Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ'

АРХИТЕКТУРА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ФОЛК-ХИСТОРИ / ПСЕВДОИСТОРИЯ / ПРОГРАММА "ОБСЕРВАТОРИЯ" / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / ИСТОРИЯ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нигматуллина Танзиля Алтафовна

Актуальность статьи определяется необходимостью изменения системы исторического образования в стране, обусловленная вызовами времени. Особое внимание уделяется причинам, которые приводят к снижению интереса обучающихся к истории, а также проблемам исторического образования в мире в целом. Автор анализирует результаты социологического опроса, лучшие практики вуза, направленные на сохранение исторической памяти, формирование в детской и молодежной среде общероссийской гражданской идентичности, нравственно-этических ценностей и активной жизненной позиции, воспитание бережного и уважительного отношения к историческому и культурному наследию народов Российской Федерации и мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE OF HISTORY EDUCATION: CHALLENGES OF THE TIME

The article is a response to the need in changing the system of History education in the country, that is caused by the challenges of the time. Particular attention is paid to the reasons that lead to a decrease in students' interest in history, as well as the problems of history education in the world. The author presents the results of a sociological survey, the best practices of the university, aimed at preserving historical memory, the formation of an all-Russian civic identity, moral and ethical values and an active life position of children and youth, as well as fostering a careful and respectful attitude to the historical and cultural heritage of the peoples of the Russian Federation and the world.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»

Танзиля Нигматуллина

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ 1037492ДTN0.202ШЛ.003

Архитектура исторического образования: вызовы времени

Актуальность статьи определяется необходимостью изменения системы исторического образования в стране, обусловленная вызовами времени. Особое внимание уделяется причинам, которые приводят к снижению интереса обучающихся к истории, а также проблемам исторического образования в мире в целом. Автор анализирует результаты социологического опроса, лучшие практики вуза, направленные на сохранение исторической памяти, формирование в детской и молодежной среде общероссийской гражданской идентичности, нравственно-этических ценностей и активной жизненной позиции, воспитание бережного и уважительного отношения к историческому и культурному наследию народов Российской Федерации и мира.

Ключевые слова: историческое образование; историческое сознание; фолк-хистори; псевдоистория; программа «Обсерватория»; гражданственность; проектная работа; история в вузе.

Без памяти - нет истории, без истории - нет культуры, без культуры - нет духовности, без духовности - нет воспитания, без воспитания - нет человека,, без человека - нет народа.

В.А. Караковский, член-корреспондент РАО, лауреат премии Президента Российской Федерации, народный учитель СССР

Значимость исторического образования для формирования личностных качеств детей и молодежи, их гражданской позиции, патриотизма, ответственности за происходящее сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Вместе с тем интерес к истории у подрастающего поколения снижается, о чем свидетельствуют многочисленные социологические опросы и тот факт, что уровень знаний обучающихся в рамках этого предмета далеко не всегда соот-

Нигматуллина Танзиля Алтафовна,

доктор политических наук, доцент; директор, заведующая кафедрой политологии, истории, теории государства и права Башкирского института социальных технологий (филиала) образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» (Уфа), vova-velc@yandex.ru

ветствует вызовам времени. Понятно, что это вызывает тревогу и ученых, и политиков, и педагогического сообщества.

19 ноября 2019 г. в Казани прошло Всероссийское совещание учителей истории и обществознания, где обсуждались проблемы исторической науки, прежде всего фальсификации истории, в том числе отрицание давно известных фактов. В качестве примера приводится книга историка Е. Панасенкова об Отечественной войне 1812 года, где он оценивает это событие как «абсолютно провальную для русской армии кампанию, а главнокомандующего Михаила Кутузова - как очень посредственного командира: «Все сражения войны 1812 года, абсолютно все проиграны русской армией. Наполеон делал что хотел, он пришел и ушел. Прессы нет, крестьяне читать не умеют, а мы можем объявить все что угодно победой,, просто объявить, и все. Это мое открытие». Е. Панасенков» [3].

