Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА БИЙСКА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЛОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ'

АРХИТЕКТУРА БИЙСКА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЛОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
463
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история архитектуры Сибири / Бийск / модерн / конструктивизм / город-сад / history of Siberian architecture / Biysk / Art Nouveau / Constructivism / garden city

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — И.И. Атапин, О.В. Богданова

В статье впервые рассматривается развитие архитектуры города Бийска с начала 1900-х до середины 1930-х гг. Этот период отмечен появлением в городе новых типов зданий, строительных технологий и материалов. Выявляются архитектурные стиль и направление, получившие распространение в Бийске в первой трети XX в., – модерн и конструктивизм. Обосновывается историко-культурная ценность наиболее значимых зданий и сооружений, уточняется их атрибуция. Кроме того, затрагивается история проекта создания бийского города-сада в конце 1910-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE OF BIYSK DURING THE FIRST THIRD OF THE 20TH CENTURY: MAIN TRENDS AND LOCAL FEATURES

The article examines the development of architecture of the city of Biysk from the early 1900s to the mid-1930s for the first time. This period was marked by the emergence of new building types, construction technologies and materials. Authors reveal architectural styles that became widespread in Biysk in the first third of the 20th century – Art Nouveau and Constructivism. Historical and cultural value of the most significant buildings and structures is substantiated, their attribution is specified. In addition, the history of creation of Biysk city-garden in the late 1910s is touched upon.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА БИЙСКА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЛОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ»

УДК 72.03

И. И. Атапин

Школа дизайна

Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Москва, Россия

О. В. Богданова

Томский государственный университет

Томск, Россия

АРХИТЕКТУРА БИЙСКА

ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА:

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЛОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В статье впервые рассматривается развитие архитектуры города Бийска с начала 1900-х до середины 1930-х гг. Этот период отмечен появлением в городе новых типов зданий, строительных технологий и материалов. Выявляются архитектурные стиль и направление, получившие распространение в Бийске в первой трети XX в., - модерн и конструктивизм. Обосновывается историко-культурная ценность наиболее значимых зданий и сооружений, уточняется их атрибуция. Кроме того, затрагивается история проекта создания бийского города-сада в конце 1910-х гг.

Ключевые слова: история архитектуры Сибири; Бийск; модерн; конструктивизм; го-род-сад.

Пассаж

А.П. Фирсова (1907)

Бийск

2000-2007

(до пожара 2007 г.)

Из архива НПЦ

«Наследие»

Архитектура города Бийска до настоящего времени комплексно не рассматривалась. Отдельные исследования по застройке Бийска XIX - начала XX в. были выполнены одним из авторов данной статьи. В этих работах архитектура города анализировалась в контексте урбанизации и взаимосвязи с местным купечеством [3; 6]. Несколько ранее был сделан экскурс в культовое зодчество Бийска [5]. Что касается архитектуры Бийска после 1917 г., то она изучалась крайне фрагментарно.

Архитектурный облик Бийска XIX - начала XX в. был сформирован в основном эклектичной застройкой. Несомненно, она

представляет собой самобытное и самостоятельное явление в архитектуре Западной Сибири, однако здания и сооружения этого периода характеризуют, как правило, застройку небольшого города.

Появление в Бийске в начале XX в. модерна - стиля российских столиц и крупных городов - открыло новый период в застройке Бийска. В стиле модерна возводятся пассаж Фирсова, особняк Ассано-ва, Народный дом и др. Новации в архитектуре Бийска демонстрируют и здания, построенные на рубеже 1920-1930-х гг. в формах конструктивизма. В данной статье авторы впервые предпринимают попытку

рассмотреть развитие архитектуры Бийска в первой трети XX в. Именно в это время появляются новые типы зданий, меняются методы их проектирования, применяются новые конструкции и материалы.

