Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 1740-Х - НАЧАЛА 1760-Х ГГ'

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 1740-Х - НАЧАЛА 1760-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
197
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСТАВРАЦИЯ / ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО / ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / СТРОПИЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ХРАМЫ / КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Головина С.Г.

Рассматриваются конструктивные особенности зданий середины XVIII века в Санкт-Петербурге в период правления Елизаветы Петровны, когда развитие архитектуры русского барокко достигло вершины. Выявляется формирование объемно-планировочной структуры и конструктивной системы традиционного петербургского дома, которые оставались неизменными вплоть до середины XIX в. Рассматривается строительство дворцов и соборов, которое потребовало разработки уникальных конструкций, в частности фундаментов, сводов и стропильной системы. Отмечен значительный вклад в проектирование и строительство зданий каменного и плотничного дел мастеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL AND STRUCTURAL FEATURES OF ST. PETERSBURG BUILDINGS IN THE 1740S - BEGINNING OF THE 1760S

This article describes the structure features of the buildings of the mid-18th century in St. Petersburg during the reign of Elizabeth Petrovna, when the development of Russian baroque architecture reached its peak. The formation of the space-planning structure and constructive system of the traditional St. Petersburg house, which remained unchanged until the middle of the 19th century, is revealed. The construction of palaces and cathedrals, which required the development of unique structures, in particular foundations, vaults and rafter systems, is considered. A significant contribution to the design and construction of buildings by stone and carpentry craftsmen was noted.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 1740-Х - НАЧАЛА 1760-Х ГГ»

УДК 728.1.012:624.01, 72.023 doi: 10.55287/22275398_2022_1_202

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 1740-Х - НАЧАЛА 1760-Х ГГ.

С. Г. Головина

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Рассматриваются конструктивные особенности зданий середины XVIII века в Санкт-Петербурге в период правления Елизаветы Петровны, когда развитие архитектуры русского барокко достигло вершины. Выявляется формирование объемно-планировочной структуры и конструктивной системы традиционного петербургского дома, которые оставались неизменными вплоть до середины XIX в. Рассматривается строительство дворцов и соборов, которое потребовало разработки уникальных конструкций, в частности фундаментов, сводов и стропильной системы. Отмечен значительный вклад в проектирование и строительство зданий каменного и плотничного дел мастеров.

Ключевые слова

реставрация, елизаветинское барокко, исторические конструкции, Санкт-Петербург, стропильные конструкции, храмы, конструктивные особенности

Дата поступления в редакцию

26.04.22

Дата принятия к печати

29.04.22

Введение

Здания елизаветинского барокко являются выдающимися памятниками архитектуры Санкт-Петербурга, во многом формирующими его облик. Это время дворцового и соборного строительства в столице. Елизаветинское барокко завершило период барочной архитектуры в Санкт-Петербурге. Многие рядовые здания этого времени были перестроены в стиле классицизма, но за измененными фасадами сохранились конструкции середины XVIII века. Архитектуре елизаветинского барокко посвящено много научных трудов, но конструкции в них практически не описаны.

Предмет исследования статьи — выявление архитектурно-конструктивных особенностей зданий, построенных в рассматриваемый период.

Методы исследования

Анализ авторских архитектурных чертежей XVIII века, архивной и реставрационной документации и натурное обследование объектов. Чертежи зданий уже в середине XVIII века были достаточно подробны и информативны, но, к сожалению, их сохранилось не так много, особенно по небольшим, не очень значимым зданиям. Рассматриваемому периоду посвящены исследования

К. В. Малиновского [1, 2], В. И. Пилявского [3], Т. А. Славиной и А. А. Тица [4], особый интерес представляют воспоминания, написанные самим Ф. Растрелли [5].

Проектировщики зданий

Ведущими архитекторами данного периода были Ф. Растрелли—главный архитектор императорского двора, архитектор Адмиралтейства С. И. Чевакинский, П. А. Трезини, А. В. Квасов и многие другие. Но в проектировании зданий участвовали не только архитекторы, но и те, кого сегодня называют инженерами. В XVIII веке их функцию на гражданских зданиях выполняли «каменных дел» и «плотничного и стропильного дела» мастера. Несмотря на невысокий социальный статус представителей этих профессий, значение их деятельности чрезвычайно велико. Это подтверждает и постоянное приглашение таких мастеров из-за границы, и высокие оклады, которые они получали согласно документам. Работа некоторых «плотничных мастеров», например рижского мастера И. Эриха, оплачивалась так же, как и работа архитектора К. Бланка [13].

