Рис. 5. Село Богучаны. Раскраска двери и «переборки». Фотография А.П. Ермолаева. 1911 г. Красноярский краевой краеведческий музей
УДК: 72.001.
ББК:85.11
Е.Р. Чаторова, г. Томск Научный руководитель: Т.Н. Манонина
Архитектурная типология почтовых станционных домов Московско-Сибирского тракта в Томской губернии XIX в.
Аннотация
Статья посвящена архитектурной типологии почтовых станционных домов Московско-Сибирского тракта. На основании материалов Полного свода законов Российской империи выявлены этапы формирования архитектурного облика зданий, даны их технические характеристики. Исследования подкреплены обнаруженными архивными документами планов и фасадов почтовых домов. Представлена авторская трехмерная реконструкция зданий с уточнением цветового решения и описанием использованных материалов.
70
Ключевые слова: Московско-Сибирский тракт, станционный дом, почта, архитектура Сибири.
Выбранная тема является частью магистерской диссертации «Архитектура зданий и сооружений Московско-Сибирского тракта», основной целью которой стало определение архитектурных особенностей выявленных объектов, имеющих непосредственное отношение к тракту. В данной статье рассматривается одно из направлений диссертации — архитектурная типология почтовых станционных домов.
Как известно, почта всегда являлась неотъемлемым атрибутом во всех сферах человеческой жизни. К настоящему моменту существует достаточное количество исторической информации о становлении и развитии почтового дела, но архитектурная составляющая этого вопроса практически не затронута. Таким образом, нам предоставляется возможность более подробно раскрыть данную тематику.
Одним из первых официальных документов, касающихся системы становления почтовых домов, стал «Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей» от 22 марта 1770 г., представленный на докладе генерал-прокурора Сената А.А. Вяземского [1, с. 35].
К этому времени на тракте от Санкт-Петербурга до Нарвы существовало всего 6 почтовых станционных домов, по 25 лошадей в каждом [1, с. 35-36]. «Почтари» и надзиратели почтовых станций часто располагались в «обывательских квартирах», нанимаемых «крестьянских избах» [2, с. 525; 8, с. 452].
Согласно «Проекту о заведении...», для строительства почтовых станций государством выделялось не более 1 гектара земли. Станционные дома строились деревянными, со временем заменялись на каменные [1, с. 37]. Нередко с целью экономии средств переоборудовались подходящие дома, находящиеся «в непосредственном ведении местного начальства» по пути следования тракта [2, с. 525]. На содержание станционных домов государством выделялось 1000 руб. в год [1, с. 37]. Управляли станцией ямщики, в отсутствии таковых жители населенного пункта нанимали «держателей» или, как часто их называли, «Почт-Комиссаров», которые сменяли друг друга каждые 15 лет [1, с. 38; 3, с. 296]. После утверждения проекта «Почт-Комиссару» официально разрешалось содержать гостиницы при почтовой станции, продавать еду и напитки [1, с. 38].
Многие вопросы работы государственного почтового сообщения оставались нерешенными, особенно отмечалась «крайняя медленность передачи корреспонденции», поэтому в 1797 г. был принят закон, согласно которому предполагалось увеличить количество почтовых станций, расположив их на расстоянии в 20-30 верст друг от друга [3, с. 297]. Таким образом, при образовании новых почтовых пунктов на пути следования Сибирского почтового тракта существенно увеличивалась скорость работы почтовой службы, поскольку добавлялось «необходимое количество» почтовых лошадей [3, с. 296]. Также законом определялось, что с этого времени почты и станционные дома переходили в ведение «Главного Директора почт» и «Почтового правления» [1, с. 297].
Почтовые дворы при станциях стали возникать только в 1799 г., после утверждения доклада генерального поручика Овцына, в котором также предлагалось на средства земской канцелярии устраивать трактиры для проезжающих. К документу прилагались планы и фасады зданий, которые на данный момент в архивах не обнаружены [4, с. 1034].
