Научная статья на тему 'Архитектурно-художественное наследие рекреационного назначения И. В. Жолтовского в Крыму'

Архитектурно-художественное наследие рекреационного назначения И. В. Жолтовского в Крыму Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
585
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЛИНСКАЯ АРХИТЕКТУРА / РЕКРЕАЦИОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / САНАТОРИИ КРЫМА / ТВОРЧЕСТВО И.ЖОЛТОВСКОГО / ЭКСТЕРЬЕРНЫЙ ДЕКОР / STALIN''S ARCHITECTURE / RECREATIONAL BUILDING / SANATORIUMS OF CRIMEA / CREATIVITY OF I.V. ZHOLTOVSKY / EXTERIOR DECOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шинтяпина Е. С.

Статья посвящена исследованию архитектурного наследия выдающегося зодчего И.В. Жолтовского в области рекреационного строительства в Крыму. Актуальность выбранной темы обусловлена научно значимым, в историческом контексте, выявлении общих творческих принципов, художественных концепций, используемых архитектором в постройках разного назначения, определении их стилевого единства с санаторными объектами, созданными в 1950-х гг. в Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL AND ARTISTIC HERITAGE OF RECREATIONAL ASSIGNMENT I.V. ZHOLTOVSKOGO IN THE CRIMEA

The article is devoted to the study of the architectural heritage of the outstanding architect I.V. Zholtovsky in the field of recreational building in the Crimea. Actuality of the chosen theme is conditioned scientifically by meaningful, in a historical context, exposure of general creative principles, artistic conceptions, used by an architect in building of the different setting, determination of their style unity with the sanatoriums objects created in 1950th in Crimea.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-художественное наследие рекреационного назначения И. В. Жолтовского в Крыму»

ностью в языке музыки выразили эклектику звукового пространства.

Литература

1. Денисов А.В. Музыкальная семиотика: краткий экскурс в историю развития: [Электронный ресурс]. URL: http: // www 21 israel-music.com / Semiotika.htm

2. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники // Сов. Композитор. М.: 1986. — 207 с.

3. Лезьер В.А., Фархутдинова С.Г. Мифопоэтика космоса и человека как встреча мифа и искусства в культуре XX века. — СПб., ИНФО-ДА. 2017. — 172 с.

4. Орлов Г. А. Семантика музыки / / Проблемы музыкальной науки. — Сов. Композитор. М.: Вып. 2. 1973. — С.

450.

5. Ручьевская, Е. А. Функции музыкальной темы. — Л. : Музыка, 1977. — 160 с.

6. Рыжкин И. О вкладе ЛАМазеля в музыкознание XX века // Музыкальная академия. — М.: Композитор. 2001. №4. — С.116—120.

7. Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика / / М.: Сов.композитор, 1983. — 281 с.

8. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. — СПб: «Лань», 2006. — 496 с.

9. Шаймухаметова Л.Н. Семантический анализ музыкальной темы. М.: изд-во РАМ им.Гнесиных, 1998. — 266

с.

10. Brovn IE Musical scoreFrankfur.t— C.F.Peters H.Litolff s Verlag2007. — 7 p.

11. Zieralf R. Indeterminacy in Musical Form (John Cage, Earle Brawn, Christian Wolff, Boulez Stockhausen). — University of Cincinnati College-Conservatori of Music: 1983. — 176 p.

References

1. Denisov A.V. Muzykal'naya semiotika: kratkij ehkskurs v istoriyu razvitiya: : [Ehlektronnyj resurs]. URL: http: // www 21 israel-music.com / Semiotika.htm

2. Denisov EH. Sovremennaya muzyka i problemy ehvolyucii kompozitorskoj tekhniki / / Sov. kompozitor. M.:1986.

3. Lez'er V.A., Farhutdinova S.G. Mifopoehtika kosmosa i cheloveka kak vstrecha mifa i iskusstva v kul'ture XX veka. — SPb., INF0-DA.2017.

