Научная статья на тему 'Архитектурно-строительная керамика. Прошлое и современность'

Архитектурно-строительная керамика. Прошлое и современность Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
1822
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ КЕРАМИКА / ФАРФОР / ФАЯНС / МАЙОЛИКА / ИЗРАЗЦЫ / ТЕРРАКОТА / СТЕНОВАЯ КЕРАМИКА / ОБЛИЦОВОЧНАЯ КЕРАМИКА / КЕРАМИЧЕСКАЯ САНТЕХНИКА / ФАРФОРОВЫЙ ИКОНОСТАС / НАНОКЕРАМИКА

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Антонова Виктория Валерьевна, Ерина Анна Павловна

В статье анализируются керамические материалы и их использование в архитектуре и строительстве в историческом разрезе от древних времен до современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-строительная керамика. Прошлое и современность»

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КЕРАМИКА.

ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

1 "2 Антонова В.В. , Ерина А.П.

1 Антонова Виктория Валерьевна - студент, кафедра теории и практики архитектурного проектирования;

Ерина Анна Павловна - студент, кафедра композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия, Воронежский государственный технический университет,

г. Воронеж

Аннотация: в статье анализируются керамические материалы и их использование в архитектуре и строительстве в историческом разрезе от древних времен до современности.

Ключевые слова: строительная керамика, фарфор, фаянс, майолика, изразцы, терракота, стеновая керамика, облицовочная керамика, керамическая сантехника, фарфоровый иконостас, нанокерамика.

Керамика - это материал, получаемый в результате обжига глины с различными минеральными неорганическими добавками. Изобретение керамики древними людьми относится к эпохе верхнего палеолита и связано с появлением глиняной посуды. Насчитывается множество разновидностей керамики в зависимости от вида глины и других составляющих, степени и способа обжига изделия.

Фарфор-разновидность тонкой керамики. Его получают путем двукратного высокотемпературного обжига глины с большим количеством минеральных добавок. Изделия из фарфора легки, почти прозрачны, звенят при ударе, почти не меняют свой внешний вид с течением времени.

Фаянс имеет название от итальянского города Фаэнца, центра гончарного производства. Он тяжелее фарфора, содержит до 85% глины. Он более пористый и

159

влагопроницаемый, обжигается при более низкой температуре и со временем покрывается с наружи мелкими трещинами, кракелюром.

Благодаря чрезвычайной прочности, долговечности и прекрасным декоративным качествам керамику стали использовать не только в бытовых, но и в строительных и отделочных целях. Состав фарфора был рекомендован впервые Виноградовым в 1746 году. Сохранилась отделка фарфоровыми плитками спальни Екатерины II, выполненная архитектором Камероном. В России активное производство фарфора началось с 18 века в Санкт-Петербурге на заводе им. Ломоносова до нас дошел примерный состав массы твердого фарфора: каолина и глины 50%, полевого шпата 25%, кварца 25%. Твердые каменистые составляющие подвергаются сначала грубому, а потом более тонкому помолу и поступают в смесители, куда добавляются каолин и глина. Все компоненты тщательно перемешиваются в присутствии воды и процеживаются через сита для удаления примесей, обезвоживают на фильтрпрессах до влажности около 25%. Полученную массу тщательно перемешивают, выдерживают и подвергают формованию. Существует два способа формования. Это пластическое формование массы, имеющей влажность до 25%, и литье, при котором жидкая масса имеет влажность 30—40%. После предварительного обжига на изделия наносится слой глазури для получения более плотной поверхности изделия. Окраска производится до нанесения глазури по предварительно обожженому черепку. Окраска производится специальными керамическими красками и закрепляется глазурным слоем после второго обжига. Второй обжиг происходит при температуре 1320— 1380для спекания фарфорового черепка и оплавления глазурного слоя[1]. В зависимости от колебания состава может быть произведена неглазурованная терракота (от итал. terra — земля, глина и cotta — обожжённая) — керамическое изделие из особых пористых разновидностей цветной глины. Она используется для декоративных и отделочных целей и имеет цвет от светло-коричневого до черного.

Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики из обожженной глины, покрытой красочной глазурью, расписанной в разных стилях. Майолику используют при производстве наличников, декоративных панно, изразцов, посуды.

