Научная статья на тему 'Мемориально-ландшафтный комплекс как объект истории и художественной культуры'

Мемориально-ландшафтный комплекс как объект истории и художественной культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3237
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМОРИАЛ / МОНУМЕНТ / ПАРК / MEMORIAL / MONUMENT / PARK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коляда Коляда Екатерина

В парковой типологии мемориально-ландшафтные комплексы занимают особое место. Их отличают не только приемы организации объемно-пространственной композиции, растительный состав, характер размещения скульптурных памятников и малых архитектурных форм, но и то значение, которые мемориальные парки имеют в истории и культуре современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Memorial-Landscape Complex As a History and Art Culture Object

Memorial-landscape complexes take a special place in the park typology. They are distinguished not only by the organization techniques of spatial composition, vegetative structure, character of sculptural monuments and small architectural forms placing, but also by the value that memorial parks have in the history and culture of a modern society.

Текст научной работы на тему «Мемориально-ландшафтный комплекс как объект истории и художественной культуры»

УДК 712 ББК 85.118

Коляда Екатерина Михайловна

кандидат искусствоведения, доцент

кафедра художественного образования и музейной педагогики

РГПУ им.А.И.Герцена г. Санкт-Петербург Kolyada Ekaterina Mikhailovna Candidate of Art History,

Assistant Professor Chair of Art Education and Museum Pedagogy St. Petersburg Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen

St. Petersburg

Мемориально-ландшафтный комплекс как объект истории и

художественной культуры

Memorial-Landscape Complex As a History and Art Culture Object

В парковой типологии мемориально-ландшафтные комплексы занимают особое место. Их отличают не только приемы организации объемнопространственной композиции, растительный состав, характер размещения скульптурных памятников и малых архитектурных форм, но и то значение, которые мемориальные парки имеют в истории и культуре современного общества.

Memorial-landscape complexes take a special place in the park typology. They are distinguished not only by the organization techniques of spatial composition, vegetative structure, character of sculptural monuments and small architectural forms placing, but also by the value that memorial parks have in the history and culture of a modern society.

Ключевые слова: Мемориал, монумент, парк

Key words: memorial, monument, park.

Среди садов и парков, созданных за последние двести лет мемориальноландшафтные комплексы занимают особое место. От других произведений садово-паркового искусства их отличает назначение, приемы организации объемно-пространственной композиции, растительный состав, характер размещения скульптурных памятников и малых архитектурных форм и т. д.

История появления парков, наполненных памятниками монументальномемориального содержания, восходит еще к древним временам. Человечество стремилось увековечить образы своих богов, память о событиях в истории своего государства и великих мужах, под руководством которых совершались эти события, устраивая на возвышениях храмы, устанавливая скульптуры и т.п.

Родиной традиционного для наших времен монументального объекта мемориального характера - обелиска - является древний Египет. В этом государстве были выработаны приемы организации пространства мемориального свойства, что было результатом развития древнеегипетского общества с имевшим место культом фараона.

Самым ярким творением древних греков, в котором реализовалась тема победы, запечатлелась идея единения мира богов и мира людей, неразрывной связи настоящего, прошлого, будущего, стал Афинский Акрополь, на вершине и склонах которого памятники скульптуры и архитектуры органично соединились в грандиозной архитектурно-ландшафтной композиции.

Античный город в Малой Азии Галикарнас сохраняет свою известность благодаря появлению в его планировке здания, не имевшего ранее аналогов в мировой практике. Названием это сооружение обязано тому, чьи деяния известны теперь только исследователям античности, но имя которого на долгие тысячелетия определило образный характер нового типа сооружения -мавзолея. Нельзя не упомянуть римские сооружения мемориального характера, такие как триумфальные арки и колонны и т.д. [8, с. 26] Мемориальное значение имели и отдельные парковые районы огромной виллы императора Адриана в Тиволи. Например, район, посвященный памяти любимца императора греческого юноши Антиноя. Да и сама идея увековечивания в объемно-пространственной композиции Адриановой виллы уголков мира, горячо любимых императором, является мемориальной по своей сути. Подобных примеров из истории ландшафтного искусства далекого прошлого можно привести множество.

