Научная статья на тему 'АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СМИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕДИАТРАНСЛЯЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ'

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СМИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕДИАТРАНСЛЯЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
12
2
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
журналистика / СМИ / медиаландшафт / национальная память / история прессы / journalism / mass media / media landscape / national memory / history of the press

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Александр Юрьевич Евсеев

В последнее время в связи с курсом российского государства на сохранение культурных ценностей, в том числе сопряженных с национальной памятью, активизировался интерес исследователей к историческому медийному ландшафту регионов России. Автор пишет о том, что Чеченская Республика – регион с богатым традиционным прошлым, которое активно освещается в медиасреде и становится востребованным объектом изучения в сфере филологии, истории, журналистики и массовых коммуникаций. Тезис о том, что без прошлого нет настоящего, в связи с утверждением в России «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей» приобрел за последние годы более насущный современный смысл и стал частью медийных стратегий. На основе публикационной тематической активности чеченских СМИ было отобрано и изучено 136 публикаций, касающихся вопросов национальной памяти, в которых используются архивные публикации и архивные записи. В статье делается попытка ответа на вопросы: какие именно коммуникативные стратегии используются в современной медиатрансляции аспектов национальной памяти в ракурсе особенностей современного медиаландшафта Чеченской Республики, среди коммуникативных стратегий в ракурсе данных исследований рассматриваются языковые стратегии современной подачи архивных материалов. Выявлено, что трансляция и ретрансляция вопросов национальной памяти как части медийных стратегий требует разработки специального научного инструментария и глубокого, междисциплинарного анализа исторически сложившихся форм медийного ландшафта. Мониторинг научных обзоров по истории чеченской журналистики (преимущественно прессы), а также самих СМИ, анализ используемых языковых средств при освещении данной темы в СМИ показал, что специфика Чеченской Республики в этом вопросе может быть изучена и экстраполирована на другие регионы России. Новизна заключается в отборе тематического материала, связанного с национальной памятью и в том, как в Чеченской Республике репрезентуется исторический журналистский ландшафт. Акценты, выявленные при анализе языковых средств СМИ, как уже изученные, так и новые, помогают отражать в медиа преображение национального сознания и опыт духовно-эстетического созидания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.47475/2070-0695-2024-52-2-6-14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHIVE MATERIALS OF THE MEDIA OF THE CHECHEN REPUBLIC AS A TOOL FOR MEDIA BROADCASTING OF NATIONAL MEMORY

Recently, in connection with the course of the Russian state towards the preservation of cultural values, including those associated with national memory, the interest of researchers in the historical media landscape of the regions of Russia has intensified. The Chechen Republic is a region with a rich traditional past, which is reflected in the media environment and is becoming a sought– after object of study in the field of philology, history, journalism and mass communications. The thesis that there is no present without the past has acquired a more urgent modern meaning over the past five years and has become part of media strategies. It was studied on the example of 136 publications related to issues of national memory, which language strategies are used in the modern media transmission of aspects of national memory, exploring the features of the modern media landscape of the Chechen Republic. It is revealed that the translation and retransmission of issues of national memory as part of media strategies requires the development of special scientific tools and a deep, interdisciplinary analysis of historically formed forms of the media landscape. Monitoring of scientific reviews on the history of Chechen journalism (mainly the press), as well as the media themselves, analysis of the language tools used when covering this topic in the media showed that the specifics of the Chechen Republic in this matter can be studied and extrapolated to other regions of Russia. The novelty lies in the selection of material related to national memory and in how the historical journalistic landscape is represented in the Chechen Republic.

Текст научной работы на тему «АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СМИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕДИАТРАНСЛЯЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ»

ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ВОПРОСЫ МЕТОДОВ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЙ JOURNALISM THEORY AND ISSUES IN MEDIA RESEARCH METHODS

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 2 (52). С. 6-14 elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2024;2(52): 6-14. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0695-2024-52-2-6-14

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СМИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

КАК ИНСТРУМЕНТ МЕДИАТРАНСЛЯЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Александр Юрьевич Евсеев

Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, evseevau@mail.ru

Аннотация. В последнее время в связи с курсом российского государства на сохранение культурных ценностей, в том числе сопряженных с национальной памятью, активизировался интерес исследователей к историческому медийному ландшафту регионов России. Автор пишет о том, что Чеченская Республика - регион с богатым традиционным прошлым, которое активно освещается в медиасреде и становится востребованным объектом изучения в сфере филологии, истории, журналистики и массовых коммуникаций. Тезис о том, что без прошлого нет настоящего, в связи с утверждением в России «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» приобрел за последние годы более насущный современный смысл и стал частью медийных стратегий. На основе публикационной тематической активности чеченских СМИ было отобрано и изучено 136 публикаций, касающихся вопросов национальной памяти, в которых используются архивные публикации и архивные записи. В статье делается попытка ответа на вопросы: какие именно коммуникативные стратегии используются в современной медиатрансляции аспектов национальной памяти в ракурсе особенностей современного медиаландшафта Чеченской Республики, среди коммуникативных стратегий в ракурсе данных исследований рассматриваются языковые стратегии современной подачи архивных материалов.

