Научная статья на тему 'Архитектурное наследие как элемент художественного образа города'

Архитектурное наследие как элемент художественного образа города Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
250
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Омск / художественный образ города / объекты архитектурного наследия / памятник архитектуры / семиотически значимые объекты архитектуры / художники Омска. / Omsk / an image of a town in painting art / heritage-listed buildings / an architectural monument / semi- ologically meaningful architectural objects / Omsk painters.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горелова Юлия Робертовна

Представлены результаты искусствоведческого анализа особенностей отражения памятников архитектуры и архитектурных ансамблей Омска (Омская область, Россия) в городских пейзажах местных художников. Охарактеризована частота изображения на полотнах крупных историко-культурных локаций сибирского города, включающих объекты архитектурного наследия, изложены авторские размышления относительно выраженной специфики сезонных пейзажей Омска и композиционных особенностей изображения ключевых архитектурных объектов города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL HERITAGE AS AN ELEMENT OF ARTISTIC COMPONENT OF A TOWN

The article analyses peculiarities of imagination of heritage-listed buildings and architectural ensembles of Omsk (Omsk Oblast, Russia) in local painters’ urban landscapes. Frequency of drawing major historical and cultural places of the Siberian town that include objects of architectural heritage are figured out; the author’s thoughts about specifics of season landscapes of Omsk and compositional peculiarities of picturing the key architectural objects of the town.

Текст научной работы на тему «Архитектурное наследие как элемент художественного образа города»

РАЗДЕЛ II ВОПРОСЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

УДК 711.424:7.047(571.13-25) Б01: 10.32340/2414-9101-2019-2-54-59

Ю. Р. Горелова, кандидат исторических наук, доцент Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва (Омск, Россия)

gorelovaj@mail. ги

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ГОРОДА

Аннотация. Представлены результаты искусствоведческого анализа особенностей отражения памятников архитектуры и архитектурных ансамблей Омска (Омская область, Россия) в городских пейзажах местных художников. Охарактеризована частота изображения на полотнах крупных историко-культурных локаций сибирского города, включающих объекты архитектурного наследия, изложены авторские размышления относительно выраженной специфики сезонных пейзажей Омска и композиционных особенностей изображения ключевых архитектурных объектов города.

Ключевые слова: Омск, художественный образ города, объекты архитектурного наследия, памятник архитектуры, семиотически значимые объекты архитектуры, художники Омска.

Образ - способ взаимодействия человека и мира, посредник между сознанием человека и внешней реальностью. Образы пространств (частным случаем является городское пространство), создаются самим человеком и формируют его восприятие окружающей реальности.

Образ города складывается из двух параметров. Он определяется обликом города, его архитектурными и природными особенностями, и зависит от восприятия жителей, их установок.

Наличие в каждом городе таких объектов, которые выражают своеобразие данного пространства и признаются в качестве ценностей (достопримечательностей) его жителями и гостями создает основу для общности восприятия данного пространства.

Наличие таких значимых мест и объектов формирует образный каркас пространства, представляющий собой систему наиболее мощных, ярких и устойчивых образов, связанных с той или иной территорией и выраженных посредствам ключевых метафор. Как правило, именно объекты архитектурно-градостроительного наследия формируют своеобразный образный каркас города, «парадный портрет города», состоящий из «визитных карточек» - наиболее значимых в семиотическом отношении объектов и пространств.

В рамках настоящей публикации мы рассмотрим отражение объектов архитектурного наследия Омска в работах омских художников, формирующих художественный образ города. При проведении исследования мы опирались на банк изображений полотен омских художников. Всего было проанализировано 617 изображений 81 художника.

Подавляющее большинство пейзажей Омска отражают те или иные сегменты его исторического и культурного центра. Эта тенденция характерна не только для Омска, но и для пейзажей других городов. Не трудно заметить, что некоторые фрагменты городского пространства выступают излюбленными мотивами городских пейзажей, написанных омскими художниками. Именно эти простран-

ства воспринимаются жителями в качестве визитных карточек города и представляют собой наиболее значимые в семиотическом отношении фрагменты городского текста.