Это далеко не единичный случай фальсификации истории: сюда можно отнести и оценку рядом стран роли Советского Союза в Великой Отечественной войне, появление новых версий значимых исторических событий, призывы отдельных ученых переписать историю нашего государства и многие другие факты. Распространение квазинаучных трудов по истории — «фолк-хистори», псевдоистории — привело к заметному снижению авторитета официальной истории, изменению социокультурной атмосферы в обществе и, как следствие, к утрате традиционных духовно-нравственных идеалов.

Но это не единственная причина происходящих метаморфоз в системе исторического образования. Назовем основные из них:

1. Определенная консервативность подхода ряда

школьных учителей и вузовских преподавателей

к этой дисциплине, которая проявляется в том, что

во главу угла ставится лишь хронология событий (точнее, заучивание обучающимися исторических дат), а также использование традиционных объяснительных методов без учета возможностей детей к самостоятельной познавательной деятельности;

2. «Необходимость обновления учебников истории, которые представляются школьникам скучными и догматичными; недостаточное внимание к развитию исторической эмпатии, осознания учениками специфики образа жизни и мыслей людей других культур и времен» [1];

3. Сегодняшнее цифровое поколение гораздо реже берет в руки книгу, а уж научную, в том числе историческую, и того меньше, предпочитая познавать мир с помощью интернета (причем с самого раннего возраста), в котором размещена в достаточно большом количестве в том числе и недостоверная информация, что также оказывает влияние на восприятие реальной истории молодежью, формирование их мировоззрения, идеологии, идентичности. Здесь, безусловно, важна роль учителя, способного не только грамотно преподнести исторические факты и объяснить наличие разных мнений по тому или иному вопросу, но и убедить обучающихся в том, что знание истории необходимо каждому, поскольку «история — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни» (Марк Туллий Цицерон), а «не любить историю может только человек, совершенно неразвитый умственно» (Н.Г. Чернышевский), подкрепив эти афоризмы конкретными примерами. О том, что это действительно серьезная проблема,

требующая решения, свидетельствуют и данные проведенного нами опроса молодежи в возрасте 16-21 года (обучающиеся колледжей и вузов гуманитарных направлений), проведенного в сентябре 2020 г. Всего

было опрошено 146 человек. Приведем примеры вопросов и ответов, непосредственно связанных с тематикой данной статьи.

На вопрос «Ваше мнение о дисциплине «История» — ответы распределились следующим образом: «Это очень интересный предмет» — 66,7%, «Особого интереса к истории у меня нет» — 31,1%, «Не люблю историю» — 2,2 %. Казалось бы, большинство опрошенных положительно оценивают этот предмет, но и число тех, кому он совершенно не интересен, достаточно велико — в целом 33,3%, то есть каждому третьему.

На вопрос «Является ли, по вашему мнению, знание истории важным для человека?» были даны такие ответы: «Да, безусловно» — 62,2%, «Возможно, но не думаю, что это знания первой важности» — 37,8%.

Интересна статистика ответов на вопрос «Согласны ли вы с мнением, что человек должен знать историю своего народа и государства?»: «Да, ведь человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» — 60,2%, «Знание истории своего государства и народа в реальной жизни бесполезны» — 28,3%, «Воздержусь от ответа» — 11,5%. Казалось бы, всего чуть более трети опрошенных, но если проценты перевести в цифры, то это примерно 58 человек: из 146 респондентов — довольно много.

Объяснение находим в следующем ответе: 40% считают, что хорошо знают историю России, 11,1% воздержались от ответа, 44,5% не уверены в своих знаниях. Свой вариант ответа: «Знаю основное», «Знаю главные события» — дали 4,4%. Здесь, наверное, представлены самые реальные цифры, согласно которым лишь 27 человек действительно интересуются историей своей Родины и знают ее.

Об этом свидетельствуют и ответы на конкретные вопросы, например, такие: «Какой император России

и когда отменил крепостное право?», «В каком году было восстание декабристов?», «Кто был первым президентом Советского Союза?» и т. п.: число верных и неверных ответов примерно одинаково.