Выявлено, что трансляция и ретрансляция вопросов национальной памяти как части медийных стратегий требует разработки специального научного инструментария и глубокого, междисциплинарного анализа исторически сложившихся форм медийного ландшафта. Мониторинг научных обзоров по истории чеченской журналистики (преимущественно прессы), а также самих СМИ, анализ используемых языковых средств при освещении данной темы в СМИ показал, что специфика Чеченской Республики в этом вопросе может быть изучена и экстраполирована на другие регионы России. Новизна заключается в отборе тематического материала, связанного с национальной памятью и в том, как в Чеченской Республике репрезентуется исторический журналистский ландшафт. Акценты, выявленные при анализе языковых средств СМИ, как уже изученные, так и новые, помогают отражать в медиа преображение национального сознания и опыт духовно-эстетического созидания.

Ключевые слова: журналистика, СМИ, медиаландшафт, национальная память, история прессы.

Для цитирования: Евсеев А. Ю. Архивные материалы СМИ Чеченской республики как инструмент медиатрансляции национальной памяти // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 2 (52). С. 6-14. doi: 10.47475/2070-0695-2024-52-2-6-14

Архивные материалы СМИ Чеченской республики... Original article

ARCHIVE MATERIALS OF THE MEDIA OF THE CHECHEN REPUBLIC AS A TOOL FOR MEDIA BROADCASTING OF NATIONAL MEMORY

Alexander Y. Evseev

Northwestern Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg, Russia, evseevau@mail.ru

Abstract. Recently, in connection with the course of the Russian state towards the preservation of cultural values, including those associated with national memory, the interest of researchers in the historical media landscape of the regions of Russia has intensified. The Chechen Republic is a region with a rich traditional past, which is reflected in the media environment and is becoming a sought-after object of study in the field of philology, history, journalism and mass communications. The thesis that there is no present without the past has acquired a more urgent modern meaning over the past five years and has become part of media strategies. It was studied on the example of 136 publications related to issues of national memory, which language strategies are used in the modern media transmission of aspects of national memory, exploring the features of the modern media landscape of the Chechen Republic. It is revealed that the translation and retransmission of issues of national memory as part of media strategies requires the development of special scientific tools and a deep, interdisciplinary analysis of historically formed forms of the media landscape. Monitoring of scientific reviews on the history of Chechen journalism (mainly the press), as well as the media themselves, analysis of the language tools used when covering this topic in the media showed that the specifics of the Chechen Republic in this matter can be studied and extrapolated to other regions of Russia. The novelty lies in the selection of material related to national memory and in how the historical journalistic landscape is represented in the Chechen Republic.

Key words: journalism, mass media, media landscape, national memory, history of the press.

For citation: Evseev A. Y. (2024). Archive materials of the media of the Chechen republic as a tool for media broadcasting of national memory. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2(52): 6-14. (In Russ). doi: 10.47475/2070-0695-2024-52-2-6-14

Исторический медиаландшафт Чечни

Проблема дискурса в медиа о национальной памяти становится актуальной в связи с мировыми событиями XXI века. Формирование многополярного мира требует обращения к новым коммуникационным стратегиям с точки зрения осмысления исторического опыта и культуры.

В общих чертах национальная память рассматривается как форма коллективной памяти. Кроме того, национальная память является частью национальной идентичности. Современный человек переживает кризис идентичности, так как принадлежность к этносу, нации в публичной сфере часто рассматривается (и к сожалению, иногда диктуется) в медиа не как ощущение принадлежности к таковой, а как навязанная извне форма бытия. Сегодня исследователи указывают на важность исследования степени вовлеченности в цифровое потребление «старых СМИ» (Загидуллина 2022: 176). В научном дискурсе отмечается также, что опыт в отечественной филологии и теории журналистики опыт системного анализа процесса цифровизации коммуникативно-культурной памяти как феномена, и проблем её межпоколенческой трансляции в медиапространстве изучена крайне недостаточно (Олешко, Олешко 2020: 507); акцентируется внимание на том, что формирование и развитие коммуникативно-культурной памяти мирового сообщества в новых социокультурных параметрах», именованных «эпохой постграмотности» (Коммуникационные тренды 2017: 3-6), происходит в условиях кардинального изменения роли и функциональной значимости социального института чтения. Вместе с тем в народе всегда существовала потребность в трансляции накопленной коммуникативно-культурной памяти, так как эта память является востребованным индикатором развития общества в аспекте гуманистических традиций.

