УДК 133
Вопросы музеологии. 2023. Т. 14. Вып. 2
Арканы Таро в собрании Государственного музея истории религии: вопросы атрибуции
М. В. Птиченко
Государственный музей истории религии,
Российская Федерация, 190000, Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, 14
Для цитирования: Птиченко М. В. 2023. Арканы Таро в собрании Государственного музея истории религии: вопросы атрибуции. Вопросы музеологии 14 (2): 202-213. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.205
Статья посвящена вопросам атрибуции двух предметов из собрания Музея истории религии, история и назначение которых долгое время оставались неизвестными. Это арканы Таро, поступившие в музейные фонды в 1940 г. Сопоставление предметов, которые хранятся в библиотеке музея, в научно-историческом архиве, изучение учетной документации и привлечение современных публикаций позволили атрибутировать эти предметы как имеющие отношение к истории деятельности ордена мартинистов в Петрограде/Ленинграде под руководством Григория Оттоновича Мёбеса. С его именем связан «Курс энциклопедии оккультизма» (лекции), в котором Мёбес обращался к герметическим наукам, магии, каббале, привлекая для разъяснений символизм старших арканов Таро. Этим объясняется обилие рисунков, выполненных карандашом, чернилами и тушью, а также «подарочный» экземпляр старших арканов большого формата, хранящихся в фондах музея. Арканы, прорисованные по образцам Таро Папюса, выявили преемственность петроградских мартинистов и западной эзотерической традиции, несмотря на тот факт, что Мёбес демонстративно отмежевался от главного штаба ордена мартинистов, располагавшегося в Париже. Многочисленные современные публикации и упоминания имени Мёбеса в литературе по истории эзотеризма; дискуссии, развернувшиеся по вопросам иконографии арканов Таро, иллюстрирующих лекции Мёбеса, — яркое подтверждение того факта, что музей располагает уникальными материалами, которые необходимо ввести в научный оборот как один из неоспоримо ценных исторических источников. Рисунки арканов являются существенным дополнением к документам, связанным с деятельностью ордена мартинистов в России, хранящимся в фондах Музея истории религии.
Ключевые слова: Музей истории религии, арканы Таро, Григорий Оттонович Мёбес, орден мартинистов, Эттейла, энциклопедия оккультизма.
В фондах Музея истории религии хранится небольшое собрание колод Таро, датируемых серединой XIX — началом XX в. Каждая из колод является по-своему уникальной, со своей историей как бытования, так и создания. Долгие годы эти предметы находились в собрании музея; они не были востребованы в экспозиционной работе, равно как и не возбуждали исследовательский интерес, несмотря на то что отдельные изображения были задействованы на выставке, посвященной истории масонства, которая открылась в музее, располагавшемся еще в здании Казанского собора. История бытования указанных колод Таро, выявление особенностей иконо-
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023
графии потребовали научных изысканий и времени. Каким образом удалось атрибутировать эти, казалось бы, непрофильные для Музея истории религии предметы?
Одна из колод лишь условно может быть названа колодой, поскольку представляет собой комплект из 22 рисунков, пополнивших собрание музея в июне 1940 г. Эти изображения были в числе предметов, переданных из Антирелигиозного музея1, располагавшегося в те годы в Исаакиевском соборе (ГАМБИС)2. В свою очередь, в ГАМБИС они поступили из Музея ВЧК3 в том же 1940 г. Это были разнообразные материалы: многочисленные рисунки, масонские знаки, рукописи, книги, изображения, записанные в инвентарные книги при постановке на учет в Музее истории религии как «материалы масонской ложи египетского культа», хотя на обложке написано: «Идеограммы мажорных арканов Таро» (рис. 1).
Рис. 1. Титульный лист с надписью «Идеограммы мажорных арканов». Инв. № A-1028/1-ГVг. Петроград. 1923 г. Бумага, картон, тушь. Изображение предоставлено для публикации Государственным музеем истории религии
1 Акт № 1468 от 5 июня 1940 г.