Строительные материалы

Кирпич и дерево в это время были основными строительными материалами. Стены возводили из кирпича, снаружи оштукатуривали известковым раствором. Естественный камень, известняк или гранит применяли для создания фундамента и цоколя. Декоративные элементы делали лепными, так как русский известняк плохо подходил для подобных деталей. Ф. Растрелли отмечал высокое мастерство местных мастеров-лепщиков [5].

Ш

ОС

о

I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

Фундаменты

Конструктивное устройство фундаментов, устойчивых на болотистых грунтах Петербурга, сложилось еще в период аннинского барокко. Деревянные сваи забивали в грунт, обрезали по уровню грунтовых вод, далее укладывали деревянные лежни, служившие основанием бутовых фундаментов. ^

Растрелли писал: «Известка и камень для фундамента очень крепкие, я нашел их гораздо более прочными, нежели песчаник, употребляемый во Франции» [5]. В елизаветинском барокко изменился мас- 5

м

штаб сооружений и фундамент приобретал в некоторых зданиях грандиозные размеры. 5

Уникальный сплошной фундамент был применен при строительстве Смольного собора. Он со- У

стоял из нескольких уровней забитых сплошным полем свай с металлическими наконечниками. Был

вырыт котлован под соборную церковь глубиной 4 метра и началась забивка свай «сплошь, так поч- *о

о

ти свая подле сваи». Сваи образовывали единую площадку, на которую опирались мощные каменные

фундаменты стен собора (рис. 1). Под Смольный собор было забито 12 849 свай [6]. ш

л

Рис. 1. Фрагмент чертежа разреза «Смольный собор с фундаментами», автор Ф. Растрелли. Источник: URL: https://pastvu.com/p/847031, (дата обращения: 24.04.2022)

Показателен фундамент павильона Готторпского глобуса (рис. 2). В нем были применены сразу два вида независимых фундаментов: ленточный фундамент под стенами здания, а там, где предполагалось место для глобуса,—сплошная плита по деревянным сваям [7].

Рис. 2. Фундамент павильона для Готторпского глобуса [7, с.13]

Стены и перекрытия

Именно в период елизаветинского барокко постепенно менялась объемно-планировочная структура жилого дома. До середины XVIII века первый этаж рассматривался как невысокий подклет, который имел традиционное для России служебное назначение, вход на жилые этажи осуществлялся с наружной лестницы-крыльца. С 1740-х годов первый этаж становится полноценным, пол располагается чуть выше уровня земли, и высота его соответствует высоте обычного жилого этажа [8]. Вход в дом возможен с уровня мостовой. Примером может служить дом А. Н. Успенской (автор предположительно П. А. Трезини), имеющий характерную структуру городского дома в три этажа с проездной аркой во внутренний двор. Аналогичную структуру имеет и дворец Строганова на Невском проспекте — подвал уходит в землю и уже не спорит с основными этажами. Постепенно началось строительство трехэтажных домов в центральной части города.

В течение рассматриваемого периода совершенствовалась кирпичная кладка, возведение стен происходило под руководством каменных дел мастеров (например в Царском Селе кладку стен возглавлял мастер Вейс) [9]. Толщина стен даже увеличилась в сравнении с предыдущим периодом в связи с ростом производства кирпича и необходимостью гасить распор от широко распространенных сводчатых конструкций, мастерство изготовления которых значительно возросло. Стены зданий елизаветинского барокко имели большой запас прочности, их выкладывали из кирпича на известковом растворе, армировали камнем и металлическими полосами [10].

Характерен пример Мастерового двора в комплексе Придворного конюшенного ведомства (рис. 3). Первоначально здание было построено во 2-й половине XVIII века, однако оно многократно перестраивалось и достраивалось. Первое здание было двухэтажным, толщина стен доходила до 1 м на первом этаже и 80 см на втором. До наших дней сохранились мощные сводчатые перекрытия над первым этажом. Своды применяли сомкнутые коробовые с многочисленными распалубками. Фундаменты, стены и сводчатые перекрытия над первым этажом были настолько прочными, что в последующие века здание было надстроено третьим и четвертым этажами.

Рис. 3. Сложные сводчатые перекрытия на плане и в разрезе Мастерового двора в комплексе Придворного конюшенного ведомства [6, с.68]

Междуэтажные перекрытия верхних этажей делали деревянными балочными из крупных бревен; пролет составлял, как правило, 6 - 8 м, иногда достигал 9 м [11, 12]. Растрелли предложил способ, как избежать разрушения концов балок, заложенных в стены: «Что касается частой замены балок в комнатах, которые обычно гниют с обоих концов, я нашел способ их сохранить: прикреплять на обоих концах футляры из железных пластинок, которые препятствуют проникновению в них сырости из стен; это можно, однако, делать лишь для зданий государыни, ибо требует очень больших издержек» [5]. Железные скобяные изделия широко применялись в конструкциях перекрытий и лестниц.

