Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЗДАНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ IV, V КЛАССА ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ'

АРХИТЕКТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЗДАНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ IV, V КЛАССА ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
135
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ЗДАНИЕ / ВОКЗАЛ / ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Русакович Елена Владимировна

В статье анализируются особенности архитектуры зданий железнодорожных вокзалов IV и V класса Западно-Сибирской железной дороги, построенных в период 1893-1896 годов. Авторы затрагивают проблему изучения наследия эпохи строительства железных дорог, представляющего научный и практический интерес. Актуализируют изучение и описание в целях сохранения данного вида архитектуры в связи с реализацией современной программы модернизации железнодорожных вокзалов России. Цель статьи - выявление архитектурного своеобразия зданий железнодорожных вокзалов IV и V класса Западно-Сибирской железной дороги, построенных в период 1893-1896 годов. В рамках поставленной цели в статье осуществляется архитектурный анализ, выявляется ряд общих архитектурных особенностей зданий, выполненных в стилистике деревянного зодчества, национального стиля и деревянного модерна, направлений, развивавшихся в архитектуре России конца XIX - начала XX века. Выводом авторов является выявление архитектурного своеобразия зданий исследуемых железнодорожных вокзалов. В заключение подчеркивается, что здания деревянных вокзалов IV и V класса являются исчезающим видом архитектуры эпохи строительства железных дорог в России и Сибири. Перспективой исследований в тематике данной статьи является вклад в обоснование включения зданий вокзалов IV и V класса Западно-Сибирской железной дороги как части Великого Сибирского пути в реестр объектов культурного наследия Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL ORIGINALITY OF THE BUILDINGS OF RAILWAY STATIONS IV, V CLASS OF THE WESTERN SIBERIAN RAILWAY

The article analyzes the architectural features of the buildings of the IV and V class railway stations of the West Siberian Railway, built in the period of 1893-1896. The author touches upon the problem of studying the legacy of the era of railway construction, which is of scientific and practical interest. The study and description are updated in order to preserve this type of architecture in connection with the implementation of a modern program for the modernization of railway stations in Russia. The purpose of the article is to identify the architectural originality of the buildings of the IV and V class railway stations of the West Siberian Railway, built in the period of 1893-1896. As part of this goal, the article makes an architectural analysis, reveals a number of common architectural features of buildings made in the style of wooden architecture, national style and wooden Art Nouveau, trends developing in the architecture of Russia in the late 19th - early 20th centuries. The conclusion of the authors is to identify the architectural originality of the buildings of the studied railway stations. In conclusion, it is emphasized that the buildings of the IV and V class wooden railway stations are an endangered type of architecture of the era of the construction of railways in Russia and Siberia. The prospect of research in the subject of this article is a contribution to the substantiation of the inclusion of buildings of class IV and V stations of the West Siberian Railway as part of the Great Siberian Route in the register of objects of cultural heritage of Siberia.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЗДАНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ IV, V КЛАССА ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»

14. Chzhan E., Ji. T. Analiz «Ven' fu» v kachestve primera dizayn-myshleniya, osnovannogo na traditsionnykh blagopriyatnykh simvolakh [Analysis of "Wen Fu" as an example of design thinking based on traditional favorable symbols]. Decor, 2013, no. 12, pp. 80-81.

15. Chen Chzhenvan. Istoricheskaya evolutsiya i kul'turnyy obmen uzorov Suy i Tan v peshcherakh Mogao [Historical evolution and cultural exchange of Sui and Tang patterns in Mogao caves]. Zhurnal Shen'chzhen skogo universiteta (izdanie po gumanitarnym i sotsial'nym naukam) [Journal of Shenzhen University (publication on Humanities and Social Sciences)], 2015, no. 32, pp. 144-150.

