Архитектура жилья СССР 50-х годов: проблемы и пути их решения
Устюгова Наталья Викторовна,
старший преподаватель, кафедра архитектуры и градостроительства, Тюменский индустриальный университет, [email protected],
Конева Анастасия Владимировна,
аспирант, кафедра архитектуры и градостроительства, Тюменский индустриальный университет, [email protected]
Стандартизированное жилье, сооруженное промышленным методом хрущевской эпохи - ключевой образ социалистического государства, который преследует города России до сих пор. Со времен советского союза тенденция застройки жилых массивов почти не изменилась, хотя такой острой нехватки в жилье уже не наблюдается, но погоня за вводимыми квадратными метрами осталась. Города вновь и вновь приобретают мало чем отличающиеся друг от друга жилые кварталы, приводящие к проблеме монотонности и обезличивания городов, что в свою очередь влияет на психоэмоциональное состояние человека. Взаимосвязь архитектуры жилья и человека, изучается в разных научных сферах социологии, психологии, градостроительства, экономики. В поисках создания комфортных условия для проживания человека создавались методики проектирования, утопии и антиутопии.
В исследовании развития массового жилищного строительства центральным объектом является жилая ячейка - квартира и как неразрывная составляющая - жилая городская среда. Ключевые слова:индустриальное строительство, типовое жилье, панельные дома, секционные дома, типовая застройка.
Наиболее ярко выраженная архитектура жилья советского периода создавалась в послевоенное время, но несомненно на нее повлияли события, произошедшие до Второй мировой войны. Во-первых, большая доля городского жилья представляла собой ветхий фонд деревенского жилища, который быстро выходил из строя и его приходилось заменять новым. Лишь одна пятая строений в городах России была выстроена из камня. Во-вторых, переселенные после Октябрьской революции в богатые квартиры беднейшие слои населения были освобождены от квартплаты, что привело к быстрому износу жилого фонда, который до 1927 года превышал капитальные вложения в жилищное строительство. В-третьих, бурное развитие промышленности в годы индустриализации вызвало усиленный приток населения в города. В-четвертых, огромные разрушения, причиненные войной, крайне обострили положение с жильем и без того бывшего чрезвычайно острым. Еще меньше стала обеспеченность населения жильем, так как в годы войны было уничтожено 70 млн кв. метров жилой площади.Жилищное строительство отставало от быстрых темпов промышленного строительства. Уже к концу первой пятилетки выявилось резкое несоответствие между размерами промышленного и жилищного строительства. Всего за первую пятилетку было построено 27,5 млн м2, а прирост населения составил 12 млн чел. Таким образом, на каждого нового жителя было построено 2,3 м2. В результате расселение нового городского населения шло в основном за счет уплотнения старого жилого фонда, причем, обеспеченность жилой площадью за первую пятилетку понизилась. Эта тенденция продолжалась и в последующие годы, вплоть до конца 1950-х годов [6, с.61].
Социалистическая утопия сыграла важную роль в становление нового типа жилья, она преследовала не только цель в устройстве новых механизмов в обществе, но и в формировании нового мышления человека, не зависящее от прошлого и его традиций. В 50-х годах архитектура ориентирована была на уравнительную социальную утопию и ее обращение к утилитаристскому технологизму, но к концу 90-х утопические концепции распались и начался рост средового подхода и концептуализма. [2, с. 285-287]. При проектировании жилья учитывались социальные аспекты, демографические исследования и программы социально-экономического развития страны. Для архитектора необходимы были знания в области социологии, психологии и экологии. Социальная психология изучает общие и специфические закономерности возникновения, функционирования, развития общественно-психологических явлений и совокупность чувств, традиций, проявляющихся в психологии социальных групп, классов. Законы психологически-социальных факторов в первую очередь влияли на архитектуры жилья [4, с. 53-54].
