Научная статья на тему 'Архитектура и образование: учреждения дополнительного образования в России конца XIX – начала XX веков'

Архитектура и образование: учреждения дополнительного образования в России конца XIX – начала XX веков Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура / дополнительное образование / исторические предпосылки / архитектурно-планировочные решения / педагогические условия. / architecture / additional education / historical prerequisites / architectural and planning solutions / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Короткова Анна Сергеевна

Статья посвящена архитектурным аспектам развития учреждений дополнительного (внешкольного) образования конца 19 начала 20 веков. Рассмотрен период формирования новой области педагогической деятельности внешкольное образование, которое впоследствии станет основой для современной системы дополнительного образования в России. Дан анализ архитектурной среды и требований к ней с учетом многообразия форм, методов и подходов к реализации внешкольного образования, а также переход к строительству специально предназначенных зданий в начале XX века. Анализируется влияние педагогических требований на архитектурные решения, сформулированные в это время, и их роль в создании функциональных и эстетически привлекательных образовательных пространств. Рассмотрены исторические предпосылки формирования новой типологии зданий. Изучение этого исторического периода позволяет расширить представление о возможных формах реализации образовательных программ и применить полученные знания для улучшения современных образовательных стандартов и потребностей общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecture and education: institutions of additional education in Russia of the late XIX – early XX centuries

The article is devoted to architectural aspects of the development of institutions of additional (out-of-school) education of the late 19th early 20th centuries. It considers the period of formation of a new field of pedagogical activity out-of-school education, which later became the basis for the modern system of supplementary education in Russia. The analysis of architectural environment and requirements to it is given, taking into account the diversity of forms, methods and approaches to the realization of extracurricular education, as well as the transition to the construction of specially designed buildings in the early XX century. The influence of pedagogical requirements on architectural solutions formulated at this time and their role in creating functional and aesthetically attractive educational spaces is analyzed. The historical prerequisites for the formation of a new typology of buildings are considered. The study of this historical period allows to expand the idea of possible forms of implementation of educational programs and to apply the obtained knowledge to improve modern educational standards and needs of society.

Текст научной работы на тему «Архитектура и образование: учреждения дополнительного образования в России конца XIX – начала XX веков»

Архитектура и образование: учреждения дополнительного образования в России конца XIX - начала XX веков

Короткова Анна Сергеевна

преподаватель ВШПГиДС ИСИ, университет Петра Великого

Санкт-Петербургский политехнический

Статья посвящена архитектурным аспектам развития учреждений дополнительного (внешкольного) образования конца 19 - начала 20 веков. Рассмотрен период формирования новой области педагогической деятельности - внешкольное образование, которое впоследствии станет основой для современной системы дополнительного образования в России. Дан анализ архитектурной среды и требований к ней с учетом многообразия форм, методов и подходов к реализации внешкольного образования, а также переход к строительству специально предназначенных зданий в начале XX века. Анализируется влияние педагогических требований на архитектурные решения, сформулированные в это время, и их роль в создании функциональных и эстетически привлекательных образовательных пространств. Рассмотрены исторические предпосылки формирования новой типологии зданий. Изучение этого исторического периода позволяет расширить представление о возможных формах реализации образовательных программ и применить полученные знания для улучшения современных образовательных стандартов и потребностей общества.

Ключевые слова: архитектура; дополнительное образование; исторические предпосылки; архитектурно-планировочные решения; педагогические усло-

Актуальность исследования

Дополнительное образование играет ключевую роль в обеспечении высокого уровня знаний и реализации концепции обучения в течение всей жизни. Современная педагогика рассматривает учреждения дополнительного образования как социально-педагогические системы, ориентированные на личностное развитие учащихся, их творческие и интеллектуальные способности, а также на профессиональное самоопределение. Изучение истории и эволюции этих учреждений имеет важное значение для понимания современных требований к проектированию и для определения стратегий развития образовательной инфраструктуры. Архитектура таких учебных заведений способствует созданию условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся.

