Научная статья на тему 'Архитектура каретных Сараев в купеческих усадьбах Балакова конца XIX – начала XX в'

Архитектура каретных Сараев в купеческих усадьбах Балакова конца XIX – начала XX в Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
414
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЕТНЫЕ САРАИ / РХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УБРАНСТВО И ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ / КАРЕТНИКОВ В УСАДЬБАХ БАЛАКОВА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ / PLANNING DECISION OF THE COACH HOUSES IN MANSIONS IN BALAKOVO IN THE LATE XIX – EARLY XX CENTURIES / COACH-HOUSE / ARCHITECTURAL AND ARTISTIC DECORATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зименкова Л. Д.

Рассматриваются каретные сараи в усадебных комплексах богатых купцов, периода конца XIX и начала XX вв. в Балакове, которые формировали дворовую среду. У богатого купечества экипажный каретник имеет репрезентативный характер и подчеркивается художественной стороной, гармонично включаясь в ансамбль усадьбы. В настоящее время в усадьбах Балакова выявлены 15 каретников, которые подразделяются на два типа: 1) каретная, виде отдельного здания; 2) каретная в составе хозяйственно-бытового блока. По этажности выявлены одноэтажные, двухсветные (с аттиковым этажом), двухэтажные. Рассмотренные каретные сараи имеют разнообразное архитектурно-художественное убранство и планировочное решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COACH HOUSE ARCHITECTURE OF THE MERCHANT MANSIONS IN BALAKOVO IN THE LATE XIX – EARLY XX CENTURIES

The coach houses in the mansions belonging to the rich merchant families of Balakovo in the late XIX – early XX centuries which created the specific environment of the courtyards are describes. Тhe coach houses of the rich merchants had a representation character and were in harmony with the ensemble of the mansion. At present there have been found fifteen coach houses in Balakovo which can be classified into two types: 1) a coach house as a separate building, and 2) a coach house as part of the service buildings and amenities. Regarding the number of floors in the buildings, there have been found single -storey constructions, two-storey including the attic, and two-storey coach houses. All the considered types of coach houses have various architectural and artistic decoration, as well as the planning design.

Текст научной работы на тему «Архитектура каретных Сараев в купеческих усадьбах Балакова конца XIX – начала XX в»

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

УДК 726.03; 726.5.05; 726.7.

Л.Д. Зименкова АРХИТЕКТУРА КАРЕТНЫХ САРАЕВ В КУПЕЧЕСКИХ УСАДЬБАХ БАЛАКОВА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.

Рассматриваются каретные сараи в усадебных комплексах богатых купцов, периода конца XIX и начала XX вв. в Балакове, которые формировали дворовую среду. У богатого купечества экипажный каретник имеет репрезентативный характер и подчеркивается художественной стороной, гармонично включаясь в ансамбль усадьбы. В настоящее время в усадьбах Балакова выявлены 15 каретников, которые подразделяются на два типа: 1) каретная, виде отдельного здания; 2) каретная в составе хозяйственно-бытового блока. По этажности выявлены одноэтажные, двухсветные (с аттиковым этажом), двухэтажные. Рассмотренные каретные сараи имеют разнообразное архитектурно-художественное убранство и планировочное решение.

Каретные сараи, архитектурно-художественное убранство и планировочное решение каретников в усадьбах Балакова конца XIX - начала XX вв.

L.D. Zimenkova THE COACH HOUSE ARCHITECTURE OF THE MERCHANT MANSIONS IN BALAKOVO IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

The coach houses in the mansions belonging to the rich merchant families of Balako-vo in the late XIX - early XX centuries which created the specific environment of the courtyards are describes. ne coach houses of the rich merchants had a representation character and were in harmony with the ensemble of the mansion. At present there have been found fifteen coach houses in Balakovo which can be classified into two types: 1) a coach house as a separate building, and 2) a coach house as part of the service buildings and amenities. Regarding the number of floors in the buildings, there have been found single -storey constructions, two-storey including the attic, and two-storey coach houses.

All the considered types of coach houses have various architectural and artistic decoration, as well as the planning design.

