Научная статья на тему 'Архитектурные альбомы Шантийи и Гатчины: Французский подарок русскому императору / сост. С. А. Астаховская, М. Дельдик, Т. А. Дудина. М. : Кучково поле, 2016'

Архитектурные альбомы Шантийи и Гатчины: Французский подарок русскому императору / сост. С. А. Астаховская, М. Дельдик, Т. А. Дудина. М. : Кучково поле, 2016 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
166
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурные альбомы Шантийи и Гатчины: Французский подарок русскому императору / сост. С. А. Астаховская, М. Дельдик, Т. А. Дудина. М. : Кучково поле, 2016»

Архитектурные альбомы Шантийи и Гатчины: Французский подарок русскому императору

Сост. С. А. Астаховская, М. Дельдик, Т. А. Дудина

М.: Кучково поле, 2016

Наталия Сиповская

Издание было приурочено к выставке в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева, прошедшей на рубеже 2016-2017 годов в рамках Перекрестного года туризма России и Франции при участии Посольства Французской Республики в Москве и под эгидой V Санкт-Петербургского международного культурного форума. Несмотря на высокий патронат, выставка прошла скромно. Однако книга, изданная к этому событию, была подготовлена всерьез, с редкой научной фундированностью, оставив не только память о выставке, но и вполне выполнив ее предназначение: привлечь внимание к феномену архитектурного альбома и его роли в ландшафтной и градостроительной практике второй половины XVIII века. Это было осуществлено на примере четырех памятников, каждый из которых заслуживает пристального внимания. Речь идет о так называемом «Альбоме графа Северного», хранящемся ныне в собрании музея Шантийи, и трех альбомах, посвященных Гатчине и относящихся к разным периодам обустройства парка и города: «Атласе Гатчинском» из собрания Музея архитектуры в Москве и так называемых Кушелевских альбомах из коллекции ГМЗ «Гатчина». Будучи

исторически взаимосвязаны, совокупно они представляют особенный интерес, позволяя проследить не только очевидное влияние знаменитого парка принцев Конде на отечественное паркостроение павловского времени, но и обнаружить механику этого влияния, предопределившую принципиальное несходство парковых ансамблей Шантийи и Гатчины, а также выявить различия в понимании статуса архитектурного увража во Франции и России.

Последнее обстоятельство становится особенно очевидным из статьи хранителя музея Шантийи Матье Дельдика, продемонстрировавшего на примерах, что со второй половины XVIII века альбомы архитектурной графики превратились чуть ли не в самый популярный памятный подарок, заметно потеснив другие типы окказиональных изданий, известных с XVI века и призванных запечатлеть какое-либо важное событие и декорации достопамятного благодаря этому событию места. Самыми известными из них стали альбомы Трианона, которые Мария-Антуанетта дарила знатным посетителям Версаля: Фердинанду Габсбург-Лотарингскому (1786, ныне в Библиотеке Эстенс, Модена), Густаву III Шведскому (1779, Королевская библиотека Стокгольма), Марии-Луизе Пармской и брату — императору Иосифу II Австрийскому в 1784 году на память о посещении им Версаля тремя годами ранее. Альбом Трианона получил в 1782 году граф Северный (ГМЗ «Павловск», фронтиспис — Музей Метрополен, Нью-Йорк). Так что подарок Луи-Жозефа де Бурбон-Конде, исполнявшего, как и все его предки, должность Великого магистра Франции, находился, как теперь говорят, в тренде.

В отличие от альбома, подаренного королевой, альбом принца не имеет фронтисписа, а в остальном же схож с эталонным королевским образцом. Однако вопрос о фронтисписе, скорее всего, останется открытым, так как М. Дельдик однозначно соотносит его с письмом Павла Петровича принцу от 20 сентября 1785 года с благодарностью за присланные ему подарки, в числе которых упомянуты «планы Шантийи» (с. 20). По мнению исследователя, листы с планами были переплетены уже в России — в сохранившийся по сей день красный сафьяновый переплет с российским двуглавым орлом в золотом тиснении. Внутри 32 листа формата ин-фолио, включая лист с перечнем планов, на которых тушью с акварельной отмывкой запечатлены замок, сады, боскеты, павильоны, Деревушка, Зверинец и конюшни Шантийи. Не будем останавливаться на широко известных фактах

пребывания Павла Петровича в резиденции принца Конде и глубине впечатления, которое на него произвели посещение замка и знакомство с его владельцем, нарочито демонстрирующим верность порядкам былого рыцарства. Достаточно вспомнить широко цитируемые воспоминания баронессы Оберкирх, запечатлевшие роскошь праздников, устроенных там в честь четы графов Северных, или же известную фразу Г. Г. Гримма: «Король Людовик принимал графа Северного по-дружески, герцог Орлеанский — по-мещански, а принц де Конде — по-царски» (с. 13). В книге можно прочесть еще массу других подробностей о пребывании великокняжеской четы в замке принца Конде. Но, на наш взгляд, главную ценность ей придает обширная публикация памятников, снабженных комментариями и материалами, которые подготовлены их непосредственными хранителями.

Так, альбом Шантийи воспроизведен полностью. Вероятно, впервые после памятного факсимильного издания 2000 года [11], осуществленного после комплексной реставрации альбома, — наверное самой основательной, что проводились с сентября 1930 года, когда альбом, обнаруженный в лавке парижского книготорговца в партии с другими томами, проданными из Эрмитажа, был приобретен для музея Конде за 130 тыс. франков.