Чеченские пословицы гласят: если хочешь узнать человека, посмотри на его друзей; цени то, что имеешь, умножишь богатство; озеро не замерзнет, если дно не холодное; возможности своей арбы знает владелец; камень остался - вода ушла. Среди характерных черт чеченского народа - большое и искреннее уважение к старшему поколению, к старейшинам, порядочность в отношениях, честность, вежливость, милосердие и доброта. Чеченская Республика и история становления и развития ее СМИ - хорошая платформа для изучения проблем медиатрансляции национальной памяти, с которой на сегодня сталкивается массовая коммуникация: как работать с вопросами национальной памяти с пользой для общества и государства?

Сложный мир преобразований, выхода и закрытия периодических изданий как в истории республики, так и Чечни как региона в составе России, подвергается в научном сообществе Чечни тщательному изучению, а не только критике. Такая стратегия помогает осмысливать этапы становления современных процессов (не только критика и непринятие, но и уроки прошлого. Принцип - делаем выводы из ошибочных действий).

Средства массовой информации Северного Кавказа начинали историю одновременно со становлением национальной государственности. Как и во многих других регионах, население Чеченской Республики в своем большинстве читать и писать не умело. По мнению исследователей, в первой половине XX века в республике не было письменности на родном языке. Архивные документы рассказывают о том, что первые газеты - и на русском, и на чеченском, и на ингушском языках издавались с таким расчетом, что каждый

номер будет храниться в семье, в ауле, его будут перечитывать. Вместе с тем, мы видим среди первых издателей, писателей, журналистов людей яркого и разностороннего образования, получивших дипломы лучших столичных вузов России. Они писали о родной республике с любовью и простотой повествования. На эту особенность указывают многие исследователи, и сегодня традиции отражения действительности -просто и искренне о важном и главном - во многом сохраняются в чеченских СМИ.

Вопросами становления национальной прессы в Чечне занимались З. К. Джамбулатова (Джамбулатова 1965), Э. А. Исаев (Исаев 1973), Л. Р. Амерханова (Амерханова 2013) и др. Административно Чеченская Республика проходила стадии как самостоятельного существования в составе России, так и объединения с другими регионами, в частности, с Ингушетией; эту тему подробно здесь мы рассматривать не будем. Отметим лишь, что исследование чеченской прессы шло в рамках рассматриваемых исторических периодов с учетом административного подчинения.

Первые печатные издания в республике вышли в начале ХХ века: среди них - «Грозненский торгово-промышленный бюллетень» (первый номер напечатан 4 августа 1902 года); «Грозненский листок» (1906), «Грозненская новость» (1907), «Грозненский курьер» (1909). В декабре 1911 года в Грозном стала выходить еще одна частная газета «Терец». Ее владельцем был грозненский дворянин Мичеслав Станиславович Лембич, он начинал свою деятельность в московских газетах «Русское слово» и «Голос Москвы».

Особое место среди легендарных изданий Чеченской Республики занимает газета «Грозненский рабочий». Примечательно, что она выходит и по сей день, решая важные задачи объединения общества, сохранения традиций. Газета сохранила историческое название (бренд), а среди современных публикаций - материалы о культурных событиях, новостях науки и просвещения. Не обходит вниманием сегодняшний «Грозненский рабочий» и темы историко-культурных традиций: «создание письменностей, условий для развития литературы и искусства на национальных языках объективно играли прогрессивную роль и привели к формированию чеченского литературного языка, национальной прессы, художественной литературы и искусства» («Актуальные вопросы чеченской письменности» // материал подготовлен пресс-службой Академии наук ЧР» // Грозненский рабочий. 06.12.2021. URL: http://grozrab.com/).

Довольно большой объем исторических материалов, которые активно используются и сегодня в информационном пространстве Чечни, относится к веку двадцатому: время бурного развития Северного Кавказа в социально-политическом и культурно-историческом плане. Необходимо отметить, что именно в начале ХХ века обозначился второй и важнейший этап чеченского просветительства. Этому способствовала и общественная обстановка в России и мире: период выдающихся открытий в мировой науке, одновременно сложных философских, духовно-нравственных и эстетических исканий, социально-политических потрясений. В регионе активизируется формирование социально-культурного пространства, появляются новые имена в области науки, культуры, искусства, литературы. Об этом сегодня также охотно пишут чеченские СМИ.

В начале и первой половине ХХ века в Чечне впервые начинают активно развиваться различные виды и типы публицистики. Не только в кавказской, но и в целом в российской прессе появляются публицистические тексты разных жанров, в том числе и художественно-публицистические таких чеченских авторов, как Т. Эльдарханов, братья А. Мутушев и И. Мутушев, И.-Б. Саракаев, братья Д. Шерипов и А. Шерипов. Они и многие другие значительно развили форму и содержание публицистики (Евсеев 2024: 22-25).

