Научная статья на тему 'Архитектурная специфика суннитских и шиитских мечетей Ирана'

Архитектурная специфика суннитских и шиитских мечетей Ирана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
785
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ИРАНА / МЕЧЕТЬ / ШИИТСКИЕ МЕЧЕТИ / СУННИТСКИЕ МЕЧЕТИ / АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА МЕЧЕТИ / IRAN ARCHITECTURE / MOSQUE / SHIA MOSQUES / SUNNI MOSQUES / MOSQUE’S ARCHITECTURAL AND SPATIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Айсан Даруди

Цель исследования рассмотреть влияние специфики религиозных воззрений Ирана на архитектурно-пространственную структуру мусульманских храмовых зданий религиозных направлений суннизма и шиизма. Работа посвящена проводимому впервые в науке анализу объемно-пространственного решения шиитских мечетей в сравнении с суннитскими мечетями в архитектуре Ирана. Научная новизна статьи состоит в изучении архитектурной специфики, продиктованной особенностями культа в шиизме и суннизме. Результаты исследования показывают, что отличительной особенностью шиитских мечетей от суннитских является четкая организация движения верующих внутри мечети, достигаемая за счет ряда рассмотренных в статье архитектурных приемов.The study aims to examine impact of Iran religious beliefs on architectural and spatial structure of the Muslim temple buildings belonging to the Sunni and Shia religious denominations. The work is devoted to analysing, for the first time in science, the volume-spatial composition of the Shia mosques compared to that of the Sunni ones in Iran architecture. The article is novel in that it studies architectural specifics dictated by peculiarities of the Sunni and Shia cults. The results show that the main distinctive feature separating the Shia mosques from the Sunni ones is precise organisation of believers’ movements inside a mosque achieved by a number of architectural techniques reviewed in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурная специфика суннитских и шиитских мечетей Ирана»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2020.5.40

Айсан Даруди

Архитектурная специфика суннитских и шиитских мечетей Ирана

Цель исследования - рассмотреть влияние специфики религиозных воззрений Ирана на архитектурно-пространственную структуру мусульманских храмовых зданий религиозных направлений суннизма и шиизма. Работа посвящена проводимому впервые в науке анализу объемно-пространственного решения шиитских мечетей в сравнении с суннитскими мечетями в архитектуре Ирана. Научная новизна статьи состоит в изучении архитектурной специфики, продиктованной особенностями культа в шиизме и суннизме. Результаты исследования показывают, что отличительной особенностью шиитских мечетей от суннитских является четкая организация движения верующих внутри мечети, достигаемая за счет ряда рассмотренных в статье архитектурных приемов. Адрес статьи: www.aramota.net/materials/9/2020/5/40.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 5. C. 204-208. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Теория и история искусства

Theory and History of Art

УДК 72.726.03 Дата поступления рукописи: 01.04.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.5.40

Цель исследования - рассмотреть влияние специфики религиозных воззрений Ирана на архитектурно-пространственную структуру мусульманских храмовых зданий религиозных направлений суннизма и шиизма. Работа посвящена проводимому впервые в науке анализу объемно-пространственного решения шиитских мечетей в сравнении с суннитскими мечетями в архитектуре Ирана. Научная новизна статьи состоит в изучении архитектурной специфики, продиктованной особенностями культа в шиизме и суннизме. Результаты исследования показывают, что отличительной особенностью шиитских мечетей от суннитских является четкая организация движения верующих внутри мечети, достигаемая за счет ряда рассмотренных в статье архитектурных приемов.

Ключевые слова и фразы: архитектура Ирана; мечеть; шиитские мечети; суннитские мечети; архитектурно-пространственная структура мечети.