Процесс создания произведений мемориального характера становится интенсивным в садово-парковом искусстве Европы во второй половине XVIII -начале XIX столетия. Именно в этот период создаются пейзажные парки героико-романтического характера, в объемно-пространственной композиции которых были увековечены события в истории государства и отдельной личности, созданы уголки, связанные с грустью об ушедшем, с воспоминаниями о потерянном счастье, любви, дружбе и др.

Наиболее ярко в русской архитектурной практике мемориальная тема прозвучала в дворцово-парковых ансамблях пригородов Санкт-Петербурга: Павловске и Царском Селе. К числу лучших мемориальных сооружений Павловска относятся: гранитный обелиск, установленный в память основания ансамбля, павильон «Памятник родителям», исполненный Ч.Камероном и И.И.Мартосом в честь родителей супруги императора Павла и мавзолей подобный античному храму, воздвигнутый Тома де Томоном в память Павла I на территории Новой Сильвии. Множество символов, связанных с победами русского оружия было создано на обширных территориях Царскосельских парков. Так в память о русско-турецкой войне была сооружена так называемая Турецкая баня, а «руины» готического замка были поставлены в 1768 г. Ю.Фельтеном «на память войны, объявленной турками России». Чесменская и Морейская колонны, Кагульский обелиск и многие другие памятники навсегда сохранили память о победах русских войск. Здесь нельзя не вспомнить традицию, существовавшую еще в допетровской России - увековечивать знаменательные даты, в том числе и военные победы постройкой величественных православных храмов. В XVIII столетии, как мы видим, эта традиция не только не потеряла актуальности, а наоборот, обрела развитие в разнообразных памятниках и даже целых комплексах не только на территории Санкт-Петербурга и его пригородов, но и в других городах России.

Появление в XVIII в. архитектурных монументов, памятников монументально-декоративного искусства и других произведений, носящих мемориальных характер было порождено тенденциями в паркостроении того времени: мечтательностью, сентиментальностью, а порой и мрачной

меланхолией. Нельзя не упомянуть в числе мемориальных памятников той эпохи кладбище собак Екатерины II, устроенное вблизи гранитной пирамиды на территории Царского Села, где память об императорских любимцах была увековечена в надгробиях с памятными надписями, а так же «Пенелопные конюшни» с кладбищем лошадей, так же имеющих памятники с соответствующими пояснениями.

В XIX в. расширяется парковая типология. Именно тогда начинается формирование принципов и приемов организации пространства мемориальных

парков. Особенно интенсивно процесс развития мемориального паркостроения развивается в России, что было продиктовано желанием сохранить память о героических событиях русской истории, имевших место в XVIII и XIX столетиях. Среди исторических событий, давших мощный импульс формированию мемориально-ландшафтной проблематики в русской архитектуре, наибольший резонанс имели события Отечественной войны 1812 г. и Крымской войны 1853-1856 гг., особенно героическая оборона Севастополя. Именно в этом городе память о самоотверженных действиях русского народа была увековечена в целом ряде мемориально-ландшафтных комплексов, среди которых наибольший интерес представляют Исторический бульвар, устроенный на городском холме по линии бастионов и мемориальное Петропавловское (Братское) кладбище.

Для нашей страны важными явились и события начала ХХ столетия. В мемориальном паркостроении этого периода реализуется новая тема - тема Революции. Самым ярким примером воплощения новой мемориальной образности является история формирования и развития ансамбля Марсова поле. Свое мемориальное значение и нынешнюю композиционно-образную систему Марсово поле получает в начале ХХ столетия, когда память о погибших в первых боях за революцию была увековечена в грандиозном монументе, построенном по проекту И.А.Фомина.

Революционные события породили еще одну важную для паркостроения ХХ в. тематику теперь уже связанную с конкретным историческим деятелем -В.И. Лениным. В честь лидера революции устраивались парки, организовывались площади и проспекты, мемориальный статус получали памятные места, связанные с жизнью и деятельностью В.И.Ульянова-Ленина.

