С. С. Шкотов
Архитектура храмов при высших учебных заведениях Санкт-Петербурга конца XX - начала XXI века (отдельно стоящие храмы)
В статье рассмотрена архитектура современных отдельно стоящих храмов при высших учебных заведениях Санкт-Петербурга, как осуществленных, так и не осуществленных. Проанализированы их стилевые особенности и объемно-пространственное решение. На основании анализа отмечены произведения, представляющие важное значение для современной церковной архитектуры.
Ключевые слова: храм при высшем учебном заведении; общественное здание; современная церковная архитектура; отдельно стоящий храм
Sergey Shkotov
Architecture of Temples at Higher Educational Institutions of St Petersburg of the Late 20th - Early 21st Century (Free-Standing Temples)
The article examines the architecture of modern free-standing temples at higher educational institutions of St Petersburg, both implemented and not implemented. Their stylistic features and spatial solution are analyzed. Based on the analysis, the works of great importance for modern church architecture are marked.
Keywords: temple at a higher educational institution; public building; modern church architecture; free-standing temple
Храмы были значимой частью зданий высших учебных заведений в дореволюционном Петербурге. Они относились к широко представленному в столице типу домовых храмов. Их главы и звонницы
входили в систему высотных акцентов и доминант города [11, с. 23]. В первое десятилетие после Октябрьской революции домовые церкви Санкт-Петербурга были закрыты и ликвидированы [10, с. 459-472]. Их помещения приспосабливали под иные функции.
Возвращение богослужебных мест в жизнь высших учебных заведений после распада СССР связано с инициативой руководства, преподавателей и студентов [12, с. 57; 9, с. 139-148]. В 2005 г. в Санкт-Петербургской митрополии выделилось благочиние храмов при высших учебных заведениях [15]. Храмы при военных высших учебных заведениях были отнесены к военному благочинию [17]1.
Храмы при высших учебных заведениях можно разделить на возрожденные дореволюционные и новопостроенные. Новые храмы - на расположенные в помещениях зданий и отдельно стоящие. Тенденция строительства последних - новая (в императорском Петербурге было построено лишь две такие церкви)2.
Новые отдельно стоящие церкви при высших учебных заведениях Петербурга не исследовались как архитектурное явление3. Рассмотрим их последовательно, сгруппировав по стилевым направлениям, таким как русский стиль, византийский стиль, неоклассицизм, минимализм.
Храм-часовня Св. блгв. вел. кн. Александра Невского при Петербургском государственном университете путей сообщения императора Александра I (1999-2000, Ю. А. Никитин) [1] - первый новый отдельно стоящий храм при высшем учебном заведении в Петербурге. Скрытый во дворе университетского здания, он держит пространство двора, задает ось симметрии в его оформлении. Квадратный в плане объем увенчан восьмискатной крышей, к нему примыкают три перспективных портала с двухскатной крышей и алтарный объем с маленькой апсидой, выдающейся узкими уступами. Звонница, не отмеченная на проекте, размещена в нише западного портала. Храм увенчан главой на восьмигранном барабане. Общая высота - 16,8 м. Фасады разделены лопатками на три части. Согласно макету, выступающие элементы фасада белого цвета, западающие - цвета охры. В построенном храме цветовое решение исполнено инверсивно.
Архитектурный образ храма связан с его посвящением. Его прототипом послужили новгородские церкви XIII-XV вв. [1, с. 2]. Упрощенность форм вторит простоте дворовых фасадов (с которыми храм схож и в цветовом решении). Элементы архитектуры, заимствованные из разных эпох, не всегда тонко прорисованы и гармонично согласованы друг с другом: скучены окна в центральных нишах, неуверенно возвышается маленькая глава на тонкой шейке над массой храма, исполненная в формах классицизма лестница соседствует с модернистским по характеру крестообразным окном апсиды и луковичным завершением.
В интерьере стены и деревянный дощатый потолок побелены. Над нишами порталов золотые акценты мозаичных икон из безобжиговой смальты (худ. Э. В. Смирнова) [13, с. 16]. Более поздний одноярусный иконостас, выступающий полукружием к центру пространства, отличается от строгой, лаконичной храмовой архитектуры: на фоне желтого мрамора изображены фигуры святых на облаках в иконописной манере.