Айсан Даруди

Санкт-Петербургский государственный университет aysan. darudi@gmail. com

Архитектурная специфика суннитских и шиитских мечетей Ирана

Проблема исследования состоит в изучении архитектурной специфики мусульманских мечетей шиитского направления в их отличии от мечетей суннитских на территории Ирана. Актуальность темы обусловлена тем, что на настоящий момент в искусствоведении существует глубокая убежденность в том, что особенности веры непосредственно влияют на архитектурную форму и структуру построек, будь это архитектура христианская или мусульманская. Следовательно, чтобы понять специфику художественного образа архитектурного памятника или, тем более, специфику художественного стиля той или иной эпохи в целом, нельзя не принимать во внимание фактор специфики культа. Согласно поставленной цели, предполагается решить такие задачи, как отбор наиболее известных и прославленных памятников шиитской и суннитской религиозной архитектуры, зачастую служивших образцами для других построек, и сравнение между собой шиитских и суннитских мечетей на территории Ирана. Для объективности выводов ограничимся эпохой расцвета средневековой мусульманской культуры Ирана - XV-XVIII вв. Методы исследования включают в себя компаративистский анализ, художественно-стилистический, иконологический, культурологический. Теоретическая база исследования - это публикации, посвященные истории, культуре и архитектуре Ирана. К настоящему времени существует целый ряд исследований, посвященных в целом истории и культуре Ирана [5]. Соответственно, создана фундаментальная база для изучения явлений культуры и искусства. В распоряжении исследователей имеются труды об архитектуре Великого Хорасана эпохи Тимура и Тимуридов и об архитектуре Ирана XVII-XVIII вв. [8-10; 12-20]. Это монографии и диссертационные сочинения, в том числе увидевшие свет в последние десятилетия [3; 4; 6; 8; 9; 11; 14; 20]. Отдельные работы посвящены иранским городам (Тебризу, Исфахану и др.) [7]. Есть публикации о различных сторонах архитектуры Ирана - архитектурно-пространственных принципах и архитектурных типах [2; 6; 10], орнаменте [1; 15; 16], пространственной организации памятников [4; 9]. Но публикаций, которые бы рассматривали проблему влияния особенностей религиозного культа в мусульманской архитектуре Ирана, нет, что делает востребованным данное исследование. Практическая значимость нашей работы заключается в возможности использовать ее результаты при подготовке лекций, научных докладов и при организации музейных экспозиций по истории архитектуры Ирана.

И в христианстве, и в истории мусульманства существовали такие периоды, когда для нужд веры приспосабливались уже существующие постройки. Христианские базилики после перехода территории под власть мусульман становились мусульманскими мечетями (вспомним, например, мечеть Омейядов в Дамаске). Св. София Константинопольская турками была превращена в мечеть. И, наоборот, не редки в истории религий случаи, когда христиане приспосабливали для своего культа синагоги и мечети (например, церковь Санта Мария ла Бланка в Толедо являлась в прошлом синагогой, а Кордовский собор - в прошлом был знаменитой Кордовской мечетью). В таких случаях нередко, особенно на первых порах, в пространственной структуре

старых зданий мало что менялось. В переделанной из христианской базилики мечети в Дамаске была сменена только ориентация здания: христианская ориентация запад-восток была заменена ориентацией на Мекку (север - юг). Однако по мере упрочения той или иной религии постепенно вырабатывались собственные типы построек, наилучшим образом отвечавшие особенностям данного религиозного культа. Причем это касалось не только конкретных религий, но и течений внутри этих религий.

Широко известно, что в мусульманстве существует два магистральных направления, или течения, - шиизм и суннизм [11]. Они выделились еще в первые века существования ислама и существуют по сей день. Главное различие между течениями состоит в том, что представители суннизма признают право на духовное руководство общиной (имамат) для тех, кто назначается общиной, кем бы он ни был по происхождению и крови, а представители шиизма - только за потомками пророка Мухаммеда, т.е. его внуками от дочери Фатимы и его племянника Али и их потомками. Казалось бы, подобные разногласия касаются исключительно духовной и политической сфер течений. Но поскольку эти направления достаточно сильно размежевались друг с другом еще в древности, их религиозное и политическое размежевание должно было непосредственно повлиять и на архитектурные формы возводимых их представителями религиозных построек и, прежде всего, мечетей.