В Западной Европе мемориальное паркостроение так же имело предпосылки для развития. В начале ХХ столетия во многих европейских странах появились парки, толчком к созданию которых послужил столетний юбилей победы над Наполеоном. В 1913 г. в Лейпциге был открыт мемориальный парк, доминантой которого стал грандиозный памятник, созданный Б.Шмидцем и Ф.Менцером и символизирующий битву народов. В

композицию комплекса вошел, построенный В. Покровским храм-памятник погибшим в этой битве русским воинам.

Особую актуальность мемориальное паркостроение получает после Второй мировой войны. Лидером в развитии мемориально-ландшафтного направления в архитектуре стал Советский Союз. В 1945 г. в Ленинграде жителями города были разбиты два парка Победы - Московский площадью 100 га и Приморский парк на Крестовском острове размером в 60 га. Московский парк Победы был устроен на переднем крае обороны Ленинграда с широкой Аллеей Славы и монументами героев.

Наша страна понесла значительные потери в ходе Великой Отечественной войны и подвиг народа, понесшего неизмеримые жертвы нашел воплощение как в крупных мемориальных комплексах городов-героев, так и в маленьких памятниках, создававшихся на территории небольших городов и населенных пунктов. Одним из ярчайших произведений, увековечивших подвиг русского народа в Великой Отечественной войне, стал мемориальноландшафтный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде.

В конце ХХ века в России появились парки посвященные воинам-интернационалистам. На рубеже ХХ-ХХ! века возродилась старинная русская традиция увековечивать память о павших воинах в культовых памятниках, и на местах сражений все чаще стали возводить часовни.

Памятники советским воинам создавались и в других европейских странах. Всемирную известность имеет комплекс Трептов-парк с памятником воинам Советской Армии, сооруженный в Берлине в 1946-1949 гг. Я.Белопольским и Е.Вучетичем.

По другую сторону океана в США мемориальная тема воплощена в ряде грандиозных ландшафтных композициях, среди которых выделяется мемориальный комплекс в центре Вашингтона, включающий в себя мемориальный парк с мавзолеем и Арлингтонское кладбище.

Мемориально-ландшафтная проблематика в ХХ в. воплотилась не только в Парках Победы и мемориальных кладбищах, но и парках Мира и парках Дружбы народов. В 1955 г. в Хиросиме был открыт парк Мира, созданный К.Танге в память о жертвах ядерной бомбардировки.

Однако не правильно подразумевать под мемориальными только парки, в объемно-пространственной композиции которых реализуется военнопатриотическая тематика. В ХХ столетии круг мемориальных объектов значительно расширился за счет историко-культурных памятников садовопаркового искусства и памятных мест, связанных жизнью выдающихся людей науки и культуры, важными событиями мирной жизни, природными ландшафтами и т.д. В 1970-х гг. началось строительство грандиозного мемориально-ландшафтного комплекса Лумбини в Непале на месте рождения Будды Готамы со священным садом, являющимся археологическим заповедником, монастырями, культурным центром, школой и гостиничным комплексом для паломников [8, с.215].

В России ХХ столетии мемориальный статус получают усадебные комплексы, памятные места, дома, квартиры и другие объекты архитектуры и садово-паркового искусства, чья история связана с жизнью и деятельностью великих деятелей культуры, науки, политики. В русской культуре одно из важных мест занимают мемориальные места, связанные с именем А. С. Пушкина. Среди мемориальных усадеб русских писателей широкую известность имеют: Карабиха Н.А. Некрасова, Спасское-Лутовиново

И.С. Тургенева, Абрамцево С.Т. Аксакова, Середниково и Тарханово, где жил М. Ю. Лермонтов, Мелехово А. П. Чехова.

Мемориальная тема не всегда может быть связана с великими событиями или отдельными личностями. Тема жизни человека в философском смысле также может являться мемориально значимой. Так, например, в парке Фрогнер в столице Норвегии Осло основной идеей грандиозного мемориальноландшафтного комплекса явилась жизнь простого человека от рождения до смерти.