Следующие по времени - проекты крупных деревянных церквей.
Проект храма Свт. Николая Чудотворца на Троицкой горе в Петергофе (2007, А. Н. Тетерин) близ Петродворцового учебно-научного комплекса предлагает создание 33-главой деревяной церкви, по образцу церкви Преображения Господня на острове Кижи (1714). Высота до основания креста - 52,5 м. Первый этаж отведен под трапезную и подсобные помещения, второй - под церковь. Здание не построено, так как участок не был приобретен.
Проект храма Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском университете Министерства внутренних дел Российской Федерации (2007, К. В. Яковлев, Д. Ю. Липовцев) сложнее. Ярусный 34-метровый храм планировалось разместить на Литори-новом уступе над парком Новознаменка на берегу запруженной реки Сосновки с запада от каре институтских зданий. В проекте два яруса восьмерика завершаются открытым ярусом звона, увенчанным восьмигранным шатром с вытянутой луковичной главой. Примыкающим к нижнему восьмерику с запада и востока рубленым
четверикам вторят открытые северное и южное крыльца, аналогично перекрытые скатной тесаной крышей.
В нижний широкий восьмерик интерьера храма вписан более узкий. Он отделяет пространства для алтаря и вспомогательных помещений, создает тамбуры, галереи западной части храма и лестницу. Второй ярус продолжает лестница на верхний уровень звона, располагающаяся над деревянной конструкцией неба [24].
Композиционно ясный и функционально продуманный храм, запоминающийся по объемно-пространственному решению, не был построен. Вместо этого проекта при Санкт-Петербургском университете Министерства внутренних дел Российской Федерации был возведен храм Св. блгв. вел. кн. Димитрия Донского, силуэт которого отдаленно напоминает невозведенный шатровый храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Здание церкви Св. блгв. вел. кн. Димитрия Донского (2012— 2016, В. Н. Питанин), крестообразное в плане, замкнуло внутренний двор университета с восточной стороны, встав между новым и старым корпусами. По оси храма с запада поднялась звонница над высокой аркой4. Высота церкви 21,5 м. Она является высотным акцентом улицы Летчика Пилютова.
Храм имеет цокольный этаж. Центральный квадратный в плане объем постройки завершается световым восьмигранным шатром с луковичной главой на глухом барабане. К квадратному столпообразному объему с востока и запада примыкают равновеликие объемы, завершенные полуцилиндрической крышей и увенчанные луковичными главками. Пяты закомар южного и северного объемов ниже восточного и западного. Кованые кронштейны, держащие козырьки над крыльцами, включают изображения символов победы - ветви дуба и лавра, щиты и стрелы. На козырьках висят цилиндрические фонари. Фасады отделаны немецким клинкерным кирпичом. Южная и северная входные группы обрамлены мозаиками с образами святых воинов (худ. И. Ю. Лаврененко).
Интерьер храма прост. Стены без росписей. Окна с желтыми и красными стеклами. На витраже окна западного фасада - красный
латинский крест с надписью на латинском «In hoc signo vinces»5 [25]. Белый пятиярусный иконостас, освещенный окнами барабана, закрывает объем алтаря.
Храм Прп. Сергия Радонежского в Военной академии связи имени маршала Советского Союза С. М. Буденного строится6 по проекту церкви Свт. Алексия в деревне Топорково под Москвой (2001-2002, Д. С. Соколов), выполненному Архитектурно-художественными мастерскими Данилова монастыря [23]. В отличие от нее храм Сергия Радонежского не предполагает боковых крылец. По-иному он и воспринимается в окружении: 40-метровый, он встал не среди малоэтажной застройки, а близ 12-этажного здания. Квадратный в плане храм «иже под колоколы» подражает формам Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры. Верхний барабан со шлемовидным куполом цитирует барабаны владимирских церквей XII в.
