Научная статья на тему 'Историческое становление декоративных и орнаментальных доминант стиля ампир'

Историческое становление декоративных и орнаментальных доминант стиля ампир Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
858
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ДЕКОР / ОРНАМЕНТ / АМПИР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шинтяпина Е. С.

В статье рассматривается исторический путь возникновения, становления, и развития архитектурного стиля ампир, средства художественной выразительности орнамента и декора данного архитектурного направления. Особо выделяются особенности формирования основополагающих элементов, эталонов античности, которые активно использовались в создании архитектурного декора Франции и России 19 века, а позже и в архитектуре Советского периода 1930-1950-х годов 20 века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческое становление декоративных и орнаментальных доминант стиля ампир»

УДК: 72(470-54)'19':72.04'652'

Шинтяпина Е. С.

аспирантка

Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна

ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ДЕКОРАТИВНЫХ И ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ

ДОМИНАНТ СТИЛЯ АМПИР

В статье рассматривается исторический путь возникновения, становления, и развития архитектурного стиля ампир, средства художественной выразительности орнамента и декора данного архитектурного направления. Особо выделяются особенности формирования основополагающих элементов, эталонов античности, которые активно использовались в создании архитектурного декора Франции и России 19 века, а позже и в архитектуре Советского периода 1930-1950-х годов 20 века.

Ключевые слова: архитектура, декор, орнамент, ампир.

Постановка проблемы. Орнамент и декор, украшающий архитектурные памятники является одним из важнейших средств художественной выразительности. Архитектурный орнамент учитывает все особенности эпохи, в которой он был создан, он играет доминирующую роль в оформлении пространства, так как обогащает тот фрагмент, на котором представлен, и все окружающее его пространство в целом.

Архитектурный декор, меняя свой внешний облик, возможности, структуру, назначение и образы, которые рождаются в процессе его создания, развивался с периода Древнего Рима и Античности, где были выявлены его основополагающие элементы, которые используются и сегодня.

Целью настоящей статьи является анализ и оценка исторического пути возникновения, становления, и развития архитектурного стиля ампир, средств художественной выразительности орнамента и декора данного архитектурного направления.

Изложение основного материала.

Орнаментальные мотивы в архитектуре античного времени были весьма разнообразны. Чаще всего встречались изображения пальметты — растения, изогнутого к центру: лавра, плюща, оливкового дерева. Также античные мастера создавали орнаментальные композиции, применяя образы акантовых листьев, жемчужин, атлантов.

В Древнем мире и в период Античности впервые возводились монументальные колонны с удивительными по красоте и сложности ордерами. Популярности достигло в том числе и использование коринфского ордера в возведении колонн. В отличие от зодчих восточных деспотий, греческие мастера прибегали к активной пластике, стремясь приблизить архитектурный орнамент к круглой скульптуре.

Греки достигли вершин в воплощении орнаментальных сюжетов, они изобрели так называемую универсальную модель архитектурного декора, которая может органично использоваться и сегодня при возведении зданий и построек в определенном стиле. Античными мастерами были созданы образы межэтнического, межконфессионального, межнационального характера. Это позволило греческим архитектурным моделям внедрятся в нужную архитектурную среду. Орнамент, сделанный мастером вручную, повторялся и копировался на других объектах, обеспечивая тем самым тиражирование той или иной художественной формы.

Ордер приобрел семантическую роль. Он становится символом высокого культурного развития в эпоху Возрождения и в эпоху Нового времени. Структура античных образов, применение и объединение различных тематических групп в строительстве и архитектуре дали толчок к формированию классического наследия. Классицизм, вобравший в себя все

достижения предыдущих эпох, становится идеальным образом в понимании как духовных так и материальных ценностей культуры и искусства. Взяв за основу так называемый шаблон античного искусства, последующие эпохи добавляли в него элементы и трансформировали его под свои особенности.

Античные образы возродились вновь в искусстве стиля Ампир, во времена правления французского императора Наполеона Бонапарта. В это время зодчие воплощают в жизнь идею соединения античной, сложившейся монументальной формы, с новым новаторским методом слияния двух художественных композиций. Начинают создаваться декорированные панно, в которых используются растительные и животные орнаменты, переплетающиеся и соединяющиеся с символами власти и военной эмблематикой. Принцип сочетания военной тематики и орнаментов живой природы рождал в себе новую модель идеологической системы, в основу которой входило не только поклонение императору, но и воспитание патриотизма в гражданах и жителях страны, путем внедрения в общественный строй сформированных архитектурных художественных форм и тиражирование их на постройках государственного значения [1].

Сохраняя пластику античного периода, французские зодчие (в стиле ампир работали Персье, Фонтен и др.) соединяли две или три абсолютно различные тематики, с мастерством переплетая их между собой, создавая неповторимый сюжет. Крупномасштабные композиции, подчеркивающие торжественность и монументальность выполнялись в единостилевом решении. Благодаря изображению того или иного события или действия с помощью античных и древнеримских орнаментальных композиций подчеркивалось и историческое значение императорской власти. Тонкая и пластичная работа французских зодчих органично сочеталась с природным ландшафтом и особенностями территориального размещения города и окружающей среды. Доминантой среди монументальных декоративных композиций было возведение триумфальных арок с высеченными в камне лозунгами славы и величия.