В начале XX в. эклектичная архитектура уездного города Бийска, которая несла на себе отпечаток эстетических вкусов купечества и мещанства, уже не всегда удовлетворяла запросам более взыскательных заказчиков. Подтверждение тому - фрагмент любопытной, но малоизвестной заметки, опубликованной в 1905 г. на страницах газеты «Сибирская жизнь»: «Каменные постройки, недавно считавшиеся единицами, теперь считаются десятками. Промышленные и торговые заведения растут как грибы после дождя. <...> Жаль только, что далеко не все новые сооружения служат к украшению города, на большинстве их лежит отпечаток какого-то своеобразного, должно быть "бийского" стиля. Аляповатые, приземистые, с маленькими окнами, безвкусно орнаментированные, пестро раскрашенные дворцы бийских Крёзов оставляют много желать лучшего в архитектурном отношении. Приходится недоумевать - ведь и видали люди хорошие постройки, и за средствами не стоят, а эмансипироваться от влияния "бийского стиля" никак не удается. На этом фоне невыдержанности и безвкусицы резко выделяется вновь заканчиваемый на углу Барнаульской улицы изящный корпус Второва, просящийся на "открытку" и могущий служить украшением любого города» [11].

Упомянутый в газете «корпус Второва» - это торговый пассаж, возведенный в 1904-1905 гг. по заказу «Товарищества А.Ф. Второва с Сыновьями» (ул. Льва Толстого, 144) [8, л. 67-68]. Архитектурное решение здания было выполнено еще в духе эклектики, с использованием стилизованных барочных элементов в виде разорванных фронтонов и расположенных над карнизом аттиков криволинейного очертания. Угловое расположение пассажа предопределило завершение его массивным куполом со

шпилем [6, с. 54]. Вместе с тем в облике здания проявились и новые для архитектуры Бийска рационалистические установки: четкость объемной структуры, каркасная конструкция, использование широких витринных окон, что выгодно отличало пассаж от окружавших его купеческих особняков и доходных домов

По соседству с корпусом Второва, на другом углу того же квартала, в 1907 г. был возведен пассаж купца Андрея Петровича Фирсова (ул. Льва Толстого, 146). Ставший первым значительным сооружением Бийска в стиле модерна, он выделяется крупным масштабом, продуманным функциональным зонированием, большими плоскостями остекления. Ритм вертикалей мощных пилонов в сочетании с аттиками ризалитов придает зданию некоторую помпезность. Срезанная угловая часть объема выделялась особенно богатым убранством: живописным завершением в виде стилизованной короны, куполом, а также порталом, обрамленным широкими пилястрами с лепным декором. Примечательно, что архитектурно-художественное решение здания напоминает другой памятник модерна - пассаж Второва в Томске, построенный в 1903-1905 гг. на главной улице города - Почтамтской (пр. Ленина, 100). Торговые залы пассажа Фирсова, украшенные витыми колоннами, арочными порталами и пышной потолочной лепниной, в

Центральная часть г. Бийска (на заднем плане - пассажи А.П. Фирсова и А.Ф. Второва)

Почтовая карточка 1900-1910-х гг.

Центральная часть города. Jnneres der Stadt.

Бйскъ.

полной мере соответствовали его внешней архитектуре. Остается лишь сожалеть, что длительное отсутствие ремонтных работ из-за бездействия местных властей и арендаторов привело в 2007 г. к пожару, который уничтожил угловой купол здания и часть внутренних помещений. С тех пор пассаж Фирсова находится в заброшенном состоянии.

Пассажи Второва и Фирсова, воплотившие в себе передовые на тот момент архитектурные тенденции, являлись крупнейшими торговыми зданиями Бийска начала XX в. и в настоящее время имеют статус памятников архитектуры регионального значения.