4. Orlov G. A. Semantika muzyki // Problemy muzykal'noj nauki. — Sov. kompozitor. M.: Vyp. 2. 1973.

5. Ruch'evskaya, E. A. Funkcii muzykal'noj temy. — L. : Muzyka, 1977.

6. Ryzhkin I. 0 vklade L.A.Mazelya v muzykoznanie XX veka // Muzykal'naya akademiya. — M.: Kompozitor. 2001.

№4.

7. Holopova V. N. Russkaya muzykal'naya ritmika // M.: Sov.kompozitor, 1983.

8. Holopova V. N. Formy muzykal'nyh proizvedenij. — SPb: «Lan'», 2006.

9. Shajmuhametova L.N. Semanticheskij analiz muzykal'noj temy. M.: izd-vo RAM im.Gnesinyh, 1998.

10. Brovn E Musical scoreFrankfur.t— C.F.Peters H.Litolff s Vedg: 2007.

11. Zieralf R. Indeterminacy in Musical Form (John Cage, Earle Brawn, Christian Wolff, Boulez Stockhausen). — University of Cincinnati College-Conservatori of Music: 1983.

УДК 7.071.1(292.471)

Е.С.Шинтяпина

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

И.В. ЖОЛТОВСКОГО В КРЫМУ

Статья посвящена исследованию архитектурного наследия выдающегося зодчего И.В. Жолтовского в области рекреационного строительства в Крыму. Актуальность выбранной темы обусловлена научно значимым, в историческом контексте, выявлении общих творческих принципов, художественных концепций, используемых архитектором в постройках разного назначения, определении их стилевого единства с санаторными объектами, созданными в 1950-х гг. в Крыму.

Ключевые слова: Сталинская архитектура, рекреационное строительство, санатории Крыма, творчество И.Жолтовского, экстерьерный декор.

E.S.Shintyapina, ARCHITECTURAL AND ARTISTIC HERITAGE OF RECREATIONAL ASSIGNMENT I.V. ZHOLTOVSKOGO IN THE CRIMEA

The article is devoted to the study of the architectural heritage of the outstanding architect I.V. Zholtovsky in the field of recreational building in the Crimea. Actuality of the chosen theme is conditioned scientifically by meaningful, in a historical context, exposure of general creative principles, artistic conceptions, used by an architect in building of the different setting, determination of their style unity with the sanatoriums objects created in 1950th in Crimea.

Keywords: Stalin's architecture, recreational building, sanatoriums of Crimea, creativity of I.V. Zholtovsky, exterior decor.

Одним из основателей комплексного подхода к строительству в области рекреационной архитектуры являлся выдающийся зодчий ХХ столетия И.В. Жолтовский. Обращение градостроителей

периода сталинской архитектуры и индустриализации к идее создания города-сада стало отправной точкой новой градостроительной концепции по отношению к уже существующим и создающимся городам. Основа концепции - зональное членение городских пространств на промышленные, рекреационные и спальные [8, с. 6].

И.В. Жолтовский являлся активным практиком и теоретиком архитектуры уже в послереволюционное время. В период с 1920-х по 1930-е гг. зодчий возглавлял архитектурно-художественный отдел Наркомпроса, преподавал в мастерских ВХУТЕМАСа и Моссовета. Активная практическая деятельность И.В. Жолтовского в России, возможность изучения особенностей архитектуры в Италии, помогли сформировать зодчему свой индивидуальный взгляд и творческий почерк. «На протяжении нескольких десятилетий Жолтовский доказывал свою приверженность академизму, однако в послевоенный период отличия построек мастера от «нормативной» неоклассики стали особенно заметны» [3, с. 28]. Уникальная манера Жолтовского воплощалась в синтезе аутентичной стилизации и эклектичности, проникнутой итальянским духом.

