Научная статья на тему 'Архивное наследие Русской Православной Церкви: пути развития'

Архивное наследие Русской Православной Церкви: пути развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2061
529
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Старостин Е. В.

Автор анализирует сложившееся положение, связанное с сохранением и использованием историко-культурного архивного наследия Русской Православной Церкви. Краткий историографический и источниковедческий обзор проблемы показывает, какую огромную работу необходимо провести по восстановлению сложившейся ещё до революции сети центральных и местных церковных архивов России. Особую тревогу автор выражает о сохранении церковных документов XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архивное наследие Русской Православной Церкви: пути развития»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви

2005. Вып. 1. С. 161-170

Архивное наследие Русской Православной Церкви: пути развития

Е.В. Старостин

д. ист. н., профессор кафедры истории России и архивоведения ПСТГУ, ИАИ РГГУ

Автор анализирует сложившееся положение, связанное с сохранением и использованием историко-культурного архивного наследия Русской Православной Церкви. Краткий историографический и источниковедческий обзор проблемы показывает, какую огромную работу необходимо провести по восстановлению сложившейся ещё до революции сети центральных и местных церковных архивов России. Особую тревогу автор выражает о сохранении церковных документов XX века.

Среди задач, стоящих перед отечественным архивоведением, изучение истории и современного состояния архивов Русской Православной Церкви — является одной из самых первостепенных. По существу, почти на столетие эта тема оставалась запретной для российских историков-архивистов. На ней лежало идеологическое табу, нарушать которое из светских историков мало кто осмеливался, поскольку знали, что за этим немедленно последует кара. По этой же причине редкие представители церковной науки всячески избегали ставить острые вопросы о судьбе своего документального историко-культурного наследия. Богатые традиции церковной исторической науки, в развитие которой внесли свой вклад митрополит Московский Платон (А.Г. Левшин), митрополит Киевский Евгений (Болховитинов), председатель Археографической комиссии П.М. Строев, ректор Троицкой семинарии архиепископ Мефодий (Смирнов), архиепископ Черниговский Филарет (А.В. Гумилевский), ректор Московской Духовной академии археолог и историк

А.В. Горский, историк А. Доброклонский, выдающийся исследователь истории церкви Е.Е. Голубинский, митрополит Московский Макарий (А.И. Булгаков), профессора Московской и Санкт-Петербургской Духовных академий А.П. Лебедев и В.В. Болотов, редактор Богословской энциклопедии, историк Н.Н. Глубоковский и многие другие подвижники церковной науки, в начале XX в. были насильственно прерваны.

Авторы университетских книг по русской историографии — Н.Л. Рубинштейн, В.Е. Иллерицкий, Л.В. Черепнин, А.М. Сахаров и др.1 предпочитали вообще не упоминать о произведениях даже выдающихся представителей историко-церковной науки. Что же говорить о малоизвестных археографах, архивистах, краеведах, выпускавших в провинции на рубеже XIX — начале XX в. труды по описанию епархиальных, консисторских, монастырских, академических, семинарских, музейных и прочих древлехранилищ. Некоторые из изданий невозможно найти даже в столичных библиотечных собраниях, и сведения о них сохранились лишь на уровне библиографий. В советскую эпоху к документам Русской Православной Церкви обращались в связи с изучением славянской письменности и литературы (В.М. Истрин, А.Н. Мещерский, А.С. Орлов, Б.А. Рыбаков, Т.В. Николаева, Д.С. Лихачев, Б.М. Клосс, О.В. Тво-рогов, Б.Л. Фонкич, Н.В. Понырко, О.А. Державина, Л.А. Дмитриев, И.П. Еремин); феодального землевладения и землепользования (А.А. Зимин, И.А. Булыгин, В.И. Корецкий, Л.И. Ивина, В.Н. Автократов, С.И. Сметанина, А.И. Комиссаренко); отношений государства и церкви (В.И. Буганов, Я.Н. Щапов, И.А. Булыгин, С.С. Дмитриев, А.И. Комиссаренко); истории общественной мысли (Я.С. Лурье, Н.А. Казакова, А.И. Клибанов, И.У. Будовниц, Н.С. Демкова); Церкви и революции (Б. Кандидов, Е.С. Осипова и др.) или тогда, когда по идеологическим причинам нужно было показать Русскую Церковь в неприглядном виде, начиная с Н.К. Крупской, Е. Ярославского (М.И. Губельмана), И.А. Крыве-лева, Ф. Федоренко и многих других. Представители Русской Православной Церкви, в силу разных причин оказавшиеся за рубежом (В.В. Зеньковский, Г.В. Флоровский и др.), вынуждены были пользоваться в своих исторических исследованиях узким кругом исторических источников.

