Научная статья на тему 'Архитектурно-пространственная композиция доходных домов в системе застройки крупных городов Западной Сибири'

Архитектурно-пространственная композиция доходных домов в системе застройки крупных городов Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
387
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА КРУПНОГО ГОРОДА / СИСТЕМА ЗАСТРОЙКИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЯДРА / КВАРТАЛЬНАЯ ЗАСТРОЙКА / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ТИПЫ ДЕРЕВЯННОГО И КАМЕННОГО ДОХОДНОГО ДОМА / АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДОХОДНОГО ДОМА / ВХОДНАЯ ГРУППА / THE PLANNING STRUCTURE OF LARGE CITY / THE BUILDING SYSTEM OF THE HISTORIC HARD CORE / THE QUARTERLY DEVELOPMENT / THE FUNCTIONAL-PLANNING TYPES OF WOODEN AND STONE PROFITABLE HOUSE / THE ARCHITECTURAL-SPATIAL COMPOSITION OF THE PROFITABLE HOUSE / ENTRANCE GROUP

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Ю. И.

В статье рассмотрена архитектурно-пространственная композиция доходных домов рубежа XIX XX вв. в зависимости от особенностей планировочной структуры и системы застройки крупных городов Западной Сибири, а также применяемых строительных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL-SPATIAL COMPOSITION OF THE PROFITABLE HOUSES IN THE BUILDING SYSTEM OF LARGE CITIES IN WESTERN SIBERIA

The article considers the architectural-spatial composition of the profitable houses turn of XIX XX centuries, depending on the characteristics of the planning structure and building system in large cities of Western Siberia, and also used construction materials.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-пространственная композиция доходных домов в системе застройки крупных городов Западной Сибири»

Этап 2: глубинно-пространственный модуль (к. XVIII-

XVIII вв.)

Для этого этапа характерно освоение внекрепостных территорий, создание посадов и слобод. Появления новых функций привело к росту поселений и появлению нового типа зданий. На архитектурную планировку будущих городов оказывали влияние два фактора: ландшафт (уникальный рельеф), пространственно-функциональная схема (компактная или линейная). Пространственная структура поселения этого периода состоит из следующих элементов: особенности рельефа (низкий, высокий), доминантные архитектурные элементы, низкая жилая застройка. Рельеф стал использоваться с одной стороны для усиления архитектурных высотных доминант, с другой стороны образованное ландшафтное пространство (ландшафтная пауза), заключенное между отдельными планировочными элементами, определяло пространственную планировку будущего города. Ландшафтная пауза служила глубинным природным модулем, а архитектурные элементы являлись вертикальными доминантами. Так же можно выявить модульную сетку на основе ландшафтных и планировочных элементов. В этот период складывается ритм архитектурных доминант (расстояние между доминатами), который составляет 280-380 м и расстояние между монастырями 1000-2000 м. [3; 1].

Этап 3: ритмический модуль (к. XVIII- к. XIX вв.)

Для этого периода характерно сложение слабоурбанизированной среды, упразднение роли крепости, развитие торговоремесленных отношений. Складывается направление первых улиц, замкнутое пространство крепости соединяется с открытыми образованиями (посадами, слободами). Основные элементы, формирующие среду: древняя застройка (крепость, острог), городской центр (ядро города), посады, слободы, монастыри, жилая застройка, новые функциональные типы зданий.

В Тобольске и Томске сложность и многоярусность рельефа позволила подчеркнуть доминантные вертикали.

Для Тобольска было характерно возникновение двух частей города - верхнего и нижнего, что было обусловлено особенностями рельефа. В обеих частях города возникло по продольной главной улице.

Исторический центр Томска формируется самим природным ландшафтом. Вертикальные доминанты сооружений подчеркнуты возвышенностями рельефа, таким образом, обыгрывается ландшафт местности.

Главная ландшафтная особенность Тюмени это природные элементы: речки, овраги, река Тура. Что вместе с застройкой образовали неразрывное целое, создав архитектурно-пространственную композицию города. Для Тюмени была характерна прямая пропорциональность высоты храмов относительно высоты рельефа местности. Несколько вертикалей были собраны в единый ансамбль (интервал 1200-1300 метров), как в Троицком монастыре.