2 ГАМБИС — Государственный антирелигиозный музей (размещался в Исаакиевском соборе).
3 ВЧК — Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией.
Вероятно, основанием для такой записи стали изображения сфинксов, колесниц, египетских головных уборов и одеяний персонажей Таро, которые можно видеть на рисунках из упомянутого комплекта. Рисунки выполнены тушью, белилами и акварелью в наивной манере и производят впечатление детских рисунков. Почему эти необычные материалы оказались в Музее истории религии? Возможно, причиной стало то обстоятельство, что к 1940-м годам в музее уже сформировалась небольшая масонская коллекция, которая и стала отправной точкой исследования, позволившей атрибутировать и определить историю этих рисунков.
В научно-историческом архиве музея хранятся рукописные материалы, среди которых очень похожие по стилистике изображения, выполненные карандашом, размером в четверть листа; они снабжены многочисленными пометками, содержащими толкования изображенных фигур. Это астрологические и алхимические знаки, а также знаки каббалистические, астрологические, нумерологические. Поскольку рисунки находились в составе масонской коллекции музея, а часть этого собрания связана с именем Б. В. Астромова (1883-?), то можно было предположить, что и упомянутый выше «странный» комплект рисунков как-то связан с деятельностью масонов в Петрограде/Ленинграде в 1920-х годах.
В 1990-х годах, когда стали доступны ранее закрытые архивы ФСБ, появились первые публикации, посвященные масонам 1920-х годов4. Сопоставление фактов, представленных в публикациях, обращение к материалам архива ФСБ позволило атрибутировать указанные ранее материалы как принадлежащие к деятельности ордена мартинистов. Стало известно имя руководителя ордена — Григория От-тоновича Мёбеса (1868-1930/34). Несмотря на то что первая страница указанного комплекта рисунков имеет название, в котором фигурирует слово «Таро», запись в инвентарной книге про «египетский культ» долгие годы вносила путаницу. Было очевидно, что рисунки — не что иное, как 22 старших аркана Таро5.
Какое отношение имеют арканы Таро — колоды, предназначенной в первую очередь для гадания, — к ордену мартинистов? Появление ордена мартинистов связано с именем Папюса (Жерар Анкос, 1865-1916), который в 1889 г. основал Независимую группу изучения эзотерических наук во Франции, возродив тем самым интерес к эзотеризму. Он же создал первые ложи мартинистов в Париже.
В чем заключалось учение мартинистов, какова была главная идея, вдохновлявшая членов этого ордена? Чеслав Чинский, глава российских мартинистов, в начале XX в., объясняя цели и организацию ордена, писал: «Мартинисты в настоящее время представляют из себя христианский светский рыцарский орден. Цель мартинизма — создавать людей, высоко развитых духовно и нравственно, способных влиять на других в том же направлении и вполне подготовленных к восприятию и применению каких бы то ни было Возвышенных Учений»6. Да-
4 Брачев, 2003. С. 439-475.
5 Колода карт Таро делится на две части: старшие и младшие арканы. Старшие арканы — 22 карты с определенными сюжетами, которые принято изображать на них, они имеют названия: Маг, Шут, Иерофант, Дьявол, Колесо фортуны, Императрица, Император и др. Младшие арканы представляют четыре масти, соответствующие четырем стихиям — огню, воде, земле и воздуху, и, помимо обозначения масти (чаши/кубки, пентакли/диски, мечи, жезлы/посохи), имеют числовое значение от 1 до 10. Они также включают фигурные карты с изображениями пажей, рыцарей, королей и королев.
6 Чинский Ч. 1910. Орден мартинистов. Его происхождение, цели, значение и краткий очерк его истории. СПб.: Коммерческая скоропечатня. С. 15-16.
лее он отмечал, что изучение каббалы не является «непосредственной» задачей ордена, обязательной для всех. Можно довольствоваться более «скромным поприщем воздействия на ближних в смысле подъема нравственных и духовных сил...»7.