Изразцы— глиняные плитки в форме коробочек, разновидность кафеля (Кафель от нем. Kachel). Они используются для облицовки и декоративного украшения помещений, печей, каминов. Изразцы бывают с гладкой и шероховатой поверхностью, выделанными узорами. Сверху покрываются прозрачной цинковой глазурью или непрозрачными оловянными эмалями специально для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др.

Изделия строительной керамики используются для постройки зданий, сооружений, дорог, канализационных каналов, производства оборудования санитарных узлов, для наружной и внутренней отделки зданий. По назначению изделия из строительной керамики можно подразделить на стеновые (из них строят стены и перекрытия в домах, изготавляют панели и блоки), кровельные-черепица для покрытия крыш, отделочные (плитки для отделки фасадов, полов) и санитарно-технические приборы [2].

Кирпич тоже является керамическим изделием. Как строительный материал кирпичи отличаются отличной устойчивостью к морозам и малым водопоглощением, делятся на стеновые и облицовочные. По размеру стеновые кирпичи бывают разных видов-обыкновенные, утолщенные, модульные, камень обыкновенный и укрупненный с горизонтальным расположением пустот. Облицовочный кирпич отличается от стенового большей плотностью, однородностью цвета. В зависимости от состава сырья кирпич имеет разные оттенки- от белого до коричнего-красного [3].

Керамика играла большую роль во внутреннем убранстве светских и церковных учреждений. Интерьеры храмов и фасады украшали изразцами. Неповторимую красоту несли фарфоровые иконостасы.

Самым известным примером неповторимого керамического зодчества может быть иконостас Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, который был построен при патриархе Никоне в XVII веке. Точнее это был целый комплекс, состоящий из семи трехярусных и двухярусных иконостасов, поражающий изяществом фарм, красотой росписей и блеском глазури [4].

Крупным производителем керамики в России в то время было «Товарищество М. С. Кузнецова». Это предприятие занималось изготовлением печей и каминов, киотов и иконостасов. Показанный на Всемирной выставке 1900 года в Париже иконостас Кузнецова был награжден премией. Качество и износостойкость их проверено временем. До сих пор сохранны три иконостаса и напольный киот церкви Архангела Михаила в поселке Мордово Тамбовской области; три иконостаса церкви Воскресения Христова в одном из сел Белгородской области; три - в Свято-Троицкой церкви в селе Красногвардейское Ставропольского края. Три фаянсовых иконостаса находятся неподалеку от Москвы - в церкви Преображения Господня в селе Саввино [5].

Фасады многих строящихся в 1900-1910 годах в Москве зданий и обновленных отделкой старых были покрыты глазурованной плиткой — среди них были практически все типы застройки: богатые особняки, престижные и дешевые доходные дома, торговые и промышленные сооружения, такие, как особняк Рябушинского (арх. Ф.О. Шехтель), особняк Мельникова(арх. В.Д.Адамович), особняк Гутхейль (арх. В.Д. Валькот), особняк Бардыгиной (арх. И.Т. Барютин), гостиница «Боярский двор» (арх. Ф.О. Шехтель).

Позже на фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова были изготовлены детали для станций Московского метрополитена: фарфоровая капитель для станции «Киевская», фарфоровые вставки применены в облицовке фасада Химкинского речного вокзала.

Сейчас керамический материал широко применяется в самых различных отраслях: машиностроении, строительстве, медицине и науке. Активно внедряется нанокерамика -

специальный материал из наноразмерных частиц с добавлением специальных добавок (алюмооксидная ,нитридная, карбидная, циркониевая керамика), служащий для производства сложных приборов и механизмов.

Список литературы

1. Стеновые керамические материалы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://a-s-c-o.ru/renovation/60.html/ (дата обращения: 16.08.2019).

2. Стеновые керамические материалы: виды и свойства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.stroy-dom.net/?p=7339/ (дата обращения: 17.08.2019).

3. Современные отделочные материалы: гипсокартон, стекломагниевые листы ... Авторы: Назарова В.И. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=YzzpAgAAQBAJ& pg=PA239&lpg=PA239&dq=видов-

обыкновенные%20утолщен/ (дата обращения: 17.08.2019).

4. Русский керамический иконостас [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://xn--80aaasqalcmr1akcl9gb0j.xn--p1acf/info/zagholovok_stat_i/(дата обращения: 10.08.2019).

5. Русский керамический иконостас [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ortox.ru/news/2012_10_23_russkij_keramicheskij_ikon ostas/ (дата обращения: 10.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.