Как уже указывалось выше, очень трудно найти литературу, посвященную вопросу об архитектурных различиях шиитских и суннитских мечетей. Тем не менее эти различия существуют, и при анализе архитектурного образа той или иной мечети их, без сомнения, следует учитывать. Особенно важно это понимать при анализе иранской мусульманской архитектуры, поскольку именно в Иране, в отличие от практически всего остального мусульманского мира, главенствующим является шиитское направление.

Справедливости ради следует признать, что помимо специфики веры вторым важным фактором формирования образа иранской шиитской мечети стал климат, отличающийся в Иране большим разнообразием и вместе с тем суровостью. Проанализируем объемно-пространственное решение шиитских мечетей Ирана в их сравнении с суннитскими мечетями.

В жарком и влажном климате на юге Ирана больший процент населения составляют сунниты, и суннитские мечети в этом регионе являются преобладающими. Выбранные нами для примера суннитские мечети были созданы в период правления династии Сефевидов или Каджаров. Примеры для шиитских мечетей мы брали из разных регионов Ирана, и принадлежат они к указанному хронологическому отрезку эпохи правления Сефевидов и Каджаров.

Из суннитских мечетей Ирана для рассмотрения возьмем такие памятники, как мечеть Малика Ибн Аб-баса в Бандар-Ленге (возведена в 1859 по образцу стоявшей на ее месте старой сефевидской мечети), мечеть Джама в Кешме (1788), мечеть Султана Аль-Альма в Бандар-Ленге (1764). Из шиитских - Фарахабадское Сари в городе Сари (1616) и мечеть Имама в Исфахане (1742).

Проанализируем пространственную структуру шиитской мечети и вектор движения, который она задает верующему буквально с момента его входа. Когда молящийся входит в мечеть, чтобы приблизиться к алтарю, обязательно присутствующему в шиитской мечети, ее купол ему хорошо виден. Под влиянием архитектурного акцента, который ставится куполом над алтарем, верующий устремляется вглубь мечети. В суннитских мечетях отсутствует такая четкая заданность маршрута верующего.

В большинстве суннитских мечетей, например, таких, как мечеть Малика Ибн Аббаса (1859) (Илл. 1), расположенная в Бандар-Ленге (провинция Хормозган, южный регион Ирана, постройка датируется временем правления Каджарской династии), или мечеть города Кешм - Джама (1788) (Илл. 2) (провинция Хор-мозган, юг Ирана, постройка эпохи Сефевидов), здание открыто для входа со всех сторон, и в него можно войти через любую из дверей. В некоторых суннитских мечетях, таких, как мечеть Султана аль-Альма в Бандар-Ленге (1764) (Илл. 3), несмотря на то, что они находятся в теплом и влажном климате, три стороны мечети закрыты для входа, и войти можно только с одной стороны. Но в целом, даже при учете исключений, в суннитских мечетях нет четко обозначенного пути, по которому должен двигаться верующий.

Во внутреннем дворе суннитской мечети располагается источник для мусульманских омовений, решенный в виде фонтана или кранов, соответственно, гладкая отражающая водная поверхность у источника подобного типа отсутствует. Функциональное начало берет верх над началом эстетическим.

Ниша Киблы в суннитской мечети лишена какого-либо архитектурного материального наполнения.

В качестве примеров шиитских мечетей рассмотрим такие, как Фарахабадское Сари (1616, г. Сари, север Ирана) (Илл. 4) и мечеть Имама в Исфахане (1642) (Илл. 5). Мечети имеют один вход, акцентированный в архитектуре постройки масштабно, а также введением портала в виде вертикально стоящего прямоугольника со стрельчатой аркой айвана (так называемого портала-пештака) и с помощью красочного декора поливных изразцов. Пройдя через портал, вводящий во внутренний двор, верующий сразу видит другой подобный пор-тал-пештак, решенный так же красочно и монументально, как и предыдущий, служащий входом непосредственно в молельный зал. Направление движения задает и громадный венчающий здание красочный купол. И портал, и купол отражаются в глади широкого водоема, располагающегося в центре двора, и формы этого отражения усиливают уже заданный верующему вектор движения, в соответствии с которым он продолжает свой путь в молельный зал, а в нем - в сторону Киблы. В нише Киблы размещается алтарь.

