Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛОСЫ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И ПРИЛЕГАЮЩЕЙ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ'

АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛОСЫ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И ПРИЛЕГАЮЩЕЙ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
железная дорога / полоса отвода железной дороги / санитарно-защитная зона / реорганизация территорий / railway territories / railway right-of-way / sanitary protection zone / reorganization of territories

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А.В. Попов, А.А. Никитина

Экстенсивное освоение территорий, сопровождавшее бурный рост городов в XX веке и приведшее к исчерпанию большей части территориальных резервов внутри поселения, сменяется в настоящее время интенсивным развитием, заключающееся в уплотнении застройки, освоением надземного и подземного пространств, изысканием новых территорий для освоения. В данной статье полоса отвода железной дороги и прилегающая санитарно-защитная зона рассматриваются как территориальный резерв, с точки зрения возможного ее использования для развития города. Приведен анализ текущего использования подобных территорий на примере крупных российских городов. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт преобразования полосы отвода железной дороги и санитарно-защитной зоны. Выявленные приемы преобразования полосы отвода железной дороги и санитарно-защитной зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL AND URBAN PLANNING TRANSFORMATION OF THE RAILWAY RIGHT-OF-WAY AND ADJACENT SANITARY PROTECTION ZONE

Extensive development of territories, which accompanied the rapid growth of cities in the XX century and led to the exhaustion of most of the territorial reserves within the settlement, is now being replaced by intensive development, consisting in the consolidation of buildings, the development of aboveground and underground spaces, the search for new territories for development. In this article, the right-of-way of the railway and the adjacent sanitary protection zone are considered as a territorial reserve, from the point of view of its possible use for the development of the city. The analysis of the current use of such territories on the example of large Russian cities is given. The domestic and foreign experience of the transformation of the railway right-of-way and sanitary protection zone is analyzed. The revealed methods of transformation of the right-of-way of the railway and the sanitary protection zone.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛОСЫ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И ПРИЛЕГАЮЩЕЙ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ»

О

i-^

X

X с

X X

CD С CD U

U

УДК 721 DOI: 10.24412/1816-1863-2022-4-78-84

АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛОСЫ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И ПРИЛЕГАЮЩЕЙ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ

^ А. В. Попов, доцент, канд. арх, Национальный исследовательский московский X государственный строительный университет (НИУ МГСУ), da945@yandex.ru, ^ Москва, Россия,

А. А. Никитина, студент 2 курса магистратуры кафедры «Градостроительство»,

ш Национальный исследовательский московский государственный строительный с университет (НИУМГСУ), nikitarinka@mail.ru, Москва, Россия

^ Экстенсивное освоение территорий, сопровождавшее бурный рост городов в XX веке и приведшее к исчерпанию большей части территориальных резервов внутри поселения, сменяется в на-О стоящее время интенсивным развитием, заключающееся в уплотнении застройки, освоением ¡= надземного и подземного пространств, изысканием новых территорий для освоения. В данной статье полоса отвода железной дороги и прилегающая санитарно-защитная зона рассматрива-2 ются как территориальный резерв, с точки зрения возможного ее использования для развития

и города.

^ Приведен анализ текущего использования подобных территорий на примере крупных россий-к ских городов. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт преобразования полосы от-q вода железной дороги и санитарно-защитной зоны. Выявленные приемы преобразования полосы отвода железной дороги и санитарно-защитной зоны.

и

О Extensive development of territories, which accompanied the rapid growth of cities in the XX century q and led to the exhaustion of most of the territorial reserves within the settlement, is now being replaced ^ by intensive development, consisting in the consolidation of buildings, the development of aboveground and underground spaces, the search for new territories for development. In this article, the right-of-way of the railway and the adjacent sanitary protection zone are considered as a territorial reserve, from the point of view of its possible use for the development of the city. The analysis of the current use of such territories on the example of large Russian cities is given. The domestic and foreign experience of the transformation of the railway right-of-way and sanitary protection zone is analyzed. The revealed methods of transformation of the right-of-way of the railway and the sanitary protection zone.

Ключевые слова: железная дорога, полоса отвода железной дороги, санитарно-защитная зона, реорганизация территорий.