В Омске, несомненно, к таким ключевым пространствам и объектам следует отнести архитектурные ансамбли Любинского проспекта4 и ул. Тарской, здания Драматического и Музыкального театров, здание одного из корпусов художественного музея им. М. А. Врубеля (бывший Генерал-губернаторский дворец), ансамбль площади у Речного вокзала, здание Сибирского кадетского корпуса и др. Прием отображения города через изображение наиболее ярких архитектурных объектов и пространств неоднократно отмечался искусствоведами, исследующими творчество омских художников. Так, Т. В. Бабикова, отмечает, что «Порой город, сжавшись до одного или нескольких зданий..., напоминает ассоциации современного мироощущения, утрачивающего цельность» [1, с. 25].

По результатам исследования, абсолютным лидером в случае с Омском является Любинский проспект. Как цельное пространство он присутствует примерно в 25% рассмотренных работ, если мы добавим результаты крупных планов отдельных составляющих его объектов и зданий, то этот процент повысится до 50. В Омске нет практически ни одного художника, который хотя бы раз не уделил внимание Любинскому проспекту.

Еще одной немаловажной причиной того, что в коллекции полотен омских художников значительная часть работ посвящена изображению Любинского проспекта, является факт месторасположения Дома художников, окна которого как раз выходят на мост через реку Омь и Любинский проспект. В том числе и по этой причине мы имеем много полотен, отразивших Любинский с этого ракурса.

Приведем несколько ярких примеров, используя работы, как художников советского периода, так и работы наших современников. Одной из знаковых работ, написанных с данного ракурса является полотно мэтра омской пастели А. Н. Либерова «Город Омск» (1957). Такой же ракурс (вид из мастерской Дома художников) мы видим в пейзажах Н. Н. Молодцова «Весенний Омск», Б. Н. Николаева «Омск зимний. Эскиз картины», С. К. Белова Летний день в Омске», В. А. Сафронова «Омское утро» (ил. 1). Можно заметить, сравнив пейзажи разных лет, в пейзажах, написанных в советский период, отсутствует изображение Серафи-мо-Алексеевской часовни (одной из визитных карточек Омска). Дело в том, что построенная в 1907 г. часовня в 1927 г. была разрушена и восстановлена только в 1994 г., то есть на момент написания картины А. Н. Либерова здание часовни еще не было восстановлено, а к моменту написания пейзажа В. А. Сафроновым часовня уже была восстановлена.

Несколько иной ракурс представлен в акварели И. А. Санина «Омск осенний». Мы также видим панорамное изображение Любинского проспекта с видом через реку Омь, включающее изображение Серафимо-Алексеевской часовни. Только это уже вид не из окон Дома художников, а со стороны так называемой Ленинской (или Ильинской) горки - небольшого возвышения на котором до революции располагался один из наиболее значимых храмов Омска - Ильинская церковь.

Среди омских художников популярен также ракурс изображения Любинского проспекта со стороны часовни Иверской Божьей матери. Таков он, например, в работе Г. П. Кичигина «Незакончен-

4 Любинский проспект - название, бытующее в обиходе, известное всем жителям города, упоминаемое в прессе, на телевидении, в популярных и научных публикациях. Официально в дореволюционный период проспект назывался Чернавин-ским, с 1920 г. и до сегодняшнего дня - улица Ленина. Данное название обязано своим появлением существованию Люби-ной рощи (на месте западной стороны проспекта).

Ил. 1. Сафронов В. А. Омское утро. 2005

ная картина». Само здание часовни попадает в «объектив» художника В. Р. Глухих в его работе «Зимний Омск», также отображающей Люинский проспект со стороны Драматического театра.

Интересно отметить, что изображение Любинского проспекта у разных омских художников отличается не только выбором ракурса, а более настроением и своим отношением к данному пространству. В данном случае хотелось бы обратить внимание на сами названия работ. Даже из примеров приведенных выше ясно, что для омских художников стало традицией изображения Любинского проспекта называть «Город Омск», «Зимний Омск», «Омское утро» и т.д. Этот список можно продолжить. Данное обстоятельство говорит о семиотической значимости данного пространства, о том, что Любинский воспринимается как душа города, в нем видят то, особенное, что присуще именно Омску как особому локальному культурному тексту.

