Научная статья на тему 'Архитектура индии в период правления Великих Моголов. Династия Бобура. Часть 2. Джахонгир, шах Джахан и Аурангзеб'

Архитектура индии в период правления Великих Моголов. Династия Бобура. Часть 2. Джахонгир, шах Джахан и Аурангзеб Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
585
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКБАР / ШАХ ДЖАХАН / ХИНДУСТАН / АУРАНГЗЕБ / ТАХМАСП / ФАТЕХПУР СИКРИ / АГРА / ИСТ ИНД КОМПАНИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абкеримов Саид Абдулджелимович

Статья посвящена самому яркому периоду в становлении государства Индия династии Бабура Великим Моголам. Это период истории охватывает более 300 лет. Появление культовых сооружений мусульман изменило не только архитектурный стиль индийских городов, но и способствовало формированию современного облика Индии, который привлекает интерес множества туристов из разных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектура индии в период правления Великих Моголов. Династия Бобура. Часть 2. Джахонгир, шах Джахан и Аурангзеб»

Список литературы

1. Бамбер Гасконье. «Вуликие Моголы» Лондон, 2013.

2. Историческая энциклопедия. Брокгауз и Эфрон, 1957.

3. Авасти Рама Шанкар. «Император Хумаюн», Аллахабад, 1967.

4. Велч Стюарт С. «Искусство древней индии», Нью-Йорк, 1963.

5. НоррисВильям. «Посол короля Вильяма у Аурангзеба». Калькутта, 1953.

АРХИТЕКТУРА ИНДИИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ. ДИНАСТИЯ БОБУРА. ЧАСТЬ 2. ДЖАХОНГИР, ШАХ ДЖАХАН И АУРАНГЗЕБ Абкеримов С.А.

Абкеримов Саид Абдулджелимович - старший преподаватель, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена самому яркому периоду в становлении государства Индия династии Бабура - Великим Моголам. Это период истории охватывает более 300 лет. Появление культовых сооружений мусульман изменило не только архитектурный стиль индийских городов, но и способствовало формированию современного облика Индии, который привлекает интерес множества туристов из разных стран.

Ключевые слова: Акбар, Шах Джахан, Хиндустан, Аурангзеб, Тахмасп, Фатехпур Сикри, Агра, Ист Инд Компани.

Завоевание Бабуром в конце 15 века Индии положило начало династии Великих Моголов, которая правила страной до середины 19 века. Столь длительное влияние чуждой индийцам культуры принесло значительные перемены в историческом, религиозном и культурном укладе страны.

Столкновение мусульманского и индийского мировоззрения вылилось в появление неповторимых художественных и архитектурных шедевров. Период правления Великих Моголов ознаменован многочисленными научными открытиями, развитием точных наук и градостроительства. Появление культовых сооружений мусульман изменило не только архитектурный стиль индийских городов, но и способствовало формированию современного облика Индии, который привлекает интерес множества туристов из разных стран.

Итак Бобур, затемХумаюн и наконец Акбар. Акбар умер 15 октября 1605 года. Он был яркой, мощной и самодостаточной личностью.

Из трех сыновей Акбара только старший Салим остался в живых. Двое других, Мурад и Даниял умерли от алкоголизма. И так, 24 октября 1605 года, Салим взошел на трон и провозгласил себя Джахонгиром, что означает «Покоритель мира». Историки были склонны считать его слабым, бесхарактерным и похотливым человеком. На самом деле, Джахонгир оказался одним из самых талантливых среди великих Моголов, особенно в вопросах эстетики, обладателем многих талантов и кипучей энергии. Он был чрезвычайно любознателен к окружающему миру, но одновременно жесток в наказаниях. Надо сказать, что склонность к садизму была присуща всем правителям, обладающим неограниченной властью, в то время. Во время правления Джахонгира были построены два знаменитых памятника архитектуры - гробница Итемад-Уд-Даула на северном берегу реки Джамна и Тадж

Махал, на южном берегу ниже по течению. Тадж Махал построен Хуррамом, сыном Джахонгира для жены Мумтаз-Махал, умершей в 1631 году. Тадж Махал заслуженно считается жемчужиной Мировой архитектуры, вершиной архитектуры Великих Моголов. Хурраму в 1616 году было поручено командование армией в Деккане. Он проявил себя великим полководцем и дипломатом. Отец объявил, что впредь он будет именоваться Шах Джаханом. В последствии, именно он, стал наследником престола империи Великих Моголов. Одной из заслуг Джахонгира является достижение его художниками вершин реализма в изображении людей, животных, растений с фотографической точностью.

Благодаря его требовательности к художникам, мы имеем сегодня портреты той эпохи. Произошло это благодаря переходу от многофигурных композиций при Акбаре, к более конкретным индивидуальным изображениям, с точной передачей характера предмета, портрета. Так же получили развитие аллегорические картины. Одна из них изображает императора Джахонгира с владыками Турции, Персии в виде льва и ягнят. У европейских художников было заимствовано изображение нимба над головой императора.