В отличие от суннитских мечетей, шиитские задают верующему четкое направление движения. Сами шииты существование подобного определенным образом сориентированного пространства в своих мечетях связывают с верой в единственно правильную шиитскую религию. Архитекторы шиитских мечетей всегда пытались реализовать концепцию имамата и задать определенные отношения между пространствами мечети. Признавая духовные потребности человека, шиитский архитектор проектировал мечеть как среду, необходимую для внутреннего роста верующего и его продвижения к совершенству. Тщательно продуманные пространственные коммуникации мечети показывают, что все ее элементы находятся в заданном им архитектором «правильном» месте.

Иллюстрация 1. Суннитская мечеть Ибн Аббаса (1859, г. Бандар-Ленге)

Иллюстрация 2. Суннитская мечеть Джама (1788, г. Кешм)

Иллюстрация 3. Суннитская мечеть султана Аль-Альма (1764, г. Бандар-Ленге)

Иллюстрация 4. Шиитская Мечеть Фарахабадское Сари (1616, г. Сари)

Иллюстрация 5. Шиитская мечеть Имама (1642, г. Исфахан)

Центральный двор как сердце мечети устанавливает визуальный баланс внутри мечети. Если человек находится на одной из осей двора, он замечает портал молельного зала, и его отражение на поверхности водяного зеркала водоема создает новое изображение, которое является вертикальным и усиливающим заданный верующему вектор движения. Как уже отмечалось, в суннитских мечетях вместо широкого бассейна во дворе присутствует фонтан для омовений, лишенный отражающей поверхности большой площади.

Изучение связи пространств в суннитских мечетях показывает, что она представляет собой разновидность симметрии. В каждой суннитской мечети эта симметрия своя. Шиитские же мечети обеспечивают регулируемое движение верующих. Шиитская мечеть форсированно направляет человеческие шаги в сторону Киблы, как если бы все ее элементы предназначались для того, чтобы привести человека к священному месту возвышения молитвы к Господу.

А в некоторых суннитских мечетях, например, таких, как Мечеть Джама в Кешме, даже вход в мечеть расположен со стороны Киблы, и поэтому устойчивое равновесие архитектурных масс в суннитских мечетях не ведет по заданному пути, да и сам заданный путь, можно сказать, отсутствует.

Иджтихад («усердствование», «большое старание») и поиск новых путей - это характеристики веры шиитов. Уделение внимания этому мировоззрению способствовало развитию творчества шиитских архитекторов. Придерживаясь определенных принципов, они создавали новые пространства, основываясь на традиции предыдущих периодов.

Пространственную связь объемов суннитских мечетей Шабестанского типа (типа мечети Пророка в Медине - базиликальной в плане) можно рассматривать как имитацию ранних исламских мечетей. А как показывает архитектура шиитской мечети в эпоху Сефевидов, эти мечети обычно построены с включением возвышающихся порталов и центральных дворов. И даже в такой мечети, как иранская мечеть Фарахабадское Сари, которая находится в прохладном, умеренном и влажном климате, есть центральный внутренний двор, бассейн в центре его и акцентированный портал [10, с. 56].

Различие в том, как устроены шиитские и суннитские мечети, может быть расценено как хитроумие шиитских архитекторов, которые стремились обновить типологию мечетей, а не подражать плану Шабестан-ской мечети. На самом деле это просто одно из оправданий для шиитских архитекторов Ирана. Возможно, втайне они хотели отказаться от раннего плана мечетей, чтобы изменить иранскую архитектуру, придав ей национальное и религиозное своеобразие. Архитекторы-шииты не рассматривали будущее как препятствие для инноваций и пытались создать новые по типу архитектурные пространства.

В дополнение к точности пространственной коммуникации шиитской мечети важно указать на то, что архитекторы не полагались исключительно на один конкретный архитектурный образец. Например, архитектор мечети Имама в Исфахане умело создает отклонения Киблы и оси квадрата внутреннего двора и достигает координации в их пространственном сообщении друг с другом.