Один из ведущих советских архитекторов первой половины XX века, И.В. Жолтовский, ориентировавшийся в своих проектах на соединение классической архитектуры с ренессансными принципами, несколько раз обращался к проектированию объектов рекреационного назначения. Рассматриваемые в данной статье санатории относятся к влиянию Ренессансных итальянских традиций на архитектурное творчество мастера. Оба проекта, созданные при непосредственном участии И.В. Жолтовского, находятся в Крыму - в курортных городах Евпатория и Ялта. Новаторство автора, доказавшего, на примере своего творчества, возможности создания сооружений различного назначения по классическим принципам гармонии, композиции, красоты, в сочетании с техническими и конструктивными достижениями градостроительства ХХ века, соответствовало общим тенденциям советской идеологии в области архитектуры. Зодчий является одним из основоположников советского монументального классицизма («Сталинской архитектуры»), основанного на возрождении античного и классического наследия в условиях эклектического поиска ХХ столетия [1, с. 12]. В статье рассматриваются особенности композиционно-архитектурных приемов, использованных при создании санаторных объектов, экстерьерный декор рекреационных комплексов, художественно-образные и стилевые доминанты внешнего пластического решения сооружений.

Методы и принципы работы И.В. Жолтовского с рекреационными проектами полностью зависели от ландшафтно-территориального проектирования. Мастер уделял большое значение связи архитектуры и природы в ее широком понимании. И.В.Жолтовский следовал утверждению зодчего Л.Б. Альберти [2, с. 19]: «здания состоят из очертаний и материи, первое создается руками мастеров, второе - природой». Считая природно-ландшафтные особенности основой будущих авторских разработок, зодчий не трансформировал окружающую среду, а дополнял ее.

Объекты рекреационного назначения в архитектурной иерархии входят в категорию сооружений, тесно связанных с ландшафтно-парковой архитектурой. Они отличаются относительной камерностью в отличие от масштабных проектов градостроительства. И.В. Жолтовский в своем творчестве дважды обращался к постройкам такого вида, и дважды на Крымском полуострове.

В период 30-50-х гг. ХХ столетия в СССР применялось несколько типов санаторной планировки, но в целом преобладало два принципиально различных приема. Первый тип санаторных комплексов (взят И.В. Жолтовским за основу в проекте санатория «Горный» г. Ялта) - павильонный, включающий сочетание отдельных зданий различного назначения: лечебных и спальных корпусов, блоков питания, клубной части, бассейна и т.д. в единый художественно-ландшафтный проект. Второй, (использован И.В.Жолтовским в проекте санатория «Таврида» г. Евпатория) - централизованный, он предполагает возможность объединения всех функциональных элементов комплекса в едином объеме [6, с. 22].

В статье осуществляется анализ художественно-архитектурных особенностей двух объектов рекреационного назначения - санаторных ансамблей, возведенных по проекту и под руководством И.В. Жолтовского в Крыму: санаторий «Горный» (г. Ялта 1953-1963 гг.) и санаторий «Таврида» (г. Ев-

патория 1956 г.). Жолтовский спроектировал их, поставив в один ряд с другими, более известными своими произведениями: жилыми домами, дворцами культуры, административными и промышленными зданиями.

Илл.1 Санаторий «Горный». Фото 1965 года.

Автор фото Ворошилов В.В.

Творческому методу И.В. Жолтовского, в рассматриваемых постройках, присуще: связь архитектуры с природой и ландшафтом; представление об архитектурной тектонике, как о пластическом выражении конструктивной основы здания; постижение принципов архитектурного масштаба, как одного из важнейших средств композиции и художественной выразительности; особое внимание к объективно-эстетическим качествам строительных материалов, эстетическому значению качества самого строительства, как ведущего этапа творческой работы архитектора. Эти основополагающие принципы присутствуют в проектах анализируемых санаторных объектов.