Закрытие, а нередко разрушение храмов, церквей, монастырей, конфискация казны, церковной утвари, икон, предметов для богослужения и т. п. в 1920—1930, 1950—1960 гг. прошлого века, искусственно насаждаемый атеизм (вспомним о пятилетках «сплошного безбожия»), национализация церковных архивов, которые немедленно ссылались в спецхраны, прервали складывание сети церковных архивов, контуры которой отчетливо обозначились перед революцией. Наиважнейший аспект жизни российского общества был

1 См.: Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941; Черепнин Л.В. Русская историография до XIX в. Курс лекций. М., 1957; Историография истории СССР. Под ред. В.Е. Иллерицкого и И.А. Кудрявцева. М., 1961; Шапиро А.Л. Русская историография в период империализма. Л., 1962; Сахаров А.М. Историография истории СССР Досоветский период. М., 1978.

Старостин Е.В. Архивное наследие Русской Православной Церкви

вычеркнут из официальной истории. Его забвение создавало уродливую, искаженную картину прошлого, многие факты и события представлялись в кривом зеркале и теряли правильную перспективу. Восстановление истории складывания документального богатства Русской Православной Церкви — важнейшего источника о жизни народов, населявших российскую территорию, — представляется неотложной научной задачей.

Отсюда — цель, вставшая перед отечественным архивоведением, состоит в ретроспективном изложении истории возникновения и развития церковных архивохранилищ, складывания их в более или менее устойчивую структуру, в анализе опубликованного материала по истории Русской Православной Церкви, в формулировании теоретических и практических принципов так называемого «церковного архивоведения». Не меньшее значение будет иметь обозрение главнейших документальных комплексов, сохранившихся как в России, так и за рубежом, освещение потерь, которые понесла Русская Православная Церковь на протяжении всей своей драматической истории и, в конечном счете, в выработке рекомендаций по сохранению бесценного историко-культурного архивного достояния.

Историография архивов Русской Православной Церкви настолько молода, что можно говорить только о первых шагах. До настоящего времени не появилось ни одной монографии, ни одного учебного пособия и даже ни одной обстоятельной статьи, в которых была бы осуществлена попытка изложения общей истории развития церковных архивов и вклада историков в ее разработку. Такое наблюдение не исключает наличие десятков, а то и сотен научных трудов, описывавших те или иные крупные церковные документальные комплексы, сохранившиеся в светских архивохранилищах. Чтобы обнаружить первые работы по собиранию и описанию церковных архивов и библиотек, необходимо вернуться ко времени зарождения отечественной археографии. Петр I, понимая важность сохранения исторической памяти для России, в 1720 г. подписал указ о собирании исторических документов, положив тем самым начало Синодальному архиву. Эти и другие материалы, среди которых много документов церковного происхождения, были впоследствии опубликованы в десятитомной «Древней российской вивлиофике» под редакцией Н.И. Новикова (1786; 2-е изд. — 1788—1791 в 20 ч.) и других изданиях XIX в.; в «Актах исторических» в 5 т., «Дополнениях к актам историческим» в 12 т., в «Актах Западной России» в 5 т., в «Актах Южной и Западной России» в 15т., «Русской исторической библиотеке» в 35 т., «Актах юридических, или Собрании форм старинного делопроизводства», и в «Актах,

относящихся до юридического быта древней России» в 3 томах. Член Румянцевского кружка Павел Строев, принимавший непосредственное участие в изданиях Археографической комиссии, описывал рукописи и книги Волоколамского, Ново-Иерусалимского, Саввинно-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского монастырей2. Издание описания библиотеки Ново-Иерусалимского монастыря, опубликованное И.И. Сахаровым в 1842 г., является плагиатом с черновика описания П.М. Строева. П.М. Строев был один из многих, рядом с ним трудилась плеяда талантливых археографов, публикаторов, зачастую самоучек, собиравших, описывавших и публиковавших редкие памятники русской письменности. Особенно много их было в губернских ученых архивных комиссиях3.