Ярким представителем стиля модерна в застройке Бийска стал особняк купца Николая Ивановича Ассанова, возведенный в 1913-1914 гг. (ул. Ленина, 134). В облике здания ощущается столичная архитектурная школа, поскольку автором проекта был К.К. Лыгин - выпускник Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, ставший одним из ведущих сибирских зодчих. В губернском городе Томске он являлся наиболее востребованным архитектором; им были спроектированы значимые для города здания, в том числе доходные дома Кухтерина и Голованова, Общественное собрание, аптека фирмы «Штоль и Шмит», находившиеся на центральной улице. Кроме Томска и Бийска по проектам К.К. Лыги-на строились здания и в других сибирских городах - Новониколаевске (Новосибирске) и Красноярске. Особняк Н.И. Ассанова входил в комплекс усадьбы, на территории которой располагались хозяйственные строения, включая конюшню, а также ограда, ворота и деревянная беседка. Особенностью усадьбы является стилевое единство всех построек и интерьеров особняка, что не так часто встречалось в сибирской архитектуре начала XX в. [1, с. 105]. Существует мнение, что К.К. Лыгин выполнил и проекты мебели для главного дома.

Профессионально оперируя объемами, архитектор придал особняку репрезента-

тивный облик, в котором использованы характерные для «нового стиля» приемы: органическая взаимосвязь «внутреннего и наружного», различная форма окон, орнамент криволинейного очертания. Следует отметить применение в доме интересных инженерных решений - железобетонных конструкций и калориферной системы отопления (внутри стен находились керамические трубы, по которым горячий воздух обогревал помещения). Ансамбль усадьбы Ассанова (главный дом, конюшня, беседка и ограда) признан памятником архитектуры регионального значения.

Другим образцом модерна в застройке города является бывшее здание городской управы (Коммунальный пер., 4), возведенное в начале 1910-х гг. В помещениях первого этажа каменного здания размещалась пожарная часть, во втором этаже - управа. Главный фасад имеет традиционное трехчастное решение с протяженным центральным объемом и узкими боковыми ризалитами. Первоначально над кровлей возвышалась деревянная каланча, впоследствии разобранная. Здание выделяется аттиками ломаного силуэта и абстрактно-ге-ометризированным рисунком декора.

В стилистике модерна возводились и деревянные постройки, такие как дача Кричевцевых в Заречной части города (ул. Гоголя, 136). Двухэтажный дом имеет асимметричное решение фасадов; основной объем увенчан двумя большими декоративными шатрами с чешуйчатым покрытием. Подобные завершения использовались в ряде зданий, построенных по проектам архитектора К.К. Лыгина в Томске. Характерным для модерна приемом являются каплевидные окна, расположенные по центру главного фасада.

В эти же годы в Бийске началось железнодорожное строительство. В преддверии Первой мировой войны местные предприниматели возлагали большие надежды на открытие Алтайской железной дороги (Но-вониколаевск - Барнаул - Семипалатинск, с ответвлением до Бийска), которая долж-

на была связать город с Транссибирской магистралью и способствовать развитию азиатской торговли. Сооружение дороги началось в 1913 г., а спустя год был возведен вокзал станции Бийск. Он представлял собой небольшое одноэтажное каменное здание, выполненное в варианте рационалистического модерна. Аналогичные вокзалы, построенные по типовым проектам, появились и на других станциях Алтайской железной дороги, например на станции Бердск.

Последним крупным зданием, возведенным в Бийске перед революцией 1917 г. и Гражданской войной, стал Народный дом имени Павла Копылова, открытие которого состоялось в ноябре 1916 г. Здание было сооружено на средства подполковника в отставке А.П. Копылова, получившего наследство своего дяди - купца П.А. Копылова; проект выполнил известный на Алтае гражданский инженер И.Ф. Носович. При проектировании Народного дома в Бийске зодчий использовал свой опыт строительства Народного дома в Барнауле (по проекту И.П. Ропета), а также конкурсного проектирования русского театра в Варшаве [4, с. 222]. Проект бийского Народного дома тоже появился в результате конкурса, объявленного в 1912 г. [9, с. 77]; в нем участвовал и другой ведущий зодчий Сибири - А.Д. Крячков. В Народном доме располагались зрительный зал, общественная библиотека, биржа труда, дешевая столовая и чайная, воскресная школа для взрослых.