Библиографический список

В Енисейске изначально было задействовано два участка. Город развивался линейно. Крупная река являлась горизонтальной природной доминантой, но для вертикальных доминант были использованы ярко выраженные архитектурные вертикальные сооружения, которые повторяются через определенный пространственный интервал (280-350 метров). Река являлась главной осью композиции города.

Но постепенно такие укрепления превращались из военноадминистративных в торгово-промышленные центры, которые становились прообразом будущих городов. С ростом городов появляются новые функциональные зоны, такие как посады, слободы, монастыри. Все планировочные зоны были взаимоувязаны функциональными и пространственными связями, образуя конкретные виды архитектурно-пространственных композиций городов того периода.

В исторических городах Западной Сибири важную роль сыграли особенности природного ландшафта и антропогенные ме-зоструктуры (крепости, монастыри и т.д.), обладающие вертикальными и горизонтальными доминантами, влиявшими на архитектурно-пространственный модуль и на композицию городов в целом.

Такие города, как Тюмень, Томск, Тобольск, Енисейск развивались в разных климатических условиях, и их архитектурнопланировочная и пространственная композиция складывалась индивидуально. Изначально большая часть городов Западной Сибири имела линейную или компактную планировочную структуру, тесно связанную с рельефом местности, рекой, зелеными массивами, которая со временем становилась более разветвленной, что придавало особую архитектурно пространственную композицию городам.

Об архитектурно-пространственной композиции дают представление многочисленные планы и рисунки отдельных острогов и городов. Сибирские города-крепости включали в себя следующие элементы: храмы, жилую застройку, административнохозяйственные здания, пешеходные связи между элементами застройки. Сочетание рельефа и доминирующих архитектурных сооружений придавали уникальный силуэт крепости. Очень большую роль в визуальном восприятии играли вертикальные доминанты: храмы, проезжие и угловые башни. При росте отдельных планировочных элементов, таких как слободы и посады, формируется другой модуль.

Связь антропогенной деятельности человека с уникальной природой, грамотным осмыслением ландшафта придавала городам Западной Сибири особую эстетическую ценность. Умелое использование рельефа в ХУИ-Х1Х в.в. для акцентирования доминант, расположенных на возвышенностях через существующие природные интервалы, придавало им пространственную выразительность [4; 1].

1. Кудрявцев, М.П. Ландшафт в композиции древнерусского города / М.П. Кудрявцев, Т.Н. Кудрявцева // Архит. наследство. - 1980.

2. Вольская, Л.Н. Архитектурно-градостроительное наследие Сибири. - Новосибирск, 2008.

3. Гуляницкий, Н.Ф. Русский регулярный город на традиционной основе // Архит. наследство. - 1985. - № 33.

4. Гаряев, РМ. Регулирование высот современной застройки в городах с ценным архитектуным наследием // Изв. ВУЗОВ. Строительство. - 1971. - № 4.

Bibliography

1. Kudryavcev, M.P. Landshaft v kompozicii drevnerusskogo goroda / M.P. Kudryavcev, T.N. Kudryavceva // Arkhit. nasledstvo. - 1980.

2. Voljskaya, L.N. Arkhitekturno-gradostroiteljnoe nasledie Sibiri. - Novosibirsk, 2008.

3. Gulyanickiyj, N.F. Russkiyj regulyarnihyj gorod na tradicionnoyj osnove // Arkhit. nasledstvo. - 1985. - № 33.

4. Garyaev, R.M. Regulirovanie vihsot sovremennoyj zastroyjki v gorodakh s cennihm arkhitektunihm naslediem // Izv. VUZOV. Stroiteljstvo. -

1971. - № 4.

Статья поступила в редакцию 20.10.13

УДК 72.03(47+57-21)

Tarasova YI ARCHITECTURAL-SPATIAL COMPOSITION OF THE PROFITABLE HOUSES IN THE BUILDING SYSTEM OF LARGE CITIES IN WESTERN SIBERIA. The article considers the architectural-spatial composition of the profitable houses turn of XIX - XX centuries, depending on the characteristics of the planning structure and building system in large cities of Western Siberia, and also used construction materials.