Не менее, если не более основательно представлен в книге второй из экспонировавшихся альбомов — «Атлас Гатчинской» 1798 года из коллекции Музея архитектуры им. А. В. Щусева. Воспроизведены все его 34 листа, включая титульный, причем каждый из них снабжен подробной аннотацией (публикация подготовлена Татьяной Дудиной). До этого памятный альбом публиковался лишь частично (обложка и четыре листа, два из которых фрагментарно — см.: [8]). Владельческая надпись на переплете отсылает нас к библиотеке графини А. М. Олсуфьевой в селе Никольское-Горушки, хозяйка которого унаследовала этот раритет от генерал-прокурора павловских времен Петра Хрисанфовича Обольянинова, главнокомандующего городом Гатчиной, при котором поселение собственно и получило статус города. Читателю книги представляется упоительная возможность самолично составить представление о том, как примеры Шантийи были использованы в Гатчине: «одни — в виде буквальных реплик, другие — в качестве вполне досягаемых образцов» (с. 71). Очевидными аналогами выглядят композиции Сильвии с въездными воротами, обелиск Коннетабль, Павильон Венеры, Ферма (Фазанерия),

1. Разворот изкн.: Архитектурные альбомы Шантийи и Гатчины: Французский подарок русскому императору М.: Кучково поле, 2016

Зверинец и театр в Конюшенном каре. При том что сам характер парка согласно духу времени и особенностям северного ландшафта отчетливо другой: он менее дробен и регламентирован, свободнее в плане и просторнее в видах.

Совсем иным было и предназначение альбома, как и двух других из собрания ГМЗ «Гатчина». Эти альбомы стали известны как «Куше-левские» по подписи на первом из них, переданном в Гатчину в 1855 году после смерти Николая I из «собственного» (Аничкова) дворца. Теперь он — «Атлас Гатчинскому дворцу с садами, зверинцами и всеми в них имеющимися строениями равно городу и полей» — носит название 1-го Кушелевского, а поступивший в 1923 году из Стрельны «Атлас оберамтов Гатчины и Новосквориц с принадлежащими к ним унтерамтами, сельцами, слободами и деревнями...»

сейчас известен как 2-й Кушелевский (Н. Е. Лансере упоминал его как Стрельнинский; см. [3]). Из 117 листов этих альбомов, в издание, приуроченное к выставке, вошло около 20, однако в фокус внимания исследователей архитектуры Кушелевские альбомы попадали не раз и хорошо известны [4]. Все три альбома (гатчинские и московский) единообразно оформлены в тяжелые переплеты из красного сафьяна.

Как явствует из названий, в отличие от французского альбома, альбомы Гатчины были посвящены не только императорской резиденции, но включали ее городские и сельские окрестности. Здесь были пейзажи, датированные 1798 годом, планы и фиксационные чертежи города и окрестностей 1792-1798 годов, проекты, воплощение которые еще только начиналось. Светлана Астаховская, автор публикации об альбомах из собрания Гатчины, указывая на очевидно «подностной» характер этих памятников (хотя бы в силу их оформления), тем не менее развивает и другую мысль, высказанную В. К. Макаровым еще в 1925 году. Она состоит в том, что эти альбомы, вернее вошедшие в них чертежи, совокупно с аналогичными чертежами Павловска и Петергофа могли быть частью большой подготовительной работы к многотомному изданию «Российская архитектура», задуманному императором Павлом. Идею этого издания Макаров соотносит с именами В. И. Баженова, вице-президента Академии художеств, и адмирала Г. Г. Кушелева, руководителя Е. И. В. Депо карт. То есть, в отличие от альбома Шантийи, его гатчинские аналоги задумывались и осуществлялись уже не в контексте окказионально-сувенирной традиции альбомов-подарков, а в совершенно иной плоскости. Отнюдь не предполагавшие тиражирование (как окказиональное издание) и исполненные в единственном экземпляре для предоставления одному-единственному зрителю, они играли роль своего рода плана-проспекта издания, пусть даже и не осуществившегося в будущем.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Клочков М. В. Очерки правительственной деятельности времени императора Павла I. Пг., 1916.

2. Кобеко Д. Ф. Императрица Мария Фёдоровна как художница и любительница искусств // Вестник изящных искусств. 1844. Т. 2. Вып. 6.

3. Лансере Н. Е., Вейнер П., Трубников А., Казнаков С., Пенэ Г. Гатчина при Павле Петровиче, цесаревиче и императоре. СПб.: Лига, 1995.

4. Макаров В. К., Петров А. Н. Гатчина. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство Сергея Ходова, 2007.

5. Миронова С. А. Гатчинский парк Павла Петровича: Замысел и воплощение // Царицынский научный вестник. Вып. 7-8: Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств

и рождение стиля. М., 2005. С. 104-121.

6. Петрова О. В. Архитектурная графика XVIII века из собрания Гатчинского дворца: Научный каталог. СПб. 5: Издательство Сергея Ходова, 2006.

7. Саблуков Н. А. Записки Н. А. Саблукова/Пер. С. А. Рачинского, предисл. К. Военского // Цареубийство 11 марта 1801 года: Записки участников и современников. СПб.: А. С. Суворин, 1908.

8. Соколов Б. М. Альбом графов Северных, или Сада Павла I // Наше наследие. 2001. № 58. С. 2-23.

9. Цесаревич Павел Петрович во Франции в 1782 году. Записки Башомона // Русская старина. 1882. Ноябрь.

10. Шильдер Н. К. Император Павел I. СПб., 1901.

11. Album du Comte du Nord: Recueil des Plans des Châteaux, Parcs et Jardins de Chantilly levé en 1784/Ed. J.-Р. Babelon. Paris, 2000.

12. Gouzaniv A. N. Die Grand Tour des Comte une der Comtesse du Nord // Gassner H., Gouzaniv A. (dir.) Krieg und Frieden. Eine Deutsche Zarin in Schloss Pawlovsk. Munich, 2001-2002. Pp. 98-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.