Храм Свт. Николая Чудотворца при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева (2016-2019, М. В. Полепишин, К. С. Ботин) выступает перед корпусом учебного центра. Стены храма, облицованные кирпичом, вторят краснокирпичным стенам корпусов. Квадратный в плане объем храма, поставленный под углом к фасаду университета, покрыт полусферическим куполом с главой на световом барабане. С востока к объему примыкает полукруглая апсида; с южной, западной и северной стороны - ризалиты с полуциркульным завершением.
Храм освещен витражными окнами, расписан в подражание поздневизантийским образцам: фигуры святых выступают на темно-синем фоне. Контрастный росписям белый керамический иконостас выполнен мастерскими «Финист» компании «Паллада» по образцу иконостаса церкви Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерского подворья в Петербурге (арх. В. А. Косяков) [8].
Проект здания церкви Св. Михаила Архангела при Военном институте физической культуры (2017, М. А. Мамошин) предлагает возведение во дворе за аркой спорткомплекса одноглавого храма с примыкающими к нему колокольней с запада и часовней с юга. Вертикаль восьмигранной шатровой колокольни и объем шлемовидного восьмигранного центрального купола восходят к формам церкви Св. Михаила Архангела лейб-гвардии Московского полка (1905-1906, А. Г. Успенский)7; часовня отсылает к пристроенной в 1915 г. к храму усыпальнице офицеров и солдат полка, погибших в Первую мировую войну8. Светлый объем храма, вторящий корпусам общежития и спорткомплекса, контрастен объему 25-метровой кирпичной колокольни [3]. Предполагалось возрождение фронтона западного портала исторического храма с майоликовым панно, изображающим архистратига Михаила.
Храм, построенный в итоге по проекту С. М. (?) Новиковой в 2022 г., скромнее. По формообразованию он напоминает клет-ский: к центральному прямоугольному объему, завершенному скатной крышей, примыкают подобные меньшие объемы алтаря и притвора. Храм облицован под кирпич с целью органично вписать его в комплекс бывших казарм Московского полка. На металлочерепичных крышах три главки [18].
Византийское направление представлено неосуществленными проектами.
Храм Свт. Луки Крымского при Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете имени академика И. П. Павлова9 был спроектирован А. М. Козловым (ок. 2013) по замыслу прот. А. Битюкова. Этот эскиз с изменениями воплотил в компьютерной графике И. С. Смилга (ок. 2013). Храм предполагалось возвести на пересечении улиц Льва Толстого и Петропавловской на территории сквера. Храм - одноглавый триконх с колокольней над входом - стоит на высоком стилобате. Он продолжает тенденции византийского стиля конца XIX в. [7, с. 208]. Выбор стиля связан со вкусом настоятеля и с творческим периодом художника А. М. Козлова, расписывавшего в те годы церковь
Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни на Васильевском острове10.
Планируется строительство храма Свт. Иоанна Златоуста (Старый Петергоф, Ульяновская ул., арх. Н. О. Смелков) близ Петергофского учебно-научного комплекса. В проекте это базилика «в византийском стиле с элементами романского» [19]. Кроме богослужебного пространства сооружение предполагает комплекс помещений для жизни общины, просвещения и социального служения [21].
В формах неоклассицизма были разработаны эскизные проекты церкви Св. прав. врача-страстотерпца Евгения Боткина при Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова.
Первый вариант (2016, М. А. Мамошин и др.) [2] предлагает разместить невысокий храм в большом дворе Многопрофильной клиники Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова (2017, М. А. Мамошин), фасады которой также отсылают к неоклассицизму [20]. Лаконичные формы небольшого однокупольного храма согласованы с характером архитектуры клиники. Сфера купола вырастает на световом барабане, ступенчатый пьедестал которого переходит в квадрат основного объема, образуя аттики четырех фасадов. К центральному объему с четырех сторон примыкают меньшие объемы. Опоясанные с центральным объемом единым антаблементом и завершенные треугольными фронтонами, оформленные упрощенными дорическими пилястрами с каннелюрами, три из них прочитываются как портики. К восточному объему примыкает полуциркульная апсида. Простота ордерных форм наследует решениям гостиницы «Астория» (1911-1912, Ф. И. Лид-валь), проектам петроградских Дворца рабочих Нарвско-Петер-гофского района и крематория (1919) И. А. Фомина.