Keywords: railway territories, railway right-of-way, sanitary protection zone, reorganization of territories.

78

Введение

В советский период преобладало экстенсивное развитие поселений, обусловленное наличием достаточного количества свободных и удобных для застройки территорий. Города расширялись, активно строились новые города, в том числе в малоосвоенных и труднодоступных регионах. В советской архитектурно-градостроительной науке и практике значительно большее внимание уделялось освоению новых включаемых в состав города территорий, чем интенсивному развитию существующих.

Постоянное расширение границ города путем включения прилегающих свободных территорий приводило к множеству негативов, включая увеличение нагрузки

на транспортную инфраструктуру, рост протяженности инженерных коммуникаций и т. д. Важным направлением развития современным городов является интенсивное развитие территории, что включает уплотнение застройки, использование надземного и подземного пространств, освоение территорий с неблагоприятными условиями и т. д.

Территория полосы отвода железной дороги и прилегающая санитарно-защит-ная зона являются потенциальным территориальным резервом для развития городов в России.

Материалы и методы

В рамках исследования проведен анализ полос отвода и санитарно-защитных

Город

Красноярск

Новосибирск

Казань

Екатеринбург

Ростов-на-Дону

Места Соотношение площади

пересечения полосы отвода и сани-

Расположение Территории с улично- Ортофотоплан тарно-защитной Федеральный железной полосы дорожной фрагмента зоны железной дороги

округ дороги отвода сетью территорий к площади города

*

Сибирский

федеральный 6 %

округ

Сибирский федеральный округ

Поволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Южный федеральный округ

Ш

5 %

8 % «

7 % 1

5 %

ТЗ О ш

о

Г) -I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

0

1 X

тз

о

03 ^

О

с

а>

О-

Г> ^

X н о

Г)

а>

а> т т

Рис. 1. Анализ полос отвода и санитарно-защитных зон железной дороги

зон железной дороги в пяти крупных российских городах — Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Ростов-на-Дону (рис. 1). Методы исследования включают системный анализ, натурные обследования и камеральную обработку полученных данных, сопоставление полученных данных с открытыми базами данных государственных служб и спутниковыми снимками картографических сервисов. Понятие «полоса отвода железной дороги» закреплено в ст. 2 ФЗ № 17 от 10 января 2003 г. как земельных участков, прилегающих к железнодорожным путям, земельных участков, занятых железнодорожными путями или предназначенных для размещения таких путей, а также земельных участков, занятых или предназначенных для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта [1].

Согласно п. 3.1 Постановлению Правительства РФ № 611 от 12 октября 2006 г.

земельные участки или их части полосы отвода железных дорог можно использовать в иных целях при соблюдении требований безопасности движения, установленных федеральными законами [2]. Состав полосы отвода железной дороги представлен на рисунке 2.

Железная дорога является источником различных негативных воздействий и загрязнений. Наибольшие проблемы в условиях города представляют обычно шумовое воздействие и вибрации, а также химическое загрязнение. В п. 5 Постановления Правительства РФ № 222 от 3 марта 2018 года указаны ограничения по использованию территорий санитарно-защитной зоны, в частности там запрещается размещать жилую застройку, объекты образовательного и медицинского назначения, а также объекты производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевой промышленности [3]. С 1 января 2025 года расчетные санитарно-защитные зоны прекращают свое действие, необходимо составлять индивидуальный проект под каждый объект железнодорожной инфраструктуры. В связи с чем, по предварительной оценке, требуется разработка

у

-I

о

03

79

О

IX

X с

X

X

ф

с

ф

и о

X

X ^

и

ф

и

о ^

О ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

о

о

т

I-

и

Ф

IX

о

I-

и о а

о ^

Рис. 2. Состав полосы отвода железной дороги

около 4 тыс. проектов ССЗ стационарных объектов и 85 тыс. км — линейных [4].

Предпосылки архитектурно-градостроительной трансформации полосы отвода железной дороги и прилегающей санитарно-защитной зоны

Сложившиеся территории полосы отвода железной дороги и прилегающая санитарно-защитная зона занимают обширные земли таких крупных городов, как Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Москва обладают существенным градостроительным потенциалом для дальнейшего развития города (рис. 3).

