Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКИХ МЕМОРИАЛОВ В МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ'

АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКИХ МЕМОРИАЛОВ В МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ МЕМОРИАЛ / РАЗНОВИДНОСТИ И ФУНКЦИИ МЕМОРИАЛОВ / МЕМОРИАЛ В СТРУКТУРЕ ГОРОДА / URBAN MEMORIAL / VARIETIES AND FUNCTIONS OF MEMORIALS / A MEMORIAL IN THE STRUCTURE OF THE CITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сайекешова Г.Е.

Статья посвящена различным по внешнему облику и функциям городским мемориалам. Автором была проделана работа над описанием ряда сформировавшихся особенностей современных мемориалов. В доказательство приведены примеры из мировой архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL AND COMPOSITIONAL FEATURES OF URBAN MEMORIALS IN WORLD ARCHITECTURE

The article discusses the architectural and compositional features of urban memorials in world architecture. The authors of the article tried to make a set of features of modern memorials. The author cited several examples from world architecture.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКИХ МЕМОРИАЛОВ В МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ»

УДК 72:902/904 (100)

Сайекешова Г.Е. студент магистратуры 1 курс, Факультет Архитектуры Казахская Головная Архитектурно Строительная Академия Казахстан, г.Алматы Научный руководитель: Глаудинова М.Б.

Доктор архитектуры АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКИХ МЕМОРИАЛОВ В МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ Аннотация: Статья посвящена различным по внешнему облику и функциям городским мемориалам. Автором была проделана работа над описанием ряда сформировавшихся особенностей современных мемориалов. В доказательство приведены примеры из мировой архитектуры. Ключевые слова: городской мемориал, разновидности и функции мемориалов, мемориал в структуре города.

G.E. Sayekeshova master student 1 year, The Faculty of Architecture Kazakh Leading Academy of Architecture and Civil Engineering Kazakhstan, Almaty city Scientific adviser: M.B. Glaudinova Doctor of Architecture, Associate Professor ARCHITECTURAL AND COMPOSITIONAL FEATURES OF URBAN MEMORIALS IN WORLD ARCHITECTURE Annotation: The article discusses the architectural and compositional features of urban memorials in world architecture. The authors of the article tried to make a set offeatures of modern memorials. The author cited several examples from world architecture.

Keywords: urban memorial, varieties and functions of memorials, a memorial in the structure of the city.

Наиболее распространенные на сегодняший день архитектурно-композиционные особенности мемориалов, расположенных в городах, сформировались только к началу ХХ века. Если обратиться к истокам понятия «мемориал» в сложившемся на данный момент значении этого слова, то раньше мемориал представлял из себя композицию из фигуры или статуи, водруженной на крупногабаритный постамент. Относительно высоты пьедестала, высота самой фигуры была значительно меньше. Из-за такого расположения статуи и высокого постамента создается ощущение отчужденности фигуры от зрителя. Нет прямого контакта между человеком и мемориалом. Обязательно присутствовало некое расстояние, отделяющее сам мемориал от прямого контакта со зрителями. По периметру мемориала обычно устанавливали доски с рельефом или надписью, детально

рассказывающие о подвигах или биографии увековеченного героя или события.

С течением времени и сменой окружающей среды эта привычная схема начала потихоньку нарушаться. К началу ХХ века окончательно сформировалась новая концепция городского мемориала.

Значительные изменения произошли в композиции, пропорциях и масштабности городских мемориалов. Также отличилось само взаимодействие скульптуры с её архитектурой. Была проделана большая работа над сближением памятника с его зрителем: теперь он не возвышается над людьми, а находится рядом с ними. Это достигается благодаря уменьшению высоты пьедестала или же полного его исключения из композиции.

Современные мемориалы в структуре городской застройки хоть и стали ближе к зрителю, искоренив впечатление давящей силы и громоздкости, по своему художественному строю они всё равно остаются «выше» людей. То есть мемориал должен сохранить свои первоначальные и главные функции: мемориал остается образцом эстетики и нравственности. Таковы современные композиционные решения городских мемориалов.

Также можно отметить изменения в общих принципах композиции. Новизна в том, что городской мемориал на сегодняшний момент не имеет оград, он будто бы «вырастает» на территории, из своего окружения. Он полностью гармонирует со средой, он тесно связан с ней.

Сформировавшиеся архитектурно-композиционные особенности свидетельствуют о попытке синтезировать скульптурные элементы с пространственно-архитектурными, преобразить общую композицию, вписать единичный мемориал в общий ансамбль так, чтобы был плавный переход от мемориала к его окружению. Последний метод благоприятно влияет на восприятие самого объекта.

В современной практике одной из важнейших целей, стоящих перед архитектором и скульптором, является цель подобрать необходимый масштаб. Провал многих мемориальных проектов именно в их немасштабности - в соотношениях «человек-мемориал». Человек не должен ощущать общую идею и подвиг увековеченного как что-то абстрактное и подавляющее, наоборот - зрителю ближе всего идея человеческая и подвиг человеческий. Масштаб мемориала независимо от дальности его восприятия должен быть соразмерным с человеком. Какой бы сложной ни была архитектурная концепция мемориала, главная цель монументальной скульптуры в воспитании у людей их нравственных и эстетических ценностей.