Человек, согласно учению мартинистов, представляет собой единство трех тел: физического, ментального и астрального, что соответствовало трем планам мироздания. Это единство, позволявшее когда-то, в золотые времена человечества, свободно взаимодействовать с сущностями всех трех миров, было утрачено людьми. Необходимо было восстановить то божественное состояние, которое было до грехопадения, для чего использовались различные практики, способствующие развитию способностей человека к восприятию нематериального мира. Была выработана система упражнений, направленная на развитие всех трех тел (физического, духовного и астрального); их полагалось выполнять ежедневно. Физическое тело укреплялось ограничениями в еде, астральное тело — дыхательными упражнениями и наблюдением над своими эмоциями, а ментальное — работой над развитием логики и силы воображения. Магические познания и опыты — спиритические сеансы, духовидение и прочее — также приветствовались. Судя по конспектам, сохраненным учениками Мёбеса, он давал также подробные указания по питанию (отказаться от мяса, кофе, специй и т. д.)8.
В конце XIX в. первые ложи мартинистов появились в России. Мартинизм непродолжительное время был популярен среди аристократии, вероятно, в первую очередь из-за внимания, которое было оказано Папюсу лично императором Николаем II, пригласившим Папюса в Царское Село для проведения спиритического сеанса, где был вызван дух императора Александра III9. Как это часто бывает, увлечение членов царской фамилии мартинизмом, пусть даже мимолетное, привлекло в орден новых последователей, но ненадолго. К тому периоду, который интересует автора статьи в связи с коллекцией музея, к 1920-м годам, орден был немногочислен.
Первые руководители российского отделения ордена получили посвящение в Париже, и уже 4 мая 1910 г. на квартире графа Чеслава Чинского, назначенного Папюсом Генеральным делегатом ордена в России, собрались члены ордена, которые утвердили устав и подали просьбу градоначальнику Петербурга о регистрации мартинистов и разрешении осуществления деятельности10. В это же время произошло знакомство Чеслава Чинского с Григорием Оттоновичем Мёбесом11 (рис. 2), обладателем почетного диплома доктора герметизма Парижской высшей герметической школы, которого сразу посвятили в высшую степень мартинизма.
7 Там же. С. 16.
8 Г. О. М. 2014. Минорные арканы Таро. Инициация в традицию этического герметизма. М.: София. С. 180-183.
9 Натаф, 2002. С. 226.
10 Корнеев, 1999. С. 123. В справке Департамента полиции отмечалось, что «распространение масонского ордена "мартинистов" идет под флагом подобных же легализованных обществ и спиритических, и оккультных, и графологических, легализация которых не встречает препятствий».
11 Богомолов, 2000. С. 337, 430. Г. О. Мёбес — швед по происхождению, был преподавателем математики в Пажеском и Николаевском кадетских корпусах, а также какое-то время преподавал математику детям великого князя Константина Романова. По воспоминаниям современников, это был худой, некрасивый человек, являвший вместе с тем пример «исключительного, универсального учителя».
Рис. 2. Григорий Оттонович Мёбес — глава ордена мартинистов. Серия фотографий спиритов и спиритических сеансов. Инв. № С-820-50. Фотоателье «H. Rentz & F. Schräder». 1900-е гг. (?). Фотобумага, картон, желатиновая печать. Публикуется впервые. Предоставлено для публикации Государственным музеем истории религии
В конце 1910 г. Мёбес возглавил орден мартинистов, став Генеральным делегатом и сменив на посту Чеслава Чинского. А в 1912 г. Григорий Оттонович объявил об автономии и независимости русских мартинистов от французской материнской ложи. Верховный совет ордена в Париже принял решение о лишении петербургского отделения ордена мартинистов всех званий и степеней, что не помешало Мё-бесу продолжить работу в избранном направлении и самостоятельно вести членов общества по пути посвящения.