Железная дорога, проходящая сквозь ткань города, помимо описанных выше негативных воздействий, во многих российских городах приводит к значительным разрывам улично-дорожной сети. Полосы отвода железной дороги и санитарно-защитные зоны в большинстве случаев представляют собой неиспользуемые «депрессивные» территории. Наиболее распространенное в настоящее время функциональное использование — размещение

гаражей и стоянок автомобилей (гаражно-строительные кооперативы). Ярким примером является участок Павелецкого направления Московской железной дороги возле станции пригородного электропоезда «Бирюлево-Товарное» (рис. 4).

Вибрация и шум, газы, а также пыль, образующиеся при транспортировке груза и эксплуатации подвижного состава создают существенные сложности для развития прилегающих территорий, однако современные технологические решения позволяют минимизировать негативные воздействия. Уже сейчас комплексное применение бесстыковых путей, шумоза-щитных экранов и модернизация подвижного способны значительно снизить шум, вибрации и другие негативы. Таким образом, территорию полос отвода железной дороги и прилегающей санитарно-защитной зоны можно использовать под различные необходимые городу функции при наличии обоснования и проведении соответствующих мероприятий.

Потенциал полосы отвода железной дороги и прилегающей санитарно-защит-ной зоны как территориального резерва для развития города многократно обращал

Красноярск

Новосибирск

Екатеринбург

Ростов-на-Дону

80

Рис. 3. Сложившиеся территории полосы отвода железной дороги и прилегающая санитарно-защитная зона (примеры)

на себя внимание отечественных и зарубежных ученых и проектировщиков. Среди исследований, посвященных вопросу, наиболее полезными оказались работы Ю. В. Алексеева [5], Н. В. Данилиной

[10], Н. А. Лариной [7], И. Д. Тепловой

[11], Д. Е. Фесенко [6]. Пенсильванский вокзал, построенный

в 1910 году архитектурной фирмой McKim Mead and White в разгар железнодорожных перевозок в США, стал ярким примером реорганизации вокзального комплекса. Здание, являющееся крупнейшим объектом стиля боз-ар, было снесено в 1963 году, а сверху построен офисный комплекс Madison Square Garden и PennPlaza. Таким образом, появился комплекс, состоящий из нескольких уровней: концертные залы на двух верхних и железнодорожные под землей (рис. 5).

Перекрытие железобетонными конструкциями части железнодорожной линии и устройство поверх них сада позволило создать посреди Барселоны новое общественное пространство внутри города — парк Jardinsdela Ramlade Sants. Проект инновационен, образовавшееся новое место отдыха горожан составляет порядка 20 тысяч квадратных метров (рис. 6).

Похожий прием использовался еще в 60-е годы XIX века в Лонг-Айленде в Нью-Йорке, где предлагалось перекрытие рельсового пути в несколько уровней для организации вдоль нее автомобильного и пешеходного д вижения, а также постройки жилых домов и общественных зданий (рис. 7) [8].

Современная отечественная практика представлена проектами по освоению надземного пространства путем ввода желез-

тз о ш

о

Г) -I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

0

1 X

тз

о

03

О

с

а>

О-

Г> X

X н

0

Г)

а>

а>

1 i

у

i -I

О оз

Рис. 4. Пример современного состояния объекта (Павелецкое направление МЖД в районах Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное)

Рис. 5. Многоуровневая структура Пенсильванского вокзала, Нью-Йорк, США

81

m

О

i-^

X

X с

X X

CD С CD U D X

X

s ^

и

CD U

D ^

m

О

CP

S

X

D

О m i-

U

CD iX О CP

I-

u о a D

Рис. 6. Разрез конструкции над железнодорожным полотном проекта Jardins de la Ramla de Sants, Испания

Рис. 8. Проект реконструкции прирельсовых

территорий с организацией скоростной автомагистрали-дублера, Москва, Россия [6]

82

Рис. 7. Проект линейного города в полосе отвода железной дороги. Лонг-Айленд, Нью-Йорк, США, 60-е годы