Одна из первых работ «Заметка об архиве Синода», которая привлекла внимание научной общественности, принадлежала перу

A.Н. Львова. Напечатанная в Трудах Археографической комиссии МАО, статья директора архива Синода интересна только в своей постановочной части4. Элементы обобщения содержали труды дореволюционного историка профессора Киевского университета

B.С. Иконникова. Особенно ценным являлся его «Опыт русской историографии», в котором сведения о церковных архивах рассеяны по четырем книгам5. Вклад украинского историка плодотворно изучает архивистка из Киева — И.Н. Войцеховская. Одновременно со вторым томом В.С. Иконникова в Санкт-Петербурге выходит книга директора Синодального архива К.Я. Здравомыслова о консисторских архивах и церковно-археологических учреждений в епархиях6. Небольшой объем издания нисколько не умаляет заслуги автора, не только описавшего уже существующие церковные архивохранилища на местах, но и тем самым фактически признавшего наличие сложившейся в России на рубеже XIX—XX вв. ведомственной структуры архивов. К.Я. Здравомыслов в 1917 г. повторил сначала во втором томе «Сведе-

2

2 См.: Строев П. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввино-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского. Сообщил Леонид // Общество Любителей Древней Письменности. СПб., 1889; Костюхина Л.М. Из истории рукописей Воскресенского собрания Государственного исторического музея // Проблемы источниковедения. Т. Х. М., 1962. С. 255—262.

3 См.: Шведова О.И.Указатель «Трудов» губернских архивных комиссий и отдельных их изданий // Археографический ежегодник за 1957 год. М., 1958. С. .377—433.

4 См.: Львов А.Н. Заметка об архиве Синода // Древности. Труды Археографической комиссии Московского Археологического общества. М., 1899. Вып. 2; Белокуров С.А. Библиотека и Архив Соловецкого монастыря после осады 1676 года // Чтения Императорского общества истории и древности российских. Кн.1. Отд. 5. М., 1887. С. 1—80.

5 См.: Иконников В.С. Опыт русской историографии. Т. 1-2. Киев, 1891—1908.

6 См.: Здравомыслов К.Я.Сведения о консисторских архивах и церковно-археологических учреждений в епархиях. СПб., 1908.

164

Старостин Е.В. Архивное наследие Русской Православной Церкви

ний, относящихся до архивной части в России», а затем в отдельной брошюре обзор архивной деятельности епархиальных архивных учреждений7. Из архивистов славного Московского архива Министерства юстиции нельзя не упомянуть, наряду с Н.П. Лихачевым и

А.А. Голомбиевским, С.А. Шумакова, который внес самый значительный вклад в изучение и описание церковных грамот Коллегии экономии8.

О лекциях М.К. Любавского (1860—1936) по истории архивов России, прочитанных на архивных курсах в 1928/29 гг. в Москве, скажем кратко. Выдающийся историк России, бывший ректор МГУ, один из любимых учеников В.О. Ключевского не смог подготовить их к печати и издать. И не смог — не по своей вине. Политический руль государства после 1929 г. был резко повернут в сторону государственного террора, и академик Любавский, как и многие его друзья и коллеги по цеху историков, оказался на скамье подсудимых по так называемому «Академическому делу». Его лекции, представленные одним машинописным экземпляром, пылятся на библиотечной полке в Историко-архивном институте9. В ряду историков Любавский оказался единственным, включившим в ткань исторического повествования данные о церковных архивах. В настоящее время его лекции готовятся к печати и скоро увидят свет. Ни И.Л. Маяковский, ни А.В. Чернов, ни В.В. Максаков в своих учебниках по истории архивного дела церковным архивам не выделили даже параграфа10. Не будем их судить строго: они ходили по лезвию ножа и могли в любой момент подвергнуться репрессиям. Следующее поколение историков архивов, группировавшееся в основном на кафедре Истории и организации архивного дела МГИАИ (Ю.Ф. Кононов, В.И. Вяликов, ГА. Дремина, В.В. Сорокин, И.П. Козлитин, Н.В. Бржостовская, В.Н. Самошенко, В.Е. Корнеев), наученное горьким опытом, вообще игнорировало факт существования церковных архивов. Л.В. Черепнин, который в доверительных беседах называл себя учеником М.К. Любавского, в своем капитальном труде «Русские феодальные архивы XIV—XV вв.» затронул судьбу архивов митрополичьей кафедры и некоторых монастырей11. Возвращение к этой проблеме

7 См.: Здравомыслов К.Я.Сведения о существующих в епархиях церковно-археологических учреждений и консисторских архивах. Пг., 1917.