При этом 100% респондентов знают, что Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года (и это благодаря масштабным мероприятиям, связанным с 75-летием Великой Победы, проектам, которые были реализованы в образовательных организациях к этому празднику). А среди самых важных событий были названы распад СССР, отмена крепостного права, полет в космос Ю. Гагарина, Куликовская битва, Крещение Руси, Октябрьская революция 1917 года (перечислено в порядке снижения процентного соотношения). Нет ни одного ответа, где были бы названы, к примеру, падение татаро-монгольского ига, подвиг Дмитрия Минина и Кузьмы Пожарского (освобождение Кремля от интервентов), Бородинское сражение, Отечественная война 1812-1813 года, Первая мировая война, подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии, подписание Соглашения о создании СНГ и др.

Этот опрос — еще одно свидетельство об отрывочных знаниях нашей молодежи о том, что происходило в истории нашей страны. Но о какой гражданственности, каком патриотизме можно говорить, если знаковые события, наши победы, наши герои прошли мимо внимания молодежи и никак не сохранились в их памяти? Безусловно, все эти вопросы требуют решения, причем уже сегодня, поскольку завтра может быть поздно. Не случайно президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «... в мире идет жесткая борьба за умы, за идеологическое и информационное влияние. .Нам нужна постоянная, системная работа, которая защитила бы страну, нашу молодежь от этих ри-

сков, служила укреплению гражданской солидарности и межнационального согласия» [6]. При этом в качестве решающего инструмента формирования гражданских, патриотических качеств молодежи он назвал отечественную историю: «...Роль истории — ключевая в современной битве за умы».

Подчеркнем, вопросы преподавания истории актуальны для всего мирового сообщества. Об этом, к примеру, говорит тот факт, что в ноябре 2019 г. во Франции прошло заседание совета министров образования Совета Европы, повестка дня которого включала вопросы, касающиеся использования цифровых технологий в образовательном процессе и развития критического мышления, а также подходов к преподаванию истории. По итогам заседания принято два документа — министерская Декларация о гражданском воспитании в цифровую эпоху и Декларация европейских министров образования о создании Обсерватории по преподаванию истории в Европе. Основная задача последней — совместное непротиворечивое освещение исторических событий, а цель — изучение преподавания истории в разных странах, поиск общих подходов, лучших практик» [8].

В октябре 2021 г. Обсерваторией по преподаванию истории в Европе планируется проведение в Москве конгресса учителей истории, в рамках которого состоится круглый стол по вопросам преподавания истории Второй мировой войны в европейских странах, создания совместных учебников нового поколения, роли устной истории и музеев в преподавании. Казалось бы, диалог установлен, осталось реализовать намеченные планы.

Но при этом мы наблюдаем парадоксальную ситуацию. С одной стороны, Европа, лидеры многих других

стран позволяют себе некорректное отношение к России. Однако именно в этих странах ярко проявляет себя кризис национальной идентичности. Наглядный пример — Франция. И последствия такого кризиса руководство этих стран прекрасно осознает. Не случайно в рекомендациях совета министров Европы поднимается вопрос о преподавании истории в XXI веке. Одна из главных целей, согласно этим рекомендациям, — «. развитие у учащихся интеллектуальной способности анализировать и интерпретировать информацию критически и ответственно, через диалог, через поиск исторических свидетельств и через открытые дебаты на основе мультиперспективности, особенно в спорных и деликатных вопросах» [7]. И еще один важный постулат этого документа: «Преподавание истории в демократической Европе должно занять важное место в подготовке ответственных и активных граждан и стать решающим в развитии уважения ко всем видам различий, основываясь на понимании национальной идентичности и на принципах толерантности, играть жизненно важную роль в развитии фундаментальных ценностей, таких как терпимость, взаимопонимание, права человека и демократия» [7].