В послевоенное время наступила новая эпоха в застройки городов - эпоха массового домостроения. За-
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м о
о см о см
о ш т
X
3
<
т О X X
дача в обеспечении населения жильём после разрушительных последствий войны стояла очень остро. Во главе управленческого аппарата СССР стоял Никита Хрущёв, именно он и стал инициатором перехода к индустриальным методам домостроения. Самым распространённым стало многоквартирное панельное жильё, быстровозводимые здания похожие друг на друга как две капли воды, быстро заполонили большие территории городов. Жильё быстро привели к стандартизации, появились серии планировочных решений и как следствие термин "типовое строительство". Строительная программа Хрущева предполагала в кратчайшие сроки обеспечить население жильем, внимание к качеству и комфорту не было времени уделять. Вскоре стали появляться домостроительные комбинаты, перед которыми стояла задача производства готовых деталей для типовых зданий. Главную роль в строительной программе Хрущева сыграл Виталий Лагутенко, он разработал серии типовых проектов, которые распространились по всей стране. Здания данных серий представляли собой пятиэтажные дома, состоящие из повторяющихся секций, главным приоритетом была экономическая целесообразность и быстрая возводимость. Каждая блок-секция такого дома имела свою лестничную клетку, что позволяло строить дома любой длины. Из-за быстрых темпов строительства, жильё строилось низкого качества и со сроком службы 25 лет, но предполагалось, что это жильё снесут до истечения срока и на его месте построят на порядок выше качеством новое жильё. В программе имелись существенные минусы, в какой-то мере она работала в ущерб городскому жителю, со сталинских времён общая площадь жилья на человека уменьшилась на 10%. В 20-е годы ХХ века на человека приходилось 8,2 квадратных метра, а в 50-е площадь сократилась до 7,4 квадратных метра [5, с. 196-197].
Основные требования хрущёвский строительной программы: - проста;
- строгость;
- экономичность решений;
- быстрота строительства;
Изначально хрущевские дома строились из кирпича, что не отвечало некоторым требованиям, таким как экономичность и быстрота возведения дома, вследствие возник метод сборки готовых деталей на строительной площадке, так родился термин "крупнопанельное строительство". Индустриальное строительство быстро развивалось по всей территории страны.Хрущев попытался и сумел остановить ухудшение в условиях нараставшего жилищного кризиса. Это была одна из немногих социальных проблем, которую в условиях советской власти партийно-государственная структура не только декларировала в постановлениях, но и сумела получить позитивные результаты. С конца 1950-х годов началось неуклонное возрастание объемов вводимых в строй жилых домов. Сначала было остановлено падение нормы жилой площади, а затем начался ее рост.
Проектирование и строительство крупноблочных и крупнопанельных домов поставило перед архитекторами новые задачи в области разработки фасадов. Пионеры крупноблочного строительства в Москве А.Буров и Б.Блохин использовали несколько композиционных приемов, варьируя типами блоков и разрезкой стены: обработка блоков в виде крупных квадратов, иллюзорная разрезка блоков на мелкие элементы («бриллиантовый» руст), двухрядная разрезка стены с декоративной обработкой блоков (известный дом на Ленинградском
проспекте, 1940 г.). И все же нельзя сказать, что композиционная разрезка и доминирование крупных блоков были большим достижением в разработке фасадов домов индустриального строительства. Это были лишь первые художественно-композиционные эксперименты.
Еще сложнее оказались художественные проблемы разработки фасадов крупнопанельных домов. Были использованы многие варианты, в том числе и накладные многоярусные ордерные пилястры, прикрывающие стыки панелей (Ленинград).
Появление крупнопанельных жилых домов поставило перед архитекторами новые художественно-композиционные проблемы.