Несмотря на все реорганизации, к началу XIX в. состояние почтового дела оставалось крайне неудовлетворительным. Из доклада от 24 апреля 1800 г. «Об устроении почтовых домов» главного директора почтграфа Ф.В. Растопчина в ведомстве «Почтового Департамента» состоял 81 почтовый двор: 54 каменных и 27 деревянных зданий. Многие сооружения дворов
71
нуждались в капитальном ремонте, а также дополнительно требовалось строительство 3352 домов. К постройке части из них приступить было невозможно, ввиду большой отдаленности от селений, заболоченности мест и отсутствия строительных материалов. Также в докладе было отмечено несоответствие выделяемых денег от казны на ремонт и содержание почтовых станций с реальными необходимыми затратами. Так, согласно статистическим данным, в год на ремонт станций Почтовым Департаментом выделялось [5, с. 139]:
— кроме Санкт-Петербурга и Москвы, почтамтам — 5000 руб.;
— губернским конторам — 600 руб.;
— уездным конторам — 200 руб.;
— экспедициям — 120 руб.
В то время как для ремонта одного дома требовалось более 2000 руб., на перестройку — 5000 руб., а на строительство нового здания — свыше 10000 руб.
Итогом доклада стало предложение увеличить годовую сумму на содержание почтовых станционных домов до 50000 руб., начиная реформирование с губернских зданий почты. В целях экономии средств казны, учитывая дороговизну рабочей силы и материалов, предлагалось покупать готовые почтовые дома у «частных людей», надзор за строительством и содержанием почтовых станций в удаленных от селений местах возложить на Гражданских губернаторов [5, с. 140].
Первая серьезная реорганизация и уточнение типологии почтовых станций датируется 30 декабря 1819 г., когда было принято положение Комитета министров «О постройке по губерниям станционных домов». В данном документе отмечалось наличие «Высочайше утвержденных» планов станционных домов под №1 от 1806 г., а также освещалась история становления почтовых станций до момента реорганизации 1819 г. [2, с. 523]. Таким образом, благодаря положению «О постройке...» и ряду других выявленных законов нам удалось обозначить ряд причин изменений в архитектурной типологии почтовых станционных домов. Это послужило основанием для определения 5 периодов формирования почтовых станций с указанием их территориальных границ:
I период: 1806-1816 г.
Предпосылки к изменению в архитектуре почтовых объектов: необходимость увеличения численности почтовых станционных домов.
Территориальные границы: европейская часть России.
Этот период характерен появлением 5 видов планов и фасадов почтовых зданий, каждый из которых имел свой порядковый номер и был «закреплен» за определенным направлением тракта. На данный момент, к сожалению, не удалось обнаружить чертежи, по которым строились следующие станционные дома [2, с. 525]:
— «Высочайше утвержденные» планы станционных домов под №1, 1806 г.;
— станционные дома под №2, устроенные за казенный счет Указом Императора, располагавшиеся по тракту от Санкт-Петербурга до Нарвы, 1807 г.;
— дома «от казны» на некоторых станциях от Санкт-Петербурга до Москвы, под №3 (по Московскому тракту и в Померани) и под №4 (Черная Грязь, Подсолнечная гора), 1809-1810 г.;
— почтовые станционные дома под №5, выстроенные за счет земской повинности в Смоленской, Витебской, Могилевской, Псковской губерниях, 1816 г.
II период: 1819 г.
Предпосылки к изменению в архитектуре почтовых объектов: реорганизация и уточнение существующей типологии и размеров почтовых станционных домов.
Территориальные границы: европейская часть России.
Возникает понятие «разрядности» почтовых станций. Устанавливается принцип опреде-
72
ления размера станционного дома, исходя из «количества содержимых на станциях лошадей», а также правила расположения станционных домов: «большие дома должны строиться через два средних, а между средними должны быть малые» [2, с. 524].
Почтовые станции I разряда — «большие» — строились на главных трактах (по чертежам №51 периода). Почтовые станции II разряда — «средние» — строились на средних трактах, планы и фасады составляли заново. Почтовые станции III разряда — «малые» — строились на малых трактах, планы и фасады составляли заново, также предполагалась возможность строительства почтовых станций по чертежам №1 I периода [2, с. 524].