Осенью 1909 г. Мёбес прочитал несколько лекций по оккультизму в Соляном городке в Петербурге. Как сообщал журнал «Изида» — официальный орган ордена мартинистов в России, — «благодаря выдающимся знаниям и эрудиции лектора все лекции имели большой успех и привлекли массу публики»12. Здесь же анонсировался цикл лекций: «С января по конец апреля 1911 г. будет прочитан доктором герметизма Г. О. М. систематический курс догмы и истории западного оккультизма, распределенный концентрически на три цикла обучения. Всего предполагается 16 двухчасовых лекций. Прием заявлений, а также получение всех сведений и программы — в редакции журнала "Изида"..»13. Одна из слушательниц, пожелавшая остаться неизвестной14 и обозначенная на титульном листе как «ученица № 40 Б. Б. К С. И», составила «Курс энциклопедии оккультизма», который был издан в Петербурге в 1912 г.15 В предисловии к изданию «ученица № 40» отметила, что «Эта книга лишь эскиз панорамы величайшей мудрости, развернувшейся перед нами в вечера, которые посвятил нам учитель. Я передала суть лекций правильно и точно, но, поневоле, пришлось очень сокращать живое устное изложение, не приводить примеров из жизни, которые так ярко и остроумно иллюстрировали высказываемые мысли и положения. Поэтому надо очень продумать книгу, чтобы самому извлечь из нее то, что в готовом виде давалось на лекциях»16.
Полное имя автора было обозначено лишь инициалами «Г. О. М.». Эзотерические знания из самых разных областей оккультных наук излагались на основе символизма арканов Таро, в первую очередь старших. Мёбес отмечал, что «.все изложенное в курсе можно уподобить содержанию букваря, предназначенного для ознакомления читателя с азбукой языка, литература которого столь обширна, что изучению ее можно посвятить не одну, а несколько инкарнаций»17.
Таким образом, многочисленные рукописные рисунки, хранящиеся в фондах музея, могли быть «конспектами» членов ордена мартинистов. После ареста в 1926 г., во время следствия, отвечая на вопросы следователя и объясняя принципы своей работы с адептами, Мёбес говорил, что стремился заставить ученика пересмотреть все свои верования и этико-эстетические подходы к жизни путем самоанализа18. Во главе всей системы посвящения, согласно Мёбесу, стояло изучение и понимание комплекса оккультных наук, включавших в себя нумерологию, астрологию, каббалу, магию и многое другое. Поэтому он, отвергнув руководство французских мартинистов, не отказался от изучения символизма арканов Таро, которое было введено Папюсом, стоявшим у истоков мартинизма19.
Папюс считал колоду Таро книгой Тота, Гермеса Трисмегиста, книгой первоначального откровения высших цивилизаций, к которым он относил египетскую ци-
12 Изида. 1910. № 3. С. 15.
13 Там же. С. 15.
14 Возможно, это была М. А. Нестерова, ученица и супруга Г. О. Мёбеса.
15 Книга с начала 1990-х годов многократно переиздавалась.
16 Г. О. М. 2019. Курс энциклопедии оккультизма. М.: Энигма. С. 13.
17 Там же. С. 437.
18 Эзотерическое масонство в советской России. 2005. Документы 1923-1941 гг. Публикация, вступительные статьи, комментарии, указатель А. Л. Никитина. М.: Минувшее. С. 154-157.
19 Автор статьи не касается ритуала посвящения, отметив лишь, что в системе посвящения имеются четыре степени: 1) ассоциат (associate); 2) инициат (initiai); 3) высший неизвестный (superieur innconnu); 4) высший неизвестный посвятитель (superieur innconnu initiateur).