История поселения Курпаты, территория которого была выбрана для строительства санатория «Горный», тесно связана с близлежащими к нему поселками Ореанда и Гаспра. До начала активного освоения крымского побережья в Х1Х веке это был маленький татарский поселок. Знаменитый путешественник и географ Петр Паллас в 1796 г. исследовавший все южное Крымское побережье, приводит в своих заметках перевод топонима «Курпаты» на русский язык как «скалистое место». По климатическим и ландшафтным условиям поселок считается одним из лучших Крымских курортов. Необыкновенно красивая субтропическая растительность, горные пейзажи, мягкий климат, чистый воздух - характерны для этой территории [4, с. 34].

К середине Х1Х века участки побережья от Ливадии до Гаспры практически полностью принадлежали или Великим князьям, или Императору (в частности на территории поселка Курпаты в 1913 г. был возведен дворец «Кичкине» для Великого князя Дмитрия Константиновича). В 20-х годах ХХ века императорское имение было национализировано [5, с. 48]. В 1936 году на обширной прибрежной площадке неподалеку от «Кичкине» по проекту архитектора В.Ковальского и инженера П.Крижевского был построен дом отдыха Наркомсовхоза СССР - «Курпаты», в этом же году восточнее - санаторий «Золотой пляж». Третьей здравницей, занявшей северную, предгорную часть с сосновым лесопарком стал санаторий «Горный», расположившийся на высоте 300 метров над уровнем моря [9, с. 46].

В 1953 году началось строительство будущего санаторного комплекса «Горный». К разработке проекта был привлечен выдающийся советский архитектор Иван Владиславович Жолтовский. Приглашенный выдающийся московский архитектор запланировал возведение крупного рекреационного комплекса. Существовало три проекта здравницы, с первоначальным названием «Горный воздух», разработанных И.В. Жолтовским в соавторстве с архитекторами П.И. Скоканом и К.А. Шуман-ской. Два отклоненных проекта санатория имели особенности, неосуществимые для реализации в условиях выбранной территории, особенностей крымского ландшафта и почвы: большие симметричные объемы конструкций и каскадных лестниц, высокая этажность здания главного корпуса. Окончательное название возводимого санаторного комплекса решено было сократить, оставив одно

слово - «Горный».

Проект санатория явился одной из последних работ мастера, яркого представителя направления сталинской монументальной архитектуры. Соавтором И.В. Жолтовского в разработке проекта и возведении санатория, выступил Петр Иванович Скокан, главный архитектор мастерской И.В. Жолтовского при Моспроекте. Строительство санатория осуществлялось в течение десяти лет. После смерти И.В. Жолтовского в 1959 году, ученики зодчего достойно воплотили проект в жизнь. Санаторий «Горный» был окончательно сдан в эксплуатацию в 1963 году. В проекте санатория реализовалась основная творческая заповедь мастера - гармоничное единство архитектуры с пространственными особенностями ландшафта. Спальные корпуса, хозяйственные постройки, ротонды и беседки утопают в зелени огромного соснового лесопарка площадью в семнадцать гектаров. Крымская сосна является эндемиком в этом регионе, занимая всю территорию, планируемую под застройку санатория, и при строительстве сбережение естественного лесопарка выступило одним из важнейших ориентиров для зодчих на этапе планирования парковой зоны.

Проект готовился в мастерской Моспроекта по заказу прокуратуры СССР, в связи с чем, его предстоящее строительство широко не афишировалось. Позднее, санаторный комплекс перешел под патронат министерства среднего машиностроения СССР, в ведении которого в то время была секретнейшая атомная отрасль. В здравнице, ставшей главным рекреационным центром ведомства, проходили лечение и профилактические процедуры работники атомной промышленности и многочисленных советских электростанций.

Касаясь архитектурно-художественного решения санаторного ансамбля «Горный» необходимо отметить, что И.В. Жолтовский воплотил в этом проекте нетривиальные решения: используя канонический образ классицизма, мастер обогащает его характерной ампирной символикой, делая акцент на особенностях природного местоположения возводимого объекта. Санаторный ансамбль словно пропитан духом итальянского возрождения, наделен чертами Ренессансных палаццо.