15 июня 1820 г. утвержденное положение и планы станционных домов трех разрядов были разосланы начальникам губерний [6, с. 1012]. Так как строительство станционных домов третьего разряда предполагало размещение в малых деревнях и селах, уровень выполнения работ значительно снизился по причине отсутствия соответствующих мастеров. Министерством внутренних дел были предложены упрощенные варианты станционных домов III разряда для строительства или перестройки под надзором губернских начальников [6, с. 1013].
III период: 1825-1831 гг.
Предпосылки к изменению в архитектуре почтовых объектов: несоответствие размера почтовой станции по отношению к ее территориальному расположению, уменьшение издержек на строительство и ремонт.
Территориальные границы: европейская часть России, Западная Сибирь.
Строительство почтовых станционных домов по утвержденным планам II периода «обременяет население и казну» [7, с. 320]. Александр I также отмечал устройство некоторых станций в «несоответствии местным обстоятельствам» [8, с. 451].
16 марта 1825 г. распоряжением Государственного Совета было принято решение составить уменьшенный план почтового дома в дополнение к прежним трем образцам станционных домов с гостиницей, присвоить вместе с начальниками губерний каждому тракту свой номер, учитывая число проезжающих, их звание и количество лошадей на станции. В каждой губернии допускалось строительство не более двух почтовых домов в год [8, с. 451].
К исполнению этого постановления Министерство внутренних дел приняло решение составить планы почтовых станционных домов с гостиницей, располагающихся через 4-5 станций (табл. 1) [8, с. 452].
Таблица 1
Типология станционных домов с гостиницей
Обозначение Размещение Количество лошадей
№1 На главных трактах 50
№2 На средних трактах 25
№3 На малых трактах Не менее 15
Тракты, особенно уездные, где количество лошадей составляет от 4 до 12, не входили в число тех, где нужны станционные дома [8, с. 452].
В свою очередь, Министерство поручило Строительному Комитету составить планы для строительства почтовых домов меньшего размера (против прежних трех разрядов, представленных в табл. 1). Комитет составил 4 проекта, по числу почтовых лошадей и числу проезжающих на станции (табл. 2) [8, с. 452-453].
Таблица 2
Типология почтовых домов уменьшенного варианта
Обозначение Размещение
План №1 По главным трактам; на станциях между прежними большими станционными домами№1; на средних трактах такие дома приравнивались к станционным домам с гостиницей, строились через 3-4 станции
План №2 Для постройки домов на малых трактах; в виде главных домов, по примеру станционных домов с гостиницей на больших трактах, строились через 3-4 станции; а также на средних трактах между почтовыми домами №1
План №3 Строились по малым трактам; на станциях между почтовыми домами №2, а также там, где содержалось малое количество лошадей (только для перевоза почты и «эстафетов»)
План №4 Почтовые дома для больших и средних трактов в степных местах, вне селений
По этим трем проектам не положено конюшни по причине близкого расположения станции при селениях, где ямщики могли содержать лошадь у крестьян и на постоялых дворах [8, с. 453].
IV период: 1846 г.
Предпосылки к изменению в архитектуре почтовых объектов: формирование архитектурного решения фасадов каменных станционных домов на шоссе.
Территориальные границы: европейская часть России.
Период характерен проектированием каменных станционных домов с надворными постройками и гостиницей I и II разряда, а также без гостиницы III разряда. В докладе «Об устройстве станционных домов на сооружаемых шоссе» от 8 декабря 1846 г. было определено расстояние между зданиями в 160, 80 и 30 верст [9, с. 623].
V период: 1849 г.
Предпосылки к изменению в архитектуре почтовых объектов: развитие строительства почтовых станционных домов в Восточной Сибири.
Территориальные границы: Восточная Сибирь.
Постановлением Императора от 2 декабря 1848 г. «О чертежах на постройку домов в Восточной Сибири» отмечалась необходимость составления планов и фасадов почтовых станционных домов для данной территории. Образец почтового дома этого периода имел только один вариант для строительства [10, с. 93].