Во втором варианте (2018, М. А. Мамошин и др.) здание церкви предлагается расположить в сквере перед 11-м корпусом Военно-медицинской академии [4]. Пятиглавый, он с изменениями воспроизводит объемно-композиционное решение проекта церкви Св. вмч. Георгия Победоносца (Мичманская ул., уч. 2) (2012, М. А. Мамошин) [14, с. 43], сохраняя лишь западный портик и меняя ряд четырех колонн с равным интервалом на две пары
сдвоенных колонн. К восточному концу пространственного креста примыкает полуциркульная апсида. Цветовое решение и ордерные формы заимствованы из проекта храма во дворе Многопрофильной клиники.
Идеи минимализма развивает временный храм Свт. Иоанна Златоуста в Старом Петергофе (2018, прот. А. Прилипко) близ Петергофского учебно-научного комплекса, стоящий в отдалении от Ульяновской улицы в окружении берез. Он состоит из соединенных со смещением двух «вагончиков» - металлических морских контейнеров, выкрашенных снаружи в белый цвет. Внутри объема выделены зоны для богослужения и внебогослужебных встреч [19].
Новая тенденция возведения отдельно стоящих церковных зданий при высших учебных заведениях в Санкт-Петербурге рассмотрена на примере трех возведенных храмов, двух строящихся, одного временного и восьми нереализованных проектов. Изначально предполагавшийся как часовня, храм при Петербургском государственном университете путей сообщения предварил тенденцию 2010-х гг., проявившуюся и в проектах, и в постройках. Преимущество типа отдельно стоящего храма состоит как в доступности для прихожан, проживающих вблизи зданий высших учебных заведений, так и в визуальной выразительности. Как следствие, храмы выходят из институтских дворов к улицам и в окружение природы. Первые проекты отражают новизну церковной темы, энтузиазм авторов, смелость и ясность замыслов. Наиболее широко представлено направление русского стиля. Проекты отсылают к формам новгородских и раннемосковских одноглавых церквей, формам, свойственным русской деревянной архитектуре. Для каменных храмов этого направления характерно сочетание разновременных и разностилевых элементов. Выразителен продуманный в деталях и в образе проект деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Обращает внимание и контекстуальный подход «Архитектурной мастерской Мамошина» как в проекте церкви Архангела Михаила, так и в неоклассицистических проектах храма при Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Вселяет надежду на будущее актуально звучащей церковной архитектуры радикальная
простота временного храма Свт. Иоанна Златоуста. В нем при сохранении литургического пространства и символических метафор преодолевается не только центрический характер, свойственный большинству новых храмов, но и ученическая подражательность исторически сложившимся формам.
примечания
1 Рассмотренные храмы близ Петродворцового учебно-научного комплекса не относятся к этим благочиниям, формально не являются институтскими. Они связаны с высшим учебным заведением местоположением и историей возникновения.
2 Церковь Св. блгв. вел. кн. Александра Невского при Военной академии Генерального штаба (1900-1912, А. И. фон Гоген), церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом институте императора Петра Великого (1912-1913, И. В. Падлевский, В. П. Тавлинов) [5, с. 187, 199-200; 6, с. 42]. Данные церкви лишь условно можно отнести к обозначенной категории: первый храм перенесен, а не изначально построен при учебном заведении, второй - примыкает к корпусу института.
3 Современному художественному оформлению храмов при высших учебных заведениях посвящены статьи Н. С. Кутейниковой и Г. А. Ткачука. История и архитектура отдельных храмов освещена в книгах прот. А. Румянцева, свящ. А. Берташа и А. К. Галкина, статьях Е. Н. Арсеньевой, прот. К. Копейкина, и Н. Э. Юферовой, статьях энциклопедии «Святыни Санкт-Петербурга» В. В. Антонова и А. В. Кобака и книге С. С. Шульца. Архитектура домовых церквей Петербурга была предметом исследования в статье М. С. Ивиной, история домовых храмов и храмов при учебных заведениях в дореволюционном Петербурге рассмотрена в статьях Е. И. Жерихиной. Проблема архитектуры новых церковных сооружений при высших учебных заведениях в России обозначена в статье
О. В. Субботина.