Так, довольно значимым событием в истории культуры Чечни стало появление публицистики А. Мутушева и И. Мутушева. Исследователи отмечают их роль в развитии национальной периодической печати, использовании ими различных жанров и приемов литературно-художественной, социально-политической, просветительской публицистики, роль их литературно-публицистического творчества в формировании новых черт национального самосознания. Э. И. Салажиева отмечает «наличие в текстах гражданского пафоса, ораторских приемов, использование авторами как "высокой", так и разговорной лексики. Стилистика, лексика и фразеология их статей отличается признаками и делового, и публицистического стиля» (Салажиева 2019: 378). Отметим: публицистический стиль А. Мутушева, отличающийся точностью, ясностью, логичностью, лаконизмом, убедительностью и, одновременно, определенной интертекстуальностью, образностью, экспрессивной окраской, проявлявшейся, в том числе, и в специфике заглавий этих материалов, способствовал процессу «оттачивания» этого стиля и для более младшего поколения чеченских публицистов. Мастерство А. Матушева сохраняется как национальное культурное наследие Северного Кавказа, перепечатываются произведения и основные мысли. Современные авторы наряду с просветительской деятельностью и рассказом о журналистике прошлых лет делают выводы и о продуктивности развития публицистического творчества с точки зрения содержания и формы, о которых говорил А. Матушев, для национальной просветительской литературы.

Мы привели выше важнейшие даты и факты исторического развития и функционирования медиландшафта Чеченской Республики, которые активно используются как репрезентативные поводы для публикаций. В целом исторический мир газет и журналов, позднее - телевидения и радио - в Чечне

намного объемнее, богаче; он ждет своего часа, чтобы быть отраженным в медийном пространстве, и образует важный пласт культурного наследия Северного Кавказа.

Понятие «культурное наследие» актуализируется в условиях смены глобальных парадигм существования культурно-исторического пространства. Термин не имеет однозначного толкования в словарно-справочной литературе, однако оно закреплен в нормативных документах (Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N° 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Гарант. URL: https://base.garant.ru/12127232/).

По мнению исследователей, «культура и культурные ценности в обществе «ищут» себе совместимые ниши», переходя и в другие формы (Гришанина 2018: 209). Для всякого образованного человека рано или поздно встает вопрос самоопределения перед лицом культуры. Об этом емко сказал Н. А. Бердяев: «Культура не есть осуществление новой жизни, нового бытия, она есть осуществление новых ценностей. Все достижения культуры символичны, а не реалистичны» (Бердяев 1969: 253).

С философской точки зрения нет противоречия в том, что в век цифровых технологий и насыщенной информативности наша цивилизация переживает кризис, недостаток знаний о прошлом. Технологические стратегии направляются по двум путям: внутрь и вовне. Обращенная на внешний мир технологическая стратегия порождает бурный рост информационного переустройства мира. Все внешнее должно быть переработано в «нечто совместимое» (Катасонов 2009: 23). Чеченцы понимают, что традиции, культура, их отражение в публичной среде - важная часть мировоззренческой составляющей медийной стратегии, так как всегда ориентировались на традиционные ценности региона. Задача технологизации уже существующих в истории материалов - часть общей медийной политики республики.

Краткий исторический обзор СМИ Чеченской Республики, необходимый для изучения особенностей современной трансляции архивных документов, выявил, что самые востребованные исторические темы: первые чеченские газеты и их новостная наполняемость (о чем пишут); первые чеченские публицисты и путь становления личности (жизненный путь); самые популярные в прошлом веке издания (в том числе феномен долговременного существования того или иного средства массовой информации на фоне смены политических и исторических парадигм); основная тематика советских чеченских СМИ (советский период как показатель стабильности СМИ, сотрудничества журналистов разных регионов; вопросы обновления и развития на определенном историческом этапе существования республики в определенных территориальных границах; вопросы сохранения традиций.

Подводя итог анализу размышлений о медийном ландшафте республики, можно сказать, что сегодня медиаматериалы как трансляторы национальной и культурной памяти стремятся объединять традиции и новации, ищут новые способы привлечения и удержания аудитории. Авторы нуждаются в информации о способах и моделях, востребованных с учетом запросов аудитории. Наше исследование призвано в этом помочь.

Методология исследования

Методом тематической выборки были исследованы медиатексты, репрезентующие историческую тему в прессе Северного Кавказа прошлых лет. Процесс репрезентации осуществляется ведущими медийными каналами республики, всего было просмотрено около 800 материалов за 2022-2024 гг. мониторинг осуществлялся путем тематической выборки чеченских СМИ по ключевым словам традиции, память, наследие, обычай, традиционный праздник или событие. Среди материалов были выявлены и исключены те, в которых использовались данные слова, но ключевая тематика была другой (например, концепты СВО и традиционное воспитание, строительство и архитектура и др.). Далее для анализа из имеющихся текстов отобрано 136 (тематическая и целевая выборка - о чем текст и как в нем отражаются тексты СМИ прошлых лет). Обоснованием для хронологических рамок исследований послужили такие события, как пандемия и начало специальной военной операции России: закрытие границ и ограничение передвижения по миру стало для россиян одной из отправных точек для увеличения путешествий по российским регионам. Чечня ощутила больший интерес к публикациям о республике (посты, репосты, комментарии, мнения; увеличение потока туристов). Это, в свою очередь, повлекло за собой обращение к проблеме привлекательности региона, его туристической востребованности, а, следовательно, и к более подробному изучению и трансляции традиционных ценностей. Иными словами, в методологии отразились приоритеты исследования и насущные проблемы региона.