Таким образом, после определения процесса становления и развития архитектурной типологии почтовых станционных домов в целом, возникает вопрос о характере строительства и типологии почтового дома на территории Томской губернии. На данный момент не найдено документов, подтверждающих размещение в населенных пунктах губернии почтовых зданий определенного разряда. В архивах Томского областного краеведческого музея был выявлен «План станционной почтовой избы №3» [11], относящийся к определенному нами III периоду (табл. 2) и являющийся одной из разосланных по губерниям копийпроекта к закону №4628 [12, с. 7]. Учитывая тот факт, что здания III периода были спроектированы для размещения в них не более 10 пар лошадей, — а на почтовых станциях Томской губернии в среднем содержалось от 8 до 9 пар [13, с. 141-142] — можно предположить, что строительство почтовых
домов в Томской губернии выполнялось именно по этим планам (табл. 2) [12].
Данное заключение получило подтверждение, благодаря выявленному в архивах Томского областного краеведческого музея проекта почтового дома «от Томска до границы Тобольской губернии», утвержденного 1 апреля 1848 г., на листах которого карандашом подписаны населенные пункты Томской губернии, где предполагалось строительство объекта [16]. Планировка этого проекта полностью совпадает с чертежами III периода (табл. 2). Единственным отличием стало появление в чертежах 1848 г. резных деталей на фасаде здания.
Следовательно, для строительства почтовых станционных домов на территории Томской губернии использовали проекты III периода (табл. 2).
Основным материалом для строительства почтовых зданий служило дерево, фундамент для станций строили из камня или кирпича [6, с. 1012]. Для покрытия кровли использовали дерево или железо [6, с. 1012; 14, с. 131]. Стены штукатурили глиной, пол и кровлю покрывали краской [14, с. 1-2]. Фасад обшивали тесом и окрашивали в желтый цвет [14, с. 131]. Поскольку образцовые проекты относились к периоду классицизма, распространенному в архитектуре того периода на территории России, для него было характерно регламентирование выбора окраски фасадов зданий: разрешалось использовать только строго установленные цвета — белый, палевый, бледно-желтый, светло-серый, «дикий», бледно-розовый, «сибирка с большой примесью белой краски», желто-серый [15, с. 911].
К двери почтового дома прибивался государственный герб [1, с. 35], возле почтовой станции устанавливался столб «с надписью, означающей имя станции и число верст от города, по рисунку №4» [15, с. 911].
Почтовая станция состояла из нескольких отапливаемых комнат разного размера в зависимости от разряда (табл. 3) и имела закрытый просторный двор. В конце двора располагались навес, конюшня и отхожие места.
Таблица 3
Состав помещений в зависимости от разряда почтового дома
Разряд Состав помещений
I Всего комнат в доме: 4 — для проезжающих, — для смотрителя, — для ямщиков, — кухня. Во дворе — навес
II Всего комнат в доме: 2 — для проезжающих и смотрителя, — для ямщиков. Во дворе - навес
III Всего комнат в доме: 1 — одна общая, с печью
IV Всего комнат в доме: 4 — для проезжающих, — для смотрителя, — для ямщиков, — кухня.
Во дворе — отхожее место, конюшня без стойл и навес
Учитывая выявленные архитектурные особенности почтовых зданий, на основании чертежей III периода (табл. 2) автором была создана трехмерная реконструкция объектов (рис. 2-5).
