Научная статья на тему 'Архитектура Индии в период правления Великих Моголов. Династия Бобура. Часть 1. Бобур, Хумаюн и акбар'

Архитектура Индии в период правления Великих Моголов. Династия Бобура. Часть 1. Бобур, Хумаюн и акбар Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
502
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОБУР / ДЖАХОНГИР / ШЕЙБАНИ ХАН / ХИНДУСТАН / ХУМАЮН / ТАХМАСП / ФАТЕХПУР СИКРИ / АГРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абкеримов Саид Абдулджелимович

Статья посвящена самому яркому периоду в становлении государства Индия династии Бабура Великим Моголам. Это период истории охватывает более 300 лет. Появление культовых сооружений мусульман изменило не только архитектурный стиль индийских городов, но и способствовало формированию современного облика Индии, который привлекает интерес множества туристов из разных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектура Индии в период правления Великих Моголов. Династия Бобура. Часть 1. Бобур, Хумаюн и акбар»

АРХИТЕКТУРА ИНДИИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ. ДИНАСТИЯ БОБУРА. ЧАСТЬ 1. БОБУР, ХУМАЮН И АКБАР Абкеримов С.А.

Абкеримов Саид Абдулджелимович - старший преподаватель, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена самому яркому периоду в становлении государства Индия династии Бабура - Великим Моголам. Это период истории охватывает более 300 лет. Появление культовых сооружений мусульман изменило не только архитектурный стиль индийских городов, но и способствовало формированию современного облика Индии, который привлекает интерес множества туристов из разных стран.

Ключевые слова: Бобур, Джахонгир, Шейбани хан, Хиндустан, Хумаюн, Тахмасп, Фатехпур Сикри, Агра.

Завоевание Бабуром в конце 15 века Индии положило начало династии Великих Моголов, которая правила страной до середины 19 века. Столь длительное влияние чуждой индийцам культуры принесло значительные перемены в историческом, религиозном и культурном укладе страны.

Столкновение мусульманского и индийского мировоззрения вылилось в появление неповторимых художественных и архитектурных шедевров. Период правления Великих Моголов ознаменован многочисленными научными открытиями, развитием точных наук и градостроительства. Появление культовых сооружений мусульман изменило не только архитектурный стиль индийских городов, но и способствовало формированию современного облика Индии, который привлекает интерес множества туристов из разных стран. Бобур родился в 1483 году, 14 февраля в провинции Фергана к востоку от Самарканда. Отец его Умар Шах был правителем Ферганы. В возрасте 11 лет он неожиданно был приведен к наследованию, в результате трагической гибели отца. Он оказался в компании правителей мелких провинций. Все они происходили от Тимура. Территории, которыми они владели, простирались от столицы Самарканда до долины Герат. Это северная часть территорий завоеванных Тимуром. Она включала Трансконсиану (от названия реки Оксус, ныне Аму-Дарья). Далее за Гиндукушем Кабул и Герат. По территории это примерно Испания с Португалией. Все наследники претендовали на владение этими территориями. Это было причиной постоянных войн между ними.

Самым значительными городами, в смысле архитектуры и культуры в целом были Самарканд, Бухара и Герат. Принцы не вели оседлый образ жизни, предпочитали кочевать. Все своё имущество они возили с собой. Их могущество измерялось количеством воинов и богатствами, а таке же трофеями завоеванными в результате войн. Самарканд постоянно переходил из рук в руки. Бобур недолго владел столицей. Он вынужден был оставить Самарканд ввиду скудности добычи, его воины разбежались. Было ему тогда 14 лет. Долго скитался, с ним оставалась небольшая группа самых преданных ему воинов. Как он позднее описывал в своих великолепных воспоминаниях, они использовали местечко Хаджент, как базу и совершали ночные рейды на соседние крепости и кишлаки.

Словом флибустьерствовали, были солдатами удачи. Постепенно Бобур отвоевал Ферганские территории. Препятствовал ему его младший брат Джахонгир. Позднее они заключили мирное соглашение и объединили усилия для завоевания Самарканда, которым владел в то время чужак - Шейбани-хан. Это им удалось, но не надолго.

Шейбани хан, через год вернулся и осадой взял Самарканд. Бобуру удалось уйти. Было ему 18 лет. Шейбани Хану удалось захватить и большую часть Ферганской долины, сохраняя власть в Самарканде. С Бобуром вновь осталось 200-300 человек. Как лидер он был очень популярен в народе. Бобур пересек Гинду-Куш и почти без сопротивления взял Кабул. Прежний правитель бежал в Кандагар. Это стало самым значительным событием в жизни Бобура. На все оставшиеся годы его жизни Кабул стал его базой. Даже в последующие годы, будучи в Индии, когда он готовился передать империю сыновьям, он рассматривал Кабул как свой дом. Вскоре он вновь захватил Самарканд при помощи персидского шаха Исмаила, шиита по религиозным воззрениям, а как известно все Тимуриды были суннитами. Эти противоречия привели в последствии к тому, что он потерял поддержку населения Самарканда и Шейбаниды вновь захватили город. Итак, он трижды потерял Самарканд. После этого он обратил свои взоры на восток - в Индию. Им было совершено пять экспедиций в Индию. Пятая и последняя из них началась в октябре 1525 года и закончилась полным триумфом. В 1526 году Бобур, войдя в Дели, был провозглашен императором Хиндустана. 15 марта 1527 года после ожесточенной битвы в районе Агры Бобур одержал победу над Раджпутаяси и стал императором большей части центральной части Хиндустана.