нодорожного пути в шумо-вибро-защит-ный тоннель, позволяющий разместить сверху автомагистраль, а также здания и сооружения необходимой функции для данной м естности (рис. 8, 9). Зоны отчуждения преобразовываются в полноценное городское пространство, включающее общественные здания, жилые дома, апартаменты, гостиницы, озелененные пространства общего пользования, транспортную инфраструктуру и системы инженерного обеспечения. Неэффективные территории

Рис. 9. Предпроектные предложения по освоению надпутевого пространства участка Киевского направления МЖД, Россия, Москва [9]

Размещение железнодорожного пути

Сохранение в уровне земли железнодорожного пути

Глубокий ввод железной дороги под землю

Надземное пространство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ä

у-ч

Вывод железной дороги из города

Изменение функционального назначения территории

Зона жилой застройки

Зона общественно-деловой застройки

Зона рекреации

Расположение полезного объема относительного пути

Сверху

Сбоку

Снизу

Зона промышленной застройки

Рис. 10. Трансформация полосы отвода железной дороги и санитарно-защитной зоны

становятся «точками притяжения», резервом для создания рабочих мест, отдыха и социальной активности населения.

Результаты и выводы

Вышесказанное позволяет подтвердить существенный потенциал полос отвода и санитарно-защитных зон железных дорог для развития городов в Российской Федерации и за рубежом.

Полоса отвода железной дороги и прилегающая санитарно-защитная зона

обладает скрытым градостроительным потенциалом для интенсивного вектора градостроительного развития территорий. Обладая транспортной доступностью, железнодорожное пространство может активно использоваться в пользу горожан путем использования приемов трансформации данных земель, указанных в заключительной схеме. Мировой и отечественный опыт наглядно подтверждает тезис о необходимости и эффективности использования полос отвода и санитарно-защитную зону железной дороги.

тз о ш

о

Г) -I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

0

1 X

тз

о

03

О

п

а>

О-

Г> X

X н

О

Г)

а> а>

у

I -I

О оз

Библиографический список

1. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40443/, дата обращения: 20.03.2022.

2. Постановление Правительства от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог». — URL: https://docs.cntd.ru/document/ 902009168/titles/64U0IK, дата обращения: 20.03.2022.

3. Постановление Правительства от 3марта 2018 г. № 222 «Об утверждении правил установления са-нитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитар-но-защитных зон». — URL: https://docs.cntd.ru/document/556716724, дата обращения: 20.03.2022.

4. Переход на новые нормы содержания санитарно-защитных зон затратен, вопрос надо решать поэтапно // company.rzd.ru. — URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=184081, дата обращения: 20.03.2022.

5. Алексеев Ю. В. Развитие и реконструкция социально-транспортной инфраструктуры мегаполиса. Надземные автомагистрали над железной дорогой / Ю. В. Алексеев и др. — Москва: Изд-во АСВ, 2011. — 327 с.

83

m

О

i-^

X

X с

X X

CD С CD U D X

X

s ^

и

6. Фесенко Д. Е. Оси урбанизации как ресурс городского развития концепция реконструкции прирельсовых территорий с организацией скоростных автомагистралей в Москве // Архитектурный вестник. — 2005. - № 2 (83). - С. 88-97.

7. Ларина Н. А. Приемы реорганизации полос отвода и санитарно-защитных зон железных дорог // Architecture and Modern Information Technologies. — 2021. — 2 (55). — С. 309—319.

8. Батырев В. М. Вокзалы. — Москва: Стройиздат, 1988. — 214 с.

9. Город над туннелем. — URL: https://archi.ru/russia/4809/gorod-nad-tunnelem, дата обращения: 20.03.2022.

10. Данилина Н. В., Власов Д. Н. Система транспортно-пересадочных узлов и «Перехватывающие стоянки». — Lap Lambert Acad. Publ. — 2013. — 81 c.

11. Теплова И. Д. Оценка функции общественного пространства на городских улицах с использованием инструмента PESTEL-анализа // Жилищное строительство. — 2020. — № 3. — С. 56—60.

CD и

О ^

m

О

О.