8 См.: ШумаковС.А.. Обзор грамот Коллегии экономии. Материалы по Владимиру, Гороховцу, Мурому, Суздалю, Юрьев-Польскому и Вологде / Сост. Л.И. Шохин. Вып .5. М.: Древлехранилище, 2002.

9 См.: Любавский М.К. Лекции по истории архивов России. М.: Библиотека ИАИ РГГУ (машинописный экземпляр).

10 См.: ЧерновА.В. История и организация архивного дела в СССР, М., 1940; Маяковский И.Л. Очерки по истории архивного дела в СССР. 1941; Максаков В.В. История и организация архивного дела в СССР. 1917—1945. М., 1969.

11 Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV—XV вв. Ч. 1—2. М.; Л., 1948-1951.

связано с кружком источниковедения МГИАИ профессора

С.О. Шмидта. Именно в недрах кружка в 70-е гг. прошлого века, на заседаниях, проходивших в знаменитом “Теремке” бывшей Синодальной типографии, родилась идея изучения и реконструкции фондов церковных архивов. Этой темой заинтересовался один из самых талантливых учеников С.О. Шмидта А.А. Амосов, который вскоре выпустил первые статьи, связанные с реконструкцией церковных архивов12.

С начала 1990-х гг. этой темой стали заниматься сразу несколько учреждений. Центр архивных исследований Историко-архивного института (проф. Е.В. Старостин)13 и Московская Патриархия (архимандрит Иннокентий Просвирнин)14 приступили независимо друг от друга к выполнению научных программ по описанию архивов Русской Православной Церкви. Выполнить эту грандиозную работу самостоятельно Церковь не могла, и поэтому о. Иннокентий, после некоторых колебаний, остановился на сотрудничестве с Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведе-ния и архивного дела. Итогом совместной работы созданного научного коллектива ВНИИДАД (В.Г. Ларина, С.Н. Романова,

В.В. Олевская и др.), возглавляемого о. Иннокентием, явилось издание двух томов путеводителей по церковным документам, хранящимся в региональных и столичных архивах России. При всей несравненной ценности справочного издания, оно является несовершенным, поскольку базировалось в основном на опубликованных сведениях и не учитывало прошедший впоследствии процесс перефондирования церковных документов, переводимых с начала 1990-х гг. из спецхранов на открытое хранение15.

Центр архивных исследований Историко-архивного Института, лишенный финансирования, только к 2005 г. подготовил к изданию первый том путеводителя по архивам Русской Православной Церкви, сосредоточенным в хранилищах России, Белоруссии и Украины. Однако начало было положено, и в конце последнего десятилетия пре-

12 См.: Амосов А.А. О методике исследования описей монастырских архивов, на примере анализа описей архива Антониева-Сийского монастыря XVII-XVШ вв. // Социально-политическая история СССР. Сб. ст. М.;Л., 1974. С. 69—90.

13 См.: Старостин Е.В., Сидорова Н.Ю. Церковные архивы России (Из опыта создания справочника) // Вестник архивиста. М., 1993. N 1 (13); Старостин Е.В. Исследования архивного наследия Русской Православной Церкви в Историко-архивном институте // 2000-летию Рождества Христова посвящается. М., 2001. С. 229—235.

14 См.: История Русской Православной церкви в документах региональных архивов России. Аннотированный справочник-указатель. М., 1993; История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Аннотированный указатель-справочник. М., 1995.

15 См.: Старостин Е.В. История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов // Отечественные архивы.1994. № 5. С. 126-127.

166

Старостин Е.В. Архивное наследие Русской Православной Церкви

дыдущего века появляются первые кандидатские диссертации по церковной проблематике (Г.П. Горькавой), брошюры и статьи по архивам Русской Православной Церкви — Г.П. Горькавой, О.Н. Копыловой, Н.Ю. Суховой, А.А. Чечеткина, С.Н. Романовой, В.В. Олевской, игумена Дамаскина (Орловского), иерея Андрея Дудина и др.16

В 2001 г. Российское общество историков-архивистов выпускает специальный сборник работ, в котором многие статьи касались проблем сохранения документального церковного достояния. Плодотворно работают в деле выявления и использования архивного церковного наследия ученые Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Великого Новгорода, Вологды, Самары, Краснодара, Хабаровска и других городов.