Император Джахонгир скончался 28 октября 1627 года от приступа астмы. Его супруга Нур-Джахан, которая за его спиной оказывала решающее влияние на управление империей, пережила его на восемнадцать лет. Ею был воздвигнут мавзолей Джахонгиру в Лахоре и меньший по размерам - себе.

24 января 1627 года на престол взошел его старший сын Шах Джахан. Его можно с уверенностью назвать выдающимся архитектором эпохи Великих Моголов. Еще в детстве он проявил большой интерес к архитектуре. Будучи юношей 15 лет он со вкусом перестроил предназначенные для отца, апартаменты в Кабуле, чем его очень впечатлил. 7 июня 1631 года, при родах, неожиданно умерла его жена Мумтаз Махал, которую он очень любил. Ее смерть потрясла Шаха Джахана. Два года он провел в трауре. Последующие годы император посвятил строительству величайшего сооружения в истории Великих Моголов - Тадж Махала (разговорная аббревиатура имени Мумтаз Махал). Многих архитекторов того времени связывают с постройкой этого монумента, но на самом деле единственными архитекторами Тадж Махала являются Шах Джахан и традиции Моголов. Работа началась в 1632 году, а в 1648 году завершена. Вспомогательные сооружения достраивались до 1653 года. Еще до завершения строительства Шах Джахан занялся другими еще более грандиозными проектами. Он построил дорогу из Лахора через Дели в Агру длинной 400 миль -непрерывную и прекрасную аллею деревьев, ставшую центральной осью его империи. В каждом из этих городов он построил великолепные дворцы из мрамора, снеся при этом многие старые постройки Акбара. В Дели он построил целый город, назвав его Шахджаханабад (известный сегодня как старый Дели). В отношении религий занимал агрессивную ортодоксальную позицию. В 1632 году он приказал разрушить все вновь построенные индуистские храмы, но старые не тронул. В то же время, любил индуистскую музыку. Время его правления стало золотым веком для литературы и поэзии. Позднее он стал более лояльным к индуистском религии, и даже высказывал сыну Аурангзебу за чрезмерную жестокость. Старший его сын Дара Шукох слыл эстетом и придерживался взглядов религиозной эклектики Акбара и Джахонгира. Он даже перевел на персидский язык священную книгу индусов с санскрита. Шах Джахан хотел видеть на троне Дару Шукоха, но Аурангзеб оказался более опытным полководцем. Ему удалось подавить сопротивление братьев. Он арестовал отца и 21 июля 1658 года взошел на трон. После этого ему пришлось еще несколько лет преследовать братьев, вплоть до их убийства. Шах Джахан прожил в заточении еще 8 лет и скончался 28 января 1666 года от приступа мочекаменной болезни. Похоронили его в мавзолее Тадж Махал рядом с женой.

Коронация Аурангзеба состоялась 5 июня 1659 года. В отличие от Шаха Джахана, он придерживался ортодоксального Ислама. При нем мусульмане доминировали над индуистами. Он был одержим исполнением законов Корана. Запретил исполнение музыкальных произведений, обожествление человека, написание исторических трудов, летописи его правления, модную одежду. Вернул налоги на индуизм, отмененные Акбарам 100 лет назад. При его правлении, а правил он полвека, индусы пострадали больше всего. Его взгляды и суждения раскололи Индию на два непримеримых лагеря. В архитектуре, однако, его достижения сравнимы с творениями предшественников.

Гробница его жены Дилраз Бону сравнима с Тадж Махалом и это несомненное достижение. Мечеть Аурангзеба в Красном Форте в Дели отличается еще более утонченной гравировкой на белом мраморе чем у скульпторов Шаха Джахана. Бадшани мечеть в Лахоре сравнима с Пятничной мечетью Шаха Джахана и даже выглядит более притягательной и успешной. Противостояние Аурангзеба и Раджастана имело фатальные последствия для Империи Моголов. Последнии годы своей жизни Аурангзеб провел в непрерывных войнах с принцами Раджастана, самым выдающимся из которых был Шиванджи.

Своими партизанскими войнами Шиванджи не давал покоя Аурангзебу при жизни и даже после смерти. Пытаясь присоединить Раджастан к империи Моголов, то побеждая, то терпя поражение, Аурангзеб настолько ослабил империю, что после его смерти она стала распадаться и несмотря на то, что после него было еще 9 императоров, он был последним, кого можно по праву назвать Великим Моголом. Умер он в 1707 году.