Key words: the planning structure of large city, the building system of the historic hard core, the quarterly development, the functional-planning types of wooden and stone profitable house, the architectural-spatial composition of the profitable house, entrance group.

Ю.И. Тарасова, магистр архитектуры, аспирант каф. «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия», ФГБОУ ВПО «Новосибирская гос. архитектурно-художественная академия» (НГАХА), г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДОХОДНЫХ ДОМОВ В СИСТЕМЕ ЗАСТРОЙКИ КРУПНЫХ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

В статье рассмотрена архитектурно-пространственная композиция доходных домов рубежа XIX - XX вв. в зависимости от особенностей планировочной структуры и системы застройки крупных городов Западной Сибири, а также применяемых строительных материалов.

Ключевые слова: планировочная структура крупного города, система застройки исторического ядра, квартальная застройка, функционально-планировочные типы деревянного и каменного доходного дома, архитектурно-пространственная композиция доходного дома, входная группа.

Активное развитие Сибирского региона на рубеже XIX - XX столетий, связанное с распространением капиталистического образа жизни общества, породило новый тип жилищного строительства - доходного дома, ставшего неотъемлемым и характерным атрибутом городов, и распространенным элементом застройки центральной их части.

Основным критерием определения статуса и размера города во все времена является численность населения. Доходные дома появились в крупных («многолюдных» - дореволюционное определение) городах Западной Сибири: Томске, Омске и др.

Период второй половины XVIII - начала XIX вв. характеризовался масштабными государственными преобразованиями, связанными с реконструкцией городов на основе регулярных генеральных планов и «образцовых» проектов жилых и общественных зданий. Этот процесс отразился на архитектурно-планировочной структуре городов Западной Сибири, получивших современную по тому времени трактовку, коренным образом изменившей их градостроительную структуру и внесшей существенные перемены в архитектурный облик и застройку [1].

Крупные города Томск, Омск, Барнаул и др., к концу XIX -началу XX вв. имели строгую планировочную структуру с четкой периметрально-решетчатой системой улиц и площадей. Застройка центральной части представляла собой квартальный тип с множеством домов, периферийная - усадебную (1-2 участка с домами), размеры которых определялись модулем, аналогичному крестьянскому двору. Жилые кварталы, состоящие из двух рядов подобных участков, имели в среднем 120 сажень в длину и 72 - в ширину [2].

В определившейся планировочной структуре происходило уплотнение, особенно центральной ее части: снос деревянных домов, построенных ранее, и строительство каменных. До начала XIX в. строительство в Сибири велось повсеместно в дереве. С появлением кирпича возводились комбинированные здания: каменный цоколь или первый этаж, второй - из бруса или обшитый тесом. Каменные жилые дома были редким явлением и строились только в центре. Так формировалась смешанная застройка. С учащением пожаров, стали возводить брандмауэры - кирпичные стены, отделявшие близко расположенные строения, а деревянное строительство в кварталах, где преобладали каменные здания, и возведение деревянных пристроек к ним было запрещено. Центральная часть городов стала застраиваться только каменными торговыми, доходными и жилыми домами.

Учитывая данные процессы, выделим следующие основные способы размещения доходных домов в системе застройки:

1. Сплошная постановка (с брандмауэрами).

2. Разреженная (с отступами).

Оба варианта были распространены в центральной части городов, на периферии преобладал второй вариант.

В квартале доходные дома возводились по красной линии застройки, согласно утвержденным планам, по двум принципам:

1. Рядовой (в ряду общей застройки).

2. Угловой (на перекрестке улиц, формируя угол квартала).

Угловое положение доходного дома считалось наиболее

выигрышным, так как фасады были обращены сразу на две улицы, привлекая своим архитектурно-художественным оформлением, и входная группа, размещавшаяся на углу, была видна обоим пешеходным потокам.

Входная зона доходного дома, являясь связующим звеном архитектурно-пространственной композиции здания с его по-

ложением в планировочной структуре города, получила следующие приемы размещения:

1. Парадный вход располагался на углу дома (прием использовался в любых угловых застройках).

