-----мшпшццдь
СТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 728.03
А.В. СНИТКО, канд. архитектуры (snitko-a-v@rambler.ru), Ивановская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д.К. Беляева
Архитектурно-градостроительные особенности совершенствования городской среды в малых исторических моногородах
Рассмотрены основные социально-экономические и архитектурно-градостроительные проблемы малых исторических моногородов, приводящие к обеднению городской среды. Показано, что эта зависимость носит корреляционный характер. Предложен ряд архитектурно-градостроительных принципов, целью реализации которых является повышение функциональной и социокультурной насыщенности наиболее значимых городских пространств.
Ключевые слова: повышение функциональной насыщенности, адаптивность комплексов, мобильность населения, функциональное и архитектурное единство пространств центров городов, предзаводские площади.
Северо-восток Центра России, так же как и некоторые другие регионы страны (Северо-Запад, Урал), относится к группе старопромышленных районов с большим числом малых моногородов, особенностью которых является их формирование еще в дореволюционный период. В советское время происходило их последовательное развитие, которое зачастую вынуждено было отталкиваться от далеко не идеальных планировочных, функциональных, социальных, пространственно-композиционных и других условий.
В силу многих причин за последние годы практически во всех областях региона наблюдается сокращение численности населения (за исключением Московской области). Сокращение населения наблюдается и практически во всех старых промышленных центрах региона [1-3].
Одна из причин подобной динамики населения кроется в режиме воспроизводства, сформировавшемся еще в 1950-е гг. Крайне низкая рождаемость при сохранении довольно высокой смертности давно не обеспечивает даже простого замещения (по численности) одних поколений другими. Раньше это было менее заметно: увеличение населения происходило за счет потенциала роста, накопленного в возрастной структуре. Однако такой тип воспроизводства неустойчив; прирост населения, колеблясь, неуклонно приближается к нулю. При ухудшении социально-экономических условий неизбежно начинается естественная убыль населения. Это и произошло в большинстве российских старопромышленных городов.
И все-таки сегодняшнее социальное состояние исторических промышленных городов во многом определяется главной исходной причиной - низкой степенью адаптации социально-экономической деятельности к изменяющимся потребностям общественного производства (рыночная конъюнктура, новые технологии, инфраструктура, эффективность деятельности). Следствием этого являются такие социальные процессы, как отъезд активного населения из-за низкой заработной платы (или ее невыплаты), снижение рождаемости, увеличение смертнос-
ти, свертывание системы услуг и культурного обслуживания, иждивенческие настроения. На сложную демографическую ситуацию накладывает отпечаток исчерпание ресурсов миграционного прироста городов за счет сел и деревень. В совокупности происходит старение населения, уменьшение и деквалификация трудовых ресурсов, необходимых для возрождения и развития городов.
Также необходимо обратить внимание на то, что это сокращение населения малых городов и его растущее старение вследствие отъезда трудоспособного населения. Отчасти это объяснимо и тем, что в малых городах наблюдается ухудшение общей социокультурной среды. Большинство молодых людей хотят уехать из таких городов, непривлекательных и бесперспективных в их глазах [4].
Современные тенденции социально-демографического развития в совокупности с акцентированием главных задач социально-экономического развития на достижение цели повышения качества жизни требуют помимо интенсификации чисто экономического развития этих городов (чем в основном и ограничивается набор предлагаемых государством мер), разработки новых подходов и моделей взаимной организации объектов трудовой деятельности и обслуживания на городской территории. Кроме того, наряду с этим важным фактором становится проблема, связанная с качеством их архитектурно-художественной среды.
В настоящее время средние и малые города зачастую проигрывают в сравнении с крупными не столько материальным обеспечением проживания человека, например обеспеченностью жильем, объектами дошкольного и школьного воспитания, общественного питания, наличием «городских» жилищно-коммунальных условий, в некоторых случаях занятостью и уровнем заработной платы, сколько социально-культурными условиями (различные объекты торговли, соцкультбыта и развлечений, эстетика благоустройства, насыщенность городской жизни). Крупные центры имеют все-таки более насыщенную и разнообразную городскую жизнь. А по большому счету разнообразие городской жизни выражается даже не столько разно-
--------- ЦПШЦЫПЕ
СТРОИТЕЛЬСТВО
образием типологии объектов, сколько разнообразием среды (явно ощущаемой тихой бытовой среды жилых улиц или деловой толчеи на центральных площадях и улицах, природной рекреационной, способствующей релаксации среды или живой ночной жизни), что невозможно создать дисперсным расположением даже самых разных объектов, необходима их концентрация.