Единостилевой Ампир распространился в таком виде и в такой политической идеологии и в других странах. Одним из представителей русского ампира в России был архитектор Андрей Воронихин. Взяв за основу устоявшуюся ордерную систему, он возводил коринфские капители, изысканно украшая их подчеркнуто величественным орнаментальным декором. Возводились монументальные комплексы с выразительными фасадными украшениями. Создавались многофигурные композиции, которые помещались на крышах и фасадах зданий государственного значения, а также на домах светской знати и религиозных сооружениях. Детали и элементы декора были выполнены мастерами высокой архитектурной школы, представленной работами Баженова и Казакова [2].

Андрей Воронихин, создавая монументальные комплексы, соединял элементы храмовой и дворцовой архитектуры. Гармоничное сочетание внутреннего и внешнего декора здания, пышность каннелюр в ордерных комплексах, структурное сочетание внутреннего интерьера и арочной конструкции колоннад относят зрителя к эталонам классицизма Франции и к проектам итальянца Лоренцо Бернини. Лепные орнаментальные группы, купольная роспись, акцент на свето-воздушную перспективу — все это напоминает дворцовую архитектуру европейского классицизма. Парадный зал становится основой внутреннего композиционного центра храмового сооружения. Для ампирных построек этого периода под руководством А. Воронихина характерна подчеркнутая театральность, во многом заимствованная с прообразов древних триумфальных конструкций Рима и Греции.

В 19 веке в России, как и во Франции, ампир стал частью общественной и политической жизни, показывая всю мощь и возможности страны. Аристократичная образность, тонкость в деталях и изящество больших форм формируют новое пространственное осмысление в городском планировании. В пышные и огромные монументальные ампирные формы гармонично вписываются акантовые листья, венки,

жемчужные раковины — все это было частью античного наследия, без которого не выстраивалась ни одна система архитектурного проектирования.

Новая система формообразования в архитектуре, закрепившаяся в России после европейского влияния, дала толчок для формирования новых архитектурных школ и взглядов. Проекты А. Воронихина, А. Захарова, В. Стасова в городской архитектуре изменили не только современный облик, но и стали основой для переосмысления значения архитектурного комплекса одного или нескольких построек в контексте городской архитектурно-пространственной среды.

Свой второй расцвет, наряду с другими архитектурными стилями, ампир в русской архитектуре, получил в середине 20 века, представ в сочетании с символической группой элементов советского наследия и римской триумфальной атрибутикой. Размах грандиозного и масштабного проекта по воплощению прообраза идеального города Сталина воплощался, согласно архитектурным проектам группы мастеров под руководством И. Жолтовского, Б. Иофана, Г. Захарова, А. Щусева и других создателей исторических памятников советской архитектуры.

Именно сформировавшийся эталон античной помпезности использовался в создании архитектурного декора периода 1930-1950-х годов 20 века. Основными деталями являлись античные мотивы и образы, природные узоры, элементы имперской власти, военная тематика, символы идеологии и стремления к победе.

Переняв наследие предыдущих эпох, сталинский ампир 1930-1950-х годов стал своеобразным продолжением возвеличивания русского народа, его величия и силы. В отличие от архитектурных моделей прошлого, сталинский ампир стал распространяться не только на здания государственного значения, но и повсеместно, с целью увековечить идеалы народа и власти. В основу декора в этот период входят сочетания растительных узоров и идеологических символов. Объединяет эти два сюжета и присутствие человеческой фигуры или группы фигур, которые предстают перед зрителем в позах трудящихся на благо страны героев. Переняв из европейского декорирования изобилующие плодородные формы, советские архитекторы воплощают в уже устоявшихся образах новое видение, они вплетают в пространства гирлянд виноградные лозы, опоясывают победные венки пшеничными колосьями, завершая композиции добавлением красных звезд, победных факелов и советской символики — серпа и молота.

Композиции, демонстрирующие плодородие и могущественность находят свое распространение по всей России. Они становятся главной деталью фасадного декора театров, домов советов, библиотек, и прочих городских построек, в том числе и санаториев, которые строятся на Юге России и в Крыму. Использование архитектурных композиций демонстрирующих плодородие не случайно на этих территориях. Здесь природные мотивы подчеркивают и дополняют природный ландшафт, который сам по себе изобилует всевозможными яствами природы. Архитектурные декорированные панно становятся частью ландшафтного пейзажа.

Сталинская архитектура, созданная мастерами советской архитектурной школы, впитала в себя поиск, эклектическое начало, метод расширения границ и возможностей. Создаваемая из классических античных образцов, она являет собой симбиоз старого и нового, многовекового наследия и авторских приемов. Сталинский ампир — пример высококачественного мастерства освоения новых форм, материалов, широкого распространения возможностей одного государства. Это не только создание архитектурных новшеств, но и сплочение национальных взглядов и идей, достижение вершин с помощью всеобщей работы на благо страны и общества.

Выводы. Сталинский ампир поистине великое продолжение архитектуры Российской империи, внесший огромный вклад в развитие и укрепление исторического архитектурного наследия. Это пример самоотверженной борьбы и великих достижений, которых сегодня, к сожалению, в архитектуре увидишь не часто. Художественная форма в архитектурном

декоре все больше уходит на второй план, не получая должного развития, и не имея поддержки в архитектурной среде. С каждым годом она вытесняется сильнее, заменяясь простыми, шаблонными композициями, или вовсе не получает возможности пробиться среди тенденций минимализма и упрощения.

Литература

1. Ивановская, В. И. Архитектурный орнамент / В.И. Ивановская. — М. : «В. Шевчук», 2008. — 224 с.

2. Бондаренко, И. А. Стиль ампир / И. А. Бондаренко // Архитектура в истории русской культуры. — вып. 5. — 2003. — 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.