При этом, некоторые художники, как например Н. Я. Третьяков, Г. П. Кичигин, в своих работах выходят на глубокий уровень философского осмысления пространства, другие - показывают его будничным и обыденным, но от этого не менее значимым и родным (В. Р. Глухих), третьи - фантазируют (как С. Е. Сочивко и Г. П. Кичигин (серия «Омск времени глобального потепления»), многие же

- романтизируют его (как, например, С. В. Демиденко, В. А. Сафронов, Е. Ю. Свешникова, Е. А. Боброва).

Второй по значимости улицей Омска, согласно частотности изображения на полотнах омских художников является улица Тарская. Хотя частотность изображений далеко не сопоставима с изображениями Любинского (около 7 %), однако ни одно другое пространство (именно как пространство в целом) не удостаивается столь пристального внимания художников (еще раз напоминаем, кроме Любинского проспекта, который имеет в случае с Омском исключительное положение). Уникальность улицы Тарской состоит также в том, что она является преимущественно пешеходной, и привлекает, прежде всего, своим историко-культурным значением и расположением на ней одного из немногих дореволюционных храмов Омска сохранившихся до настоящего времени и не разрушенных в советский период - Крестовоздвиженского собора. Этот храм любят изображать многие омские художники. Так, например, ярким и живописным предстает образ этого храма в полотне А. А. Шаке-нова «Вербное воскресенье» (2005).

О том, что для омских художников улица Тарская не исчерпывается одним храмом могут свидетельствовать полотна, на которых изображены другие памятники архитектуры, размещенные на этой улице. В качестве примера можно привести полотно Г. С. Баймуханова «Модерн на Тарской» (2004). При этом, так же, как в случае с Любинским проспектом, мы можем встретить как камерные пейзажи-настроения, отражающие ностальгию по ушедшему прошлому, так яркие праздничные картинки

- относящиеся к дню сегодняшнему, отражающие мажорное настроение современной бурной городской жизни с ее непременными атрибутами - рекламными стендами, светофорами, спешащими людьми.

В качестве примера первой группы можно вспомнить работу Г. С. Катило-Ратмирова «Снега на улице Тарской». Здесь интересно обратить внимание на замыкающие композицию Тарские ворота, которые также воспринимаются омичами в качестве одной из визитных карточек города. Тарские ворота отдельно изображены и на других полотнах мастера (например «Тарские ворота», 2002).

Есть в Омске еще несколько пространств, отмечаемых омичами в опросах в качестве пространств, выражающих дух города и часто отражаемые в пейзажах омских художников. Одним из них является площадь у Никольского Казачьего собора. Значимость данного ключевого объекта формирующего площадь очень часто отражается даже в названии полотен. Например, пейзаж площади со стороны ул. Ленина Г. С. Баймуханова так и озаглавлен как «Никольский собор».

Живописное произведение А. А. Шакенова озаглавлено «Аллея дружбы». Эта аллея была основана в 2007 г. в сквере у Никольского собора, она соединяет проспект Маркса и улицу Ленина.

Если говорить об объектах, наиболее часто фигурирующих на полотнах омских художников, то, кроме объектов, расположенных на Любинском проспекте (из них наиболее часто крупным планом изображаются торговый дом Овсянниковых-Ганшиных (современный корпус медицинской академии) и бывший магазин купчихи М. А. Шаниной (современный Торговый дом «Любинский»). Очень часто на полотнах встречается изображение еще одной из достопримечательностей Омска - Пожарной каланчи. Кроме того, часто на полотнах фигурируют такие достопримечательные объекты Омска

как, Тарские ворота, Свято-Успенский кафедральный собор, здание Омского драматического театра, здание гостиницы «Октябрь» (до революции гостиница «Россия» (ул. Партизанская, 2).