Здание выделяется монументальностью и сложной асимметричной конфигурацией. Четкие вертикальные членения фасада сближают его с образцами архитектуры рационалистического модерна, что ярко отражает и рационалистическую направленность альма-матер зодчего - санкт-петербургского Института гражданских инженеров [4, с. 223]. Благодаря расположению здания на углу квартала декоративное оформление его уличных фасадов практически равноценно. Вертикальное членение стен акцентировано лопатками на всю

высоту фасадов, которые завершаются парапетными столбиками. Поверхность первого этажа декорирована рустом. Входная часть здания выделена крупными арочными проемами и высоким аттиком, угловая -башенкой с ротондой и куполом. Несмотря на рационалистическую строгость фасадов, в их облике присутствуют реминисценции раннего модерна, с его обращением к образам Средневековья: «романские» зубчатые пояски, «готический» остроконечный фронтон углового входа. Элементы более поздней ренессансной архитектуры также прослеживаются на фасадах здания: колонки тосканского ордера, руст стеновой поверхности, арочные завершения оконных проемов. Подобные сочетания вариантов «нового стиля» были характерны для архитектуры провинциальных городов в связи с долгим господством эклектики. Народный дом в Бийске стал одной из наиболее значимых построек гражданского инженера И.Ф. Носовича. В настоящее время здесь размещается Бийский городской драматический театр, здание признано памятником архитектуры регионального значения.

Рассматривая архитектуру Бийска первой трети XX в., нужно отметить и такой малоизученный вопрос, как попытка строительства города-сада. Волна популярности идеи городов-садов, охватившая Рос-

Народный дом им. Павла Копылова (гражданский инженер

И.Ф. Носович, 1916)

Бийск

2009

Фото О.В. Богдановой

сию в первые десятилетия XX в., дошла в конечном счете и до Алтая. В сентябре 1917 г. было организовано Бийское общество городов-садов, председателем которого стал известный книготорговец В.К. Сохарев. Девизы общества «Здоровые условия и красота родного города» и «Здоровое, удобное, красивое жилище каждому гражданину» отражали приверженность организаторов идеям английского социолога и урбаниста Э. Говарда [12; 16].

За короткий промежуток времени в общество вступили не менее 1200 человек. Весной 1918 г. на общем собрании были рассмотрены проект планировки горо-да-сада и пояснительная записка к нему (к настоящему времени не выявлены) [15]. К осени того же года общество выработало правила застройки и землепользования для города-сада. Его участки должны были распределяться по жребию между отдельными членами общества или целыми группами, при этом первоочередное право распределения имели лица, прожившие в Бийске не менее трех лет. На каждую семью давался только один участок, рассчитанный на один дом. В первый же весенний сезон (т.е. в 1919 г.) необходимо было занять участок огородом или садом и в течение первых трех лет - постройкой, иначе участок передавался другому лицу. Продажа и залог

Особняк

Н.И. Ассанова

(архитектор

К.К. Лыгин,

1913-1914)

Бийск

2009

Фото О.В. Богдановой

участков запрещались, допускался только обмен [2]. Примечательно, что деятельность Бийского общества городов-садов не ограничивалась только градостроительными вопросами: при нем функционировали курсы садоводства и огородничества, планировалось открыть народный банк. Воплощению проекта бийского города-сада в жизнь помешали события Гражданской войны, и он остался нереализованным. Советская власть не стала поддерживать это начинание.

На протяжении 1920-х гг. Бийск, как и ряд других исторических городов Западной Сибири, испытывал спад строительной активности. Несмотря на то, что город сохранил статус административного центра (в 1925 г. был образован Бийский округ в составе Сибирского края), новое строительство здесь практически не велось. Лишь в конце десятилетия в городе были построены несколько промышленных предприятий. Ситуация изменилась на рубеже 1920-1930-х гг., когда в застройке Бийска появился конструктивизм - авангардное направление советской архитектуры. Принципы целесообразности, утилитарности и стандартизации наиболее ярко воплотились в двух конструктивистских сооружениях Бийска - здании окружной больницы и Центральной электростанции.