Суннитские мечети показывают, что различные типы мечетей были построены по шаблону Шабестана и в соответствии с условиями окружающей среды первой мечети, построенной во времена Пророка Мухаммеда, и с тех пор ничего не изменилось в проектировании помещений и в проектировании пространства мечетей. Шиитский же иджтихад всегда поощрял архитекторов к инновациям в проектировании помещений, особенно если это касалось мечетей.

Таким образом, в ходе использования компаративистского подхода к изучению шиитских и суннитских мечетей Ирана нам удалось продемонстрировать различие в их архитектурно-пространственной структуре. Сравнительный анализ охватил достаточно широкий круг памятников, что позволяет нашему исследованию претендовать на объективность выводов.

В результате анализа материалов по архитектуре Ирана можно сделать выводы о значимости влияния специфики религиозных воззрений Ирана на объемно-пространственное решение мечетей шиитского и суннитского толка. На основе тщательно проведенного нами отбора наиболее известных и прославленных памятников шиитской и суннитской религиозной архитектуры, служивших образцами для других построек, и сравнения между собой шиитских и суннитских мечетей на территории Ирана мы продемонстрировали факт существования различий, связанных с особенностями религиозного культа, в организации архитектурно-пространственной структуры мусульманской мечети. Нам удалось выявить и впервые в научной литературе осветить и проанализировать то, что в шиитских мечетях пространство является четко организованным за счет использования только одного входа на территорию мечети, а также за счет архитектурного решения внутреннего двора мечети, центром которого становится обширный водоем с зеркально отражающей главный купол мечети поверхностью. Верующему задается четкий вектор движения от входа к пространству михраба. Суннитские мечети имеют, как правило, несколько входов, источник в виде фонтана для омовений без зеркальной глади и, соответственно, более свободно-организованное пространство, чем шиитские мечети. Предстоит еще выяснить, как исторически с течением времени складывались эти различия, и полнее раскрыть факторы, влиявшие на этот процесс, чему, мы надеемся, будут посвящены наши следующие публикации.

Список источников

1. Аль-Халлаб Асифа. Эстетические основы исламского орнамента: дисс. ... к. иск. М., 1999. 179 с.

2. Гобадиан В. Традиционные климатические сооружения Ирана. Тегеран: Издательство Тегеранского университета, 1995. 199 с.

3. Голам Х. Развитие архитектурного орнамента Мавераннахра и Хорасана в XIV-XV вв.: дисс. ... к. ист. н. Душанбе, 2015. 192 с.

4. Ибрагимов И. А. Пространственно-ценностная ориентация и визуальная динамика храмового зодчества в христианстве и исламе: дисс. ... к. иск. Саратов, 2011. 176 с.

5. Маддепур М. Проявления духовной мудрости в исламском искусстве. Тегеран: Амир Кабир, 1996. 200 с.

6. Мотедаен Х. Мечети «Четыре крыльца» // Журнал изобразительных искусств. 1999. № 6. С. 3-9.

7. Онуллахи С. М. о. Тебриз в ХШ-ХУП веках (социально-экономическая история города): дисс. ... д. ист. н. Баку, 1982. 368 с.

8. Стародуб Т. Х. Эволюция типов средневековой исламской архитектуры: дисс. ... д. иск. М., 2006. 405 с.

9. Ходжатулла Р. К. Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана: Михраб. Айван. Купол: дисс. ... к. арх. М., 2008. 212 с.

10. Хоссейн С. Архитектура Мечеть Мира. Тегеран: Амир Кабир, 1999. 150 с.

11. Шариаты А. Шииты Алави и Шииты Сефевидов. Тегеран: Культурный фонд доктора Али Шариати, 2006. 158 с.

12. Golombek L., Wilber D. The Timurid Architecture of Iran and Turan: in 2 vols. Princeton: Princeton University Press, 1989. 848 р.

13. Habibi A. H. Honar-e Ahd-e Teymourian (Art of the Timurid Era). Tehran: Bonyad-e Farhang Publisher, 2007. 367 р.

14. Hillenbrand R. The Timurid Achievement in Architecture // A survey of Persian art from prehistoric time to the present: in 18 vols. / ed. by Abbas Daneshvari. Costa Mesa: Mazda Publisher, 2005. Vol. XVIII. Islamic period: From the end of the Sasanian Empire to the present. P. 235-245.