Период конца XIX - начала XX века был временем значительных социальных и культурных преобразований в России, что отразилось в росте просвещения и расширении сети образовательных учреждений. Изучение архитектуры этих зданий позволяет расширить представление об образовательной среде и формах реализации образовательных программ того времени. Анализ архитектурных решений помогает понять, как культурные и образовательные тенденции конца XIX - начала XX веков нашли свое отражение в строительстве и дизайне учебных заведений. Это, в свою очередь, позволяет изучить влияние педагогических требований на архитектуру, что особенно важно для создания функциональных и эстетически привлекательных образовательных пространств.

Исторический контекст данного периода интересен тем, что в это время происходило интенсивное развитие просветительских инициатив, расширение сети образовательных учреждений и соответственно строительство инфраструктурных объектов. В частности, создание народных домов, библиотек, вечерних школ и других учреждений дополнительного образования стало важной частью культурного, образовательного и архитектурного ландшафта России.

Знания, полученные в ходе исследования архитектуры учреждений дополнительного образования конца XIX - начала XX веков, можно применить и в современное время. Они могут быть использованы при проектировании и реставрации современных образовательных учреждений, учитывая исторический контекст и адаптируя его к современным потребностям.

Основная часть. В качестве первых примеров реализации дополнительного образования в России выделяют Сухопутный шляхетский корпус, открытый в 1731 году в Петербурге обществом русской словесности. Ученики занимались литературным творчеством и издавали свои работы. Другим примером можно считать первый детский парк для развлечений внука Екатерины II. В этот же период в дворянских домах появляются домашние театры, следует отметить, что театральное творчество является актуальной формой дополнительного образования и в настоящее время [1].

В системе дополнительного образования конца XIX-начала XX веков можно выделить две основные организационные формы: клубы, расположенные в общеобразовательных учреждениях и внешкольные клубы со своей собственной образовательной концепцией. При первой форме педагоги как правило только курировали процесс, отдавая инициативу учащимся, например, в Московской гимназии А. Кирпичниковой вместо учебных занятий один раз в неделю устраивался клубный день [2]. Первые детские и подростковые клубы были открыты Л. И. Глыбовым в Чернигове (1862 г.), П. Ф. Лесгафтом в Санкт-Петербурге (1901 г.). Данные заведения специа-

X X О го А С.

X

го т

о

2 О

м ■р»

сч о сч

<JD

О ш ш

X

<

m О х

X

лизировались на развитии физического воспитания наряду с интеллектуальным [3]. Вторая форма реализовывалась в независимый организациях, как специализированных для детей, так и в структуре "Народного дома".

Народные дома как отдельный архитектурный тип впервые появились в Великобритании, где в 1887 году в Лондоне архитекторы Дж. Джонсон и А. Мисон построили Народный дворец. Затем концепция распространилась по Европе. В 1895 году на Нижегородской Всероссийской выставке А.Н. Померанцев представил модель "Народного дома", которая включала лекционные аудитории с театральной сценой, читальни и различные помещения [4]. Эта модель легла в основу строительства около 200 зданий обществом трезвости. В России практика строительства Народных домов, особенно в городском и земском самоуправлении, охватывала широкий спектр образовательных функций, среди крупнейших — Лукьяновский народный дом в Киеве, Санкт-Петербургский имени Николая II, Челябинский, Сергиевский и Алексеевский в Москве. [5].

В начале XX века в России насчитывалось 11 народных домов, которые спроектировали архитекторы как Ф.О. Шехтель и П.П. Ру-давский. Проекты Народных домов включали библиотеки, театральные и лекционные залы, школы воскресного дня и вечерние классы, иногда музеи. Финансирование этих проектов осуществлялось как за счёт государственных, так и частных средств. [6]

В 1904 году в Москве, на Введенской площади, состоялось открытие значимого культурного учреждения — "Народного дома". Этот объект знаменует собой важный момент в развитии культурно-образовательного пространства города, предоставляя платформу для одного из первых независимых детских клубов в столице [7]. В данном архитектурном объекте, созданном И.А. Ивановым-Шицом, народный детский сад и клуб для детей старшего возраста. Пространственное решение здания позволило аккомодировать клубные помещения, включая обширный зал, пару освещённых коридоров, выполняющих роль фойе, а также большое помещение, которое использовалось как буфет во время проведения театральных представлений и как читальный зал в прочее время. Библиотечные коллекции клуба включали обширный ассортимент книг, образовательных игр, игрушек и разнообразных художественных ресурсов, что способствовало культурному и интеллектуальному развитию посетителей. Для обеспечения образовательной поддержки и надзора за деятельностью в клубе постоянно находился один из преподавателей, что гарантировало поддержание высоких стандартов образовательного процесса в данном учреждении [8].