Поставив у руля в провинциях своих сыновей Камрана, Аскара и Хумаюна, сам Бобур предпочел остаться в Агре. В этот период жизни Бобура были построены великолепные памятники архитектуры.

При нем построен город Фатехпур Сикри, золоченые купола Агры. Теперь он всецело занялся мемуарами. Им создан ценнейший документ эпохи, отражены социальная структура, география, история страны, быт горожан, флора и фауна. Титул падишаха был отмечен в 1528 году пышными празднествами. Он все чаще болел и 26 декабря 1530 года скончался. Похоронен он был в Кабуле. Преемником его стал старший сын Хумаюн. Трое остальных сыновей Камран, Аскари и Хиндал всю жизнь досаждали ему бунтами, пытались его свергнуть, но безуспешно. И каждый раз Хумаюн, следуя завещанию отца, прощал их. Он был очень суеверен, на что указывают множество его поступков, описанных историками. Вступив на престол, он занялся реорганизацией двора, а в 1533 году лично заложил камень в фундамент нового города возле Дели. Назвали его Дин-Панах Убежище Веры. В него стали стекаться инакомыслящие из Турции и Персии. В результате Дин-Панах стал культурным центром, достойным традиций Самарканда и Герата.

Чтобы укрепить свою власть Хумаюну пришлось бороться с Султаном Бахадуром правителем Гуджарата и на востоке с Шер-Шахом. Справиться с первым ему помогли португальцы и довольно быстро. С Шер-Шахом все оказалось намного сложнее. В этот период Хумаюн перенес множество испытаний.

Гонения, скитания, голод, множество потерь. В это же время у него родился сын, наследник, названный Акбаром будущий император.

Гонения привели его в Персию, где он, наконец, был хорошо принят и обрел покой. Принял его Шах Тахмасп в городе Табризе.

Здесь он познакомился с великим художником Бехзодом. С 1543 по 1554 у него не было контактов с Индией, но в 1554 году умер Ислам-Шах (сын Шер-Шаха) и империя распалась на три части. Распри претендентов настолько ослабили их силы, что войска Хумаюна беспрепятственно, почти без борьбы вошли в Дели, и 23 июня 1554 года он уже восседал на троне отца. Оставшиеся годы его правления были на удивление мирными. Он посвятил их строительству, реорганизации административной системы, созданию библиотеки, поэтическим дискуссиями и развлечениям.

Смерть его была нелепой и случайной, он оступился на ступенях, ведущих с крыши библиотеки и через три дня, 27 января 1556 года скончался. Он, по мнению историков, был слабым правителем, но, несомненно, успешным. Главное наследие, оставленное им - это его сын Акбар. Наследнику было тогда тринадцать лет. Акбар

55

оказался неординарной личностью. Он пренебрег образованием и предпочел физическое развитие. Все его увлечения спортом и охотой отвлекали его от книг и воспитали из него императора-солдата - единственного типа императора, способного выжить в то время!

Все последовавшие за этим события, лишь подтвердили, несколько полезными оказывались эти его способности и увлечения. В результате правильно выбранной политике, в течение десятилетия он стал императором всего Раджастана северо западная часть Индии. Столицей он утвердил Агру, где построил множество каменных дворцов.

Но самым интересным, с точки зрения архитектуры, стал его новый проект, осуществленный на месте деревни Сакри. Начало строительства обозначено годом 1571. Он вырос на скале из твердого красного камня и целиком выстроен из него же. Назван он был Фетехпур-Сихри Фатехпур-Победа. Этот город сегодня является самым сохранившимся в мире городом-призраком. Климат Индии жесток для людей, но очень благоприятен для сохранности камня. Именно здесь получил развитие индийский стиль в архитектуре. Здания построенные из камня кажутся деревянными, т.к. приемы использованные мастерами, повторяют методы деревянной архитектуры других стран. В городе много причудливых зданий. Наиболее выдающиеся из них дворец Пандж Махал гарам шаха и дом Барбала-придворного шута, а так же дворец Джодх Бай.

Диван-и-Хас Акбара или зал приемов знаменит, как гениальной архитектурой, так и фундаментальностью.