УДК 725

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-180-187

АРХИТЕКТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЗДАНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ IV, V КЛАССА ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Русакович Елена Владимировна, аспирант кафедры истории искусства, костюма и текстиля, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: niramila2013@gmail.com

В статье анализируются особенности архитектуры зданий железнодорожных вокзалов IV и V класса Западно-Сибирской железной дороги, построенных в период 1893-1896 годов. Авторы затрагивают проблему изучения наследия эпохи строительства железных дорог, представляющего научный и практический интерес. Актуализируют изучение и описание в целях сохранения данного вида архитектуры в связи с реализацией современной программы модернизации железнодорожных вокзалов России. Цель статьи - выявление архитектурного своеобразия зданий железнодорожных вокзалов IV и V класса Западно-Сибирской железной дороги, построенных в период 1893-1896 годов. В рамках поставленной цели в статье осуществляется архитектурный анализ, выявляется ряд общих архитектурных особенностей зданий, выполненных в стилистике деревянного зодчества, национального стиля и деревянного модерна, направлений, развивавшихся в архитектуре России конца XIX - начала XX века. Выводом авторов является выявление архитектурного своеобразия зданий исследуемых железнодорожных вокзалов. В заключение подчеркивается, что здания деревянных вокзалов IV и V класса являются исчезающим видом архитектуры эпохи строительства железных дорог в России и Сибири. Перспективой исследований в тематике данной статьи является вклад в обоснование включения зданий вокзалов IV и V класса Западно-Сибирской железной дороги как части Великого Сибирского пути в реестр объектов культурного наследия Сибири.

Ключевые слова: архитектурное своеобразие, национальный стиль, здание, вокзал, ЗападноСибирская железная дорога.

ARCHITECTURAL ORIGINALITY OF THE BUILDINGS OF RAILWAY STATIONS IV, V CLASS OF THE WESTERN SIBERIAN RAILWAY

Rusakovich Elena Vladimirovna, Postgraduate of Department of History of Art, Costume and Textile, Altai State University (Barnaul, Russian Fedeartion). E-mail: niramila2013@gmail.com

The article analyzes the architectural features of the buildings of the IV and V class railway stations of the West Siberian Railway, built in the period of 1893-1896. The author touches upon the problem of studying the

legacy of the era of railway construction, which is of scientific and practical interest. The study and description are updated in order to preserve this type of architecture in connection with the implementation of a modern program for the modernization of railway stations in Russia. The purpose of the article is to identify the architectural originality of the buildings of the IV and V class railway stations of the West Siberian Railway, built in the period of 1893-1896. As part of this goal, the article makes an architectural analysis, reveals a number of common architectural features of buildings made in the style of wooden architecture, national style and wooden Art Nouveau, trends developing in the architecture of Russia in the late 19th - early 20th centuries. The conclusion of the authors is to identify the architectural originality of the buildings of the studied railway stations. In conclusion, it is emphasized that the buildings of the IV and V class wooden railway stations are an endangered type of architecture of the era of the construction of railways in Russia and Siberia. The prospect of research in the subject of this article is a contribution to the substantiation of the inclusion of buildings of class IV and V stations of the West Siberian Railway as part of the Great Siberian Route in the register of objects of cultural heritage of Siberia.

Keywords: architectural originality, national style, building, station, West Siberian railway.

Города Западной Сибири имеют уникальную историю. Особое место в истории зодчества Сибири конца XIX - начала XX века занимает архитектура станционных строений железнодорожной линии. В результате отнесения к отдельному балансу ОАО «РЖД» ее исторические здания незаслуженно редко упоминаются в источниках по архитектуре Сибири, в частности Алтайского края.

В период строительства железных дорог в Сибири в сформированный комплекс городской среды, основанный на классических принципах и решениях предшествующих промышленных и горнозаводских сооружений, приходят новые, уникальные архитектурные черты комплекса зданий железнодорожных построек.

Исследования в области архитектуры первых вокзальных комплексов приобретают особую актуальность в связи с реализуемой Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2030 годы)»1 и исполнением Распоряжения Правительства РФ от 17.06.2008 г. № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Неизбежным фактором

1 Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» / Министерство транспорта Российской Федерации (государственный заказчик-координатор), Министерство путей сообщения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/ fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/264 (дата обращения: 10.06.2021).

развития и укрупнения отрасли является утрата архитектуры исторически ценных зданий, не соответствующих современным требованиям эксплуатации.

Проблема исследования объектов транспортной инфраструктуры начала XX века актуальна для истории отечественной архитектуры. Наследие эпохи строительства железных дорог представляет безусловный научный и практический интерес. Глобальная цель исследований авторов - актуализация изучения и расширения реестра объектов культурного наследия Сибири за счет сохранившихся в первоначальном виде комплексов железнодорожной архитектуры в Западной Сибири как части Великого Сибирского пути. Авторами преследуется цель повышения уровня ценности и значимости подобных объектов, в данной статье - на основе изучения и описания уникальных архитектурных решений зданий деревянных вокзалов.