Общество "Сетлемент", функционировавшее с 1906 по 1908 годы и позднее переименованное в "Детский труд и отдых", представляло собой значимое явление в сфере клубной работы с детьми. Его основателями были С.Т. Шацкий и архитектор А.У. Зеленко, который спроектировал здание, построенное в 1907 году по адресу: Вадковский переулок, 5. В 1903-1904 годах Зеленко совершил путешествие по США, где его вдохновили передовые образовательные методики. Вернувшись в Москву, он вместе с молодым учителем Шацким создал "Сеттлемент", ориентируясь на американские воспитательные сообщества. Финансирование проекта было обеспечено местными купцами, которые выделили средства на приобретение земли в Сущевском районе и строительство здания. В специально построенном здании для каждого кружка были предусмотрены отдельные кабинеты. В этом здании разместились классы, кружки, библиотека, театр и детская обсерватория, оборудованная М.В. Васнецовым. Под руководством Васнецова обсерватория стала базой для будущих ученых К.Л. Баева, А.А. Михайлова и П.И. Попова.

Здание, выполненное в стиле свободного плана, было специально адаптировано для детей. Внешне оно напоминает средневековый замок, благодаря использованию различных объемов, создающих динамичные и пластичные формы. Внешние стены здания лишены украшений и характеризуются грубой текстурой. Окна разно-

образных форм расположены асимметрично. Экспрессивный и динамичный стиль здания делает его ярким примером позднего модерна

[9].

Общество "Сетлемент" объединяло клубы и кружки, действующие в районе Марьиной Рощи. Основные принципы работы включали создание условий для самовыражения и самореализации личности. Помимо кружковой деятельности, общество проводило ремесленные курсы. К моменту закрытия в обществе насчитывалось более 400 воспитанников и около 40 педагогов. Деятельность общества носила в большей степени социально-педагогический, а не досуговый характер.

Накануне второй русской революции, благодаря инициативе гимназических союзов, появился новый тип учреждений — Дома юношества, предпочтительно размещаемые в отдельных зданиях. Первый такой Дом открылся в Рязани в 1916 году, разместившись в помещении городской реальной училища. В его состав входили литературные, музыкальные, драматические, спортивные кружки, трудовое бюро, научный кружок с тремя отделами и книжная лавка. Архитектурно-планировочная организация этих учреждений подверглась критике в работе П. Казьмина "Дом юношества", где представлены рекомендации по оптимизации помещений для таких учреждений [10].

В конце XIX и начале XX века, организация летнего отдыха детей начала формироваться как одна из направлений внешкольного образования, принципы которого остаются актуальными до сих пор. В частности, Детский народный сад на прутках, основанный в 1895 году в Санкт-Петербурге, является примером раннего прототипа такого рода учреждений.

Летний отдых для детей начал организовываться в различных форматах, включая городские и загородные колонии. Первая московская летняя колония была основана в 1884 году княгиней Евгенией Глебовой-Стрешневой-Шаховской в селе Покровском. В 1887 году, вдохновленная этим примером, Елизавета Николаевна Орлова создала колонию в Фандееве, предлагая программу, включающую трудовую деятельность, изучение природы и походы. В то же время в США и Европе летние колонии поддерживали детей из малообеспеченных семей, обеспечивая им времяпрепровождение на свежем воздухе. В 1894 году в Нью-Йорке открылась первая летняя школа, к 1897 году в городе работало уже десять таких заведений. В России интерес к летним колониям усиливался, и к 1912 году в Москве действовал «Кружок устроителей детских колоний», который разработал систему летних занятий, совмещая воспитательные и образовательные элементы и создавая атмосферу, близкую к семейной. В Ярославле общество "Молодая жизнь" к 1911 году организовало четыре летние колонии. В Санкт-Петербурге функционировало общество школьных дач, подчеркивая возникновение новой типологии учреждений для организации летнего отдыха детей [11]

В тот же период педагоги В.П. Вахтеров, С.И. Гессен и другие проводили теоретические исследования в области дополнительного образования. М.В. Богуславский акцентировал важность восприятия ребенка как центра в образовательном процессе, подчеркивая значимость его саморазвития. В образовании учитывались интересы учеников, а учение виделось как активное взаимодействие [12].