Так, изображение Дома Овсянниковых-Ганшиных часто встречается в пейзажах С. В. Демиденко («Любинский», «Ясно», «Расцвели», «Улица моя», «Врасплох», «Весенним проспектом» и др.), А. И. Галковского («Зимний», «Улица Ленина»), В. Р. Глухих («Зимний Омск»), Г. П. Кичигин «Лю-бинская горка», диптих «Дождь на Любинском» и др. При этом опять же можно отметить, что каждый художник вкладывает в картину частичку своего настроения и мировосприятия. Пейзажи Г. П. Кичигина всегда крайне реалистичны, и при этом часто имеют глубокий философский контекст, подталкивающий зрителя к активному размышлению, пейзажи С. В. Демиденко всегда ярки, подчеркнуто оптимистичны и жизнерадостны, как например его работа «Улица центральная» (2013) (ил. 2). На картине изображен участок от дома Овсянниковых-Ганшиных с панорамой Любинского проспекта замыкаемой, архитектурной доминантой Никольского собора.

В работе Г. С. Баймуханова «Реконструкция» мы видим интересный аспект жизни здания - его реконструкцию, обновление. Архитектурный объект выступает центральным фрагментом композиции. Изображение людей не просто стафажно, а даже отмечено выбором ахроматических оттенков. Люди здесь не главное, главное здание.

Изображение бывшего магазина купчихи М. А. Шаниной также часто встречается на полотнах омских художников. В качестве примеров можно вспомнить картину Н. В. Бабаш «Любинский проспект», картину С. В. Демиденко «Парадный», пейзаж Г. П. Кичигина «Прогулка Любы» и др.

Еще одно здание, территориально сопричастное Любинскому проспекту - здание гостиницы «Октябрь» (до революции «Россия») также часто изображается на полотнах омских художников. В пейзаже С. В. Демиденко «Вечерний снег» (2012) здание гостиницы выглядит нарядно и празднично.

Очень часто на полотнах омских художников встречается изображение Серафимо-Адексеевской часовни. В исторических пейзажах К. П. Белова, в картинах П. Е. Абрамова «Любинский проспект после дождя» и «С добрым утром»; в многочисленных пейзажах С. В. Демиденко (например, «Выпускной»), в пейзажах А. П. Гурганова «В Омске теплая зима», и «Белоснежный Омск», в работе В. Р. Глухих «У часовни», в картине Р. В. Нуриева «Омский мотив» и др. Интересное фантазийное окружение приобретает здание часовни благодаря творческой фантазии омского художника Г. П. Кичигина. В серии картин «Омск времени глобального потепления» есть одна, которая прямо посвящена данному фрагменту омского пространства.

Как Серафимо-Алексеевская часовня обозначает южную границу Любинского, так с севера к ансамблю Любинского примыкает еще два интересных здания часто появляющихся на полотнах омских художников - это здание омского Драматического театра и бывшего Торгового корпуса (ныне один из корпусов омского художественного музея им. М. А. Врубеля). Здание драматического театра, в силу яркости своего архитектурного образа, часто привлекает внимание омских художников. Так, например, всю яркость и парадность барочной эклектики, свойственную архитектурному образу здания, передает полотно С. В. Демиденко «Гастроли» (2013) (ил. 3). В то время как строгость

Ил. 2. Демиденко С. В. Улица центральная. 2013

неоклассики здания Торгового корпуса, находящегося напротив здания театра можно увидеть в полотне Г. П. Кичигина «Сумерки на Любинском» (2007).

Не смотря на то, что Успенский кафедральный собор был разрушен в советский период и восстановлен только в 2007 г., его семиотическое значение для Омска остается значительным. Даже в годы года собора не существовало художники, рисовали его по памяти. Так, например, в произведениях К. П. Белова, написанных в советский период, однако посвященных тематике событий Гражданской войны (картины «Омск исторический», «Крах Колчаковской армии», «Кафедральный собор старого Омска» и др.), мы можем лицезреть практически все семиотически значимые объекты дореволюционного Омска, такие, как Ильинская церковь, Серафимо-Алексеевская часовня, Тарские ворота и др. Неоднократно встречается и изображение Успенского кафедрального собора.