Строительство окружной больницы -крупнейшего медицинского учреждения в городе - развернулось в 1929 г. в Заречной части Бийска, на территории соснового бора (ул. Тургенева, 82/1). Проект здания был одновременно заказан двум выпускникам Томского технологического института И.А. Бурлакову и И.В. Киренскому [10]. К реализации приняли проект инже-нера-строителя Бурлакова - одного из ведущих представителей конструктивизма в Сибири. Расчет железобетонных перекрытий осуществил инженер-строитель С.А. Полыгалин, который впоследствии получил известность благодаря работе над проектом оперного театра в Новосибирске [7].

Открытие Бийской окружной больницы состоялось в 1931 г.

Симметричное, Ш-образное в плане здание решено в строгих и предельно лаконичных формах. Центральная часть -трехэтажная, боковые крылья - двухэтажные. Нужно отметить, что автор проекта проявил большое внимание к инсоляции помещений: здание имеет широтную ориентацию, на северную сторону обращены центральный вход, вспомогательные помещения и лестничные клетки, а большинство палат выходят на южную сторону, наиболее благоприятную по условиям инсоляции. Гладко оштукатуренные и лишенные декора фасады, вертикальное остекление лестниц, окраска простенков между окнами в темный цвет (имитация популярных в то время сплошных остекленных полос) - типичные приемы конструктивизма, которые И.А. Бурлаков часто использовал в своем творчестве. Всё это должно было создавать образ современного и комфортабельного медицинского учреждения.

Участок для Центральной электростанции (ЦЭС) был отведен в юго-западной части Бийска, близ берега р. Бия. Строительство началось в 1930 г. Планировалось, что новое предприятие обеспечит электроэнергией всю промышленность города и ближайшие колхозы [14; 17]. В первоначальном проекте сооружение имело ярко выраженный конструктивистский облик, подчеркнутый башенным объемом с вертикальным остеклением и окнами-«иллю-минаторами». По всей видимости, проект составлялся в одной из московских проектных организаций. Однако в процессе строительства, осложнившегося нехваткой стройматериалов и рабочей силы, проект был в значительной степени изменен: электростанция лишилась ряда архитектурных элементов, ее композиция заметно упростилась и приобрела более утилитарный характер [13]. Завершенное в середине 1930-х гг. сооружение стало одним из наиболее крупных промышленных предприятий Алтайского края. Впоследствии ЦЭС

неоднократно реконструировалась и была расширена.

Таким образом, можно заключить, что архитектура Бийска первой трети XX в. развивалась в соответствии с существующими стилевыми воззрениями, проектными и строительными практиками в русской и советской архитектуре, и доминирующими стилем и стилевым направлением этого периода в городе были модерн и конструктивизм. Важно, что первые десятилетия XX в. отмечены появлением в архитектуре города принципиально новых типов зданий: это торговые пассажи, вокзал, Народный дом. Ряд зданий этого периода отличает высокая степень профессионального исполнения, поскольку многие из них строились по проектам известных и востребованных в Сибири архитекторов, выпускников ведущих архитектурно-строительных школ -К.К. Лыгина, И.Ф. Носовича, И.А. Бурлако-ва. Рассмотренные в статье архитектурные памятники, имевшие черты респектабельности и «столичности», не только придавали облику Бийска индивидуальность, но и играли важную роль в формировании социокультурного пространства «ворот Горного Алтая».

Бийская окружная больница (инженеры И.А. Бурлаков, С.А. Полыгалин, 1929-1931) Бийск 2021

Фото А.Е. Тоскина

Примечания

1. Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII - начало XX в.). Томск, Бийск, Барнаул, Кузнецк, Колывань, Ка-мень-на-Оби, Нарым, Мариинск, Новоникола-евск / под ред. В.П. Бойко. - Томск : Изд-во ТГА-СУ, 2011. - 480 с.