Е. Н. Медынский является выдающейся фигурой в сфере внешкольного образования дореволюционной России. Его основополагающие труды, включая "Внешкольное образование, его значение, организация и техника" (1913) и "Методы внешкольной просветительской работы" (1915), создали основу для научно-педагогического подхода в этой области [11].

Известный ученый-педагог Е.Н. Медынский классифицировал функциональные зоны Народного дома на основные категории: дошкольное воспитание (ясли, детские сады, площадки, курсы для родителей), внешкольное образование (аудитории, библиотеки, музеи, театры, спортзалы), общественно-экономическая деятельность (ко-

оперативы, сельхозсклады, мастерские), политические и общественные организации (партийные ячейки, общества, кружки) и услуги (столовые, чайные) [13].

Ярким явлением в дополнительном образовании детей данного исторического периода стал Лиговский народный дом в Санкт-Петербурге, основанный в 1891 году графиней Софьей Паниной, получил награду на Брюссельской международной выставке 1910 года за вклад в науку и технику. Здание, спроектированное архитектором Ю.Ю. Бенуа в 1903 году на улице Тамбовской, выполнено в стиле модерн и включает внутренний двор для активностей на открытом воздухе.

Этот образовательный центр был оснащён первой в России обсерваторией и предлагал вечерние классы по черчению геометрии и техническим наукам под эгидой Императорского Технического общества. В подвальном пространстве комплекса размещались мастерские, где проводились разнообразные практические занятия. Особое внимание уделялось образовательной деятельности с детьми, которые приходили сюда после учебы в школе, что делает данный центр ранним примером учреждений, предназначенных для поддержки непрерывного образования.

Способность здания вместить до тысячи человек, наличие в его структуре театра и нескольких библиотек подчёркивает его многофункциональный характер. Таким образом, данный объект служит прототипом современных многофункциональных комплексов дополнительного образования для детей и взрослых, определяя основные педагогические и архитектурные принципы, которые сегодня используются при проектировании подобных образовательных заведений. Эти особенности предвосхитили формирование современных требований к функциональности и универсальности пространств в образовательных учреждениях [14].

Этот образовательный центр занимал значительное место среди учебных заведений начала XX века, что подтверждается его впечатляющими показателями посещаемости. В 1903-1904 годах учреждение приняло более 8 тысяч детей, демонстрируя свою значительную вместимость и образовательный потенциал. К 1912-1913 годам количество посетивших детей увеличилось до 22 тысяч, что свидетельствует не только о расширении инфраструктуры центра, но и о растущем доверии и интересе со стороны общества. Эти данные указывают на масштабную деятельность учреждения и его ключевую роль в образовательной сфере того времени [15].

Модель финансирования Народных домов включала партнерство земств с меценатами. Примером является Народный дом в Барнауле, спроектированный И.П. Ропетом и построенный под надзором И.Ф. Носовича в 1900 году. Инициированный «Обществом попечения о начальном образовании», он стал центром образовательной и культурной жизни. Трехэтажное здание в эклектичном стиле с элементами русского стиля включало лекции, чтения, театральные представления, внешкольные занятия, художественные выставки и библиотеку. [16].

В 1903 году в Харькове на народные средства по проекту архитектора А.А. Венсана был построен Народный дом. Он получил Почётный диплом на выставке в Брюсселе. Здание включало два зала, библиотеку, вечернюю школу и драмкружок под руководством писателя И.М. Хоткевича. Постройка была специально спроектирована для Народного дома.

Среди проектов, финансируемых благотворителями, выделяется Народный дом-читальня имени Нобеля на Лесном проспекте в Санкт-Петербурге, построенный архитектором Р.Ф. Мельцером в 1901 году. На первом этаже были бальный зал на 700 человек и бильярдная, на втором — библиотека и театральный зал [17]. Одним из ключевых направлений деятельности стали лекции на актуальные темы, которые по уровню были сравнимы с университетскими курсами по глубине анализа, освещая широкий спектр вопросов от русской истории и природных явлений до химии и физики. Основной аудиторией были посещали работники завода Нобеля и местные жи-

тели. В лекционной аудитории были кафедра, проекционный аппарат и экран. В доме работали кружки, проводились концерты и занятия лаун-теннисом. В 1906 году открылась библиотека с 2 650 томами на нескольких языках [18,19].