Событием в научной жизни Москвы явилась Первая международная конференция, посвященная архивам Русской Православной Церкви, проведенная в Историко-архивном институте РГГУ 20—21 ноября 2003 года. Впервые участники конференции в залах бывшей Синодальной библиотеки на Никольской и современной Патриаршей библиотеки получили возможность обменяться мыслями и тревогами за судьбу бесценного документального церковного наследия. Доклады и выступления участников конференции в ближайшее время будут опубликованы отдельным изданием17.

В конце XX в. инициаторы планируемой Православной энциклопедии вынуждены были констатировать, что в России нет специалистов, которым можно было поручить написать статью «Архивы Русской Православной Церкви». Автору этих заметок пришлось отложить ряд срочных дел и представить по просьбе главного редактора исторический обзор развития церковных архивов. В январе 2003 г. он в виде публичной лекции был прочитан студентам и преподавателям Национальной школы хартий в Париже и на следующий год опубликован в «Вестнике архивиста»18. Рядом с докладом Е.В. Старостина появляется интересный обзор о сохранении зарубежного церковного архивного наследия директора Центра по изучению русского зарубежья — А.В. Попова19 «Православие за рубежом: проблемы архив-

16 См.: Горькавая Г.П. Архивы Русской Православной Церкви в прошлом и настоящем. Очерки. М., 2000; Сухова Н.Ю. Из истории архива Московской Духовной академии // 2000-летию Рождества Христова посвящается. М., 2001. С. 259—290. Олевская В.В. Формирование системы патриарших приказов Русской Православной Церкви и ее специфика в период подготовки и проведения синодальной реформы // Там же. С. 247—258; Игумен Дамаскин (Орловский) История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации. Там же. С. 78—112; Иерей Андрей Дудин. Вятский епархиальный архив — новый опыт епархиальной архивной системы // Там же. С. 235—246; Тодорашко З.Г. Из истории Ново-Нямецкого монастыря и его реликвий. Там же. С. 311—318 и др.

См.: Труды Историко-архивного института. Т. 36. М., 2005.

18 См.: Вестник архивиста. 2004. № 4. С. 81—82.

19 См.: Попов А.В. Православие за рубежом: проблемы архивного наследия //

ного наследия». Важные шаги сделали: архивная служба Белоруссии, опубликовавшая справочник по архивам Русской Православной Церкви, сохранившимся в государственных хранилищах20, архивисты Украины (К.Е. Новохатский, И.Б. Матяш и др.), подготовившие к изданию путеводитель по архивам Православной церкви и Приднестровская Молдавская республика, архивисты которой в сборнике «Покровские чтения», опубликовали несколько интересных обзоров об имеющихся в архивах Приднестровья документах по истории Русской Православной Церкви21. В Тирасполе издан аннотированный справочник-указатель «История Русской Православной Церкви по документам ЦГА ПМР». Как это ни грустно констатировать, следует признать отрывочность сведений существующей историографии по теме, но плотина прорвана.

Недостаточно разработана и источниковая база истории Русской Православной Церкви. Между тем в федеральных архивах (ГА РФ, РГАДА, РГИА, РГВИА и др.), в рукописных собраниях крупнейших библиотек и музеев Москвы и Санкт-Петербурга, в архивных фондах и коллекциях республиканских, областных, краевых, муниципальных и других региональных архивов: Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Владикавказа, Вологды, Казани, Твери, Тулы, Калуги и других городов сохранились как целые фонды, так и отдельные комплексы документов, отражающих историю Русской Православной Церкви. Немало материалов можно обнаружить в зарубежных архивных центрах: Украины, Белоруссии, Франции, Румынии, Голландии, Бельгии, Словении, США и других стран. Заинтересованный читатель может также воспользоваться имеющимися компьютерными базами данных по церковным архивам в Центре архивных исследований Историко-архивного института и СИФ ВНИИДАД. Во ВНИИДАД можно приобрести справочник в электронном формате — « Монастыри Русской Православной Церкви в России. Аннотированный указатель фондов государственных архивов Российской Федерации».