Прежде всего, важно было найти в новых условиях такое решение фасада, которое и учитывало бы крупносборную конструктивную структуру и не выходило бы за пределы господствовавшей тогда неоклассики. Речь идет об этапе до внедрения в архитектуру хрущевского утилитаризма. Наибольший интерес представляют художественно-композиционные поиски структуры фасадов крупнопанельных домов И. Жолтовским, который был тогда лидером наиболее авторитетного творческого течения в структуре неоклассики - неоренессанс-ной школы. В 1932-1934 годах Жолтовский пользовался непререкаемым авторитетом в архитектурной среде. Архитекторы внимательно следили за всеми художественно-композиционными экспериментами Жолтовского. Сам он всю жизнь внимательно изучал формообразующие потенции архитектуры итальянского Ренессанса и нередко находил в нем неиспользованные формально-эстетические возможности. Жолтовского прежде всего интересовали проблемы, связанные с поисками художественно-композиционной структуры фасада многоэтажного здания. Причем поиски эти велись в рамках художественно-композиционной системы Ренессанса.
Метод работы Жолтовского имел свою специфику. Он начинал работы над очередным проектом с поисков классических аналогий, а затем трансформировал найденные аналогии, творчески развивал их. Он решил, что в крупнопанельных домах более рационально создавать гладкую стену, собираемую из одинаковых крупных стандартных элементов-панелей, и контрастно выделить только венчающий карниз (не консольный, а в виде короны - как во Дворце дожей) и богато обработанные первые этажи.
К сожалению, начиная реформировать архитектурно-строительную область, Хрущев сначала меньше всего думал о стилистике. Сначала его волновали две проблемы: первая - переход на индустриальное сборное строительство; вторая - внедрение в строительство типовых проектов.
Затем добавилась третья проблема - снижение стоимости строительства. И вот именно эта проблема вывела Хрущева на борьбу с излишествами, в разряд которых очень быстро попала ордерная стилистика, хотя отказ от архитектурного декора, как потом выяснилось, не был главным резервом снижения стоимости строительства. Но Хрущев патологически не принимал в архитектуре любой декоративный элемент, оценивал его как неоправданное излишество, что привело к совершенно другому внешнему виду жилых домов [6, с. 60].
К концу 50-х годов развитие строительной техники позволило перейти в крупных городах к строительству жилых зданий 7-10 этажей и даже 14. В основном такие дома размещались вдоль магистральных улиц или на
свободных участках, в основном это были индивидуальные проекты, что позволило архитекторам разрабатывать не только фасадные решения, но и сыграть главную роль в объемно-планировочных решениях. Именно в таком направление продолжил свою работу Жолтовский. По его проектам были построены дома с весьма экономичными секциями. На один лестнично-лифтовой узел приходилось 8 квартир, при ширине корпуса дома всего 19 метров. Квартиры были удобно спланированы, со встроенными шкафами [1, с. 229-230]. Такое решение гармонично смотрелось со стороны планировочных, фасадных и градостроительных решений.
Большие потребности и высокие темпы развития блочного строительства домов привело к уничтожению понятия «компактного города», характерного еще для сталинских времен, но в то же время это положило началу разработки самодостаточных кварталов. Наглядным примером может служить 9-й экспериментальный квартал «Черемушки» в Москве, который занимает участок площадью почти 12 га, вмещает в себя около 1000 квартир, торговые помещения, детские учреждения, школу, кинотеатр. Кроме того, в квартале была хорошо продумана досуговая часть жизни населения, дома были соединены дворовыми пространствами, включающие в себя спортивные уголки, детские игровые площадки и уголки тихого отдыха взрослого населения, а общественно-бытовые помещения полностью изолированы от жилых [3, с. 29].
Массовое строительство все чаще занимало свободные земли и привела данная ситуации к неуклонному росту городов с однотипными кварталами. Не редко встречались случаи, когда человек из родного города приезжал в другой и чувствовал себя как дома. В этом заключаются последствия хрущевских реформ - обезличивание городов. Масштаб перевода жилищного строительства на заводское изготовление привел к откровенному утилитаризму. В погоне за решением крупнейшей социальной проблемы - обеспечением жильем всех слоев населения архитектурная теория и критика пришла в упадок, а архитектура жилья потеряла свой художественный образ. В разработке типовых проектов мерилом главным оказались количественные показатели. Более того, разработанные серии демонстрировались публики на крупнейших инженерных выставках и на тот момент времени это выглядело вполне достойное достижение социального модернизма.