15. Necipoglu G. Geometric Design in Timurid/Turkmen Architectural Practice: Thoughts on a Recently Discovered Scroll and Its Late Gothic Parallels // Timurid Art and Culture: Iran and Central Asia in the Fifteenth Century / ed. by L. Golombek and M. Subtelny. Leiden: E. J. Brill, 1992. P. 48-66.

16. O'Kane B. Iran and Central Asia // The Mosque / ed. by M. Frishman and H. Khan. L.: Thames & Gudzon, 1994. P. 118-39.

17. O'Kane B. Timurid Architecture in Khurasan. Costa Mesa, Calif., USA: Mazda Publisher, 1987. 418 р.

18. O'Kane B. Timurid Stucco Decoration // Annales Islamologiques. 1984. № 20. P. 85-101.

19. u'j^.u' ^¿l* j uUjj-^ ^-^.^«^^.^y^ ^A .^iAja Ciljl^jjl. (Хабиби А. Искусство тимуридской эпохи. Тегеран, 1976. 1018 с.).

20. ^bm j ulj^l j^ ^jl^*-* j j^a .^m j*-^ m ^ji^jLK^a^ia jl^jl j ^iAja Cijljj;^ljt n>nl. ^VAV .oij«auujj^ j ^ j v Ciljl^ijl j i_jU. (Хашеми Г. С. М. Исламское искусство и архитектура в Иране и Центральной

Азии в период Ильханидов и Тимуридов. Тегеран, 2004. 300 с.).

Architectural Specifics of Iran Sunni and Shia Mosques

Aysan Daroudi

Saint Petersburg University aysan.darudi@gmail. com

The study aims to examine impact of Iran religious beliefs on architectural and spatial structure of the Muslim temple buildings belonging to the Sunni and Shia religious denominations. The work is devoted to analysing, for the first time in science, the volume-spatial composition of the Shia mosques compared to that of the Sunni ones in Iran architecture. The article is novel in that it studies architectural specifics dictated by peculiarities of the Sunni and Shia cults. The results show that the main distinctive feature separating the Shia mosques from the Sunni ones is precise organisation of believers' movements inside a mosque achieved by a number of architectural techniques reviewed in the article.

Key words and phrases: Iran architecture; mosque; Shia mosques; Sunni mosques; mosque's architectural and spatial structure.

УДК 7.01 Дата поступления рукописи: 16.04.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.5.41

Цель исследования заключается в выявлении архетипических схем трансформации образа (ментальных схем) на материале символистской драмы-сказки. В статье осуществляется когнитивный анализ пространства и его взаимодействия с персонажами в пьесах «Потонувший колокол» Гауптмана и «Ариана и Синяя Борода» Метерлинка. Научная новизна работы определяется смещением акцента с изучения дискретных функций персонажей в структуре общего действия сказки в сторону комплексного изучения сценария циклического развития образа. Полученные результаты показали, что ментальные схемы трансформации образа являются визуальной репрезентацией метафизического опыта драматургов и способствуют познанию природы человеческой души посредством искусства.

Ключевые слова и фразы: ментальная схема; трансформация образа; анализ пространства; драма-сказка; метафизический опыт; природа души.

Алесенкова Виктория Николаевна, к. иск.

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова alesenvic@gmail. com

Схемы ментальной трансформации образа в символическом пространстве драмы-сказки (на материале пьес «Потонувший колокол» Г. Гауптмана и «Ариана и Синяя Борода» М. Метерлинка)

Для подтверждения актуальности с самого начала следует отметить, что символистские пьесы являются оригинальным способом отражения философской мысли и заключают в себе знания о сокровенном мире, поэтому многие их них не только не нуждаются в постановке, но могут даже пострадать от сценического воплощения. «Потонувший колокол» и «Ариана и Синяя Борода» - два ярких тому примера. Вместе с тем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.