Главный корпус санатория являет собой пример заимствования эталонов итальянской архитектуры: двух-четырех уровневые открытые галереи, ядром осевой концепции которых выступают колонны с коринфскими капителями, ордерами, заполненными композицией из стилизованных акантовых листьев и морских раковин. Внешние элементы декора: развитые по пластике объемы арочных конструкций, плавные линии, строгие и стилизованные формы, интерпретированы убедительно и своеобразно. По всему фронту здание охвачено колоннадой. Разноуровневые лоджии выступают во всей композиции корпуса выдвинутыми вперед флангами.

Найти в условиях горного Крыма уступ-террасу для размещения строго симметричного главного корпуса с длиной фасада более 150 метров, не представлялось возможным, и поэтому под левое крыло подведен цокольный этаж, который внес в классически строгую композицию элементы асимметрии. Центральная часть этого корпуса находится на уступе, что позволило создать перед главным фасадом парадные подходы. Основной объем жилых корпусов расчленен по горизонтали на несколько частей. Симметричные крылья здания украшены башенками-эркерами со шпилями и аркадами в излюбленном И.В. Жолтовским стиле Неоренессанс.

Илл. 2. Южный фасад главного корпуса санатория «Горный». Фото Шинтяпиной Е.С.

Центральную часть корпуса завершает характерный для творческого почерка И.В. Жолтовского, большой выносной деревянный карниз, который также можно увидеть в левом и правом флангах спальных корпусов, но уже в меньшем объеме. Дополняющий архитектуру здания, художественный

образ деревянного карниза, И.В. Жолтовский создавал ранее в других своих проектах, например в жилом доме № 184 на проспекте Мира в Москве.

Вертикальные и горизонтальные композиционные части здания в виде флангов, выделяются стилистической цельностью. Разнообразие художественных средств, тщательная прорисовка деталей и архитектурных элементов, оперирование пышными формами ордера, отвечали социалистическим представлениям правительства о дворце для народа. В проекте санатория «Горный» фасадный экстерьер не изобилует присущими другим сталинским постройкам 1950-х гг. избыточностью лепного декора, изысканностью тонких форм орнамента и символического ряда. Неоклассицизм И.В. Жолтовского проявляется здесь в строгой симметрии, угловатости форм и пропорций, монументальности объемно-пространственных решений и силуэтов зданий, простоте планировочных и конструктивных схем. Однако стоит выделить детали, на которые взгляд зрителя прежде всего обращает внимание. Архитектурные ордера, выполненные на южном фасаде главного корпуса санатория, принадлежат к одному типу - коринфскому, пространственная свобода которого позволила автору дополнять и обогащать ордерную структуру различными пластическими элементами.

В основе рисунка капители лежит соединение узора акантового листа с волютами, с добавлением элементов авторской атрибутики. Такими символами выступают барельефные лепные изображения жемчужных раковин. Данный художественный образ, выделяясь из группы других элементов, соединяется в символическом значении с силой воды, морской пеной, волной. Лепной рельеф такого характера ориентирует зрителя на ближайшее природное окружение - Черное море. Венчает пластическую композицию рисунка цветок белой розы. Трактование смысла образной структуры цветка соотносится с символизмом греко-римской атрибутики, где роза предстает как одна из духовных сторон Афродиты - выражение торжествующей любви, радости, красоты. Роза, изображенная в композиции рельефа белой капители, выступает как цветок света, духовное раскрытие.

Илл. 3. Капитель южного фасада санатория «Горный». Фото Шинтяпиной Е.С.

Первый, второй и третий этажи южного фасада главного корпуса объединяются колоннами, венчающимися капителями. Пролеты этажей, соединенные арочными сводами, представляют собой галерейную организацию. Своей структурой галереи создают образ легкой, «воздушной» конструкции, объединяя не только центральную часть здания главного корпуса, но и два противоположных фланга, в которых расположены спальные корпуса.