вилизацию, книгой, хранящей мудрость Древнего Египта. Художник Габриэль Гул-линат (1882-1972) воплотила в жизнь идеи Папюса, прорисовав 22 старших аркана, выполненных в древнеегипетской стилистике, с использованием соответствующих атрибутов — головных уборов, одежд и т. д. Эти карты увидели свет в 1909 г. в книге Папюса «Предсказательное Таро». Примечательно, что книга Папюса, где на форзаце приведены все 22 старших аркана, с печатью ордена мартинистов хранится в библиотеке музея. Она поступила в книжное собрание в 1940 г., когда передавался весь блок материалов, связанных с деятельностью ордена. Изображения следовало вырезать из книги, наклеить на плотную бумагу (картон) и пользоваться при чтении, постигая тайны, заключенные в том или ином аркане. Судя по многочисленным рисункам, хранящимся в архиве музея, арканы из книги Папюса перерисовывались (карандашом, ручкой, тушью), и далее ученик по мере продвижения по пути посвящения «работал» над постижением символизма арканов, делая пометки на рисунках.
Изображения старших арканов Таро большого формата (рисунок — 27,6 х 21,1 см; разворот — 37,6 х 47,5 см), указанные ранее как материалы «египетского культа», раскрашены от руки, наклеены на правую внутреннюю половину сложенного пополам синего картона. На верхнем листе по центру наклеен белый горизонтальный лист бумаги с отпечатанной типографским способом декоративной рамкой, в которую вписана соответствующая нумерации аркана буква еврейского алфавита от первой до двадцать второй. Первый аркан на внутренней стороне разворота имеет дарственную надпись: «Высокочтимому, дорогому учителю признательный ученик. К солнечному 1923 году»20. Дата — 1923 г. — свидетельствует о том, что и по прошествии многих лет после публичных лекций 1911 г., и после преобразований деятельности автономной ветви петроградского мартинизма работа Мёбеса по изучению и толкованию символизма арканов Таро не прекратилась.
Что отличало толкование старших арканов Мёбесом от толкований таких исследователей, таких как Эттейла (1738-1791), Элифас Леви (1810-1875), Папюс? Подобно своим предшественникам, Мёбес указывал на связь арканов Таро и учения каббалы, сопоставляя 22 старших аркана и 22 знака еврейского письма: «...Тарот явится как бы посвятительным алфавитом. Общая схема картин будет схемою знаков этого алфавита; детали картин и цветовые оттенки в их окраске будут комментариями к этим знакам. Мы свяжем 22 мажорных аркана тарота с иероглифами древнееврейского алфавита»21. Что же касается младших (минорных) арканов, они, по мнению Мёбеса, отражают картину мира еще не падшего человечества — времени, когда человек еще владел тайным знанием, когда это знание не являлось чем-то исключительным, а было, скорее, обычным занятием, частью повседневного опыта и жизни. В то время как старшие (мажорные) арканы отражают мир уже падшего человека, вынужденного трудиться для постижения утраченного им закона Божьего путем посвящения, который подразумевает очищение и новое приобщение к знанию. Через постижение символизма арканов Таро адепт мог повысить уровень своего сознания и открыться для новых знаний, скрытых в оккультных науках — астрологии, каббале, нумерологии и т. д.
20 Инвентарный номер А-1028/01-1У. Подписана посвятительным именем одного из учеников и слушателей курса Г. О. Мёбеса.
21 Г. О. М. 2019. Курс энциклопедии оккультизма. С. 13.
Рис. 3. Старший аркан Верховная жрица. Инв. № Л-2028/23-1У. Петроград. 1923 г. Бумага, тушь, белила, акварель. Публикуется впервые. Изображение предоставлено для публикации Государственным музеем истории религии
Каждый аркан получал толкование на нескольких уровнях. Так, аркан Верховная жрица (рис. 3) имел числовое значение 2; буквенное соответствие — ЬеШ; иероглифическое значение — рот человека; астрологическое соотношение — Луна; название — познание. Если проводить аналогию с тремя планами мироздания, то этот же аркан на ментальном уровне напоминал о Божественной субстанции; на астральном — указывал на женщину; на физическом — на пассивную природу, восприимчивость.
