УДК 666.3:738
С. А. Муртазина
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА И РАЗНОВИДНОСТИ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
Ключевые слова: керамика, производство, традиционные и современные технологии.
Керамика с древнейших времен занимает одно из ведущих мест в быту и декоративно-прикладном искусстве. Она прошла сложный путь от примитивных сосудов и грубых кирпичей, формовнных вручную, до изящного фарфора и новых достижений современной науки.
Keywords: ceramics, production, traditional and modern technology.
Pottery from ancient times is one of the leading places in the home, and arts and crafts. It was a difficult path from primitive vessels and gross bricks formovnnyh manually to fine china and new achievements of modern science.
Технология керамики является одной из наиболее древних отраслей знания, в которых собран опыт многих поколений. Производство глиняных изделий появилось в далекой древности. Даже на самом низком уровне культурного развития человек хранил сухие и жидкие продукты в сосудах. Наиболее подходящим, доступным и распространенным для этого материалом являлась глина. Глиняные сосуды выполнялись из распластанных кусков глины. Позднее изобретен гончарный формовочный круг. Ранние глиняные изделия высушивались на солнце или в тени (на открытом воздухе), они ещё не обжигались, поэтому при смачивании водой быстро разрушались. Позднее найден способ придания изделиям большей прочности путем обжига. При этом на изделиях, соприкасающихся с золой, образовывалась стекловидная пленка, что привело ещё и к открытию глазури и стекла.
Расцвет керамики как художественного ремесла происходит в период архаики Древней Греции. Именно в это время появляется слово «керамика». Оно происходит от названия одного из предместий Афин - Керамик (он же означает «глина»), славившегося в VI - V веках до н.э. своими гончарами. В современном понимании под керамикой подразумеваются изделия на основе глины, оксидов, бескислородных и других неметаллических и неорганических соединений, полученные посредством обжига -высокотемпературной тепловой обработки (свыше 800°С). Важнейшей особенностью керамики является то, что исходное состояние сырьевых материалов представляется в дисперсном состояние (порошок), а конечное их состояние -поликристаллическое, т. е. цельное твердое тело, которое состоит из зерен-кристаллов [1].
По производственно-отраслевому признаку керамика подразделяется на такие виды, как архитектурно-строительная, архитектурно-
художественная, химически стойкая, бытовая, огнеупорная и др. Архитектурно-строительной керамикой являются фасадно-облицовочные (плитки, лицевой кирпич), строительно-стеновые материалы (кирпич, камни и др.), кровельные (черепица), облицовочные плитки для пола и интерьера зданий, санитарно-технические изделия,
канализационные и дренажные трубы и др. Архитектурно-художественная керамика - это панно, декоративные вставки, рельефы, камины, садово-парковая керамика (крупные вазоны, скульптура, объёмные композиции, фонтаны). К химически стойкой керамике (или каменной массе) относятся кирпич, плитки для футеровки химической аппаратуры и др. Изделия бытовой керамики составляют фарфор и хозяйственный фаянс (разнообразная посуда), художественно-декоративные изделия (вазы, скульптура малых форм, сувенирная продукция) [2].
Наиболее общим для керамических материалов является именно технология, определяющая последовательность следующих операций (рис. 1).
Рис. 1
Каждая из указанных технологических стадий может в свою очередь делиться на несколько переделов в зависимости от получаемого материала и вида изделий. При этом используемое сырье и желаемые свойства изделий определяют особенности обжига и декорирования (украшения) изделия, а форма изделия определяет способ формования и содержание стадии подготовки массы.
Технология создания керамического изделия предполагает: наличие подходящего сырья, подготовка формовочной массы, формование изделия, сушка и обжиг. Основную группу сырьевых материалов, применяемых в керамической промышленности, составляют пластичные,
отощающие материалы и плавни. Пластичные материалы, в виде глины, каолина, замешиваясь с водой, под влиянием внешнего воздействия принимают необходимую форму и сохраняют ее при сушке и обжиге.
Пластичный материал глина является основой гончарного производства, глинозем составляет значительную часть химического состава глинообразующих минералов. Смешиваясь с водой глина образует тестообразную массу, подходящую для дальнейшей обработки. Природное сырье имеет заметные различия, всё зависит от места его происхождения. Если одно сырье можно применить и в чистом виде, другое необходимо пропустить через специальное сито и смешивать для получения материала, пригодного для изготовления изделий
[3].
Для снижения пластичности и усадки масс при сушке и обжиге используются добавки к пластичным материалам - отощающие материалы. В керамические массы их вводят для регулирования структурно-механических и технологических свойств. К отощающим материалам относятся кремнеземистые материалы, шамот, череп глазурованных и неглазурованных изделий [4].
Плавни - вещества, дающие более легкоплавкие соединения в смеси с глинистым веществом при прокаливании. К ним относятся полевые шпаты, тальк, пегматит. Плавни способствуют снижению температуры спекания и огнеупорности глинистых материалов, а также участвуют в формировании структуры фарфора, повышая при этом его просвечиваемость. В сырой массе плавни могут действовать как отощающие добавки [2].
Следующим этапом является подготовка формовочной массы. Пластичные сырьевые материалы - глины и каолины имеют непостоянную влажность, зависящую от сезона. Основная задача первых стадий обработки сырья - получение однородной массы определенной влажности. Поэтому из глины необходимо удалить вредные включения - камни, корни деревьев, куски угля и известняка, другие примеси, которые могут усложнить формование и обжиг изделия. Для
достижения этой цели применяют отмучивание -глину размешивают в воде и выдерживают некоторое время. При этом на дно сосуда оседают тяжелые включения, а растворимые соли переходят в раствор [1].