В рамках изучения архитектуры вокзалов Сибири являются ценными труды по градостроительству Сибири Т. М. Степанской [8], Б. И. Ог-лы [5]. Истории строительства Алтайской ветки железных дорог посвящены статьи историков М. А. Целищевой [9], Т. И. Баталовой [2]. Специальные объектные исследования, посвященные описанию архитектуры железнодорожных зданий Западной Сибири, в частности, в Алтайском крае, отсутствуют.

При изучении источниковой базы было выявлено, что историками архитектуры и искус-

ствоведами Сибири, в том числе Алтайского края, изучены основные здания вокзалов, имеющие градостроительную значимость: вокзалы ст. Новосибирск, ст. Омск. Вокзалы II, III класса не затронуты искусствоведческими описаниями. Вопрос исследования архитектуры вокзалов IV и V класса Западно-Сибирской железной дороги по сравнению с граничащими более крупными отделениями железных дорог, вид архитектуры которых изучен, остается открытым.

В рамках научной работы произведены обзор, типологизация и описание зданий железнодорожных вокзалов, внесенных в реестр памятников архитектуры на территории Западной Сибири, построенных в период возведения Транссибирской магистрали (с 1892 по 1917 годы) [6].

Цель статьи - выявление архитектурного своеобразия зданий железнодорожных вокзалов IV и V класса Западно-Сибирской железной дороги, построенных в период 1893-1896 годов.

Объектами данного исследования стали сохранившиеся здания первых железнодорожных вокзалов на станциях Кабинетное (Приложение, рис. 2), Клубничная (Приложение, рис. 3), Кир-зинская, Дупленская; сохранившиеся фасады зданий и декор; результаты натурного обследования, описание, фотофиксация; коллекции музеев регионального подразделения Западно-Сибирской железной дороги по сохранению исторического наследия. Косвенные источники исследования: Альбом исполнительных чертежей Западно-Сибирской, Златоуст-Челябинской и Екатеринбург-Челябинской железных дорог (1896) [1]; Сооружение Средне-Сибирской железной дороги: альбом видов (1901); данные архивов филиалов ОАО «РЖД», структурных подразделений Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов; перечень объектов культурного наследия Алтайского края; региональные базы данных объектов культурного наследия; электронные ресурсы министерств и управлений культуры, комитетов по охране объектов культурного наследия, сайты министерства путей сообщения и структурных подразделений, сайты музеев и обществ по сохранению исторического наследия.

Методы, выстраивающие направленность данного исследования: сравнительно-историче-

ский и типологический, способствующие изучению формирования архитектурного образа зданий железнодорожных вокзалов в конце XIX - начале XX века; метод формально-стилистического анализа, положенный в основу выявления архитектурных особенностей деревянных вокзалов IV и

V класса Западно-Сибирской железной дороги.

При изучении стилистики архитектурного наследия Транссибирской магистрали была исследована специфика архитектуры вокзалов IV и

V класса. В результате исследования выяснилось, что некоторые здания вокзалов 1893-1896 годов постройки сохранились в первоначальном виде, часть находится в разрушающемся состоянии, большинство утрачены.

Вокзал на станции Клубничная (Приложение, рис. 3) выполняет первоначальную функцию. Модернизированы и выполняют функцию служебных зданий другого назначения здания на станции Кирзинская, Тебисская. Большая часть зданий не выполняет функции вокзала, приспособлена под жилища служащих станции: вокзал на ст. Кабинетное (Приложение, рис. 2), ст. Дупленская, ст. Мошкарь. Снесены в недавнее время, но зафиксированы в первоначальном облике в современных источниках здания вокзалов ст. Пикетное, ст. Калачинская, ст. Груздевка.

На основе изучения технической документации, сохранившихся альбомов исполнительных чертежей [1] установлено, что данные деревянные постройки являются вокзалами IV и V класса периода начала строительства ветки через Сибирь по ходу Транссибирской магистрали (1893-1896). Проектировались как вокзалы берегового типа, малой пропускной способности. Проекты зданий вокзалов (Приложение, рис. 1, 5) выполнены в традициях русского деревянного зодчества в эклектичной трактовке национального русского стиля, подверженного существовавшему в железнодорожном проектировании приему типизации, отчасти благодаря которому декор зданий приобретал некоторые черты формировавшегося рационального деревянного модерна. Проекты вокзалов IV и V класса разрабатывались для небольших провинциальных станций. Ко времени строительства Западно-Сибирского участка данный вид здания гармонично воплотил выработанные принципы

железнодорожного проектирования, совместил в себе новые тенденции, экономические соображения и целесообразность применения дерева (доступного местного строительного материала), народные традиции, служебное назначение и профессиональную строгость.