2. Входная часть с крыльцом и подъездом обращены на главную улицу (прием применялся ко всем принципам застройки, для Г-образной - приоритет стороны для размещения входной группы определялся престижностью улицы).

3. Главный вход с крыльцом и подъездом размещались в торце дома (прием применялся редко, для угловых и рядовых застроек).

Габариты доходных домов, соответствуя заложенным размерам градостроительного участка, а так же формату и размерам других домов центра, зависели от технических возможностей применяемого конструктивного материала, влиявшего на их архитектурно-пространственную композицию.

В доходном домостроении рубежа XIX - XX вв. выделяется два типа строительства:

1) в дереве;

2) из камня.

Конструктивную основу деревянных доходных домов, не претерпевшей существенных изменений на протяжении начала XX в., составлял традиционный сруб, в котором поперечные бревенчатые стены делили внутреннее пространство на две или три части. В каждой клети такого строения располагались квартиры с отдельными входами и пристройками дощатых сеней. Подобные дома были как деревянными, так и комбинированного типа (цоколь из кирпича). Функционально-планировочное решение было аналогично крестьянской избе с основой в виде клети и ее вариаций - пятистенок, крестовый дом [2].

Конфигурация корпусов имела квадратную, прямоугольную и реже Г-образную форму. Наибольшее распространение получили компактные, тяготеющие к квадрату в плане, деревянные доходные дома.

Определяющим фактором в формировании планировочных принципов деревянного доходного дома стало положение лестничного блока относительно корпуса здания. Лестничные объемы в конструктивной системе дома размещались в зависимости от положения дома на участке и его ориентации по отношению к главным улицам: с торцов, в середине, на углу - если Г-образная конфигурация.

Отметим следующие планировочные принципы в деревянном доходном домостроении [3]:

1. Галерейный.

2. Коридорный.

3. Секционный.

Галерейный планировочный тип дома появился в стремлении создать изолированные входы в квартиры на втором этаже. К дому пристраивались лестницы, объем которых зашивался навесом и ограждающими конструкциями, в том числе горизонтальный переход ко входу в квартиру, превратившие лестничный блок в галерею.

С переходом от торцевого размещения дома на участке к фронтальному - городскому и последовавшему увеличению протяженности корпуса, а также в поисках рационализации пространственного решения дома, и перемещением лестничных клеток внутрь корпусов, в планировочной структуре дома появился коридор, как распределительное пространство между квартирами или отдельными комнатами. Так сформировался коридорный планировочный тип доходного дома.

Секционный тип зародился в двухквартирных сблокированных жилых домах, отдельные входы в квартиры которого с повышением этажности трансформировались в лестничную клетку, сформировав секцию.

Двухчастная вертикальная дифференциация доходного дома: первый этаж выполнял общественные функции (торговый магазин, контора, школа или гимназия и пр.), второй - жилые квартиры, комнаты или смешанные с мелкими конторами, был заимствован сибирским доходным домостроением из опыта крупных европейских городов России, отразившись в композиции главного фасада.

В результате, в крупных городах Западной Сибири в конце

XIX - начале XX вв. сформировался деревянный двухэтажный доходный дом, реже из трех, с наиболее распространенным -коридорным и секционным планировочным принципом компоновки корпуса.

В основу каменных доходных домов легли планировочные решения деревянных зданий. Однако, применение нового строительного материала - кирпича - расширило технические возможности и позволило внести разнообразие в планировки домов. Так, увеличилась протяженность фасадов и этажность. Вместе с удлинением корпусов стали появляться и более сложные решения, например, Г-образные, занявшие угловое положение в квартале. Однако, самые развитые варианты, такие как Т-, Н-образные приемы, характерные для Европейской части России, в Западной Сибири не получили распространения (хотя единичные примеры встречаются в Томске, Омске).

Следует отметить, что регулярные планы внедрялись в города Западной Сибири с учетом природных особенностей их

Библиографический список

территории (ландшафта, водных акваторий, зеленых массивов и пр.). Историческое ядро сохранило живописную структуру в большей степени, чем периферийные территории, отразившись в нестандартных архитектурно-пространственных решениях некоторых доходных домов. Поэтому есть примеры корпусов каменных доходных домов с индивидуальными особенностями, составляющие исключение из выше перечисленных конфигураций. Больше всего это касалось дорогостоящих зданий, расположенных в непосредственной близости к центральным площадям.