Церковь, к сожалению, не располагает подготовленными кадрами в области церковного архивоведения. Они только сейчас появля-

2000- летию Рождества Христова посвящается. М., 2001. С. 142—150. Более полная информация об архивном наследии Русской Православной Церкви за рубежом включена А.В. Поповым в монографию «Российское православное зарубежье: История и источники» (М., 2005).

20 Документы по истории Православной Церкви на Беларуси XVIII—XX вв. в фондах государственных архивов Республики Беларусь. Минск, 2003. В настоящее время в Государственном университете в Минске планируется открытие специализации на историческом факультете—«архивы конфессиональных церквей в Белоруссии» (М.Ф. Шумейко и др.).

21 Базилевская С.А. Документы по истории Русской Православной Церкви в фондах ЦГА ПМР // Покровские чтения. Кн. 6: Статьи и материалы. Бендеры, 2004. С. 25—28 и др.

Старостин Е.В. Архивное наследие Русской Православной Церкви

ются; притом нередко рекрутируются из выпускников Историко-архивного института и университетов. Выправить положение пытается руководство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, открыв на историческом факультете специализацию по «историко-архивоведению». Перед нами вырисовывается грандиозная задача — воссоздать структуру церковных архивов, которая существовала до революции и была тогда более централизована, нежели государственная, но с учетом тех значительных изменений, которые произошли в мире по обеспечению сохранности и использованию, в особенности во второй половине XX века.

В цивилизованных странах архивы заняли достойное место среди учреждений культуры, обеспечивающих сохранение драгоценного документального наследия народа. До тех пор пока Русская Православная Церковь не восстановит заново церковную архивную службу, не откроет Центральный исторический архив, в котором сконцентрирует хотя бы документы XX в., с сетью местных епархиальных хранилищ, говорить о так называемой «архивной реституции», т. е. о возвращении Церкви национализированного документального богатства — нельзя. Хранители церковного имущества обязаны спасти имеющиеся у них документы новейшего времени. Необходимо побыстрее перейти из «ведомственной» фазы хранения документов к «исторической». Использование Патриаршей библиотеки как документального арсенала — представляется только временной альтернативой решения проблемы сохранения важнейшей части национальной памяти России. Общеизвестно, что архивный документ и в особенности XX в. — материал нежный: его не надо жечь, рвать, уничтожать в печах, в бумагоперерабатывающих машинах и т. п., о нем можно просто забыть — и он погибнет молча.

Представители Церкви с благодарностью воспринимают профессиональную помощь светских ученых, объединяя их усилия вокруг крупных научных проектов, как, например, подготовки многотомной «Православной энциклопедии». Вполне возможно, что эти функции может выполнить и Российское общество исто-риков-архивистов (секция «церковных архивов»). В каждом крупном профессиональном объединении архивистов на Западе (США, Германии, Италии, Испании и т. д.) существуют секции «церковных архивистов», которые свою деятельность координируют через комитет по « церковным архивам, функционирующим в рамках Международного совета архивов (МСА) (руководитель Гельмут Байер, Германия). Последний на заседании XIV Международного конгресса архивистов в Испании (2000 г., сентябрь) очень сожалел, что Русская Православная Церковь не выделила своего представителя для работы в этом комитете МСА. После XV Международного

Церковный архив

конгресса архивов (Вена, 2004) положение и функции профессиональных комитетов были значительно изменены.

«Великое благоговение, любовь к церкви, бережное отношение к ее наследию,— говорил Святейший Патриарх Алексий II на открытии XI Международных Рождественских образовательных чтений,— доставшемуся нам не по нашей заслуге, - вот что должно отличать каждого автора учебника, каждого, кто берется за преподавание духовной культуры школьнику или студенту». Лучшее пожелание трудно сказать. Известно, с какой аккуратностью и бережливостью Святейший Патриарх заботится о сохранении памятников истории, архивных документов и т. п. Изучение документальной памяти, оставленной нашими предшественниками, преследует цель создать условия для лучшего понимания нашего прошлого, деяний людей, их мыслей и чаяний, ошибок и актов великого самопожертвования для достижения своих идеалов.

Archives Legacy of the Russian Orthodox Church E.V Starostin

The author examines the situation connected with keeping and using historical and cultural archives legacy of the Russian Orthodox Church. The short historical and sources studies review of the problem shows that much work should be carried out to restore the network of central and local church archives which existed in pre-revolutionary Russia. The author is particularly concerned about preserving Church documents of the XX century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.