Основываясь на концептуальных позициях развития модерна искусствоведа Д. В. Сарабья-нова [7], используя терминологию, введенную в научный оборот Е. А. Борисовой и Г. Ю. Стер-ниным [3], определим, что «деревянный модерн» выделяется как отдельное архитектурное направление, развивавшееся в продолжение процессов, обозначившихся в деревянном зодчестве конца XIX века. Термин «деревянный модерн» является уместным при описании элементов архитектуры вокзалов данного класса.

Проведение сопоставительного анализа сохранившихся зданий вокзалов IV и V класса позволяет выявить ряд особых композиционных приемов, использовавшихся в организации их фасадной части, также проследить архитектурные особенности декора:

- вытянутый план станций IV класса расположен вдоль пристанционных путей, V класса -перпендикулярно пути;

- общее композиционное решение фасадов как со стороны пути, так и со стороны двора асимметрично;

- резной деревянный декор выполнен в рационалистическом течении модерна;

- лаконичными декоративными элементами акцентированы входная группа со стороны пути, выступающая входная группа со стороны двора и вход в служебные помещения, расположенный справа от нее;

- все фасады объединяются применением единого формообразующего элемента - щипцового козырька, декорированного балками и простыми изогнутыми элементами карнизов;

- использована характерная подкраска стен и элементов декора в два цвета, усиливающая ритм и контраст «расчерчивания» фасада (об этом можно судить по тональной разнице сохранившихся черно-белых фотографий и дошедшей до наших дней традиции окрашивания, поддерживаемой современными собственниками).

Сравнительный анализ архитектуры деревянных вокзалов Западно-Сибирской железной дороги и аналогичных станционных построек, исторически ранее возводимых первых линий граничащей Уральской дороги и ветки Челябинск - Екатеринбург показывает более ярко выраженное формообразование и декор модерна, демонстрирует стилистику, в художественном отношении начинающуюся с «русского» стиля, более отвечающую эклектике конца XIX века. Данное концептуальное направление обосновывается специалистами на примере проектов П. П. Шрейбера и первостепенных проектов в национальном стиле И. П. Петрова (Ропета) и В. А. Гартмана, которые являются яркой основополагающей демонстрацией воплощения национального стиля в деревянной архитектуре. Логичным продолжением этого обоснования могут выступить формы деревянного вокзала более высокого класса Западно-Сибирской железной дороги, которые поддерживают заданное направление (Приложение, рис. 4).

Представленный проект деревянного вокзала III класса утрачен на территории Сибири, но является важным фактом при целостном изучении архитектуры деревянных вокзалов. Приведенное сопоставление показывает, что стиль декора в архитектуре деревянных железнодорожных зданий Западной Сибири имеет самостоятельное художественно-образное решение. Общая концепция русского стиля и деревянного модерна поддерживается на всем протяжении ансамбля. Сравнительный анализ дает возможность понять, что под влиянием приема типизации и градообразующих факторов в образовании архитектурного ансамбля отдельного участка дороги в данном случае происходит сглаживание и упрощение стилистических проявлений. Архитектурный рационализм гармонично воплотился в своем унифицированном решении и вписался в местность менее экономически развитого в то время региона. Данное сдержанное проектное решение вокзалов IV и V класса в Сибири наиболее ясно трактуется на фоне общего контекста формирования железнодорожной архитектуры конца XIX - начала XX века, в частности, ансамбля Транссибирской магистрали.

Причастность зданий к общему стилистическому направлению создают асимметричные фасады, рубленные из бревен стены, обшитые вагонкой (как и аналогичные здания на всем протяжении Транссибирской магистрали), расчерченные поперечными досками, имитирующими фриз и цоколь по горизонтали, гладкие пилястры по вертикали; высокие двускатные кровли, со стороны пути воспринимающиеся как шатер; декоративная прямолинейная отделка фронтонов, напоминающая фахверк и стиль северного модерна; большие оконные проемы с простыми наличниками и гладкими плоскостями сандриков; щипцовые козырьки над входами, украшенные декоративными прямолинейными стойками и кронштейнами; упрощенные до минимума декоративные детали традиционной русской резьбы, имеющие лаконичные формы, присутствующие лишь в украшении характерных слуховых окошек и навершии козырька (Приложение, рис. 1, 5).