Отдельно необходимо подчеркнуть и тот факт, что сразу после восстановления собора появляется целый пласт пейзажей, главным фигурантом которых является данный объект. В этой связи можно вспомнить ряд произведений таких, как Кичигин Г. П. «Вечерний звон», Е. А. Лобова «Дорога в храм», Кичигин Г. П. «Успенский собор. Есть город золотой», «Успенский собор. Вечерний звон»,

Другой собор Омска - Никольский также часто отображается омскими художниками. Этот храм часто изображается в графических работах Г. С. Катилло-Ратмирова (например, «Никольский собор» 1999), в графике А. И. Галковского (например, «Казачий Никольский собор» 1998), в живописи А. Б. Сапожникова («Никольский собор» 1984), Г. С. Баймуханова «Никольский собор», 2012) (ил. 4) и др.

Часто в пейзажах омских художников можно встретить изображение еще одной визитной карточки города - Пожарной каланчи. Частым «гостем» пейзажей омских художников является и здание государственной думы, построенное в 1897 г. из красного кирпича в духе русского романтизма и по сей день считающееся одной из визитных карточек города.

Редко, но все же, встречается на полотнах омских художников изображение здание бывшего дворца генерал-губернаторов, ныне одного из корпусов омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. Работа С. В. Демиденко, на которой мы можем лицезреть данный объект, называется «Hotel», потому как мы видим генерал-губернаторский дворец на заднем плане картины, как будто глядим на него с противоположной стороны улицы, с крыльца бывшей гостиницы «Сибирь», ныне отель «Ибис».

Этим список достопримечательных объектов Омска, отображенных в полотнах омских художников, конечно же, не ограничивается. В омских пейзажах отражены практически все яркие архитектурные ансамбли и объекты.

Интересно отметить, что художественно-эстетическая и семиотическая ценность объектов архитектурного наследия, отраженных в работах омских художников подтверждается и данными социо-

Заозерский В. Г. «Успенский собор в Омске» и др.

Ил. 3. Демиденко С. В. Гастроли. 2013

Ил. 4. Баймуханов Г. С. Никольский собор. 2012

логических исследований. Так, в ответах на открытый вопрос в рамках опроса 2013 г., проводившегося автором настоящей публикации [2], «Какой он Омск», омичи отмечали: «Если его историческая часть останется нетронутой, то город сохранит свое достоинство, наследие - это единственное, чем он может гордиться».

Данные проведенных исследований показали значимость архитектурного наследия в деле формирования ее позитивного образа в глазах жителей. Можно с уверенностью сказать, что культурное и историческое наследие является особо значимой частью культуры, выполняя роль не только фундамента культуры, но являясь фактором, определяющим своеобразие территории. Факты истории и культуры, связанные с определенной территорией, архитектурные объекты, обладающие художественно-эстетической и исторической ценностью воспринимаются респондентами в качестве значимых характеристик, увеличивающих в их глазах привлекательность данного пространства, формируя его позитивный образ.

Список литературы

1. Бабикова Т. В. Городской пейзаж и основные тенденции в решении образа города. - Текст : непосредственный // Декабрьские диалоги : матер. науч. конф., посвящ. памяти Ф. В. Мелехина (Омск, 4-5 декабря 2006 г.). - Омск : [Омский обл. музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля], 2006. - Т. 8. - С. 22-27.

2. Горелова, Ю. Р. Образ города в восприятии горожан : [монография]. - Москва : Ин-т наследия им. Д. С. Лихачева, 2019. - 154 с. - Текст : непосредственный.

Iuliia. R. Gorelova, Ph. D. in History, Associate Professor Dmitri Likhachyov Russian Cultural and Natural Heritage Research Institute, Siberian Branch (Omsk, Russia)

gorelovaj@mail. ru

ARCHITECTURAL HERITAGE AS AN ELEMENT OF ARTISTIC COMPONENT OF A TOWN

Abstract. The article analyses peculiarities of imagination of heritage-listed buildings and architectural ensembles of Omsk (Omsk Oblast, Russia) in local painters' urban landscapes. Frequency of drawing major historical and cultural places of the Siberian town that include objects of architectural heritage are figured out; the author's thoughts about specifics of season landscapes of Omsk and compositional peculiarities of picturing the key architectural objects of the town.

Key words: Omsk, an image of a town in painting art, heritage-listed buildings, an architectural monument, semi-ologically meaningful architectural objects, Omsk painters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.