Отметим планировочные принципы каменных доходных домов:

1. Коридорный.

2. Секционный.

3. Смешанный.

Самым распространенным приемом стал секционный планировочный тип каменного доходного дома. Средние размеры секционного дома составляли 16х20 м с количеством квартир на этаже от 1 до 4.

При общей тенденции к усложнению планировочных решений, доходные дома в крупных городах Западной Сибири на рубеже XIX - XX столетий, как выполненные в дереве, так и в камне, отличались компактностью в силу стремления повысить теплостойкость в суровых климатических условиях, характерных для региона. Архитектурно-пространственные решения (конструктивные, планировочные, композиционные и т.д.) такого жилого дома, отработанные в то время и нашедшие применение в современном строительстве XXI в., представляют интерес для изучения в связи с актуализацией возведения новых доходных домов.

1. Вольская, Л.Н. Архитектурно-градостроительное наследие Сибири. - Новосибирск, 2008.

2. Журин, Н.П. Градостроительство в Сибири второй половины XIX - начала XX в.: учеб. пособ. - Новосибирск, 2000.

3. Куликова, И.В. Типы деревянных доходных домов в Томске (вторая половина XIX - начало XX в.) // Вестник ТГАСУ. - 2007. - № 2.

Bibliography

1. Voljskaya, L.N. Arkhitekturno-gradostroiteljnoe nasledie Sibiri. - Novosibirsk, 2008.

2. Zhurin, N.P. Gradostroiteljstvo v Sibiri vtoroyj polovinih XIX - nachala XX v.: ucheb. posob. - Novosibirsk, 2000.

3. Kulikova, I.V. Tipih derevyannihkh dokhodnihkh domov v Tomske (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.) // Vestnik TGASU. - 2007. - № 2.

Статья поступила в редакцию 08.10.13

УДК 7.094

Schestakova I.V. ONTOLOGICAL FOUNDATIONS «COUNTRY» CINEMA OF SHUKSHIN: THE FILM «YOUR SON AND BROTHER». In the article the genre and style peculiarities of films by Shukshin are described, that appeared in time of democratisation of Soviet culture at the end of 1960, influenced by ontologization of Russian rural world and a man in the «village prose», as a result of the dynamics of the writer and director in the process of making the film. This paper describes the methods of transferring of poetics «country» prose into film, describes an national essence of character of heroes.

Key words: «country» prose, ontological foundations, picture play, film, short story, cycle of stories.

И.В. Шестакова, канд. культурологии, доц. Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «ДЕРЕВЕНСКОГО» КИНЕМАТОГРАФА В. ШУКШИНА: ФИЛЬМ «ВАШ СЫН И БРАТ»

В статье рассмотрены жанрово-стилевые особенности киноленты В.М. Шукшина, сложившиеся в условиях демократизации советской культуры в 1960-х гг. под влиянием онтологизации русского сельского мира и человека в «деревенской прозе», в результате творческой динамики писателя и режиссера в одном лице в процессе создания фильма. В работе описаны способы перенесения на экран поэтики «деревенской прозы», проанализирована национальная сущность характеров героев

Ключевые слова: «деревенская проза», онтологические основы, сценарий, фильм, новелла, цикл рассказов.

В обойму «деревенщиков» В. Шукшин попал как автор сборника «Сельские жители». Однако прямая принадлежность его литературного творчества к течению «деревенской прозы» является предметом спора в шукшиноведении до сих пор. Противоречивость места этого писателя в истории русской литературы середины ХХ в. отражает неустойчивость, противоречивость

самой его личности. Поиски своего особого пути нашли отражение в его режиссерской деятельности.

Исследователи творчества Шукшина (Е. Вертлиб, С. Козлова) отмечают такую устойчивую тенденцию его творчества в середине 1960-х гг. как постижение народного характера, обращение к национально-символическим образам. Среди первых по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.