Естественно, что в средних, а тем более в малых городах невозможно существование развернутого набора объектов различных функций (не только обслуживающей и культурной сферы, но и учебной, деловой, производственной). Поэтому совокупность экономических, градостроительных и средо-вых проблем малых исторических моногородов диктует необходимость использования в их архитектурно-градостроительном проектировании следующих принципов.
А. Стратификация городских территорий по интенсивности их использования. В больших, средних и малых городах в отличие от крупнейших и крупных часто наблюдается «размазанность» различных функций по городской территории, а из-за практиковавшейся точечной застройки жилья разными ведомствами практически во всех городах встречаются кварталы дисперсно расположенных многоэтажных домов с объектами обслуживания в структуре некапитальной усадебной застройки. Такая ситуация не позволяет формировать полноценную функциональную среду и концентрировать средства на обустройстве конкретных территорий.
В ближайшие годы и, видимо, в дальнейшей перспективе тенденции стабилизации и даже уменьшения численности населения средних и малых городов сохранятся и их развитие не сможет, да и не должно, развиваться по экстенсивному сценарию.
Поэтому необходимо выделять в структуре города систему «русел» и «ядер» с расположением в их пределах многофункциональных архитектурных комплексов с повышенной плотностью социального функционирования (высокой плотностью проживающего населения, объектов торгового, социального обслуживания, общественной и деловой активности и т. п.). Это позволит за счет концентрации здесь различных объектов стимулировать обустройство этих территорий как бизнес-сообществом, так и органами власти с видимым и уместным достижением задач создания архитектурно-художественной среды высокого качественного уровня. Естественно, что они будут формироваться вдоль наиболее крупных транспортных магистралей («русла») и в местах местных центров во главе с главным городским центром («ядра»). В этой связи необходимо выделять и видеть перспективные архитектурные комплексы, способные в ближайшее время существенно повысить плотность социального функционирования.
В последнее время многие исторические промышленные предприятия становятся обладателями такого потенциала, но в большинстве случаев это те из них, которые находятся в прилежащих к центральным районам промышленных зонах, а также на территориях местных центров города. Территории, занятые промышленными предприятиями, зачастую обладают низкой плотностью самой застройки. Это служит значительным резервом для их уплотнения, внедрения новых зданий с новой, в том числе общественной, функцией, увеличения развернутой площади комплекса, развития деловых функций, причем не только путем закрытия производства и превращения бывшего предприятия в деловой или развлекательный центр, но и путем соз-
Численность населения городов (тыс. чел.)
1989 г. 1997 г. 2009 г.
Иваново 481 467 405
Кинешма 105 101 92
Шуя 69 68 59
Вичуга 50 47 38
Фурманов 46 44 37
Тейково 38 39 35
Приволжск 21 20 17
Родники 32 31 27
Наволоки 12 12 10
Южа 21 19 15
Кохма 27 27 29
Ковров 160 163 149
Гусь-Хрустальный 76 79 64
Александров 68 66 63
Лакинск 21 19 16
Собинка 25 23 20
Кольчугино 47 46 46
Орехово-Зуево 137 125 122
Ногинск 123 118 116
Павловский Посад 71 67 62
Раменское 88 85 83
Куровское 23 21 19
Ликино-Дулево 34 33 31
дания многофункциональных промышленно-общественных комплексов.
Б. Многофункциональность в проектировании центральных зон.
Анализ городских функциональных потоков населения показывает, что наибольшим центром их притяжения является предзаводская площадь. Она обладает большим потенциалом притяжения, чем городская администрация и чисто административная площадь либо торговая площадь, в основном используемая в так называемые базарные дни или выходные.