Покрытия

Уже в правление Анны Иоанновны перестали строить мансардные крыши в связи с их сложной эксплуатацией в петербургском климате. Сформировалась простая конструктивная система крыши по наслонным стропилам с проветриваемым холодным чердаком. Крыши покрывали листовым железом, которое «нужно окунуть в чесночный сок» [5] и покрасить масляной краской (обычно с красным пигментом железного сурика) для сохранности, а постройки императорского двора покрывали более дорогим луженым «белым» железом.

Интересен не слишком удачный эксперимент по устройству эксплуатируемой озелененной крыши. Ф. Растрелли о ремонте Летней крыши в Царском Селе писал: «Между правым флигелем и церковью верхний садик со всею землею и настланными плитками снять и имеющиеся под тем садиком своды

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

>5 I

га ^

т

н и

0

1 I

и

Ю О и

0

и

1

ш >

а н и I

о

2 ■ ¡2 са а О ^ с; £

г £

починкою исправить... и для того фруктовые деревья, которыя уже плод свой имеют, из земли вынуть, оные впредь к посадке имеют быть неспособны, и, следовательно, засадить с будущей весны другими» [5].

Большой интерес представляют большепролетные конструкции покрытий. Сооружение покрытий огромных тронных залов императорских дворцов требовало значительных теоретических познаний и большого практического опыта. В связи с отсутствием методик расчета стропильных конструкций, строительство большепролетных ферм было сопряжено с большим риском. Так, например, перекрытия Большого зала императорского Царскосельского дворца всего через несколько десятилетий после строительства деформировались из-за провисания нижнего пояса ферм так, что с потолка зала пришлось снять огромный живописный плафон, а конструкцию перекрытия разобрать и выстроить заново [13]. Еще один неудачный пример—разрушение оформления на внутренней поверхности купола Большой церкви Зимнего дворца. Несмотря на создание деревянной модели перед конструированием купола, его оболочка не получила достаточной толщины и купол стал промерзать, в результате чего он был закрыт от основной части интерьера плоским потолком с живописным плафоном [3].

В конце 1750-х гг. в северо-западной части Зимнего дворца Растрелли спроектировал Большой Тронный зал шириной 13,5 сажени (28,4 м) и длиной 23 сажени (48,3 м) [14] (рис. 4). Зал был двусветным, и для перекрытия столь обширного по тем временам пространства архитектор спроектировал деревянную стропильную систему, высота которой составляла в коньке 4 сажени (8,4 м). Подобные конструкции были применены и в покрытии Дворцового театра—«Оперного дома» в юго-западной части дворца. Эти уникальные конструкции просуществовали всего несколько десятилетий до реконструкции дворца архитектором Старовым [15].

Рис. 4. Конструкции перекрытий над Тронным залом Зимнего дворца, чертеж 1758 г. [2, с.152]

Показательны и очень интересны конструкции куполов соборов елизаветинского периода. Если в аннинский период главы каменных церквей часто делали деревянными (церковь св. Пантелеймона), то в елизаветинский барабаны и внутренний свод глав храмов строили каменными. Барочную изысканную форму главок создавали на основе стропильной конструкции, которая опиралась на

каменный барабан [16]. На чертеже Смольного собора можно увидеть подобную конструкцию (рис. 5). Такую систему из каменного купола и сложнейшей стропильной конструкции применяли и Ф. Растрелли в церквях Зимнего и Екатерининского дворцов, и Пьетро Трезини в церквях Владимирской иконы Божией Матери и Троицком соборе Троице-Сергиевой пустыни [17].

<

>

1-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

Рис. 5. Конструкции куполов на чертеже разреза «Смольный собор с фундаментами», автор Ф. Растрелли. Источник: иКЬ:Ы1р8://ра81:уи.сот/р/847031, (дата обращения: 24.04.2022)

Выводы

Для периода елизаветинского барокко 1740-х - начала 1760-х гг. характерен ряд существенных особенностей и изменений в конструктивной системе зданий. В это время окончательно сформировались объемно-планировочная структура и конструктивная система традиционного петербургского дома, которые оставались неизменными вплоть до середины XIX в. Конструктивная система жилого дома в центральной части города включала продольную структуру кирпичных стен высотой до трех этажей, сводчатые перекрытия над первым и подвальным этажами, балочные перекрытия над последующими этажами и наслонную стропильную систему крыши над холодным чердаком.