Вопрос об использовании либо отсутствии использования определенных языковых средств в материалах о национальной памяти стал ключевым при выборе методик для лингвистического исследования с элементами лингвокультурологического анализа. В исследуемых текстах отбирались фрагменты, которые прямо указывают на цитирование, ссылки, повествование из СМИ прошлых лет. Лингвокультурология, как правило, изучает взаимосвязи между языком и культурными концептами. Анализ материалов с позиции языка народной культуры, форм трансляции культурных ценностей в СМИ (язык массовой коммуникации), на наш взгляд, является здесь актуальным. Язык является источником народной культуры, психологии и

философии, колыбелью истории народа и его духа. Сравнительно-исторический анализ в данной работе помог найти типичное с точки зрения презентации культурных ценностей в публикациях прошлых лет и сегодняшних медиатекстах, понять, какие механизмы отбора архивной газетной информации востребованы в XXI веке. Цель обращения к языковым средствам - проследить, каким образом используются исторические тексты - архивные номера СМИ; как происходит трансляция в современных медиа. Таким образом, критерии анализа были выработаны при помощи сравнительно-исторического и лингвокультурологического анализа.

Объектом анализа стали основные самые просматриваемые населением издания и каналы в социальных сетях (рейтинги, количество просмотров, комментарии). На основе рейтингов просмотров и количества комментариев можно утверждать, что таковыми являются: Чеченская государственная телерадиокомпания «Грозный» (включая страницы в социальных сетях), ГАУ «Информационное агентство «Грозный-Информ» (учредитель: Министерство Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации), сетевое издание «Вести Чеченской Республики», телеграм-канал Главы Чеченской Республики Р. А. Кадырова.

Контент исторической репрезентации был классифицирован в соответствии с темой и концептом национальной памяти. Национальная память определяется, в том числе, национальным характером, историческим прошлым, религиозной принадлежностью (Беспалова 2018: 14). Были выделены основные темы, поводы и форма подачи (жанры и виды публикаций).

Особенности трансляции национальной памяти

Для анализа особенностей использования языковых средств в процессе трансляции вопросов национальной памяти посредством обращения к прошлым публикациям в СМИ автор посчитал целесообразным обработать результаты и представить данные в процентном отношении. Такая картина отражает основные тенденции последних лет (2022-2024).

Таблица 1

Трансляция в медиа вопросов национальной памяти

Тема Доля среди публикаций на тему национальной памяти (%)* Обращение к историческому источнику информации, СМИ прошлых лет

Тема среди новостей дня, актуализация по времени, (например, спортивные соревнования сегодня и бега в двадцатые годы) 65 газеты на русском и чеченском языках, литература

События и даты в истории республики 34 архивные публикации, цитаты

Лица Чеченской Республики 57 газеты на русском языке, архивные документы, фотографии

Политика (публикации, связанные с участием политических деятелей в событиях региона) 34 упоминание о событиях прошлых лет, ссылки на СМИ прошлых лет

Традиции, обряды, возрождение традиций 46 рубрики типа «как это было», цитаты из газет и журналов Чеченской Республики

Арт-объекты, культурные объекты, популяризация чеченской истории 19 упоминание известных деятелей региона, фотографии прошлых лет, взятые из СМИ

Патриотическое просвещение 28 текстовая и визуальная врезка материалов из газет и журналов на русском и чеченском языках, корреляция с современными событиями (соревнования по борьбе и т.п.)

*Общее количество (сумма во втором столбце) превышает 100 %, так как некоторые темы обозначаются сразу в нескольких тематических делениях. Например, юбилей газеты и рассказ о ней может упоминаться в публикациях на тему политики, культуры, новостях и т. д.

Как видим, обращение к архивным текстам происходит в основном в случае экстраполяции исторического контента на освещение современных событий либо публикации на тему продолжения традиций, их взаимосвязи (например, открытие нового центра для традиционных чеченских спортивных соревнований, конкурс чтецов Корана и др.). далее автор задался вопросом: а как происходит отражение такой взаимосвязи событий и традиций на уровне использования языковых средств. Не секрет, что среди исследователей и практиков-журналистов бытует мнение, что многие формы подачи материалов принято считать не актуальными, несовременными либо не востребованными среди потребителей СМИ.

Контент-анализ материалов позволил выявить основные востребованные формы, преимущественно используемые языковые и визуальные средства репрезентации исторических материалов.