Отдельно следует сказать о порядке следования образов Таро. Существуют две традиции: одна из них в качестве открывающего колоду ставит аркан Шут (идет под нулевым номером), другая ставит данный аркан на 21-е место в порядке следования старших арканов. И тогда Шут находится после аркана Суд перед арканом Мир. Именно такое расположение представлялось Мёбесу наиболее верным. Он считал, что если поставить фигуру Шута в начале колоды, то ей придается исключительное значение, если же в самом конце — абсолютно пассивное, в то время как персонаж аркана динамичен, в движении. Мёбес, опираясь на сумму 20 и 1 как на числовое значение аркана, говорил ученикам, что данный аркан символизирует личность (1) в период своего возрождения (20), в тот момент, когда она еще не справляется с новизной задач, стоящих перед ней, и не может опереться на «жезл доступных ей посвятительных знаний»22.
22 Там же. С. 423.
«Курс энциклопедии оккультизма», опирающийся на толкование арканов Таро, в настоящее время получил высокую оценку и признание всех, кто интересуется оккультными знаниями23. Книга выдержала несколько переизданий. Один из вопросов, занимающих исследователей наследия Г. О. Мёбеса, касается иконографии арканов Таро. Как выглядели изображения арканов, которыми пользовался Мёбес во время своих лекций?
Нужно заметить, что курс лекций, изданный в 1912 г., был снабжен чертежами, схемами, таблицами, но рисунки самих арканов отсутствовали, давалось только словесное описание. Предполагалось, что все слушатели представляют себе, как выглядит тот или иной аркан и о чем идет речь. В современных публикациях энциклопедии оккультизма используются рисунки, которыми было сопровождено издание 1937 г., увидевшее свет в Шанхае. Мёбес и его ученики могли пользоваться даже картами Таро Артура Эдварда Уэйта (1857-1942)24. В доказательство приводится польский вариант энциклопедии 1921 г., в котором присутствуют изображения, частично заимствованные из колоды А. Уэйта, частично — у Освальда Вирта (1860-1943).
Обращение к тексту энциклопедии убеждает, что изображения, хранящиеся в собрании Музея истории религии, полностью соответствуют описаниям, данным в лекциях. Например, читаем про аркан Верховная жрица: «Картинка на заднем плане изображает две колонны: правая, красная, часто увенчанная знаком Солнца, носит название Jakin; левая, синяя (часто черная), увенчана Луной и именуется Bo-hez. Просвет между колоннами на масонском языке именуется средним пространством. На картинке оно задернуто завесою. На среднем плане восседает женщина на кубическом сидении. На голове женщины мы видим уже не знак ^ первого аркана, а рога Исиды, между которыми помещена полная луна. Лицо фигуры прикрыто полупрозрачной вуалью»25 (рис. 3). Изображение и цветовая гамма соответствуют словесному описанию аркана, в то время как в публикациях шанхайского или польского издания, на которое ссылается А. Костенко26, они отличаются. На одном из рисунков видим колонны, украшенные египетскими иероглифами; у женщины, сидящей на кубе, обнажена грудь; в руках, помимо книги, она держит жезл, увенчанный цветком раскрывшегося лотоса. Описание Мёбеса предполагает сдержанный, не перегруженный деталями рисунок, что и воплощено в изображении аркана из собрания Музея. Все 22 старших аркана имеют в основе своей иконографии прорисовки Таро, созданные Папюсом и Гуллинатом.
Возможно, что ученики пользовались другими экземплярами Таро. Свидетельством тому может быть еще одна колода из собрания музея, поступившая в фонды в 1940 г. в числе предметов, связанных с орденом мартинистов, переданных из музея ВЧК. Эта колода также долгие годы была безымянна, несмотря на то что на коробочке, в которой она хранится (это полная колода Таро: 78 карт, 22 старших аркана и 56 младших), имелась надпись «Jeu des 78 Tarots égyptiens». Указан автор — Z. Lismon27.