В целом в статье определено архитектурное своеобразие исследуемых вокзалов. Тенденция движения от романтичной декоративности к лаконичности и рациональной форме формирующегося модерна в России находит воплощение в железнодорожной архитектуре на примере вокзалов IV и V класса. Особенности деревянной архитектуры вокзалов Сибири вписываются в общие закономерности развития провинциальной застройки. Железнодорожные линии в своем стремительном темпе строительства и типизации привносят в

ландшафт Сибири новую эстетику, которая заполняет все внутреннее пространство станции и само станционное здание - от спроектированных в одном ключе дверных ручек, наличников до мебели и рельефных композиций на потолке [10]. Здания, интерьер, уличные ограждения, информационные таблички, выполненные в новой стилистике, становятся активными участниками формирования окружающей среды даже небольшой провинциальной станции (Приложение, рис. 5).

Здания деревянных вокзалов IV и V класса - исчезающий вид архитектуры эпохи строительства железных дорог в России и Сибири, выполненный в уникальном специфическом «железнодорожном» воплощении национального стиля в формах русского деревянного зодчества и деревянного модерна, имеющий отличительные черты, свойственные именно этому направлению дороги. В связи с реализацией программы транспортной модернизации требуется дальнейшее изучение, детальное искусствоведческое описание каждого здания и внесение их в реестр объектов культурного наследия Сибири.

Перспектива исследований в данной области заключается в обосновании включения в перечень исторически ценных зданий вокзалов IV и V класса, каталогизации, чтобы на ее основе расширить перечень вплоть до актуализации охраны государством всего ансамбля Западно-Сибирской железной дороги.

Литература

1. Альбом исполнительных чертежей Западно-Сибирской, Златоуст-Челябинской и Екатеринбург-Челябинской железных дорог. 1891-1896. - Б.м., 1896. - 63 л. ил., черт. 44 см. - (Научно-техническая библиотека СГУПС, г. Новосибирск).

2. Баталова Т. И. Железнодорожное строительство на Алтае в начале XX века // История Алтайского края XVIII-XX веков. Научные и документальные материалы. - Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2005. - С. 216-225.

3. Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. - М.: Галарт, АСТ, 1998. - 360 с.

4. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М.: Искусство, 1978. - 399 с.

5. Оглы Б. И. Строительство городов Сибири. - Л.: Стройиздат, 1980. - 272 с.

6. Русакович Е. В. Архитектурное наследие Транссибирской магистрали. Вокзалы - памятники архитектуры начала XX века на территории Западной Сибири // Культурное наследие Сибири. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2020. - № 2(30). - С. 97-103.

7. Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. - М.: Галарт, 2001. - 343 с.

8. Степанская Т. М. Архитектура городов Алтая - наследие России. - Барнаул: АЗБУКА, 2015. - 216 с.

9. Целищева М. А. Комплекс памятников истории и архитектуры железнодорожной станции г. Барнаула // Балан-динские чтения. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, 2015. - № 1. - С. 299-309.

10. Чепурова О. Б. «Деревянный» модерн провинции как явление в отечественной архитектуре рубежа XIX-XX веков // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 51(80). - С. 90-96.

References

1. Al'bom ispolnitel 'nykh chertezhey Zapadno-Sibirskoy, Zlatoust-Chelyabinskoy i Ekaterinburg-Chelyabinskoy zhelez-nykh dorog. 1891-1896. Nauchno-tekhnicheskaya biblioteka SGUPS, g. Novosibibirsk [Album of executive drawings of the West Siberian, Zlatoust-Chelyabinsk and Yekaterinburg-Chelyabinsk railways. 1891-1896. Scientific and Technical Library of the Siberian State University of Railway Transport, Novosibirsk], 1896, 63 p., il., drawing 44 sm. (In Russ.).

2. Batalova T.I. Zheleznodorozhnoe stroitel'stvo na Altae v nachale XX veka [Railway construction in Altai at the beginning of the 20th century]. Istoriya Altayskogo kraya XVIII-XX vekov. Nauchnye i dokumental'nye materialy [History of the Altai Territory of the XVIII-XX centuries. Scientific and documentary materials]. Barnaul, Altai State Pedagogical University, 2005, pp. 216-225. (In Russ.).