Таблица 2

Архивные материалы в современных СМИ

Тематика публикаций Ключевые слова, о чем материалы Форма подачи Основные языковые и визуальные средства

Тема среди новостей дня, актуализация по времени традиции, соревнования, события новость, хроника, фоторепортаж, фотозарисовка лексика:(глаголы движения), эпитеты-характеристики

События и даты в истории республики традиции, обычаи, обряды, особенности жизни чеченцев ретро-фотографии, цитирование текста, хроника, заметка, репортаж, пост фотография, рисунок, стилистическое оформление

Лица Чеченской Республики чеченец, герой, воин, житель, деятель портрет, фотопортрет, очерк, отчет, заметка визуальные средства, повествовательный и описательный стиль, наличие лозунгов и побудительной информации (пример для подражания)

Политика (публикации, связанные с именами политических деятелей) периоды жизни и деятельности, события, дела и поступки, традиции, биография новости, хроника, пост, репортаж, исторический портрет метафоры и эпитеты, наличие пословиц и поговорок, лексики в духе положительной характеристики человека

Жизнь традиций обычаи, обряды, жизнь и быт горцев, одежда и стиль, кухня, поведение (в значении -этническое поведение) очерк, репортаж, пост, фотоочерк и фоторепортаж, рисунок, коллаж (в том числе архивные) лексика:(глаголы движения), выразительные средства языка, визуальная красочность, оцифровка, реставрация рисунков (фотографии г. Грозный и др.).

Арт-объекты, культурные объекты, популяризация чеченской истории патриотическое воспитание, жизнь и быт горцев, жизнь молодежи и других социальных групп, образование (обучение) новости, хроника, пост краткие синтаксические конструкции, лексика новостей, жаргонизмы (молодежные, студенческие), на официальных сайтах - нейтральная лексика)

Патриотическое мероприятия, новости, фотографии,

просвещение соревнования, форумы, колонка, цитирование материалов

традиции, подборка, документов прошлых

быт мнение-комментарий, лет,

фоторепортаж рисунки,

стилистические средства

По законам речепорождения исходным моментом зарождения речевого высказывания служит мотив, который определяется как осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Основным мотивом для обращения к текстам прошлых лет послужил поиск доказательства важности репрезентации современными языковыми и невербальными средствами преемственности традиций. Мотивы обращения к таким текстам, как показывает анализ использования языковых средств, заложены и в желании общаться на темы исторического прошлого: чеченцы любят говорить о своей истории, как это было раньше, и, возможно, менее критично относятся к прошлым ошибкам. Такой менталитет народа позволяет авторам медиатекстов позиционировать прошлое и его героев в позитивном ключе, что и отражают исследования (в таблице выше это - положительная характеристика героев за счет эпитетов, визуалистика как дополнение к текстам прошлого, использование метафор, устойчивые выражения -пословицы и др.).

Исследования показали, что среди репрезентативных материалов довольно большой объем занимают тексты, написанные в информационных жанрах: новости как повод показать одновременно, что есть сегодня и что было раньше, найти точки пересечения в историческом развитии.

Так, показательны в этом отношении фрагменты из материала ЧТРК «Грозный» о современных свадьбах: «Одной из самой важных традиций является уважение к старшим. В Чеченской Республике всегда было принято уважать старших и прислушиваться к их мнению»; «Многие чемоданы для приданого, которые современные невесты арендуют и потом наполняют ненужными вещами, являются излишними нововведениями, которых ранее в чеченской культуре не было. Невесты берут кредиты и влезают в долги, чтобы «не выглядеть хуже других». Архивные материалы обработаны и дополняют единый текст: «Раньше приданное начинали собирать с раннего детства. Оно включало в себя постельные принадлежности, швейную машинку, подарки для близких родственников мужа» (Эрбиева С. Чеченские традиции: прошлое и настоящее // Чеченская Государственная Телерадиокомпания «Грозный». 5 августа 2024 г. URL: https:// grozny.tv/news/culture/63292).

Анализ СМИ помог также выявить основные часто используемые языковые средства, необходимые для объяснения, уточнения и современного представления исторических материалов. Среди них как стандартизированная лексика, формирующая контент медиа, так и наличие достаточно редко используемых экспрессивных средств языка, характеризующая образ чеченца, его жизнь и ценности (кров - жилье; адат -обычай; урдо и калым и т. п.). Отметим, что чеченские новости сформированы, в том числе, с использованием средств языка, характерных для аналитических и художественно-публицистических жанров (например, чаще, чем в других регионах используются метафоры, образы, сравнения и др.). Традиция видеть в любых новостях положительное для того, чтобы устранить негативное, сохраняется и ныне (чеченские пословицы - огонь можно разжечь только огнем; там, где не светит солнце, земля греть не будет). Повестка дня чеченских СМИ не спешит в угоду мировым рейтингам основываться на отображении неразрешимых с точки зрения авторов проблем.