Объективным образом пространства на стыке промышленных комплексов и окружающей застройки в настоящее время становятся городскими деловыми центрами, общественными центрами отдельных районов, в малых городах и поселках - городскими центрами, куда сходятся и трудовые, и культурно-бытовые передвижения. А это, в свою очередь, требует переосмысления роли составляющих их комплексов в функциональных схемах и далее в пространственных композициях городов.
В современных условиях промышленные предприятия все больше превращаются в развитые общественно-производственные комплексы, где уже значительна доля пространств делового, инновационного и культурно-бытового характера. Тем более такие тенденции актуальны для исторических промышленных предприятий в силу физического и планировочного несоответствия их производственных корпусов современным технологиям. Постепенно эти комплексы становятся многофункциональными центрами с чрезвычайно развитыми функциями общественной жизнедеятельности.
В настоящее время быстрый тип жизни диктует желание людей минимизировать затраты времени на передвижение
-----мшпшццдь
СТРОИТЕЛЬСТВО
Пос. Заречный Ивановской области: а, б, в — современное состояние центральной части; г — проектное предложение по реконструкции центральной части с организацией многофункционального общественного центра (текстильное предприятие, администрация, торговые, культурные учреждения, автостанция и т. п.); курсовой проект М. Карповой, ИГАСУ, 2009
между необходимыми функциональными зонами городов, а по возможности и совмещения разных функций на близлежащих территориях. Поэтому наличие различных «мини-зон» (торгового, социального обслуживания, отдыха и т. д.) в структуре центрального делового ядра и прилежащей селитебной территории должно рассматриваться как необходимость. И здесь реально подтверждается «формула центра» А.Э. Гутнова: «Центр - это есть максимум плотности функции при максимуме ее разнообразия» [5].
Таким образом, на смену монофункциональным комплексам должна прийти концепция многофункциональности. Такая постановка вопроса становится особенно актуальной с совершенствованием технологий, развитием малого бизнеса, наукоемких и невредных производств [6].
Также хотелось бы акцентировать роль исторических промышленных предприятий в развитии общественных городских функций. Несомненно, разные условия расположения исторических промышленных предприятий в структуре города обусловливают разные возможности размещения в них объектов обслуживающего характера. Малые и средние предприятия, сгруппированные в промышленные районы или находящиеся в центрах городов, как, например, в Шуе, Фурманове, Родниках, Собинке, Струнине и т. п., а также большие и крупные предприятия способны развить
свои функции до функций городских деловых центров. В их пределах может располагаться ряд объектов общегородского назначения (гостиницы, выставочные, инновационные, информационные, торговые центры, офисы представительств и т. п.). Для малых и средних предприятий, одиночно расположенных в структуре застройки отдельных городских районов (Кинешма, Вичуга), актуально развитие функций по культурно-бытовому обслуживанию населения на местном уровне либо формирование деловых комплексов специализированного назначения.
В. Организация в наиболее функционально насыщенном городском ядре, как правило на предзаводских площадях, главного транспортного узла межселенных передвижений. Если в крупных городах это нецелесообразно вследствие нарастания транспортных проблем, то в малых городах этой проблемы нет. Легкодоступная возможность межселенного передвижения населения (при расположении такого узла в центре, а не на окраине) будет являться фактором его мобильности, способствовать повышению его пространственной адаптивности как в производственно-трудовой сфере (расширение возможностей приложения труда), так и в сфере социально-культурного обслуживания (расширение возможностей получения разнообразных услуг, в том числе в других городах).
Г. Целенаправленное вовлечение в градостроительную деятельность прибрежных территорий, занятых малоценной застройкой промпредприятий. Эти территории являются сейчас наиболее реальным резервом развития ланд-шафтно-рекреационных зон в центрах исторических промышленных городов. Практически во всех рассматриваемых городах промышленные предприятия непосредственно перекрыли доступ к берегам рек, озер и прудов, в то же время их использование предприятиями в настоящее время ничем не оправдывается и практически отсутствует. В то же время эти участки - центральные части городов, резко снижающие их индивидуальность, социальную ценность и привлекательность за счет изоляции от общегородских функциональных и планировочных структур. Причем данная ситуация сохраняется из одного генерального плана города в другой на протяжении десятилетий; даже генеральные планы, выполненные уже в XXI в., до сих пор не предусматривают активной реновации данных территорий.