Следует указать, что на сегодняшний день создана широкая типология мемориальных парков, различающихся идейно-тематическим характером композиций и соответственно имеющих различия в проектировании и функционировании. По идейно-тематическому содержанию мемориальноландшафтные комплексы разделяются на три группы. Первую группу

составляют парки, посвященные знаменательным событиям истории. Ко второй, можно отнести парки, созданные в честь выдающихся деятелей науки, культуры, политики и т. д. Третью, составляют исторические сады и парки, которые изначально планировались не как мемориальные, и назначение их было совершенно иное, чем сейчас, но будучи связанными с важными событиями и известными людьми, эти парки со временем получили статус мемориальных. На их территории могут размещаться различные сооружения, связанные с первоначальным назначением паркового пространства и мемориальные сооружения, которые появились уже в период существования парка как мемориально-ландшафтного комплекса.

Кроме того, мемориальные парки могут иметь и разные эмоциональные характеристики, т.е. разделяться на парки торжественного и траурного содержания. Парки торжественного содержания, как правило, наполнены символами триумфа (образы победы в войне, трудовые подвиги народа, покорение космоса и др.). На территории таких парков размещаются макеты или сохранившее орудия - свидетели военных и трудовых подвигов, остатки укреплений и т.д. Главным организующим элементом объемнопространственной композиции таких парков является так называемая «Аллея Славы» и мемориальный музей, в котором могут быть представлены кино и фотодокументы, картины, личные вещи участников славных дел. Парки траурного содержания имеют в своей пространственной композиции надгробные памятники, вечный огонь, различные монументы, выражающие скорбь и печаль, расположенные вдоль «Аллеи Памяти».

В зависимости от характера мемориально-ландшафтного комплекса, его размера и рельефа местности применяются разные планировочные приемы, проводится зонирование территорий, возводятся сооружения. Как правило, на территории крупных мемориально-ландшафтных комплексов организуется несколько функциональных зон ограниченного характера, включающих в себя разные мемориальные объекты и культурно-просветительские сооружения. При этом парки траурного содержания ни в коем случае не должны иметь зон развлекательного характера. Планировочное решение будет зависеть от

особенностей рельефа. На ровном рельефе, как правило, применяется регулярная планировка, последовательно раскрывающая смысловое значение мемориальных объектов в парке. В случае же с ярко выраженным рельефом применяется свободная система организации пространства.

Наиболее яркими являются те мемориальные парки, которые формируются вокруг крупной и сильной в образном плане центральной композиции. Следует отметить, что в мемориально-ландшафтном комплексе торжественного содержания главный смысловой объект должен доминировать в пространстве парка, следовательно, занимать возвышенное место (естественный холм, насыпь, скальный выступ и др.), а монументы траурного содержания не должны доминировать.

Существуют также различия в организации растительных групп. Здесь важна своя семантика форм, цвета, видового разнообразия. Флора несет важную смысловую нагрузку наравне с архитектурой и скульптурными памятниками. Так, обязательными спутниками печали, скорби, траура уже давно стали кипарисы, ели, самшит, тис. Дуб является символом силы и мощи народа, береза олицетворяет Россию. Важное значение имеет цвет и форма кроны. Насаждения колоновидной формы подчеркивают торжественность происходящего. Темная насыщенная окраска усиливает траурные настроения. Тема грусти может быть решена плакучими формами. Что касается цветочных посадок, то как правило в мемориальном паркостроении используются цветы белого и красного цвета (розы, гвоздики, тюльпаны, хризантемы, канны, бегонии).

Выработаны и особые правила проектирования мемориальных парков на основе исторически сложившейся архитектурно-ландшафтной системы. Так, например, для мемориальных усадеб основополагающей является тенденция максимального сохранения подлинности памятного места, проведение музеефикации архитектурных объектов, организация музейной экспозиции.

Нельзя не сказать о том, что устройство мемориально-ландшафтных комплексов требует решения особых идейно-эстетических и композиционнообразных задач. Ландшафтные архитекторы второй половины ХХ столетия

учли весь имеющимся довоенный опыт организации мемориальных парков и определили новые пути развития мемориального паркостроения. За долгие послевоенные десятилетия было создано много произведений мемориального назначения, большинство из которых представляет собой прекрасный пример синтеза архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и садовопаркового искусства.