Ситуация с преподаванием истории — вопрос государственной важности, так как именно история формирует отношение общества к своему прошлому и, соответственно, настоящему. С учетом этого в октябре 2020 г. решением коллегии Министерства просвещения Российской Федерации была утверждена концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации» [4].

В концепции дано четкое определение того, что «курс «История России» служит «стержнем для формирования у молодого поколения общероссийской иден-

тичности, патриотизма, уважения к пути, пройденному предшествующими поколениями, историческому наследию и духовным традициям, основой для обеспечения защиты исторической правды, средством воспитания у молодых людей чувства сопричастности к судьбе страны, активности и ответственности гражданина, важнейшим связующим звеном в едином гражданском, культурном, образовательном пространстве страны, содержательной, деятельностной и практической основой обеспечения возможности для самореализации гражданина в условиях многонационального и поликультурного государства» [4, с. 4-5].

Реализовать поставленные концепцией цели и задачи позволяет проектная работа обучающихся с активным использованием метапредметных и межпредметных исследований, а также технологии формирования общечеловеческих и национальных ценностей детей и молодежи. Мы взяли за основу своих проектов ответ В.В. Путина на вопросы: «Как противостоять извращению истории? Попыткам ее переписать? Информационной войне?»: «Противостоять попыткам переписать и сфальсифицировать историю можно только аргументированной правдой» [2].

Приведу несколько примеров из нашей практики.

В течение ряда лет Башкирский институт социальных технологий проводит гражданско-патриотическую акцию, в рамках которой обучающиеся школ, колледжей и вузов республики встречаются с участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла, проецируют живые истории на историю своей семьи. Изданы три части книги «Дорогами огненных лет», в которых собраны бесценные документы. Результатом личного участия молодых людей в подобных акциях стала более объективная оценка исторических собы-

тий, осознание своей идентичности и гордости за свою страну.

Еще один проект носит название «Башкирский народный эпос «Урал-батыр» — достояние человечества». Это конкурс для обучающихся школ, колледжей и вузов, который в 2020 г. отметил свое десятилетие, стал визитной карточкой института и за эти годы приобрел статус международного. В чем его суть? В условиях глобального мира, интенсивной миграции, этнического возрождения проблемы воспитания у молодежи уважительного отношения и интереса к истории других культур и их носителям, развития умений продуктивного взаимодействия с людьми разных национальностей и вероисповедания приобретают особую значимость. «Россия, этносы, ее населяющие, сегодня живут в новой информационной и национально-культурной реальности, обусловленной стремительными глобальными трансформациями» [5, с. 108]. С одной стороны, глобализация способна расширить горизонты для взаимной информационной коммуникации, сближения культур, их диалога. С другой стороны, внешние факторы — обострение политической ситуации в международном масштабе, распространение ксенофобии, экстремизма, терроризма, вовлечение граждан, в том числе детей и молодежи в террористическую деятельность могут разрушить национальную самобытность, культурное многообразие мира, свободу личности, вызвать напряженность в межцивилизационных отношениях. А эпос «Урал-батыр» заслуженно называют «образцом народной педагогики», в котором отражены все универсальные общечеловеческие ценности. И знакомство с героями эпоса (сегодня даже в Индии, Израиле, Аргентине, не говоря уже о европейских странах, знают эпос башкир) мотивирует участников к знакомству

с эпосом своего народа, помогает им окунуться в мир истории, понять глубинные корни традиций и культуры этноса и поделиться этими знаниями с другими.

Количество участников в целом составило более 10 тысяч человек, нас все больше. Понятно, что в мировом масштабе это немного, но для каждого участника это осознание своей идентичности, проявление интереса к истории разных народов, их культуре и традициям, понимание значимости исторических событий и их влияния на судьбу страны, людей, ее населяющих. И эти 10 тысяч детей и молодых людей выйдут в жизнь, понимая, что такое историческая правда.