Открытые аркады, вышедшие на лицевой фронт южного фасада здания, создают определяющий образ, создавая длинные, свободные террасы. Композиция галерейных сводов относит зрителя к архитектуре периода Ренессанса. Такая галерейная организация применяется также в качестве укрытия от жаркого солнца и высоких температур.

Илл. 4. Галереи левого крыла южного фасада главного корпуса санатория «Горный».

Фото Шинтяпиной Е.С.

Рядом с главным корпусом, композиционно и стилистически продолжая архитектурный облик всего санаторного комплекса, расположен корпус клуб-столовой. Башня большого диаметра украшает здание столовой санатория. Круглая купольная конструкция состоит из галерей и арочных сводов, благодаря которым помещения пронизаны солнечным светом. Арочные своды опираются на колонны, которые опоясывают здание по всему периметру. Коринфские ордера дополнены растительными мотивами. Рельефные детали строго повторяют друг друга в каждой из лепных форм. Круглая башня, с открытыми по периметру галереями, одновременно является входной группой -вестибюлем, соединяющимся с основным прямоугольником здания.

Илл. 5, 6. Здание столовой санатория «Горный». Фото Шинтяпиной Е.С.

Ренессансный санаторный ансамбль под названием «Горный» полностью отвечает ландшафту и природным особенностям южного берега Крыма. Единство архитектурного комплекса санатория создают также еще четыре разноэтажных корпуса, выдержанных в стилистике центрального здания. Корпуса расположены в едином пространственно-ландшафтном решении и тем самым создают композиционную общность, однако экстерьерный декор на этих объектах не столь выражен, художественно-пластические решения и сталинский символизм в лепных формах ярко не отразился в украшении фасадов. Санаторный комплекс «Горный» состоит из пяти жилых корпусов, расположенных на территории соснового парка, признанного памятником садово-паркового искусства. Очевидно, что этот комплекс сооружений явился квинтэссенцией идей, принципов, и творческих методов зодчего.

Еще один крымский проект И.В. Жолтовского, рассматриваемый в данной статье, - санаторий «Таврида» в Евпатории. Галерейная организация фасадов и использование канонических классических образов итальянского Ренессанса, акценты в виде лепнины на фасаде, ордерные конструкции -все эти детали присущи и евпаторийскому проекту.

Санаторий «Таврида», в отличие от ялтинской здравницы «Горный», расположен в центральной части санаторно-курортной зоны города Евпатория, рядом с центральным городским парком им. М.В. Фрунзе. Благодаря принятому в апреле 1936 г. постановлению Совнаркома Крыма «О планировке Евпаторийского курорта», в Евпатории стали создаваться специальные санатории для лечения детей в данном климатическом регионе Крымского полуострова. Вторым, активным периодом возведения рекреационных сооружений стали послевоенные 1950-е годы, когда в Евпатории были построены и введены в эксплуатацию санатории имени ХХ съезда КПСС, «Родина», «Искра», корпуса в санаториях «Здравница», «Южный», «Евпатория» и др. [7].

Санаторий «Таврида» (первоначальное название «Санаторий им. XX съезда КПСС»), построен в 1956 г., той же группой архитекторов, что и при создании санатория «Горный», во главе с И.В. Жолтовским и Б.Б.Юдиным. Это одна из последних завершенных архитектурных работ зодчего И.В. Жолтовского [10].

Здание имеет Т-образную форму. Номера для отдыхающих образуют перекладину буквы «Т» и сориентированы окнами на юг. Номера, выходящие на южную сторону, продолжаются открытыми арочными галереями, тянущимися вдоль всего здания. Галереи имеют функциональное предназначение - для дневного и ночного сна на открытом воздухе. В правом и левом флангах расположены два выступающих вперед ризалита.