Самым крупным народным домом вне Петербурга считается Ак-саковский Народный дом в Уфе, построенный в 1909 году. Здание, посвященное писателю С.Т. Аксакову, спроектировал местный архитектор П.П. Рудавский, а интерьеры разработал И.Е. Бондаренко. Изначально здание предполагали стоить по индивидуальному проекту, а не применять типовое решение. Проект сочетает два стиля: один фасад выполнен в русском классицизме и второй - восточный стиль. В доме разместились театр на 100 человек, аудитория на 600 мест, музей и картинная галерея [20].

Наряду с индивидуальными проектами Централизованное типовое проектирование Народных домов стало популярным для создания региональных сетей. Например, Самарское земство в 1915-1916 годах разработало план по открытию 410 сельских, 213 волостных и 54 районных народных домов.

Сотрудники Лиговского народного дома С.В. Паниной систематизировали знания и в 1918 году издали сборник "Народный дом". В нём они обобщили опыт организации таких учреждений, предложив теоретические обоснования и образовательные программы, особенно касающиеся работы с детьми. Важны рекомендации по планировке и оборудованию помещений: лекционных аудиторий, обсерватории, читальни, театра и музея. Архитектор Б. Бухаров представил планы для пяти типов зданий, учитывая разные потребности и местности, от сельских до городских. Планировка включала аудитории, залы, лаборатории, музеи и библиотеки. Авторы также отмечали возможность гибкой компоновки помещений. Предложения для городского городского центра народного образования представлены, как "Тип 5", в состав помещений входят: аудитория, зал, лаборатории, музей, библиотека-читальня и другие помещения. Авторы обращает внимание на возможность различной компоновки помещений в зависимости от заданной образовательной программы [21].

Выводы. С конца XIX - начала XX века происходит формирование новой специализированной области педагогической деятельности — внешкольного образования детей и молодежи, которое в современной России называется дополнительным образованием. В этот период закладываются подходы и появляются разнообразные формы реализации, которые в дальнейшем будут систематизированы и внедрены в государственную политику. В начале XX века наблюдается активное развитие педагогической теории внешкольной работы, сопровождающееся формированием методической базы и апробацией различных методов и подходов. Однако пока отсутствует системность, и деятельность внешкольных учреждений носит разрозненный характер. Тем не менее, внешкольная работа не является случайной или хаотичной; она интегрируется в общественную и образовательную системы, активно реагируя на изменения и потребности общества.

В этот период формируются требования к архитектурной среде, в которой осуществляется данная деятельность. На начальном этапе для размещения учреждений дополнительного образования использовались помещения в зданиях различного функционального назначения: народные дома, школы, особняки. В процессе эксплуатации корректировались требования, и уже в начале XX века началось строительство зданий, специально предназначенных для размещения учреждений внешкольного образования.

Данный период имеет особую значимость, поскольку именно в это время были сформулированы основные требования к помещениям и зданиям, предназначенным для дополнительного образования. Эти требования базировались на накопленном опыте и учитывали специфические педагогические и организационные задачи. В более поздний период достижения начала XX века станут основой для формирования новой типологии зданий для дополнительного образования детей, что обеспечит их соответствие современным образовательным стандартам и потребностям общества.

X X

О

го А

с.

X

го т

о

2 О

м ■р»

сч о сч

<JD

О ш ш

X

<

m О х

X

Литература

1. Чеков М. О. Теория и практика дополнительного образования детей в России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2003.

2. Михайлова М.В. Частные школы дореволюционной Москвы // Педагогика. - 1998. - №1. - С.86-93.

3. Фролова, Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками / Г. И. Фролова. - М. : Просвещение, 1986. -160 с.

4. Данилевский В. Я. Задачи и общественное значение Народных Домов // Народные дома как культурно-просветительные центры. Задачи и общественное значение Народных домов. Вопросы практики их устройства / Харьковское общество грамотности. -Харьков : Союз, 1918. - С. 3-74.