Строительство уникальных дворцов и соборов потребовало разработки новых конструкций, в частности фундаментов, сводов и стропильной системы. В этот период значительно возросло мастерство каменной кладки и возведения кирпичных сводов. Были созданы уникальные конструкции: сплошной фундамент Смольного собора, большепролетные стропильные конструкции покрытий залов Зимнего и Екатерининского дворцов, сложные конструктивные системы завершения глав Смольного собора, храма Владимирской иконы Божией Матери.

>5 I

га ^

т

н и

0

1 I

и

Ю О и

0

и

1

ш >

а н и I

о

2 ■ ¡2 са а О ^ с; £

г £

Библиографический список

1. Малиновский К. В. Санкт-Петербург XVIII века. СПб.: Крига 2008, 576 с.

2. Малиновский К. В. Бартоломео и Франческо Растрелли. СПб.: Левша, 2017. 272 с.

3. Пилявский В. И., Левинсон-Лессинг В. Ф., Денисов Ю. М. Эрмитаж. История и архитектура зданий. Л.: Аврора, 1974. 277 с.

4. Пилявский В. И., Славина Т. А., Тиц А. А. и др. История русской архитектуры. СПб.: Стройиздат СПб, 1994. 600 с.

5. Батовский З. Архитектор Растрелли о своих творениях: материалы деятельности мастера : к 300-летию со дня рождения архитектора Ф.-Б. Растрелли. 1-е рус. изд. СПб.: Студия Александра Зимина, 2000. 117 с.

6. Михайлов А. Из новых материалов о русской архитектуре XVIII века // Архитектурное наследство. 1951. № 1 (46). С. 67 - 77.

7. Щедрова И. М., Груздева Е. Н. Путешествия Большого Готторпского глобуса (по документам СПФ АРАН). СПб., 2014.

8. Ожегов С. С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII - XIX веках. М.: Стройиздат, 1987. 224 с.

9. Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат: материалы XXIV Царскосельской научной конференции. СПб., 2018. — 746 с.

10. Лем И. М. Теоретические и практические предложения о гражданской архитектуре. Санктпетербург: [Тип. Сытина], 1792 - 1794.

11. Красовский А. К. Альбом архитектурных чертежей. С.-Петербург, 1853. 136 с.

12. Красовский А. К. Гражданская архитектура. Части зданий. С.-Петербург: Типография А. А. Ле-венсон,1851. 443 с.

13. Аникин К. В. Дворцовый плотничный мастер Иван Эрих — соавтор деревянного барочного шатра над ротондой Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря (1756 - 1758 годы)

14. Маценков С. А. Чердаки Эрмитажа. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011. 112 с.

15. Маценков С. А. Чердаки Зимнего дворца. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2018. 152 с.

16. Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Петербург немецких архитекторов: От барокко до авангарда. СПб.: Чистый лист, 2002. 414 с.

17. Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII в. / под. ред. Ю. В. Артемьевой, С. А. Прохватиловой. СПб.: Лениздат, 1997. 1020 с.

ARCHITECTURAL AND STRUCTURAL FEATURES OF ST. PETERSBURG BUILDINGS IN THE 1740S - BEGINNING OF THE 1760S.

S. G. Golovina

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg

Abstract

This article describes the structure features of the buildings of the mid-18th century in St. Petersburg during the reign of Elizabeth Petrovna, when the development of Russian baroque architecture reached its peak. The formation of the space-planning structure and constructive system of the traditional St. Petersburg house, which remained unchanged until the middle of the 19th century, is revealed. The construction of palaces and cathedrals, which required the development of unique structures, in particular foundations, vaults and rafter systems, is considered. A significant contribution to the design and construction of buildings by stone and carpentry craftsmen was noted.

The Keywords

restoration, Elizabethan baroque, historical structures, Saint Petersburg, rafter structure, temple

Date of receipt in edition

26.04.22

Date of acceptance for printing

29.04.22

Ссылка для цитирования:

С. Г. Головина. Архитектурно-конструктивные особенности зданий санкт-петербурга 1740-х - начала 1760-х гг.. — Системные технологии. — 2022. — № 42. — С. 202 - 209.

<

а

>

1-

*

ш

1-

S

X

а

<

ш

се

э

1-

и

ш

1-

М

X

и

се

<

)S S I

re «

m

s н и

0

1 I

и

VO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о и

0

и

г

(0

s

>

а н и

1

о

m а О н

S g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.