4 Перед звонницей памятник св. блгв. вел. кн. Дмитрию Донскому (скульптор Олешня С. Н.) [22].
5 «Сим знаком побеждай» (с лат.) - латинская форма надписи, которую, согласно Евсевию Кесарийскому, вместе со знамением Креста увидел император Константин.
6 Проект утвержден в 2014 г.
7 Военный институт физической культуры располагается в комплексе бывших казарм Московского полка.
8 Храм закрыт в 1923 г., перестроен под клуб, затем снесен. На его месте построено здание фабрики-кухни (1929-1931, М. Г. Лурье).
9 С 1991 г. при институте действовала часовня Св. вмч. Панте-леимона. В 2008 г. освящен домовый храм в честь св. мц. Раисы при Институте детской гематологии и трансплантологии имени Раисы Горбачевой.
10 Указано прот. А. Битюковым и А. М. Козловым.
источники и библиография
1. Проект православной часовни во имя святого Александра Невского в Санкт-Петербурге. СПб. 1997. 4 с. 11 л. Личный архив Ю. А. Никитина.
2. Эскизное предложение по проекту храма во имя святого праведного врача-страстотерпца Евгения Боткина в большом дворе МКП-60 по адресу: г. Санкт-Петербург, Выборгский р-он, ул. Комиссара Смирнова, д. 8. На территории в/г N° 60 Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. СПб., 2016. Архив ООО «Архитектурная мастерская Мамошина».
3. Эскизный проект храма Архангела Михаила на территории ВИФК МО РФ рядом с бывшими казармами Лейб-гвардии Московского (Литовского) полка по адресу: г. Санкт-Петербург, Выборгский р-он, Большой Сампсониевский проспект, д. 61. СПб., 2017. Архив ООО «Архитектурная мастерская Мамошина».
4. Эскизный проект храма во имя святого праведного врача-страстотерпца Евгения Боткина по адресу: г. Санкт-Петербург, Выборгский р-он, ул. Комиссара Смирнова, д. 8. На территории в/г N 60 Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. СПб., 2018. Архив ООО «Архитектурная мастерская Мамошина».
5. Антонов В. В., КобакА. В. Святыни Санкт-Петербурга. Христианская историко-церковная энциклопедия. СПб. : Лики России : Фонд «Спас», 2010. 512 с.
6. Белоножкин А. Е. Архитектор И. В. Падлевский // История Петербурга. № 3 (25). СПб. : Нестор, 2005. С. 41-43.
7. Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. СПб. : Искусство-СПБ, 2006, 2007. 225 с.
8. Православные мастерские «Финист». Иконостасы и киоты. СПб., 2022. 34 с.
9. Румянцев А. С. Храм Божий в храме науки. СПб. : Изд-во Политехнического ун-та, 2010. 269 с.
10. Смирнова И. Н. Судьба домовых храмов Петрограда в 19181922 гг. (по материалам документов ЦГАЛИ СПБ) // Христианское чтение. 2021. № 4. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2021. С. 470-472.
11. Семенцов С. В. Роль православных храмов в пространстве Санкт-Петербурга // Утраченные храмы Санкт-Петербурга. Опыт архитектурной реконструкции. СПб. : ИП Е. А. Петелина, 2021. С. 17-35.
12. Слово настоятеля церкви Св. Екатерины иеромонаха Александра // Домовая церковь Св. Екатерины Академии художеств в Санкт-Петербурге. СПб. : Ин-т им. И. Е. Репина, 1993. С. 57-59.
13. Храм-часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского при Петербургском государственном университете путей сообщения. СПб. : ПГУПС, 2015. 36 с.
14. Церковное зодчество Санкт-Петербурга 2016-2021. Вып. II. СПб. : Библикон, 2023. 192 с.
15. В Санкт-Петербургской епархии образована новая структура - благочиние храмов санкт-петербургских вузов // Санкт-Петербургская митрополия Русской Православной Церкви. URL: http://mitropolia.spb.m/news/av/?id=177 61&ysclid=ln4r5mrydh212750315 (дата обращения: 30.06.2023).