Основные способы формовки различают в зависимости от содержания влаги в формовочной массе: полусухой способ - 7-16% влажности, сухой - 2-7%. Это - способ литья, пластический способ (свободная лепка), формование на гончарном круге, формование по вращающейся гипсовой форме с помощью шаблона или ролика, ручной оттиск в форме [2].
Сушка требует особого внимания: от этого процесса зависит прочность изделия. Испарение воды происходит сначала с поверхности изделия, а затем внутри глиняной массы. Чтобы не создавалось напряжение и не образовывались трещины, необходимо следить за тем, чтобы процесс протекал
постепенно и равномерно. Сушка проводится в подходящей среде и на ровной поверхности [5].
Обжиг - самая важная и ответственная технологическая операция в процессе изготовления керамики. Та или иная керамическая технология применяется в зависимости от возможностей обжига. Если рассматривать тенденции развития керамического дела в истории материальной культуры, то видно, что температура обжига изделий повышалась по мере овладения новыми технологиями [6].
Для придания изделию окончательного вида его подвергают декорированию - процессу украшения рельефом, глазурью, росписью и т.д. Декорирование выполняется разными методами: скульптурными (рельефом, контррельефом, гравировкой и т.д.), живописными (росписью керамическими красками, ангобами, глазурями и т.д.) и технологическими, (покрытие изделий глазурями, ангобами, эмалями, люстрами) которые как украшают изделие, так и улучшают его свойства. Декорирование скульптурными методами производится на свежеотформованном или подвяленном изделии, находящемся в относительно твердом состоянии. Живописными методами декорируется на высушенном, обожженном, глазурованном изделиях [1].
В середине XX века в производстве массовой промышленной керамики начинает утверждаться принцип эстетической утилитарности; в форме изделий подчёркивались наклонные плоскости, косые срезы, в декоре преобладали линейно-упрощённые изображения, «абстрактные» мотивы. На рубеже 60-70-х гг. следуя чистой функциональности и промышленному стандарту в керамике появляется свободная декоративность, цветовая и пластическая выразительность; разрабатываются новые технологические приёмы. При повышении художественного уровня массовой керамики возрастает интерес к неповторимой декоративной керамике, в которой наблюдаются внушительные формы, пластическая и цветовая разновидность фактуры, усиливающееся ощущение грубой первородности материала. Поэтому предпочитаемым материалом становится каменная масса, шамот. Креативные поиски в культуре керамики 70-80-х гг. приводят к богато развитой пластике изделия, упорядоченности и усложнённости цветовой гаммы, тональным переходам цвета. Сложная объёмная структура изделия часто роднит его со скульптурой, способствует пространственной динамике. В данный период небывалого развития получает декоративная архитектурная и садово-парковая керамика: керамические панно, рельефы, облицовка фасадов сооружений и объектов зданий, напольные и садовые вазоны.
В искусстве керамики объединяются формотворческие и изобразительные начала, она становится синтетической культурой,
пользующейся архитектурно-тектоническими,
пластическими, живописными и графическими средствами. Появляются такие понятия как
«керамопластика» и «кераможивопись». Сегодня керамика широко применяется в интерьере в виде декоративных перегородок, стенок. Из керамических кирпичей выполняют камины. Украшениями являются и керамические рельефы с орнаментальными и сюжетными панно, декоративные вазы, сосуды, цветочные горшки, применяемые как в виде самостоятельных изделий, так и в композициях, создающих особую атмосферу и уют [7].
В современном искусстве и производстве все ярче проявляется общее для всех художников стремление к разнообразию используемых материалов. Керамисты в своей работе опираются как на традиции, так и новые концепции, используя все средства, которые могут быть полезны для воплощения их творческой идеи в жизнь. Так, многие мастера при декорировании керамических изделий экспериментируют с такими материалами, как стекло, металл, пластмасса. И сегодня керамика, оставаясь по-прежнему актуальной и продолжая древние традиции, получает новое преображение. Обращение к традиционной керамике служит отправной точкой для создания нового художественного языка [5].
Современные технологии изготовления керамики далеко ушли от древних форм его получения, хотя суть почти не изменилась. Принципиальное отличие от прошлого - появление
новых материалов и области ее применения. В настоящее время керамика применяется как художественный и индустриальный материал, в строительстве и медицине. Широкое распространение керамических изделий самых разнообразных форм и видов получило благодаря простоте технологии и богатой сырьевой базе.
Литература
1. Захаров, А.И. Основы технологии керамики: учебное пособие / А.И.Захаров. - М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2001. - 79 с.
2. Добрынина, Г.Г. Художественная керамика: учебное пособие / Г.Г. Добрынина. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2013. - 80 с.
3. Долорс, Р. Керамика: Техника. Приемы. Изделия / пер. с нем. Ю.О.Бем, Р.Долорс. - М.: АСТ-Пресс книга, 2003. - 144 с.
4. Иманов, Г.М. Производство художественной керамики / Г.М.Иманов, В.С.Косов, Г.В.Смирнов. - М.: Высшая школа, 1985. - 223 с.
5. Буббико, Дж. Керамика: техники, материалы, изделия / пер. с итал., Дж.Буббико, Х.Крус. - М.: Ниола-Пресс, 2006. - 128 с.
6. Бурдейный, М.А. Искусство керамики / М.А.Бурдейный. - М.: Проф-Издат, 2009. - 112 с.
7. Акунова, Л.Ф. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий / Л.Ф. Акунова, С.З. Приблуда. - М .: Высшая школа, 1979. - 216 с.
© С. А. Муртазина - канд. пед. наук, ст. преподаватель каф. «Дизайн» КНИТУ, [email protected].
© S. A. Murtazina - candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department «Design» of KNRTU, [email protected].