Благодаря переосмысливанию роли архитектурного начала в мемориальном зодчестве появились новые архитектурные концепции городских мемориалов. Обновление этих концепций произошло и за счет влияния процессов, происходящих в монументальном искусстве.

В данной статье рассматриваются сформировавшиеся на данный момент некоторые разновидности городских мемориалов, а также анализируются их основные характеристики, такие как: расположение

относительно других объектов архитектуры, отличительные черты во внешнем облике и придаваемое им монументальное значение.

В качестве показательного примера можно рассмотреть крупный мемориальный ансамбль - Марсово поле, расположенный на площади Ленинграда (рис. 1). В мемориальных ансамблях зачастую воплощается очень ярко военная тема, особенно тема Великой Отечественной войны. Ансамбли подобного плана происходят от древних некрополей [1]. Первый отечественный ансамбль связан с погребением революционеров.

Рис. 1. Марсово поле (Площадь в Ленинграде) Данный принцип встречается и в проекте петербургского мемориального кладбища, посвященного жертвам блокады Ленинграда. Архитекторы - А.Васильев и Е.Левинсон - воплотили классические принципы построения древних некрополей. Кладбище, как и положено любому некрополю, отделено от городского пространства. Образована замкнутая среда, эффект которой усиливается оградой кладбища. Идейно-композиционный центр Пискарёвского кладбища - траурная бронзовая стела (рис. 2). К монументу ведёт главная 480-метровая аллея. Остальной маршрут посетителей кладбища так же тщательно продуман [2].

Прекрасно выполнена работа над озеленением территории, встречаются десятки различных пород хвойных деревьев. Высажены красивые сорта цветов и трав, которые своим поочередным цветением радуют глаз окружающих.

Рис. 2. Вид на Пискарёвское кладбище, Санкт-Петербург По итогу получилось кладбище со своим собственным пространством, отделенным от города. Но в то же время образно связанным с ним и его планировкой.

Следующий не менее крупный представитель данного типа мемориалов находится в Италии Это мемориал памяти, посвященный жертвам еврейской депортации, выполненный студией KUADRA (рис. 3). Мемориальный комплекс расположен в месте захвата евреев, которых нацисты в своё время насильно увезли из Альп. По итогу оттуда вернулось только 20 человек.

Рис. 3. Мемориал еврейским жертвам, Италия Поэтому имена почти 400 заключенных были высечены на табличках, разместившихся на платформе из бетона (рис. 4).

Большая часть монумента возвышается над поверхностью земли. Ниже уровня земли, спустившись по ступенькам, можно попасть в зал,

потолок и пол которого выкрашены в черный цвет. Стены зала освещены маленькими мерцающими фонарями. Здесь же выгравированы имена погибших, а также места их заключения. В дополнение ко всему в стене есть ниши, куда были помещены сосуды с землёй тех концлагерей, куда были увезены увековеченные здесь герои. Акцент мрачного зала в его торцевой стене. Стена, освещенная лишь одной лампой. Которая символизирует надежду людей на светлое будущее без войн.

Рассмотрим далее мемориал Пентагона, посвященный погибшим в результате 9/11. Объект хоть и открылся по прошествии семи лет после случившегося, полностью был спроектирован под контролем друзей и близких погибших.

Рис. 4. Подземная часть мемориала жертвам депортации, Италия Над проектом работала студия KBAS. Он находится недалеко от места удара самолета компании American Airlines, выполнявшего рейс № 77. Сам мемориал является своеобразной шкалой времени жизни погибших. Каждая "скамья" олицетворяет определенную личность (рис. 5, 6).

Рис. 6. Фото «скамьи» на территории мемориала Пентагона Следующий объект завоевал последнее место в тройке лидеров в конкурсе на лучший проект ООН в городе Чхунджу (рис. 7). Этот дизайн-проект предложила фирма ACME из Лондона. Свою концептуальную идею архитектурная организация взяла из строения биологических клеток. Каждый стенд представляет страну, входящую в состав ООН. Задумка мемориала в объединении этих стендов, в точности как в живом организме, где все клетки взаимосвязаны друг с другом.

Рис. 7. Мемориальное кладбище ООН, Южная Корея Таким образом, в современном мире огромное множество различных мемориалов. Каждый имеет свою историю, отличается внешними характеристиками, уникален даже в своем расположении в структуре городской планировки. Разнообразие городских мемориалов на данном этапе не имеет границ. Тому свидетельство приведенные выше примеры мемориалов, собранных по всему свету.

Использованные источники:

1 Антонов В.В., Кобак А.В Утраченные памятники архитектуры Петербург-Ленинграда. Художник РСФСР, 1988.

2 Корнилова А.В. Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исслед. и материалы, 1997.

3 Памятники архитектуры и современная городская застройка. [Сборник статей. Ред. Коллегия: П.Н. Максимов (отв. Ред.) и др.] М., Стройиздат, 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.