Если сравнивать деятельность императоров Великих Моголов начиная с вступления на трон Бабура в 1526 году и до смерти Аурангзеба в 1707 году, которая составила 181 год (а было их шестеро), то суммарная деятельность последующих 9 императоров составила 150 лет. Окончательный закат империи ознаменовался вторжением в 1738 году в Индию персов во главе с Надир Шахом. Он легко победил последнего из Великих Моголов Мохаммед Шаха, захватив Дели и устроил там бойню, убив 30 тысяч человек. Собрав добычу, персы покинули Индию. Добыча Нодир Шаха оказалась настолько огромной, что он издал указ еще находясь в Дели, отменяющий налоги в Персии в течение следующих трех лет. Кроме того он вывез с собой тысячу слонов и двести плотников. Сходство с действиями Тимура было почти полным. Империя Великих Моголов, после вторжения Нодир Шаха, распалась на множество мелких независимых государств. Именно благодаря этому британская Ист Инди Компани смогла распространить свою власть на весь субконтинент.

К XVIII столетию прежние соперники Британии - Португалия и Голландия были вытеснены французами. Французов англичанам удалось победить только в 1746 году после захвата крепости Пондишери, в результате длительной осады. Последующие годы Великие Моголы были марионетками в руках англичан. Политика проводимая англичанами при помощи Ист Инди Компани, жесткая по отношению к коренному населению, привела в 1857 году к Восстанию Сипаев, известного как Индийский Мятеж, которое было жестоко подавлено англичанами. Ответственность за события в Индии официально взял на себя от имени Британской короны Парламент.

В дальнейшем это привело к обретению Индией независимости. Так закончилась история Империи Великих Моголов, сыгравшая решающую роль в становлении современного государства Индия, продолжавшаяся более трехсот лет и оставившая человечеству величественные памятники архитектуры.

Список литературы

1. Бамбер Гасконье. «Вуликие Моголы» Лондон, 2013.

2. Историческая энциклопедия. Брокгауз и Эфрон, 1957.

59

3. Авасти Рама Шанкар. «Император Хумаюн», Аллахабад, 1967.

4. Велч Стюарт С. «Искусство древней индии», Нью-Йорк, 1963.

5. НоррисВильям. «Посол короля Вильяма у Аурангзеба». Калькутта, 1953.

ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА XV ВЕКА В ИТАЛИИ Ахмеджанова У.Б.

Ахмеджанова Умида Баходировна - старший преподаватель, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: история мировой культуры - достаточно обширная тема, охватывающая историю разных цивилизаций в разные эпохи. В связи с этим автор поставил перед собой задачу - осветить только один раздел - культуру Возрождения. Вместе с тем, эта эпоха чрезвычайно насыщена важнейшими для истории человечества событиями и открытиями.

Ключевые слова: Возрождения, архитектуре, скульпторов, купол собора, искусства, здания, церковь.

Новое направление в архитектуре Италии XV века раннее и отчетливее, чем где-либо, проявилось во Флоренции. Зодчие раннего Возрождения унаследовали от средневековых мастеров многие из приемов строительной техники. Таковы в частности, кладка стен зданий из кирпича с последующей облицовкой камнем, применение крестовых, цилиндрических, сомкнутых сводов из кирпича, плоских деревянных, балочных и стропильных перекрытий.

Родоначальником нового направления в архитектуре явился Брунеллески Филиппо, родился в 1377 году во Флоренции. Филиппе с раннего возраста обучался чтению, письму и счету, а также немного латыни отец его был нотариусом и думал, что сын займется тем же. С ранних лет он проявлял интерес к рисованию и к живописи и занимался этим очень успешно. Когда отец решил, согласно обычаю, обучать его ремеслу, Филиппе выбрал ювелирное дело, и отец, будучи человеком разумным, с этим согласился. Благодаря своим занятиям живописью Филиппе скоро стал профессионалом в ювелирном ремесле. В 1401, участвуя в конкурсе скульпторов выигранном Л. Гиберти, Брунеллески выполнил бронзовый рельеф Принесение в жертву Исаака Национальный музей, Флоренция для дверей флорентийского баптистерия. Этот рельеф, выделявшийся реалистическим новаторством, оригинальностью и свободой композиции, явился одним из первых шедевров ренессансной скульптуры. Проиграв на этом конкурсе Лоренцо Гиберти он сосредоточил свое внимание на архитектуре. Около 1409 Брунеллески создал деревянное распятие в церкви Санта-Мария. Это распятие находится ныне в церкви Санта Мария Новелла между капеллой Строцци и капеллой Барди да Вернио и почитается верующими, как святыня. Филиппе располагал крупным состоянием, имел дом во Флоренции и земельные владения в ее окрестностях. Он постоянно избирался в правительственные органы Республики.

Поездка в Рим вместе с Донателло, где мастера изучали памятники античного искусства, имела решающее значение для Брунеллески в выборе им своего главного призвания. Наиболее ранними из крупнейших произведений Брунеллески был купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции 1420-1436. Сооружение купола над алтарной частью базилики, начатой в 1295 году, а законченной в 1367 году зодчими Джотто и Андреа Пизано, для средневековой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.