Coach-house, architectural and artistic decoration, planning decision of the coach houses in mansions in Balakovo in the late XIX - early XX centuries

Особой гордостью исторического Балакова являются кирпичные каретные сараи периода конца XIX и начала XX вв. в усадьбах богатых купцов [1]. Каретники, в свою очередь, являются одними из важных построек в дворовом пространстве, участвующие в регулярной планировочной структуре усадеб Балакова. Как правило, у богатых купцов экипажный каретник имел репрезентативный характер и художественно подчеркивался, гармонично включаясь в ансамбль усадьбы.

В настоящее время в усадьбах Балакова сохранились 15 каретников различного типа. Расположение этих строений в различных усадьбах имеет разнообразное решение. Чаще всего каретник располагается по оси главных ворот в глубине двора. Вид со стороны ворот по композиции завершается каретной. Они расположены по продольной или поперечной границе дворового пространства. По этажности выявлены: одноэтажные, двухсветные (аттиковый этаж), двухэтажные. По типу подразделены: первый - каретная виде отдельного здания; второй - каретная, конюшня, и хозяйственнобытовые помещения, различные по функциям, сблокированные в единый блок.

Первый тип каретных имеется в усадьбе по ул. Московской, 30 и в усадьбе купца Залогина (рис. 1, 2) [2]. Представляют собой отдельно стоящие здания прямоугольные в плане, двухсветные: 1 -этаж каретная, 2 - этаж аттиковый. Разделение на два яруса подчеркнуто междуэтажными поясами.

213

Верхняя центральная часть яруса в каретной по ул. Московской, 30 украшена по центру двумя оконными проемами, а в усадьбе Залогина - тремя арочными оконными проемами и обработаны кирпичной кладкой с лучковым завершением. По центру расположены въездные арочные ворота.

В усадьбе купца Менькова (рис. 4)в глубине двора доминирует двухэтажное здание хозяйственно-бытового назначения с каретником и конюшней. Эффективному восприятию постройки способствует раскрытие фасада в дворовое пространство. Здание имеет трехчастное деление фасада с симметричной композицией. Средняя часть здания выдвинута относительно боковых блоков и выделена ризалитом Главенствующим положением композиции является средняя часть с въездными воротами в каретную. Эта композиция усиливается вторым уровнем с тройным оконным проемом, подчеркнутым круглыми завершениями и где среднее окно доминирует своим размером. Центральная ось венчается живописным треугольным аттиком барочной формы. В боковом блоке, который примыкает к продольной и поперечной брандмауэрной стене (3), размещена конюшня с несколькими стойлами и хранением сена на втором уровне. Второй боковой блок, расположенный с другой стороны, имел складские и хозяйственно-бытовые помещения. Архитектурным украшением фасада является навесной деревянный балкон. Оси боковых блоков завершены аттиками.

Каретная с конюшней в усадьбе купца Стройкова-Якимова (рис. 3) [2] представляет собой вытянутый в плане блок с примыкающей с севера лавкой, а с южной стороны ее замыкает двухэтажный флигель. Центральной осью композиции блока является каретная, ее въездные ворота подчеркнуты надвратным арочным клинчатым архивольтом с центральным замковым камнем. Выше располагается фронтон с треугольным подъемом щипца над воротами, и расположенными по оси прямоугольными люкарнами, перекрытыми башенками в форме усеченной пирамиды, с полицами и шпилями. От оси ворот расположены парные оконца, перекрытые общим лучковым клинчатым сандриком с замковым камнем в центре. С севера каретная завершается сторожевой башней в два яруса, перекрытой высоким восьмигранным шатром с флюгером. Рядом с западной стороны расположены конюшни, въезд в которые подчеркивают ворота с лучковым завершением. В помещение конюшен сохранилось оборудование для содержания животных того периода, находящиеся на высоком технологическом уровне, это лотки для кормления, поения и удаления навоза.

Каретник на 2 экипажа в усадьбе Анисима Мальцева (рис. 6) [1] занимает первый этаж здания, на втором этаже находятся хозяйственно-служебные помещения. Прямоугольное двухэтажное с обширным подвалом кирпичное здание с четырехскатной кровлей и боковыми пристроями коммуникационного назначения. По крайней оси фасада с южной стороны на 1 этаже имеется проход, соединяющий дворы и лестницу, ведущую к помещениям 2 этажа. Главный (западный) фасад обращён в главный двор. Угловые фасады подчеркнуты ризалитами, глухими на первом этаже и с окнами на втором. Нижний этаж рустованный и имеет два больших проёма-ворота с лучковым завершением. Второй этаж имеет 5 оконных проёмов с наличниками и лучковыми сандриками. Окна фланкированы стилизованными пилястрами. Центральную часть завершает аттик с люкарной. Над люкарной - фриз с датой (1891) и треугольный фронтон с флюгером. Восточный фасад выходит в конюшенный двор и имеет также архитектурное решение, идентичное западному.

