразовская Я.Е.

ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова. Кафедра Международного и морского права, доцент.

МИРОВОЙ ОКЕАН И КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОРСКИХ

ПРОСТРАНСТВ

Аннотация. Размышляя о коммерческом использовании морских пространств, автор настоящей статьи попытался насколько это возможно кратко осветить наиболее интересные факты о Мировом океане. Затронул вопросы влияния человеческой деятельности на океан и расширение вариативности коммерческого использования его пространств. Уделил внимание существенным механизмам правового регулирования коммерческого использования морских пространств от делимитации до обеспечения безопасности. В заключении автором сделаны выводы и внесены предложения.

Ключевые слова: морское право, делимитация морских пространств, виды коммерческого использования океана.

WORLD OCEANS AND COMMERCIAL USE OF MARITIME AREA

Annotation. The author of this article has been reflecting on the commercial use of maritime spaces, to be tried, as briefly as possible, to highlight the most interesting facts about the oceans. The author touched upon the impact of human activity on the ocean and the expansion of the variability of the commercial use of its spaces. In the article paid attention was paid to the essential mechanisms of legal regulation of the commercial use of maritime spaces from delimitation to maritime security. In conclusion, the author draws conclusions and makes suggestions. Keywords: maritime law, maritime delimitation, types of commercial use of the ocean.

Прежде чем начать рассуждения о коммерческом использовании морских пространств, следует ответить на вопрос: что мы знаем о Мировом океане и его морских пространствах? Как осуществляется его правовое регулирование и что принято понимать под коммерческим использованием моря? Ответив на данные вопросы, и, зная существующие и перспективные виды коммерческой деятельности на море, мы сможем без труда ответить на главный вопрос: как обеспечивается безопасность коммерческого использования моря?

Что мы знаем о Мировом океане и его морских пространствах?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.