5. Попов, Д. И. Народные дома в России в начале ХХ в. / Д. И. Попов // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. - 2019. - № 3(23). - С. 97-105. -DOI:https://doi.org/10.25513/2312-1300.2018.3.97-105.

6. Багаутдинова А. А. Этапы формирования учреждений дополнительного образования детей (удо) ХХ-начала XXI веков // Известия КазГАСУ. 2012. №4 (22). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/etapy-formirovaniya-uchrezMeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-udo-hh-nachala-xxi-vekov (дата обращения: 09.05.2024).

7. Детские клубы в Москве // Вестник воспитания. - 1905. - №3.

- С.76-81.

8. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Березина.

- М., 2002. - 391 с.

9. Нащокина М.В. Московский модерн. 5-е изд., с испр. и доп.

- СПб.: Коло, 2015 - 792 с.

10. Казьмин П. ... Дом юношества / П. Казьмин. - Москва : тип. Г.В. Васильева, п/ф "Ломоносов", 1917. - 16 с. ; 22 см

11. Дейч, Б.А. Становление и развитие внешкольной работы в России: региональный аспект: монография / Б.А. Дейч, И.Ю. Юроч-кина - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - 287 с.

12. Богуславский М. В. XX век российского образования. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 336

13. Медынский, Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования лекции, читанные на педагогическом факультете Уральского университета / Е.Н. Медынский. - М. ; Пг. : Госиздат, 1923.

14. Андросова Нонна Олеговна Предшественники современных социокультурных кластеров. Народный дом графини Софьи Паниной // Культурное наследие России. 2013. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predshestvenniki-sovremennyh-sotsiokulturnyh-klasterov-narodnyy-dom-grafini-sofi-paninoy (дата обращения: 10.05.2024).

15. Медынский Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Наука, 1918.

- 322 с.

16. Конышева О. Ю. Народный дом в г. Барнауле - памятник архитектуры и культуры начала XX в. // Баландинские чтения. - 2015.

- Т. 10, № 1. - С. 230-237.

17. Барышников Михаил Николаевич Общественная деятельность Нобелей в России // Universum: Вестник Герценовского университета. 2009. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennaya-deyatelnost-nobeley-v-rossii (дата обращения: 10.05.2024).

18. Механический завод Людвиг Нобель: 1862-1912. СПб., [1912]; Яковлева Г. Г. Народный дом Эммануила Нобеля // Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998. C.283-290.

19. Виватенко С.В., Сиволап Т.Е. Благотворительная деятельность семьи нобелей в России // Петербургский экономический журнал. 2020. №3. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/blagotvoritelnaya-deyatelnost-semi-nobeley-v-rossii (дата обращения: 10.05.2024).

20. Котова Т.П., Матвеева Л.Д., Хайретдинова О.А. Экскурсионный weekend: Уфимские окрестности глазами С.Т. Аксакова // Сервис в России и за рубежом. 2020. №2 (89). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ekskursionnyy-weekend-ufimskie-okrestnosti-glazami-s-t-aksakova (дата обращения: 10.05.2024).

21. Народный дом: сборник / Литовский народный дом; сост.: С. В. Панина [и др.]. - Петроград : типография Б. М. Вольфа, 1918. - 424 с.

Architecture and education: institutions of additional education in Russia of the late XIX

- early XX centuries Korotkova A.S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University JEL classification: L61, L74, R53

The article is devoted to architectural aspects of the development of institutions of additional (out-of-school) education of the late 19th - early 20th centuries. It considers the period of formation of a new field of pedagogical activity - out-of-school education, which later became the basis for the modern system of supplementary education in Russia. The analysis of architectural environment and requirements to it is given, taking into account the diversity of forms, methods and approaches to the realization of extracurricular education, as well as the transition to the construction of specially designed buildings in the early XX century. The influence of pedagogical requirements on architectural solutions formulated at this time and their role in creating functional and aesthetically attractive educational spaces is analyzed. The historical prerequisites for the formation of a new typology of buildings are considered. The study of this historical period allows to expand the idea of possible forms of implementation of educational programs and to apply the obtained knowledge to improve modern educational standards and needs of society.

Keywords: architecture; additional education; historical prerequisites; architectural and

planning solutions; pedagogical conditions. References

1. Chekov M. O. Theory and practice of additional education for children in Russia: abstract.

dis. ... Dr. ped. Sci. Samara, 2003.