3. Borisova E.A., Sternin G.Yu. Russkiy modern [Russian modern]. Moscow, Galart, AST Publ., 1998. 360 p. (In Russ.).

4. Kirichenko E.I. Russkaya arkhitektura 1830-1910-kh godov [Russian architecture of the 1830-1910s]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1978. 399 p. (In Russ.).

5. Ogly B.I. Stroitel'stvo gorodov Sibiri [Construction of cities of Siberia]. Leningrad, Stroyizdat Publ., 1980. 272 p. (In Russ.).

6. Rusakovich E.V. Arkhitekturnoe nasledie transsibirskoy magistrali. Vokzaly - pamyatniki arkhitektury nachala XX veka na territorii Zapadnoy Sibiri [Architectural heritage of the Trans-Siberian Railway. Stations - architectural monuments of the beginning of the 20th century in Western Siberia]. Kul'turnoe nasledie Sibiri [Cultural heritage of Siberia]. Barnaul, Altai State University, 2020, no. 2 (30), pp. 97-103. (In Russ.).

7. Sarabyanov D.V. Modern. Istoriya stilya [Modern. Style history]. Moscow, Galart Publ., 2001. 343 p. (In Russ.).

8. Stepanskaya T.M. Arkhitektura gorodov Altaya - nasledie Rossii [The architecture of Altai cities is the heritage of Russia]. Barnaul, AZBUKA Publ., 2015. 216 р. (In Russ.).

9. Tselishcheva M.A. Kompleks pamyatnikov istorii i arkhitektury zheleznodorozhnoy stantsii g. Barnaula [The complex of historical and architectural monuments at the railway station in Barnaul]. Balandinskie chteniya [Balandin readings]. Novosibirsk, Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts, 2015, no. 1, рp. 299-309. (In Russ.).

10. Chepurova O.B. "Derevyannyy" modern provintsii kak yavlenie v otechestvennoy arkhitekture rubezha XIX-XX vekov ["Wooden" modernist style of the province as a phenomenon in Russian architecture at the turn of the 20th century]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Orenburg State University], 2015, no. 5 (180), pp. 90-96. (In Russ.).

Список иллюстраций

Рис. 1. Типовой проект фасада пассажирского здания ст. V класса. Фасад со стороны двора. Источник: Альбом исполнительных чертежей Западно-Сибирской, Златоуст-Челябинской и Екатеринбург-Челябинской железных дорог, 1891-1896. - [Б. м., 1896]. - 63 с.: черт. Лист № 28.

Рис. 2. Здание бывшего ж/д вокзала V класса ст. Кабинетное. 1896 год. Фасад со стороны двора. Источник: личный архив Е. В. Русакович. 2020 год.

Рис. 3. Здание ж/д вокзала V класса ст. Клубничная. 1896 год. Часть декора фасада со стороны двора. Источник: Личный архив Е. В. Русакович. 2020 год.

Рис. 4. Здание ж/д вокзала III класса ст. Обь. 1897 год. Источник: экспозиция музея регионального подразделения Западно-Сибирской железной дороги по сохранению исторического наследия в г Новосибирск, ул. Шамшурина, 39.

Рис. 5. Типовой проект пассажирского здания ст. V класса. Вид со стороны пути. Вид со стороны двора. Детали интерьера. Ограждение платформы. 1896 год. Источник: Альбом исполнительных чертежей Западно-Сибирской, Златоуст-Челябинской и Екатеринбург-Челябинской железных дорог, 1891-1896. - [Б.м., 1896]. - 63 с.: черт. Лист № 29.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1. Типовой проект фасада пассажирского здания ст. V класса. Вид со стороны двора (1896)

Рисунок 2. Здание ж/д вокзала Vкласса ст. Кабинетное (1896). Фото 2020 года

Рисунок 3. Здание ж/д вокзала V класса ст. Клубничная (1896). Фото 2020 года

Рисунок 4. Здание ж/д вокзала III класса ст. Обь (1897)

Рисунок 5. Типовой проект пассажирского здания ст. V класса. Вид со стороны пути. Вид со стороны двора. Детали интерьера. Ограждение платформы (1896)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.