Местность и ландшафт, в условиях, которых был возведен санаторий «Таврида», принципиально отличаются от территориально-ландшафтных особенностей поселка Курпаты в Ялте, где находится санаторий «Горный». Город Евпатория расположился на равнинном юго-западном Крымском побережье Черного моря. Здесь нет холмов или гористых склонов, вследствие чего архитекторам не представлялось возможным использовать в проекте каскадные лестничные пролеты или нисходящие террасы, (ввиду отсутствия перепадов ландшафтных высот). Этим можно объяснить не только строгое классическое решение архитектурного проекта, но и отсутствие видовых характеристик ландшафта здравницы. В отличие от санатория «Горный», на территории евпаторийского санатория не предполагалось разнообразное парковое окружение, перед корпусом спланированы лишь диагональные аллеи и партеры, далее небольшая прогулочная зона и спортивно-игровые площадки. Здравница была выстроена на одной оси, с соблюдением симметрии в левом и правом флангах.

Илл.7. Южный фасад санатория «Таврида» Фото Шинтяпиной Е.С.

Архитектурный облик санатория «Таврида» задумывался зодчим И.В.Жолтовским с учетом его функциональности. Южный фасад не перегружен орнаментальными лепными формами, строгие коринфские ордера и цветочные гирлянды украшают третий этаж фасада главного корпуса.

Черты сталинского ампира проявились здесь в основном в лепных композициях на фронтоне южного фасада центрального здания, где представлена художественно-пластическая форма, части которой объединяет венок из лавровых и дубовых ветвей, овитый лентами. Композицию венчает пятиконечная звезда, выступающая ярким атрибутом советской символики. Симметрично, по левую и правую сторону относительно венка, расположены открытая книга - символ учения, мудрости, и глобус, символизирующий приоритет знаний. В центре взаимосвязанных частей, внутри венка, расположены символы пионерской организации: горящий костер, барабанные палочки, горн. Можно с уверенностью сказать, что использованная тематика лепного декора подчеркивает значение постройки - санаторий создан для детского отдыха.

Илл. 8. Лепная композиция на фронтоне южного фасада санатория Таврида. Фото

Шинтяпиной Е.С.

Фланги южного фасада санатория «Таврида» завершаются ризалитами, они абсолютно симметричны. Западный ризалит увенчан башней со шпилем (вершина которого на сегодняшний день утеряна), имеет смотровую площадку. По периметру башня украшена колоннами коринфского ордера. На верхнем ярусе расположены вазоны. Аттик украшен раппортным орнаментом, в виде цветка, овитого лентами.

Илл. 9. Западный ризалит, увенчанный башней со шпилем. Санаторий «Таврида».

Фото Шинтяпиной Е.С.

В рассмотрении данного объекта определенный художественный интерес представляют дополнительные входы в галерею первого этажа здания санатория, расположенные между центральным портиком и боковыми ризалитами. Арочные проемы высотой в два этажа разнообразно украшены лепными композициями. С внешней стороны по левую и правую сторону арки располагаются розетки, в центре арочного проема находится модульон, с внутренней стороны изображены лепные гирлянды и раппортная орнаментальная цветочная композиция.

Северный фасад санатория «Таврида» обращен к парковому окружению здравницы. С северной стороны корпус представляет собой продолжение комплексного архитектурного решения и является гармоничным и стилистически выверенным продолжением южного фасада здания. В центральной части северного фасада расположена двухэтажная клуб-столовая. Первый этаж состоит из открытых галерей, служащих центральным входом в столовую. Колонны, находящиеся в галерейной компоновке, не увенчаны ордерами. Второй этаж по высоте конструкции занимает объем трехэтажного здания. Верхний этаж - высокий фронтон, украшенный в центральной части композицией, состоящей из розетки и раппортного узора цветочных гирлянд. Каждая из гирлянд увенчана символичным изображением веерного листа пальмы. Розетка не перегружена декором. Она состоит из нескольких повторяющихся окружностей разного диаметра, придающих форме розетки объем.