Анализ публикаций, в которых активно используются материалы прошлых лет, показал, что интерес у аудитории к таким темам довольно большой: их читают, просматривают, комментируют, чаще всего ставят лайки. Видимо, есть потребность в большей частотности таких публикаций, работе с архивной информацией. За счет цитат и их интерпретации происходит взаимодействие читателя с исторической средой. Человек стремительно отходит от пассивного потребления культурной информации, активно пользуется культурными ценностями пошлого.

Так рисунки о жизни прошлых лет активно использовались в СМИ Чечни при формировании новости об открытии в Грозном женского пляжа. Пример традиций, которые существовали в прошлом и в других регионах, активно описаны в литературе и СМИ, однако позиционируются как часть национальной прошлой культуры активно пока только на страницах чеченских СМИ. Для чеченцев семья, отношение к женщине-матери и детям, создание комфортных условий бытия в рамках семейных ценностей, были и остаются в приоритете. Одновременно в общественной жизни региона происходит преображение национального сознания, предпринимаются попытки духовно-эстетического созидания.

Выводы

Результаты исследований показали особенность и самобытность медиаландшафта Чеченской

Республики. Активное использование архивных материалов - часть коммуникативных стратегий СМИ Чечни, так как в республике стараются сохранить традиции в соответствии с укладом жизни, чтобы отражать богатую историю и культуру народа, обогащая ее новыми поколениями и сохраняя дух традиционных ценностей и единства. Автор данной статьи знаком с жизнью Чечни не только по медийным материалам, но и имеет многолетний опыт работы в республике. То, что отражено в исследованиях, подтверждается самой жизнью.

Региональные образы формируются в единстве многообразия целостного образа России, традиционный подход к теме и тональности медийных публикаций сегодня следует этому правилу, как и много лет назад. Активное использование архивных публикаций советского периода - тому подтверждение.

Среди сложностей, которые предстоит преодолевать - тщательное и кропотливое изучение исторических составляющих медиаобраза. Медийный образ Чечни сегодня активно включает исторический медиаландшафт (Евсеев 2024: 3-5). В традиционной чеченской культуре большое значение придается нравственным составляющим культурного кода: традиции, патриотизм, ценность обычаев и взглядов старших. Язык текстов отражает целевые установки медийного текстопостроения чеченских СМИ: хорошее о хорошем, хорошее о временно плохом. Воспитанию таких норм коммуникации посвящены многие материалы в медийной среде республики, а тема невозможности отступления от нравственных норм становится все более востребованной в публикациях социальных сетей (например, в медиасреде Чечни нет места обсценной лексике, как это было всегда на Кавказе).

Основной стратегией трансляции национальной памяти в будущем может стать и «стратегия событийного компонента» (Медведева 2024: 101), так как через современные события эффективно представлять прошлое. Направлением дальнейшего исследования может стать историческая составляющая медиаэстетического кода (Симакова, Финк 2022: 103) республики, так как эта проблема представляется чрезвычайно актуальной.

Список источников

Амерханова Л. Р. Становление и развитие ингушской национальной периодической печати в первой трети XX в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Москва, 2013. 24 с.

Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Париж, 1969. 300 с.

Беспалова Т. В. Национальная память и русская культура // Культурное наследие России. 2018. № 1. С. 14-17.

Гришанина А. Н. К вопросу эффективности авторского диалога в медиа-материалах о сохранении культурного наследия // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 3 (29). С. 208-214.

Джамбулатова З. К. Развитие печати в Чечено-Ингушетии (1920-1941 гг.) // Известия ЧИНИИЯЛ. Т. VI. Вып. 1. Грозный, 1965. С. 45-52.

Евсеев А. Ю. Медиаобраз Чеченской Республики : монография. Санкт-Петербург : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2024. 174 с.

Загидуллина М. В. О кризисе межпоколенной связи, цифровых разрывах и конструировании новой идентичности (рецензия на коллективную монографию «Межпоколенческая трансляция коммуникативно-культурной памяти в эпоху цифровизации», Екатеринбург, 2021) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 1 (43). С. 176-184. https://www.doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10118.

Исаев Э. А. Роль партийно-советской печати Чечено-Ингушетии в экономическом и социально-политическом развитии республики (1917-1932 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Москва, 1973. 27 с.

Катасонов В. Н. Цивилизационный кризис ХХ столетия и Православие // Христианство. Культура. Наука. Москва, 2009. 357 с.

Коммуникационные тренды в эпоху постграмотности: полилингвизм и поликультурность : монография / под ред. М. О. Гузиковой, М. Ю. Гудовой; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 236 с.

Медведева А. Р. Динамика репрезентации Аркаима через тематический компонент в интернет-СМИ (2022-2023) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 1 (51). С. 97-102. https://www.doi. о^/10.47475/2070-0695-2024-51-1-97-102.