16. Замысел создания храма // Фонд «Вежливые люди». URL: https:// vas-hram.ru/замысел-создания-храма (дата обращения: 23.08.2023).
17. История Военного благочиния и Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии // Военный отдел СПб митрополии. URL: http:// www.spb-pobeda.ru/structure-and-activities/a-booklet-about-the-department/ (дата обращения: 30.06.2023).
18. Купола для храма ВИФК // Производство куполов и крестов. URL: https://stroihram.ru/portfolio/case24 (дата обращения: 23.08.2023).
19. Мищенко М. Слово для леса и Церкви // Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник. 2021. № 12. URL: http://aquaviva.ru/ joumal/slovo_dlya_lesa_i_tserkvi?ysclid=llzj8ik3qd843910149 (дата обращения: 30.06.2023).
20. Многопрофильная клиника Военно-медицинской академии // Архитектурная мастерская Мамошина. URL: http://mamoshin.com/ work/arxitektumoe-reshenie-fasadov-mnogoprofilnoj-kliniki-vma/ (дата обращения: 28.09.2023)
21. Приход Иоанна Златоуста. URL: https://ilove2b.org/#basic (дата обращения: 23.08.2023)
22. Проект «Аллея Российской славы». Князь Димитрий Донской // URL: https://alroslav.ru/knyaz-d-donskoj/ (дата обращения: 23.08.2023).
23. Проект храма в честь митрополита Алексия в Топорково // Проектирование и строительство храмов : сайт главного архитектора «АХМДМ» Никитина Константина Валерьевича. URL: https://arh-master.ru/project_44. html (дата обращения: 23.08.2023).
24. Проект храма Покрова Божией Матери // Тектоника. Архитектурное бюро. URL: https://tectonica.spb.ru/portfolio/cerkov-pokrova-bozhiej-materi/ (дата обращения 28.09.2023).
25. Храм, где полиция с народом // Вода живая. 2016. № 5. URL: http://aquaviva.ru/journal/khram-gde-politsiya-s-narodom (дата обращения: 23.08.2023).
1. Храм-часовня Святого благоверного великого князя Александра Невского при Петербургском государственном университете путей сообщения императора Александра I. 1999-2000. Арх. Ю. А. Никитин. Фото С. С. Шкотова. 2023. (Проект. План. 1997 [1])
2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском университете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Ул. Летчика Пилютова, 1. 2007. Арх. К. В. Яковлев, Д. Ю. Липовцев. Проект. Перспектива. (Проект. План [24])
3. Храм Святого благоверного великого князя Димитрия Донского при Санкт-Петербургском университете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Ул. Летчика Пилютова, 1Б. 2012-2016.
Арх. В. Н. Питанин. Фото С. В. Марченко. 2016. [26]
4. Храм Святого Михаила Архангела при Военном институте физической культуры. Большой Сампсониевский пр., 63. 2017.
М. А. Мамошин. Проект. Макет. (Проект. План [3])
5. Храм Святого праведного врача страстотерпца Евгения Боткина при Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова.
Ул. Комиссара Смирнова, д. 3. 2016. М. А. Мамошин (рук.),
А. Х. Богатырева, А. М. Мамошин, при участии Д. Ю. Гришко,
А. П. Федченко. Проект. Перспектива. (Проект. План [2])
6. Храм Святого праведного врача страстотерпца Евгения Боткина при Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова.
Ул. Комиссара Смирнова, д. 3. 2018. М. А. Мамошин (рук.),
А. А. Баркетов, Д. Ю. Гришко, А. М. Мамошин, при участии А. П. Федченко. Проект. Перспектива. (Проект. План [4])
7. Храм Святителя Луки Крымского на Петроградской стороне при Первом Санкт-Петербургском Государственном медицинском университете имени академика И. П. Павлова. Ул. Льва Толстого, д. 6-8, лит. Я. Арх. А. М. Козлов. Ок. 2013. Проект. Перспектива.
(Из архива прот. Андрея Битюкова)
8. Временный храм Святителя Иоанна Златоуста в Петергофе. Ульяновская ул. 2018. Прот. А. Прилипко. Фото С. В. Марченко. 2021 [19]