S

X

о

о

m

I-

U

CD

IX

О

I-

и о а о а.

84

ARCHITECTURAL AND URBAN PLANNING TRANSFORMATION OF THE RAILWAY RIGHT-OF-WAY AND ADJACENT SANITARY PROTECTION ZONE

A. V. Popov, Ph. D. (Architecture), assoc. professor, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), da945@yandex.ru, Moscow, Russia,

A. A. Nikitina, master student of the Urban Planning department Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), nikitarinka@mail.ru, Moscow, Russia

References

1. Federalnyy zakon ot 10 yanvarya 2003 goda № 17 "O zheleznodorozhnom transporte v Rossiyskoy Federatsii" [Federal law dated January 10, 2003 No. 17. 'About railway transport in the Russian Federation"]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40443/, access data 20.03.2022 [in Russian].

2. Postanovleniye Pravitelstva ot 12 oktyabrya 2006goda № 611 "O poryadke ustanovleniya i ispolzovaniya polos otvoda i okhrannykh zon zheleznykh dorog" [Decree of the Government dated October 12, 2006 No. 611. "On the Procedure for the Establishment and Use of Right-of-way lanes and Security zones of Railways"]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902009168/titles/64U0IK, access data 20.03.2022 [in Russian].

3. Postanovleniye Pravitelstva ot ot 3marta 2018 g. № 222 "Ob utverzhdenii pravil ustanovleniya sanitarno-zashchitnykh zon i ispolzovaniya zemelnykh uchastkov. raspolozhennykh v granitsakh sanitarno-zashchit-nykh zon" [Decree of the Government dated March 3, 2018 No. 222. "On approval of the rules for the establishment of sanitary protection zones and the use of land plots located within the boundaries of sanitary protection zones"]. URL: https://docs.cntd.ru/document/556716724, access data 20.03.2022 [in Russian].

4. Perekhod na novyye normy soderzhaniya sanitarno-zashchitnykh zon zatraten. vopros nado reshat poetapno [The transition to new standards for the maintenance of sanitary protection zones is costly, the issue must be resolved in stages]. URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=184081, access data 20.03.2022 [in Russian].

5. Alekseyev Y. V. Razvitiye i rekonstruktsiya sotsialno-transportnoy infrastruktury megapolisa. Nadzemnyye av-tomagistrali nad zheleznoy dorogoy [Development and reconstruction of the social and transport infrastructure of the metropolis. Elevated highways above the railway] M.: Izd. ASV. 2011. 327 р. [in Russian].

6. Fesenko D. E. Osi urbanizatsii kak resurs gorodskogo razvitiya kontseptsiya rekonstruktsii prirelsovykh ter-ritoriy s organizatsiyey skorostnykh avtomagistraley v Moskve [Axes of urbanization as a resource of urban development the concept of reconstruction of rail territories with the organization of expressways in Moscow]. Arkhitekturnyy Vestnik. 2005. 88—97 р. [in Russian].

7. Larina N. A. Priyemy reorganizatsii polos otvoda i sanitarno-zashchitnykh zon zheleznykh dorog [Methods of reorganization of allotment lanes and sanitary protection zones of railways]. Architecture and Modern Information Technologies. 2021. P. 309—319 [in Russian].

8. Batyrev V. M. Vokzaly [Train stations]. M.: Stroyizdat. 1998. 214 р. [in Russian].

9. Gorod nad tunnelem // Archi.ru [The city above the tunnel // Archi.ru]. URL: https://archi.ru/russia/ 4809/gorod-nad-tunnelem, access data 20.03.2022 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Danilina N. V., Vlasov D. N. Sistema transportno-peresadochnykh uzlov i "Perekhvatyvayushchiye stoyan-ki" [The system of transport hubs and "Intercept parking"]. Lap Lambert Acad. Publ. 2013. 81 р. [in Russian].

11. Teplova I. D. Otsenka funktsii obshchestvennogo prostranstva na gorodskikh ulitsakh s ispolzovaniyem instrumenta pestel-analiza [Evaluation of the function of public space on city streets using the pestel analysis tool]. Zhilishchnoye stroitelstvo. 2020. P. 56—60 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.