При Акбаре были построены также крепости и дворцы в Аджмере, Лахоре, Аттоке, Амахабаде, Срингаре и Кашмире.

Великолепная архитектура Фатехпур-Сикри кажется мрачной, благодаря темному цвету красновато-коричневый камень из которого он построен. Непревзойденные достижения моголов в архитектуре относятся уже к следующим поколениям. Что же касается куполов в Индии, то это относится исключительно к мусульманской архитектуре и являются предметом отдельного исследования.

Город Фатехпур-Сикри был полностью населен только 14 лет, но годы проведенные здесь Акбаром были самыми созидательными и плодотворными в его жизни. Здесь им была собрана библиотека в двадцать четыре тысячи томов, а также создан специальный отдел, занимавшийся сбором информации и фиксацией всех исторических фактов и происходящих в настоящем. Назначен был на эту работу Абул-Фазл, ставший главным летописцем Акбара. Департамент художников, созданный им, в основном занимался иллюстрированием Акбар-наме и других трудов современников. За почти пятидесятилетнее правление Акбару удалось, путем последовательных реформ, перевести Хиндустан от военной диктатуры к государству управляемому развитыми гражданским учреждениями. Чрезвычайно интересно отношение Акбара к религиям. Он собирал проповедников ислама, индуизма, христианства и устраивал дискуссии, доходившие порой до откровенных перепалок. Сам при этом оставался третейским судьей. Он пытался примирить два течения ислама - суннитов и шиитов. Учредил свое течение «Дин и Илляхи», но оно не имело успеха и не прижилось. Иными словами, это был первый пример религиозной толерантности государства в истории. Акбар умер 15 октября 1605 года. Он был яркой, мощной и самодостаточной личностью.

Вот его теория правления: «Не позволяй различию в религии влиять на политику и не будь жестоким при исполнении наказаний. Окружай себя людьми, знающими своё дело. Если тебе приносят извинения, прими их». Период его правления был самым стабильным в истории Хиндустана. А также это был период бурного строительства городов и нового качества в архитектуре.

Список литературы

1. Бамбер Гасконье. «Вуликие Моголы» Лондон, 2013.

2. Историческая энциклопедия. Брокгауз и Эфрон, 1957.

3. Авасти Рама Шанкар. «Император Хумаюн», Аллахабад, 1967.

4. Велч Стюарт С. «Искусство древней индии», Нью-Йорк, 1963.

5. НоррисВильям. «Посол короля Вильяма у Аурангзеба». Калькутта, 1953.

АРХИТЕКТУРА ИНДИИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ. ДИНАСТИЯ БОБУРА. ЧАСТЬ 2. ДЖАХОНГИР, ШАХ ДЖАХАН И АУРАНГЗЕБ Абкеримов С.А.

Абкеримов Саид Абдулджелимович - старший преподаватель, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена самому яркому периоду в становлении государства Индия династии Бабура - Великим Моголам. Это период истории охватывает более 300 лет. Появление культовых сооружений мусульман изменило не только архитектурный стиль индийских городов, но и способствовало формированию современного облика Индии, который привлекает интерес множества туристов из разных стран.

Ключевые слова: Акбар, Шах Джахан, Хиндустан, Аурангзеб, Тахмасп, Фатехпур Сикри, Агра, Ист Инд Компани.

Завоевание Бабуром в конце 15 века Индии положило начало династии Великих Моголов, которая правила страной до середины 19 века. Столь длительное влияние чуждой индийцам культуры принесло значительные перемены в историческом, религиозном и культурном укладе страны.

Столкновение мусульманского и индийского мировоззрения вылилось в появление неповторимых художественных и архитектурных шедевров. Период правления Великих Моголов ознаменован многочисленными научными открытиями, развитием точных наук и градостроительства. Появление культовых сооружений мусульман изменило не только архитектурный стиль индийских городов, но и способствовало формированию современного облика Индии, который привлекает интерес множества туристов из разных стран.

Итак Бобур, затемХумаюн и наконец Акбар. Акбар умер 15 октября 1605 года. Он был яркой, мощной и самодостаточной личностью.

Из трех сыновей Акбара только старший Салим остался в живых. Двое других, Мурад и Даниял умерли от алкоголизма. И так, 24 октября 1605 года, Салим взошел на трон и провозгласил себя Джахонгиром, что означает «Покоритель мира». Историки были склонны считать его слабым, бесхарактерным и похотливым человеком. На самом деле, Джахонгир оказался одним из самых талантливых среди великих Моголов, особенно в вопросах эстетики, обладателем многих талантов и кипучей энергии. Он был чрезвычайно любознателен к окружающему миру, но одновременно жесток в наказаниях. Надо сказать, что склонность к садизму была присуща всем правителям, обладающим неограниченной властью, в то время. Во время правления Джахонгира были построены два знаменитых памятника архитектуры - гробница Итемад-Уд-Даула на северном берегу реки Джамна и Тадж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.