2. Бийский город-сад // Омский вестник. - Омск, 1918. - 2 сент. - С. 3-4.

3. Богданова, О.В. Архитектурный облик Бийска конца XIX - начала XX вв. в контексте урбанистики // Проблемы урбанизации восточных регионов России в XIX-XX вв. / под общ. ред. Ю.В. Куперта, К.В. Фадеева. - Томск : Изд-во ТГАСУ, 2007.-С. 47-51.

4. Богданова, О.В. Из опыта строительства народных домов на Алтае // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края / отв. ред. A.A. Тишкин, В.П. Семибратов. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016. - Вып. XXII. - С. 220-223.

5. Богданова, О.В. К истории культового зодчества Бийска // Кузнецкая старина. - Новокузнецк, 1999. - Вып. 3. - С. 126-134.

6. Богданова, О.В. К особенностям архитектурного облика города Бийска // Проектирование и строительство в Сибири. - Новосибирск, 2009. -№ 5-6 (53-54). - С. 52-55.

7. Государственный архив Новосибирской области. - Ф. 204. - Оп. 3. - Д. 217.

8. Государственный архив Томской области. -Ф. 3. -Оп. 41.-Д. 1106.

9. Долнаков, А.И., Долнакова, Е.А., Зотеева, Л.А., Степанская, Т.М. Памятники архитектуры Барнаула. - Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1982. - 160 с.

10. Зубрени. Тихое помешательство // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1929. - 23 апр. - С. 2.

11. Корреспонденция // Сибирская жизнь. -Томск, 1905. - 24 июня. - С. 2.

12. Местная жизнь // Свободный Алтай. - Бийск, 1917,- 19 окт. - С. 4.

13. На всех предприятиях организовать комиссии содействия строительству ЦЭС // Звезда Алтая. - Бийск, 1932. - 31 марта. - С. 1.

14. Строительство ЦЭСа упирается в толщу нераспорядительности, разгильдяйства, бесхозяйственности ОМХа // Звезда Алтая. - Бийск, 1930,- 15 февр. - С. 2.

15. Хроника // Бийская правда. - Бийск, 1918. -27 апр. - С. 3.

16. Хроника // Свободный Алтай. - Бийск, 1917.

- 17 сент. - С. 4.

17. Что строит Бийск // Звезда Алтая. - Бийск,

1931. - 9 июня. - С. 1.

Об авторах

Атапин Иван Ильич - аспирант Школы дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

E-mail: ivatapin@gmail.com

Богданова Ольга Владимировна - канд. ист. наук, доцент факультета исторических и политических наук Томского государственного университета

E-mail: ol-pr2002@mail.ru

ARCHITECTURE OF BIYSK DURING THE FIRST THIRD OF THE 20TH CENTURY: MAIN TRENDS AND LOCAL FEATURES

Atapin Ivan Ilyich

Postgraduate student of the School of Design of the National Research University, Higher School of Economics

Bogdanova Olga Vladimirovna

Candidate of History, Associate Professor at the Faculty of History and Political Studies of the National Research Tomsk State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract: The article examines the development of architecture of the city of Biysk from the early 1900s to the mid-1930s for the first time. This period was marked by the emergence of new building types, construction technologies and materials. Authors reveal architectural styles that became widespread in Biysk in the first third of the 20th century - Art Nouveau and Constructivism. Historical and cultural value of the most significant buildings and structures is substantiated, their attribution is specified. In addition, the history of creation of Biysk city-garden in the late 1910s is touched upon.

Keywords: history of Siberian architecture; Biysk; Art Nouveau; Constructivism; garden city.

Центральная электростанция. Перспектива здания.

Не позднее 1930

Личный архив А.Е. Тоскина

ними

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.