В левом и правом крыле здания здравницы, со стороны северного фасада, находятся спальные номера для отдыхающих. Здесь привлекает внимание устройство лестничных пролетов,

которые находятся внутри выступающих полукруглых башен. Обе башни, в правом и левом крыле здания, симметричны и идентичны друг другу. Над входами сформированы композиции из цветочных гирлянд. Северный фасад более прост и строг в декоративном решении в отличие от южного. Данная стилевая характеристика обусловлена второстепенным значением северной стороны здания, находящейся в менее обозримом пространстве. Декор не перегружает основные конструктивные особенности фасада. Дополняя художественную пластику южного фасада повторяющимися стилистическими элементами, декоративное решение выстраивает цельный и завершенный образ скульптурно-пластического воплощения обоих фасадов.

Проанализированные в данной статье объекты рекреационного назначения, спроектированные И.Б. Жолтовским в Крыму, являются достойным продолжением новаторской творческой деятельности архитектора. Среди здравниц Крыма, построенных в период 1940-1950-х годов, исследуемые объекты занимают важное место в культурно-историческом пространстве и архитектурном наследии полуострова.

Литература

1. Айрапетов Ш. А. О принципах архитектурной композиции И. B. Жолтовского. - М.: УРСС, 2004. - 96 с.

2. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве: т. 1. - М., 1937. - 392 c.

3. Бархин А. Д. Актуальное, ретроспективное и уникальное в творчестве И^Жолтовского 1930-1950-х годов. - II Academia. Архитектура и строительство. - 2015. - № 4. - С. 23-32.

4. Бершидский Я.М. - К истории развития курортов Южного берега Крыма. Киев: «Здоровье», 1967. - 197 с.

5. Галиченко А.А. Старинные усадьбы Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2013. - 416 с.

6. Голубева Е.П. Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов : Дис. ... канд. архитектуры : 18.00.02 Н. Новгород, 2006 -195 с.

7. Городская хроника // Курортная газета - 1955 г. - 7авг. (№ 156 (3511).

В. Дзисько Л.Г. Курортное строительство в СССР: градостроительные проблемы / Л.Г. Дзисько, Э. А. Знаменская, Н. А. Шкляев. - М.: Стройиздат, 1975. - 111 с.

9. Килессо С.К. Архитектура Крыма. - Киев: «Будивельник», 1983. - 95 с.

10. Самойлов AB. Санатории и дома отдыха. М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1948. - 32 с.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ayrapetov Sh. A. O printsipakh arkhitekturnoy kompozitsii I. V. Zholtovskogo. - M.: URSS. 2004. - 9б s.

2. Alberti L.-B. Desyat knig o zodchestve: t 1. - M.. 1937. - 392 c.

3. Barkhin A D. Aktualnoye. retrospektivnoye i unikalnoye v tvorchestve I.V.Zholtovskogo 1930-1950-kh godov. -II Academia. Arkhitektura i stroitelstvo. - 2015. - № 4. - S. 23-32.

4. Bershidskiy Ya.M. - K istorii razvitiya kurortov Yuzhnogo berega Kyma. Kiyev: «Zdorovye». 19б7. - 197 s.

5. Galichenko A.A. Starinnyye usadby Kryma. - Simferopol: Biznes-Inform. 2013. - 41б s.

6. Golubeva E.P. Printsipy formirovaniya arkhitektury rekreatsionno-dosugovykh kompleksov : Dis. ... kand arkhitektury : 1B.00.02 N. Novgorod 200б -195 s.

7. Gorodskaya khronika II Kurortnaya gazeta - 1955 g. - 7avg. (№ 156 (3511).

B. Dzisko L.G. Kurortnoye stroitelstvo v SSSR: gradostroitelnyye problemy I L.G. Dzisko. E. A Znamenskaya. N. A. Shklyayev. - M.: Stroyizdat 1975. - 111 s.

9. Kilesso S.K Arkhitektura Kryma. - Kiyev: «Budivelnik». 19B3. - 95 s.

10. Samoylov A.V. Sanatorii i doma otdykha. M.: Izd-vo Akademii arkhitektury SSSR. 194B. - 32 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.