23 Декстер, Даммит, 2017. С. 235-238. В этом издании целая глава посвящена Г. О. Мёбесу и его школе.
24 Там же. С. 237.
25 Г. О. М. 2019. Курс энциклопедии оккультизма. С. 26.
26 Костенко, 2015.
27 Инвентарный номер А-5800-ГУ.
Лисмон — псевдоним книготорговца, издателя Симона Блокеля (1780-1863), в 1838 г. переиздавшего колоду карт Эттейлы (Жан-Батист Альетте), создателя карт Таро, появление которых относится к концу XVIII в.
Эттейла считается одним из основоположников оккультного Таро. Он был известен прежде всего как прорицатель. Первая его книга, посвященная гаданию на картах, не упоминала о Таро, а лишь предлагала «развлечься». В 1770 г. в Амстердаме была издана книга «Г-н *** Эттейла, или способ развлечься колодой карт», предлагавшая читателям погадать на досуге, используя самую обычную колоду для игры в пикет, в которой были три фигурные карты (король, дама, валет) и четыре масти. Но спустя 18 лет Эттейла составил собственную колоду Таро, и в 1789 г. эта колода увидела свет вместе с книгой толкований под названием: «Книга Тота, или Драгоценное собрание картин учения Три-Меркурия-Атотиса, служащее теории и практике мудрой магии первых египтян». Это была уже колода карт не для развлечения и гадания на досуге, а для постижения «мудрой магии». Сам Эттейла утверждал, что его колода не создана, а воссоздана им «после долгих лет исследований и размышлений»28, поскольку он также был сторонником древнеегипетского происхождения Таро. Художник, прорисовавший карты Эттейлы, неизвестен, имеются лишь сведения, что гравировал их Пьер-Франсуа Базан (1723-1797)29; изображения раскрашены акварелью. Многое из того, что было введено в оборот Эттейлой, используется тарологами по настоящее время: прямые и перевернутые значения карт, систематическое изложение прорицательных значений, названия «мажорные» и «минорные» (старшие и младшие) арканы. Более чем 100 лет карты Эттейлы были самой популярной колодой, которую использовали и для прорицания, и для эзотерических целей.
Главное отличие колоды Симона Блокеля заключается в том, что младшие арканы Эттейлы дополнены эмблематическими изображениями, правда не имеющими к числовому значению карты никакого отношения. Сделано это было, возможно, из эстетических соображений, чтобы заполнить «пустоты» на картах оригинальной колоды. Историки Таро называют колоду Блокеля «Эттейла-11», подразумевая, что колода создана в традиции Эттейлы, но не является оригиналом. Таро Эттейлы из собрания музея датируется, вероятно, 1885 г., судя по рубашке колоды и исходя из того, что пользовался этими картами кто-то из членов ордена.
Арканы Таро в учении ордена мартинистов играют, таким образом, важную роль. Образная система и символизм позволяют использовать Таро как инструмент для постижения оккультных наук. Особенно ярко скрытые смыслы, заключенные в Таро, представлены стараниями Г. О. Мёбеса в курсе лекций по теории и истории оккультизма. Идеи, заложенные Папюсом в основу учения ордена мартинистов, были продолжены и развиты Мёбесом. Рисунки арканов являются ценным историческим источником и существенным дополнением к документам, связанным с деятельностью ордена мартинистов в России, хранящимся в фондах Музея истории религии.
28 Костенко, 2021. С. 76.
29 Там же. С. 77.
Литература
Богомолов Н. А. 2000. Русская литература и оккультизм. СПб.: Новое литературное обозрение.
Брачев В. С. 2003. Масоны и власть в России. М.: Эксмо.
Декстер Ч., Даммит М. 2017. История оккультного Таро. М.: Касталия.