К сожалению, состояние почтовых станций не всегда поддерживалось в соответствии с установленными правилами. Один из современников утверждает следующее: «.видел я, что в некоторых местах едва существуют на сей предмет крестьянские избы, с перегородкой для Смотрителя» [15, с. 911]. К 1890 г., несмотря на выделяемые казной деньги, здания начинают приходить в упадок, но почтовые дома к тому моменту предпочитали не восстанавливать. Пустующие станции продавали на «публичных торгах» [14, с. 62], а полученные суммы отправляли в государственную казну [14, с. 59]. Так, 25 августа 1893 г. здание бывшей Осиново-Коловской почты выставили на торги за 200 рублей [14, с. 131]. Некоторые из бывших почтовых домов пытались временно занять другие организации, например в Осиновской почтовой станции предполагалось размещение Каинского волостного правления [14, с. 98]. Сами почтовые организации переводили в более подходящие здания [1, с. 35; 2, с. 525; 14, с. 62]. К 1900 г. на территории Томской губернии типовые здания почтовых станций, выстроенные по государственному образцу, перестали функционировать.
Список использованных источников
1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. — Т. XIX. — №13435. — 22 марта 1770 г. «О новом учреждении почты по Нарвской дороге». — СПб., 1830. — С. 35-40.
2. ПСЗРИ. Собрание первое. — Т. XXXVI. — №28060. — 30 декабря 1819 г. «О постройке по губерниям станционных домов». — СПб., 1830. — С. 523-525.
3. ПСЗРИ. Собрание первое. — Т. XXIV. — №17477. — 17 января 1797 г. «О бытии достаточному числу лошадей на почтовых станах; о содержании почт, где нет ямщиков, нарядом; о числе лошадей для курьеров, о почтах в привилегированных губерниях и о расстоянии между станами». — СПб., 1830. — С. 296-297.
4. ПСЗРИ. Собрание первое. — Т. XV. — №11565. — 6 июня 1799 г. «О постройке на станциях почтовых дворов и о дозволении на тех содержать для проезжающих трактиры». — СПб., 1830. — С. 1033-1034.
5. ПСЗРИ. Собрание первое. — Т. XXVI. — №10399. — 24 апреля 1800 г. «Об устройстве почтовых домов». — СПб., 1830. — С. 139-140.
6. ПСЗРИ. Собрание первое. — Т. XXXVIII. — №29481. 23 мая 1823 г. «О постройке станционных домов меньшего разряда». — СПб., 1830. — С. 1012-1013.
7. ПСЗРИ. Собрание первое. — Т. XL. — №30379. — 11 июня 1825 г. «О устройстве почтовых домов». — СПб., 1830. — С. 320-321.
8. ПСЗРИ. Собрание второе. — Т. VI. — №4628. — 4 июня 1831 г. «О планах для построения почтовых домов». — СПб., 1830. - С. 451-454.
9. ПСЗРИ. Собрание второе. — Т. XXI. — №20680. — 8 декабря 1846 г. «О устройстве станционных домов на сооружаемых шоссе». — СПб., 1830. — С. 623.
10. ПСЗРИ. Собрание второе. — Т. XXIV. — №23010. — 15 февраля 1849 г. «О чертежах на постройку почтовых домов в Восточной Сибири». — СПб., 1830. — С. 93.
11. Томский областной краеведческий музей. Оп. 1919. Д. 67.
12. ПСЗРИ. Собрание второе. — Т. VI. — Часть II. Чертежи и рисунки. К №4628. — 10 февраля 1831 г. «План и фасад станционной почтовой избы №3». — СПб., 1830. — С. 5-8.
13. Памятная книжка Томской губернии на 1871 год / изд. Том. губ. стат. ком. — Томск:
В Губернской типографии, 1871. — 286 с.
14. Государственный архив Томской области. Ф. 3. Оп. 18. Д. 818.
15. ПСЗРИ. Собрание первое. — Т. XXXIV. — №27180. — 13 декабря 1817 г. «Об устройстве городов и селений». — СПб., 1830. — С. 908-913.
16. Томский областной краеведческий музей. Оп. 1919. Д. 52.
Рис. 1. Образцовый план и фасад станционного почтового дома №2, на основании которого была выполнена графическая реконструкция объекта. ПСЗРИ, Чертежи и рисунки к собранию. 1831 г.
Рис. 3. Почтовый дом II разряда. Фасад, план, перспектива. Графическая реконструкция автора
Рис. 4. Почтовый дом III разряда. Фасад, план, перспектива. Графическая реконструкция автора