Олешко В. Ф., Олешко Е. В. Коммуникативная память Югры и проблемы её межпоколенческой трансляции в цифровую эпоху. Филологический аспект // Вестник угроведения. 2020. Т. 10, №3. С. 507-516.

Салажиева Э. И. Черты нового этапа национального просветительства в чеченской публицистике начала ХХ века // Мир науки, культуры и образования. 2019. № 2 (75). С. 377-383.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Симакова С. И., Финк С. А. Отражение медиаэстетического кода Челябинска в бренд-журналистике города // Челябинский гуманитарий. 2022. № 1 (58). С. 102-114. https://www.doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10111.

References

Amerhanova, L. R. (2013). Stanovlenie i razvitie ingushskoj nacional'nojperiodicheskojpechati vpervoj treti XX v. [Formation and development of the Ingush national periodical press in the first third of the XX century]: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Moscow. 24 p. (In Russ.).

Berdyaev, N. A. (1969). Volya k zhizni i volya k kul'ture [The will to life and the will to culture]. Smysl istorii. Opyt filosofii chelovecheskoj sud'by. Parizh. 300 p. (In Russ.).

Bespalova, T. V. (2018). Nacional'naya pamyat' i russkaya kul'tura [National memory and Russian culture]. Kul'turnoe nasledie Rossii, 1, 14-17. (In Russ.).

Grishanina, A. N. (2018). K voprosu effektivnosti avtorskogo dialoga v media-materialah o sohranenii kul'turnogo naslediya [The effectiveness of the author's dialogue in the media materials on the preservation of cultural heritage]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (29). 208-214. (In Russ.).

Dzhambulatova, Z. K. (1965). Razvitie pechati v Checheno-Ingushetii (1920-1941 gg.) [The development of the press in Chechen-Ingushetia (1920-1941)]. Izvestiya ChlNIIYaL, T. VI. Vyp. 1. Groznyj. 45-52. (In Russ.).

Evseev, A. Yu. (2024). Mediaobraz ChechenskojRespubliki [Media image of the Chechen Republic]. Saint Petersburg: IPC SZIU RANHiGS. 174 p. (In Russ.).

Zagidullina, M. V. (2021). O krizise mezhpokolennoy svyazi, tsifrovykh razryvakh i konstruirovanii novoy identichnosti (retsenziya na kollektivnuyu monografiyu «Mezhpokolencheskaya translyatsiya kommunikativno-kul'turnoy pamyati v epokhu tsifrovizatsii», Yekaterinburg, 2021) [On the crisis of intergenerational communication, digital gaps and the construction of a new identity]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 1 (43). 176-184. (In Russ.).

Isaev, E. A. (1973). Rol' partijno-sovetskoj pechati Checheno-Ingushetii v ekonomicheskom i social'no-politicheskom razvitii respubliki (1917-1932 gg.) [The role of the Party-Soviet press of Chechen-Ingushetia in the economic and socio-political development of the Republic (1917-1932)] : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Moscow. 27 p. (In Russ.).

Katasonov, V. N. (2009). Civilizacionnyj krizis HKH stoletiya i Pravoslavie [The civilizational crisis of the twentieth century, and Christianity]. Hristianstvo. Kul'tura. Nauka. Moscow. 357 p. (In Russ.).

M. O. Guzikova, M. Yu. Gudova (Ed.). (2017). Kommunikatsionnyye trendy v epokhu postgramotnosti: polilingvizm i polikul'turnost' [Communication trends in the era of postliteracy: multilingualism and multiculturalism]. Ekaterinburg: Ural Publishing House University. 236 p. (In Russ.).

Medvedeva, A. R. (2024). Dynamics of representation of Arkaim through the thematic component in online media (20222023) [Dinamika reprezentacii Arkaima cherez tematicheskij komponent v internet-SMI (2022-2023)]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 1 (51). 97-102. (In Russ.).

Salazhieva, E. I. (2019). Cherty novogo etapa nacional'nogo prosvetitel'stva v chechenskoj publicistike nachala HH veka [Features of a new stage of national enlightenment in Chechen journalism of the early twentieth century]. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya, 2 (75). 377-383. (In Russ.).

Simakova, S. I. & Fink, S. A. (2022). Reflection of the media aesthetic code of Chelyabinsk in the brand journalism of the city [The communicative memory of Ugra and the problems of its intergenerational transmission in the digital age. The philological aspect]. Chelyabinskij Gumanitarij, 1 (58). 102-114. (In Russ.).

Информация об авторе

А. Ю. Евсеев - кандидат политических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций

Information about the author

Alexander Y. Evseev - Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Journalism and Media Communications

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.05.2024; одобрена после рецензирования 19.08.2024; принята к публикации 19.08.2024. The article was submitted 16.05.2024; approved after reviewing 19.08.2024; accepted for publication 19.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.