Корнеев В. Е. 1999. Документы Департамента полиции о масонах в России. Королев А. А. (ред.) Масоны в России: Вчера... Сегодня... Завтра?.. М.: Ин-т молодежи. С. 98-128. Костенко А. 2021. Введение в Таро Эттейлы. Труды, традиции, темы. М.: ИП Красников Е. Н. Костенко А. 2015. Курс энциклопедии оккультизма, читанный Г. О. М. в 1911-1912 академическом году в городе С.-Петербурге. URL: https://kostenko168.blogspot.com/2015/02/blog-post_11.html (дата обращения: 26.06.2023). Натаф Андре. 2002. Мэтры оккультизма. СПб.: Академический проект.
Статья поступила в редакцию 30 июня 2023 г.; рекомендована к печати 15 октября 2023 г.
Контактная информация:
Птиченко Марина Викторовна — канд. филос. наук; [email protected]
Тarot Arcana in the collection of the State Museum of the History of Religion: Attribution issues
M. V. Ptichenko
State Museum of the History of Religion,
14, ul. Pochtamtskaya, St. Petersburg, 190000, Russian Federation
For citation: Ptichenko M. V. 2023. Tarot Arcana in the collection of the State Museum of the History of Religion: Attribution issues. The Issues of Museology 14 (2): 202-213. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.205 (In Russian)
The article deals with the attribution of two items from the collection of the Museum of the History of Religion, the history and purpose of which have long remained unknown. These are the Tarot arcana, which came into the museum's collection in 1940. A comparison of items from the museum's library, the scientific and historical archives, a study of records, and the use of contemporary publications made it possible to attribute these items as belonging to the history of the Order of the Martinists in Petrograd/Leningrad, led by Grigory Otonovich Mebes. Related to his name is the Course of the Encyclopaedia of the Occult — lectures in which Mebes referred to the hermetic sciences, magic, the Kabbalah, drawing on the symbolism of the major arcana of the Tarot for explanations. This explains the abundance of drawings done in pencil, ink and ink, as well as the "gift" copy of the large-format major arcana in the museum's collections. The arcana, drawn after Papius's Tarot models, revealed the continuity between the Petrograd Martinists and the Western esoteric tradition. Numerous contemporary publications and mentions of Mebes' name in the literature on the history of esotericism, and the discussions that have developed on the iconography of the Tarot arcana illustrating Mebes' lectures, are clear evidence of the fact that the museum has unique materials that should be introduced into academic discourse as one of the valuable historical sources. Keywords: Museum of the History of Religion, Tarot Arcana, Grigory Ottonovich Mebes, Martinist Order, Etteila, Encyclopedia of occultism.
References
Bogomolov N. A. 2000. Russian Literature and Occultism. St. Petersburg: Novoe Literaturnoe Obozrenie Publ. (In Russian)
Brachev V. S. 2003. Freemasons and power in Russia. Moscow: Eksmo Publ. (In Russian)
Dexter Ch., Dammit M. 2017. The History of the occult Tarot. Moscow: Castaliia Publ. (In Russian)
Korneev V. E. 1999. Documents of the Police Department on Masons in Russia. Korolev A. A. (ed.) Masony
v Rossii: Vchera... Segodnia... Zavtra?.. Moscow: Institut molodezhi Press: 98-128. (In Russian) Kostenko A. 2021. Introduction to the Etteila Tarot. Works, traditions, themes. Moscow: IP Krasnikov E. N. Publ. (In Russian)
Kostenko A. 2015. The course of the encyclopedia of occultism, read by G. O. M. in the 1911-1912 academic year in St. Petersburg. Available at: https://kostenko168.blogspot.com/2015/02/blog-post_11.html (accessed: 26.06.2023). (In Russian) Nataf Andre. 2002. Matters of the occult. St. Petersburg: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
Received: June 30, 2023 Accepted: October 15, 2023
Author's information:
Marina V. Ptichenko — PhD in Philosophy; [email protected]