2. Mikhailova M.V. Private schools of pre-revolutionary Moscow // Pedagogy. - 1998. - No. 1.

- P.86-93.

3. Frolova, G. I. Organization and methodology of club work with children and teenagers / G.

I. Frolova. - M.: Education, 1986. - 160 p.

4. Danilevsky V. Ya. Tasks and social significance of People's Houses // People's Houses as

cultural and educational centers. Objectives and social significance of the People's Houses. Questions of the practice of their arrangement / Kharkov Literacy Society. -Kharkov: Union, 1918. - P. 3-74.

5. Popov, D. I. People's houses in Russia at the beginning of the twentieth century. / D. I. Popov

// Bulletin of Omsk University. Series: Historical Sciences. - 2019. - No. 3(23). - pp. 97105. - DOI: https://doi.org/10.25513/2312-1300.2018.3.97-105.

6. Bagautdinova A. A. Stages of formation of institutions of additional education for children

(early childhood) of the 20th and early 21st centuries // Izvestia of KazGASU. 2012. No. 4 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-formirovaniya-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-udo-hh-nachala-xxi-vekov (date of access: 05/09/2024).

7. Children's clubs in Moscow // Bulletin of education. - 1905. - No. 3. - P.76-81.

8. Berezina V.A. Additional education of children as a means of their creative development:

dis. ...cand. ped. Sciences / V.A. Berezina. - M., 2002. - 391 p.

9. Nashchokina M.V. Moscow modern. 5th ed., with revision. and additional - St. Petersburg:

Kolo, 2015 - 792 p.

10. Kazmin P. ... House of Youth / P. Kazmin. - Moscow: type. G.V. Vasilyeva, p/f

"Lomonosov", 1917. - 16 p. ; 22 cm

11. Deitch, B.A. Formation and development of extracurricular work in Russia: regional aspect:

monograph / B.A. Deitch, I.Yu. Yurochkina - Novosibirsk: Publishing house. NSPU, 2011. - 287 p.

12. Boguslavsky M.V. 20th century of Russian education. - M.: PER SE, 2002. - P. 336

13. Medynsky, E.N. Encyclopedia of out-of-school education lectures given at the pedagogical

faculty of the Ural University / E.N. Medynsky. - M.; Pg. : Gosizdat, 1923.

14. Androsova Nonna Olegovna Predecessors of modern sociocultural clusters. People's House

of Countess Sofia Panina // Cultural Heritage of Russia. 2013. No. 3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predshestvenniki-sovremennyh-sotsiokulturnyh-klasterov-narodnyy-dom-grafini-sofi-paninoy (access date: 05/10/2024).

15. Medynsky E. N. Extracurricular education, its significance, organization and technology.

- 3rd ed., add. and processed - M.: Nauka, 1918. - 322 p.

16. Konysheva O. Yu. People's House in Barnaul - a monument of architecture and culture of

the early 20th century. // Balandinsky readings. - 2015. - T. 10, No. 1. - P. 230-237.

17. Baryshnikov Mikhail Nikolaevich Social activities of Nobels in Russia // Universum:

Bulletin of Herzen University. 2009. No. 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennaya-deyatelnost-nobeley-v-rossii (date of access: 05/10/2024).

18. Mechanical plant Ludwig Nobel: 1862-1912. St. Petersburg, [1912]; Yakovleva G. G.

People's House of Emmanuel Nobel // Swedes on the banks of the Neva. Stockholm, 1998. pp.283-290.

19. Vivatenko S.V., Sivolap T.E. Charitable activities of the Nobel family in Russia // St.

Petersburg Economic Journal. 2020. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blagotvoritelnaya-deyatelnost-semi-nobeley-v-rossii (access date: 05/10/2024).

20. Kotova T.P., Matveeva L.D., Khairetdinova O.A. Excursion weekend: Ufa surroundings

through the eyes of S.T. Aksakova // Service in Russia and abroad. 2020. No. 2 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ekskursionnyy-weekend-ufimskie-okrestnosti-glazami-s-t-aksakova (date of access: 05/10/2024).

21. People's House: collection / Ligovsky People's House; comp.: S. V. Panina [and others]. -

Petrograd: printing house of B. M. Wolf, 1918. - 424 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.