Литература
1. Былинкин, Н.П. История советской архитектуры (1917-1954 гг.) [Текст]Учеб. для архит. спец. вузов/ Н.П. Былинкин, А.В. Рябушин. - Москва: Стройиздат, 1985. -256 с.
2. Иконников, А.В. Утопическое мышление и архитек-тура.[Текст] / А.В. Иконников. - Москва: Архитектура - С, 2004. - 400 с.
3.Рудков, П.Г. Городское жилищное строительство [Текст] / П.Г. Рудков, Е.П. Федоров. - Москва: Стройиздат, 1964. - 109 с.
4. Тетиор, А.Н. Социальные и экологические основы архитектурного проектирования [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А.Н. Тетиор, - Москва: Академия, 2009. - 240 с.
5. Урбан, Ф. Башня и коробка: краткая история массового жилья [Текст]: пер. с англ. / Ф. Урбан. - Москва: StrelkaPress, 2019. - 296 с.
6. Хан-Магомедов С.О. Хрущевский утилитаризм: плюсы и минусы. [Электронный ресурс] С.О. Хан-Магомедов - Электрон. текстовые данные.// РААСН «Academia». 2006. № 4. 2012 - 65 с. - режим доступа: http://www.niitag.ru/info/doc/798
Architecture of housing in the USSR of the 50s: problems and
solutions Ustyugova N.V., Koneva A.V.
Tyumen Industrial University
Standardized housing, built by the industrial method of Khrushchev era - a key image of the socialist state, which persecutes Russian cities to this day. Since the times of the Soviet Union the tendency of housing estate development has not changed much, though there is no such acute shortage of dwelling space, but the pursuit of square meters has remained. Cities again and again acquire housing estates that differ little from each other, leading to the problem of monotony and depersonalization of cities, which in turn affects the psycho-emotional state of a person. The relationship between the architecture of housing and man is studied in different scientific spheres of sociology, psychology, urban planning and economics. In search of creating comfortable living conditions for a person, methods of design, utopia and anti-utopia were created.
In the study of development of mass housing construction the central object is a dwelling cell - an apartment and as an inseparable component - a living urban environment. Keywords: industrial construction, standard housing, panel
houses, sectional houses, standard development References
1. Bylinkin, N.P. History of Soviet Architecture (1917-1954) [Text]Study. for archetypes. Special. Universities/ N.P. Bylinkin, A.V. Riabushin. - Moscow: Stroyist, 1985. - 256 pp.
2. Iconnikov, A.V. Utopian thinking and architecture. [Text] / A.V.
Iconnikov. - Moscow: Architecture - C, 2004. - 400 pp.
3. Rudkov, P.G. Urban housing construction [Text] / P.G. Rudkov,
H.P. Fedorov. - Moscow: Stroyist, 1964. - 109 pp.
4. Tetyor, A.N. Social and Environmental Foundations of Architectural Design [Text] Teaching Manual for Students of
Higher Education/A.N. Tetyor, - Moscow: Academy, 2009. - 240 pp.
5. Urban, F. Tower and Box: Brief History of Mass Housing [Text]:
Per. with English. / F. Urban. - Moscow: Strelkapress, 2019. -296 pp.
6. Khan-Magomedov S.O. Khrushchev utilitarianism: pros and cons.
[Electronic Resource] C.O. Khan-Magomedov - Electron. text data. // RAASN «Academia». 2006. 4. 2012 - 65 pp. access: http://www.niitag.ru/info/doc/798
X X О го А С.
X
го m
о
м о м о