Проектов у нас много. Это и вузовский музей «Наследие», экспозиции которого регулярно обновляются студентами, и проект «Моя малая Родина: виртуальная экскурсия», участие в котором принимают обучающиеся всего региона, в том числе и дети-инофоны: они предоставляют материалы об истории, культуре, традициях и героях своего народа и одновременно знакомятся с историей и культурой принимающей стороны, а результатом становится формирование на основе культурного плюрализма гражданской и этнокультурной идентичности, предполагающей позитивное социокультурное самоопределение — в нашем случае осознание принадлежности к полиэтничной России, в которой люди являются гражданами единого государства и одновременно представителями различных этнокультур.

Большой интерес в детской и молодежной среде вызывают и конкурсы на лучшее эссе о своем герое, и брейн-ринги под общим названием «Моя малая Родина — родной Башкортостан». Тематика мероприятий самая разная, но так или иначе связанная с историей, национальными традициями, культурой, берущими начало в далеком прошлом. Знакомство

с этими событиями, поиск документов, фотографий, осознание своей сопричастности истории — это, на наш взгляд, и есть аргументированная правда.

Историю делают люди, а это значит, что они должны ее знать. Именно эту цель преследуют наши проекты для детей и молодежи, непосредственными участниками которых они становятся.

Литература:

1. Битюков К.О., Ерохина М.С. Историческое образование в школах Европы // Метаморфозы истории. 2002. № 2. С. 293-304.

2. Заварзин В., Иманалиев К. Противостоять попыткам переписать историю можно только аргументированной правдой // Российская газета. 28.04.2020. URL: https://rg.ru/2020/04/28/protivostoiat-popytkam-perepisat-istoriiu-mozhno-tolko-argumentirovannoj-pravdoj.html (дата обращения: 08.01.2021).

3. «История» как инструмент политической борьбы за власть и умы электората // Образование в Москве. Яндекс.Дзен. 07.12.2019. URL: https://zen.yandex.ru/ media/obrmos_2/istoriia-kak-instrument-politicheskoi-borby-za-vlast-i-umy-eLektorata-5dde90d70c408a20fc3f6086 (дата обращения: 08.01.2021).

4. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Российское историческое общество. 18.09.2020. URL: https://historyrussia.org/sobytiya/podgotovlen-proekt-usovershenstvovannoj-kontseptsii-prepodavaniya-uchebnogo-kursa-istoriya-rossii.html (дата обращения: 08.01.2021).

5. Нигматуллина Т.А. «Герои нашего времени» в реализации современной российской молодежной политики // Вестник Казанского университета культуры и искусства. 2013. № 3. С. 108-111.

6. Путин: Идет жесткая борьба за умы // ИА SakhaNews. 04.07.2014. URL: https:// www.1sn.ru/109092.html (дата обращения: 08.01.2021).

7. Рекомендации Совета Европы о преподавании истории в XXI веке // Уроки истории. XXI век. 17.06.2013. URL: https://urokiistorii.ru/article/51771 (дата обращения: 08.01.2021).

8. Совместные подходы к использованию цифровых технологий и преподаванию истории обсудили в Париже // Российское образование. Федеральный портал. 27.11.2019. URL: https://edu.ru/app.php/news/mezhdunarodnyy-opyt/sovmestnye-podhody-k-ispolzovaniyu-cifrovyh-tehnol/ (дата обращения: 08.01.2021).

Tanzilya Nigmatullina,

Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Political Science, history, theory of State and Law, Director of the Bashkir Institute of Social Technologies (branch) of the Academy of Labor and Social Relations (the city of Ufa), vova-velc@yandex.ru

Architecture of History education: challenges of the time

The article is a response to the need in changing the system of History education in the country, that is caused by the challenges of the time. Particular attention is paid to the reasons that lead to a decrease in students' interest in history, as well as the problems of history education in the world. The author presents the results of a sociological survey, the best practices of the university, aimed at preserving historical memory, the formation of an all-Russian civic identity, moral and ethical values and an active life position of children and youth, as well as fostering a careful and respectful attitude to the historical and cultural heritage of the peoples of the Russian Federation and the world.

Keywords: History education; historical consciousness; folk history; «Observatory» program; citizenship; project work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.