В усадьбе Паисия Мальцева (рис. 5) - каретная, конюшня, и хозяйственно-бытовые помещения, различные по функциям, сблокированы в единый блок, представляет протяженный прямоугольный объем постройки, расположенный длинными фасадами на улицу и в служебно-хозяйственный двор, а торцовый фасад закрепляет продолжение усадьбы [1]. Здание со стенами из красного кирпича разделено на два яруса и перекрыто двухскатной кровлей. Нижний, более высокий, и верхний ярусы выполнены в кладке, подобной дому дворовых. Поле стены разделяют горизонтальные линейные углубления. Угловые лопатки, обрамления ворот и калиток рустованы. Оконные проемы обработаны клинчатой кладкой с центральным замковым камнем. В нижнем ярусе имеются один дверной проем и сквозные ворота, соединяющие улицу с дворовым пространством. Имеются семь небольших квадратных оконных проемов производственного назначения и одно окно в служебном блоке. Верхний ярус разделен на шесть равновеликих частей, в центре которых размещается проем, переходящий в аттик треугольной формы. Проемы и аттик обработаны фигурной кладкой клинчатых и круглых форм, в проемах размещены филенчатые деревянные двери. Сохранились фигурные чугунные кронштейны, на которых размещались фонари, а сверху была устроена площадка, где производилась загрузка сена в верхний ярус, использовавшийся как сеновал. В плане здание разделено на три части: центральную - помещение для животных (сохранилась коновязь) - и две боковых, выполнявших подсобно-вспомогательные функции, здесь размещались каретная и прачечная. Выявленные каретники участвуют в структуре усадеб Балакова и гармонично объединяют в себе художественную и ути-

литарную стороны, обогащающие архитектуру внутреннего двора и подчеркивающие репрезентативный характер усадьбы.

Выводы

Статья раскрывает дворовую среду в купеческих усадебных комплексах богатых купцов, периода конца XIX и начала XX в. в Балакова. Одной из важных построек в дворовом пространстве и в структуре усадьбы являются каретники. Каретник имеет репрезентативный характер, подчеркивающий художественную сторону, гармонично включаясь в ансамбль усадьбы. В настоящее время в усадьбах Балакова выявлено 15 каретников, которые подразделяются на два типа: 1) каретная виде отдельного здания; 2) каретная в составе хозяйственно-бытового блока. По этажности выявлены: одноэтажные, двухсветные (с аттиковым этажом), двухэтажные. Рассмотренные каретные сараи в усадьбах богатых купцов выявляют разнообразное архитектурно-художественное убранство и планировочное решение. Каретники, являясь раритетом историко-архитектурного наследия Балакова, в настоящее время разрушаются, а некоторые утрачены, что требует постановки на учет и охрану государства, а также проведения реставрации регенерации памятников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попова Н.А. Балаково. Историко-архитектурное наследие / Н.А. Попова. Саратов: Изд-во «Епархия», 2008. С. 140.

2. Зименкова Л.Д. Архитектура конюшен и каретных построек в купеческих усадьбах Балаково / Л.Д. Зименкова, А.Д. Гребенюк // Архитектурное наследие исторических городов: материалы Всерос. науч. конф. Саратов: СГТУ, 2012. С. 125.

3. Зименкова Л.Д. Архитектура ворот оград и брандмауэрных стен в ансамблях купеческих усадеб Балаково / Л.Д. Зименкова, С. Зотова // Архитектурное наследие исторических городов: материалы Всерос. науч. конф. Саратов: СГТУ, 2012. С. 130.

4. Нащокина М.В. Русская усадьба / М.В. Нащокина // Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 12. М.: Жираф, 2006. С. 870.

Зименкова Лилия Дмитриевна -

соискатель кафедры «Архитектура» Балаковского института техники, технологии и управления Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Liliya D. Zimenkova -

Postgraduate

Department of Architecture,

Balakovo Institute of Engineering, Technology and Management

Part of Gagarin Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 17.09.12, принята к опубликованию 20.02.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.