Мемориально-ландшафтные комплексы могут различаться по площади, рельефу местности, количеству произведений архитектуры и скульптуры, но независимо от этого значение мемориально-ландшафтного комплекса в формировании морально-нравственных устоев современного общества невозможно переоценить. Помимо важнейшей воспитательной и просветительской роли, которую играю мемориальные парки, следует указать, что значительные по площади объекты мемориально-монументального характера способствуют формированию силуэта города.

Библиографический список

1. Агальцова В.А. Сохранение мемориальных лесопарков [Текст]/ В.А. Агальцова. -М.: Лесная промышленность, 1980. - 254 с.

2. Анциферов Н.П. «Непостижимый город...» [Текст]/ Н.П. Анциферов.- Спб.: Лениздат, 1991. - 335 с.

3. Аркин Д.Е. Монументальная скульптура Ленинграда [Текст]/ Д.Е.Аркин. - Л.: Изд-во Академии Архитектуры СССР. 1948. - 105 с.

4. Веникеев Е.В. Архитектура Севастополя [Текст]/ Е.В.Веникеев. - Симферополь: Таврия, 1983. - 208 с.

5. Залесская Л.С. Ландшафтная архитектура [Текст]/ Л.С. Залеская.- М.: Госстройиздат, 1979.- 242 с.

6. Ильинская Н.А. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры [Текст]/ Н.А.Ильинская. - Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1984. - 145 с.

7. Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы [Текст]/ Т.П.Каждан. - М.: Традиция, 1997. - 320 с.

8. Ожегов С. С. История ландшафтной архитектуры: краткий очерк [Текст]/

С.С.Ожегов. - М.: Стройиздат, 1993. - 237 с.

9. Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга [Текст]/ М.И.Пыляев. СПб.: Паритет, 2003. - 528 с.

10. Сокольская О.Б. История садово-паркового искусства [Текст]/ О.Б.Сокольская. -Учебник для ВУЗов - М.: Инфра-М, 2004.- 350с.

11. Юскевич Н.Н., Лунц Л.Б. Озеленение городов России [Текст]/ Н.Н.Юскевич, Л.Б.Лунц. М.: Россельхоиздат, 1986. - 158 с.

Bibliography

1. Agaltsova, V. A. Preservation of Memorial Forest Parks [Text] / V.A.Agaltsova. - М: Wood Industry, 1980. - 254 p.

2. Antsiferov, N.P. « Incomprehensible City ...» [Text] / N.P.Antsiferov. - SPb.: Lenizdat, 1991. - 335 p.

3. Arkin, D.E. Leningrad Monumental Sculpture [Text] / D.E.Arkin. - L.: Publishing House of the Architecture Academy of the USSR, 1948. - 105 p.

4. Ilinskaya, N.A. Historical Objects Restoration of the Landscape Architecture [Text] / N.A.Ilinskaya. - L.: Stroyizdat, Leningrad Department, 1984. - 145 p.

5. Kazhdan, T.P. The Art World of a Russian Manor [Text] / T.P.Kazhdan. - M: Tradition, 1997. - 320 p.

6. Ozhegov, S.S. Landscape Architecture History: A Short Sketch [Text] / S.S. Ozhegov. -M.: Stroyizdat, 1993. - 237 p.

7. Pylyaev, M. I. Forgotten Past of Petersburg Vicinity [Text] / M.I.Pylyaev. - SPb.: Parity, 2003. - 528 p.

8. Sokolskaya, O.B. History of Landscape Gardening Art: Textbook for Higher Schools [Text] / O.B. Sokolskaya. - M.: Infra-M, 2004. - 350 p.

9. Venikeev, E.V. Sevastopol Architecture [Text] / E.V.Venikeev. - Simferopol: Tavriya, 1983. - 208 p.

10. Yuskevich, N.N., Lunts L.B. Landscape Gardening of the Russian Cities [Text] / N.N. Yuskevich, L.B.Lunts. - M.: Rosselkhozizdat, 1986. - 158 p.

11. Zalesskaya, L.S. Landscape Architecture [Text] / L.S. Zalesskaya. - M: Gosstroyizdat, 1979. - 242 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.