Д. Перенесение акцента в развитии городов со стратегии нового строительства и экстенсивности развития на реконструктивные мероприятия по реконструкции и реновации исторических архитектурных комплексов. Реконструкция исторических зданий с сохранением исторической среды повышает стоимость недвижимости (как самого реконструируемого здания, так и прилегающих к нему), не говоря уже об удешевлении коммуникаций и благоустройстве. Кроме того, это повышает привлекательность города как в глазах жителей, так и туристов.
Е. Рассмотрение промышленных архитектурных комплексов как равноправных участников в формировании планировочной и пространственной структуры городов как при составлении генерального плана, так и при выполнении проектов застройки территорий.
Рассмотрение промышленной площадки не только как территории, ограниченной линией забора и имеющей внутренние закономерности планировочной организации, но и как составной части застройки города позволяет выявлять нерационально используемые территории. Они могут быть изъяты для совершенствования планировочной и транспортной структуры близлежащего района, четко обозначить возможные пути рационализации застройки самого предприятия, градостроительные резервы его развития, а также рассмотреть вопросы пространственного взаимодействия промышленных и селитебных комплексов, что может повлиять на проектирование как одних, так и других [7]. Промышленные комплексы объективно участвуют в формировании единого визуального пространства городов. Однако, к сожалению, во многих проектах она не рассматривается в качестве равноправного элемента пространственной композиции городов, что приводит к «искалечен-ности» городских пространств на долгие годы. В условиях специфичности застройки рассматриваемых городов, выражающейся в размещении в центральных исторических зонах исторических промышленных предприятий, важным условием грамотного решения исторических пространств является разработка охранных зон памятников, в том числе на промышленных площадках предприятий с регламентацией архитектурно-строительной деятельности.
Только рассматривая промышленные объекты как составную часть городской застройки, можно запроектировать полноценную городскую среду как на градостроительном, так и на художественном уровне.
Таким образом, комплекс тенденций экономического и социального плана диктует разработку моделей художественно осмысленной архитектурно-пространственной организации многофункциональных пространств и комплексов в центральных частях малых исторических моногородов, базирующихся на межтипологическом взаимодействии и интеграции различных, но имеющих нормативно-законодательную возможность совместного сосуществования объектов (рисунок).
Список литературы
1. Демографический ежегодник СССР. 1990. М.: Финансы и статистика, 1990.
2. Россия в цифрах в 1997 году: Крат. стат. сб. М.: Финансы и статистика, 1998.
3. Федеральная служба государственной статистики (Рос-стат). Численность населения по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2009 года. Москва, 2009.
4. Малые города Ивановской области: социально-экономический анализ и перспективы: Монография / Бабаев Б.Д., Белов П.А., Лодышкин А.В. и др. / Под ред. Б.Д. Бабаева. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006. 260 с.
5. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиз-дат, 1984. 256 с.
6. Репин Ю.Г., Ежов С.В. Интегрированные архитектурные комплексы. Обзорная информация. ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре. Вып. 1. М., 1988. 58 с.
7. Пантиелев А.Я. Архитектурно-планировочное формирование многоотраслевых промышленных узлов (размещаемых около границ селитебных территорий города): дис. канд. архитектуры. М., 1983. 142 с.
О
белгородская
торгово-промышленная палата реяейй^ БЕЛЭКС ПО ЦЕНТР
4-6 августа 2010
VI БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ
Межрегиональная специализированная выставка
СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД
СТРОЙИНДУСТРИЯ Р
ЯРМАРКА НЕДВИЖИМОСТИ
ЭНЕРГЕТИКА, РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЯ
Т./ф,; (4722) 58-29-51, 53-29-50, 58-29-41 E-mail: belexpo@mail.ru; www.belexpocentr.ru г. Белгород, ул. Победы, 147-а